Перейти к:
Дисциплинарный статус исламской психологии за рубежом в конце ХХ – начале ХХI в.
https://doi.org/10.31162/2618-9569-2023-16-3-718-738
Аннотация
В 1970-х гг. ввиду неудовлетворенности психологов мусульманского происхождения западными психологическими теориями и практиками, которые, по их мнению, не учитывали влияния религии на поведение человека, начала развиваться такая область знаний, как исламская психология. Данное направление достаточно новое и находится на стадии активного развития, поэтому до сих пор существует неопределенность в отношении его дисциплинарного статуса. Цель данной статьи – уточнить текущее состояние и содержание научной и внутримусульманской дискуссии относительно дисциплинарного статуса исламской психологии за рубежом. Рассматриваются работы арабских психологов ‘Усмана Наджати, впервые употребившего термин «исламская психология» в 1948 г., и Малика Бадри, которого считают «отцом современной исламской психологии». На основе работы с англоязычными и арабоязычными источниками также рассмотрены различные мнения ученых по поводу определения дисциплинарного статуса исламской психологии в настоящее время. В результате исследования обозначены два основных периода современного развития исламской психологии, рассмотрены тенденции среди ученых в определении ее дисциплинарного статуса и проанализированы особенности внутримусульманской дискуссии.
Ключевые слова
Для цитирования:
Серебрякова А.Ю. Дисциплинарный статус исламской психологии за рубежом в конце ХХ – начале ХХI в. Minbar. Islamic Studies. 2023;16(3):718-738. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2023-16-3-718-738
For citation:
Serebryakova A.Y. The Disciplinary Status of Islamic Psychology Abroad in the Late 20th - Early 21th Centuries. Minbar. Islamic Studies. 2023;16(3):718-738. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2023-16-3-718-738
Введение
Рост интереса к адаптированию инструментов психологической помощи к мусульманской культурной среде начался в 1970-х гг. ввиду неудовлетворенности психологов мусульманского происхождения западными психологическими теориями и практиками, которые, по их мнению, не учитывали влияния религии на поведение человека. Благодаря усилиям арабских и западных психологов в конце ХХ – начале ХХI в. активно начала развиваться такая область знаний, как исламская психология.
Несмотря на активно растущий интерес к исламской психологии со стороны как западных ученых, так и ученых мусульманского происхождения, некоторые исследователи указывают на то, что наблюдается явное отсутствие прогресса в развитии ее парадигмы. По их мнению, психологи не уделяют должного внимания проблеме определения дисциплинарного статуса исламской психологии в своих работах, поскольку сосредоточены на отдельных элементах данной области знаний. Американская исследовательница Кэрри Йорк аль-Карам, например, считает, что необходимо выработать единое определение исламской психологии, а также ее концептуальную основу для того, чтобы исследователи смогли вместе определить пути дальнейшего продвижения этой дисциплины [1, p. 99].
Становление современной исламской психологии: ‘Усман Наджати
Начальным периодом в становлении современной исламской психологии можно считать вторую половину ХХ в. – примерно 2017 г. Выделение данного периода обосновано следующим образом: во-первых, в середине ХХ в. впервые появился термин «исламская психология» в одной из книг ‘Усмана Наджати в 1948 г., а также Малик Бадри указал, что именно в 50–60-х гг. появляется интерес к психологии с исламской точки зрения; во-вторых, исламская психология – достаточно новая и активно развивающаяся область знаний, поэтому разграничить этапы ее развития в настоящем времени довольно непросто, однако 2017 г. был выбран, поскольку Малик Бадри учредил Международную ассоциацию исламской психологии и указал, что возникла необходимость разработать собственную исламскую парадигму для психологии вообще. До 2017 г., безусловно, происходило развитие данной дисциплины, однако более полномасштабная институционализация и подробное рассмотрение проблемы определения исламской психологии, ее парадигмы происходило примерно после указанного года.
Многие специалисты в области исламской психологии выделяют фигуру ‘Усмана Наджати. О.С. Павлова говорит о том, что именно с него начался интерес к возрождению исламской психологии [2, с. 88]. Другие ученые, например, Э. Хак и А. Ротман, британские специалисты в области исламской психологии, также выделяют фигуру Наджати: «Мухаммад ‘Усман Наджати – один из основоположников исламской психологии в мусульманском мире» [3, p. 84].
Биографических сведений и работ, написанных о деятельности ‘Усмана Наджати в сфере психологической науки, мало, но тем не менее он зарекомендовал себя как один из самых влиятельных арабских психологов своего времени. Все работы ‘Усмана Наджати написаны только на арабском языке. Мухаммад ‘Усман Наджати родился в 1914 г. в Хартуме, столице Судана. Жил в Египте, США, Кувейте и Саудовской Аравии. Он учился в Каирском университете, где позже стал профессором психологии. Защитил докторскую диссертацию в Йельском университете и сыграл важную роль в развитии психологии в арабском мире, поскольку он основал первый факультет психологии в регионе Персидского залива – при Кувейтском университете. Его основной вклад в психологию заключался в руководстве бесчисленными дипломными работами, в написании на арабском языке статей по различным направлениям психологии, в переводе работ Фрейда с английского языка и переводе психометрических тестов на арабский язык [3, p. 50].
В 1948 г. в его работе «аль-Идрак аль-хисси ