Перейти к:
Роль казыята ДУМ РТ в современном мусульманском сообществе Татарстана
https://doi.org/10.31162/2618-9569-2022-15-4-869-883
Аннотация
Изучение деятельности мусульманских институтов в сфере регулирования общественных отношений в условиях светского государства представляет особый интерес с точки зрения адаптации религиозных объединений. В рамках структурно-функционального подхода авторы на основе анализа регламентов и публикаций исследуют структуру казыята Духовного управления мусульман Республики Татарстан, полномочия казыев, основные направления их деятельности, а также приводят примеры рассмотрения дел мусульманскими судьями. В Татарстане мусульманские судьи (казыи) в рамках Совета казыев и казыятских округов осуществляют контрольные, консультативные, медиативно-арбитражные функции. Казыи разбирают брачно-семейные дела и наследственные споры, улаживают конфликты в предпринимательской сфере, консультируют верующих по вопросам шариата, занимаются сохранением и укреплением татарских традиций. Одним из перспективных направлений развития института казыята как инструмента досудебного урегулирования споров является создание на его базе медиативно-арбитражного органа, способного помочь широкому кругу верующих разрешать конфликты на основе норм ислама с учетом российских законов.
Ключевые слова
Для цитирования:
Мухаметзарипов И.А., Нургалеев Р.М., Марданшин М.М. Роль казыята ДУМ РТ в современном мусульманском сообществе Татарстана. Minbar. Islamic Studies. 2022;15(4):869-883. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2022-15-4-869-883
For citation:
Mukhametzaripov I.А., Nurgaleev R.M., Mardanshin M.M. The role of the Qadiyat of the Muslim Religious Board in the modern Muslim Community of Tatarstan. Minbar. Islamic Studies. 2022;15(4):869-883. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2022-15-4-869-883
Введение
Казыят (татарский вариант от араб. «قاضٍ» – «кади»/«казый», т.е. судья) – это судебно-административный орган, выносящий решения на основе норм шариата. Исторически казыи (шариатские судьи) были продолжателями тех, кто осуществлял функции традиционных родоплеменных институтов, и являлись государственными судьями, контролировавшими соблюдение норм шариата в обществе – от обрядов до уголовных законов [1, с. 144–145][2, c. 34–40]. Несмотря на последующие процессы секуляризации и расширение сферы применения светского права данные судебные органы не исчезли. Наоборот, в условиях демократического государства, придерживающегося политики нейтрального отношения к этнокультурным особенностям населения, казыяты сохраняют свой регулятивный потенциал [3, c. 51–66]. В Российской Федерации казыяты функционируют на основе требований светского законодательства, не претендуя на властные полномочия, в пределах, предоставляемых правовыми нормами о свободе совести и о религиозных объединениях. В частности, религиозные организации в России имеют право действовать согласно собственным внутренним установлениям, не противоречащим законодательству, а государство обязуется уважать данные установления (ст. 15 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»). В этой связи актуальным представляется изучение современного состояния казыята в Татарстане как в плане его роли в системе Духовного управления мусульман (ДУМ РТ), так и взаимодействия данного института с мусульманским сообществом.
Цель и методы исследования
В исламе, в силу развития религиозной нормативной системы параллельно с формированием арабской государственности, казыи (судьи) отправляли правосудие, сочетая традиционный авторитет на уровне мусульманских общин с официальными властными полномочиями, которыми их наделяли правители. Таким образом, появилась система профессиональных государственных религиозных судей и религиозных арбитров, выбираемых сторонами по конкретному делу [4, c. 23–27]. Примечательно, что даже при отсутствии у религиозных судей государственных полномочий во многих светских странах система мусульманских судов в религиозных объединениях продолжает существовать, адаптируясь к новым условиям и приобретая новые функции [5, с. 647–660].
Целью настоящей статьи является исследование деятельности казыята ДУМ РТ на современном этапе, в связи с чем возникла необходимость изучить его организацию, полномочия, основные направления деятельности в рамках структурно-функционального подхода с применением методов структурного, нормативного, процессуального и ситуационного анализа. Для достижения поставленной цели нами анализировались нормативные акты ДУМ РТ, интервью и доклады мусульманских судей, публикации о деятельности казыята, отдельные кейсы.
