Создание экосистемы электронного исламского религиозного образования
Аннотация
В статье описаны основные этапы создания экосистемы электронного исламского религиозного образования, представлена одна из возможных моделей формирования электронной информационно-образовательной среды. В настоящее время созданы технические предпосылки для широкого использования электронной образовательной экосистемы практически на всех уровнях религиозного образования. Более того, уже намечается некоторое отставание в применении инструментов обучения от возможностей, предоставляемых техническими средствами. Формирование электронной образовательной среды создаст дополнительные инструменты и условия для анализа показателей образовательного процесса, позволит получить целостное представление о состоянии системы образования, о качественных и количественных изменениях в ней.
Ключевые слова
Для цитирования:
Мухаметшин Р.М., Назипов И.Т. Создание экосистемы электронного исламского религиозного образования. Minbar. Islamic Studies. 2021;14(4):903-920. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2021-14-4-903-920
For citation:
Mukhametshin R.M., Nazipov I.T. Building Electronic Ecosystem of Religious Islamic Education. Minbar. Islamic Studies. 2021;14(4):903-920. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2021-14-4-903-920
Введение
Развитие дистанционного образования стало особенно актуально в условиях всемирной пандемии, охватившей мир в последние годы. Несмотря на ряд минусов, в первую очередь связанных с воспитательными аспектами образования, внедрение современных информационных и коммуникационных технологий в учебный процесс в целом увеличивает заинтересованность обучающихся, интенсифицирует работу преподавателей и, что особенно важно, колоссально расширяет возможности получения образования.
Еще в октябре 2016 года правительством Российской Федерации был утверждён приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в России», нацеленный на создание возможностей для получения качественного образования гражданами разного возраста и социального положения с использованием современных информационных технологий, реализацию которого обеспечивает Министерство науки и высшего образования РФ. В 2017 году путем конкурсного отбора были определены 17 вузов-победителей, перед которыми поставлена задача – создание единого федерального информационного портала, обеспечивающего доступ по принципу «одного окна» к электронным курсам, разработанным разными учреждениями на различных платформах, всем категориям граждан, для всех уровней образования.
Необходимость создания электронной образовательной среды также закреплена в ст. 16 Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования.
В современных условиях неотъемлемой частью системы высшего и среднего профессионального образования является электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС). Её формирование – реальная необходимость, возникшая как из запросов заинтересованных лиц, в частности государства, работодателей, обучающихся, так и из самой логики развития мировой системы образования.
Не остается в стороне от этих процессов и исламское образование, которое в последние годы при поддержке государства встраивается в общую образовательную систему нашей страны.
Современное состояние исламского образования в России
Система исламского образования как целостная и динамично развивающаяся структура, встроенная в единое российское образовательное пространство, обеспечивающая наиболее полное удовлетворение конфессиональных, этнокультурных и образовательных потребностей и интересов обучающихся мусульман России, в контексте изучения, сохранения и трансляции духовного и культурно-исторического наследия мусульманских народов России, сегодня уже имеет реальные очертания. В стране официально работает 62 средне-профессиональных исламских учебных заведения (медресе и колледжи), 19 вузов, Болгарская исламская академия; для консолидации их деятельности создан Совет по исламскому образованию (СИО). Приведем данные по регионам и принадлежности этих учебных заведений к духовным управлениям мусульман (ДУМ) в таблице.
Таблица 1. / Тable 1.
Список мусульманских учебных заведений России
A list of Muslim educational institutions in Russia
Несмотря на то, что за последние годы в нашей стране была проделана большая работа по развитию исламского образования, ряд проблем еще ждут своего решения.
Эти проблемы обусловлены в том числе:
– возрастающими требованиями к исламскому образованию как важному конфессиональному и социально-педагогическому институту, который может и должен становиться более эффективным;
– ростом потребности населения в повышении качества исламского образования, призванного учитывать богословский и этнокультурный опыт, исторические языковые, социокультурные особенности регионов компактного проживания мусульманских народов России в интересах более полного удовлетворения образовательных потребностей обучающихся мусульман;
– объективной потребностью в формировании концептуально обоснованной и практико-ориентированной целостной системы исламского образования, включающей в себя соответствующие учебные предметы, подсистемы обучения, воспитания и социализации в контексте условий их эффективной реализации;
– новыми возможностями развития системы исламского образования, открывающимися в результате оптимального использования накопленного в стране опыта, а также реальными возможностями наращивания ресурсного, информационного, учебно-методического, обучающего, воспитательного, развивающего потенциала.
