Preview

Minbar. Islamic Studies

Расширенный поиск

Предтеча труда Ш. Марджани «Назурат аль-хакк» (Обозрение истины)

https://doi.org/10.31162/2618-9569-2023-16-2-291-301

Содержание

Перейти к:

Аннотация

В статье дается краткое описание неопубликованного рукописного сочинения Мухаммад-Амина аль-Булгари (ум. 1833), посвященного вопросу обязательности совершения ночной молитвы в короткие летние ночи, когда не исчезает вечерняя заря вплоть до наступления утренней. Сочинение олицетворяет собой заочный спор автора с оппонентом, представлявшим лагерь считавших, что обязательность ночной молитвы в упомянутые дни года спадает ввиду отсутствия причины ее обязательности, чем является исчезновение сумерек. Выдвинутое оппонентом условие автор опровергает тем, что подлинной причиной обязательности совершения молитвы является получение человеком благ от Всевышнего Аллаха, тогда как физические признаки служат не более чем ориентиром для ее исполнения. Согласовывая хадис об имамстве Джабраʼиля, в котором разъясняются времена пяти молитв, и хадис Джаджжаля, в котором говорится о необходимости определять условное время молитвы в течение дня, который продлится год, автор заключает, что в первом подразумевается не физический признак (исчезновение зари), а соответствующий отрезок времени.  

Для цитирования:


Салахов А.М. Предтеча труда Ш. Марджани «Назурат аль-хакк» (Обозрение истины). Minbar. Islamic Studies. 2023;16(2):291-301. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2023-16-2-291-301

For citation:


Salakhov A.M. Forerunner of Sh. Marjani's work «Nazurat al-Haqq» («Review of the truth»). Minbar. Islamic Studies. 2023;16(2):291-301. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2023-16-2-291-301

Введение

Обязательность совершения для мусульманина пятикратной молитвы в течение дня и ночи установлена текстами Корана и Сунны. Как известно, каждая из пяти молитв имеет свое время совершения, вне которого она окажется недействительной: «Поистине, молитва была предписана верующим и указано время ее совершения» (4:103)1. Ориентиром для определения наступления времени молитвы являются рассвет и восход солнца, достижение солнцем точки зенита, увеличение тени предмета до длины самого предмета (либо вдвое большей), закат солнца и вечерняя заря.

В экваториальных, тропических, субтропических и большей части года умеренных широтах сложности при определении времени ночной молитвы, которая начинается с исчезновением вечерней зари и продолжается до времени наступления утренней молитвы (т.е. до рассвета), не возникают. В отличие от широт, приближающихся к полярным, где в короткие летние ночи вечерняя заря переходит в утреннюю.

Ввиду того, что в период формирования правовых школ ислама (мазхабов) – II–III вв. по хиджре – территория халифата не достигала упомянутых широт, данный вопрос не нашел рассмотрения в трудах их основоположников. В этой связи между мусульманскими правоведами впоследствии возникли разногласия относительно обязательности совершения ночной молитвы в северных регионах.

В ходе работы в архиве Центра письменного наследия Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан (ЦПН ИЯЛИ им. Г.Ибрагимова АН РТ) в 2017 году нами была обнаружена копия списка сочинения, посвященного вопросу совершения ночной молитвы в короткие летние дни, когда заря полностью не исчезает2.

Автор рукописи

Авторство рукописи принадлежит Мухаммад-Амину аль-Булгари. Ш. Марджани в своем историографическом труде «Мустафад аль-ахбар» приводит о нем следующие сведения: «Мулла Мухаммад-Амин ибн Сайф-Аллах ибн ʻАбд-аль-Хамид... Происходит из Богатых Сабов. Обучался в Мачкаре3 у ахуна Мухаммад-Рахима и хальфы муллы ʻАбд-Аллаха ибн Йахйи и других. Затем отправился в Бухару, где встретился с ʻАбд-ан-Насыром аль-Курсави и сопровождал его. Позже служил имамом, хатибом и мударрисом в деревне Наласа4. Известны его очные и письменные диспуты с муллой Баймурадом ибн аль-Мухаррамом аль-Минкари по поводу обязательности ночной молитвы в короткие дни и атрибутов Аллаха… Также у него есть примечательный трактат по философии и догматике, который свидетельствует о его прозорливости и правильном понимании… В 1242 г5 он вышел из Казани с целью совершения хаджа. Достигнув Стамбула, он направился в Египет, где состоял в связи с известным Ибрахимом-пашой. Некоторое время преподавал персидский язык в учебном заведении Дар аль-фунун после муллы Шамс-ад-дина. Скончался в Каире, не совершив хадж, в 1249 или в 1248 х.» [1, с. 238–239].

