Shamil R. Kashaf, Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences, Department of Central Asian, Caucasus and Ural-Volga Region, Research Fellow, Moscow; Resource Centre for the Development of Islamic and Islamic Studies Education, Institute of International Relations, Research Fellow, Kazan Federal University, Kazan; project coordinator of Branch of UNESCO Chair on Comparative Studies of Spiritual Traditions, their Specific Cultures and Interreligious Dialogue in the Northern Caucasus, Derbent
Olga V. Volter, Ph. D habil. (Polit.), Ph. D, Russian Asociation of Political sciences, a member
Armavir
The article offers a summary of the talks presented at the second International Practical Meeting “Mobilization of the ethnocultural resource as the most important aspect in countering extremism and terrorism”. The Meeting took place on November 23–24, 2018 in Grozny. It was organized by three universities of the Chechen Republic (GSTOU, ChStUn, ChSPU) with the participation of Institute of Oriental Studies RAS and the Dagestan State University. The participants have identified the specific aspects of the so-called «radical Islamism» in the North Caucasus, which they have described as ‘religious and political extremism». They have stressed that the fundamental difference between Islam as a world religion and such religious and political movements as Islamism, Wahhabism, Salafism are based on extremely aggressive ideologies and receive an additional support due to the discrepancy between essential features of Islamic dogmatics and radical types of social and political activity under the camouflage of pseudo-Islamic appeals.
В статье дается анализ II Международной научно-практической конференции «Мобилизация этнокультурного ресурса как важнейший фактор противодействия экстремизму и терроризму», проходившей 23–24 ноября 2018 г. в г. Грозном на базе трех вузов Чеченской Республики (ГГНТУ, ЧГУ, ЧГПУ), с участием ИВ РАН и ДГУ. Раскрываются особенности проявления так называемого радикального исламизма на Северном Кавказе как одной из форм религиозно-политического экстремизма. Принципиальная разница между исламом и такими понятиями, как исламизм, ваххабизм, салафизм, основывающихся на крайних, предельно агрессивных идеологиях, усиливается также имеющимся несовпадением сущностных черт между исламским вероучением и радикальными типами социально-политической деятельности, осуществляемой под завесой псевдоисламских воззваний.
23-24 ноября 2018 г. в г. Грозном состоялась II Международная научно-практическая конференция «Мобилизация этнокультурного ресурса как важнейший фактор противодействия экстремизму и терроризму»1, организованная на площадках Грозненского государственного нефтяного технического университета имени академика М. Д. Миллионщикова, Чеченского государственного университета и Чеченского государственного педагогического университета. Соорганизаторами мероприятия выступили также Институт востоковедения РАН и Дагестанский государственный университет.
С приветственными словами и письмами к участникам конференции обратились: заместитель руководителя Аппарата Главы и Правительства Чеченской Республики И. Х. Байсултанов, заместитель председателя Парламента Чеченской Республики Ш. В. Жамалдаев, ректор ГГНТУ М. Ш. Минцаев, ректор ЧГПУ Х-А. С. Халадов, директор Института востоковедения РАН В. П. Андросов.
В работе конференции приняли участие представители правительства, парламента и Духовного управления мусульман Чеченской Республики.
На заседании был заслушан доклад акад. АН ЧР В. Х. Акаева (ГГНТУ им. акад. М. Д. Миллионщикова, Грозный). В исследовании «Мобилизация потенциала этнической культуры в осуществлении профилактики экстремизма и терроризма: теоретические и практические аспекты» он обратил внимание на необходимость системного изучения экспертным сообществом факторов, детерминирующих социальные девиации (радикализм, экстремизм и терроризм), их сущности, прогнозирование динамики, условий мобилизации потенциала социальных, политических, правовых, этнокультурных ресурсов государства, этносов, социальных групп, отдельных граждан.
Признавая, что профилактика экстремизма, пресечение террористической деятельности - важнейшая задача обеспечения государственной безопасности, автор считает, что здесь свою существенную роль должна сыграть общественность, различные структуры гражданского общества, религиозные организации, духовенство, ученые. Исследователь указывает на необходимость эффективного использования духовно-нравственного потенциала этнической культуры в социальных практиках, работе с молодежью, добиваясь ее успешной адаптации к современным кризисным процессам, сопряженным с глобальными изменениями.
Глобализационные идеологообразующие ценности в системе противодействия проявлениям экстремизма были рассмотрены М. И. Билаловым (ДГУ, Махачкала). Структурируя сферу культуры горизонтальными и вертикальными срезами, автор выделяет фундаментальные и периферийные части культуры народов постсоветского и евразийского пространства: глобализационные (по масштабу участия во взаимодействии), цивилизационные (по масштабу влияния), идеологообразующие (по степени остроты влияния) ценности. Именно со столкновениями их трактовок связаны противоречия народов и цивилизаций, которые могут привести к экстремизму и терроризму. Автор считает, что только диалог Запада и Востока способен оказать влияние на коренное изменение ценностных противоположностей. И здесь особую роль он отводит евразийской культуре, гармонично сочетающей альтернативы высших идеалов человеческого духа. Ее идеологообразующие ценности обладают особой значимостью «Методологические проблемы формирования “транснациональной” идентичности в контексте преодоления радикализма и террора» - тема исследования Ф. М. Гурбанова (Институт философии Национальной академии наук Азербайджана). Автор определяет общетеоретические и философские основы возникновения и развития радикализма и террора в мировом масштабе, методологический принцип изучения этой проблемы в рамках междисциплинарного подхода. Автор признает радикализм и террор серьезной глобальной проблемой, сильно искажающей суть транснациональной идентичности и на практике мешающей формированию интерсоциальной среды. Самое главное, считает он, радикализм и террор разрушают этнические основы обществ, создают серьезные преграды для диалога и сосуществования разных обществ, культурных систем и цивилизаций.
Рис. 1. Пленарное заседание прошло в конференц-зале ГГНТУ. Фото Пресс-службы ГГНТУ в системе противодействия проявлениям экстремизма.
Fig. 1. The Plenary meeting was held in the conference hall ofGSTOU. © The press service ofGSTOU
Предлагая выход из создавшейся ситуации, определяющую роль он отводит понятию «уважение» в интерпретации кавказского народа. Уважение - более глубокое эмоциональное состояние, чем толерантность и терпимость. Уважение автоматически предполагает от каждого признания равноправия, свободы и достоинства другого. Ведь взаимоуважение автоматически предполагает и готовность к диалогу.
Л. М. Ефимова (МГИМО МИД РФ) рассмотрела особенности религиозно-политического экстремизма в Индонезии и программу дерадикализации, отметив, что опыт некоторых стран Юго-Восточной Азии актуален для нашей страны и стран СНГ.
Ш. Р. Кашаф (Центр изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало- Поволжья, Институт востоковедения РАН) рассказал об опыте Федеративной Республики Германия в противодействии рекрутингу мусульманской молодежи в экстремистскую деятельность. Европейский опыт, по мнению эксперта, должен быть внимательно изучен с целью возможного применения в условиях российской действительности2.
Далее работа конференции проходила по секциям. С докладами выступили отечественные и зарубежные ученые: В. Х. Акаев (Грозный), М. М. Бетиль- мерзаева (Грозный), М. И. Билалов (Махачкала), Г. Н. Валиахметова (Екатеринбург), О. В. Вольтер (Армавир), В. Ю. Гадаев (Грозный), И. Г. Гайрабеков (Грозный), Ф. М. Гурбанов (Баку), Е. С. Гусева (Самара), Ш. Р. Кашаф (Москва), М. Ю. Келигов (Магас), М. М. Кучуков (Нальчик), Л. М. Михайлова (Москва), Б. Б. Нанаева (Грозный), Р. А. Рушанзаде (Баку), М. А. Сапронова (Москва), Х-А. С. Халадов (Грозный), Г. И. Юсупова (Махачкала), М. Я. Яхьяев (Махачкала) и др.
