"Minbar. Islamic Studies" – международный рецензируемый научный журнал, основанный в 2008 году, посвящён изучению важных аспектов ислама и исламского мира. Журнал создаёт пространство для публикации и обсуждения результатов оригинальных исследований в области истории, психологии и теологии, посвящённых всем аспектам ислама – от возникновения мировой религии до современности.
Журнал "Minbar. Islamic Studies" уделяет особое внимание исламу в России и современным вопросам исламской мысли, тем самым содействуя развитию отечественной мусульманской богословской школы и в целом исламского образования в Российской Федерации, а также участвуя в выполнении государственной программы Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики» и мероприятий по обеспечению подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама.
Приветствуются работы, которые отличает теоретическая строгость и соединение особенностей исламского дискурса с приращением новых знаний и критикой в гуманитарных и общественных науках.
Публикуемые в журнале материалы проходят процедуру рецензирования и экспертного отбора.
Журнал с 12.02.2019 г. входит в Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, сформированный Министерством науки и высшего образования Российской Федерации на основании рекомендаций Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки России и утвержденный распоряжением Минобрнауки России от 12 февраля 2019 г. № 21-р по следующим группам научных специальностей/научным специальностям и соответствующим им отраслям науки, по которым присуждаются ученые степени:
Психологические науки:
5.3.1. Общая психология, психология личности, история психологии (психологические науки)
Исторические науки:
5.6.1. Отечественная история (исторические науки),
5.6.2. Всеобщая история (исторические науки),
5.6.4. Этнология, антропология и этнография (исторические науки),
5.6.5. Историография, источниковедение, методы исторического исследования (исторические науки),
5.6.7. История международных отношений и внешней политики (исторические науки),
Теология:
5.11.1. Теоретическая теология (по исследовательскому направлению: православие, ислам, иудаизм) (теология)
5.11.2. Историческая теология (по исследовательскому направлению: православие, ислам, иудаизм) (теология)
5.11.3. Практическая теология (по исследовательскому направлению: православие, ислам, иудаизм) (теология)
Текущий выпуск
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
В статье рассматривается ставшая первой фиксация текста азана на русской почве, которая находится в сочинении под названием «Гистория управления настоящаго империи Оттоманской». Это перевод трактата Поля Рико «The History of the Present State of the Ottoman Empire», выполненный с итальянской версии Петром Толстым во время его пребывания в Османской империи в 1702–1714 гг. Уже в английском издании трактата 1686 года имеются ошибки в транслитерации арабского текста азана, а смысл его передан не полностью. Для английского читателя были переведены только такбир и шахада, то есть наиболее характерные догматические формулы, с которыми европейцы могли быть знакомы и по другим источникам. Число транслитерационных ошибок увеличилось во французском и в итальянском переводах. В польском переводе ошибки транслитерации были исправлены, однако лакуна в передаче содержания не восполнена. П.А. Толстой, не являясь востоковедом, не предпринимает попыток критически осмыслить искаженную передачу арабских фрагментов в итальянском переводе «Гистории» и восполнить недостающие в переводе чтения, например, привлекая информаторов, знавших язык и основные догматы ислама. Не делается этого и при повторной подготовке русского перевода к печати в 1741 году, причем польский перевод, точечно использовавшийся в это время для сверки, в данном случае привлечен не был. Предшествующий опыт передачи основных исламских формул также остается незнакомым Толстому, что неудивительно, учитывая их фрагментарность и окказиональность.
