Preview

Minbar. Islamic Studies

Расширенный поиск

Ислам и психология на постсоветском пространстве: история, современность и перспективы

https://doi.org/10.31162/2618-9569-2022-15-4-911-940

Полный текст:

Содержание

Перейти к:

Аннотация

В статье проводится обзор истории, текущего состояния, тенденций и перспектив развития теоретических и практических знаний на стыке ислама и психологии в отдельных странах постсоветского пространства в русле глобальных тенденций исламской психологии и характерного для указанных стран исторического, социального и политико-правового контекста. Анализ современного контекста, исторического опыта и имеющихся наработок советского и постсоветского периодов позволил авторам выявить общее и особенное в теории и практике исламской психологии в рассматриваемых странах, а также оценить перспективы ее развития.
Авторами констатируется, что развитие проблематики ислама и психологии в Российской Федерации имеет прочную академическую и практическую основу для дальнейшего развития исламской психологии и оказания психологической помощи мусульманам на основе исламской традиции. На основе подробного анализа ряда направлений деятельности (научной, образовательно-просветительской, консультационной и т.д.) в рассматриваемой сфере указывается, что в России область исламской психологии развивается более быстрыми темпами, чем в некоторых странах СНГ (Азербайджане, Казахстане и государствах Центральной Азии). Отмечается, что российская модель может служить своего рода образцом для развития исламской психологии в указанных странах, которое во многом идет по схеме Российской Федерации с соответствующей региональной спецификой и имеет большие возможности и перспективы, учитывая, что большинство населения этих стран принадлежит к мусульманам, имеющим исторически глубокие корни исламской культуры и религии.

Для цитирования:


Рассул Г.Х., Яхин Ф.Ф. Ислам и психология на постсоветском пространстве: история, современность и перспективы. Minbar. Islamic Studies. 2022;15(4):911-940. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2022-15-4-911-940

For citation:


Rassool G.H., Iakhin F.F. Islam and Psychology in the post-Soviet space: history, modernity and prospects. Minbar. Islamic Studies. 2022;15(4):911-940. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2022-15-4-911-940

Введение

В течение XX века ряд мусульманских мыслителей выступил против монополии светской идеологии на образование и социальные науки, однако общественная мысль мусульман в значительной степени продолжает идти в фарватере западных моделей. Как отмечается в литературе, современная светская психология продвигается в глобальном масштабе, и ее господство остается неоспоримым в большинстве академических институтов развивающегося мира, особенно в странах с преобладающим мусульманским населением, а многие мусульманские психологи, получив образование преимущественно в западных университетах, даже в своих странах остались в «светском психологическом пузыре» [1, с. 4]. Очевидно, что большое число психологов-мусульман не просто последовало ориенталистскому подходу к психологии, но также усвоило ценности, чуждые как их местной культуре, так и исламским традициям.

Появление противоположного тренда – формирование современных концепций исламской психологии – мы предлагаем рассматривать в более широком контексте, а именно в рамках движения «Исламизация знаний» (Islamisation of Knowledge) [1]. Это движение набрало силу в 1970-х годах как ответ на ухудшение положения мусульманской уммы, секуляризацию образовательной системы в странах с мусульманским большинством, и развивалось на фоне глобального пробуждения исламского сознания и роста озабоченности мусульманских ученых образом жизни мусульман и интенсивным внедрением в мусульманские сообщества западных ценностей.

Движение «Исламизация знаний» оказало значительное влияние на психологию. В литературе появился и получил закрепление термин «исламская психология», опубликовано большое количество статей, монографий и коллективных работ по теоретическим и практическим аспектам исламской психологии. Предприняты попытки согласованного определения теоретической модели исламской психологии, исламской психотерапии и консультирования, организационного развития и ее клинического применения, которые увенчались определенным успехом [1-5]. В ряде стран предпринимаются шаги по интеграции знаний об исламской этике и исламской психологии в учебную программу по психологии, подготовке и проведению курсов последипломного образования по исламской психологии, предоставлению психологических услуг.

За прошедшие периоды возрос интерес мусульманских психологов стран постсоветского пространства к развитию психологии и консультирования на основе исламских знаний для удовлетворения растущих потребностей мусульман в получении психологической помощи. Психологи-мусульмане сегодня имеют возможность приобрести знания и пройти соответствующую подготовку по исламской психологии и консультированию. Появились блогеры-мусульмане, освещающие психологические темы в социальных сетях, что часто сопровождается бурными дискуссиями «за» и «против» психологии в целом и исламской психологии в частности. Кроме того, растет число консультантов, оказывающих психологическую помощь клиентам-мусульманам, множится количество публикаций на русском и английском языках, появляются и весьма успешно реализуются учебные программы для специалистов по исламской психологии и консультированию, проводятся регулярные конференции.

В этом контексте целью данной статьи является обзор текущего состояния, тенденций и перспектив исламской психологии в отдельных странах постсоветского пространства.

Глобальный контекст развития исламской психологии на постсоветском пространстве

В течение последних двух десятилетий на международном и местном уровнях было создано несколько организаций, нацеленных на поддержку деятельности их членов по интеграции исламской этики и психологических знаний, а также по оказанию психологической помощи мусульманам. Первая и наиболее влиятельная организация – Международная ассоциация психологов-мусульман (IAMP). IAMP была учреждена в 2006 году при участии профессора Малика Бадри, одного из основателей современной исламской психологии, и в настоящее время возглавляется доктором Багусом Рионо (Индонезия). IAMP ставит задачу продвигать знания, основанные на научных исследованиях, посредством человеческих усилий, опирающихся на исламское учение; ее цель – развивать и расширять возможности будущего поколения путем изучения исламской и культурно адаптированной психологии1. Эта международная ассоциация объединяет специалистов из многих стран, в основном из региона Юго-Восточной Азии и Австралии, проводит ежегодные конференции и образовательные программы, посвященные психологии в рамках ислама и психологической помощи мусульманам. Ассоциация с 2018 года издает ежегодный научный Международный журнал исламской психологии (The International Journal of Islamic Psychology).

Еще одна организация – Международная ассоциация исламской психологии (IAIP), основанная в 2017 году также профессором Маликом Бадри. Ассоциация стремится установить и поддерживать высокие стандарты исследований и практики в области исламской психологии, интегрировать исламскую традицию в контекст современной клинической психологии, уделяя особое внимание ее практическому применению2. Важнейшие цели IAIP по развитию исламской психологии следующие: 1) переориентация философского и эпистемологического мировоззрения, лежащего в основе традиционной западной психологии; 2) определение исламской парадигмы, в рамках которой строится исламская психология; 3) работа внутри этой исламской парадигмы для создания новых интегрированных в ислам терапевтических подходов. IAIP реализует учебные программы в ряде стран, таких как Турция, Великобритания, Судан и т.д., и прилагает усилия к формированию стандартов теории и практики в области исламской психологии в мире.