О составлении Мухаммад-Амином аль-Булгари трактата, посвященного вопросу обязательности совершения ночной молитвы, также сообщает Р. Фахретдин [2, с. 137]. В качестве автора многих трудов и очень образованного человека его упоминает Х. Амирханов [3, с. 61].

В данной статье мы проведем краткое описание вышеупомянутого сочинения Мухаммад-Амина аль-Булгари.

Описание рукописи

Трактат представляет собой заочный спор, в котором на утверждения оппонента6 автор приводит аргументированные опровержения на основе прямого и косвенного цитирования из сочинений по ханафитскому фикху, а также аятов Корана и хадисов.

Работу автор начинает с упоминания одного из принципов мусульманского права, в соответствии с которым в вопросах поклонения следует исходить из наиболее надежного (ихтийат): «Знай, что и ханафитские, и шафиʻитские [ученые] едино утвердили… что если [вопрос] встанет между обязательностью поклонения (вуджуб) и ее отсутствием7, между его утверждением и снятием, между тем, что оно [является] ошибкой или обязательным (ваджиб), вмененным (фард) или новшеством, то исполнение его явится необходимым (лязим)8.

В качестве отправной точки спора автор приводит две противоположные фетвы относительно обязательности совершения ночной молитвы в короткие ночи лета. В пользу отсутствия обязательности совершения ночной молитвы в период ночей, в которых не исчезают сумерки, высказался Сайф-ад-дин аль-Баккали (Сайф-ад-дин Мухаммад ибн Абу-ль-Касим аль-Баккали, аль-Хаваризми (ум. 1059) – представитель ханафитской правовой школы, являлся учеником Махмуда аз-Замахшари.)9. Противоположную фетву дал шейх аль-Бурхан аль-кабир ‘Абд-аль-‘Азиз аль-Бухари (Бурхан-ад-дин аль-кабир ‘Абд-аль-‘Азиз ибн ʻУмар аль-Бухари (в 1105 был жив) – представитель ханафитской правовой школы, являлся учеником Мухаммада ас-Сарахси)10.

На обвинение оппонента в адрес аз-Зайляʻи (ум. 1343)11, дескать, он по небрежности в процессе переписки пропустил отрицательную частицу «не», поскольку в копии труда аль-Маргинани (ум. 1222), которой располагает оппонент, эта частица присутствует, автор отвечает тем, что ученость аз-Зайляʻи не позволяет связывать с ним подобный казус, тогда как у современных переписчиков получила развитие практика передавать те суждения, которые отвечают их желаниям, и оставлять другие12.

Далее автор приводит умозрительный довод аль-Баккали: «[Наступление] времени является условием действительности [совершения молитвы], равно как и причиной ее обязательности. [Ибо] невозможно представить обязательность при отсутствии причины, как и исполнение при отсутствии времени13. Подобно тому, как невозможно представить мытье14 при отсутствии места мытья у того, у кого отрезаны руки от локтей»15.

Ответ на довод аль-Баккали: [наличие] времени [для исполнения] молитвы, реальным16 оно является или условным17, – условие для действительности исполнения молитвы. В случае если время будет отсутствовать, то его принятие в расчет отпадет ввиду наличия на то причины18… Подобно тому, как это [делается] на ʻАрафе19 и в Муздалифе20, по согласию ученых, в случае болезни и [нахождения] в пути, по мнению Малика и аш-Шафиʻи, а также при дожде, по одному из двух мнений аш-Шафиʻи21.

Ниже автор цитирует аш-Шурунбуляли (ум. 1659): «Подлинной причиной вменения человеку в обязанность совершения пятикратной молитвы является извечное обращение Аллаха22 и обретение человеком Его неисчислимых беспрерывных даров. Видимые же причины [для совершения молитвы] установлены Всевышним лишь для облегчения Своим рабам [дела отправления молитвы]» [4, с. 167]23.

