Preview

Minbar. Islamic Studies

Расширенный поиск

«Тюремное служение» имамов Духовного управления мусульман Нижегородской области в 2007–2021 гг.

https://doi.org/10.31162/2618-9569-2021-14-4-796-818

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Статья посвящена «тюремному служению» имамов Духовного управления мусульман Нижегородской области (далее – ДУМНО) в учреждениях ФСИН в 2007–2021 гг. Актуальность исследования заключается в том, что работа сотрудников ДУМНО как религиозной организации – это посильный вклад в воспитательную работу учреждений ФСИН по исправлению осужденных и предупреждению новых преступлений, в реализацию прав осужденных на свободу совести и исповедание религии. В статье прослеживается развитие «тюремного служения» как формы социального служения имамов ДУМНО в период 2007–2021 гг. в учреждениях, подведомственных Главному управлению ФСИН России по Нижегородской области (далее – ГУФСИН РФ по Нижегородской области). Основными источниками исследования стали информационные материалы официальных интернетсайтов ДУМНО, ГУФСИН РФ по Нижегородской области, информационные материалы СМИ, российские нормативно-правовые акты, результаты интервью с имамами ДУМНО, сотрудниками ГУФСИН РФ по Нижегородской области, осужденными. Исходя из поставленной цели, автор стремится ответить на следующие вопросы: в каких условиях сложилось взаимодействие ДУМНО и ГУФСИН России по Нижегородской области, как изменялась повестка сотрудничества, как устанавливалась коммуникация участников процесса – имамов, сотрудников ФСИН, осужденных, какие формы имеет взаимодействие и с каким мыслями имамы выполняют эту работу. В ходе исследования была показана эволюция взаимоотношений между ДУМНО и ГУФСИН России по Нижегородской области в сторону постепенного увеличения количества контактов, форм работы с осужденными по их исправлению, увеличения числа имамов, которые приобрели опыт «тюремного служения». Показан педагогический компонент «тюремного служения» имамов ДУМНО.

Для цитирования:


Корнилов А.А., Орехов А.А. «Тюремное служение» имамов Духовного управления мусульман Нижегородской области в 2007–2021 гг. Minbar. Islamic Studies. 2021;14(4):796-818. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2021-14-4-796-818

For citation:


Kornilov A.A., Orekhov A.A. Imams’ Prison Service in Nizhny Novgorod Oblast in 2007-2021. Minbar. Islamic Studies. 2021;14(4):796-818. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2021-14-4-796-818

Введение

Целями уголовно-исполнительного законодательства РФ являются работа над исправлением осужденных и предупреждение совершения новых преступлений осужденными и другими лицами – статья №1 УИК РФ. Среди принципов деятельности уголовно-исполнительной системы РФ называются законность, гуманизм и уважение прав человека1 .

Право осужденного на свободу совести и исповедание религии в исправительном учреждении закреплено в ч.1 ст.14 УИК РФ при условии ненарушения внутреннего распорядка в исправительном учреждении. Вероятно, одним из факторов, способствующих реализации права осужденных на свободу совести и исповедание религии, является вектор развития государственно-конфессиональных отношений в РФ. С конца 1990-х гг. существенной частью государственно-конфессиональных отношений РФ была кооперация государства и религиозных организаций для совместного решения социальных проблем. Так, например, в «Основах социальной концепции Русской православной церкви», опубликованной в 2000 г., есть концепт соработничества, означающий взаимодействие Русской православной церкви (далее – РПЦ) и государства в ряде сфер2 . В документах, отражающих социальную программу российских мусульман, также говорится о социальном служении мусульман3 . Таким образом появились условия для адресной работы сотрудников религиозных организаций в деле попечения о лицах, находящихся в местах лишения свободы, и взаимодействия между религиозными организациями и уголовноисполнительной системой РФ.

Цель данной статьи – проследить развитие такой формы социального служения, как «тюремное служение» имамов Духовного управления мусульман Нижегородской области в период 2007–2021 гг. Географически исследование охватывает учреждения, подведомственные Главному управлению ФСИН России по Нижегородской области. Авторы исследования стремились ответить на следующие вопросы:
1. В каких условиях сложилось взаимодействие ДУМНО и ГУФСИН России по Нижегородской области?
2. В каком направлении изменялось содержание сотрудничества?
3. Как устанавливалась коммуникация участников процесса – имамов, сотрудников ФСИН, осужденных?
4. Какие формы имеет взаимодействие и с какими помыслами имамы выполняют эту работу?

Нижняя граница периода исследования обусловлена тем, что в 2007 г. начинается систематическое сотрудничество ДУМНО и ГУФСИН России по Нижегородской области, отразившееся в источниках. В 2021 г. к некоторым мероприятиям «тюремного служения» авторам удалось применить метод включенного наблюдения, и этим обусловлена верхняя граница периода исследования.

Источниковую базу исследования составляют информационные материалы официальных интернет-сайтов ДУМНО, ГУФСИН РФ по Нижегородской области, информационные материалы СМИ, российские нормативноправовые акты и результаты интервью с имамами ДУМНО, осужденными, сотрудниками ФСИН. Научная литература по теме взаимодействия ФСИН и религиозных организаций включает в себя исследования сотрудников ФСИН [1], ученых-правоведов, как правило, ведомственных образовательных организаций ФСИН [2];[3], священников, практикующих «тюремное служение» [4];[5];[6]. В работах перечисленных категорий авторов большое внимание уделяется истории развития правовой базы по взаимодействию ФСИН и религиозных организаций, в меньшей степени уделено внимание механизмам выстраивания коммуникаций ФСИН и религиозных организаций по обеспечению прав верующих осужденных, их исправлению [7]. В данной статье изложен взгляд на взаимодействия ФСИН и мусульманской религиозной организации, исходя из практик – привычных способов действия, которыми наполнялись формы взаимодействия территориального управления ФСИН в Нижегородской области и конкретной религиозной организации в период 2007–2021 гг.

Хронология коммуникации ГУ ФСИН РФ по Нижегородской области и ДУМНО

Первой религиозной организацией, которая смогла начать работу по удовлетворению духовных потребностей осужденных к лишению свободы лиц, содержащихся в исправительных учреждениях ГУФСИН России в Нижегородской области, была Русская православная церковь Московского Патриархата (далее – РПЦ). После того как в исправительные учреждения Нижегородской области открылся доступ священникам РПЦ и там начали открываться храмы и молитвенные комнаты, осужденные мусульмане стали обращаться к руководству исправительных учреждений по вопросу реализации своего права на исповедание религии (ст.28 Конституция Российской Федерации). Информация о таких случаях стала передаваться близкими людьми этих осужденных мусульман руководству ДУМНО в 2006–2007 гг.4 Обязанности по координации работы с обращениями единоверцев и взаимодействия с силовыми структурами ДУМНО возложило на имам-хатыба Нижегородской Соборной мечети Ахмета Ахтямовича Абдуллина5 .

В свою очередь руководство ГУФСИН России по Нижегородской области, руководители исправительных учреждений были заинтересованы в поддержании порядка и дисциплины в вверенных им учреждениях. Таким образом, сложились условия для начала конструктивного взаимодействия ДУМНО и Главного управления ФСИН России по Нижегородской области – на региональном уровне6 .

27 ноября 2008 г. между ДУМНО и ГУФСИН России по Нижегородской области было подписано соглашение о сотрудничестве в области защиты свободы совести и вероисповедания осужденных, попечении о лицах, находящихся в местах лишения свободы (далее – Соглашение).

Текст Соглашения в целях духовно-нравственного воспитания и обучения осужденных, исповедующих ислам, религиозным нормам декларировал стремление: 1) посещать места отбывания наказаний, совершать богослужения, религиозные обряды, 2) закрепить мусульманских священнослужителей за исправительной, воспитательной колонией, следственным изолятором, исходя из имеющихся возможностей, 3) организовывать воскресные школы и другие мероприятия для обучения религиозным предписаниям, исходя из желания осужденных, 4) оказывать помощь в оборудовании и строительстве молитвенных комнат, мечетей на территории исправительных учреждений, а также помощь в виде религиозной исламской литературы, газет, аудио– и видеопродукции, вещей, продуктов питания, медикаментов.

ГУФСИН России по Нижегородской области со своей стороны обязалось предоставлять возможность представителям ДУМНО 1) посещать исправительные учреждения, следственные изоляторы (далее – СИЗО) с целью проведения с осужденными, обвиняемыми мусульманами бесед воспитательного характера, отправления религиозных обрядов, удовлетворения их духовных потребностей, 2) комплектовать библиотечные фонды исправительных учреждений литературой и другой печатной продукцией для религиозного обучения, воспитания. Также ГУФСИН России по Нижегородской области на территории исправительных учреждений сохраняло действующие молитвенные комнаты, мечети и не препятствовало созданию новых при наличии помещений. Осужденным разрешалось (и разрешается сейчас) в нерабочее время, без нарушения правил установленного распорядка дня, совершать религиозные предписания индивидуально или коллективно7 .

Начальный период взаимодействия ДУМНО с ГУФСИН России по Нижегородской области (2007–2008 гг.) примечателен тем, что происходило установление связей между ДУМНО и руководителями исправительных учреждений для привлечения имамов к разрешению конфликтных ситуаций между осужденными мусульманами и руководством исправительных учреждений. Связь поддерживалась посредством личных контактов ответственных сотрудников ГУФСИН России по Нижегородской области и ответственного за работу с осужденными в ДУМНО Абдуллина А.А., что подтверждает отсутствие делопроизводственных процедур, а именно: деловой переписки, согласования плана мероприятий на год, отчетов, особых форм архивирования документов. Данное обстоятельство в определенной степени осложняет объективное исследование феномена «тюремного служения»8 .

В период 2010–2017 гг. ответственным за взаимодействие с силовыми структурами стал М.С. Хусяинов9 . В этот период выезды совершались по договоренности – по телефонному звонку без официального письма, так как телефонная связь с ответственным сотрудником ГУФСИН России по Нижегородской области (куратором – по словам М.С. Хусяинова) и с руководителями исправительных учреждений была уже установлена. Впоследствии в практику вошел следующий алгоритм коммуникации: М.С. Хусяинов получал от осужденных через родственников (близких) либо от руководства исправительного учреждения информацию о том, что нужна помощь в разрешении какого-либо вопроса, касающегося реализации права осужденных на исповедание своей религии в исправительном учреждении. В таком случае М.С. Хусяинов обращался к ответственному в ГУФСИН России по Нижегородской области за взаимодействие с ДУМНО (далее – куратор) и передавал ему информацию о возникшем вопросе. Это означало необходимость официального запроса от ГУФСИН России по Нижегородской области на имя председателя ДУМНО – буквально предложение через официальное письмо организовать совместный выезд в конкретное исправительное учреждение. Условия этого выезда – дата и время – согласовывались с ДУМНО, и выезд совершался в оговоренное время, если не случалось ничего неотложного. При этом использование деловой переписки как средства коммуникации на момент интервью10 представлялось М.С. Хусяинову важным элементом отношений между организациями, так как, обмениваясь официальными письмами, обе стороны фиксировали свое положение и договоренности.

Опыт коммуникации на «местном уровне» с руководством и контингентом ФКУ «Исправительная колония №11 ФСИН России по Нижегородской области» (далее – ИК №11) строгого режима в г. Бор имеет председатель местной религиозной организации мусульман «Ихсан» К.А. Мусин11. Свое «тюремное служение» К.А. Мусин согласует с начальником отдела ДУМНО по взаимодействию с силовыми структурами М.А. Беюсовым12.

В 2019 г. К.А. Мусин, будучи помощником имама Борской Соборной мечети, по приглашению начальника ИК №11 вошел в попечительский совет колонии, так как в ИК осужденных-мусульман было около 100 человек – практикующих и так называемых «этнических»13. В 2019–2020 гг. К.А. Мусин и имам-хатыб мечети «Ихсан», и.о. председателя МРОМ «Ихсан» г. Бор Р. Камалетдинов при содействии заместителя начальника по воспитательной работе ИК №11 вели работу по исламскому просвещению осужденных мусульман, с июля 2020 г. К.А. Мусин, будучи выбранным председателем МРОМ «Ихсан» г. Бор, продолжает вести работу самостоятельно.