Для решения этих проблем Советом по исламскому образованию (СИО) были сделаны следующие шаги1:
1. В 2015 г. в СИО была обсуждена «Концепция развития исламского образования в России» и на ее основе в 2016 году разработана «Стратегия развития исламского образования в России».
2. В 2017 г. СИО были разработаны и приняты образовательные стандарты для среднего и высшего профессионального исламского образования. К сожалению, они реализуются не всеми учебными заведениями, входящими в Совет, поэтому на данном этапе важно разработать механизмы внедрения образовательных стандартов и систему контроля. Общественная аккредитация на сегодняшний день является единственным эффективным инструментом определения состояния дел в учебных заведениях для последующего обозначения их статуса и возможностей в подготовке мусульманских религиозных деятелей.
В 2021 г. было принято положение о защите докторских диссертаций по исламским наукам в мусульманских учебных заведениях. Сегодня два вуза из членов СИО (Болгарская исламская академия и Дагестанский исламский университет) реализуют докторские программы.
3. Помимо того, что каждое учебное заведение имеет свой сайт, функционируют и два сайта СИО: информационно-образовательный – www.islamobr. ru и медийный портал www.muslim-media.ru, который представляет собой систематизированный свод обучающих видеолекций. В 2020 году все члены СИО были подключены к электронной библиотеке «Знаниум», что позволило решить значительную часть проблем, связанных с обеспечением учебного процесса соответствующей литературой. Сегодня в электронной библиотеке, постепенно пополняемой источниками по исламскому богословию, имеется более 200 трудов по исламу, доступных для членов СИО. Кроме того, преподаватели исламских учебных заведений имеют возможность опубликовать научные статьи в журнале «Минбар. Исламские исследования», включенном в перечень рецензируемых научных изданий.
В современных условиях важной задачей является создание цифровой экосистемы исламского образования, включающей разработку единого информационно-образовательного портала СИО путем объединения информационных ресурсов исламских вузов и медресе и создания единой площадки для обучения и проведения мероприятий: единая электронная библиотека, записанные ведущими специалистами в области светских и богословских наук образовательные курсы, онлайн-курсы повышения квалификации, личные кабинеты преподавателей и студентов.
4. Исламские вузы – члены СИО – активно занимаются подготовкой учебно-методических пособий. Только в 2020 г. ими было подготовлено 40 пособий, в частности, два пособия для медресе и вузов по предмету «Гражданская идентичность мусульман России» и 12 учебно-методических комплексов. Но для разработки новых и совершенствования существующих программ и учебных планов по религиозным дисциплинам, обеспечения их учебной литературой важно подготовить линейку учебников по исламским наукам для медресе и вузов, а также по специальности «Исламская теология».
5. В российских исламских вузах сегодня учатся около 200 студентов из стран СНГ, из них 135 в РИИ (Казань). Не только в среднем звене мусульманского духовенства, но и в высших эшелонах мусульманской элиты этих стран уже есть выпускники российских исламских вузов.
Цели и задачи электронной информационно-образовательной среды исламского образования
Целью функционирования единой электронной информационно-образовательной среды исламских учебных заведений, входящих в состав Совета исламского образования (СИО), является обеспечение возможности информационного сопровождения образовательного процесса в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, предоставление обучающимся возможности использования информационных и образовательных ресурсов учебных заведений из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет (как на территории учебных заведений, так и вне их), обеспечение информационной открытости в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Согласно статистическим данным на май 2021 года, в 12 высших учебных заведениях, входящих в состав СИО, обучаются 4 753 студента.
Таблица 2. / Тable 2.
В 28 средних исламских учебных заведениях обучаются 4466 студентов.
Таблица 3. / Тable 3.
Большинство студентов (71%) обучаются по заочной или очно-заочной форме и, как правило, являются действующими религиозными деятелями (имамами, сотрудниками приходов, муфтиятов и т.д.). Для этих студентов очень важно иметь постоянный доступ к информационным ресурсам (электронным курсам, изданиям, методическим и справочным материалам) вуза.
Рис. 1. Распределение студентов по формам обучения
Fig. 1. Distribution of students by forms of study
При создании информационно-образовательной среды необходимо учитывать, что данная система будет представлять собой целый комплекс оборудования (серверов, сетевых хранилищ и облачных сервисов), программного обеспечения (системы управления обучением, системы создания контента) и квалифицированного персонала. Зачастую именно от квалификации и мотивации технических специалистов и педагогического коллектива во многом зависит эффективность использования информационной среды.