Еще одним событием в области исламской психологии и психотерапии является создание Центра исламской психологии (CIP) в Институте клинической и профессиональной психологии Рифах в Международном университете Рифах в Пакистане3 в сентябре 2019 года. Основная цель Центра исламской психологии – продвижение исламской этики и исламской психологии в академическую и клиническую практику посредством инновационных курсов дополнительного образования, развитие сотрудничества в области научных исследований и обмена знаниями и опытом в указанной области. Ставится довольно амбициозная задача по созданию глобального центра передового опыта в области исламской психологии.

Также начали активную деятельность несколько клиник и центров психологической и клинической помощи, работающих с соблюдением положений ислама и внедряющих интегрированные методы консультирования и терапии на основе исламской традиции, как например, Центр Халил (США), Ихсаан (Великобритания).

Исторический и современный контекст проблематики на стыке ислама и психологии на территории бывшего СССР

Зарождение и становление теоретической мысли и практической деятельности на стыке ислама и психологии, начало активного изучения психологии мусульман, их психологического здоровья и развитие практики культурно-специфической модели консультирования мусульман на постсоветском пространстве не произошли одномоментно, а имеют большую предысторию. Генезис этих процессов следует рассматривать в соответствующем историческом, политическом, правовом, социальном, культурном, научном, образовательном и социально-психологическом контексте.

После Октябрьской революции 1917 года, образования СССР, в состав которого в 20-х и 30-х годах в качестве союзных республик вошли территории с преимущественно мусульманским населением (Азербайджан, Средняя Азия, Казахстан), научная мысль и образование развивались в основном по стандартным схемам и заданным темам в рамках теорий и парадигм научного материализма (марксизма-ленинизма), коммунистической атеистической идеологии в противовес религиям и буржуазным научным и социальным теориям и концепциям. Психологическая наука в СССР после короткого периода интенсивного развития в конце 20-х – первой половине 30-х годов была поставлена в очень жесткие идеологические рамки. Лишь в 1960-х годах достижения мировой психологии начали просачиваться в советскую психологическую науку, как правило, под видом критики буржуазных психологических теорий и концепций.

В 1920-х и 1930-х годах имело место сильное идеологическое давление, оказавшее значительное влияние на развитие ислама и мусульман: полное отвержение религии, преследования верующих, закрытие религиозных и исламских учебных заведений, репрессии против исламских религиозных деятелей, ограничения на грани полного запрета на религиозную практику (молитвы, посты, хадж и т. д.). Знания об исламе граждане СССР, в том числе республик с мусульманским населением, могли получить только тайно или в переработанном виде: с критической точки зрения научного атеизма или советского востоковедения. В советский период допускались переводы трудов ученых и авторов арабо-мусульманского Востока, идеологически близких к материализму. Кроме того, поощрялось изучение работ представителей фальсафа (арабо-мусульманской философии), творчества поэтов с антиисламской полемикой, трудов ученых, которые преследовались за антирелигиозную и антимусульманскую позицию.

В области психологии в период с 1990-х по 2000-е годы в страны бывшего СССР хлынул поток западной психологической литературы, что в значительной мере отразилось на учебных программах и направлениях научных исследований, а также психологической практике. Западная психология оказала большое влияние на области психологии развития, психологии личности, социальной психологии, психологического консультирования и психотерапии. Получение в указанный период свободы в религиозной сфере позволило как рядовым мусульманам, так и мусульманским ученым и исследователям познакомиться с огромным исламским культурным наследием, переводными работами и трудами исследователей постсоветского пространства.

Следующим фактором, объединяющим все страны СНГ, является отсутствие регулирования психологических стандартов и оказания психологической помощи (консультирования, психотерапии, кроме медицинской). Не существует формальных и стандартизированных требований к образованию и опыту специалистов для доступа к консультированию клиентов и пациентов, за исключением видов деятельности, относящихся к сфере медицины. Получается, что после краткосрочных курсов переподготовки любое лицо может называть себя психологом, консультантом, при необходимости добавляя определения «исламский», «мусульманский», без какого-либо риска привлечения к профессиональной или юридической ответственности. В условиях правового вакуума и недостаточной психологической грамотности населения многие лица, прикрывающиеся титулами «психолог», «терапевт», «консультант», «профессиональный коуч», «бизнес-тренер» и др., продолжают оказывать психологическую помощь клиентам, в том числе мусульманам, несмотря на свой непрофессионализм, что создает серьезные риски причинения вреда клиентам (пациентам), а также снижает уровень доверия людей к профессии психолога-консультанта.

В то же время следует учитывать, что религиозно ориентированные психологи-мусульмане стран СНГ работают в государствах со светской системой правления и образования. Расширительное толкование понятия «светский характер государства» на практике может привести к определенным ограничениям религиозных прав граждан, рискам негативных социальных ограничений или даже юридических запретов на их профессиональную деятельность. При этом в большинстве стран СНГ существует отлаженная система регулирования и контроля религиозной деятельности и образования со стороны государства. Так, в России, Азербайджане, Казахстане и странах Центральной Азии действует совокупность нормативно-правовых актов, достаточно жестко регулирующих религиозную деятельность и противодействие экстремизму. В связи с этим оказание религиозно ориентированной психологической помощи, разработка соответствующих теоретических концепций и практик в той или иной степени находится под пристальным вниманием, а в отдельных странах – под прямым контролем государственных институтов, что не может не оказывать влияния на развитие исламской психологии в отдельных ее аспектах.

Еще один важный фактор, который необходимо учитывать, – неоднородность мусульманского населения постсоветского пространства с разнообразием религиозных направлений (суфизм, салафизм, институционализированный ислам, считающийся «традиционным» для стран постсоветского пространства). Кроме того, следует отметить, что мусульмане Российской Федерации, Украины, Грузии, Молдавии являются религиозным меньшинством, в то время как в Казахстане, Азербайджане и государствах Центральной Азии, даже принимая во внимание разную степень религиозности, они составляют большинство населения.

Кроме того, из-за большой миграции из районов Северного Кавказа, Центральной Азии в крупные города России по экономическим причинам мусульмане образовали локальные религиозные меньшинства. Мигранты автоматически часто становятся отчужденными как в культурном, так и в психологическом плане, имеют проблемы адаптации к новым условиям жизни, в том числе социокультурной и социально-психологической адаптации. Некоторой части мигрантов зачастую требуется помощь специалистов в области психического здоровья для преодоления возникающих психологических проблем.