Основные формы взаимодействия

В число совместных мероприятий ГУФСИН России по Нижегородской области и ДУМНО входят прежде всего выезды ответственного по работе с силовыми структурами ДУМНО и ответственного в ГУФСИН России по Нижегородской области за взаимодействие с ДУМНО в подведомственные исправительные учреждения. Выезды в исправительные учреждения в 2007–2021 гг. включали в себя, как правило:
1) встречу с представителями руководства учреждения по интересующим их вопросам в отношении осужденных мусульман, 
2) беседу с осужденными мусульманами по интересующим их вопросам в присутствии представителей руководства учреждения.

Сотрудники ДУМНО возглавляли намаз14, выступали с пятничной проповедью15, разъясняли значение исламских праздников и практиковали другие формы работы с осужденными16.

С появлением федерального списка «экстремистских материалов»17 и по мере его обновления имамы ДУМНО приглашались для проведения ревизий исламской литературы, содержащейся в библиотеках исправительных учреждений на предмет соответствия списку. Самая масштабная ревизия книг была проведена в 2018–2019 гг.18, в ходе которой проверено примерно 10 000 книг, из которых порядка 3000 книг по исламской тематике19. В связи с этим актуальным оставался вопрос об обеспеченности осужденных исламской религиозной литературой. Имамы ДУМНО неоднократно отмечали, что осужденные просят снабжать их религиозной литературой20. Во время выездов имамов в исправительные учреждения происходили передачи в дар книг Издательского дома «Медина» (далее – ИД «Медина») в библиотеки исправительных учреждений21. На встречах с руководством ГУФСИН России по Нижегородской области представители ДУМНО декларировали готовность снабжать библиотеки учреждений ФСИН исламской литературой и проводить экспертизу всех исламских книг, поступающих осужденным. На 2016 г., согласно докладу заместителя начальника по воспитательной работе ГУФСИН России по Нижегородской области Е. Сычева, в библиотечном фонде исправительных учреждений имелось около 1400 экземпляров духовной литературы22. В случае доступа к библиотечному каталогу книг можно было бы попытаться ответить на ряд вопросов – книги каких издательств присутствуют в библиотечных фондах, насколько идеи современных российских мусульманских богословов распространяются среди осужденных мусульман. По словам М.А. Беюсова, который непосредственно участвовал в ревизиях книг, книги ИД «Медина» [8];[9];[10];[11];[12];[13] находятся в ведении библиотек исправительных учреждений, не входят в число тех, которые присылались родственниками осужденных и не пользовались популярностью. По мнению М.А. Беюсова, осужденных не привлекает литература, изданная духовными управлениями – российскими официальными религиозными организациями, так как, чтобы воспринять эти идеи, требуется определенный, более глубокий уровень знаний об исламе и широкий кругозор. Помимо этого, литература, изданная с благословения муфтиев, подаренная имамами библиотекам исправительных учреждений, ассоциируется с «системой»23, то есть с совокупностью органов государственной власти, которые посредством определенных практик превратили людей в осужденных, отбывающих наказание через лишение свободы и нахождение в исправительном учреждении.

Существует и такой формат, когда имам еженедельно проводит служение в определенном исправительном учреждении. В 2009 г. в ФКУ «Исправительная колония №9 Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области» (далее – ИК №9) в г. Дзержинске была построена мечеть24 и назначены имамы для еженедельного проведения в ней пятничной молитвы. С 2019 г. в ИК №11 по понедельникам К.А. Мусин ведет с осужденными беседы об исламе.

Важным изменением в организации «тюремного служения» духовных лиц стало введение в штат территориальных управлений ФСИН России, в том числе и в Нижегородской области, должности помощника начальника территориального управления ФСИН России по организации работы с верующими. В ГУФСИН России по Нижегородской области эту должность в 2016 г. занял председатель объединенной комиссии Нижегородской митрополии по тюремному служению иерей Алексий Калугин25. Общероссийскую повестку по работе с верующими, отбывающими наказание в исправительных учреждениях, формирует управление воспитательной, социальной и психологической работы ФСИН РФ.

С 2015 г. особое внимание со стороны руководства ГУФСИН России по Нижегородской области уделяется теме противодействия экстремизму26, к участию в мероприятиях, нацеленных на реализацию работы в данном направлении, привлекаются имамы ДУМНО27. В 2019 г. представители централизованных религиозных организаций, в том числе и представитель ДУМНО, вошли в созданную межрелигиозную рабочую группу по взаимодействию ГУФСИН России по Нижегородской области с духовными ведомствами по вопросам обеспечения свободы совести и свободы вероисповедания осужденных. Таким образом, с 2016 г. часть воспитательной работы в исправительных учреждениях была передана помощнику начальника территориального управления ФСИН России по организации работы с верующими, а в 2019 г. – созданной межрелигиозной рабочей группе. На практике это выразилось в подключении А.С. Калугина и других духовных лиц не только к работе с обращениями осужденных, связанными с исповеданием религии и свободой совести, в правоохранительные органы, например, в прокуратуру, но и к проведению новых мероприятий, созданию видеоконтента для осужденных.

Например, в рамках межрелигиозной рабочей группы М.А. Беюсов, как и другие духовные лица, принимает участие в создании видеообращений к осужденным и сотрудникам исправительных учреждений на темы противодействия суицидам, коррупции, религиозному экстремизму, межрелигиозным конфликтам, алко– и наркозависимости28. Такие видеообращения транслируются по внутреннему телевидению в исправительных учреждениях и отсутствуют в свободном доступе. А.С. Калугин отмечает, что количество тем, по которым руководство ГУФСИН России по Нижегородской области поручает ему организовать работу с верующими, в последние три года растет (с 2019 г.), данная работа направлена на расширение кругозора осужденных29. Помимо этого, с 2019 г. ежегодно перед празднованием Дня народного единства в исправительных учреждениях проходит «неделя межрелигиозного диалога», во время которой имамы и священнослужители иных религий выступают перед осужденными с лекциями, организуют отдельные мероприятия, например, викторины по знаниям основ традиционных религий РФ30. В 2019 г. во время такой «недели» М.А. Беюсов проводил занятия по темам: «Противодействие религиозному экстремизму», «Обряды и соблюдение режима учреждения»31.