Согласно той же статистике, в 12 вузах, входящих в состав СИО, работают 403 преподавателя, из которых 90 имеют степень кандидата наук, 31 – доктора наук. А из 267 преподавателей средних учебных заведений только 12 кандидатов наук и 2 доктора наук. Электронная информационно-образовательная среда может выступать платформой и для курсов повышения квалификации сотрудников и педагогических работников СИО.
По итогам заседания Совета по исламскому образованию от 22 декабря 2020 года было принято решение о создании единой электронной информационно-образовательной среды вузов, входящих в состав СИО. Создание ЭИОС преследует для каждого учебного заведения, входящего в состав СИО, выполнение следующих задач:
• предоставление единого авторизованного доступа к информационным ресурсам как самого учебного заведения, так и к материалам вузов-партнеров (электронным курсам, изданиям вуза, методическим и справочным материалам вуза) для обучающихся и работников учебного заведения с любого устройства, подключённого к сети Интернет;
• предоставление единого авторизованного доступа к электронным библиотечным системам и электронным подписным изданиям, с которыми заключён договор обслуживания;
• предоставление единого авторизованного доступа к текущей информации об учебном процессе (график учебного процесса, расписание и т.д.) для обучающихся и работников учебного заведения с любого устройства, подключённого к сети Интернет.
• предоставление единой системы видеоконференцсвязи, при помощи которой будут организованы конференции, совещания и т.д. [1].
Модель, компоненты и функционал ЭИОС
Основными требованиями к компонентам, входящим в состав среды, являются наличие чёткой методики их использования в учебном процессе и взаимосвязь с телекоммуникационными ресурсами. Информационные ресурсы должны отвечать стандартным требованиям, предъявляемым к образовательному процессу. Формирование образовательной среды создаёт дополнительные условия для анализа показателей образовательного процесса, позволяет получить целостное представление о состоянии системы образования, о качественных и количественных изменениях в ней.
Модель информационной системы предлагается реализовать в виде веб-портала, который будет единым информационным пространством со следующими основными подсистемами (рис.2):
1. Подсистема управления обучением.
2. Подсистема проведения онлайн-занятий (вебинаров).
3. Электронная библиотечная подсистема (предполагается в будущем регистрировать как отдельную ЭБС).
4. Электронные личные кабинеты преподавателей и студентов.
5. Подсистема методической и технической поддержки.
Рис. 2. Модель технической реализации образовательной среды
Fig. 2. A model of technical implementation of the educational environment
1. Система управления обучением (каталог курсов)
За ядро ЭИОС предлагается выбрать систему управления обучением Moodle – свободно распространяемая система управления обучением, ориентированная на организацию взаимодействия между преподавателем и студентами и наиболее популярная в России.
Данная подсистема будет управлять доступом ко всем электронным курсам ЭИОС, фиксацией результатов обучения, также будет играть роль площадки для создания новых электронных курсов.
Единственным условием для пользователя системы является наличие доступа в Интернет, браузера, а для дополнительных материалов – наличие соответствующего программного обеспечения.
Ядро подсистемы можно реализовать на базе системы управления обучением LMS Moodle, которая обладает следующим функционалом:
• возможность взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, как синхронное, так и (или) асинхронное взаимодействие в сети интернет;
• различные возможности регистрации (саморегистрация студентом, ручная регистрация администратором, использование LDAP);
• разработка новых учебных модулей курсов непосредственно в системе или загрузка уже ранее разработанных учебных модулей (в том числе с других курсов);
• разработка и размещение тестовых материалов, опросов, контрольных заданий (тестирование проходит по контрольно-измерительным материалам, разработанным профессорско-преподавательским составом);
• использование различных инструментов в организации обучения (интеграция видеоконференций, чатов, форумов и т.п.);
• фиксация и мониторинг хода образовательного процесса, результатов промежуточной и итоговой аттестации;
• формирование электронного портфолио обучающихся, в том числе сохранение, при необходимости, размещение в общий доступ работ обучающихся, рецензий и оценок на эти работы;
• анализ деятельности пользователей в системе: частота и продолжительность обращений к курсу и его модулям, активность пользователей;
• возможность конфигурации сайта информационной системы как во время установки, так после развертывания системы дистанционного обучения;
• возможность изменения (при необходимости) настроек цвета, шрифтов, расположения объектов на страницах сайта;
• возможность расширения (при необходимости) функциональных возможностей системы дистанционного обучения с помощью дополнительных модулей;
• возможность использования языковых пакетов для локализации системы дистанционного обучения для нескольких языков;
• возможность внесения любых необходимых изменений в функционал системы;
• возможность автоматического восстановления паролей пользователей (пароль направляется пользователю посредством электронной почты);
• использование широкого диапазона инструментов для назначения слушателям курсов в информационной системе: ключ назначения дистанционного курса, ручное назначение;
• использование ролей для управления правами пользователей (администратор, преподаватель, ассистент преподавателя, студент, и т.д.);
• создание индивидуальных настроек для каждого курса;
• большой набор интерактивных элементов: форумы, тесты, глоссарии, ресурсы, чаты, интеграция сторонних разработок и т.д.;
• возможность импортирования элементов дистанционных курсов, размещенных в системе дистанционного обучения, из других курсов.
