Preview

Minbar. Islamic Studies

Расширенный поиск

Minbar. Islamic Studies - международный рецензируемый научный журнал, основанный в 2008 году, посвящён изучению важных аспектов ислама и исламского мира. Журнал создаёт пространство для публикации и обсуждения результатов оригинальных исследований в области истории, психологии и теологии, посвящённых всем аспектам ислама – от возникновения мировой религии до современности.

К публикации в журнале приветствуются работы, которые отличает теоретическая строгость и соединение особенностей исламского дискурса с приращением новых знаний и критикой в гуманитарных и общественных науках.

Журнал "Minbar. Islamic Studies" уделяет особое внимание исламу в России и современным вопросам исламской мысли, тем самым содействуя развитию отечественной мусульманской богословской школы и в целом исламского образования в Российской Федерации, а также участвуя в выполнении государственной программы Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики» и плана мероприятий по обеспечению подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама в 2017–2020 гг., утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2016 г. № 2452-р, с изменениями от 20 декабря 2017 г. № 2878-р и от 8 июня 2018 г. № 1148-р.

Публикуемые в журнале материалы проходят процедуру рецензирования и экспертного отбора.

Журнал с 12.02.2019 г. входит в Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, сформированный Министерством науки и высшего образования Российской Федерации на основании рекомендаций Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки России и утвержденный распоряжением Минобрнауки России от 12 февраля 2019 г. № 21-р по следующим группам научных специальностей/научным специальностям и соответствующим им отраслям науки, по которым присуждаются ученые степени:

07.00.02 – Отечественная история (исторические науки),

07.00.03 – Всеобщая история (соответствующего периода) (исторические науки),

07.00.07 – Этнография, этнология и антропология (исторические науки),

07.00.09 – Историография, источниковедение и методы исторического исследования (исторические науки),

07.00.15 – История международных отношений и внешней политики (исторические науки),

19.00.01 – Общая психология, психология личности, история психологии (психологи- ческие науки),

19.00.05 – Социальная психология (психологические науки),

26.00.01 – Теология (теология).

Выходит 4 раза в год.

Статьи принимаются и публикуются на языках: русский, татарский, английский, арабский, немецкий, турецкий, фарси (персидский).

Номер Свидетельства о регистрации СМИ в Роскомнадзоре: ПИ № ФС77-33940 от 1 ноября 2008 г.

Зарегистрировано в Национальном агентстве ISSN Российской Федерации, номер ISSN: 2618-9569 (Print)

Распространение – Российская Федерация, зарубежные страны.

Электронная версия журнала доступна в сети Интернет по адресу: https://www.minbar.su

Журнал размещается на платформе Научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU по адресу: https://elibrary.ru/title_about.asp?id=67304

Издатель:

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт востоковедения Российской академии наук (ФГБУН ИВ РАН)

Учредители:

Частное учреждение высшего образования "Российский исламский институт" (ЧУВО РИИ)

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт востоковедения Российской академии наук (ФГБУН ИВ РАН)

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет" (КФУ)

Издается при содействии: 

Некоммерческое партнёрство "Совет по исламскому образованию"

Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования

Текущий выпуск

Том 12, № 1 (2019)
Скачать выпуск PDF

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ. Методология исторического исследования