Структура и полномочия казыята
Главной мусульманской религиозной организацией Татарстана, дающей разъяснения по применению норм шариата с точки зрения ханафитского мазхаба, является ДУМ РТ, руководствующееся Кораном, Сунной и нормами шариата1. В составе ДУМ РТ действует Совет казыев – высший коллегиальный судебно-административный орган муфтията2 (возглавляется главным казыем – тат. «баш казый»), тесно взаимодействующий с Советом улемов (тат. «Голәмәләр шурасы»), состоящим из ученых-богословов Татарстана (возглавляется муфтием), и традиционным консультативным органом в лице Совета аксакалов (старейшин)3.
В Совет казыев входят региональные казыи, которыми становятся наиболее опытные и образованные мухтасибы (старшие имамы муниципальных районов). Полномочия регионального казыя распространяются на несколько муниципальных районов (казыятский округ). Округ включает 5-6 мухтасибатов, территории которых совпадают с муниципальным делением республики. Всего в состав Совета казыев входят десять человек – главный казый РТ и девять региональных казыев по округам: Столичный, Северный, Северо-Западный, Юго-Западный, Южный, Юго-Восточный, Восточный, Северо-Восточный, Прикамский.
Совет казыев осуществляет контрольные, административные и координационные функции в тесной взаимосвязи с муфтием и другими органами управления ДУМ РТ: 1) занимается проверкой на соответствие нормам ислама уставов и положений всех мусульманских организаций, подразделений, учреждений и учебных заведений ДУМ РТ; 2) осуществляет надзор за исполнением в регионах решений и постановлений съездов, пленумов, президиумов ДУМ РТ; 3) наблюдает за правильным истолкованием норм ислама и контролирует деятельность мухтасибов; 4) представляет для утверждения муфтием кандидатов на должности мухтасибов районов; 5) принимает дисциплинарные решения по проступкам мусульманского духовенства; 6) проводит инспекции и ревизии деятельности местных мусульманских организаций. Для повышения эффективности работы Советом казыев проводятся выездные собрания с посещением одного из девяти регионов и организацией встреч с мухтасибами и имамами районов, входящих в соответствующий казыят. В ходе собраний заслушиваются отчеты о проделанной местным духовенством работе; разбираются споры мусульман, не имеющих возможность приехать в Казань для встречи с членами Совета казыев.
В компетенцию казыев входит широкий круг вопросов. Они не только контролируют правильность исполнения имамами обрядов и толкования ими вероучения, содействуют налаживанию работы мусульманского духовенства, но и разбирают обращения мусульман по поводу соблюдения норм шариата и разрешают конфликты, примиряют спорящих. Работа казыев ведется по единым правилам, установленным муфтиятом в отношении заключения и расторжения верующими религиозных браков, уплаты женихом брачного дара (махр, тат. «мәһәр»), ведения записей в специальных метрических книгах; заполнения и выдачи свидетельств о браке и имянаречении (тат. «исем кушу»)4. Главным регламентирующим документом являются «Основы проведения мусульманских обрядов имамами на территории Республики Татарстан» (тат. «Нигезләмә»), принятые Советом улемов ДУМ РТ 17 января 2019 г. [6]. Данный документ представляет собой постатейный сборник правил, сгруппированных по тематических разделам. Кроме обрядовых вопросов (совершение намазов, проведение похорон и поминок, соблюдение поста, совершение хаджа и др.) в «Нигезләмә» есть главы о совершении брака и развода (тат. «никах», «талак» от араб. «никах» и «таляк»), проведении мусульманского арбитража по делам о расторжении брака, уплате алиментов (тат. «нәфәка» от араб. «нафака»).
Основные направления деятельности казыята в мусульманском сообществе
Большинство разбираемых казыями дел составляют брачно-семейные дела, причем превалируют обращения о соблюдении правил развода (талака). З.В. Фазлыев в интервью 2018 г. с сожалением констатировал, что среди мусульман республики число разводов не уменьшается и составляет 50 % от числа браков, есть тенденция к увеличению. Браки заключаются случайным образом, люди зачастую не готовы к семейному союзу, нормы ислама неправильно понимаются и не исполняются. Причинами разводов часто выступают материальные проблемы. Встречаются и мужчины, которые по ошибке произносят троекратный талак, а затем не знают, как поступить5.