В последнее десятилетие на Южном Урале наметилась тенденция реконструкции старых и формирования новых святых мест, почитаемых мусульманами. На сегодняшний день зафиксировано более 115 таких объектов. Большинство из них почитаются лишь жителями небольших деревень, но часть приобрела весомое значение для мусульман всего региона. Цель данной работы заключается в том, чтобы определить наиболее популярные святые места для мусульман Южного Урала. Учитывая то, что некоторые объекты, имеющие региональное значение, почитаются мусульманами начиная с XIV в., а другие, появившись сравнительно недавно, быстро стали одними из наиболее посещаемых мест, необходимо определить факторы, влияющие на рост их популярности. Для исследования были использованы геоинформационные методы. На основе архивных материалов, наработок археологов, этнографов, теологов, культурологов, материалов интернет-сообществ и иных открытых источников с использованием бесплатного ПО Quantum GIS нами были созданы слои: 1) Мавзолеи, 2) Святые места по данным ЦДУМ России, 3) Святые места по данным интернет-сообщества Sufi RB, 4) Религиозные туристические маршруты. Применение сравнительно-сопоставительного метода позволило определить, что наиболее популярными среди мусульман региона являются мавзолей Хусейн-бека и гора Нарыстау (Ильчигулово IV, курганный могильник). Результаты исследования свидетельствуют, что на популярность объектов влияет ряд факторов, среди которых ключевое значение имеют наличие монументального сооружения, представленность объекта в медиапространстве и сети Интернет, а также объективных научных данных о нем.
ТЕОЛОГИЯ
В статье рассматривается применение теории большого словообразования «аль-иштикак аль-акбар» (الاشتقاق الأكبر) выдающегося арабского ученого-лингвиста X века Абу-аль-Фатха ‘Усмана ибн Джинни в методологии толкования коранического текста. Приведены работы современных исследователей данной теории. Проанализированы труды Ибн Джинни «аль-Хасаис» и «аль-Хатыриййат», а также выявлен теологический аспект данных трудов по арабской лингвистике. В практической части приведены примеры применения методологии перестановки корневых харфов консонантной основы для выявления общего значения полученных конструкций, а также для более глубокогоонимания конкретного коранического фрагмента. Автор приходит к выводу о необходимости анализа мусульманского научного наследия с целью выявления его теологического аспекта. И особо важной составляющей в этом направлении является вопрос интерпретации Священного Корана как базы исламского теологического познания.
Статья призвана служить в качестве введения к переводу раздела о телесном воскрешении, который завершает книгу философа-перипатетика Ибн-Рушда (Аверроэса, 1126–1198) «Несостоятельность Несостоятельности», составленную в опровержение критического трактата «Несостоятельность учений философов» мутакаллима-ашарита аль-Газали (1058–1111). Освещается презентистско-интеллектуалистская интенция фальсафской эсхатологии; дается компендиум полемики двух мыслителей вокруг смежных вопросов – о рациональном обосновании имматериальности души и ее нетленности, а также краткое изложение раздела газалийской книги касательно воскрешения. Прослеживается связь сочинения Ибн-Рушда с его более ранними теолого-полемическими трактатами – «О соотношении философии и религии» и «О методах обоснования принципов вероучения».
Настоящая работа завершает начавшийся в № 3 (2020 г.) цикл публикаций, представляющий собой перевод избранных разделов из трактата «Несостоятельность Несостоятельности» (Таха̄фут ат-Таха̄фут) арабо-мусульманского философа Ибн-Рушда (Аверроэса, ум. 1198), составленного в опровержение книги мутакаллима-ашарита аль-Газали (ум. 1111) «Несостоятельность учений философов» (Таха̄фут аль-фаля̄сифа̣).
Обсуждая в данном разделе третий из атрибутируемых философам «еретических» (куфр) тезисов о якобы отрицании телесного воскрешения и чувственного воздаяния, Ибн-Рушд оспаривает корректность этого обвинения и указывает, что подобные принципы религии необходимы для утверждения практических и теоретических добродетелей, а посему не подлежат обсуждению. Философ отмечает преимущество телесного изображения потусторонней жизни, но полагает, что будущие тела суть подобны земным, но не тождественны им.