Указанные факторы и условия формируют контекст, в котором мусульманские психологи прилагают усилия по развитию теории и практики исламской психологии и консультирования на постсоветском пространстве.

Обзор исторической и научной литературы по исламской психологии и смежным дисциплинам

В первую очередь следует подчеркнуть, что некоторые великие ученые «золотого века» мусульманского Востока, разрабатывавшие вопросы психики (души), психического и духовного здоровья, были выходцами с территории современной Центральной Азии и Казахстана (аль-Фараби (870/872–950/951), Ибн Сина (980–1037)). Известные суфийские тарикаты кубравийа, йасавийа, накшбандийа, названные по именам своих основателей, зародившись на указанной территории в средние века, распространились далеко за ее пределами и продолжают развиваться до настоящего времени. Наследие мусульманских ученых недавнего прошлого, таких как Шихабуддин Марджани (1818–1889), Зайнулла Расулев (1833–1917), Исмаил Гаспринский (1851–1914), Мурад Рамзи (1854–1934), Муса Бигиев (1873–1949), Риза Фахретдин (1859–1936), Зия Камали (1873–1936) и многих других, требуют не только дальнейшего исследования с философско-богословской и исторической точек зрения, но и более глубокого анализа их религиозно-антропологических, этико-религиозных и психологических аспектов.

В новейшее время (1970–1980-е годы) в Казахской ССР был издан перевод нескольких работ арабо-мусульманского философа аль-Фараби, в которых можно найти большое количество ценных идей психологического характера: «Трактат о том, что должно предшествовать изучению философии» [6], «Афоризмы государственного деятеля» [7], «Основы мудрости» [8]. Весомым вкладом таджикских ученых стало издание в 1990 году труда ар-Рази «Духовная медицина» [9]. К 1000-летию Ибн Сины были опубликованы переводы работ в области философии и медицины, в которых изложены наиболее ценные идеи этого ученого относительно внутреннего мира человека, а также трактат о душевном здоровье [10-11]. В советский и постсоветский периоды появились переводы работ некоторых суфийских авторов, например аль-Газали [12-17]. В начале 2010-х годов русскоязычные читатели познакомились с переводами произведений другого средневекового мусульманского автора XIV века, уделявшего большое внимание духовной стороне исламского культа, исламской науке о душе (духе), – Ибн Каййима аль-Джаузиййи [18-21]. В то же время необходимо отметить, что советские, а позднее и современные исследователи стран бывшего СССР рассматривали работы этих авторов в общем контексте развития арабо-мусульманской философии и научной мысли, исламского богословия, суфизма и не проводили подробного анализа их психологических концепций [22].

В начале XXI века произошел интеллектуальный прорыв в развитии исламской психологической проблематики на постсоветском пространстве, благодаря успешным шагам по обобщению накопленного мусульманского интеллектуального наследия в области психологии и разработке современных теоретических и концептуальных основ исламской психологии, и что немаловажно – с выходом в область практического применения.

В качестве первой публикации по рассматриваемой тематике следует назвать статью О. С. Павловой «Психология религии в исламской парадигме: состояние и перспективы развития», которая увидела свет в 2015 году [23]. В статье рассмотрена насущная необходимость развития религиозно ориентированной психологической помощи в России, представлен обзор современного состояния дел в области психологии религии, духовности и психологии в России и его отражение в исламском контексте. Психология религии определена как отрасль психологической науки, а религиозная психология – как часть теологического знания. Особое внимание автором уделено состоянию психологии ислама в России и за рубежом, в том числе истории и перспективам развития данной области психологической науки, основным направлениям исследований и клинической практике.

Следующая значимая работа О.С. Павловой «Ассоциация психологической помощи мусульманам в России: деятельность, проблемы и решения» [24] обобщила состояние и перспективы развития психологической помощи и консультирования мусульман, а также вопросы, связанные с проблематикой ислама и психологии в Российской Федерации. Монография О.С. Павловой «Психология: исламский дискурс» [25] раскрывает на стыке исламской теологии и психологии через анализ работ мусульманских авторов прошлого и современности специфику психологического консультирования мусульман с учетом ценностных ориентиров клиентов. Рассмотрение данной проблематики нашло продолжение в другой работе указанного автора – «Психология в трудах мусульманских ученых: учебное пособие» [26]. Эти работы обобщают накопленный теоретический и практический опыт развития психологии ислама в России и положения исламской психологии в мировом масштабе.

Среди заслуживающих внимания трудов современных мусульманских богословов из стран СНГ, имеющих большую ценность для психо-духовного и нравственного развития мусульман, следует отметить работы узбекского ученого, шейха Мухаммада Садыка Мухаммада Юсуфа [27].

На развитие исламской психологии на постсоветском пространстве оказали влияние и переводы психологических трудов мусульманских классиков прошлого и современных мыслителей. Пионером в этом направлении следует признать совместную работу Международного института исламской мысли (IIIT) и общественного объединения «Идрак» (Баку, Азербайджан). По инициативе и при поддержке данных организаций был опубликован ряд работ выдающегося мусульманского психолога, профессора Малика Бадри: «Размышление. Исследование психики и души человека» [28], «Кризис СПИДА: социокультурный взгляд сквозь призму ислама» [29] и т.д. В рамках сотрудничества этих учреждений и Ассоциации психологической помощи мусульманам (Россия) в 2019 году была выпущена книга мусульманского ученого IX века аль-Бальхи «Пища для души: когнитивно-поведенческая терапия врача IX века» с комментариями Малика Бадри [30]. Перевод данной работы познакомил русскоязычных специалистов с теоретическими идеями и практическими приемами психотерапии этого выдающегося мусульманского ученого и клинициста, уникальными для своего времени и вполне актуальными и для современной психопатологии и психотерапии. Другие публикации Бадри представляют собой сборник из двух книг под общим названием «Теория и практика исламской психологии» [31], ставших призывом к действию для большого числа мусульманских психологов. Значимой публикацией в развитии исламского консультирования в России и странах СНГ стало издание на русском языке книги одного из авторов данной статьи – профессора Г. Хусейна Рассула – «Исламское консультирование: введение в теорию и практику» [32], которая содержит обобщение накопленного мирового опыта по вопросам исламского консультирования. В ней подробно рассматриваются условия и пределы использования принципов и методов западных моделей консультирования и терапии, что делает ее полезным руководством для практикующих мусульманских психологов.

