Preview

Minbar. Islamic Studies

Расширенный поиск

Специфика единобожия (таухида) как «вещи-в-себе»: к проблеме эволюции исламского богословия в Новое время

https://doi.org/10.31162/2618-9569-2021-14-4-866-882

Полный текст:

Аннотация

В данной статье предпринимается попытка дать динамическую характеристику объекта и субъекта богословия Нового времени у татар-мусульман на примере богословских взглядов Абдуннасыра Курсави (1776–1812), Шигабутдина Марджани (1818–1889), Мурада Рамзи (1854–1934) и ряда их современников. Непознаваемость Творца и вера как «вещь-в-себе» трансформировали татарскую религиозную эпистемологию в познание более определённых реальностей. Агностицизм в вопросе атрибутов вёл к усилению антропоцентричных тенденций богословия. Представленная цепочка богословов демонстрирует не только преемственность в богословии татар, но и отражает динамику эволюции отношения к мазхабам и роли личности, специфику суфийского братства Накшбандия-Муджаддидия, а также османской методологии религиозного правотворчества (усул ал-фикх) в эпоху модернизации начала XVIII в. В ходе исследования было установлено, что система взглядов Курсави представляет собой «точку отсчёта» татарской богословской школы.

Об авторе

Д. Р. Гильмутдинов
Центр исламоведческих исследований АН РТ
Россия

Гильмутдинов Данияр Рустамович, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник

г. Казань



Список литературы

1. Абу-н-Наср Курсави. Наставление людей на путь истины (ал-Иршад ли-л-'ибад). Пер. с араб. Казань: Татар. кн. изд-во; 2005. 304 с.

2. Spannaus Nathan. Islamic Thought and Revivalism in the Russian Empire: An Intellectual Biography of Abū Nasr Qūrsāwī (1776–1812). Ph.D thesis. Montréal: McGill University; 2012. 267 р.

3. Аллама ал-мухаккик Шихабутдин ал-Марджани. Китаб хизамат алхаваши ли-идахат ал-гаваши. Казань, 1889. 443 с.

4. Алляма Аби-н-наср Абдуннасыр б. Ибрагим ал-Булгари ал-Курсави. Китаб иршад ли-л-ибад. Казань, 1321 г. х. 67 с.

5. Абу-н-наср Абденнасыр б. Ибрагим ал-Казани ал-Ханафи ал-Ханифи. Шарх мухтасар ал-Манар. 134 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://darul-kutub.com/uploads/books/7683e5ead51a4594c52be15c9fc03f3cba4fdb35.pdf (дата обращения: 31.05.2021).

6. Габдрахим Утыз-Имяни ал-Булгари. Рисаля ал-иршадиййа. Избранное. Казань, 2007. С. 207–224.

7. Kudaynetov Said Ali. Şihâbüddîn el-Mercânî’nin Usûl-i Fıkıh Anlayışı Hizâmetu’l-Havâşî li İzâhati’l-Ğavâşî adlı eseri bağlamında. Yüksek Lisans tezi. Ankara: Ankara Üniversitesi; 2008. VII +155 s.

8. Курсави Абуннасыр. Письмо ‘Абдаррахману б. Мухаммадшарифу алКирмани, преподавателю (мударрис) из Сеитовской слободы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.islam-portal.ru/e-store/books/95/863/ (дата обращения: 31.05.2021).

9. Бигиев М. Шәригать әсаслары. Петроград: Типография М.-А. Максутова; 1917. 72 б.

10. Okur Kâşif Hamdi. Osmanlılarda Fıkıh Usûlü Çalışmaları (Hâdimî Örneği). İstanbul: Mizan Yayınevi; 2010. 254 s.


Рецензия

Для цитирования:


Гильмутдинов Д.Р. Специфика единобожия (таухида) как «вещи-в-себе»: к проблеме эволюции исламского богословия в Новое время. Minbar. Islamic Studies. 2021;14(4):866-882. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2021-14-4-866-882

For citation:


Gilmutdinov D.R. The specifi cs of Monotheism (tawhid) as “a thing-in-itself”. On the Evolution of Islamic Theology in the Late Russian Empire. Minbar. Islamic Studies. 2021;14(4):866-882. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2021-14-4-866-882

Просмотров: 24


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2618-9569 (Print)
ISSN 2712-7990 (Online)