Preview

Minbar. Islamic Studies

Расширенный поиск

Критерий понятия «поклонение» (‘ибада) с точки зрения исламской догматики

https://doi.org/10.31162/2618-9569-2023-16-2-361-377

Полный текст:

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Данная статья представляет собой исследование термина ‘ибада (поклонение) через призму суннитской догматики, точнее исследование критерия или мерила, с помощью которого можно определить, является или нет некое деяние или душевное устремление человека поклонением с точки зрения богословия, чтобы правильно оценивать его действия в контексте единобожия и многобожия. Обзор источников и литературы по данной теме указывает, что суннитские богословы со времен ас-саляф ас-салих и до наших дней знали об этом критерии, который заключается в убеждении о божественности того, в отношении кого проявляется покорность или смиренность. К сожалению, средневековый богослов Ибн-Таймиййа, чье наследие стало фундаментом для последователей салафизма (ваххабизма), проигнорировал этот критерий в определении поклонения. Это в свою очередь привело к тому, что массы мусульман были обвинены в неверии (куфр) и многобожии (ширк). Их определенные действия оценивались как поклонение кому-то, помимо Аллаха. В настоящее время подобные обвинения в отношении мусульман со стороны приверженцев ваххабитского учения продолжаются. Однако и среди них появились те, кто критически относится к наследию своих авторитетов и признает ошибочность отсутствия указанного критерия в их трудах.

Для цитирования:


Шагавиев Д.А. Критерий понятия «поклонение» (‘ибада) с точки зрения исламской догматики. Minbar. Islamic Studies. 2023;16(2):361-377. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2023-16-2-361-377

For citation:


Shagaviev D.A. The criterion of the «worship» (‘ibada) concept from the point of view of Islamic dogma. Minbar. Islamic Studies. 2023;16(2):361-377. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2023-16-2-361-377

Введение

Понятие «поклонение» (‘ибада) является ключевым в учении ислама. Главная цель, с которой человек пришел в эту жизнь, – поклонение Всевышнему Создателю: «Мы сотворили джиннов и людей лишь для поклонения» (51:56) [1]1. С теологической точки зрения стоит вопрос точного определения этого термина, ибо недоразумения и общие описания его приводят к тому, что часть мусульман называют поклонением явные действия и высказывания, которые лишь внешне и поверхностно похожи на него, но по сути таковым не являющиеся. Значимость вопроса проявляется в необоснованном обвинении в неверии (такфир) одних мусульман другими, когда последние считают первых многобожниками (мушрикун), потому что те якобы совершают поклонение иному, помимо Аллаха. В том случае, если богословы, обвиняющие в многобожии (ширк) других мусульман, пересмотрят понятие «поклонение» с позиции вероучения, то не останется причины для такого обвинения у их последователей, особенно тех, кто исповедует радикальные взгляды и на основе такфира убивает своих братьев по вере. Таким образом, проблема термина «‘ибада» связана с понятиями «единобожие» (таухид) и «многобожие» (ширк). Все богословы ислама согласны, что человек, поклоняющийся только Аллаху, является единобожником (муваххид), а поклоняющийся наравне с Ним другому или иному, помимо Него, является многобожником (мушрик). В данной статье обсуждается вопрос критерия, с помощью которого можно точно определить, совершил человек поклонение в догматическом смысле или нет. Если поклонение исполнено в отношении Всевышнего, то это является проявлением единобожия. Если же верующий совершил что-либо в отношении не Аллаха и это было расценено ошибочно как поклонение, то содеянное может привести к такфиру этого человека, а в худшем случае и при определённых условиях – к его убийству как вероотступника. Поэтому отсутствие указанного критерия поклонения приводит к роковым последствиям для верующих и является результатом определенных ошибочных теологических конструктов.

Значение ‘ибада в толковании шейха Ибн-Таймиййи и последствия его определения

В толковых арабских словарях термин «‘ибада», родственные производные «‘убуда» и «‘убудиййа» истолкованы как «зулль» (унижение/смиренность), «худу‘» (покорность) и «та‘а» (послушание) [3, с. 359; 4, с. 296]2. Лексическое значение не дает нам точного шариатского значения, потому что использование всех указанных смыслов возможно и для обозначения отношений между людьми. Например, человек может проявлять покорность своим родителям, но это не значит, что он поклоняется им.

Определение понятия «поклонение» авторитетами ваххабитского3 течения практически приближается к лексическому значению и не содержит требуемого критерия. Рассмотрим, как определил «‘ибада» средневековый богослов Ибн-Таймиййа (1263–1328), потому что, как правило, ваххабитские шейхи ссылаются на него4 и считают его определение наиболее полным или всеобъемлющим5: «Поклонение – термин, включающий в себя все явные и скрытые слова и дела, которыми доволен Аллах» [10, с. 44]6.