Общее число участников конференции составило 84 человека, среди них докторов наук - 28, кандидатов наук - 33, студентов, магистрантов, аспирантов - 23.
Секция «Современный экстремизм и терроризм - угрозы мировому сообществу: теоретико-методологический анализ», проходившая на базе Чеченского государственного педагогического университета, была посвящена анализу глобальных и региональных особенностей проявления экстремизма и терроризма, вызовам, рискам и угрозам для национальной безопасности России.
Были заслушаны доклады: М. Д. Абдулкадирова (Грозный) «Глобальный характер проявления экстремизма и терроризма в современную эпоху», А. В. Акаева (Махачкала) «Об управлении социально-политическими кризисами: взаимосвязь общего и особенного». В выступлении М. Ш. Алдиевой (ЧГУ) рассматривалась проблема глобальной угрозы экстремизма и терроризма традиционным этническим ценностям. Автор обратила внимание на то, что духовное развитие общества становится одним из самых важных факторов обеспечения национальной безопасности. Духовность защищает нацию, национальную культуру, образ жизни. Она выполняет функцию социального и культурного фильтра, пытается предотвратить проникновение инородных явлений в национальную жизнь, подрывающих национальную идентичность.
Чл.-корр. Петровской академии наук и искусств, член международной организации «Профессора мира за мир» Абульгасан Фархад оглу Аббасов (Ин-т философии НАНА) рассмотрел понятие «философия сложности» как важнейший компонент фундамента, на котором зиждется толерантная и муль- тикультурная «формула жизни», современное научно-теоретическое мышление, условно называемое автором критическо-синергетическим. По его мнению, именно такой тип мышления представляет собой основной «инструмент» для достижения взаимовыгодного сотрудничества и справедливости в мире, развития его коммуникативных и толерантных качеств. Внутренняя диалогичность, творческо-продуктивная конвергенция, разрешение противоречий путем схождения и согласования, стремление к единству посредством разнообразия - таковы неотъемлемые качества этого типа мышления. Его цель - нахождение «равнодействующей силы» в чрезмерной пестроте ценностей и традиций, интересов и позиций, зачастую противостоящих друг другу. Это достаточно убедительно подтверждает нынешнее драматическое состояние в мире, все больше и больше сжимающее ареалы толерантности, меж- культурного диалога и сотрудничества.
Доклад Т. И. Барзаевой (Грозный) был посвящен идее политического экстремизма в работах А. Авторханова. О многообразии форм международного терроризма и о стратегии и тактике борьбы с вызовами экстремизма и терроризма в России говорили Ж. А. Салгириева (Грозный) и Е. А. Тормозова (Москва). М. Я. Яхьяев (Махачкала) представил теоретические и методологические аспекты профилактики религиозно-политического экстремизма и терроризма.
Методологические проблемы политического терроризма исследовал член Союза писателей Азербайджана Рушанзаде Рушан (Ин-т философии НАНА), рассмотревший суть и проявления политического терроризма на мировой арене. Перспективам и трудностям межкультурного диалога и исследованию образа мусульманина и православного у современной молодежи посвятили свою работу представители Самарского национального исследовательского университета им. академика С. П. Королёва Е. С. Гусева (Самарский национальный исследовательский ун-т), А. Ю. Чернов (Волгоградский гос. ун-т). Они обратили внимание на важное обстоятельство - религиозная вера может как сближать, так и разъединять представителей разных конфессий. Разъединяет несходство в религиозном мировоззрении - его содержание, а сближает сам акт веры как признание наличия высших, сверхъестественных сил. В качестве инструмента исследования применялась разработанная авторами анкета с вопросами, призванными раскрыть содержание образов мусульманина и православного и выстроенными по типу неоконченных предложений, которые требовалось дополнить. На основе ответов респондентов устанавливалось сходство и различие этих образов.
