Preview

Minbar. Islamic Studies

Расширенный поиск

Средства коммуникации и социально-правовые аспекты взаимодействия субъектов религиозно-пенитенциарного пространства: случай мусульман

https://doi.org/10.31162/2618-9569-2021-14-4-819-834

Полный текст:

Аннотация

Конституционно-правовой институт свободы вероисповедания в уголовно-исполнительной системе подчинен и регулируется правилами, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции в сфере исполнения наказаний (ФСИН России). Оказывающиеся в изоляции от общества этнические и практикующие мусульмане, осужденные к лишению свободы, испытывают на собственном опыте вынужденные ограничения степени свободы религиозной личности. Время и место совершения мусульманами религиозных обрядов и ритуалов регламентируются нормативными документами Минюста России в отношении установления правил внутреннего распорядка исправительных учреждений. На государство возложена обязанность – а институты гражданского общества осуществляют общественный контроль за ее исполнением – по обеспечению в местах лишения свободы условий для духовного окормления верующих мусульман, чьи права на свободу вероисповедания им помогают реализовать централизованные исламские религиозные организации. При этом государство в вопросах комплектования библиотечных фондов исправительных учреждений все более заинтересовано во взаимодействии с основными субъектами религиозно-пенитенциарного пространства: с официальными структурами исламской уммы, направляющими для тюремного служения образованных имамов и исламских теологов, представителями экспертного исламоведческого сообщества, Общественными советами по проблемам деятельности уголовно-исполнительной системы при ФСИН России. Деятельность духовных управлений мусульман по насыщению тюремных библиотек религиозной литературой (Коран и смысловые переводы, хадисы пророка Мухаммада, его жизнеописание, книги по исламскому праву), лучшими образцами литературы религиозной направленности, в которых утверждаются традиционные ценности российского ислама, императивы позитивной социокультурной среды и других субъектов, рассматривается автором в качестве значимого средства коммуникации в религиозно-пенитенциарном пространстве.

Об авторе

Ш. Р. Кашаф
Институт востоковедения РАН
Россия

Кашаф Шамиль Равильевич, магистр теологии, научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения Российской академии наук, г. Москва; старший преподаватель кафедры по изучению исламской цивилизации (на базе Института востоковедения Российской академии наук) Института международных отношений Казанского федерального университета, г. Казань; член Общественного совета по проблемам деятельности уголовно-исполнительной системы при ФСИН России

г. Москва



Список литературы

1. Гаврилов О. Ф., Гаврилов Е. О. Особенности религиозной коммуникации в современной России. Вестник Кемеровского государственного университета. 2015; (1-2):198–202.

2. Кохтачев В. С. Совершенствование взаимодействия общественных Советов ФСИН России с представителями ОНК, общественных объединений и организаций в целях защиты прав и законных интересов работников и ветеранов уголовно-исполнительной системы, а также осужденных и лиц, содержащихся в следственных изоляторах. Преступление, наказание, исправление: сборник тезисов выступлений и докладов участников IV международного пенитенциарного форума: (к 140-летию уголовно-исполнительной системы России и 85-летию Академии ФСИН России): в 10 т., Рязань, 20–22 ноября 2019 года. Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний; 2019. С. 84–89.

3. Попова Е. Э. Взаимодействие религиозных организаций и уголовноисполнительной системы в процессе исправления осужденных. Пробелы в российском законодательстве. 2016;(3):184–187.

4. Павлушков А. Р. Понятие «религиозно-пенитенциарное пространство» в современном научном дискурсе. Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2020;(6):39–45.

5. Шарков Ф. И. Информационно-коммуникационная парадигма развития Российской государственности. Коммуникология. 2014;3(1):111–118.

6. Бултачеев Р. Х. Взаимодействие духовного управления мусульман Рязанской области с организациями и учреждениями в духовно-нравственном воспитании осужденных. Уголовно-исполнительная система и Русская Православная Церковь, другие традиционные для России религиозные объединения – взаимодействие в духовно-нравственном воспитании осужденных: Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции, Рязань, 18–19 сентября 2018 года. Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний; 2018. С. 33–35.

7. Шафиев Ф. Ф. Положительной опыт взаимодействия Центрального духовного управления мусульман Республики Мордовия с управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия. Уголовно-исполнительная система и Русская Православная Церковь, другие традиционные для России религиозные объединения – взаимодействие в духовно-нравственном воспитании осужденных: Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции, Рязань, 18–19 сентября 2018 года. Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2018. С. 309–312.

8. Кашаф Ш. Р., Кохтачев В. С. Взаимодействие УИС и традиционных религиозных конфессий на примере УФСИН России по Чеченской Республике. Мобилизация этнокультурного ресурса как важнейший фактор противодействия экстремизму и терроризму: Сборник материалов Международной научно-практической конференции, Грозный, 24–25 ноября 2017 года. Грозный: ФГУП Издательско-полиграфический комплекс «Грозненский рабочий»; 2018. С. 152–161.

9. Галлямов Р. Р. Урало-Поволжский макрорегион России: состояние и перспективы Возрождения исламской религиозности. Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2016;4(18):156–162.

10. Калям Шариф. Перевод смыслов. Казань: «Хузур»−«Спокой ствие»; 2020. 652 с.

11. Оганесян С. С., Сабитова Г. А. Коран – мировоззренческая основа формирования веротерпимости в многоконфессиональном государстве. I Международный форум «Богословское наследие мусульман России»: Материалы научно-практических конференций форума, Болгар, 13–19 октября 2019 года. Казань: МеДДоК; 2020. С. 333–337.

12. Таянова Т. А. Специфика литературы религиозной направленности. Проблемы истории, филологии, культуры. 2011;1(31):238–246.

13. Наумкин В. В., Зарипов И. А., Кузнецов В. А., Орлов В. В. Стратегии выстраивания отношений между государством и исламом в России и арабском мире. Minbar. Islamic Studies. 2021;14(1):13–49. DOI: 10.31162/2618-9569-2021-14-1-13-49


Рецензия

Для цитирования:


Кашаф Ш.Р. Средства коммуникации и социально-правовые аспекты взаимодействия субъектов религиозно-пенитенциарного пространства: случай мусульман. Minbar. Islamic Studies. 2021;14(4):819-834. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2021-14-4-819-834

For citation:


Kashaf S.R. Means of communication and socio-legal aspects of interaction between subjects of religious-penitentiary space: the case of Muslims. Minbar. Islamic Studies. 2021;14(4):819-834. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2021-14-4-819-834

Просмотров: 42


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2618-9569 (Print)
ISSN 2712-7990 (Online)