Preview

Minbar. Islamic Studies

Расширенный поиск

Рецензия на книгу О.Б. Озерова «Карим Хакимов: летопись жизни (о судьбах ислама и коммунизма в России)». М.: Товарищество научных изданий КМК; 2020. 232 с.

https://doi.org/10.31162/2618-9569-2021-14-4-994-998

Полный текст:

Для цитирования:


Ахметкаримов Б.Г. Рецензия на книгу О.Б. Озерова «Карим Хакимов: летопись жизни (о судьбах ислама и коммунизма в России)». М.: Товарищество научных изданий КМК; 2020. 232 с. Minbar. Islamic Studies. 2021;14(4):994-998. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2021-14-4-994-998

For citation:


Akhmetkarimov B.G. Review of Ozerov O.B. “Karim Khakimov: chronicle of life (Destiny of Islam and communism in Russia)”. Moscow: KMK Scientifi c Press; 2020. 232p. Minbar. Islamic Studies. 2021;14(4):994-998. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2021-14-4-994-998

Феномен религиозного возрождения в России в постсоветский период по ряду причин вызвал немалый интерес исследователей как в самой стране, так и далеко за ее пределами. В попытках найти ответы на сложные вопросы взаимосвязи светской и религиозной культур в современной России многие авторы исследовали ключевые этапы истории страны либо роль знаковых личностей, в той или иной степени повлиявших на ход развития истории. Однако не всем авторам удавалось взглянуть на проблемы под новым ракурсом, позволившим бы широкому кругу читателей увидеть противоречия в общественной мысли целой эпохи на примере судьбы одного человека. Книга выдающегося дипломата и публициста О.Б. Озерова – пример того, как можно на основе жизни дипломата, воспитанного в мусульманской религиозной традиции, со сформировавшимся исламским мировоззрением, большую часть сознательной жизни посвятившего себя делу революции и службе государству с опорой на материалистическую идеологию, рассказать о переплетении судеб ислама и коммунизма. Анализируя жизнь и деятельность Карима Абдрауфовича Хакимова – первого руководителя советского дипломатического представительства нашей страны в Королевстве Хиджаз, господин Озеров раскрыл историю становления Советского государства и его отношений с арабским Востоком. В этом понимании работа, представленная к рецензированию, вызывает особый интерес специалистов-международников. Религиозный фактор и традиционные ценности народов Востока всегда имели важное значение в отношениях между Россией и мусульманским миром. Сегодня, в начале третьего десятилетия 21 века, подтверждается важность понимания тонкостей исламской религиозной мысли и практики при обсуждении вопросов безопасности в отношениях России и стран арабского мира.

Книга О.Б. Озерова рассказывает о жизни и творчестве выдающейся личности Кариме Абдрауфовиче Хакимове – «видном дипломате, открывшем дорогу нашей стране на Ближний Восток» после революции и Гражданской войны [1, с. 228]. Автор начинает повествование с описания детства и отрочества Карима Хакимова. Родившись в далекой от больших городов деревне на юго-западе Уфимской губернии, молодой Карим рос, занимаясь нелегким крестьянским трудом. Озеров отмечает редкие по своему характеру целеустремленность и решимость юноши. Сам факт того, что в поиске знаний и новых возможностей для своего развития Карим Хакимов прошел пешком 200 верст от родного села до Оренбурга, говорит о многом. Самостоятельно зарабатывая на обучение, стремясь получить как религиозное, так и светское образование, Хакимов проделал путь от берегов реки Дёмы до Уфы и Оренбурга, от Туркестана до Томска. Именно в Томске, по мнению Озерова, Карим Хакимов приобрел важные сведения о марксизме, а вместе с ними – и первый опыт по продвижению социал-демократических идей среди местных мусульман.

Особый интерес вызывают отступления автора произведения, отсылающие читателя к историческому контексту, повлиявшему на развитие и деятельность Хакимова. Во-первых, автор раскрывает причины, по которым взгляды многих мусульман резонировали с идеями социал-демократов того времени и которые не теряют своей актуальности и сегодня. Во-вторых, показывает, что проблемы идеологических направлений внутри ислама, широко обсуждавшиеся мусульманами российской уммы еще на рубеже XIX-XX веков, во многом определяют характер взаимоотношения религиозных групп, духовенства и власти и в настоящее время. Более того, свою значимость сохраняют вопросы этнической принадлежности и национальной идентичности народов России, сложность которых ощутил на себе Карим Хакимов более одного века тому назад.

О.Б. Озеров в деталях разбирает развитие политической карьеры Карима Хакимова – от счетовода на железнодорожной станции, командира батальона и губернского комиссара народного образования до генерального консула в Иране и руководителя советского дипломатического представительства в Саудовской Аравии. На разных этапах жизни судьба сводила Хакимова с крупными историческими личностями того времени. Масштаб героев, с которыми пересекались его пути, и событий, свидетелем и участником которых он становился, не могут не оказать впечатления на читателя книги. Однако наибольший интерес вызывают страницы, где описана жизнь героя после его назначения на дипломатическую службу. Именно здесь Карим Хакимов в полной мере раскрывает свои способности и талант в качестве дипломата и государственного деятеля, завоевывает доверие как представителей высших политических кругов страны пребывания, так и общества в целом.