Предполагается также запуск мобильной версии информационной системы (в виде сайта или отдельного приложения на базе Android или iOS), что является актуальным при современных условиях.
2. Подсистема проведения онлайн-занятий
Вебинар – это виртуальное онлайн-мероприятие, организованное посредством интернет-технологий.
Онлайн-семинар (веб-конференция, вебинар, англ. webinar) – разновидность веб-конференции, проведение онлайн-встреч или презентаций через Интернет в режиме реального времени. Во время веб-конференции каждый из участников находится у своего компьютера, а связь между ними поддерживается через Интернет.
В качестве основных систем вебинаров предлагается использовать BigBlueButton, Zoom Meeting (рекомендуется в языковых дисциплинах). Оба инструмента представляют собой конференц-систему в режиме реального времени, в которой может принять участие довольно большое количество пользователей. Преподаватели и студенты имеют инструментарий для трансляции презентаций, совместного использования экрана компьютера или файлов, коммуникации в общем и приватном чате, трансляции аудио– и видеоматериалов, а также могут участвовать в интерактивных мероприятиях (опрос, голосование и пр.).
Для участия в вебинаре необходимо иметь компьютер, подключенный к сети Интернет, звуковые колонки или наушники, web-камеру.
Обе рекомендуемые системы хорошо интегрируются с системой управления обучением, поддерживают единую авторизацию. Могут участвовать только зарегистрированные пользователи, что очень удобно преподавателю.
Для вебинаров, проводящихся в открытом режиме, не требуется предварительная регистрация участников (но желательно, чтобы организаторы могли оценить примерное количество участников).
3. Электронная библиотечная система
Учебные заведения СИО смогут размещать на одной платформе литературу, изданную у себя, а также получать бесплатный доступ к литературе других членов консорциума. Таким образом будет формироваться единый фонд учебной и научной литературы по всем дисциплинам и направлениям подготовки. Совместными усилиями учебные заведения СИО смогут увеличивать объем книжных фондов, выполнять требования по обеспеченности литературой и оптимизировать расходы. Для удобства предполагается также перевести литературу в форматы электронных книг (fb2, epub).
Для работы в электронной библиотеке можно будет использовать ПК и ноутбуки под управлением OS Windows и Linux, а также планшетные компьютеры на iOS и Android. Установки специального программного обеспечения не потребуется. Для входа в систему будет использоваться единая авторизация.
4. Электронные личные кабинеты преподавателей и студентов
В настоящее время увеличивается актуальность «портфолио» как для студентов, так и для преподавателей. Основное предназначение данного инструмента – предоставление возможности каждому участнику образовательного процесса продемонстрировать свои личные достижения, результаты, создание стимула для роста, совершенствования и профессионального развития. Это очень важно, особенно для расширения связей в профессиональных областях и получения опыта деловой конкуренции.
В электронном личном кабинете участники смогут хранить результаты своих достижений: публикации, итоги прохождения курсов, курсовые работы, ВКР, отчеты по практикам и т.д.
Также портфолио студентов могут быть интересны работодателям при трудоустройстве выпускников учебных заведений СИО.
Подсистема предназначена для автоматизации учета, хранения, обработки и анализа информации об основных процессах высшего учебного заведения: поступление в вуз, обучение, оплата за обучение, выпуск и трудоустройство выпускников, расчет и распределение нагрузки профессорскопреподавательского состава, деятельность учебно-методических отделов и деканатов, поддержка ФГОС и уровневой системы подготовки (среднее профессиональное, бакалавр, магистр) на уровне учебных планов и документов государственного образца об окончании вуза, формирование отчетности.