Данное определение имеет общий характер, дает представление о разных видах поклонения, но не содержит критерий, с помощью которого мы могли бы оценивать все действия, высказывания и душевные стремления с точки зрения догматики, а именно: являются ли они поклонением или нет. Заметим, что в ваххабитском учении единобожие имеет три категории7: таухид аль-улюхиййа (утверждение единства Аллаха в божественности8), таухид ар-рубубиййа (утверждение единства Аллаха в господственности9) и таухид аль-асма ва-с-сыфат (утверждение единства Аллаха в именах и атрибутах). Представители этого учения считают, что многие мусульмане не исповедуют или нарушают таухид аль-улюхиййа, который также у ваххабитов называется термином таухид аль-‘ибада10, т.е. единобожием в поклонении. Они убеждены в том, что остальные мусульмане наравне с Аллахом поклоняются пророкам, святым и даже могилам11!

Проблема отсутствия критерия приводит к неадекватным фетвам со стороны ваххабитских богословов, например, в «Фатава аль-ляджна ад-даима» (Фетвы постоянной комиссии12) сказано: «Нельзя кланяться перед мусульманином или немусульманином, даже верхней частью тела или кивком головы, потому что кланяться в знак приветствия считается поклонением (‘ибада) (!), а поклонение совершается лишь в отношении Всевышнего» [13, с. 233–234]; в ответ на вопрос о поясном поклоне родителям заявлено: «Нельзя, это многобожие (ширк), потому что поясной поклон так же, как и земной, – это поклонение (‘ибада) Всевышнему, нельзя их делать (посвящать) никому, помимо Аллаха» [13, с. 337]. Похожая ситуация описана казахским религиоведом и теологом Кайратом Жолдыбайулы: «…в ауле была свадьба. Невеста на ровном месте подняла шум, утверждая, что во время Беташара13 не будет делать поклонов, так как это якобы является тяжким грехом – “ширком”, т.е. “приданием Аллаху сотоварищей”. Собравшиеся люди возразили, сказав, как такое возможно…» [14, c. 211].

Отсутствие критерия в определении понятия «аль-‘ибада» в свою очередь приводит и к другим дилеммам, связанным с сюжетами из Корана. Если не разделять между понятиями «земной поклон поклонения» (суджуд ‘ибада) и «земной поклон приветствия или проявления уважения» (суджуд тахиййа), то как можно трактовать земной поклон ангелов первому человеку и пророку Адаму14?! Абсурдно утверждать, что Всевышний приказал ангелам совершить акт многобожия! Но именно такой вывод напрашивается из-за отсутствия критерия в определении поклонения. То же самое с историей о пророке Йусуфе, которому земной поклон совершили братья и отец (пророк Йа‘куб)15. Невозможно с точки зрения исламской догматики говорить о том, что пророк мог совершить акт многобожия в отношении другого пророка, ибо многобожие запрещено в исламе со времен Адама.

Из сунны также известен следующий случай: «Когда приехал из Сирии Му‘аз [ибн Джабаль], то он поклонился земным поклоном Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и был спрошен им: “О Му‘аз, что это?”. Он сказал: “Я был в Сирии и увидел, как христиане совершают земной поклон своим патриархам и епископам. Поэтому я захотел, чтобы мы делали так же в отношении тебя”, на что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: “Не делайте так! Если бы я приказал поклониться земным поклоном кому-то, помимо Аллаха, то приказал бы женам, чтобы они кланялись так своим мужьям…”»16 [15, с. 59]. Данный поступок говорит о том, что сподвижники, в частности Му‘аз, понимали, что не каждый земной поклон является поклонением17.

Критерий понятия ‘ибада у имамов Абу-Ханифы, Ибн-аль-Анбари, аз-Захаби и аш-Шаукани

Беглый взгляд на источники из эпохи праведных предшественников (ас-саляф ас-салих) подтверждает вышесказанное утверждение. Обратимся к наследию имама Абу-Ханифы (699–767), к книге «аль-‘Алим ва-ль-мута‘аллим», где дается четкое определение понятия «‘ибада»: «Слово “поклонение” является объемлющим и включает в себя покорность (ат-та‘а), устремление (ар-рагба) и подтверждение господства Всевышнего Аллаха» [16, с. 28]; [17, с. 182]. Слова «и подтверждение господства (или божественности) Всевышнего (аль-икрар би-р-рубубуиййа)» указывают на критерий, с помощью которого мы можем определить либо деяние, либо высказывание, либо душевное устремление как акт поклонения. Если утверждение божественности отсутствует, то указанные элементы не будут поклонением в шариатском смысле. Сам Абу-Ханифа далее пояснил, что «если бы одно только совершение действия с покорностью считалось поклонением, то человек, который повинуется другому, помимо Аллаха, поклонялся бы ему» [16, с. 28]; [17, с. 182].