Вопросы, возникающие у осужденных мусульман, пути решения

В течение всего периода сотрудничества ДУМНО и ГУФСИН России по Нижегородской области имамы принимают участие в работе с письмами осужденных32. Основным содержанием писем и бесед во время личных встреч имамов с осужденными и сотрудниками исправительных учреждений является обсуждение вопроса по обеспечению осужденных:
1) халяльной едой,
2) помещением для совершения молитвы,
3) религиозной литературой (включая Коран на арабском языке),
4) ковриками для молитвы,
5) режимом посещения молитвенной комнаты, который позволил бы практикующим мусульманам собираться в комнате во время намаза, и др.33

Таким образом, одной из основных задач имамов ДУМНО и руководства исправительных учреждений был поиск решения проблемы по исполнению осужденными религиозных предписаний без нарушения распорядка дня в учреждениях. По информации заместителя начальника ГУФСИН Е. Сычева, к 2016 г. в исправительных учреждениях региона были созданы необходимые условия для осужденных, исповедующих ислам: мусульманские общины сформированы в десяти исправительных колониях и насчитывают более 200 человек, функционируют одна мечеть и шесть молитвенных комнат, в библиотеках учреждений имеется около 1400 экземпляров духовной литературы34.

Особый интерес вызывает вопрос, как именно согласовывался режим посещения молитвенной комнаты с расписанием ежедневной пятикратной молитвы? Ведь в летнее время ночной намаз ‘иша выполняется примерно в 23:30, утренний намаз фаджр – в 3:00, а время отбоя осужденных наступает в 22:00, подъема – в 6:00. Вариант решения этого вопроса предлагал А.А. Абдуллин. Чтобы исполнить предписание религии, осужденным предлагалось сходить по одному в туалет, совершить омовение, после этого вернуться в кровать и лежа прочитать молитву. Ввиду небольшого количества молящихся распорядок дня целого учреждения ФСИН не мог быть изменен35. Также сотрудники ДУМНО предлагали руководству учреждения ФСИН пойти навстречу мусульманам и предоставить им 5-10 минут на молитву в течение дня, например, вместо «перекуров» на работе. И руководство большей части учреждений ФСИН было готово удовлетворить такие запросы с условием, что под видом исполнения предписаний религии не будет нарушений правил внутреннего распорядка со стороны осужденных.

Как показывают результаты интервью с имамами, ответственными за организацию «тюремного служения» в Нижегородской области в период 2007–2021 гг., список вопросов для обсуждения остается примерно тем же. И это говорит не об отсутствии реакции со стороны руководства исправительных учреждений на запросы осужденных, а скорее о непрерывной работе – постоянном переговорном процессе по уточнению и решению этих вопросов в условиях смены как состава контингента осужденных, так и сотрудников исправительных учреждений. Постоянным фактором в этом переговорном процессе является законодательство РФ, гарантирующее права человека, в частности, осужденного, регламентирующее воспитательную работу в исправительных учреждениях, внутреннюю дисциплину на режимном объекте.

Примечательно, как имамы определяют сами исправительные учреждения и вопросы нахождения в них осужденных. Например, М.С. Хусяинов призывал осужденных относиться к нахождению в тюрьме следующим образом: «Люди зачастую сами сделали так, чтобы попасть в тюрьму: совершили преступление, а по существу нарушили какую-то заповедь, например, убили или украли, то есть нарушили божественные предписания, которые транслируются авраамическими религиями, и были осуждены в соответствии с российским законодательством, «земным законом». А так как все лучшее и плохое от Аллаха, то время в тюрьме – это время для того, чтобы подумать о дальнейшей жизни. Осужденный попадает в тюрьму словно в ад в отдельно взятом месте и на определенный срок. Тем самым грешник наказывает себя сам. И лучше получить «ад» на земле, сделать все для того, чтобы искупить грех, чем отложить это и попасть в ад после смерти»36. Уровень знаний об исламе у осужденных мусульман имамы оценивают как достаточно низкий, об этом свидетельствуют такие факты: вместо того чтобы сосредоточиться на исполнении первостепенного намерения (ният) и обязательных действий (фард)37 в тюремных условиях, когда время на совершение молитвы бывает ограниченным, нередко между верующими осужденными происходят споры вокруг элементов намаза, являющихся рекомендованными (сунна) [14] и т.д.

Какие проблемы, по мнению имамов, препятствуют «тюремному служению»?
В период 2007–2021 гг. имамы, проживая в Нижнем Новгороде либо в населенных пунктах вблизи него, неоднократно посещали исправительные учреждения, которые находились в 100-200 км от города. «Тюремное служение», как и другие виды социального служения, напрямую связано с материальным обеспечением задействованных имамов. Средства на «тюремное служение» каждый имам изыскивал сам. Например, М.С. Хусяинов вопросы оплаты выездов в исправительные учреждения решал с родственниками осужденных, лидерами диаспор в Нижегородской области (например, с таджикской, узбекской диаспорами)38. В целом, все имамы, занимавшиеся «тюремным служением», высказали мнение о том, что, если государством в лице ФСИН ставится цель – достичь исправления и затем ресоциализировать осужденных, значит необходимо выделить на это целевое финансирование39.

При открытии молитвенных комнат в исправительных учреждениях возникла еще одна проблема: на кого возлагать ответственность быть имамом осужденных, которые собираются в молитвенных комнатах. В период 2007–2021 гг. имамы ДУМНО могли бывать в исправительных учреждениях не чаще нескольких раз в год. Следовательно, имамом должен быть кто-либо из религиозно грамотных осужденных, уже пользующихся авторитетом в группе верующих. Быть имамом – значит приобрести определенный статус, что неизбежно накладывает на осужденного ряд неформальных обязанностей и прав, помимо непосредственного руководства молитвой, а именно:
1) наставление в религии членов общины,
2) расширение собственного кругозора в исламе,
3) распределение продуктов/вещей между верующими при получении передачи по случаю праздника, например, на Курбан-Байрам,
4) частичный контроль над молитвенной комнатой как отдельным пространством.