Данная статья посвящена Ибн аль-Хумаму (1388–1457), одному из влиятельных ученых-ханафитов своего времени, и его труду «ат-Тахрир», в котором он изложил методологию мусульманского права, объединяя школы мутакаллимов и факыхов. Он разделил свою книгу на три части (макалят), каждая из них включает главы, или разделы, в которых разбираются различные темы. Это позволило автору указанного сочинения подробно рассмотреть широкий спектр тем, связанных с методологией мусульманского права. Методология Ибн аль-Хумама, изложенная в книге «ат-Тахрир», представляет собой теоретическое исследование и имеет практическое значение. Он стремился к тому, чтобы его труд был как можно более всеобъемлющим и полезным для всех изучающих мусульманское право.
Актуальность исследования связана с изучением развития богословских традиций мусульман Поволжья и Приуралья в период XVIII – нач. XX в., который характеризовался смягчением религиозно-национальной политики. Это позволило сместить фокус теологических исследований на решение внутриобщинных вопросов, на преодоление отсталости мусульманского населения от иноверческого окружения и возрождение национально-культурных традиций. Основными инструментами выступили иджтихад (право на самостоятельное обращение к первоисточникам ислама) и его дихотомия – таклид, а также борьба с порицаемым религиозным нововведением – ересью (бид‘а). При этом иджтихад и таклид необходимо рассматривать как два достаточно гибких инструмента для решения современных вопросов, поскольку каждый из них апеллирует к исламским первоисточникам (Корану и Сунне), но в случае таклида берется понимание религиозного авторитета.
В работе проводится сравнительный анализ богословских взглядов видного ученого, богослова и религиозного деятеля Ризаэддина Фахреддина (1859–1936) по исламскому вероучению, изложенных в его основных теологических работах. Актуальность данного исследования обусловлена малой изученностью теологического наследия ученого и недостаточностью его анализа с богословской позиции. Кратко освещаются основные источники по исламскому вероучению, которые были распространены на период конца XVIII – начала XX в. среди мусульманских народов Поволжья. В частности, приводятся высказывания и комментарии Р. Фахреддина относительно определения исламского вероучения и символа веры. Показывается его отношение к проблеме объявления человека неверным (вышедшим из ислама).
Статья посвящена изучению отличительных особенностей развития исламской общины Северной Осетии, ее организационных структур в 1990–2010-х гг. и их воздействия на духовное сознание мусульман республики. В исследовании рассмотрены ключевые направления деятельности мусульманской общины Республики Северная Осетия – Алания в постсоветский период и выявлены ключевые проблемы, которые ей пришлось преодолевать. В статье представлен сопоставительный анализ деятельности руководителей Духовного управления мусульман Северной Осетии и дана оценка их непосредственному вкладу в исламское духовное возрождение в республике.
Тематическое исследование Корана, направленное на выявление факторов преодоления и профилактики внутриличностного конфликта, подтверждает значимость повышения образовательного уровня, что актуализирует необходимость более глубокого исследования коранического взгляда на знание (ʻильм): функции, влияние на внутренний мир человека, способы обретения, роль носителей и передатчиков знаний. Изучение понятия «знание» проведено в рамках тематического исследования Корана, учитывающего одновременно и научную, и богословскую методологические базы, на основе анализа тафсиров Абу-Джаʻфара ат-Табари (839–923), Абу-Мухаммада аль-Багави (1041(1044)–1122), Абу-ль-Касима аз-Замахшари (1075–1144), Фахр-ад-дина ар-Рази (1149–1209), ʻАбд-Аллаха аль-Байдави (ум. 1286), Ибн Касира (1301–1373) и Мухаммада Саййида Тантави (1928–2010). Статья призвана внести вклад в развитие конфликтологических исследований на базе изучения Корана, а также подчеркнуть актуальность интеграции научного и богословского знания в поисках ответа на актуальные вопросы современности.
В данной статье рассматриваются некоторые основные проблемы, стоящие перед исламом и православием, которые необходимо решать совместными усилиями, чтобы сохранить единство российского гражданского общества. Одним из способов борьбы с непосредственными угрозами является развитие межрелигиозного диалога. Тема межконфессионального взаимодействия – актуальный для нашей страны диалог между крупнейшими традиционными религиями (ислам и православие). Этот вопрос исследовался с разных сторон – политической, философской, социологической. Однако проблема взаимоотношения представителей этих религий до конца не изучена с теологической точки зрения. Рассматриваемые в данной статье перспективы развития диалога между исламом и православием будут способствовать достижению социальной стабильности и укреплению национальной и духовной безопасности нашей страны.