Методологические аспекты изучения экстремизма и терроризма (современные направления исследования проблемы экстремизма и терроризма в исламе) - тема выступления Д. А. Гусеновой (ДГУ). Проанализировав работы отечественных и зарубежных авторов об экстремизме и терроризме в исламе, она обратила внимание на то, что наибольший объем исследований по этой проблематике обнаруживается среди представителей зарубежной научной мысли.
Чл.-корр. РАЕН О. В. Вольтер (Армавир) коснулась вопроса религиозного конфликта между Русской православной церковью и Константинопольским патриархатом. Причины раскола она видит в религиозном экстремизме, возникшем в условиях эскалации напряженности в современном геополитическом контексте.
В ходе работы секции была выявлена необходимость выработки идеологообразующих ценностей для осуществления профилактики и противодействия социальным девиациям, а также раскрылись реальные возможности мобилизации потенциала этнической культуры, нравственно-гуманистических ценностей ислама и христианства.
Секция «Мобилизация потенциала этнокультурных ценностей в осуществлении профилактики экстремизма и терроризма». Проблеме этнокультурной компетентности как условию профилактики экстремизма и терроризма посвятили совместный доклад Л. Х. Авшалумова и Б. Ш. Алиева (ДГУ).
Раскрывая проблему формирования этнической идентичности, авторы обратились к проблеме востребования образовательного ресурса различных институтов с целью поиска нравственных и культурных ориентиров в воспитании подрастающего поколения. Прежде всего, это использование духовно-нравственного потенциала этнокультурных традиций в учебно-воспитательном процессе школы, формирование национального самосознания и гражданской идентичности молодежи.
Просвещенного человека, как творца и транслятора ценностей культуры своего этноса, способного противостоять асоциальным явлениям в обществе, делает объектом своего внимания А. М. Буттаева (ДГУ). Она считает необходимым не только развивать сферу образования, но и научить человека просвещаться самостоятельно, изнутри, уметь пользоваться собственным «фонарем Диогена».
Участники конференции не обошли вниманием и проблемы взаимосвязи средств массовой информации, экстремизма и терроризма. Этой теме посвящен доклад Асадова Этибар Магомед оглу (Ин-т философии НАНА) «Политическая культурная среда и дипломатия средств массовой информации».
В. Ю. Гадаев (ЧГПУ) и ректор ЧГПУ С. Х. Халадов исследовали проблему этнонациональной культуры в контексте исламских духовных ценностей.
Говоря об этнокультурных традициях как факторе противодействия экстремизму, Б. Б. Нанаева (ГГНТУ) подчеркнула их значимость в чеченском обществе. Нравственные категории, заключенные в традициях, выступают в качестве системы принципов и ценностей, которыми люди и сегодня руководствуются в своем поведении и удерживают людей в рамках общественно дозволенного.
Этнокультурные традиции в чеченском обществе охватывают все стороны личной и общественной жизни, заполняют не только социальную, но и правовую сферу. В современном мире в условиях преобладания таких мощных регуляторов общественной жизни, как политический и экономический рынок, регулятивная роль традиций уступила свои прежние позиции. Но обычаи и традиции сохранили свою значимость в обществе, обеспечивая самоконтроль человека в тех ситуациях, когда общественный контроль затруднен. Нравственный кодекс чеченцев, отражая самобытность общественных отношений, содержит принципы равенства, справедливости и свободы личности. Поэтому эти и другие особенности культуры чеченцев создают значимый противовес таким асоциальным явлениям, как экстремизм и терроризм, попрание чести и достоинства человека, насилие, угнетение, жестокость. Эти установки не имеют ничего общего с теми высокими нравственными принципами, на страже которых во все века стояли этнокультурные традиции. Воспитание молодежи на основе принципов, заложенных в национальной культуре, является важнейшим фактором профилактики терроризма.