В условиях ограниченного пространства в исправительном учреждении молитвенная комната – это не только место для совершения молитвы, но и дополнительное пространство для жизни части осужденных, а значит, имеющее особую ценность. Сама возможность освоения, относительного контроля над этим дополнительным жизненным пространством дает возможность повышения статуса общины верующих и ее лидеров среди других осужденных. Одновременно с этим руководство исправительного учреждения получает дополнительную возможность контролировать практикующих мусульман. Молитвенная комната может рассматриваться как инструмент воспитательной политики. К этому пространству можно ограничивать или расширять доступ. Держать ситуацию под контролем, не допуская действий, противоречащих правилам внутреннего распорядка, и реализуя при этом право на свободу совести и исповедания религии, – одна из задач, стоящих перед руководством исправительных учреждений, в решении которых оказывают помощь в том числе и имамы ДУМНО.

Практикуя «тюремное служение», имамы ДУМНО не раз проявляли инициативу по организации исламского образования осужденных с целью дать им знания об исламе и мусульманской нравственности, способствующие их исправлению. В 2010 г. М.А. Беюсов в статье «Письма из-за колючей проволоки»40 вносил предложение о проведении в исправительных учреждениях месячных курсов по исламу. Для этого, писал М.А. Беюсов, необходим государственный заказ и финансирование соответствующих учебных пособий, педагогической подготовки и работы имамов для работы с осужденными. Однако это предложение не было реализовано.

Каждое мероприятие с участием имама ДУМНО и осужденных в исправительном учреждении имеет педагогический компонент: имам вместе с осужденными находит путь в решении каждой сложившейся проблемной ситуации с соблюдением правил религии, тем самым прививая осужденным начальные знания в соответствии с х анафитской богословско-правовой школой (мазхабом). В этой связи примечателен опыт К.А. Мусина, который с июля 2020 г. каждый понедельник посещает осужденных мусульман в ИК №11. Познакомившись с общиной верующих, бывающих в молитвенной комнате (всего до 30 человек), К.А. Мусин заметил, что верующие имеют лишь поверхностные знания об исламе и не могут избежать разногласий, например, при совершении намаза. Опираясь на опыт общения с осужденными, К.А. Мусин, будучи директором и преподавателем мактаба «Ислам», стремится адаптировать учебные программы мактаба «Ислам» по таким предметам, как жизнеописание пророка Мухаммеда (сира), исламское право (фикх), история пророков (кисас аль-’анбийа) и другие, для проведения еженедельных занятий и преподнести осужденным знания об исламе в соответствии ней. Из-за возникающих противоречий между осужденными по поводу совершения намаза К.А. Мусин проводит тематические занятия, где дает подробные разъяснения по поводу обязательных и желательных элементов как до вступления в намаз, так и во время него. Например, занятие 21.06.2021 было посвящено полному омовению (гусль) и проведено по учебному пособию «Азбука фикха. Наглядные таблицы. Основные доказательства» [15]. Так как занятие проходит в форме беседы, в ходе него осужденные задают и другие интересующие их вопросы: что делать в случае нарушения поста в месяц рамадан, можно ли читать погребальный намаз (джаназа), как обустроить могилу для мусульманина, есть ли действия, после совершения которых человека нельзя считать мусульманином, что такое богобоязненность и исламская нравственность и др.41

Заключение

Начало сотрудничества ДУМНО и ГУФСИН России в Нижегородской области было обусловлено развитием в России государственно-конфессиональных отношений, сотрудничеством органов государственной власти РФ и крупнейших российских религиозных организаций по решению социальных проблем.

Взаимодействие ДУМНО и ГУФСИН России в Нижегородской области в период 2007–2021 гг. характеризуется постепенным увеличением числа контактов и разнообразием форм работы. От единичных контактов 2007-2008 гг., когда основными мероприятиями были выезды А.А. Абдуллина в исправительные учреждения для бесед и разрешения конфликтов между руководством учреждений и осужденными, до опыта тюремного служения 10 имамов к 2021 году. Нижегородские имамы ДУМНО совершали неоднократные выезды в 13 исправительных и воспитательных колоний, СИЗО, принимали участие в ревизиях книг из библиотечного фонда исправительных учреждений на предмет экстремистских материалов, отвечали на письма осужденных, проводили беседы с сотрудниками ФСИН и осужденными, принимали участие в создании видеороликов по различным темам для трансляции по внутреннему телевидению в исправительных учреждениях. Во второй половине 2010-х гг., следуя общероссийской тенденции, ГУФСИН России в Нижегородской области полностью определило формат «тюремного служения» имамов ДУМНО и других религиозных организаций и сделало это частью своей воспитательной работы.

Проводя беседы с осужденными в период 2007–2021 гг., имамы ДУМНО выступили третьей стороной в отношениях с руководством исправительных учреждений и осужденными, помогали урегулировать конфликты, находить путь соблюдения предписаний ислама в условиях режима. Во многом благодаря постоянному взаимодействию имамов ДУМНО с руководством ГУФСИН России в Нижегородской области и начальниками исправительных учреждений в них открывались молитвенные комнаты, а осужденные мусульмане получали возможность проводить коллективные молитвы, отмечать мусульманские праздники.

Опыт «тюремного служения» имамов ДУМНО – это во многом опыт педагогический и психологический, когда имам стремится передать исламские знания осужденным и тем самым обеспечить некоторый их запас, систематизировать и начальные знания, объяснив основы исламской нравственности, сконцентрировать внимание на «фардах» намаза и опыте жизни пророка Мухаммеда, «услышать душу» осужденного и помочь ему обрести внутренний мир. В свою очередь эти усилия могут помочь осужденным мусульманам сохранять мир в общине верующих и выстраивать устойчивые отношения с руководством исправительных учреждений и другими осужденными.