Близкое объяснение к сказанному Абу-Ханифой дает куфийский языковед и хадисовед Ибн-аль-Анбари (885–940) в своем словаре «аз-Захир», в статье «Раджуль ‘абид» (Поклоняющийся муж/человек): «Смысл этих слов: покорный, смиренный перед своим Господом муж. Из этого – слова арабов: я поклонялся Аллаху, я поклоняюсь Ему, когда я покорился Ему, смирился перед Ним и утвердил (признал) Его господство (рубубиййата-ху)» [18, c. 206].

Странно, что шейх Ибн-Таймиййа проигнорировал эти высказывания ранних авторитетных ученых с учетом того, что его ученик имам аз-Захаби (1274–1348) хорошо представлял этот критерий исходя из его высказываний в отношении земного поклона: «Неужели ты не видишь сподвижников, как они из-за переполнения любовью к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, сказали: “Разве не будем тебе кланяться земным поклоном?”, на что он ответил: “Нет”. Если же он разрешил бы им, то они совершили бы земной поклон почета и уважения (суджуд иджляль ва таукыр), а не земной поклон поклонения (суджуд ‘ибада), так же как поклонились земным поклоном Йусуфу, мир ему, его братья. То же самое утверждается в вопросе земного поклона мусульманина могиле Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ради возвеличивания и почитания (ат-та‘зым ва-табджиль). За это мусульманин не будет обвиняться в неверии в принципе, но будет грешником. Пусть его оповестят, что это запретно, и то же самое в отношении намаза в сторону его могилы» [19, с. 73].

Обратимся к йеменскому имаму Мухаммаду аш-Шаукани (1759–1834), современнику эпохи распространения в Аравии учения шейха Ибн-‘Абд-аль-Ваххаба (1703–1792), чье движение, следуя Ибн-Таймийи, не учитывало изучаемый нами критерий. Неординарный йеменский богослов также транслирует понимание данного критерия, что мы увидели на примере двух его высказываний в отношении земного поклона и обращения за помощью к мертвым (истигаса). В частности, в книге «ас-Сайль аль-джаррар» он пишет: «Что касается его18 слов: “[К неверию] относится и земной поклон не Аллаху”, то необходимо уточнить, что этот земной поклон совершается в отношении того, божественность (рубубиййа) кого утверждается (подразумевается) совершающим поклон. Ибо тогда он этим земным поклоном придал Аллаху сотоварища и утверждал наравне с Ним другое божество (илях). Если же он не подразумевал этого, а лишь имел в виду возвеличивание (та‘зым), как это часто происходит с теми, кто входит к неарабским правителям и целует землю (пол), возвеличивая их, то это вообще не относится к неверию» [20, с. 979]. В другом своем труде «аль-Бадр ат-тали‘» он говорит: «И достигают нас о нем (т.е. Мухаммаде ибн ‘Абд-аль-Ваххабе) новости, Аллах лучше знает об их достоверности, среди которых разрешение кровопролития того, кто просил помощи у какого-то пророка или святого (вали), помимо Аллаха и т.д. Нет сомнения, что это верно в отношении лишь того, у кого было убеждение (и‘тикад) о влиянии того, кого просят о помощи, как о влиянии Аллаха, т.е. он становится неверным вероотступником» [21, c. 6], из чего следует, что если мусульманин попросит у пророка или праведника, находящегося в могиле, что-либо19 без убеждения об его божественности (обладании воздействием как у Всевышнего), то его действие не будет восприниматься как поклонение этому пророку или праведнику, а значит не будет актом многобожия. Если бы последователи Ибн-‘Абд-аль-Ваххаба знали и практиковали критерий понятия «‘ибада», то не было бы обвинения в неверии и соответственно убийства невинных мусульман20.

Критерий понятия ‘ибада в трудах современных ученых ислама

Теперь посмотрим на некоторые труды современных суннитских богословов, которые упоминали определение ‘ибада с точки зрения догматики и включили в него важный критерий об убежденности в божественности в отношении объекта поклонения. К этим богословам относится тунисский ученый Мухаммад ат-Тахир ибн ‘Ашур (1879–1973), который написал в своих комментариях к аяту (51:56)21: «Смысл поклонения – проявление смиренности в отношении объекта поклонения (достойного поклонения) и убеждение, что он постоянно самолично приносит пользу или причиняет вред для поклоняющегося ему» [23, с. 26].

Египетский профессор Академии аль-Азхар Мухаммад Раби‘ Мухаммад Джаухари в своей книге «‘Акыдату-на» после критики разделения Ибн-Таймийей единобожия на три категории привел краткое определение для термина ‘ибада в шариате: «Поклонение в шариатском значении есть покорность и смирение перед тем, в отношении кого исповедуется божественность (рубубиййа)» [24, с. 163]. Далее он пояснил, что «если мусульманин сделал что-то с покорностью и смирением в отношении кого-то, но без убежденности в его божественности к нему, то это не будет поклонением с позиции шариата, даже если это земной поклон… Поэтому деяния, которые Ибн-Таймиййа ввел в понятие поклонения, не являются таковыми (т.е. поклонением пророкам и святым) и не есть многобожие. Совершающий подобные деяния не является многобожником, пока он верит, что лишь один Аллах – Тот, Кто дает и забирает, причиняет вред и дарует пользу» [24, c. 163].