Институционализация деятельности в области психологии ислама и психологической помощи мусульманам в России

Организация и координация деятельности профессиональных объединений и учреждений имеет большое значение для развития ислама и психологии. Создание в 2017 году в России Ассоциации психологической помощи мусульманам придало мощный импульс для продвижения данной повестки по целому ряду направлений. Ассоциация, по сути, стала единым координационным центром, формирующим концептуальные теоретические знания и развивающим клиническую практику в области психологии ислама и консультирования мусульман на основе знаний в различных областях (исламская наука, психология, педагогика, теология, философия, этнология и др.). Ассоциация разрабатывает теоретические и практические инструменты для эффективной психологической помощи, основанные на особенностях ислама и образе жизни мусульман.

В рамках научно-исследовательской деятельности Ассоциации происходит изучение и переосмысление российской и зарубежной литературы с прицелом на разработку актуальных теоретических вопросов и практических проблем на стыке ислама и психологии, а также психологии мусульман. Эта работа также включает в себя соотнесение имеющихся знаний и опыта в области психологии с канонами ислама, проведение эмпирических исследований, направленных на изучение психологических особенностей мусульман и исламской религиозности. Результаты проводимых исследований, как теоретических, так и эмпирических, регулярно публикуются в международном научном рецензируемом журнале «Minbar. Islamic Studies», научно-просветительском журнале Ассоциации «Ислам: личность и общество».

Часть публикуемых статей представляет собой обобщение и представление результатов эмпирических исследований психологических особенностей мусульман и их сообществ, в частности связи религиозности и религиозной идентичности мусульман с различными сторонами их жизни. Ряд членов Ассоциации (Р.Г. Галихузина, К.И. Насибуллов, О.С. Павлова, Ф.Ф. Яхин и др.) осуществили небезуспешные попытки рассмотрения психологической проблематики сквозь призму ислама (исламской теологии, этики, психологии) с выходом на практические вопросы психологического консультирования мусульман [25, с. 160–163]. Интересные подходы к интеграции исламского богословия, педагогики и психологии содержатся в работах члена Ассоциации Т.Е. Седанкиной, среди которых монография и учебники для студентов [33-35]. З.М. Баирова [36], Г.Ф. Галиева [37] в недавно изданных трудах поделились практическим опытом духовно-просветительской работы и психологического консультирования мусульман.

Учебно-методическая деятельность Ассоциации предусматривает реализацию программ повышения профессиональной квалификации специалистов посредством проведения курсов, круглых столов, семинаров, научнопрактических конференций. Ассоциация на регулярной ежегодной основе проводит Всероссийскую научно-практическую конференцию с международным участием «Ислам: психологическая устойчивость – основа личного и общественного благополучия», в которой принимают участие ученые и практики различных областей знаний (психологи, педагоги, религиоведы, исламоведы, богословы, философы, врачи, журналисты) из России, Казахстана, Киргизии, Узбекистана и других стран. Основные темы конференции: психологическое консультирование мусульман, противодействие религиозному экстремизму и радикализации в мусульманских общинах, психологическая помощь мигрантам, этические аспекты деятельности психологов-мусульман и др.4

Важной частью работы членов Ассоциации является формирование психологической компетентности мусульманских религиозных деятелей (имамов, преподавателей и учащихся исламских религиозных учебных заведений). Такая работа проводится в соответствии с официальными программами Болгарской исламской академии, Российского исламского института и Московского исламского института, в рамках которых имамы и другие деятели знакомятся как с основами психологических знаний, так и с исламским психологическим наследием [25, с. 174–176]. В результате коллективной работы членов Ассоциации в мае 2022 года для религиозных деятелей издано методическое пособие по психологической помощи в кризисных ситуациях [38]. Цель данного пособия – предоставить исламским религиозным лидерам практически адаптированные психологические инструменты, которые они могут использовать в повседневной работе, в том числе в общении с людьми в кризисных ситуациях. Этот труд дает религиозным лидерам знания о методах выявления психологических проблем мусульман, способах оказания духовно ориентированной помощи в кризисных ситуациях. Это первое подобного рода практическое пособие на территории СНГ, и, как представляется, изложенные в нем рекомендации могут быть востребованы и в других странах.

Одним из важных достижений в сфере подготовки специалистов по оказанию культурно-специфической психологической помощи мусульманам в России стал запуск магистерской программы «Психология Востока» в Московском государственном психолого-педагогическом университете. Программа, которой руководит председатель Ассоциации О.С. Павлова, направлена на обучение психологов развитию навыков межкультурного общения и консультирования с учетом этнических и религиозных особенностей народов Востока (Ближнего Востока, Дальнего Востока, Средней Азии, Кавказа и Урало-Поволжья). Студенты получают знания и навыки, необходимые для консультирования мусульман, проведения исследований в области психологии религии, кросс-культурной психологии и этнопсихологии5.

Два года подряд (2020–2021 гг.) Т.Е. Седанкина проводила курсы повышения квалификации «Духовно ориентированная психология и педагогика», на которых представлены подходы к интеграции научных и религиозных знаний в области психологии и педагогики, направленной на повышение общепедагогической и психологической компетентности в этой сфере. На онлайн-курсах по исламской психологии, проводимых на русском и английском языках на базе международного Института интеграции знаний руководителем Ассоциации О.С. Павловой и руководителем представительства Ассоциации в Башкортостане Ф.Ф. Яхиным, слушатели, преимущественно из стран СНГ, получают знания по основам теории и практики исламской психологии как междисциплинарной области знаний на стыке психологии и исламской теологии.

В марте 2021 года была запущена стажировочная площадка Ассоциации, целью которой является повышение профессиональной компетентности психологов по оказанию квалифицированной психологической помощи мусульманам [39]. Основными формами работы являются лекции приглашенных специалистов с опытом консультирования и терапии, а также супервизионные и интервизионные группы. Использование этих методов позволяет начинающим и изучающим психологию консультантам обрести профессиональную уверенность, психологическую ассертивность, помогает преодолеть трудности личностного характера в профессиональной деятельности на основе доверительных отношений и взаимной поддержки между специалистами, что способствует повышению эффективности практико-ориентированной деятельности по индивидуальному или групповому консультированию мусульман.

Ассоциация ведет базу данных практикующих психологов, обладает информацией об их профессиональных компетенциях и специализации, что позволяет координировать работу специалистов по осуществлению онлайнконсультирования через сайт islampsiholog.ru, а также оказывать психологическую помощь по телефонам «горячей линии» Ассоциации, через которые обрабатывается от 1000 до 1200 звонков в год (начиная с 2018 года). Основные темы поступающих из России и других стран СНГ звонков включают в себя проблемы в семейных отношениях (развод, финансовые отношения, ревность супругов, полигамия, супружеская неверность, насилие в семье, религиозная радикализация одного из супругов или ослабление религиозности), проблемы личного характера (депрессия, тревожные расстройства, панические атаки, обсессивно-компульсивное расстройство, в том числе религиозного характера, проблемы эмоциональной регуляции, зависимости (игромания, наркомания), кризисы личности и поиска смысла жизни, кризис веры, суицидальные намерения, травматические переживания, трудности с профессиональным самоопределением, проживание горя, мотивация к учебе и др.), трудности отношений с детьми (проблемы воспитания, адаптации в социальной среде, преодоление возрастных кризисов детей и подростков, отношения между сиблингами и др.) [40].