Автор упоминает о наличии многочисленных хадисов, в которых говорится о необходимости совершения пятикратной молитвы, что указывает на категорическую достоверность, и приводит некоторые из них. В частности: «Аллах предписал [Своим] рабам [совершение] пяти намазов...» [5, с. 88] Приводится у аль-Бухари и Муслима со слов Ибн-ʻАббаса (да будет доволен Аллах ими обоими), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), отправляя Муʻаза в Йемен, сказал ему: «Ты прибудешь к людям из числа обладателей Писания. Пусть первое, к чему ты станешь призывать их, будет свидетельство, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад ‒ Посланник Аллаха. Если они подчинятся тебе в этом, то сообщи им, что Аллах вменил им [совершение] пяти молитв в течение дня и ночи. Если они подчинятся тебе в этом, то сообщи им, что Аллах вменил им подаяние, которое берется у богатых и дается бедным...» [6, с. 298]; [7, с. 19]24

Автор выявляет оппозицию между категорическим количественным требованием, с одной стороны, и вероятностью в виде необходимости ориентира на природное явление (исчезновение сумерек) – с другой, тем, что устанавливается посредством иджтихада, поскольку в хадисе, разъясняющем периоды совершения молитв, может подразумеваться не исчезновение сумерек как таковое, а истечение соответствующего промежутка времени. А то, что утверждено категорически, не может быть снято тем, что утверждено посредством иджтихада25.

Далее автор приводит аят, предписывающий необходимость совершения вечерней и ночной молитв, как это следует из комментариев Ибн-ʻАббаса26, аль-Хасана аль-Басри и Муджахида27: «Совершай молитву в начале, середине и конце дня и молись часть ночи» (11:114), то есть закатную и ночную молитвы, и отмечает, что в аяте не выделяется конкретный регион Земли28.

Затем автор приводит хадис со слов Ибн-ʻАббаса (да будет доволен Аллах ими обоими), в котором говорится, что к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) дважды являлся Джабраʼиль с тем, чтобы обучить временам молитвы. В первый раз Джабраʼиль совершил ночную молитву, когда исчезла краснота, а во второй раз, когда прошла треть ночи [8, c. 62]; [9, с. 198]. Автор высказывает следующую трактовку хадиса: «Слова Пророка “когда исчезла краснота” могут означать как необходимость соблюдения условия в виде возникновения указания29, так и установление (такдир) [аналогичного по продолжительности] перерыва между вечерней и ночной молитвами в случае, если указание будет отсутствовать30.

Согласовывая хадис об имамстве Джабраʼиля и хадис Даджжаля [10, с. 2252]; [11, с. 323], где говорится о необходимости устанавливать время для совершения молитв в то время, когда Даджжаль пробудет на земле в течение дня, который будет длиться год, автор заключает, что последний хадис разъясняет первый: в нем подразумевается необходимость соблюдения периода между двумя молитвами продолжительностью сроком, по истечении которого появляется признак [наступления времени молитвы]31. То есть надлежит выжидать указанный отрезок времени, а не дожидаться физического появления признака. Иными словами, в случае отсутствия физических указаний на время начала молитвы следует отталкиваться от периода, по истечении которого они возникают.

Ниже автор отмечает, что даже если отступить от аргументов обеих сторон, то, в соответствии с приведенным вначале принципом – необходимостью в вопросах поклонения исходить из более надежного, следует поступать согласно мнению считавших совершать ночную молитву обязательной32. В этой связи автор приводит цитату из труда аль-Мавсыли (1203–1284) «аль-Ихтийар»: «Тот, кто увидит молодой месяц разговения один33, не должен разговеться, принимая во внимание более надежное мнение при совершении поклонения» [12, с. 173]34.

Автор также ссылается на следующее суждение аль-Хальвани (ум. 1056). Сообщается от ас-Саййида Абу-ш-Шуджаʻа35, который сказал: «Я видел, как лентяи Бухары входили в мечеть при восходе солнца и совершали молитву. Я собрался было запретить им поступать так и спросил об этом имама аль-Хальвани. Он запретил мне это, сказав, что, если запретить им это и повелеть находиться в мечети до восхода солнца, то, скорее всего, они не станут поступать так и оставят молитву совсем и не будут ее восполнять. Тогда как совершать молитву в это время дозволяют некоторые сторонники хадисов. Нет сомнений в том, что совершать молитву во время, в которое дозволяют некоторые ученые, предпочтительнее, чем оставлять ее вовсе»36.