Также подсистема предназначена для обучающихся и преподавателей и содержит необходимый им функционал, почти идентичный доступному для этих ролей в вышеназванных программных продуктах при работе через тонкий или веб-клиент. Работа через веб-кабинет проходит с использованием любого из наиболее распространенных браузеров (Mozilla Firefox, Google Chrome, Microsoft Edge версии 90+ или Safari) и возможна не только со стационарных компьютеров или ноутбуков, но и с iOS или Android мобильных устройств.
При необходимости можно будет расширить функционал подсистемы вплоть до автоматизации задач различных подразделений вуза:
• приемной комиссии;
• учебно-методического отдела;
• деканатов
• кафедр;
• бухгалтерии;
• студенческого отдела кадров.
Заключение
Электронная информационно-образовательная среда должна стать единым пространством коммуникации для всех участников образовательных отношений, действенным инструментом управления качеством реализации образовательных программ, работой педагогического коллектива.
Таким образом, ЭИОС – это управляемая и динамично развивающаяся с учетом современных тенденций модернизации образования система эффективного и комфортного предоставления информационных и коммуникационных услуг, цифровых инструментов объектам процесса обучения.
В результате внедрения ЭИОС студенты получат единую базу знаний в виде логически выстроенных качественных курсов, электронную библиотеку, возможность раскрытия личностного потенциала и реализации индивидуальных образовательных траекторий; преподаватели будут иметь возможность освоить новые современные формы и методы организации образовательного процесса, расширить выход на творческий уровень в профессиональной деятельности, повысить квалификацию, наладить общение в совместном решении профессиональных задач; у администрации учебных заведений появятся новые возможности в планировании образовательного процесса и мониторинге его результатов, обеспечении достижения прозрачности и удобства управления образовательной организацией, организации дистанционного взаимодействия всех участников образовательного процесса, в том числе в рамках дистанционного образования; у будущих работодателей – возможность ознакомиться с портфолио выпускников, представление своей отрасли деятельности участникам образовательного процесса.
Следует учесть, что для 12 вузов СИО, согласно федеральным государственным образовательным стандартам, наличие ЭИОС – это обязательное требование, но, к сожалению, создание подобной среды для некоторых вузов является неподъемной в финансовом, методическом и техническом плане задачей. Создание единой ЭИОС для исламских образовательных организаций позволит не только выполнить требования стандартов, но и обеспечить учащихся, религиозных деятелей и преподавателей религиозных организаций современными образовательными технологиями, средствами коммуникации на базе единой образовательной платформы.
Сноски
1. Более подробно о деятельности Совета по исламскому образованию можно познакомиться на его сайте islamobr.ru
Список литературы
1. Назипов И.Т. Модель электронной информационно-образовательной среды в вузе. Методика и практические инструменты дистанционного обучения. Коллективная монография. Казань: Вестфалика; 2020. C. 104–109.
2. Назипов И.Т. Внедрение электронной информационно-образовательной среды в вузе. VII Форум преподавателей мусульманских образовательных организаций. Сборник материалов научно-практической конференции. Казань: издательство Казанского университета; 2020. C. 350–353.
3. Белим С.В., Ларионов И.Б., Ракицкий Ю.С. Разработка электронной образовательной среды вуза. Математические структуры и моделирование. 2016;4(40):122–132.
4. Назипов И.Т. Применение дистанционных образовательных технологий в РИИ: теория и практика. Сб. материалов международной научнопрактической конференции «Инновационные технологии в образовательной деятельности мусульманских учебных заведениях». Казань: издательство Казанского университета; 2014. С. 286–291.
Об авторах
Р. М. МухаметшинРоссия
Мухаметшин Рафик Мухаметшович, действительный член (академик) Академии наук Республики Татарстан, доктор политических наук, профессор, ректор; председатель Совета по исламскому образованию
г. Казань
И. Т. Назипов
Россия
Назипов Ильшат Табрисович, директор Центра электронного и дистанционного обучения
г. Казань
Рецензия
Для цитирования:
Мухаметшин Р.М., Назипов И.Т. Создание экосистемы электронного исламского религиозного образования. Minbar. Islamic Studies. 2021;14(4):903-920. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2021-14-4-903-920
For citation:
Mukhametshin R.M., Nazipov I.T. Building Electronic Ecosystem of Religious Islamic Education. Minbar. Islamic Studies. 2021;14(4):903-920. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2021-14-4-903-920