Отдельной сферой деятельности Ассоциации и ее членов является профилактика деструктивного и антиобщественного поведения мусульман, участие в мероприятиях по противодействию религиозному экстремизму, радикализации и вовлечению в тоталитарные секты. МГППУ совместно с Ассоциацией реализовал проект по проведению постоянно действующего научно-методического семинара «Психология экстремизма, радикализации и дерадикализации»6. За последние полтора года проведено шесть семинаров, темы и содержание которых отражают их международный характер, научную обоснованность и практическую направленность. Информация, полученная в рамках этих семинаров, полезна для специалистов не только в России, но и за рубежом.

Одним из важных этапов в развитии деятельности Ассоциации стало сотрудничество с Международной ассоциацией мусульманских психологов (IAMP) и Индонезийским исламским университетом. В ходе визитов в Москву в 2018–2019 гг. президент IAMP Б. Рионо и его коллеги из Индонезии выступили с докладами на научно-практических конференциях «Ислам: психологическая устойчивость – основа для личного и общественного благополучия», были подписаны соглашения о сотрудничестве между Ассоциацией и Индонезийским исламским университетом, между IAMP и МГППУ [25]. Значимым результатом является практическая реализация договоренностей, в соответствии с которыми в 2019–2021 гг. в программе обучения по исламской психологии в Индонезийском исламском университете приняли участие специалисты из России, в том числе члены Ассоциации. Эти курсы позволили студентам познакомиться с современными тенденциями развития исламской психологии и поделиться своими знаниями с коллегами [41-42].

Таким образом, работа Ассоциации психологической помощи мусульманам оказывает значительное влияние на развитие исламской психологии в России как на теоретическом, так и практическом уровнях и в известной мере формирует модель ее развития в целом ряде стран постсоветского пространства.

Характеристика развития проблематики ислама и психологии в других странах постсоветского пространства

В определенной степени развитие исламской психологии, теории и практики консультирования мусульман в отдельных странах СНГ (Казахстане и государствах Центральной Азии) следует в русле тех процессов, которые происходят в России, хотя и обладает существенной региональной спецификой. На тенденции и перспективы развития исламской психологической мысли в этих странах влияют условия государственной политики в области религии, религиозных организаций и религиозного образования. Зачастую они направлены на противодействие экстремизму и радикализации населения путем жесткого регулирования религиозной жизни мусульман. Ученым и практикующим психологам приходится учитывать положение системы государственного регулирования и существующие формальные требования, однако возможности для развития исламской психологии имеются, поскольку основное население этих стран составляют мусульмане с исторически глубокими корнями исламской культуры, пусть и с разной степенью религиозной приверженности.

В Казахстане несколько групп психологов-мусульман создали центры для оказания консультационной помощи мусульманам. Среди таких центров стоит выделить многофункциональный образовательный центр «Ридо» в Алма-Ате (Казахстан), который в сотрудничестве с центром «Нагваль» работает над проектом «Психология сквозь призму ислама», предоставляя обучающие курсы по консультированию мусульман, коучингу, проводит семинары, организует клубы для мужчин, женщин и детей7. Анализ программы курса «Основы психологического консультирования мусульман», опубликованной на сайте Центра, показывает отсутствие теоретико-методологического обоснования преподаваемых принципов и методов консультирования, поскольку каждый из модулей является эклектичным набором информации о различных подходах в консультировании и терапии (психоанализ, гештальттерапия, НЛП, нарративная психология и др.), включающих отдельно те или иные положения ислама, иногда без явной связи с темой модуля. Психологи центра активно публикуют статьи информационно-публицистического характера по проблемам исламской психологии8.

Отдельным комплексом работ, потребовавшим внимания и участия психологов Казахстана, является реабилитация и реинтеграция в общество граждан страны, вернувшихся на родину из зон террористической деятельности так называемого «Исламского государства» (запрещено в Российской Федерации), подавляющее большинство из которых составляли женщины и дети. Перед государством стояла важная задача их реабилитации и реинтеграции в казахстанское общество. Государственными органами был реализован комплексный многосторонний подход к реабилитации, который охватывал все стороны жизни репатриантов, включая социальные, религиозные и психологические. Казахстанская модель включала в себя методы первичной социальной адаптации на базе реабилитационного лагеря, социально-психологической реабилитации и ресоциализации на базе региональных центров «Шанс» и последующей реинтеграции через богословско-психологическую коррекцию (отказ от радикальных взглядов), оказание краткосрочной реабилитационной помощи и долгосрочную психологическую помощь [43]. В реабилитационном процессе участвуют специалисты из разных областей: юристы, психологи, педагоги, богословы, социальные работники. Психическое состояние репатриантов из зон террористической активности характеризуется наличием посттравматического синдрома и других психологических проблем [44].

Специфика разработки вопросов по теме ислама и психологии в Узбекистане основана на двух мощных тенденциях распространения знаний в области ислама. Одно направление реализуется через светскую науку в государственных учебных заведениях и научных центрах, а другое основывается на позиции влиятельных религиозных учебных заведений и местных религиозных деятелей. При этом сведения о деятельности последних в настоящее время весьма скромны ввиду изначальной информационной закрытости этих структур, отсутствия данных на русском или английском языках. Изучение ислама в светских учебных заведениях Узбекистана пользуется поддержкой государства, имеет хорошие исторические корни, идущие от советского востоковедения, что в значительной степени относится и к исследованию и преподаванию психологии ислама как области психологии религии, относящейся к научным, а не религиозным дисциплинам. Например, в Международной исламской академии Узбекистана, являющейся светским учебным заведением, действуют программы бакалавриата «социопсихология религии» и «религиоведение», где наряду с основами ислама, корановедением, хадисоведением, арабским языком и другими исламскими дисциплинами изучаются курсы «Психология религии», «Суфизм», «Психоанализ и религия», в которых значительная часть учебной программы посвящена психологии ислама, а также духовно-психологическим практикам суфизма. Название и темы ежегодных научно-практических конференций, проводимых в этой Академии по распоряжению Кабинета Министров Республики Узбекистан, свидетельствуют о рассмотрении исламских психологических знаний через призму психологии религии9. Одной из важнейших задач психологической науки в Узбекистане является разработка инструментов анализа, предотвращения и противодействия экстремизму с использованием как психологических знаний, так и принципов умеренности и уважения прав других людей, основанных на исламских источниках [45].