Отношения России с мусульманским Востоком всегда отличались от политики Запада в отношении исламского мира. Вне зависимости от трактовок истории (официальной или фоменковской, о которой вскользь упоминает Озеров) связь России с народами Востока своими корнями уходит к ранним этапам формирования государственности в нашей стране. Если сегодня по разным меркам более 15 млн представителей тюрко-мусульманского мира носят статус коренного населения страны и гордо называют Россию своей Родиной, то Россия по праву напоминает мировому сообществу о том, что она является частью мусульманского мира. В одной из наиболее резонансных академических дискуссий конца 20 века об ориентализме Эдвард Саид упомянул, что востоковедение России качественно отличается от англо-саксонского подхода к изучению народов Востока [2. c. 18]. Если таинственный и «экзотический» Восток познавался целой плеядой видных западных ученых в целях достижения материальных выгод, российское востоковедение стремилось к познанию собственного внутреннего мира. Жизнь и деятельность Карима Хакимова как ничто другое отображает внутренний поиск и искреннюю попытку решить актуальные вопросы мусульманской уммы России и всего мира.

Еще больший интерес к книге вызывает то, что она в равной степени охватывает периоды работы Карима Хакимова в Иране и Саудовской Аравии. Сегодня, когда суннитско-шиитское противостояние снова выходит на первые полосы новостных лент, уроки дипломатического искусства Хакимова как никогда актуальны. Учитывая глубину стратегических отношений между Россией и Ираном, а также значимость взаимоотношений России и Саудовской Аравии хотя бы в отношении сохранения стабильности на рынке энергоносителей, стоит задуматься, каким образом можно было сохранить живой диалог с каждой из сторон в случае возможного обострения ситуации на Ближнем Востоке, в котором Иран и Саудовская Аравия могут занять противоположные стороны. В этом отношении произведение О.Б. Озерова могло бы превратиться в настольную книгу дипломатов, служащих в этих странах, вдохновить других авторов на создание трудов по стилистическим особенностям ведения переговоров на Ближнем Востоке в стиле Карима Хакимова.

Действительно, сегодня в мусульманском мире столько противоречий, что трудно представить их решение в относительно обозримые сроки. Одни продолжают видеть выход из проблемы в реформе исламской религии, другие – в устранении структурных ограничений в институтах власти, третьи – в необходимости поиска компромисса между национальными интересами и интересами внешних акторов. Так или иначе, без грамотного анализа уроков прошлого их решение будет отложено еще на более поздний срок. Книга О.Б. Озерова знакомит нас с жизнью одного из наиболее деятельных представителей российской дипломатии на Ближнем Востоке, которому религия не мешала, а скорее помогала выполнять свою работу. Его способность находить общий язык с различными группами мусульман в регионе сегодня востребована как никогда ранее.

Безусловно, работа О.Б. Озерова, в первую очередь, будет интересна тем, кто занимается Ближним Востоком как в научном плане, так и в дипломатическом. Во-вторых, книга содержит множество ссылок на документы, а где-то и на спорные эпизоды, которые привлекут внимание молодых историков и тюркологов для более детального анализа. Более того, использование множества литературных приемов от эпиграфов до цитатных вкраплений делает книгу художественным произведением для широкого круга читателей. Еще более обширная аудитория ожидает встречи с книгой в случае ее перевода на другие языки, прежде всего на арабский и английский.

 

Список литературы

1. Озеров О.Б. «Карим Хакимов: летопись жизни (о судьбах ислама и коммунизма в России)». М.: Товарищество научных изданий КМК; 2020. 232 с.

2. Said E.W. Orientalism. London: Routlege & Keagan Paul; 1980. 368 р.


Об авторе

Б. Г. Ахметкаримов
Институт международных отношений Казанского Федерального Университета
Россия

Ахметкаримов Булат Гумарбаевич, PhD, доцент кафедры международных отношений, мировой политики и дипломатии Института международных отношений

г. Казань



Рецензия

Для цитирования:


Ахметкаримов Б.Г. Рецензия на книгу О.Б. Озерова «Карим Хакимов: летопись жизни (о судьбах ислама и коммунизма в России)». М.: Товарищество научных изданий КМК; 2020. 232 с. Minbar. Islamic Studies. 2021;14(4):994-998. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2021-14-4-994-998

For citation:


Akhmetkarimov B.G. Review of Ozerov O.B. “Karim Khakimov: chronicle of life (Destiny of Islam and communism in Russia)”. Moscow: KMK Scientifi c Press; 2020. 232p. Minbar. Islamic Studies. 2021;14(4):994-998. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2021-14-4-994-998

Просмотров: 143


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2618-9569 (Print)
ISSN 2712-7990 (Online)