Чаще всего обращаются женщины, которым требуется защита их прав по шариату, например, когда мужья плохо к ним относятся, отказывают в содержании, угрожают последствиями в случае развода. Совет казыев в одной из подобных ситуаций принял следующее решение: развод с правом возврата к браку, при согласии бывшей жены, но с заключением нового никаха (араб. «ба’ин сугра»6). Никах был прочитан по истечении года. Благодаря такому подходу казыям удалось сохранить семью, изменить поведение мужа, наладить взаимоотношения между супругами7.
Одним из насущных вопросов является проблема вторых жен, живущих в религиозном браке и не имеющих прав, предоставляемых женщинам при государственной регистрации семейного союза. Муж может злоупотреблять незащищенным положением женщины. Бывает и так, что никахи заключаются без расторжения первого брачного союза. Например, мужчина и женщина живут в религиозном браке, но выясняется, что ранее женщина ушла от мужа по причине его пьянства, но тот не дал развод из чувства мести. Муж может даже отбывать тюремный срок, не давая развод жене и не имея при этом возможности содержать ее и детей. Женщинам приходится обращаться к казыям для урегулирования подобных конфликтов.
При расторжении брака у казыя возможно участие специальных арбитров (мухаккимов) из числа членов комиссий по сохранению семей при казыятах ДУМ РТ. Во многих приходах Татарстана осуществляется деятельность по налаживанию семейных отношений. В частности, в мечети «Гаиля» (Семья) г. Казани имамом Р.М. Хайруллиным (Рөстәм хәзрәт Хәйруллин) организована работа религиозных деятелей и семейных психологов, помогающих супругам в кризисных ситуациях, проводятся курсы «Уроки семьи», действует центр помощи в создании и сохранении семьи «Адам и Хава»8. При муфтияте и крупных приходах работают телефоны доверия для мусульман, столкнувшихся с семейными проблемами9.
Казыи выступают наставниками для широкой аудитории верующих, в том числе посредством интервью в региональных СМИ. Например, главный казый РТ регулярно разъясняет, как и в каком размере должен уплачиваться махр, как должны вести себя будущие супруги и их родители, затрагивает проблемы надлежащего воспитания (тат. «әхлак» от араб. «ахляк») молодого поколения и соблюдения мусульманской нравственности в татарском обществе10. Сохранение и укрепление семейных ценностей является важным направлением работы казыев.
На казыев возложен контроль за проведением имамами обряда имянаречения. Казыят составляет сборники мусульманских имен, рассылаемые в помощь приходским имамам, а также проводит конкурсы между имамами, присваивая награды представителям духовенства, наиболее успешно ведущим работу с населением и убеждающим родителей называть детей именами, традиционными для татар-мусульман. Если родители настаивают на своем решении, то позиция имама подкрепляется мнением регионального казыя. Духовенство также ведет разъяснительную работу в родильных домах и местных ЗАГСах (в основном речь идет об учреждениях за пределами Казани). Бывают случаи изменения родителями имен детей в свидетельствах о рождении под влиянием доводов религиозных деятелей11. В ноябре 2021 г. на заседании Совета казыев были обсуждены вопросы переиздания дополненного «Положения о проведении богослужений и религиозных обрядов имам-хатыбами ДУМ РТ» и подготовки к изданию книги «Татар-мөселман исемнәре» (Татарские мусульманские имена)12.
Кроме брачно-семейных дел отмечаются факты обращения мусульман в казыят по вопросам наследования. Например, у мусульманина две жены и брак с одной из них зарегистрирован официально в органах ЗАГС. «Законная» жена наследует часть имущества умершего мужа, а в случае развода имеет право на половину совместно нажитого имущества. Вторая жена не сможет претендовать на имущество. Казыи в таких случаях выносят решение по шариату, учитывая требования второй жены. Во избежание подобных ситуаций главный казый советует составлять мусульманские брачные договоры (никах-договоры). Муфтият для обеспечения прав женщин планирует разработать единую форму договора, заключаемого в случаях многоженства13.
Нормы шариата востребованы частью хозяйствующих субъектов при разрешении конфликтов в экономической сфере. Среди обращающихся к казыям много предпринимателей. Частым поводом для получения консультации является ведение бизнеса двумя мусульманами без заключения каких-либо договоров, на основе лишь устных договоренностей и обещаний. Через некоторое время обещания забываются, начинаются конфликты, к примеру, при определении финансовых и других обязанностей участников предпринимательской деятельности14. Аналогичная ситуация возникает при отсутствии или ненадлежащем оформлении долговых расписок и иных юридических документов, в особенности если речь идет о крупных суммах и ценном имуществе.
