Preview

Minbar. Islamic Studies

Расширенный поиск
Том 14, № 4 (2021)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.31162/2618-9569-2021-14-4

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ 

763-777 19
Аннотация

В статье рассматриваются причины и предпосылки подачи в 1905 г. исполнявшим должность таврического муфтия в 1903–1916 гг. мурзой А. Карашайским дополнительной петиции от имени мусульман Крымского полуострова, адресованной председателю Комитета министров, о расширении компетенции Таврического магометанского духовного правления и повышении статуса исламских институтов. Путем сопоставления выделяются общее и особенное в ее содержании по сравнению с «общенародной петицией» крымских татар. Делается вывод о том, что если «общенародная петиция» декларировала социальные и религиозно-духовные нужды крымских татар, презентуя ценности либерального общественного движения, то ходатайство группы мусульман и духовенства под руководством таврического муфтия А. Карашайского имело строго корпоративную, узкоконфессиональную направленность.

778-795 10
Аннотация

В статье рассматривается конфессиональная политика в один из самых сложных для религиозных организаций периодов – 20–30-е годы ХХ века. В это время ведется активная антирелигиозная работа, создаются организации, призванные во что бы то ни стало «изжить» любые проявления религиозного сознания у советских граждан. На примере Крымской АССР рассматривается все многообразие этой политики как в отношении православного, так и мусульманского населения – от сравнительно лояльного отношения к религиозным организациям в 1920-х годах до событий «Большого террора» 1937–1938 годов.
 Крымская АССР была многоконфессиональной республикой. Представители власти оказались перед необходимостью компромисса между борьбой с религией и стремлением не обострять конфликты с национальными меньшинствами. Антирелигиозная политика не должна была вступать в противоречие с политикой коренизации. На протяжении довоенного двадцатилетия антирелигиозная работа в Крымской АССР не реализовывалась в полную силу. Торможение в проведении антирелигиозной линии вызывали как неудачный подбор кадров, так и недостаточное финансирование проводимых антирелигиозных мероприятий.

796-818 15
Аннотация

Статья посвящена «тюремному служению» имамов Духовного управления мусульман Нижегородской области (далее – ДУМНО) в учреждениях ФСИН в 2007–2021 гг. Актуальность исследования заключается в том, что работа сотрудников ДУМНО как религиозной организации – это посильный вклад в воспитательную работу учреждений ФСИН по исправлению осужденных и предупреждению новых преступлений, в реализацию прав осужденных на свободу совести и исповедание религии. В статье прослеживается развитие «тюремного служения» как формы социального служения имамов ДУМНО в период 2007–2021 гг. в учреждениях, подведомственных Главному управлению ФСИН России по Нижегородской области (далее – ГУФСИН РФ по Нижегородской области). Основными источниками исследования стали информационные материалы официальных интернетсайтов ДУМНО, ГУФСИН РФ по Нижегородской области, информационные материалы СМИ, российские нормативно-правовые акты, результаты интервью с имамами ДУМНО, сотрудниками ГУФСИН РФ по Нижегородской области, осужденными. Исходя из поставленной цели, автор стремится ответить на следующие вопросы: в каких условиях сложилось взаимодействие ДУМНО и ГУФСИН России по Нижегородской области, как изменялась повестка сотрудничества, как устанавливалась коммуникация участников процесса – имамов, сотрудников ФСИН, осужденных, какие формы имеет взаимодействие и с каким мыслями имамы выполняют эту работу. В ходе исследования была показана эволюция взаимоотношений между ДУМНО и ГУФСИН России по Нижегородской области в сторону постепенного увеличения количества контактов, форм работы с осужденными по их исправлению, увеличения числа имамов, которые приобрели опыт «тюремного служения». Показан педагогический компонент «тюремного служения» имамов ДУМНО.