Трактат автор завершает пожеланием благословения Аллаха Пророку, своему учителю аль-Халифу Ниязкули (ум. 1821, шейх суфийского ордена накшбандиййа), муфтию Мухаммад-джану аль-Булгари (1758–1824, первый муфтий и глава Духовного собрания в Оренбурге), эмиру Хайдару Бахадур-джану аль-Бухари (правитель Бухарского эмирата (1800–1826)), муфтию ʻИййаду аль-Куканди, лучшему ученому своей земли ахуну ʻАбд-ас-Саляму аль-Урали (ум. 1840, второй муфтий Духовного собрания в Оренбурге), ахуну ʻАбд-ар-Рашиду аль-ʻАбаши (ум. 1807, имам и мударрис в селе Большие Ковали37), мударрису Рафику аль-Курсави (имам и мударрис в селе Курса), давшим фетву об обязательности совершать ночную молитву в короткие ночи лета38.

Заключение

Вышеизложенное позволило нам сделать следующие выводы. В татарском религиозном ученом сообществе в XIX в. имел место спор относительно обязательности совершения ночного намаза в короткие ночи лета, когда не исчезают сумерки. Разногласие по данному вопросу восходит к Сайф-ад-дину аль-Баккали и Бурхан-ад-дину аль-Бухари, давшим по этому вопросу противположные фетвы. Довод первого в виде аналогии с исчезновением необходимости мытья отсутствующего органа опровергается наличием времени для совершения молитвы; подлинной причиной обязательности совершать молитву является обретение человеком благ Всевышнего, тогда как природные явления не более чем ориентиры; хадис о Джаджжале разъясняет хадис об имамстве Джабраʼиля: в нем подразумевается соблюдение определенного отрезка времени, а не наблюдение физического признака; принцип исходить из наиболее надежного в вопросах поклонения требует совершения ночной молитвы.

Наличие тех же доводов на обязательность совершения ночной молитвы в короткие ночи лета в труде аль-Марджани позволяет рассматривать трактат Мухаммад-Амина аль-Булгари как своего рода предтечу к труду первого.

1. Здесь и далее использован перевод Б.Я. Шидфар.

2. АЦПН ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ. Ф. № 39. Ед. хр. № 100.

3. Село Маскара – ныне в Кукморском районе Татарстана.

4. Село Наласа – ныне в Арском районе Татарстана.

5. Соответствует 1825.

6. Оппонентом Мухаммад-Амина является его современник мулла Баймурад ибн аль-Мухаррам аль-Минкари.

7. То есть в конкретном случае.

8. АЦПН ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ. Ф. № 39. Ед. хр. № 100. Л. 97б.

9. Сайф-ад-дин Мухаммад ибн Абу-ль-Касим аль-Баккали, аль-Хаваризми (ум. 1059) – представитель ханафитской правовой школы, являлся учеником Махмуда аз-Замахшари.

10. АЦПН ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ. Ф. № 39. Ед. хр. № 100. Л. 97б.

11. Имеется в виду книга аз-Зайляʻи «Табйин аль-хакаʼик шарх канз ад-дакаʼик», в которой автор приводит суждение Бурхан-ад-дина в виде ссылки на труд аль-Маргинани «аль-Фатава аз-захириййа».

12. АЦПН ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ. Ф. № 39. Ед. хр. № 100. Л. 98а.

13. АЦПН ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ. Ф. № 39. Ед. хр. № 100. Л. 98а.

14. Речь идет о совершении ритуального омовения.

15. АЦПН ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ. Ф. № 39. Ед. хр. № 100. Л. 98б.

16. Подразумевается ситуация, когда после заката солнца вечерняя заря исчезает полностью до наступления зари утренней.

17. Подразумевается ситуация, когда между закатом и восходом солнца имеется продолжительный период времени, но при этом вечерняя заря не исчезает вплоть до утренней.

18. Вероятно, подразумевается ситуация, когда восход солнца происходит вскоре после его заката.

19. Во время стояния на ʻАрафе паломники объединяют полуденную и послеполуденную молитвы.

20. Во время ночевки в Муздалифе паломники объединяют вечернюю и ночную молитвы.

21. АЦПН ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ. Ф. № 39. Ед. хр. № 100. Л. 98б.

22. Имеются в виду слова Всевышнего: «Совершайте молитву…» (2:43).

23. АЦПН ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ. Ф. № 39. Ед. хр. № 100. Л. 99а.

24. АЦПН ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ. Ф. № 39. Ед. хр. № 100. Л. 100а.