Казыят дает многочисленные разъяснения по нормам шариата как в ходе личных консультаций, так и в виде ответов на вопросы в интернете, по телефону, в СМИ. Количество обращений в казыят достаточно велико. Например, только в 2018 г. Совет казыев ДУМ РТ рассмотрел более 500 обращений, включая семейные дела, более 900 человек получили дистанционную консультацию. По свидетельству главного казыя РТ, в день могут поступить обращения от 10-12 человек только по брачно-семейным вопросам15. В 2018 г. действующий на тот момент казый Казани Р.К. Адыгамов (Габдулла хәзрәт Әдһәмов) говорил о 3-4 обращениях в день за консультациями по вопросам шариата. По горячей телефонной линии муфтията в основном обращаются женщины. Консультации им предоставляют работники ДУМ РТ, в том числе заместители муфтия16. Количество обращений к региональным казыям может исчисляться по меньшей мере несколькими тысячами в год.
При муфтияте с 2019 г. действует многофункциональный консультативный кол-центр «Даруль-ифта» (от араб. «дар аль-ифта’», букв. «место, где издаются фетвы»). В 2020 г. специалисты по шариату ответили на 10 тыс. обращений верующих. Запросы поступили из Татарстана, Башкортостана, Челябинской, Омской, Оренбургской областей, Москвы и других регионов. Четыре тысячи обращений специалисты приняли по телефону, на шесть тысяч были даны письменные разъяснения по СМС, WhatsApp и электронной почте. В основном вопросы мусульман касались намаза, соблюдения поста, закята, хаджа, вероубеждения, исламских финансов и финансовых продуктов, сетевого маркетинга, страхования, ведения бизнеса (в том числе торговли криптовалютой), заключения договоров, брака, развода и пр. Специалистами кол-центра в 2021 г. было проведено 25 прямых эфиров в социальных сетях по разным темам. В среднем за месяц шариатские специалисты ДУМ РТ успевают ответить на 830 обращений, что составляет около 37 запросов в день17.
По словам руководителя кол-центра, казыя Казани Б.Р. Мубаракова (Булат хәзрәт Мөбарәков), специалисты муфтията обязаны давать объективные шариатские заключения, даже если большинству они неудобны для исполнения. Казыи и специалисты кол-центра убеждают людей не вкладывать деньги в финансовые пирамиды, не заниматься сетевым маркетингом, а также развенчивают опасения верующих по поводу несоответствия шариату антикоронавирусных вакцин, рекомендуя делать прививки18.
Процессуальные особенности работы казыята
Процедура рассмотрения дел начинается с обращения верующих к имаму по определенному вопросу. Разрешение дел осуществляется только по добровольному согласию сторон. Если имам не может решить данный вопрос самостоятельно, то направляет заявителей к мухтасибу. В случае сложного дела мухтасиб предлагает сторонам обратиться к соответствующему региональному казыю (по месту жительства заявителя). Когда дело касается развода, то имамы обязательно направляют верующих к казыю. Если казый затрудняется вынести решение, то вопрос передается на рассмотрение Совета казыев, для чего каждый второй вторник месяца главный казый проводит специальные собрания.
Вызов стороны к казыю осуществляется различными способами. Например, муж может быть вызван через свою жену, с которой он находится в ссоре, или напрямую казыем. В небольшом поселении человеку могут сообщить соседи, знакомые, родственники. В рамках города или в случае, если одна из сторон проживает в другом поселении, информация доводится по почте посредством официального письма от казыя о рассмотрении дела по соответствующему адресу (например, месту пребывания мужа), с обязательным обратным уведомлением о вручении. Почтовые расходы оплачиваются казыем или одной из сторон по договоренности. У каждого казыя своя форма извещения сторон. Заявление стороны о том, что другую сторону якобы не удалось уведомить, казыем не принимается, поскольку человек может не знать о разбирательстве, а информация оппонента недостоверна.
Разбирательство проходит в присутствии истца и ответчика, и каждый из них имеет право защитить свои права. Казый встречается со сторонами, узнает их мнение, пытается достичь примирения и только потом выносит решение. К примеру, при рассмотрении бракоразводных дел казый всегда старается сохранить семью. Задача казыя в таких случаях заключается в подведении мужа к осознанию последствий своего решения о разводе. Именно муж должен взять на себя ответственность за этот шаг, поняв невозможность сохранения семьи. По словам З.В. Фазлыева, развод является самым щекотливым, сложным и грустным вопросом для разбирательства казыем19.