Инициатором поднятия данного вопроса в среде т.н. салафитов является йеменский шейх Халид Бахамид аль-Ансари22. В сети интернет выставлен ряд его видеолекций, где он последовательно раскрывает критерий понятия «поклонение», который он обнаружил у представителей традиционного суннизма и не смог найти в источниках и литературе ваххабитских авторов. По его мнению, все указанные авторы в той или иной мере цитируют и переиначивают вышеприведенное определение шейха Ибн-Таймиййи. В итоге своих изысканий шейх Халид Бахамид бросил вызов всем шейхам современного салафитского призыва – привести четкое и ясное определение ‘ибада с точки зрения догматики, разобрал часть ответов с их стороны, показав, что в них отсутствует искомый критерий. В брошюре «‘Аджз ас-саляфиййин аль-му‘асырин ‘ан итйан би-дабит мустакым ли-ль-‘ибада» (Бессилие современных саляфитов привести четкий и ясный критерий для поклонения) [25] он обобщил свои высказывания по данной теме и обсуждения ответов оппонентов. Он считает, что указанный вопрос является ключевым в диспуте с ваххабитами, и если они поймут, что бессильны в его решении, то признают ошибочность взглядов их главных авторитетов и будут вынуждены остановить обвинение в неверии масс мусульман, согласиться, что действия против этих масс (как против вероотступников и многобожников) противоречили шариату. Заметим, что в своих лекциях и публикациях он намеренно называет ваххабитов современными саляфитами, так как считает, что те не представляют настоящую саляфитскую школу исламской мысли, а являются слепыми последователями шейхов Ибн-Таймиййи, Ибн-‘Абд-аль-Ваххаба и других современных ваххабитских шейхов. В отношении же себя он утверждает, что является сторонником метода праведных предшественников и что именно в их наследии (через их понимание) он ищет ответы на религиозные вопросы. Таким образом, он определяет ‘ибада как крайнюю степень смиренности (гайат аз-зулль), а ее критерием (дабит) объявляет убеждение о божественности (рубубиййа) [25, с. 15], другими словами, поклонение – это покорность или смиренность, основанные на убеждении относительно божественности.

Нельзя обойти стороной саудовского исследователя Хатима аль-‘Ауни, профессора мекканского университета Умм-аль-Кура, который посвятил данной теме книгу «Тахрир мафхум ширк аль-‘ибада» (Уточнение понятия «многобожие поклонения»)23. Он справедливо замечает: «В принципе, отсутствие уточнения смысла ‘ибада относится к самым серьезным недостаткам в разделе единобожия и многобожия! Тот, кто не выяснил точно смысл ‘ибада, о котором говорит раздел единобожия поклонения, то откуда ему знать, что есть многобожие поклонения?!... Особое (т.е. не общее) определение для поклонения поможет нам различать между единобожием и многобожием в поклонении. Таким образом, ‘ибада в особом смысле – это возвеличивание того, во власти которого творение, или господство, или распоряжение (всеми делами) либо который описывается абсолютным совершенством, что является особенностями божественности (рубубиййа). Другими словами, ‘ибада – это твое возвеличивание (через любовь, страх и надежду) того, кто описан чем-либо из особенностей божественности» [26, с. 4–5]. Далее он разобрал некоторые деяния, например земной поклон, и пояснил: «Необходимо утверждать, что Йа‘куб (мир ему) яснейшим образом делал различие между двумя земными поклонами24 [Всевышнему и своему сыну] так же, как он отчетливо различал между чистым единобожием и многобожием!» [26, с. 7].

Наконец, из доступных нам современных исследований по теме критерия поклонения известен труд «ар-Ру’йа аль-ваххабиййа ли-т-таухид ва аксами-хи» (Ваххабитский взгляд на единобожие и его категории) палестинского богослова ‘Усмана Мустафы ан-Набулюси [7]25. Вторая глава его книги, посвященная категории таухид аль-улюхиййа, состоит из двух разделов. В первом разделе раскрывается суть понятия ‘ибада, а во втором представлен анализ многочисленных примеров из человеческих действий, которые во всех случаях ошибочно ассоциируются с поклонением. Этот исследователь в итоге пришел к следующему: «Покорность или смиренность являются поклонением, если необходимым образом сопутствуют одному из условий (критериев):

  1. убеждение об обладании одним из качеств господства (рубубиййа);
  2. убеждение о божественности (иляхиййа) того, кому покоряются;
  3. намерение на поклонение (та‘аббуд)» [7, с. 150]; [см.: 27, с. 63].