Авторы полагают, что если повестка ФСИН РФ предполагает полное включение работы духовных лиц с осужденными в качестве направления воспитательной работы, то способствовать этому будут следующие решения:
1. Финансовая и организационная подготовка, поддержка имамов, работающих в первую очередь для верующих в исправительных учреждениях в формах: от возмещения ресурсов, затраченных имамом на проезд в исправительное учреждение, до принятия имама в штат ГУФСИН России в Нижегородской области с соответствующими должностными обязанностями. Текущих ресурсов у имамов для «тюремного служения», как показывает вышеприведенный анализ опыта «тюремного служения», крайне недостаточно.
2. Государственный заказ на проведение образовательных курсов для осужденных мусульман, а вместе с тем на педагогическую подготовку и работу имамов с целью повышения уровня знаний у осужденных мусульман об исламе и получения ими фактически исламского образования.
3. Развитие сети мусульманских электронных библиотек, посещение которых будет включено в график мероприятий исправительного учреждения и позволит осужденным приходить в читальные залы и посредством сети интернет знакомиться с теми религиозными сочинениями и видеоматериалами, которые рекомендованы руководством ДУМНО и одобрены руководством ГУФСИН России в Нижегородской области.
4. Постоянно действующий канал коммуникации исламской общины Нижегородской области и осужденных верующих мусульман. Этот канал – при условии одобрения со стороны ГУФСИН России в Нижегородской области – может включать: а) трансляцию встреч имамов с верующими в установленные дни и часы, б) переписку выбранных общинами мусульман (мусульманок) с осужденными братьями (сестрами) по вере, в) телефон «горячей линии» или аккаунт срочной конфессиональной помощи в ВК и другое. Реализация этой задачи потребует, конечно, структурных изменений в штатном расписании сотрудников Духовного управления и партнерских с ним организаций.

Имамы ДУМНО накопили богатый позитивный опыт работы с осужденными мусульманами. В сотрудничестве с ГУФСИН России в Нижегородской области и региональным гражданским сообществом имамы ДУМНО могут пойти дальше в решении задач «тюремного служения» и новой социализации десятков осужденных граждан России. 

Сноски

1. Статья 1. Закон РФ от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» № 5473-1. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4645/4a31e89fabfb9430135c89f91d93f4529fd7ab3d/ (дата обращения: 01.08.2021).

2. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Интернет-портал «Азбука веры». 2000. С. 22. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/osnovy-sotsialnoj-kontseptsiirusskoj-pravoslavnoj-tserkvi/#0_3_4 (дата обращения: 01.08.2021).

3. Социальная программа российских мусульман. 2001. Режим доступа: https://muslim.ru/articles/280/8471/ (дата обращения: 01.08.2021); Основы социальной программы российских мусульман. 2015 Режим доступа: https://islam-today.ru/socialnaa-doktrina-rossij skihmusulman/#sdrm63 (дата обращения: 01.08.2021).

4. Интервью А.А. Орехова с А.А. Абдуллиным. Мечеть им. муфтия Абдулвахида Сулеймани, адрес: Нижний Новгород, ул. Ижевская, д. 40. 18.05.2021.

5. Абдуллин Ахмет Ахтямович (1973 г.р.) – имам мечети им. муфтия Абдулвахида Сулеймани г. Нижнего Новгорода. В 1991–1993 гг. служил в Вооруженных силах РФ, был имам-хатыбом Нижегородской Соборной мечети, преподавателем Нижегородского исламского медресе «Махинур», мактаба «Ихсан», начальником отдела ДУМНО по взаимодействию с силовыми структурами в 2007– 2008 гг.

6. Интервью А.А. Орехова с А.А. Абдуллиным. Мечеть им. муфтия Абдулвахида Сулеймани, адрес: Нижний Новгород, ул. Ижевская, д. 40. 18.05.2021.

7. Соглашение о сотрудничестве Духовного управления мусульман г. Н. Новгорода и Нижегородской области с ГУФСИН России по Нижегородской области от 26.11.2008 г. Документ предоставлен ДУМНО.

8. Интервью А.А. Орехова с А.А. Абдуллиным. Мечеть им. муфтия Абдулвахида Сулеймани, адрес: Нижний Новгород, ул. Ижевская, д. 40. 18.05.2021.

9. Хусяинов Мянсур Садекович (1953 г.р.) – председатель совета старейшин ДУМНО с 2020 г, уроженец г. Дзержинска Нижегородской области, в 1971–1973 гг. служил в Советской армии, работал в промышленности, выпускник Нижегородского исламского медресе «Махинур», был председателем местных религиозных организаций мусульман г. Арзамаса, г. Дзержинска Нижегородской области, председателем ЦРОО Духовное управление мусульман Ростовской области, полномочным представителем председателя Централизованной религиозной организации Духовное управление мусульман Российской Федерации в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах, а также начальником отдела ДУМНО по взаимодействию с силовыми структурами в 2010–2017 гг.

10. Интервью А.А. Орехова с М.С. Хусяиновым. Нижегородский институт имени Хусаина Фаизханова, адрес: г. Нижний Новгород, ул. Дьяконова, 21А. 01.06.2021.

11. Мусин Касым Абдулгафарович (1969 г.р.) – председатель местной религиозной организации мусульман «Ихсан» г. Бор Нижегородской области с 2020 г., имам-хатыб Соборной мечети г. Бор, директор и преподаватель мактаба «Ислам», студент 2 курса Российского исламского университета (г. Казань) по направлению подготовки «Теология». Уроженец г. Горького, по среднему профессиональному образованию – строитель, в 1987–1989 гг. служил в Советской армии, выпускник мактаба «Ислам» при борской Соборной мечети, с 2017 г. был помощником имама в борской Соборной мечети, затем имамом. В 2000–2010 гг. работал в промышленности, строительстве, охране – занимал должности бригадира цеха термопластавтоматов ООО «Тубор», бригады, занимавшейся отделочными работами, охранника, начальника смены охраны ООО «Луком-а».

12. Беюсов Мунир Ахметович (1981 г.р.) – полномочный представитель председателя Централизованной религиозной организации Духовное управление мусульман Российской Федерации в Приволжском федеральном округе, председатель совета улемов ДУМНО, начальник отдела ДУМНО по взаимодействию с силовыми структурами в 2008–2009 гг. Уроженец г. Таллин Эстонской ССР, выпускник Высшего Московского исламского колледжа, института арабского языка Мединского исламского университета, выпускник-бакалавр Мининского университета по направлению подготовки «педагогическое образование», профиль – история, магистрант Мининского университета по направлению подготовки «историческое краеведение и туристическое дело». Был имам-хатыбом Нижегородской соборной мечети, мечети Абдулвахида Сулеймани, преподавателем мактаба Ихсан, Нижегородского исламского медресе «Махинур».

13. Интервью А.А. Орехова с К.А. Мусиным. Соборная мечеть, адрес: г. Бор Нижегородской области, ул. Фигнер, 4а. 02.06.2021.