Процесс протоколируется, протоколы хранятся у регионального казыя или в ДУМ РТ, если конфликт рассматривался Советом казыев. Решение казыя принимается с учетом требований российского законодательства и носит характер досудебного урегулирования спора. Главный казый РТ З.В. Фазлыев подчеркивает, что казыи могут лишь давать советы мусульманам по конкретным случаям, поскольку в светском государстве «законы шариата не могут осудить человека, лишить свободы или имущества»20.
Перед казыятом Татарстана и других регионов России на сегодняшний день встает несколько проблем: 1) обобщение и издание сборников решений казыев по наиболее распространенным вопросам и часто встречающимся делам; 2) создание в структуре ДУМ экспертно-консультационных советов с функциями третейского суда из числа известных специалистов по фикху по двум направлениям – семейные дела и экономические вопросы; 3) введение в программы мусульманских образовательных учреждений курсов по подготовке мухаккимов (арбитров), их последующее трудоустройство; 4) систематизация информации о деятельности казыятов в регионах РФ и за рубежом для обмена опытом и повышения эффективности работы религиозных судей; 5) улучшение документооборота и обратной связи между верующими и духовными управлениями; 6) проработка вопроса о возможном наделении религиозных судов правами светских третейских судов (арбитражей)21.
С целью развития навыков урегулирования споров среди мусульман в Казанском исламском университете, одним из учредителей которого является ДУМ РТ, с 2020 г. преподается профильная дисциплина «Теория и практика арбитража (тахким)», в рамках которой студентами изучаются правила судейства и арбитража по шариату, методы установления доказательств; основы конфликтологии, медиации, досудебного разбирательство семейных и материально-хозяйственных споров. В образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению «Подготовка служителей и религиозного персонала религиозных организаций» (бакалавриат), утвержденного российским Советом по исламскому образованию 29 июля 2019 г., предусмотрены компетенции в области юридической конфликтологии: способность выявлять правовые составляющие в социальных противоречиях; способность использовать юридические нормы для управления течением конфликта и его разрешения с учетом правовых принципов шариата и российского законодательства.
Введение указанных учебных дисциплин и компетенций связано с тем, что иногда у представителей мусульманского духовенства и мусульманских арбитров не хватает знаний в сфере разрешения конфликтов, из-за чего может нарушаться принцип состязательности спорящих сторон, присутствовать конфликт интересов. Например, когда арбитр в силу родственных или дружеских предпочтений предвзято относится к одной из сторон, неправильно оценивает предмет спора и доказательства и т.д. ДУМ РТ заинтересовано в расширении подготовки специалистов, имеющих глубокие знания в сфере шариата, знающих российские законы, умеющих сочетать в своей деятельности религиозные нормы с требованиями светского права, обладающих навыками медиаторов и третейских судей. Дополнительно казыи и имамы регулярно проходят курсы медиации, реализуемые муфтиятом с приглашением ведущих специалистов из светских образовательных учреждений, приобретая навыки в сфере конфликтологии и психологии.
Заключение
В современном обществе происходит адаптация шариатских принципов, норм и правил к требованиям светского законодательства и социальным условиям. В Татарстане казыят ДУМ РТ сочетает в себе как контрольно-надзорные, так и консультативные, медиативные, арбитражные функции, которые региональные казыи выполняют в рамках своих округов, взаимодействия с имамами и мухтасибами. Совет казыев представляет собой коллегиальный орган, осуществляющий общее руководство и решение наиболее сложных дел.
Казыят республики занимается урегулированием брачно-семейных, наследственных отношений мусульман, разрешением предпринимательских споров, сохранением этнорелигиозных традиций, консультированием верующих по вопросам шариата, в том числе дистанционным. Казыи, мухтасибы, имамы и другие представители муфтията активно помогают верующим выработать модели поведения, соответствующие правилам ислама и не противоречащие местным традициям и требованиям законодательства. Например, сталкиваясь с неурегулированными ситуациями в сфере брачных отношений мусульман, казыи стараются гарантировать права женщин, сочетая нормы шариата и российского права. Обращает на себя внимание и оформление процессуальной стороны деятельности казыята, регламентация рассмотрения казыями дел, ведение протоколов заседаний, применение методов медиации, обобщение практики. В этом отношении опыт сотрудников ДУМ РТ можно считать одним из передовых в России.