Роль шариата в формировании толерантности у подрастающего поколения - исследование З. Б. Киндаровой (ЧГУ) и Х. В. Исраиловой (ЧГУ). Проведя сопоставительный анализ духовных ценностей, на которые ориентирует шариат, и толерантностью, они заключили, что воспитание в духе ислама предполагает формирование толерантных ценностных установок.
Как известно, этнические процессы, система межэтнических взаимодействий и межгосударственных отношений тесно связаны с формированием и развитием такого социокультурного феномена, как этнические диаспоры. Н. А. Саркарова (ДГУ) попыталась дать психологическую оценку состояния мигрантов. Они, считает исследователь, сохраняют коллективную память о стране происхождения; ощущают свою чужеродность в принимающей стране; стремятся к возвращению в родной дом; оказывают помощь исторической родине и т.д. В принимающем сообществе именно люди с миграционной историей часто способствуют формированию искаженного образа конкретной национально-этнической группы.
Ж. М. Кучукова и М. М. Кучуков (Нальчик) представили доклады о национальном популизме как источнике этнической конфликтности. Обстоятельному анализу этнокультурной специфики террористической виктимности было посвящено выступление Е. Н. Лисовой (Воронежский гос. ун-т). По ее мнению, этнокультурная специфика террористической виктимности представляет научно-практический интерес из-за различий в формировании комплекса жертвы, а именно большей подверженности этому представителей определенных культур, степени устойчивости ее проявления, приемлемости, мотивационно-ценностных и национально-характерологических оснований становления и путей иррадиации в социальном пространстве.
Об одной важной причине проявления экстремизма в сознании и поведении людей рассуждал М. М. Камиль (ДГУ). Рассматривая проблему на уровне формальной логики, автор приходит к выводу, что одномерная бинарная классическая логика, при всей ее конструктивности для естественно-научного мышления, при распространении на мировоззренческие и гуманитарные сферы начинает препятствовать формированию инклюзивной поликультуры, свободной от крайностей и экстремистских проявлений.
Секция «Поиск эффективных способов противодействия экстремизму» проходила в Чеченском государственном университете. Наибольший интерес вызвали доклады акад. Академии наук Чеченской Республики В. Х. Акаева (Грозный), посвященный проблемам радикального ислама на Северном Кавказе, его трансформации и мерах противодействия, и выступление М. А. Сапроновой (МГИМО МИД РФ), представившей сравнительный анализ подходов к борьбе с терроризмом в Саудовской Аравии и Иране.
Культурному аспекту противодействия терроризму на опыте Ирана посвящен совместный доклад А. А. Лукашева (Ин-т философии РАН) и Х. Р. Хадавимогаддама (Иран) - президента Фонда исследований исламской культуры им. Ибн Сины. Они отмечали, что несмотря на численное преобладание в Иране шиитов, на территории страны проживают довольно крупные общины суннитов. Хотя противоречия между суннитами и шиитами имеют давнюю историю, большим достижением последних лет стала согласованная позиция всех основных шиитских правоведов по вопросу о недопустимости оскорблений в адрес всего того, что священно для суннитов. Явно выраженная позиция религиозных лидеров по болезненным межконфессиональным вопросам, конечно, играет большую роль в профилактике развития радикализма под религиозными лозунгами. Но не меньшее значение, подчеркивают авторы, играет и общий культурный контекст, апелляция к которому способна актуализировать ресурс религиозной толерантности, позволивший исламской культуре сформировать общее культурное наследие.
Проблему радикализации исламского движения на Ближнем и Среднем Востоке в контексте вызовов и угроз для национальной безопасности России рассмотрел И. П. Добаев (Ростов-на-Дону). С позиций системно-интегративного подхода автор анализирует сложные процессы, происходящие на Ближнем и Среднем Востоке, внутренние и внешние причины радикализации исламского движения, а также взаимосвязь между различными факторами, влияющими на изменение ситуации в одном из ключевых регионов мира и несущих угрозу национальной безопасности РФ. Ученым предпринята также попытка дать среднесрочный прогноз возможных трансформаций и инвариантов, которые могут иметь место в регионе на фоне процессов радикализации, и их влияния на Российскую Федерацию.