14. На территории ИК №9 г. Дзержинска открыта новая мечеть. Сайт ДУМНО. 18.08.2009. Режим доступа: https://www.islamnn.ru/modules.php?name=News&fi le=article&sid=4183 (дата обращения: 01.08.2021).

15. В Нижегородской области ни одна исправительная колония не останется без внимания ДУМНО и ГУФСИНа. Сайт ДУМНО. 04.07.2008. Режим доступа: https://www.islamnn.ru/modules.php?name= News&fi le=article&sid=2479 (дата обращения: 01.08.2021).

16. Представители ДУМНО организовали ифтар для мусульман ИК №9 г. Дзержинска. Сайт ДУМНО. 14.09.09. Режим доступа: https://www.islamnn.ru/modules.php?name=News&fi le=article&s id=4319 (дата обращения: 01.08.2021).

17. Экстремистские материалы. Министерство юстиции РФ. Режим доступа: https://minjust.gov.ru/ru/extremist-materials/ (дата обращения: 01.08.2021).

18. Интервью с М.А. Беюсовым (10.04.1981 г.р.). Мечеть Тауба, адрес: г. Нижний Новгород, ул. Мельникова, 7. 25.05.2021.

19. Интервью с начальником отдела воспитательной и социальной работы ГУФСИН России по Нижегородской области полковником Андреем Николаевичем Шабалиным и заместителем начальника отдела воспитательной и социальной работы ГУФСИН России по Нижегородской области подполковником Алексеем Сергеевичем Гудыревым. ГУФСИН России по Нижегородской области, адрес: г. Нижний Новгород, ул. Артельная, 1 а. 04.08.2021.

20. Работа имама за колючей проволокой. Проблемы и перспективы. Сайт ДУМНО. 27.04.2010. Режим доступа: https://www.islamnn.ru/modules.php?name=News&fi le=article&sid=5027 (дата обращения: 01.08.2021).

21. «В обеих колониях функционируют молитвенные комнаты, и очень отрадно, что в этом вопросе со стороны руководства права осужденных мусульман соблюдаются», – Мансур-хазрат Хусяинов. Сайт ДУМНО. 13.11.14. Режим доступа: https://www.islamnn.ru/modules.php?name=News&fi le=artic le&sid=6877 (дата обращения: 01.08.2021).

22. ГУФСИН России по Нижегородской области взаимодействует с Духовным управлением мусульман региона. 01.12.2016. Режим доступа: http://www.islamnn.ru/modules.php?name=News&fi le=article&s id=7351 (дата обращения: 01.08.2021).

23. Интервью М.А. Беюсовым. Мечеть Тауба, адрес: г. Нижний Новгород, ул. Мельникова, 7. 25.05.2021.

24. На территории ИК №9 г. Дзержинска открыта новая мечеть. Сайт ДУМНО. 18.08.2009. Режим доступа: https://www.islamnn.ru/modules.php?name=News&fi le=article&sid=4183 (дата обращения: 01.08.2021).

25. Тюремное служение. Как работает батюшка из ГУФСИН. Аргументы и факты. 28.12.2017. Режим доступа: https://nn.aif.ru/society/tyuremnoe_sluzhenie_kak_rabotaet_batyushka_iz_gufsin (дата обращения: 01.08.2021).

26. В ГУФСИН России по Нижегородской области прошло координационное совещание по противодействию проявлениям экстремизма. Сайт ГУФСИН России по Нижегородской области. 18.12.2015. Режим доступа: https://52.fsin.gov.ru/news/detail.php?ELEMENT_ID=228424 (дата обращения: 01.08.2021).

27. В здании Нижегородского исламского института имени Хусаина Фаизханова состоялась очередная встреча руководства Духовного управления мусульман Нижегородской области с сотрудниками ГУФСИН по Нижегородской области. Сайт ДУМНО. 10.09.2019. Режим доступа: https://www. islamnn.ru/modules.php?name=News&fi le=article&sid=8094 (дата обращения: 01.08.2021).

28. Интервью с А.С. Калугиным. Телефонный разговор, 31.05.2021.

29. Интервью с А.С. Калугиным. Телефонный разговор. 31.05.2021.

30. Неделя межрелигиозного диалога в ИК-20. Сайт ГУФСИН России по Нижегородской области. 06.11.2020. Режим доступа: https://52.fsin.gov.ru/news/detail.php?ELEMENT_ID=529365 (дата обращения: 01.08.2021).

31. Председатель совета Улемов ДУМНО Мунир-хазрат Беюсов посетил ИК-1 И ИК-14 ГУФСИН России по Нижегородской области. Сайт ДУМНО. 31.10.2019. Режим доступа: https://www.islamnn. ru/modules.php?name=News&fi le=article&sid=8157 (дата обращения: 01.08.2021).

32. Работа имама за колючей проволокой. Проблемы и перспективы. 27.04.2010. Режим доступа: https://www.islamnn.ru/modules.php?name=News&fi le=article&sid=5027 (дата обращения: 01.08.2021).

33. Интервью А.А. Орехова с А.А. Абдуллиным. Мечеть им. муфтия Абдулвахида Сулеймани, адрес: Нижний Новгород, ул. Ижевская, д. 40. 18.05.2021.

34. ГУФСИН России по Нижегородской области взаимодействует с Духовным управлением мусульман региона. 01.12.2016. Режим доступа: http://www.islamnn.ru/modules.php?name=News&fi le=article&s id=7351 (дата обращения: 01.08.2021).

35. Интервью А.А. Орехова с А.А. Абдуллиным. Мечеть им. муфтия Абдулвахида Сулеймани, адрес: Нижний Новгород, ул. Ижевская, д. 40. 18.05.2021.

36. Интервью А.А. Орехова с М.С. Хусяиновым. Нижегородский институт имени Хусаина Фаизханова, адрес: г. Нижний Новгород, ул. Дьяконова, 21А. 01.06.2021.

37. Интервью А.А. Орехова с К.А. Мусиным. Соборная мечеть, адрес: г. Бор Нижегородской области, ул. Фигнер, 4а. 02.06.2021.

38. Интервью А.А. Орехова с М.С. Хусяиновым. Нижегородский институт имени Хусаина Фаизханова, адрес: г. Нижний Новгород, ул. Дьяконова, 21А. 01.06.2021.