В настоящей работе раскрывается перцептивная область межконфессиональных контактов, ее содержание, функции, формы, сфера охвата. Эмпирически верифицируются взаимоотношения традиционных и нетрадиционных религиозных общностей на разной глубине воцерковленности. Полевая работа, послужившая базой для дальнейшего обобщения, проводилась в Москве, Прикамье, Башкортостане на выборке около 3000 верующих. В число приверженцев исследуемых конфессиональных сообществ вошли представители православия, мусульманства, финно-угорского язычества, а также Иеговисты, Адвентисты, Пятидесятники, Вайшнавы (кришнаиты). Методологическая позиция сгруппирована через компиляцию кантовского трансцедентального, социокультурного и структурного подходов, диалектики, культурной антропологии и социальной феноменологии. Исследование проводилось посредством включенного наблюдения, с полным погружением в обыденность жизни изучаемых конфессиональных групп, а также применением семантических, проективных, опросных методов. Анализируется специфика социальных установок на эмоциональном, когнитивном и поведенческом уровнях, семантическая наполненность перцептивных образов. Показана специфика реакций в конфликтных ситуациях. Актуализируется дискурс о потенциальной опасности и реальной угрозе в конфессиональной области общественных отношений, невозможности оставления этих процессов в сфере свободного и неконтролируемого плюрализма, необходимости госопосредствования. Обсуждаются приемы сдерживания межрелигиозных антагонизмов.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
В статье предпринимается попытка рассказать об исламе в Китае с точки зрения особенностей китайской психологии и характерного для китайской культуры стиля приращения нового культурного материала. Автором выделяются некоторые элементы культурной конфигурации, благодаря чему можно наблюдать естественное с точки зрения психологии взаимопроникновение двух культурных комплексов. К таким элементам относятся, например, фольклор и боевые искусства. И фольклор, и боевые искусства как части системы играют значительную роль в функционировании народной культуры, используются как элементы мягкой силы в межкультурном и межрелигиозном диалоге в самой Китайской Народной Республики (КНР) и за ее пределами. В качестве значимых рассмотрены не только фольклорные элементы, маркирующие бытование народной культуры, но и боевые искусства. Поскольку боевые искусства – это фактически троп, то есть средство повествования о Китае, узнаваемое во многих уголках мира, с помощью которого можно увидеть как основы, так и дополнения в результате использования в межкультурной коммуникации. Методология, примененная в анализе материалов, носит междисциплинарный характер. В общей культурологической рамке применяются подходы этнопсихологии, культурной антропологии, психологии религии. Смешанная методология с опорой на концепцию культурной конфигурации позволяет посмотреть на сочетание и взаимопроникновение китайской традиционной культуры и культуры ислама как на нечто объективно существующее, живое.
Данная статья является составной частью серии публикаций, в которых на основе конкретных кейсов детско-родительских отношений показана положительная динамика психологической работы, опирающейся на ингушскую культуру и религиозные ценности. В ней на примере конкретного случая описывается культура оказания психологической помощи с учетом духовного наследия клиента.
Статья включает краткую характеристику обсессивно-компульсивного расстройства, диагностических критериев заболевания, его эпидемиологии. ОКР рассматривается с позиций различных теорий. Подробно и последовательно описаны процесс краткосрочной терапии и применяемые техники.
Результаты накопленного автором опыта показывают, что мультикультурная компетентность терапевта не только обеспечивает высокий уровень доверия к нему со стороны клиента, но и позволяет применить профессиональный подход, базирующийся на использовании в терапевтической работе этнорелигиозных ресурсов.
ISSN 2712-7990 (Online)