Preview

Minbar. Islamic Studies

Расширенный поиск
Том 13, № 2 (2020)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.31162/2618-9569-2020-13-2

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

263-283 184
Аннотация
Настоящая работа имеет целью провести анализ сообщений о «походе слона» на Мекку с учётом общего исторического контекста. Дата этого события остаётся объектом научной дискуссии, что определяет актуальность темы. Мнения ряда специалистов, которые отвергают традиционную датировку этого события (примерно 570–571 гг.) и переносят его на более раннее время, представляются безосновательными. Исторические источники показывают, что византийский император Юстин II (565–574), нуждаясь в союзниках для борьбы с Сасанидами в конце 60-х – начале 70-х гг. VI в., обратился за помощью к эфиопским правителям – негусу и его полунезависимому наместнику Йемена. Последний около 570–571 гг. должен был совершить большой поход на север. Представляется, что эта кампания вошла в историческую память арабов как «поход слона». В свою очередь сасанидский царь Хосров I Ануширван (531–579) увидел в продвижении эфиопов на север угрозу своей державе, что объясняет его дальнейшие действия: в 572 г. он нанёс контрудар и завоевал Йемен.
284-306 157
Аннотация
В могольской столице в XVIII–XIX вв. существовало немалое количество учебных заведений разного уровня, которые вполне удовлетворяли потребностям городского населения в получении образования. Одним из самых популярных был Делийский колледж. Вопрос о времени его учреждения и личности основателя остается до сих пор дискуссионным. Европейцы, посетившие Дели проездом или находившиеся там на службе в конце XVIII – начале XX вв., часто упоминают колледж среди достопримечательностей Дели и достаточно подробно описывают внешний облик архитектурного комплекса. Бывшее медресе Гази-уд-дина менялось и подстраивалось под современные реалии Дели, оставаясь одним из интереснейших мест в городе и одним из самых известных и востребованных учреждений. Колледж продолжал свою просветительскую деятельность, несмотря на временами недостающее финансирование, а его выпускники и преподаватели внесли большой вклад в развитие культуры и общественной мысли Дели XIX в.
307-329 184
Аннотация
Годы Великой Отечественной войны стали временем сплочения народов СССР, и немалую роль в этом сыграли главы религиозных объединений. В статье анализируются малоизвестные факты патриотической деятельности лидеров мусульман СССР. В силу негативного отношения советского руководства к исламу многие события, происходящие в Советском государстве касательно мусульман, длительное время не подлежали широкой огласке. Сегодня, когда многие архивные документы «рассекречены», у исследователей появилась возможность их проанализировать. Авторы статьи на основе исторических фактов и обнаруженных (ранее засекреченных) документов, часть из которых нашла отражение в малоизвестной или в новейшей литературе, показывают, что лидеры советских мусульман с первых дней Великой Отечественной войны заняли патриотическую позицию, сплачивали советских граждан и показывали истинные цели агрессоров.
330-348 454
Аннотация
Изучение государственно-религиозных отношений в СССР, а также повседневной жизни верующих требует использования новых источников. Публикуемые впервые фрагменты отчета этнографа Г.П. Снесарева, посвященные бытованию ислама среди касимовских татар, позволяют зафиксировать ситуацию переломного момента. Отчет, датируемый концом 1943 года, демонстрирует реальную картину отражения на местах нового курса советского руководства по отношению к религии. Детально собранные Г.П. Снесаревым сведения о распространении обрядовых практик, процессах секуляризации, «жизни без мечети», статусе женщин и др. существенно расширяют знания в области социальной истории, положения ислама в СССР.
349-362 208
Аннотация
Данная статья посвящена проблеме развития исламского права в новейшее время. Экономическое и политическое отставание мусульманских стран, а особенно падение Османской империи, обострило кризис мусульманской общественной мысли, что привело к путям поиска выхода из сложившейся ситуации, а движение возрождения подтолкнуло богословов-правоведов к поиску вариантов формализации и популяризации исламского права среди мусульман. В рамках проблемы рассматриваются причины, повлиявшие на процесс возрождения исламского права, а также результаты этого процесса. Под влиянием экономических, социально-политических событий в исламском мире начались процессы модернизации системы образования, переоценки исламского правового наследия. Все это послужило толчком к созданию научно-исследовательских центров, проведению конференций и недель, посвященных проблемам исламского права.