15-33 44
Аннотация

Статья посвящена анализу наиболее влиятельных современных теорий религии. Теория секуляризации (Secularization Theory) связана с классической модернизационной теорией; теория индивидуализации религии (Individualization Theory) – с теориями социального действия (опосредованно), в том числе теорией коммуникативного действия Юргена Хабермаса, теориями индивидуализации и приватизации (непосредственно); теория рыночной модели религии (Market Model of Religion) – с теорией рынка, ориентированной на спрос и предложение (непосредственно) и теорией постиндустриального общества (опосредованно). Кроме того, все большее признание получают теории, апеллирующие к постсекуляризму (Postsecularism), связанные с теорией постиндустриального общества и постнеклассическими (постмодернистскими и постпозитивистскими) подходами. Современные теории религии рассматриваются с точки зрения формирующегося системно-коммуникационного подхода, основными источниками которого являются коммуникативный подход к истории Юргена Хабермаса и теория самореферентных систем Никласа Лумана. Автор предлагает в рамках неоклассической модели научной рациональности перейти от Хабермаса и Лумана к новому пониманию особенностей религиозной коммуникации, рассматриваемой в логике взаимосвязи и взаимозависимости с другими формами коммуникации, прежде всего социальной, политической, этнической и культурной (правовой, этической, эстетической и др.).

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ. История взаимоотношений государства и религиозных конфессий

34-42 29
Аннотация

Статья посвящена судьбе ваисовского движения и его предводителя на тот момент С. Г. Ваисова в первый год после Октябрьской революции 1917 г. и установления советской власти. Ваисовское движение как социально-религиозная организация, стремящаяся к справедливости, поддержало советскую власть. Некоторые разногласия с татарской буржуазией, духовенством и союз с большевиками привели к гибели Ваисова. Отношение большевиков к Ваисову как к соратнику ярко проявилось и в процессе его похорон. В 1930-х гг. движение было уничтожено, а его активисты репрессированы.

43-61 30
Аннотация

В статье на примере полемического сочинения Е. А. Малова «Об Адаме по учению Библии и по учению Корана» (1885) рассматривается механизм размывания границ мусульманского дискурса христианским. В свете этого анализируются сюжет произведения, его язык, система аргументации и поведение действующих акторов. Методологическим подспорьем исследования служит критический дискурс-анализ Тена А. Ван Дейка, стилистический анализ текста. Для реализации миссионерского проекта Малов в качестве «молчаливого свидетеля» приглашает «ученого муллу», вместе с которым рассказывает об «истинном исламе», «якобы» содержащимся в Коране. Оставаясь в полемике с ученым муллой в рамках христианского дискурса, Малов доказывает несостоятельность мусульманского учения в сравнении с христианством, указывает на «противоречия» в представлениях мусульман тексту Корана. В рассказе Малов отходит от привычных полемических сценариев (о Троице, Иисусе Христе, Марии и прочих) и в качестве главной темы для беседы предлагает поговорить об Адаме. Через новый полемический сюжет Малов размывает границы исламского дискурса, внося в него христианские смыслы.

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ. Российское мусульманство в судьбах и документах

62-71 77
Аннотация

В статье рассматриваются отклики тюрко-татарской эмигрантской печати на смерть муфтия Ризаэтдина Фахретдина (апрель 1936 г.). Особое внимание уделено некрологу, написанному Рашидом-казыем (Габдерашидом Ибрагимовым), который был опубликован в токийском журнале «Яңа Япон мөхбире». Этот текст весьма интересен, поскольку, во-первых, позволяет обсудить вопрос о взаимоотношениях этих двух современников, без сомнения, выдающихся, хотя и во многом противоположных личностей. Во-вторых, заметка в токийском журнале, известная исследователям гораздо хуже, чем публикации в других эмигрантских изданиях, дает основание сформулировать несколько предположений источникового характера. Особую ценность представляют два письма, обращенные муфтием к своему другу и соратнику, оказавшемуся в далекой эмиграции. Эти письма, неизвестные большинству исследователей, изучающих жизнь и творчество Ризы Фахретдина, должны быть включены в эпистолярное наследие выдающегося татарского богослова.