В Киргизии социальная «психологическая повестка» представлена в основном проблемами, связанными с «гендерным фактором», который проявляется в острой потребности в психологической помощи в случаях грубого нарушения прав женщин, чаще всего в виде физического и психологического насилия, которым женщины могут подвергаться независимо от их уровня образования, экономического и социального положения, формы брака или возраста. В этой небольшой республике работает значительное число кризисных центров, оказывающих всестороннюю помощь жертвам домашнего насилия10, многие из которых находятся под эгидой Ассоциации кризисных центров Киргизии. Ежегодно от 7500 до 8000 женщин обращаются за помощью в указанные кризисные центры. По мнению экспертов Ассоциации, специфика оказания помощи женщинам, пострадавшим от насилия, связана с наличием в обществе определенных норм и установок, основанных на стереотипном мнении, что «женщины сами виноваты в насилии, что они сами провоцируют насилие, что женщины должны все терпеть во имя сохранения семьи и имиджа рода»11.

Еще одной развивающейся в Киргизии практикой является поддержка киргизских женщин со стороны религиозных деятелей (проповедников, имамов) в виде религиозного наставничества, духовной поддержки12. Неофициальные религиозные институты заполняют существующий вакуум: система образования и семьи не дают достаточных знаний по построению отношений в обществе, а государственные структуры не могут оказать доступную психологическую помощь в условиях экономической и социально-политической нестабильности. Это создает условия для укрепления позиций ислама в Киргизии и, соответственно, развития исламской психологии.

В Таджикистане, к сожалению, психологическая помощь также становится все более востребованной женщинами в основном из-за физического и психологического насилия, нарушения их прав13. В этой республике при поддержке офиса ОБСЕ развита широкая сеть женских ресурсных центров, которые в различных уголках страны, в первую очередь, помогают женщинам, находящимся в трудной жизненной ситуации, путем оказания бесплатной психологической, социальной и юридической помощи, а также через профессиональное обучение, развивая их предпринимательские навыки и помогая им стать финансово независимыми. В то же время эти центры не отказывают в консультациях и мужчинам, обратившимся к ним, что расширяет доступность психологической помощи для жителей Таджикистана14.

Большую роль для распространения знаний в области исламской психологии на постсоветском пространстве играет деятельность учрежденного в Азербайджане общественного объединения «Идрак», благодаря усилиям которого были впервые переведены на русский язык и опубликованы очень ценные для мусульман и специалистов-психологов постсоветского пространства труды исламских психологов прошлого и современности (аль Бальхи, М. Бадри, Х. Рассул) [28][29][30][32]. В то же время в самом Азербайджане психология и консультирование в исламской перспективе на настоящий момент практически не представлены, публикации по проблематике исламской психологии на русском или английском языках отсутствуют. Психологическая мысль Азербайджана даже тех периодов, когда ислам являлся доминирующей религией, определявшей мировоззрение азербайджанского народа, продолжает исследоваться вне широкого исламского контекста, скорее, рассматривается сквозь призму нерелигиозных, сугубо философских, этических или этнокультурных воззрений [46].

Выводы

В статье был представлен краткий обзор состояния исламской психологии и психотерапии в странах постсоветского пространства. В России область исламской психологии развивается более быстрыми темпами, чем в других странах постсоветского пространства. Развитие проблематики ислама и психологии в Российской Федерации имеет прочную академическую и практическую основу для дальнейшего развития исламской психологии и оказания психологической помощи мусульманам на основе исламской традиции. Российская модель может служить своего рода образцом для оценки и развития исламской психологии в этом регионе. Распространение исламской психологической мысли, теории и практики консультирования мусульман в отдельных странах СНГ (Казахстане и государствах Центральной Азии) в значительной степени происходит по схеме Российской Федерации, хотя и отражает региональную специфику. Для развития этих процессов на территории указанных государств существуют такие же хорошие возможности и перспективы, как и в России, поскольку большинство населения этих стран относится к числу мусульман с исторически глубокими корнями в исламской культуре и религии.

Важной задачей психологов-мусульман в странах СНГ является участие в мероприятиях по противодействию экстремизму и радикализации мусульман, а также ресоциализации, реабилитации и реинтеграции лиц, оказавшихся в религиозных сектах или возвращающихся из зон террористической деятельности. Кроме того, психологическая помощь должна быть оказана женщинам, которые подверглись семейному физическому и психологическому насилию. Активная работа кризисных центров в таких странах, как Киргизия и Таджикистан, позволяет оказывать столь необходимую помощь нуждающимся в психологической поддержке.

Существует настоятельная необходимость деколонизации психологии, основанной на прежних советских идеологиях и посягательствах на монополию знания со стороны западной, светской и глобализированной психологии. Как мы указывали ранее, одним из шагов к этому является преодоление ситуации, когда мусульманские преподаватели психологии обычно подготовлены для преподавания дисциплин светской психологии, а исламские науки и психология не усваиваются ими «естественным образом». В то же время большинство преподавателей-мусульман, независимо от того, насколько они религиозны в своей личной жизни, не имеют должной подготовки для интеграции исламских наук и психологии, а также для передачи знаний в таком формате. Фактически, некоторые могут даже прямо отвергнуть такое взаимное проникновение знаний ввиду узкого светского подхода, попыток избежать смешения психологии, основанной на западной научной парадигме, с исламскими этическими ценностями [1, c. 603]. Страны постсоветского пространства также не являются исключением, хотя в России есть и положительные примеры.

Существует также отдельная проблема идентичности мусульманских психологов. Вне всякого сомнения, на мусульманских психологов влияют различные контекстуальные факторы, в том числе потребность в организационной поддержке со стороны профессиональных сообществ и отсутствие четкой политики по включению исламской психологии в социальные и гуманитарные науки, что привело «к проблемам ролевой легитимности и адекватности и конфликту ролей» [1, c. 605], то есть «самоидентификации» мусульманских психологов. Трудности самоидентификации в качестве исламских психологов (консультантов, терапевтов) оказывают влияние на готовность мусульманских психологов заниматься развитием и преподаванием исламской психологии» [1, c. 603]. Хотя мы признаем, что необходимы более точные эмпирические исследования, все эти тезисы, как представляется, во многом отражают внутренние позиции многих психологов-мусульман стран бывшего СССР, ибо назвать себя исламским психологом (консультантом, терапевтом) на постсоветском пространстве не так просто.