25. АЦПН ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ. Ф. № 39. Ед. хр. № 100. Л. 100а.

26. ʻАбд-Аллах ибн-ʻАббас (618–687) – муфассир из числа сподвижников.

27. Аль-Хасан аль-Басри (642–728), Муджахид (642–722) – муфассиры из числа последователей сподвижников.

28. АЦПН ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ. Ф № 39. Ед. хр. № 100. Л. 100б.

29. То есть исчезновения красноты.

30. АЦПН ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ. Ф. № 39. Ед. хр. № 100. Л. 100б.

31. АЦПН ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ. Ф. № 39. Ед. хр. № 100. Л. 100б.

32. АЦПН ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ. Ф. № 39. Ед. хр. № 100. Л. 101б.

33. Речь идет о ситуации, когда человек увидит месяц шавваля, наступающий после рамадана, будучи единственным таковым в округе.

34. АЦПН ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ. Ф. № 39. Ед. хр. № 100. Л. 102а.

35. Ас-Саййид Абу-Шуджаʻ – наставник Захир-ад-дина аль-Маргинани.

36. АЦПН ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ. Ф. № 39. Ед. хр. № 100. Л. 102а.

37. Село в Высокогорском районе Татарстана.

38. АЦПН ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ. Ф. № 39. Ед. хр. № 100. Л. 104а.

Список литературы

1. Шихаб-ад-дин аль-Марджани. Мустафад аль-ахбар фи ахваль Казан ва Булгар. Ч. 2. Казань: Лито-типография Императорского университета; 1900. 368 с.

2. Фәхретдин Р. Асар. Т. 1. Казан: Рухият; 2006. 360 б.

3. Амирханов Х. Таварих-е Булгариййа (Булгарские хроники). Пер. со старотат. А.М. Ахунова. М.: Изд. Дом Марджани; 2010. 232 с.

4. Хасан ибн ʻАммар аш-Шурунбуляли. Имдад ал-Фаттах шарх нур ал-идах. Дамаск: [б. г.], [б. и.]. 760 с.

5. Абу Дауд Сулейман ибн аль-Ашʻас. Ас-Сунан. Ч. 2. Бейрут: Дар Ибн Хазм; 1997. 599 с.

6. Мухаммад ибн Исмаʻиль аль-Бухари. Аль-Джамиʻ ас-сахих. Эр-Рийад: Дар ас-Салям; 1997. 1663 с.

7. Муслим ибн аль-Хаджжадж ан-Найсабури. Аль-Джамиʻ ас-сахих. Ч. 1. Бейрут: Дар Ихйаʼ ат-турас аль-ʻараби; [б. г.]. 576 с.

8. Мухаммад ибн ʻИса ат-Тирмизи. Ас-Сунан. Бейрут: Дар аль-Китаб аль-ʻараби; 2005. 1231 с.

9. Абу Дауд Сулейман ибн аль-Ашʻас. Ас-Сунан. Ч. 1. Бейрут: Дар Ибн Хазм; 1997. 508 с.

10. Муслим ибн аль-Хаджжадж ан-Найсабури. Аль-Джамиʻ ас-сахих. Ч. 4. Бейрут: Дар Ихйаʼ ат-турас аль-ʻараби; [б. г.]. С. 1703–2323.

11. Абу Дауд Сулейман ибн аль-Ашʻас. Ас-Сунан. Ч. 4. Бейрут: Дар Ибн Хазм; 1997. 480 с.

12. ʻАбд-Аллах ибн Махмуд аль-Мавсыли. Аль-Ихтийар ли-таʻлил аль-мухтар. Ч. 2. Бейрут: аль-Мактаба аль-ʻАсрийа; 2002. 225 с.


Об авторе

А. М. Салахов
Российский исламский институт; Институт языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан
Россия

Салахов Абдулла Мунирович, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник; библиотекарь

г. Казань

 



Рецензия

Для цитирования:


Салахов А.М. Предтеча труда Ш. Марджани «Назурат аль-хакк» (Обозрение истины). Minbar. Islamic Studies. 2023;16(2):291-301. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2023-16-2-291-301

For citation:


Salakhov A.M. Forerunner of Sh. Marjani's work «Nazurat al-Haqq» («Review of the truth»). Minbar. Islamic Studies. 2023;16(2):291-301. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2023-16-2-291-301

Просмотров: 328


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2618-9569 (Print)
ISSN 2712-7990 (Online)