ТЕОЛОГИЯ

365-377 159
Аннотация
Настоящая публикация представляет собой комментированный перевод Введения к тафсиру Корана «ал-Кашшаф», автором которого является последний крупный представитель муʻтазилитской школы Джар Аллах аз-Замахшари (1075–1144). В нем богослов говорит о двух уровнях понимания Священного Писания, называет риторику главной наукой, необходимой для познания его сокровенных истин, а также раскрывает основные мотивы написания комментария. В предисловии к переводу описываются отличительные особенности экзегетической методологии Замахшари и приводится анализ Введения.
378-400 182
Аннотация
Cтатья служит введением к переводу книги «Несостоятельность Несостоятельности» (Тахафут ат-Тахафут) философа-перипатетика Ибн-Рушда (Аверроэса, 1126–1198), написанной в ответ на сочинение теолога-ашарита аль-Газали (1058–1111) «Несостоятельность учений философов» (Тахафут аль-фалясифа). Освещаются мотивы газалийской атаки на мусульманский перипатетизм (фальсафа) и её влияние на судьбу этой школы в мусульманском мире. Даётся общее представление о фальсафской картине мира, на фоне которой развёртывается дискуссия по первому из трёх главных пунктов газалийской критики – тезису об извечности мира. Отмечается связь книги Ибн-Рушда с его более ранними теолого-полемическими трактатами – «О соотношении философии и религии» и «О методах обоснования принципов вероучения».
401-415 186
Аннотация
В настоящей работе на основе анализа актуального научного материала, законодательства Российской Федерации, проведенного эмпирического исследования – социологического опроса предпринимателей-мусульман – автором предложено собственное определение понятия «исламский бизнес», под которым подразумевается социально-ответственное предпринимательство, основанное на соблюдении норм исламского права (шариата). При этом социальная ответственность является целевой направленностью такого бизнеса. В заключении автор ориентирует исследователей на интенсификацию теологических исследований новых экономических явлений в контексте соблюдения этических стандартов шариата.
416-430 191
Аннотация
Настоящая публикация посвящена описанию творческой биографии одного из самых авторитетных ученых-исследователей ханафитской богословско-правовой школы (мазхаба) Ибн аль-Хумама (1388–1457). На основе анализа средневековых и современных арабоязычных источников в работе приводится перечень трудов богослова в области мусульманского права (фикха), его методологии (усуль аль-фикх), мусульманского вероучения (акыда) и ряда других дисциплин исламской науки.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

433-455 233
Аннотация
В статье приводятся результаты сравнительного эмпирического исследования, направленного на выявление представлений о судьбе у светской и мусульманской молодежи. Поскольку фокус исследовательского внимания был сосредоточен на феномене, который невозможно исследовать экспериментально, а именно измерить его в параметрах количества и величины, то научный анализ содержания данного явления требовал обращения к опыту, переживанию, постижению познающего и понимающего мир субъекта. Эмпирическую базу исследования составил опрос 153 студентов учебных заведений г. Казани, среди которых 79 исповедуют ислам, а 74 не являются приверженцами какойлибо религии. В качестве методики был использован письменный опрос. Результаты исследования позволили получить представления о судьбе, существующие в религиозной и нерелигиозной картинах мира, ее природе, структуре и роли в жизни человека, которые в свою очередь были схематично отражены в форме модели судьбы. Вместе с тем полученные результаты вновь ставят перед психологами задачу переосмысления проблемы субъекта как в содержательно-структурном, так и в динамическом аспектах.
456-475 197
Аннотация
В статье рассматривается специфика мотивации мусульман, определяемая по методике И. Стойкович и Дж. Мирича, изучаемая как психологическое состояние, направляющее психологический процесс в определенное русло и имеющее целью реализоваться в деятельности. В исследовании приняли участие респонденты в количестве 90 человек, проживающие в Алма-Ате, Уфе, Казани и Москве. Исследование показало, что у мусульман с высокой внутренней мотивацией к вере наблюдается также высокая социальная мотивация к религии. Внутренняя мотивация тесно связана с представлениями об исламе как источнике эмоционального благополучия, идеалов и морали. Восприятие ислама мусульманами тесно связано с ценностями традиционализма, причем женщины более, чем мужчины, подчеркивают роль ислама в сохранении традиций семьи и народа. Религия в средней степени рассматривается мусульманами как средство исполнения желаний, однако этот параметр не является ведущим. Понимание религии как средства исполнения желаемого связано в сознании респондентов с пониманием ислама как способом поддержания традиционализма, преемственности наследия семьи и этнического сообщества. Результаты исследования позволяют сделать выводы о вышеперечисленных конфессионально-обусловленных особенностях мотивации у мусульман.
476-498 393
Аннотация
В статье анализируется содержание международной интенсивной образовательной программы по исламской психологии в Индонезийском исламском университете в Джокьякарте, в которой впервые в 2019 году приняли участие пять специалистов из России. Обучение в Индонезии российских психологов стало возможным благодаря заключению соглашения о сотрудничестве между Ассоциацией психологической помощи мусульманам (Россия) и Индонезийским исламским университетом. В статье на основе анализа прослушанных лекций раскрывается содержание психотерапевтической работы с темой прощения, а также специфика психологического консультирования по преодолению депрессии в контексте ислама. На основе анализа содержания международной программы «Исламская психология: от теории и исследований к практике» в Индонезии делается вывод относительно перспектив дальнейшего развития психологического консультирования мусульман в России.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2618-9569 (Print)