Таким образом, казыи Татарстана как специалисты по шариату выступают в качестве религиозных авторитетов, консультантов и посредников между мусульманами, разрешая конфликты и актуализируя предписания ислама в современных реалиях. Востребованность их услуг среди верующих демонстрирует высокий адаптационный потенциал мусульманских норм и институтов, сохранение ими ценностно-регулятивной функции в постсекулярную эпоху.
1. Общая информация о Духовном управлении мусульман Республики Татарстан. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dumrt.ru/ru/about-us/obschaya-informatsiya/ (дата обращения: 15.04.2022).
2. Муфтият – альтернативное название духовных управлений мусульман в России, образовано от термина «муфти» (дающий фетвы, а в российских условиях также председатель ДУМ).
3. Современная система казыята в Татарстане начала формироваться с 1995 г. Первым главным казыем в 1995–1998 гг. был Камиль хазрат Бикчентаев, в 1998–2006 гг. эту должность занимал Габдулхак хазрат Саматов. Джалиль хазрат Фазлыев (рус. Залиль Василович Фазлыев, тат. Җәлил хәзрәт Фазлыев) стал главным казыем в 2006 г.
4. В ДУМ РТ выпустили новый единый образец свидетельств о никахе и имянаречении. 19 марта 2019. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dumrt.ru/ru/news/news_21828.html (дата обращения: 15.04.2022).
5. Хәкимова Л. Татарстанның баш казые: Кыз балага арзанлы әйбер алып бирү – егет тарафыннан әдәпсезлек. 25 март 2018. [Электронный ресурс]. – URL: https://intertat.tatar/news/religion/25-03-2018/tatarstanny-bash-kazye-kyz-balaga-arzanly-yber-alyp-bir-eget-tarafynnan-d-psezlek-4940966 (дата обращения: 15.04.2022).
6. Малый окончательный развод – это развод, после которого мужчина может вернуть жену с ее согласия путем заключения нового брака с новым махром. Такая процедура возможна, если ‘идда (послеразводный период) женщины после однократного или двухкратного талака истекла, а также в случае, когда мужчина сказал слова развода жене, с которой он ни разу не вступал в интимную близость [7, с. 65, 73, 81].
7. Марданшин М.М. История шариатских судей (казыев) в Татарстане: анализ и перспективы. Доклад на международной научно-практической конференции «Исламская правовая культура в современной России: состояние и перспективы». Нальчик, 26 ноября 2019 г. (текст доклада не публиковался).
8. Мечеть «Гаиля» – центр культурной жизни Азино. 15 марта 2018. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://shakird.ru/2018/03/15/мечеть-гаиля-центр-культурной-жизн/ (дата обращения: 15.04.2022).
9. Как сохранить семейные ценности? Взгляд из муфтията. 22 марта 2018. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dumrt.ru/ru/news/news_19838.html (дата обращения: 15.04.2022).
10. Габдерәхим. Дин Татарстанның баш казые Җәлил хәзрәт Фазлыев белән әңгәмә. Акчарлак. Н/б. 30 декабрь 2013. URL: https://matbugat.ru/news/?id=9024 (дата обращения: 15.04.2022); Гарифуллина Д. Баш казый Җәлил хәзрәт Фазлыев: «Киленнәр үзләренең дә каенана булачагын оныта». 12 февраль 2021. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://shahrikazan.ru/news/din/bash-kazyy-lil-khzrt-fazlyev-kilennr-zlrene-d-kaenana-bulachagyn-onyta (дата обращения: 15.04.2022).
11. Гаделшина Л. Җәлил хәзрәт Фазлыев: «Имамнар балага мәгънәсез исем кушудан баш тартырга хокуклы». 6 февраль 2017. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://baltasi.tatarstan.ru/tat/index.htm/news/837706.htm (дата обращения: 15.04.2022).
12. В ДУМ РТ состоялось заседание Совета казыев. 23 ноября 2021. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dumrt.ru/ru/news/news_26754.htm (дата обращения: 15.04.2022).
13. Зайни Р. Джалиль хазрат Фазлыев о работе казыята. 17 июля 2017. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.info-islam.ru/publ/mnenija/intervju/dzhalil_khazrat_fazlyev_o_rabote_kazyjata/4-1-0-24817 (дата обращения: 15.04.2022).
