Preview

Minbar. Islamic Studies

Расширенный поиск

"Minbar. Islamic Studies" – международный рецензируемый научный журнал, основанный в 2008 году, – посвящён изучению важных аспектов исламского мира. Журнал создаёт пространство для публикации и обсуждения результатов оригинальных исследований в области истории, культуры и психологии ислама, исламской теологии (богословия), межрелигиозного и межконфессионального диалога, взаимодействия государства и мусульманских сообществ.

Журнал уделяет особое внимание исламу в России и современным вопросам исламской мысли, тем самым содействуя развитию отечественной мусульманской богословской школы и в целом исламского образования в Российской Федерации, а также участвуя в выполнении государственной программы Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики» и мероприятий по обеспечению подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама.

Приветствуются работы, которые отличает теоретическая строгость и соединение особенностей исламского дискурса с приращением новых знаний и критикой в гуманитарных и общественных науках.

Публикуемые в журнале материалы проходят процедуру рецензирования и экспертного отбора.

Журнал с 12.02.2019 г. входит в Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, сформированный Министерством науки и высшего образования Российской Федерации на основании рекомендаций Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки России и утвержденный распоряжением Минобрнауки России от 12 февраля 2019 г. № 21-р по следующим группам научных специальностей/научным специальностям и соответствующим им отраслям науки, по которым присуждаются ученые степени:

 Исторические науки

1) 07.00.02 – Отечественная история (исторические науки),

2) 07.00.03 – Всеобщая история (соответствующего периода) (исторические науки),

3) 07.00.07 – Этнография, этнология и антропология (исторические науки),

4) 07.00.09 – Историография, источниковедение и методы исторического исследования (исторические науки),

5) 07.00.15 – История международных отношений и внешней политики (исторические науки);

Психологические науки

1) 19.00.01 – Общая психология, психология личности, история психологии (психологические науки),

2) 19.00.05 – Социальная психология (психологические науки);

Теология

1) 26.00.01 – Теология (теология).

Текущий выпуск

Том 14, № 1 (2021)
Скачать выпуск PDF

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ 

13-49 310
Аннотация

Статья посвящена проблемам развития отношений между государством и исламом в арабских странах (Алжире, Египте, Сирии) и России на современном этапе. Несмотря на принципиально разное устройство политических систем, на несхожесть опыта государственно-религиозных отношений, и те и другие общества сталкиваются в последние годы со схожими вызовами и угрозами, что ведет к появлению некоторых параллелей в выстраивании политики на исламском направлении. Основу работы составили как опубликованные документы и материалы, так и около двадцати интервью авторов с экспертами, представителями политических кругов и религиозными деятелями из рассматриваемых стран. В результате проведенного исследования удалось выявить общее и особенное в реализуемых политических стратегиях, показать воздействие таких процессов, как секьюритизация управления религиозной сферой, нарастающая индивидуализация исповедания веры, интеграция религиозных институтов в структуры гражданского общества, на трансформацию моделей отношений между государством и исламом.

50-77 81
Аннотация

Статья посвящена истории прихода к власти и анализу внутренней и внешней политики президента Арабской Республики Египет (АРЕ) фельдмаршала Абд аль-Фаттаха ас-Сиси. Автор отмечает, что новый лидер страны выбрал жесткий внутриполитический курс, направленный на укрепление собственной власти и подавление оппозиции, в первую очередь «Братьев-мусульман» (деятельность организации запрещена на территории РФ), а Конституция 2014 г. и поправки к ней 2019 г. привели к фактическому исчезновению независимых ветвей власти и ее концентрации в руках президента, а также закреплению в Основном законе положений об особой роли военных в жизни общества. Теперь глава государства и Высший совет Вооруженных сил определяют политические процессы в стране, контролируя гражданские институты. В отличие от традиционного курса АРЕ, Абд аль-Фаттах ас-Сиси выстраивает более жесткую и бескомпромиссную политику, демонстрируя готовность к применению силы, прежде всего в Ливии, суживая себе возможности для дипломатического маневра.

78-103 56
Аннотация

В данной статье описываются документальные и изобразительные материалы, посвященные так называемому «личному делу муллы Шамсутдинова», в состав которого вошли архивные документы московских имамов Хайретдина Агеева (1827–1913) и Абдуллы Шамсутдинова (1878–1937), «Альбом» с гравюрами и вырезками на тему Востока, а также личные вещи семьи Агеева-Шамсутдинова. Эти редкие и уникальные материалы хранятся в Государственном музее истории религии. До недавнего времени большая часть материалов оставалась неизвестной и никогда ранее не публиковалась. Таким образом, представленные материалы могут быть отнесены к источникам по истории религиозной жизни мусульман в России конца XIX – начала XX вв.

104-114 120
Аннотация

Городская культура мусульман с крупными очагами просвещения уже давно привлекает внимание исследователей. На рубеже XIX–XX вв. одним из центров мусульманского просвещения и культуры становится город Уфа. С 1865 по 1908 гг. процент мусульман в губернском центре возрос с 4,33% до 18,03%. В 1906 г. здесь было основано третье медресе – «Галия». В 1913/14 учебном году в нем обучалось 10,7% всех шакирдов медресе г. Уфы. В эти годы главным источником информации для татароязычного населения г. Уфы являлась газета «Тормыш» («Жизнь»), на страницах которой часто освещались темы, затрагивающие историю медресе «Галия». В статье представлены некоторые сведения о редакторах и издателях газеты. Духовно-просветительская работа, которая велась преподавателями и шакирдами медресе среди местного населения, нашла отражение на страницах национальной газеты. В целом анализ публикаций показывает большое влияние медресе на общественно-культурную среду городской мусульманской общины.