39. Интервью А.А. Орехова с М.С. Хусяиновым. Нижегородский институт имени Хусаина Фаизханова, адрес: г. Нижний Новгород, ул. Дьяконова, 21А. 01.06.2021.

40. Беюсов М.А. Письма из-за колючей проволоки. Islamrf. 28.04.2010. Режим доступа: http://www. islamrf.ru/news/umma/vsluh/12551 (дата обращения: 01.08.2021).

41. Результаты включенного наблюдения А.А. Ореховым занятий К.А. Мусина с осужденными в ФКУ «Исправительная колония №11 ФСИН России по Нижегородской области». 21.06.2021 и 02.08.2021.

 

Список литературы

1. Матвеев Д.О. Проблемы становления службы пенитенциарных капелланов (священников) в России. Вестник института: преступление, наказание, исправление 2013;4(24):65–68. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-stanovleniya-sluzhby-penitentsiarnyh-kapellanovsvyaschennikov-v-rossii (дата обращения: 16.06.2021).

2. Блинкова Е.В., Чорный В.Н. Правовой режим имущества религиозного назначения в учреждениях, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы. Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2017;36:155–168. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoy-rezhim-imuschestva-religioznogo-nazna-cheniya-v-uchrezhdeniyahispolnyayuschih-ugolovnoe-nakazanie-v-vide-lisheniya-svobody (дата обращения: 16.06.2021).

3. Воробьев С.М., Илюхин А.В. Опыт взаимодействия территориальных органов и учреждений Федеральной службы исполнения наказаний с религиозными организациями: на примере Удмуртской Республики. Человек: преступление и наказание. 2018;26(4):441–445. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-vzaimodeystviya-territorialnyh-organovi-uchrezhdeniy-federalnoy-sluzhby-ispolneniya-nakazaniy-s-religioznymiorganizatsiyami-na (дата обращения: 16.06.2021).

4. Марковский К.Ю. Взаимодействие учреждений УФСИН России по г. Москве с религиозными организациями. Ведомости УИС. 2018;4(191):66–68. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-uchrezhdeniyufsin-rossii-po-g-moskve-s-religioznymi-organizatsiyami (дата обращения: 16.06.2021).

5. Скоморох О. Правовые основы тюремной миссии Русской Православной Церкви в конце XX – начале XXI вв. Христианское чтение. 2011;2(37):186–199. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovye-osnovy-tyuremnoy-missii-russkoy-pravoslavnoy-tserkvi-v-kontse-xxnachale-xxi-vv (дата обращения: 16.06.2021).

6. Каледа Г.А. Остановитесь на путях ваших… Записки тюремного священника. М.: Зачатьевский монастырь; 1995. 137 с.

7. Скиба А.П. Направления развития сотрудничества уголовно-исполнительной системы и традиционных конфессий при испол- нении наказаний, связанных с изоляцией от общества. Вестник ЮГУ. 2018;2(49):87–91. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/napravleniya-razvitiya-sotrudnichestva-ugolovno-ispolnitelnoy-sistemy-itraditsionnyh-konfessiy-pri-ispolnenii-nakazaniy-svyazannyh-s (дата обращения: 16.06.2021).

8. Абдальхамид Махмуд Тахмаз. Ханафитский фикх в новом обличье. Книга первая. Очищение (тахарат). Нирша А. (пер. с араб. яз.); Мухетдинов Д.В. (ред.). Н. Новгород: Издательский дом Медина; 2004. 130 с.

9. Абдальхамид Махмуд Тахмаз. Ханафитский фикх в новом обличье. Книга вторая. Молитва (салят). Нирша А. (пер. с араб. яз.); Мухетдинов Д.В. (ред.). Н. Новгород: Издательский дом Медина; 2005. 173 с.

10. Абдальхамид Махмуд Тахмаз. Ханафитский фикх в новом обличье. Книга третья. Узаконенная милостыня (закят). Пост (сийам). Паломничество (хадж). Нирша А. (пер. с араб. яз.); Мухетдинов Д.В. (ред.). Н. Новгород: Издательский дом Медина; 2005. С. 299–474

11. Абдальхамид Махмуд Тахмаз. Ханафитский фикх в новом обличье. Книга четвертая. Бракосочетание (никах). Нирша А. (пер. с араб. яз.); Мухетдинов Д.В. (ред.). Н. Новгород: Издательский дом Медина; 2007. 156 c.

12. Абдальхамид Махмуд Тахмаз. Ханафитский фикх в новом обличье. Книга пятая. Жертвоприношение (забихат, удхийат, акыкат, хадй). Ахметжанов Р.С. (пер. с араб. яз.); Мухетдинов Д.В. (ред.). Н. Новгород: Издательский дом Медина; 2008. 80 c.

13. Священный Коран с комментариями Абдуллы Юсуфа Али на русском языке. Н. Новгород: Издательский дом Медина; 2007. 1742 с.

14. Нургалеев Р.М. Совершение намаза по мазхабу Абу-Ханифы: Учебное пособие. Казань: Издательство ДУМ РТ; 2009. 40 с.

15. Азбука фикха. Наглядные таблицы. Основные доказательства. Зиярова Р.Н., Назмутдинов Р.А. (ред.). Казань: Издательский дом Алиф; 2016. 135 с.


Об авторах

А. А. Корнилов
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Россия

Корнилов Александр Алексеевич, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой зарубежного регионоведения и локальной истории

г Нижний Новгород



А. А. Орехов
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Россия

Орехов Александр Алексеевич, млад- ший научный сотрудник кафедры зару- бежного регионоведения и локальной истории

г Нижний Новгород



Рецензия

Для цитирования:


Корнилов А.А., Орехов А.А. «Тюремное служение» имамов Духовного управления мусульман Нижегородской области в 2007–2021 гг. Minbar. Islamic Studies. 2021;14(4):796-818. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2021-14-4-796-818

For citation:


Kornilov A.A., Orekhov A.A. Imams’ Prison Service in Nizhny Novgorod Oblast in 2007-2021. Minbar. Islamic Studies. 2021;14(4):796-818. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2021-14-4-796-818

Просмотров: 542


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2618-9569 (Print)
ISSN 2712-7990 (Online)