В качестве применения одного из этих критериев на практике приведем пример из исследования ан-Набулюси. В частности, во втором разделе первой главы он утверждает, что ваххабиты в подавляющем большинстве случаев не делают различия между мольбой поклонения (ду‘а ‘ибада) и мольбой просьбы (ду‘а суаль/мас’аля). Он пишет: «Язычники просили у своих идолов с намерением поклонения им, убеждением в их божественности (иляхиййа) и описанием их многими качествами господства (рубубиййа), что же касается мусульманина, если он попросит кого-то, кроме Аллаха, то он не подразумевает поклонения ему и не исповедует в отношении него качеств господства или божественности. Поэтому просьба мусульманина не является поклонением» [7, с. 193, 202]. Таким образом, первый вид мольбы (ду‘а ‘ибада) – это когда человек обращается с мольбой, наделяя божественной природой того, к кому обращена мольба, а второй вид (ду‘а суаль) – когда человек обращается с мольбой или просьбой, не наделяя божественной природой или качеством того, к кому он обращается. Если мусульманин не делает различие между ними, то это говорит об очень примитивном понимании этого вопроса и, к сожалению, может привести к тому, что он станет ошибочно обвинять в неверии и многобожии мусульман, совершающих мольбу просьбы.

Заключение

Итак, поклонение в догматическом смысле – это крайняя степень смиренности или покорности, основанная на убежденности в божественности. И критерием поклонения является вероубеждение относительно божественности или утверждение качеств божественности в отношении того, перед кем проявляют эту крайнюю степень смиренности. На протяжении веков исламской истории и до наших дней суннитские богословы указывали или подразумевали значение данного критерия. Однако в трудах авторитетов салафизма (ваххабизма) обозначенный критерий проигнорирован.

В предыдущих публикациях мы говорили о важности донесения до официальных исламских проповедников знаний о теологических конструктах, представляющих угрозу духовной безопасности мусульман, в частности затронули концепцию разделения единобожия на три категории [11, с. 67–69]. Отсутствие критерия веры в божественность (и‘тикад ар-рубубиййа) в определении термина ‘ибада непосредственно связано с указанной концепцией в учении ваххабитов. Поэтому при разъяснении ошибочности разделения единобожия особое внимание надо уделить определению поклонения с точки зрения догматики. Будет уместным также при этом ссылаться на таких авторитетных среди суннитов имамов, как Абу-Ханифа, Ибн-аль-Анбари и аз-Захаби. Как показывают последние богословские исследования в этой области, вышеуказанный критерий является ключевым инструментом в решении проблемы необоснованного обвинения в многобожии, что в свою очередь приведет к более толерантному отношению определенных мусульман к группам других мусульман. Вместе с этим нужно приветствовать старания таких шейхов, как Хатим аль-‘Ауни и Халид Бахамид аль-Ансари, которые, являясь выходцами из среды ваххабитов Саудовской Аравии, подвергли критике ключевые положения учения Ибн-Таймиййи и Ибн-‘Абд-аль-Ваххаба, в том числе вопрос о термине ‘ибада.

1. Ср. «Я не создал джиннов и людей, чтобы они принесли Мне какую-то пользу, а лишь для того, чтобы они Мне поклонялись. А ведь поклонение приносит им же пользу» (51:56) [2].

2. В некоторых современных толковых словарях встречается и терминологическое значение для «‘ибада». Например, «аль-‘Ибада: покорность (худу‘) в отношении Божества (аль-Илях) путем возвеличивания (‘аля ваджх ат-та‘зым)» [5, с. 579], однако здесь не совсем ясно, что понимается под возвеличиванием, т.е. данное определение лишено критерия, который обсуждается в статье. Ведь термин «возвеличивание» используется в отношении и Всевышнего, и определённых категорий людей, и неоживленных предметов.

3. Последователи самого течения сегодня обычно называют себя саляфитами, хотя изначально идеологи течения и ранние авторы по истории ваххабитского призыва использовали термин «ваххабиты». См. [6, с. 591–593]; [7, с. 5–9]. Среди современных исследователей термин «ваххабиты» и «ваххабизм» также имеет хождение [8, с. 70–71].

4. В области догматики Ибн-‘Абд-аль-Ваххаб (1703–1792), основоположник ваххабизма, следовал в основном Ибн-Таймийи и его ученику Ибн-аль-Каййиму (1292–1350) [9, с. 51].