Таким образом, по нашему мнению, мусульманским психологам необходимо выйти за рамки определенной ограниченности исламской психологии образовательными и обучающими процессами: требуется формирование собственной организационной культуры и структуры исламской психологии, которая сможет получить признание и успешное развитие на мировом уровне. И это непременно окажет должное влияние и на страны постсоветского пространства, поскольку созданная база для развития исламской психологии в регионе достаточно эффективна, а достигнутые результаты во многих отношениях достойны похвалы. 

1. Международная ассоциация мусульманских психологов. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://iamphome.org (дата обращения: 07.07.2022).

2. Международная ассоциация исламской психологии. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.islamicpsychology.org/what-is-islamic-psychology (дата обращения: 07.07.2022).

3. Riphah Institute of Clinical and Professional Psychology, Riphah International University, Pakistan.

4. Научно-практические конференции. Сайт Ассоциации психологической помощи мусульманам. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://islampsiholog.ru/nauchno-prakticheskie-konferencii/ (дата обращения: 07.07.2022).

5. Магистерская программа «Психология Востока». Сайт Московского государственного психологопедагогического университета. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mgppu.ru/project/455 (дата обращения: 07.07.2022).

6. Постоянный научно-методологический семинар «Психология экстремизма, радикализации и дерадикализации». Сайт Ассоциации психологической помощи мусульманам. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://islampsiholog.ru/nauch_met_seminar (дата обращения 07.07.2022).

7. Многофункциональный образовательный центр «РИДО». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rido.kz/index.html#extFeatures62-12 (дата обращения: 07.07.2022).

8. Надирова Р. Психология сквозь призму ислама. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://azan.kz/durus/dars/psihologiya-cherez-prizmu-Islama-111. (дата обращения: 07.07.2022).

9. Научно-практическая конференция «Научно-теоретические и практические вопросы психологии религии в Узбекистане». Сайт Международной исламской академии Узбекистана. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://iiau.uz/oz/news/1449 (дата обращения: 07.07.2022).

10. Где искать спасения от семейного насилия — список кризисных центров в Республике Кыргызстан. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.sputnik.kg/20210504/semya-nasilie-krizisnyj-centrpomoshch-1052386607.html (дата обращения: 07.07.2022).

11. Ассоциация кризисных центров Кыргызстана. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://acckg.org/about (дата обращения: 07.07.2022).

12. Исламские проповедники – психологи для кыргызских женщин. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cabar.asia/ru/islamskie-propovedniki-psihologi-dlya-kyrgyzskih-zhenshhin (дата обращения: 07.07.2022).

13. В Таджикистане приступили к разработке программы по искоренению насилия над женщинами и девочками. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rr.eastera.tj/ru/news/tajikistan/society/20191209/v-tadzhikistane-pristupili-k-razrabotke-programmi-po-iskorenenie-nasiliya-votnoshenii-zhentshin-i-devochek (дата обращения: 07.07.2022).

14. Сеть Женских ресурсных центров в Таджикистане. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.osce.org/ru/tajikistan/224901 (дата обращения: 07.07.2022).

Список литературы

1. Rassool G. Hussein. Islamic Psychology: Human Behaviour and Experience from an Islamic Perspective. Oxford; Routledge; 2021. 638 p.

2. Kaplick P.M., Skinner R. The evolving Islam and psychology movement. European Psychologist. 2017;22(3):198–204.

3. Al-Karam C.Y. Islamic Psychology: Towards a 21st Century Definition and Conceptual Framework. Journal of Islamic Ethics. 2018;(2):97–109.

4. Keshavarzi H. et al. Applying Islamic Principles to Clinical Mental Health Care: Traditional Islamically Integrated Psychotherapy. New York; Routledge; 2000. 326 p.

5. Rassool G. Hussein. Islamic Counselling: An introduction to theory and practice. Hove, East Sussex: Routledge; 2016. 296 p.

6. Аль-Фараби. Философские трактаты. Алма-Ата: Наука КазССР; 1972. 305 c.

7. Аль-Фараби. Социально-этические трактаты. Алма-Ата: Наука КазССР; 1973. 400 c.

8. Аль-Фараби. Естественно-научные трактаты. Алма-Ата: Наука КазССР; 1987.496 с.

9. Ар-Рази Абу Бакр. Духовная медицина. Душанбе: Ирфон; 1990. 88 с.

10. Ибн Сина (Авиценна). Избранные философские произведения. М.: Наука; 1980. 552 с.

11. Ибн Сина Абуали (Авиценна). Канон врачебной науки. Книга I, Книга II. Издание второе. Ташкент: Издательство «Фан» Узбекской ССР; 1981.

12. Ал-Газали Абу Хамид. Воскрешение наук о вере (Ихйа’ ‘улум ад-дин). Избранные главы. Наумкин В.В. (пер. с арабского, исслед.и коммент.). М.: Наука; 1980. 378 с.

13. Ал-Газали Абу Хамид. Правильные весы (ал-Кустас ал-Мустаким). Наумкин В.В. (предисл., пер. и коммент.). Ин-т востоковедения РАН. М.: ООО Садра; 2018. 184 с.

14. Аль-Газали Абу Хамид. «Весы деяний» и другие сочинения. Миниянов А., Сагадеев С. (пер. с арабского). М.: ИД «Ансар»; 2004. 216 с.

15. Аль-Газали Абу Хамид. Возрождение религиозных наук. В 10 том-х. Насыров И.Р., Ацаева А.С. (пер. с арабского языка). Махачкала: Нуруль иршад; 2011.

16. Аль-Газали Абу Хамид. Исследование сокровенных тайн сердца. Миниянов А. (пер. с арабского). М.: ИД Ансар; 2006. 472 с.

17. Ал-Газали Абу Хамид Мухаммад ат-Туси. Кимийа-йи са’адат («Эликсир счастья»). Часть 1: ‘Унваны 1-4. Рукн 1. Хисматуллин А.А. (пер. с персидского, вступ. ст., коммент. и указ.). СПб.: Петербургское Востоковедение; 2002. 332 с.

18. Аль-Джаузийя Ибн Каййим. Степени идущих путем «Лишь Тебе мы поклоняемся и лишь Твоей помощи просим». Джелилов А. (пер. с арабского, прим.). М.: Эксмо: Умма; 2016. 1120 с.

19. Аль-Джаузийя Ибн Каййим. Деяния сердец. Избранное. В 3 т. Т. 1. Сорокоумова Е. (пер. с арабского). М.: Умма; 2014. 528 с.

20. Аль-Джаузийя Ибн Каййим. Фаваид. Полезные наставления. Сорокоумова Е. (пер. с арабского). М.: Эксмо; 2014. 480 с.