72-77 24
Аннотация

В статье представлено письмо, написанное выдающимся татарским религиозным и общественным деятелем, Абдуррашидом Ибрагимовым. Письмо отправлено им из Стокгольма и адресовано близкому другу и соратнику Ризаэтдину Фахретдинову1. Оно дает представление об отношении А. Ибрагимова к состоянию человеческой цивилизации на тот период и о его мыслях о будущем. В документе отражен один из эпизодов его активной общественно-политической деятельности, нацеленной на привлечение внимания российской мусульманской общественности к международной политике. В частности, А. Ибрагимов сообщает о своем намерении принять участие в Стокгольмской конференции, состоявшейся весной – летом 1917 г. Особый интерес представляет объяснение А. Ибрагимовым своего решения о принятии участия в форуме всех течений международного социализма.

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ. Ислам в странах Азии и Африки

78-94 17
Аннотация

Статья посвящена мусульманской общине на о. Маврикий, которая сегодня играет важную роль в общественно-политической жизни этого островного государства. Одним из феноменов нашего времени можно назвать возрождение индо-маврикийскими мусульманами языка урду, который был практически утерян в процессе их адаптации к мультиэтническому и мультиконфессиальному социуму Маврикия на протяжении XVIII – начала XX в. В статье воссоздается краткая история появления на острове урдуязычных выходцев из Индии, исповедующих ислам, и их частичной ассимиляции с маврикийским обществом. Мусульмане восприняли местный язык (креоли) и некоторые элементы креольской культуры, но при этом остались верны своей религии и традиционным устоям мусульманской морали. Особое внимание уделено проблеме возрождения и развития языка урду, а также появлению литературы на нем. В наше время язык урду стал способом религиозно-общинной консолидации индо-маврикийских мусульман и основным признаком их религиозной идентичности.

95-110 21
Аннотация

В статье рассматриваются этапы и причины погружения исламского мира в цифровые войны и гонку кибервооружений. Носителями цифровых угроз выступают не только мусульманские государства, претендующие на региональное лидерство на Ближнем Востоке, в Южной и Юго-Восточной Азии, но также негосударственные акторы – группы высококвалифицированных хакеров, хактивисты, хакеры-одиночки, радикально-экстремистские группировки исламистского толка. Реалии цифровой эпохи значительно усиливают разнородность и противоречивость современного исламского мира. Это ставит в международную повестку дня вопрос о координации усилий всех участников мирового сообщества в деле контроля за кибервооружениями и урегулирования актуальных проблем развития мусульманских стран и сообществ.

ТЕОЛОГИЯ. Религиозно-философская мысль классического ислама

113-149 24
Аннотация

В продолжающейся публикации представлен перевод трактата ИбнРушда, в котором он критикует каламскую теологию, особенно ашаритскую, противопоставляя ей «коранические методы» обоснования главных положений мусульманской догматики. Настоящая часть (соответствует 4-й главе оригинала) посвящена апофатическим / отрицающим атрибутам, особенно вопросам о бестелесности Бога, Его пребывании в определенной «стороне» и Его лицезримости. Суровой критике автор подвергает характерный для калама аллегорический подход к данным в Коране и Сунне антропоморфным описаниям Бога, полагая, что этот подход противоречит кораническому методу обучения широкой публики и что он стал причиной разделения ислама на разные толки.

ТЕОЛОГИЯ. Традиционное источниковедение и историография в исламе

150-170 27
Аннотация

Статья акцентирует внимание научного сообщества на проблеме формирования единого каталога арабографического книжного фонда мусульман дореволюционной России для дальнейшего систематического изучения культурного и научного наследия ислама Евразии. Проблема изучения тюрко-мусульманского научного и культурного наследия XVII – начала XX в. до настоящего времени не осознана в полной мере. При общем понимании того, что таковое изучение необходимо и что процесс этот уже развивается, нет четкого согласованного на каком-либо уровне плана этой работы. А между тем эта проблема при ее науковедческом анализе распадается на составные: источниковедческую, историографическую, археографическую, библиографическую, культурологическую, историологическую и этнологическую, теологическую и даже педагогическую. Но главное, никто до конца не представляет себе границ и масштабов этого наследия. Оно же – мусульманское научное и культурное наследие – собрано, главным образом, в арабографическом книжном фонде. В представленной статье автор делает попытку анализа именно этого вопроса и постановки проблемы создания информационного ресурса для дальнейшего планового изучения «Общего фонда» арабографических изданий мусульман дореволюционной России.