14. Там же.
15. В Галиевской мечети обсудили роль современной мусульманки в семье и умме. 6 марта 2019. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dumrt.ru/ru/news/news_21769.html (дата обращения: 15.04.2022).
16. Хәкимова Л. Татарстанның баш казые: Кыз балага арзанлы әйбер алып бирү – егет тарафыннан әдәпсезлек. 25 март 2018. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://intertat.tatar/news/religion/25-03-2018/tatarstanny-bash-kazye-kyz-balaga-arzanly-yber-alyp-bir-eget-tarafynnan-d-psezlek-4940966 (дата обращения: 15.04.2022).
17. В 2020 году кол-центр «Даруль-ифта» ДУМ РТ ответил на 10 000 обращений. 30 декабря 2020. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dumrt.ru/ru/news/news_25237.html (дата обращения: 15.04.2022).
18. Мухаметрахимов А. Булат Мубараков: «О Finiko спрашивали, мы убеждали людей не вкладываться». 31 августа 2021. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://m.business-gazeta.ru/article/519790 (дата обращения: 15.04.2022).
19. Баш казый Җәлил Фазлыев: «Мәһәр – 5 мең сум. Аерып җибәрсәң, тагын ярты миллион». 4 февраль 2019. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tatar-today.ru/2019/02/41063/ (дата обращения: 15.04.2022).
20. Зайни Р. Джалиль хазрат Фазлыев о работе казыята. 17 июля 2017. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.info-islam.ru/publ/mnenija/intervju/dzhalil_khazrat_fazlyev_o_rabote_kazyjata/4-1-0-24817 (дата обращения: 15.04.2022).
21. Марданшин М.М. История шариатских судей (казыев) в Татарстане: анализ и перспективы. Доклад на международной научно-практической конференции «Исламская правовая культура в современной России: состояние и перспективы». Нальчик, 26 ноября 2019 г. (текст доклада не публиковался).
Список литературы
1. Атар Ф. Основы теории и методологии фикха. Стамбул: Издательство «Эркам»; 2018. 151 с.
2. Hallaq W.B. The Origins and Evolution of Islamic Law. New York: Cambridge University Press; 2005. 248 p.
3. Мухаметзарипов И.А., Гафиятуллина И.Р. Востребованность религиозных институтов урегулирования споров у мусульман и христиан Татарстана. Исламоведение. 2022;2(52):51–66.
4. Schacht J. An Introduction to Islamic Law. New York: Oxford University Press; 1982. 312 p.
5. Сюкияйнен Л.Р. Исламское право и диалог культур в современном мире. М.: Изд. дом Высшей школы экономики; 2021. 684 с.
6. Үзәкләшкән дини оешма – Татарстан Республикасы мөселманнары Диния нәзарәте имам-хатыйблары тарафыннан гыйбадәт кылулар һәм дини йолалар уздыру турында нигезләмә. Казан: Татарстан Республикасы мөселманнары Диния нәзарәте; 2019. 93 б.
7. Нургалеев Р.М. Классическое исламское семейное право. Набережные Челны: Духовно-деловой центр «Ислам Нуры»; 2013. 100 с.
Об авторах
И. А. МухаметзариповРоссия
Мухаметзарипов Ильшат Амирович, к.и.н., ведущий научный сотрудник;, доцент кафедры антропологии и этнографии
г. Казань
Р. М. Нургалеев
Россия
Нургалеев Рустам Маратович, доктор исламских наук, проректор по учебной работе
г. Казань
М. М. Марданшин
Россия
Марданшин Марат Мусагитович, к.и.н., имам-мухтасиб Ютазинского района, казый Юго-Восточного региона Республики Татарстан
п.г.т. Уруссу
Рецензия
Для цитирования:
Мухаметзарипов И.А., Нургалеев Р.М., Марданшин М.М. Роль казыята ДУМ РТ в современном мусульманском сообществе Татарстана. Minbar. Islamic Studies. 2022;15(4):869-883. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2022-15-4-869-883
For citation:
Mukhametzaripov I.А., Nurgaleev R.M., Mardanshin M.M. The role of the Qadiyat of the Muslim Religious Board in the modern Muslim Community of Tatarstan. Minbar. Islamic Studies. 2022;15(4):869-883. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2022-15-4-869-883