21. Аль-Джавзийя Ибн ал Каййим. Душа. Хисамов Р.Г. (пер. с арабского). Казань; 2013. 320 с.

22. Насыров И.Р. Исследования классической исламской философии в России в 1990-х годах и начале XXI века. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://iphras.ru/uplfile/smirnov/ishraq/1/nasyr2.pdf (дата обращения 07.07.2022).

23. Павлова О.С. Психология религии в исламской перспективе: состояние и перспективы развития. Ислам в современном мире. 2015;11(4):207–222. DOI: 10.20536/2074-1529-2015-11-4-207-222.

24. Павлова О.C. Ассоциация психологической помощи мусульманам в России: деятельность, проблемы и пути их решения. Minbar. Islamic Studies. 2019;12(4):1069–1090. DOI: 10.31162/2618-9569-2019-12-4-1069-1090.

25. Павлова О.С. Психология: исламский дискурс: Монография. М.: Ассоциация психологической помощи мусульманам, АНО НПЦ «Аль-Васатыя–умеренность»; 2020. 208 с.

26. Павлова О.С. Психология в трудах мусульманских ученых: учебное пособие. Болгар: Мусульманская религиозная духовная образовательная организация «Болгарская исламская академия»; 2022. 240 с.

27. Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф. Счастливая семья. Ташкент: Hilolnashr; 2018. 608 с.

28. Бадри М. Размышление. Исследование психики и души человека. Баку: Издательство CBS; 2008. 134 с.

29. Бадри М. Кризис СПИДА: социокультурный взгляд сквозь призму ислама. Кулиев Р., Юсуфзаде А. (пер. с английского), Нафиев М. (ред.). Баку: Издательство CBS; 2011. 276 с.

30. Аль-Балхи Абу Зайд. Пища для души. Когнитивно-поведенческая терапия врача девятого века. Бадри М. (перевод и аннотация рукописи девятого века); Мамедов Л. (перевод). М.: Международный институт исламской мысли, ОО «Идрак», Ассоциация психологической помощи мусульманам; 2019. 110 с.

31. Бадри М. Теория и практика исламской психологии. Павловой О.С., Полосин В.С. (ред.). М.: АНО НПЦ «Аль Васатыя – умеренность»; 2018. 268 с.

32. Рассул Х. Исламское консультирование. Введение в теорию и практику. М.: Институт интеграции знаний, Ассоциация психологической помощи мусульманам; 2022. 392 с.

33. Седанкина Т.Е. Психология духовного развития: учебное пособие. Казань, 2019. 112 с.

34. Седанкина Т.Е. Смысл жизни: теолого-синкретический взгляд: монография (доп. и перераб.). Verlag: LAP LAMBERT Academic Publishing; 2012. 274 с.

35. Cеданкина Т.Е. Психологические аспекты духовно-нравственного развития: учебное пособие. Казань: издательство «Бриг»; 2020. 130 с.

36. Баирова З.М. Настольная книга мусульманки. Саратов: ООО «Амирит»; 2021. 280 с.

37. Галиева Г.Ф. Самоисцеление. Как стать психологом для себя. Казань: Издательство «Печать-Сервис XXI век»; 2021. 168 с.

38. Психологическая помощь в кризисных ситуациях: методическое пособие для мусульманских религиозных деятелей. Павлова О.С., Зязин С.Ю., Бариева Н.Ю. (ред.). М.: Ассоциация психологической помощи мусульманам; АНО Научно-просветительский и культурный Центр «Умеренность и созидание»; 2022. 201 с.

39. Barieva N.Y. Stazhirovochnaya ploshchadka Assotsiatsii psihologicheskoy pomoshchi musul'manam: prichiny, aktual'nost', perspektivy [Internship site of the Association for Psychological Assistance to Muslims: causes, relevance, prospects]. Islam: lichnost' i obshchestvo [Islam: personality and society]. 2021;(1–2):49–51. (In Russian)

40. Бариева Н.Ю. Сохранение и укрепление мусульманской семьи: из опыта работы телефона горячей линии Ассоциации психологической помощи мусульманам. Ислам: личность и общество. 2020;(4):3–7.

41. Павлова О.С. и др. Исламская психология в Индонезии: опыт обучения и преподавания. Ислам: личность и общество. 2020;(1):3–14.

42. Хайбуллин И.Н., Яхин Ф.Ф. Динамика развития исламской психологии: опыт обучения в международной образовательной программе. Ислам: личность и общество. 2020;(4):82–90.

43. Шаповал Ю. Подход и опыт Казахстана в реабилитации и реинтеграции репатриантов. Нур-Султан: НКО «Поиск общих интересов». 2021. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.sfcg.org/wp-content/uploads/2021/08/KZ-approach-and-experience-in-rehabilitation-of-repatriates-RU.pdf (дата обращения: 07.07.2022).

44. Раздыкова Г.М., Павлова О.С. Социально-психологические аспекты реабилитации и реинтеграции женщин, эвакуированных их зон террористической активности: казахстанский кейс. Ислам: личность и общество. 2020;(2):61–64.

45. Matibaev T. Socio-psychological aspects of countering the propaganda of terrorism and religious extremism among young people in Uzbekistan. International Journal of Research. Vol. 05; Is. 23. December 2018. [Electronic resource]. Available at: https://pen2print.org/index.php/ijr. (Accessed: 07.07.2022).

46. Мусаева Т.Р. История развития психологической мысли Азербайджана средних веков (XI-XVI вв.). Национальный психологический журнал. 2016;2(22):124–129.


Об авторах

Г. Х. Рассул
Международный университет Рифах; Академия «Аль Балаг»; Институт исследований исламской психологии «Аль Балхи»
Пакистан

Рассул Голям Хуссейн, доктор философии; профессор исламской психологии и консультант; директор по исследованиям, факультет исламской психологии, психотерапии и консультирования; Председатель

г. Исламабад

Лондон



Ф. Ф. Яхин
Башкортостанское представительство Ассоциации психологической помощи мусульманам
Россия

Яхин Филюс Флюрович, кандидат юридических наук; магистр психологии; руководитель

г. Уфа



Рецензия

Для цитирования:


Рассул Г.Х., Яхин Ф.Ф. Ислам и психология на постсоветском пространстве: история, современность и перспективы. Minbar. Islamic Studies. 2022;15(4):911-940. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2022-15-4-911-940

For citation:


Rassool G.H., Iakhin F.F. Islam and Psychology in the post-Soviet space: history, modernity and prospects. Minbar. Islamic Studies. 2022;15(4):911-940. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2022-15-4-911-940

Просмотров: 277


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2618-9569 (Print)
ISSN 2712-7990 (Online)