ТЕОЛОГИЯ. Исламское образование

171-185 18
Аннотация

Предпринята попытка обращения к опыту богословских традиций и богатейшего многовекового рукописного наследия Северного Кавказа на примере Дагестана и древнего Дербента вкупе с достижениями научного исламоведения для воссоздания богословской школы в современной России. Выражается точка зрения, согласно которой исламское образование должно строиться на сочетании как светского, университетского образования, так и специального духовного, взвешенное равновесие и взаимодействие которых должно стать ключевым принципом концепции деятельности образовательных институтов.

186-207 13
Аннотация

В статье дается обзор истории исламского образования в ингушском обществе от принятия ислама в середине XIX в. вплоть до сегодняшнего дня. Показаны роль и значение этого важного компонента духовной культуры народа. Во время экспедиционных поездок (2014–2018) в Ингушетию автор собрал обширный полевой материал, позволивший показать историю формирования исламского образования в Ингушетии. Имеющийся материал разделен на два блока. В первом представлена история формирования и структура традиционной системы образования, а также индивидуального обучения у известных алимов не только Ингушетии, но и Кавказского региона. Во втором рассматриваются процессы реисламизации общества, придавшие мощный импульс возрождению системы исламского образования, существовавшей здесь в начале XX в., и внедрения новых форм исламского просвещения, связанных с введением в программу общеобразовательных школ с 4-го по 11-й класс предметов «Основы религии», «Основы исламской культуры». Важная роль в реализации этого проекта принадлежит Духовному управлению мусульман Ингушетии, выступившему его инициатором. В республике ведется преподавание названных дисциплин, готовятся методические пособия и учебники. Кроме школ, учащиеся медресе получают начальное исламское образование, а желающие могут продолжить свое обучение в исламских высших учебных заведениях не только в республике и других субъектах Российской Федерации, но и за рубежом. Благодаря правильно организованной работе в общеобразовательных школах, медресе и исламских институтах удалось повысить уровень исламского образования и снизить накал, связанный с религиозно мотивированной радикализацией общества.

ТЕОЛОГИЯ. Проблемы гармонизации межрелигиозных и межконфессиональных отношений

208-214 19
Аннотация

В статье выделяются этапы христиано-мусульманского диалога в России, который, с точки зрения авторов, приобрел полноценный характер в середине XIX в. Три этапа – «царский», «советский» и «ранний постсоветский» – определяются как пройденные, в то время как в настоящее время идет «поздний постсоветский» этап. В статье указываются его качественные характеристики и даются прогнозы развития.

215-234 49
Аннотация

В статье представлена разрабатываемая автором оригинальная классификация видов межрелигиозного диалога, основанная на четырех критериях: «интенция» (что является мотивацией к вступлению в контакт с представителем другой религии), «цель» (какие задачи ставят участники диалога), «принципы» (какими принципами определяется взаимодействие) и «форма» (кто вступает в диалог). Базовым для рассматриваемой классификации является критерий интенции, в соответствии с которым выделяются «полемический», «миротворческий», «когнитивный» и «партнерский» типы диалога, строящиеся, соответственно, вокруг следующих вопросов: «кто прав?», «как нам мирно жить вместе?», «кто ты?» и «что мы можем сделать для улучшения мира?». В каждом из указанных типов диалога на основании критериев «цель», «принципы», «форма» можно выделить разные виды. Возможности применения представленного подхода рассматриваются на примере анализа видов миротворческого межрелигиозного диалога. Отдельное внимание в статье уделяется описанию дипломатического диалога, осуществляющегося между главами и официальными представителями религиозных общин.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ. Психология личности