ТЕОЛОГИЯ 

117-151 118
Аннотация

Цикл публикаций, начавшийся в №3 (2020 г.), представляет собой перевод избранных разделов из трактата «Несостоятельность Несостоятельности» (Таха̄фут ат-Таха̄фут) философа Ибн-Рушда (Аверроэса, ум. 1198), написанного в опровержение книги мутакаллима-ашарита аль-Газали (ум. 1111) «Несостоятельность учений философов» (Таха̄фут аль-фаля̄сифа̣).
В настоящем фрагменте Ибн-Рушд разбирает последний из двух возражений аль-Газали против главного у философов доказательства извечности мира – аргумента «от полной причины» (в газалийском трактате обозначенного как «невозможность исхождения временно´ го от абсолютно извечного»), а также первую часть его критики доказательства, апеллирующего к извечности времени (в двух формулировках).

152-163 82
Аннотация

 В статье представлен перевод двух глав трактата выдающегося средневекового мусульманского ученого Джалала ад-Дина ас-Суйути «Танасук ад-дурар фи танасуб ассувар» («Нанизанный жемчуг о соответствиях сур») на русский язык. Европейская арабистика обратила свое внимание на композицию Корана в последние десятилетия, тогда как мусульманские ученые занимались этой проблемой практически с самого начала изучения Священного текста. Трактат Суйути подводит итог многовековым размышлениям мусульманских ученых на тему композиции Корана. Первая глава представляет собой вступление автора к трактату, где он излагает причины, побудившие его написать эту книгу, а вторая посвящена анализу суры «Открывающая». Вступительное слово содержит сведения о жизни Джалал ад-Дина, а также краткий анализ трактата и оценку его значения для изучения композиции Корана.

164-172 174
Аннотация

В настоящей статье описаны результаты исследования, проведенного специальной комиссией Муфтията Дагестана, по определению временных границ пяти ежедневных обязательных молитв (намазов) в РД. В ней кратко изложены шариатские положения начала и конца каждой молитвы, а также результаты, полученные в ходе визуального наблюдения и сопоставления полученных данных с фактически действующими расписаниями молитв. В заключительной части работы указаны пути эффективного внедрения обновленных календарей в местные общины. Данные исследования будут полезны мусульманским религиозным деятелям из других регионов России для проведения корректировки собственных расписаний намазов в соответствии с шариатскими нормами.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 

175-200 229
Аннотация

В статье представлены результаты анализа взаимосвязи между воспринимаемой дискриминацией, религиозностью и дистрессом среди афганских беженцев, проживающих в России. В исследовании приняли участие 96 респондентов: 54 мужчины и 42 женщины в возрасте от 18 до 55 лет. Для определения уровня дистресса использовался Афганский чек-лист симптомов дистресса, разработанный специально для афганской выборки, ASCL (Miller, et al., 2006). Для измерения воспринимаемой дискриминации использовалась шкала, взятая из опросника MIRIPS (Berry, 2017), степень религиозности оценивалась шкалой центральности религиозности CRS (Huber, Huber, 2012). Анализ результатов исследования подтвердил нашу гипотезу о том, что чем выше дискриминация, тем выше уровень психологического дистресса. Также исследование выявило, что положительная связь между воспринимаемой дискриминацией и дистрессом ослабляется при высоком уровне религиозности и усиливается при низком уровне религиозности. Это свидетельствует о том, что для афганских беженцев, проживающих в России и принявших участие в исследовании, приверженность своей религии выступает в качестве буфера, помогающего противостоять дискриминации и дистрессу.

201-225 481
Аннотация

Статья посвящена проблемам использования символов при оказании религиозно ориентированной психологической помощи мусульманам. Автором проанализированы подходы к понятию символа в психологии и философии, а также теория и практика использования символов в психотерапии. Символы рассматриваются в контексте исламского понятия божественных знамений, которые в соответствии с исламской доктриной открыты человеку Аллахом для созерцания, понимания и осознания в природе и личности самого человека, а также в исторических событиях из прошлого, описываемых в священных текстах. Автором на основании анализа текста Корана обосновывается связь символических коранических образов и внутреннего мира человека, состояния его интеллектуального и духовного развития. На основе трудов исламских авторов прошлого и настоящего в статье предложены методы использования символических образов, представленных в Коране, в практике консультирования и психотерапии, а также обоснованы базовые принципы, которые должны соблюдаться в процессе оказания психологической помощи мусульманам.

226-248 235
Аннотация

В статье представлены результаты социально-психологического исследования, проведенного в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. В его задачи входило понять причины принятия ислама женщинами в регионах с мусульманским меньшинством, выявить особенности их адаптации к новой религиозной идентичности, специфику и пути решения актуальных для них проблем. В исследовании применялся метод качественных (глубинных) неструктурированных биографических интервью и модификация теста Куна-Макпартленда «Кто Я». В статье описана структура исследования, особенности региона его проведения и изучаемой социально-религиозной группы. Актуальные проблемы неэтнических мусульманок классифицированы на общие, связанные с адаптацией к новой религиозной идентичности, и специфические, связанные с особенностями региона. К специфическим отнесены проблемы трудоустройства и учебы в хиджабе; религиозной практики вне дома; халяльного питания детей; принятия религиозного выбора женщины близкими ей людьми; замужества; социальной незащищенности; коммуникации в мусульманском сообществе. На основе анализа данных проблем обозначены пути их решения.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.