И. И. Идилов (директор Института экономики и права Грозненского государственного нефтяного технического университета им. акад. М. Д. Миллионщи- кова) и Ш. И. Идилова (ГГНТУ) рассказали о деятельности Всемирной организации граждан (WCO) - новой системе обеспечения глобального мира. Одной из основных целей WCO является развитие дружественных отношений между нациями на основе установления диалога между городами и муниципалитетами.
Актуализация роли информационных, цифровых и образовательных технологий в борьбе против религиозного экстремизма и терроризма - тема докладов Г. Н. Валиахметовой (Екатеринбург), В. С. Магомадова (Грозный), Х. Я. Хаидова (Грозный).
М. Ю. Келигов и А. С. Абубакаров (Грозный) сделали сообщение об общественных объединениях и гуманистическом потенциале в профилактике терроризма и экстремизма, С. Я. Алибекова - о механизмах противодействия экстремизму и терроризму в России и за рубежом, а особенности противодействия экстремизму на Северном Кавказе и роль в этом процессе региональных политических элит показал А. Р. Салгириев (Грозный).
Секция «Социальные, правовые и психологические факторы детерминации экстремизма и методы противодействия» была посвящена проблемам определения экстремизма в социальных и правовых контекстах, а также способах противодействия данному явлению, факторам распространения терроризма в современном обществе, причинам проявления экстремизма в сознании и поведении людей. Несомненно, интересными и актуальными были доклады: Г. Б. Байсаидовой (Махачкала), З. У. Омаровой (Махачкала), М. М. Бетильмерзаевой, М. М. Керимова (Грозный), Р. Ф. Патеева (Казань).
И. А. Ахмедов (ДГУ) охарактеризовал процесс взаимодействия гражданского общества и государства как фактор стабильности и развития. При этом конструктивное взаимодействие возможно в полной мере реализовать лишь благодаря сотрудничеству всех социальных институтов в обществе. В его основе должен находиться диалог, способный нивелировать любые проявления радикализма.
А. Н. Магомедова (ДГУ) рассматривает познавательную культуру как важнейший механизм, формирующий самосознание. Интересный доклад «Традиционная этноконфессиональная толерантность чеченцев как феномен и ресурс противодействия экстремизму и терроризму» был представлен А. А. Манкиевым (ИГИ АН ЧР). Экстремизм, подчеркнул он, представляет реальную угрозу для этнонациональной и этноконфессиональной идентичности чеченского народа, его традициям и менталитету, социокультурным и духовным ценностям. Он нацелен на полное уничтожение этих реалий. Все это обусловливает протестный настрой чеченского народа против экстремизма и терроризма, делает его традиционную этноконфессиональную толерантность важным ресурсом противодействия им, который можно и должно использовать вместе с другими средствами в борьбе с этим глобальным злом.
Тема сотрудничества как фактор стабилизации общественных отношений развивается в докладе Г. Б. Байсаидовой (ДГУ) «Формирование культуры доверия как фактор противодействия экстремизму и терроризму». Современный кризис духовности, считает она, разрушает традиционные социальные связи, способствующие формированию социального порядка. Этот негативный процесс ведет к утрате надежности бытия, уверенности в завтрашнем дне, появлению риска быть вовлеченным в деятельность различного рода экстремистских организаций. Дефицит толерантности как культурной нормы - причина конфликтных взаимодействий. В условиях современного Дагестана объединение религиозной и этнической идентичности с социальными и политическими установками общества способствовало достижению необходимого уровня согласия и доверия.