5. Например, пишет один из ваххабитских авторов: «Определил шейх-аль-ислям Ибн-Таймиййа р.а. ‘ибада таким образом, что обобщил все тексты об этом…» [Айман аш-Ша‘бан. Мафхум аль-‘ибада. Сайд аль-фаваид. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.saaid.net/Doat/aiman/59.htm (дата обращения: 08.03.2023)]. Ср. «Сказал Ибн-Баз, что ученые, да смилуется над ними Аллах, толкуют понятие “поклонение” в близких выражениях, все из которых смог обобщить и охватить шейх-аль-ислам Ибн-Таймиййа р.а…» [Та‘риф аль-‘ибада истиляхан – аль-Маусу‘а аль-‘акадиййа. Ад-Дурар ас-саниййа. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dorar.net/aqeeda/360/%D8%A7%D9%84%D9%85%D8%B7%D9%84%D8%A8-%D8%A7%D9%84%D8%AB%D8%A7%D9%86%D9%8A-%D8%AA%D8%B9%D8%B1%D9%8A%D9%81-%D8%A7%D9%84%D8%B9%D8%A8%D8%A7%D8%AF%D8%A9-%D8%A7%D8%B5%D8%B7%D9%84%D8%A7%D8%AD%D8%A7 (дата обращения: 08.03.2023)].

6. Здесь и далее, если нет других указаний, перевод с арабского автора статьи. – Д.Ш.

7. Об опасности данного разделения и последствиях этого см.: [7, с. 425–476]; [11, с. 68].

8. Подразумевается, что только одному Аллаху обязательно поклоняться. С этим никто из суннитских богословов не спорит. Вопрос стоит именно в выделении в отдельную категорию этого понятия и в том, что оно не вытекает необходимым образом из других категорий. См.: [7, с. 12–13].

9. Подразумевается, что Всевышний является единым Господом и Творцом. Ибн-Таймиййа утверждал, что все верующие люди и даже язычники признавали эту категорию единобожия. Суннитские богословы так не считают: по их мнению, а также на основе доводов из Корана, язычники не признавали Аллаха единым Творцом и Господом, напротив, они полагали, что их идолы или божества независимо от Аллаха могут приносить им пользу или причинять вред. Также суннитские ученые не разделяют между понятием «Бог» (илях) и понятием «Господь» (рабб) по причине того, что эти термины друг друга подразумевают в тексте Корана, соответственно также улюхиййа и рубубиййа – по сути одно и то же понятие. См.: [7, с. 11–14, 19–41, 43].

10. Например, Ибн-‘Усаймин сказал: «Таухид аль-улюхиййа также называется таухид аль-‘ибада и имеет два аспекта…» [Та‘риф таухид аль-улюхиййа – аль-Маусу‘а аль-‘акадиййа. Ад-Дурар ас-саниййа. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dorar.net/aqeeda/281/%D8%A7%D9%84%D9%85%D8%A8%D8%AD%D8%AB-%D8%A7%D9%84%D8%A3%D9%88%D9%84-%D8%AA%D8%B9%D8%B1%D9%8A%D9%81-%D8%AA%D9%88%D8%AD%D9%8A%D8%AF-%D8%A7%D9%84%D8%A3%D9%84%D9%88%D9%87%D9%8A%D8%A9 (дата обращения: 08.03.2023)].

11. В ваххабитском дискурсе довольно распространен ярлык «аль-кубуриййа» («могилопоклонники»), который навешивают на представителей традиционного суннизма (особенно суфиев) и шиитов. Причем указанный термин используется у них даже в научных работах (диссертациях) [12], несмотря на абсурдность такого обвинения, ибо мусульмане не поклоняются могилам в шариатском смысле этого слова. Данная проблема связана непосредственно с понятием «‘ибада», точнее с отсутствием четкого критерия в его определении у ваххабитов.

12. Фетва подписана членами комиссии по изданию фетв в Саудовской Аравии такими богословами, как Ибн-Баз (бывший верховный муфтий КСА – председатель комиссии) (1912–1999), ‘Абд-ар-Раззак ‘Афифи (1905–1994), ‘Абд-Аллах ибн Гудайан (1926–2010) и ‘Абд-Аллах ибн Ка‘уд (1925–2005).

13. Свадебный обычай, обряд знакомства невесты с родней жениха у некоторых тюркских народов.

14. «Сказали Мы ангелам: “Поклонитесь Адаму!” – и они поклонились, кроме Иблиса, не исполнившего Наше повеление» (20:116) [1]; ср.: «Вспомни (о Пророк), что Аллах повелел ангелам оказать Адаму честь и с почтением поклониться ему. И они поклонились, кроме Иблиса, одного из джиннов. Он ослушался и не выполнил этого повеления…» (20:116) [2].

15. «…и поклонились ему все земным поклоном…» (12:100) [1]; ср.: «…Чувство благодарности охватило Йакуба и его семью за то, что Аллах даровал им руками Йусуфа… Они приветствовали его, как люди в старину привыкли приветствовать правителей и царей, и повиновались ему как правителю…» (12:100) [2].

16. Достоверный хадис из сборника Ибн-Маджи №1853 (Книга о бракосочетании, раздел о правах мужа в отношении жены).

17. Кстати, один из учеников шейха Ибн-Таймийи указал на это, как далее будет показано.

18. Здесь подразумевается Ахмад ибн Йахйа аль-Муртада (1362–1437) – имам зайдитского государства в Йемене, автор книги по фикху зайдитского толка «Бахр аль-азхар» и компендиума (мухтасар). Труд имама аш-Шаукани «ас-Сайль аль-джаррар» является толкованием к этому мухтасару.