819-834 31
Аннотация

Конституционно-правовой институт свободы вероисповедания в уголовно-исполнительной системе подчинен и регулируется правилами, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции в сфере исполнения наказаний (ФСИН России). Оказывающиеся в изоляции от общества этнические и практикующие мусульмане, осужденные к лишению свободы, испытывают на собственном опыте вынужденные ограничения степени свободы религиозной личности. Время и место совершения мусульманами религиозных обрядов и ритуалов регламентируются нормативными документами Минюста России в отношении установления правил внутреннего распорядка исправительных учреждений. На государство возложена обязанность – а институты гражданского общества осуществляют общественный контроль за ее исполнением – по обеспечению в местах лишения свободы условий для духовного окормления верующих мусульман, чьи права на свободу вероисповедания им помогают реализовать централизованные исламские религиозные организации. При этом государство в вопросах комплектования библиотечных фондов исправительных учреждений все более заинтересовано во взаимодействии с основными субъектами религиозно-пенитенциарного пространства: с официальными структурами исламской уммы, направляющими для тюремного служения образованных имамов и исламских теологов, представителями экспертного исламоведческого сообщества, Общественными советами по проблемам деятельности уголовно-исполнительной системы при ФСИН России. Деятельность духовных управлений мусульман по насыщению тюремных библиотек религиозной литературой (Коран и смысловые переводы, хадисы пророка Мухаммада, его жизнеописание, книги по исламскому праву), лучшими образцами литературы религиозной направленности, в которых утверждаются традиционные ценности российского ислама, императивы позитивной социокультурной среды и других субъектов, рассматривается автором в качестве значимого средства коммуникации в религиозно-пенитенциарном пространстве.

835-854 14
Аннотация

В представленной работе автор рассматривает положение палестинских бежен- цев на территории Ливана, где они были вынуждены обосноваться после 1948 г. В статье изучаются международные и ливанские документы, на основе которых стало возможным понять статус палестинцев. Интерес вызывают работы, проделанные учеными в полевых условиях, поскольку они имели возможность проводить опросы и брать интервью. В ра- боте изучаются социальные проблемы палестинцев, с которыми они сталкиваются, про- живая в лагерях беженцев. Отмечаются проблемы трудоустройства, заключения брачных союзов, доступа к базовым потребностям. Также акцентируется внимание на вопросе без- опасности обычных палестинцев, поскольку ливанские силовики не в состоянии ее пре- доставить, а палестинские группировки периодически враждуют между собой, что нано- сит порой непоправимый удар. С точки зрения автора, проблема палестинских беженцев сохраняется в связи со сложным конфессиональным балансом в Ливане и вряд ли будет решена в обозримой перспективе, что ставит под угрозу стабильность не только в лаге- рях, но и в самом Ливане. В исследовании автор опирается на системный подход.

ТЕОЛОГИЯ 

857-865 13
Аннотация

В статье рассматривается теория «светов» марокканского суфийского шейха ‘Абд ал-‘Азиза ад-Даббага (ум. 1720/1). Изложенная им концепция во многом схожа с философией ишракизма и объясняет всё божественное откровение, ниспосланное пророку Мухаммаду, через иерархию «светов». Целью данной статьи является определение положения в этой концепции «священных преданий» (хадисов кудси) и выявление на данном примере того, какое место этот корпус текстов занимает в системе суфийского знания.

866-882 11
Аннотация

В данной статье предпринимается попытка дать динамическую характеристику объекта и субъекта богословия Нового времени у татар-мусульман на примере богословских взглядов Абдуннасыра Курсави (1776–1812), Шигабутдина Марджани (1818–1889), Мурада Рамзи (1854–1934) и ряда их современников. Непознаваемость Творца и вера как «вещь-в-себе» трансформировали татарскую религиозную эпистемологию в познание более определённых реальностей. Агностицизм в вопросе атрибутов вёл к усилению антропоцентричных тенденций богословия. Представленная цепочка богословов демонстрирует не только преемственность в богословии татар, но и отражает динамику эволюции отношения к мазхабам и роли личности, специфику суфийского братства Накшбандия-Муджаддидия, а также османской методологии религиозного правотворчества (усул ал-фикх) в эпоху модернизации начала XVIII в. В ходе исследования было установлено, что система взглядов Курсави представляет собой «точку отсчёта» татарской богословской школы.