237-250 52
Аннотация

В статье представлен анализ ряда основополагающих религиозных положений ислама, которые определяют сущность исламской психологии как религиозно-ориентированного направления психологической мысли и формируют необходимую базу для создания исламской психологической теории личности. В качестве важнейших положений исламского монотеизма, определяющих сущность исламской психологии, в работе указываются идеи божественного сотворения Вселенной и человека, предопределения, свободы выбора и ответственности перед Богом, способности человека к развитию и совершенствованию личности через очищение души. Особое внимание уделено анализу исламской концепции «фитры» (природной веры в Бога), Завета с Богом в контексте выводов ряда авторов западной психологии о наличии естественного религиозного чувства (первообраза Бога, мудрости сердца и т.п.), ответственности человека перед Трансцендентным, Божественным.

251-266 35
Аннотация

Цель статьи – представить концепцию трудовой этики с позиций коранического подхода макасид. В то время как теории трудовой этики широко доступны в различных дисциплинах, применительно к дисциплине «Психология» анализ исламской трудовой этики отсутствует. Это связано, в частности, с неразработанностью этой темы в специальной литературе. Концепция исламской трудовой этики обычно сводится к оценке источников,что связано с рядом причин, среди которых неразработанность идеи «труда», как она изложена в Священном Коране. Автор предлагает использовать подход на основе макасид, как в мусульманском праве определяются «задачи, замыслы, главные цели, особые смыслы предписаний Ислама». Цель этого – обеспечение систематической философской основы исследования. Подход с позиций макасид заключается в понимании стихов Корана, связанных с определенной областью, «всеобъемлющим и систематическим образом», путем изучения их семантики и оригинального арабского контекста. Этот подход обосновывается тем, что Священный Коран на самом деле является системой этики. Как таковой он включает этические принципы, связанные с работой в рамках цели Божественного Творения.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ. Социальная психология групп

267-283 72
Аннотация

В статье представлены результаты эмпирического исследования религиозности и восприятия психологического времени на выборке мусульман, христиан и атеистов. В исследовании приняли участие 77 респондентов в возрасте от 18 до 44 лет. Для изучения религиозности использовалась «Шкала религиозной ориентации» Г. Олпорта и Д. Росса; для изучения психологического времени – «Опросник временной перспективы» Ф. Зимбардо и методика «Семантический дифференциал времени». В ходе исследования были получены следующие результаты: значения по шкале «внешняя религиозность» у мусульман больше, чем у православных христиан; показатели по шкале «гедонистическое настоящее» у мусульман выше, чем у христиан; значения по шкале «гедонистическое настоящее» у атеистов больше, чем у мусульман. Показатели фактора «величина времени» настоящего у христиан больше, чем у атеистов; значения фактора «величина времени» будущего у мусульман больше, чем у атеистов.

284-300 22
Аннотация

В статье раскрываются специфические особенности социально-психологического становления молодежи, конкретизированы свойственные данному возрастному периоду закономерности и психологические новообразования. Центральная исследовательская идея заключается в изучении изменений ценностных и адаптивных особенностей молодых людей, которые занимаются спортивными единоборствами и изучают гуманистические идеи, принципы ислама. Респондентами выступили 70 молодых людей, занимающихся самбо, джиу-джитсу около 1 года (от 16 до 25 лет) и около 3–5 лет (от 21 до 27 лет). Ценностный профиль исследовали с помощью методик Е. Б. Фанталовой «Свободный выбор ценностей», «Уровень соотношения “ценности” и “доступности” в различных жизненных сферах»; адаптивный профиль – благодаря многоуровневому личностному опроснику «Адаптивность» А. Г. Маклакова, С. В. Чермянина. Статистически выявлены содержательно-структурные различия в ценностном профиле и уровне дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере в двух группах. Конкретизированы адаптивные характеристики, раскрыты особенности поведенческой регуляции, коммуникативной компетентности и моральной нормативности молодых людей.

НАУЧНЫЕ РЕЦЕНЗИИ



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.