19. Речь идет о просьбе к пророку, или святому, чтобы тот попросил у Всевышнего для просящего. При этом ответ просящий ожидает от Аллаха и убежден, что вред и польза исходит лишь от Него. Т.е. этот случай, очевидно, отличается от действий доисламских арабов, которые обращались к своим идолам и были убеждены, что те без участия Аллаха могут принести просящим вред или пользу.

20. В качестве примера такого обвинения в неверии приведем отрывок из известного ваххабитского источника «ад-Дурар ас-саниййа фи-ль-аджвибат ан-надждиййа»: «Кто же не объявляет неверными многобожников из турецкого (Османского) государства, могилопоклонников (!), как жителей Мекки и прочих, из тех, кто поклонялся праведникам, отклонился от единобожия к многобожию и изменил сунну Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, на нововведения (ересь), тот такой же, как они, неверный…» [22, с. 291]. Из-за отсутствия четкого определения ‘ибада многие мусульмане Османской империи и Аравии считались у ваххабитов вероотступниками, а также те, кто отказывался их считать таковыми.

21. См. первую сноску.

22. Родился в 1968 в Эр-Рияде. Один из учеников ваххабитского авторитетного шейха Мухаммада ибн Салиха аль-‘Усаймина (1929–2001), автор толкований на труды имама Ибн-‘Абд-аль-Ваххаба. При уважительном отношении к авторитетам ваххабитов этот шейх указывает на серьезные богословские ошибки в наследии Ибн-Таймийи и Ибн-‘Абд-аль-Ваххаба. В настоящее время проповедует в йеменской провинции Хадрамаут и возглавляет там Союз студентов шариатского знания.

23. Саму книгу, которая издана бейрутским исследовательским центром «Нама’» в 2022 году, нам не удалось получить, но благодаря ряду видео в сети интернета лекций профессора и также материалов на сайте nama-center.com можно понять суть этой книги.

24. Речь о двух аятах Корана, где упомянут сюжет с земным поклоном Йа‘куба (Иакова) Аллаху (19:58) и Йусуфу (Иосифу) (12:100) соответственно.

25. Несмотря на то, что доступное нам издание относится к 2017 году, мы обнаружили труд неизвестного дагестанского автора Абу Саида ад-Дагестани, выпущенный в 2015 г. под названием «Книга Единобожия» [27], который является сокращенной адаптацией на русский язык указанной книги ан-Набулюси. Возможно, дагестанский автор опирался на неизвестное нам раннее издание данной книги. Тем более, как указано в предисловии, арабский богослов закончил свой труд в 2010 году [7, с. 15].

Список литературы

1. Коран = The Holy Qur’an. Шидфар Б.Я. (пер. с араб. и коммент.). М.: Изд. Дом Марджани; 2012. 608 с.

2. Аль-Мунтахаб фи Тафсир аль-Куран аль-Карим (Толкование Священного Корана на русском языке). Пер. с арабского языка. Казань, 2001. 639 с.

3. Мухаммад ибн Аби-Бакр ар-Рази. Мухтар ас-сыхах. Бейрут: Мактабат Любнан; 1996. 658 с.

4. Маджд-ад-дин аль-Файрузабади. Аль-Камус аль-мухит. Мухаммад На‘им аль-‘Араксуси (ред.). Бейрут: Муассасат ар-Рисаля; 2005. 1357 с.

5. Ибрахим Мустафа и др. Аль-Му‘джам аль-васит. Стамбул: аль-Мактаба аль-ислямиййа; 1972. 1067 с.

6. Шагавиев Д.А. Ш. Марджани об Ибн ‘Абд-аль-Ваххабе и его учении (по материалам книги «Вафиййат аль-асляф»). Minbar. Islamic Studies. 2021;14(3):589–613. DOI: 10.31162/2618-9569-2021-14-3-589-613

7. ‘Усман Мустафа ан-Наблюси. Ар-Ру’йа аль-ваххабиййа ли-т-таухид ва-аксамихи: ‘ард ва накд. Амман: Дар ан-Нур аль-мубин; 2017. 528 с.

8. Shagaviev D. The Ahl al-Sunnah wa-l-Jama‘ah and the Grozny Fatwa. The Concept of Traditional Islam in Modern Islamic Discourse in Russia. Bekkin R. (еd.). Sarajevo, 2020. P. 57–86.

9. Милославский Г.В. Ал-Ваххабийа. Ислам: Энциклопедический словарь. М.: Наука; 1991. С. 51.

10. Такы-ад-дин Ибн-Таймиййа. Аль-‘Убудиййа. Мухаммад Зухайр аш-Шавиш (ред.). Бейрут: аль-Мактаб аль-ислями; 2005. 151 с.