883-902 11
Аннотация

В статье, посвященной творчеству индонезийского ученого и публичного интеллектуала Мухаммада Курайш Шихаба, выявляются основные принципы коранической герменевтики Курайш Шихаба: прагматизм (ориентация на общую пользу), тематический подход и методологический холизм; анализируются его новации в области толкования Корана, связь с египетской модернистской школой Мухаммада Абдо и Мухаммада Рашида Рида, идеей ислама как «срединного пути»; демонстрируется связь его герменевтической теории с его общественной деятельностью, особенно в области медиа. В заключении статьи автор вкратце излагает основные тезисы герменевтического учения Курайш Шихаба.

903-920 10
Аннотация

В статье описаны основные этапы создания экосистемы электронного исламского религиозного образования, представлена одна из возможных моделей формирования электронной информационно-образовательной среды. В настоящее время созданы технические предпосылки для широкого использования электронной образовательной экосистемы практически на всех уровнях религиозного образования. Более того, уже намечается некоторое отставание в применении инструментов обучения от возможностей, предоставляемых техническими средствами. Формирование электронной образовательной среды создаст дополнительные инструменты и условия для анализа показателей образовательного процесса, позволит получить целостное представление о состоянии системы образования, о качественных и количественных изменениях в ней.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 

923-950 132
Аннотация

Статья посвящена исследованию исламской концепции счастья с позиции психологической науки. Рассматриваются два подхода к пониманию счастья, берущие свое начало в Античности, – гедонистский и эвдемонистский; исследуется культурная специфика счастья через призму этнокультурных ценностных ориентаций. Излагаются представления о психологическом здоровье и благополучии в исламе, а также взгляды средневековых и современных мусульманских ученых на социальные и индивидуальные предикторы счастья. Большое внимание уделяется рассмотрению понятия «ахляк» (добродетельного нрава и поведения) как способа достижения счастья. Автор делает вывод о том, что понятие «счастье» и представление о нем имеет свою специфику в разных культурах. Концепция счастья у мусульман напрямую связана с их религиозными ценностями и мировоззрением, а также с особенностями этнической культуры. Поскольку мусульманские сообщества являются коллективистическими, счастье отдельной личности рассматривается в тесной связи с общественным благом. Для мусульманина путь к счастью связан с совершенствованием его нрава и формированием нравственных ценностей и поведения. Современная психология и психотерапия развивают представления о нравственной психологии и пути ее формирования как основы психологического благополучия личности.

951-961 48
Аннотация

Появление перед обществом множества новых проблем актуализирует интерес к религиозным источникам, которые становятся объектом исследования специалистов самых разных областей знания. В этой связи Коран содержит ценные сведения, расширяющие понимание внутриличностного конфликта в части исследования состояний сомнения шакк и подозрительности райб, а также факторов, способствующих появлению и преодолению данных состояний. Изучение состояний шакк и райб проведено в рамках тематического исследования Корана, учитывающего одновременно и научную, и богословскую методологическую базу, на основе анализа тафсиров Табари (839–923), Замахшари (1075–1144), Рази (1149–1209), Тантауи (1928–2010). Статья призвана внести вклад в развитие конфликтологических методов анализа понятий «сомнение» и «недоверие» в контексте внутриличностного конфликта на базе изучения Корана, а также подчеркнуть актуальность интеграции научного и богословского знания в поисках ответа на актуальные вопросы современности.

962-984 32
Аннотация

В данной работе представлены результаты исследования психологических закономерностей развития этнического самосознания и межэтнических отношений многонационального региона Левант, где в последние годы отмечается межэтническое противостояние палестинцев и израильтян. Цель исследования – изучить взаимосвязи характеристик этнического самосознания и переживания межэтнических отношений палестинских мусульман в многонациональном регионе Левант. Для анализа этнического самосознания применялся тест Лири, опросник «Семантический дифференциал переживания» Л.Р. Фахрутдиновой, предназначенный для определения психосемантических характеристик переживания. Исследование показало, что этническое самосознание является саморазвивающимся феноменом, на который влияют как внутриструктурные соотношения и позиции этнического самосознания, так и процессы, обусловленные контактами с внешней средой, прежде всего с другими этническими группами, что позволяет установить, какие из характеристик этнического самосознания наиболее активно ведут к развитию национальной идентичности.

РЕЦЕНЗИИ 



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2618-9569 (Print)
ISSN 2712-7990 (Online)