Актуальные вопросы взаимосвязи и взаимодействия СМИ и экстремизма раскрыты в совместном докладе Д. А. Абуевой и Ф. Х. Даудовой (ГГНТУ) «Терроризм и СМИ». Подчеркивалось, что недопустимо взаимодействие террористических организаций и открытых медиасистем, благодаря которым первые продвигают свои послания, угрозы и цели.
Проблемы природы и сущности толерантного сознания в эпоху глобализации были изложены в выступлениях А. С-А. Гатаева и З. Я. Умаровой (Грозный). Г. И. Юсупова (Махачкала) сделала сообщение о религиозном терроризме в Дагестане и превентивном противодействии ему.
Особое место на форуме было уделено теоретико-методологическому анализу этнокультурного ресурса, мобилизация которого необходима в осуществлении противодействия и профилактики асоциальных явлений, в том числе радикалистско-экстремистских и террористических. На конференции обсуждались проблемы классификации этнокультурных ценностей, выявления ключевых идеалов по их значимости, масштабу вызываемых религиозно-политических противоречий в глобальном и региональном измерении, остроте воздействия на социальные группы. Рассматривались вопросы противодействия и профилактики социальных девиаций посредством мобилизации этнокультурных ресурсов, активного использования нравственно-гуманистических, миротворческих религиозных ценностей, в том числе исламских.
Итоговая сессия «Ресурсные возможности научных коммуникаций в противодействии проявлениям экстремизма и терроризма». Вицепрезидент Фонда исследований исламской культуры им. Ибн Сины А. В. Лукашев (Ин-т философии РАН) презентовал участникам итоговой сессии более 40 книг, изданных фондом, и передал доставленную им в Грозный литературу в дар Научно-исследовательской лаборатории противодействия экстремизму и терроризму при кафедре философии ГГНТУ им. акад. М. Д. Миллионщикова (руководитель - В. Х. Акаев).
М. А. Сапронова (МГИМО (У) МИД РФ) выступила с презентацией издательских проектов своего университета, в которых систематизируются и классифицируются исследования по проблематике современного ислама и мусульманского сообщества России. Особый интерес присутствовавших на конференции специалистов-исламоведов, а также всех других участников, кто интересуется культурой, традициями и обычаями мусульман России, вызвал подготовленный профессором РАН М. А. Сапроновой вместе с другими составителями биоби- блиографический словарь-справочник «Ислам и мусульмане постсоветской России в работах отечественных исследователей (1992-2017)» [
Рис. 2. Участники пленарного заседания конференции в г. Грозном. Фото Пресс-службы ГГНТУ
Fig. 2. Participants of the plenary meeting ofthe conference in Grozny. © The press service ofGSTOU
Состоялась презентация научных рецензируемых изданий «Islamic Studies» (гл. ред. - Р. М. Мухаметшин, предс. редсовета - академик РАН В. В. Наумкин) и «Orientalistica» (гл. ред. - В. П. Андросов, сопредс. редсове- та - академик РАН М. Б. Пиотровский, профессора И. Ф. Попова, А. В. Седов), в которой Ш. Р. Кашаф раскрыл содержательную сторону организации современного редакционно-издательского процесса, особенности подготовки журналов по международным стандартам, пригласил российских и зарубежных ученых к активному сотрудничеству.
В программе международной конференции состоялась презентация журналов «Исламоведение» (гл. ред. - М. Я. Яхьяев) и «Центральная Азия и Кавказ» (гл. ред. - М. К. Эсенов). Эта важная часть работы научного форума позволила наметить пути консолидации ресурсных возможностей организаций науки и высшего образования, государственных, общественных, религиозных деятелей в осуществлении системного противодействия радикалистско-экстремист- ским проявлениям, социальным девиациям.
Работа II Международной научно-практической конференции в г. Грозном завершилась принятием итоговых документов, определением путей дальнейшего сотрудничества. Участники приняли следующие основные решения и рекомендации.
The authors declare that there are no conflicts of interest present.