11. Шагавиев Д.А. Теологические концепции как фактор формирования личности религиозного радикала. Противодействие распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молодежи. Материалы Межрегиональной научно-практической конференции по профилактике экстремизма. Уфа: Мир печати; 2017. С. 62–69.

12. Шамс-ад-дин ас-Саляфи аль-Афгани. Джухуд ‘уляма аль-ханафиййа фи ибталь ‘акаид аль-кубуриййа (рисалят ад-дуктура аль-‘алямиййа). Эр-Рияд: Дар ас-Сумайгы; 1996. 1861 с.

13. Фатава аль-ляджна ад-даима – аль-маджму‘а аль-уля. Ахмад ибн ‘Абд-ар-Раззак ад-Дувайш (ред). Т. 1. Эр-Рияд: Рийасат идарат аль-бухус аль-‘ильмиййа ва-ль-ифта’; б.г. 794 с.

14. Жолдыбайулы К. Ответы на актуальные исламские вопросы – 1. Алматы: «Дәуiр», 2014. 324 с.

15. Ибн-Маджа аль-Казвини. Сунан Ибн-Маджа. Шу‘айб аль-Арнаут (ред.). Т. 3. Бейрут: Дар ар-Рисаля аль-‘алямиййа; 2009. 699 с.

16. Абу-Ханифа. Аль-‘Алим ва-ль-мута‘аллим. Мухаммад Захид аль-Кяусари (ред.). Каир: Мактабат аль-Ханджи; 1368 г.х. 61 с.

17. Салман Ф. Канонические труды величайшего имама Абу Ханифы по вероучению: хрестоматия. Казань: ИД «МеДДоК»; 2020. 228 с.

18. Абу-Бакр Ибн-аль-Анбари. Аз-Захир фи ма‘ани калимат ан-нас. Хатим Салих ад-Дамин (ред.). Т. 1. Дамаск: Дар аль-Башаир; 2004. 671с.

19. Шамс-ад-дин аз-Захаби. Му‘джам аш-шуйух (аль-му‘джам аль-кабир). Мухаммад аль-Хабиб аль-Хиля (ред.). Т. 1. Таиф: Мактабат ас-Сыддик; 1988. 442 с.

20. Мухаммад аш-Шаукани аль-Йамани. Ас-Сайль аль-джаррар аль-мутадаффик ‘аля хадаик аль-азхар. Бейрут: Дар Ибн-Хазм; 2004. 1027 с.

21. Мухаммад ибн ‘Али аш-Шаукани. Aль-Бадр ат-тали‘ би-махасин ман ба‘д аль-карн ас-саби‘. Т. 2. Бейрут: Дар аль-Ма‘рифа; б.г. 375 с.

22. Ад-Дурар ас-саниййа фи-ль-аджвиба ан-надждиййа. ‘Абд-ар-Рахман ибн Мухаммад ибн Касим (ред.). Т. 9. Б.м.: б.и.; 1995. 455 с.

23. Мухаммад ат-Тахир Ибн-‘Ашур. Тафсир ат-Тахрир ва-т-танвир. Т. 27. Тунис: ад-Дар ат-тунисиййа ли-н-нашр; 1984. 443 с.

24. Мухаммад Раби‘ Мухаммад Джаухари. ‘Акыдату-на. Т. 1. Каир, 2017. 220 с.

25. Халид Бахамид аль-Ансари. ‘Аджз ас-саляфиййин аль-му‘асырин ‘ан итйан би-дабит мустакым ли-ль-‘ибада. Хадрамаут: Иттихад талябат аль-‘ильм; 2022. 50 с.

26. Хатим ибн ‘Ариф аш-Шариф. Аль-‘Ибада (баввабат ат-таухид… ва баввабат ат-такфир). Бейрут: Марказ ан-Нама’ ли-ль-бухус ва-д-дирасат; б.г. 18 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nama-center.com/ImagesGallary/photoGallary/pdf/nama_pdf_002.pdf (дата обращения: 11.04.2023).

27. Абу Саид ад-Дагестани. Книга Единобожия. Махачкала: Пресс-маркет; 2015. 176 с.


Об авторе

Д. А. Шагавиев
Российский исламский институт; Болгарская исламская академия
Россия

Шагавиев Дамир Адгамович, доцент, кандидат исторических наук, доцент кафедры религиозных дисциплин; доцент кафедры систематической теологии; доцент 

г. Казань

г. Болгар



Рецензия

Для цитирования:


Шагавиев Д.А. Критерий понятия «поклонение» (‘ибада) с точки зрения исламской догматики. Minbar. Islamic Studies. 2023;16(2):361-377. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2023-16-2-361-377

For citation:


Shagaviev D.A. The criterion of the «worship» (‘ibada) concept from the point of view of Islamic dogma. Minbar. Islamic Studies. 2023;16(2):361-377. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2023-16-2-361-377

Просмотров: 121


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2618-9569 (Print)
ISSN 2712-7990 (Online)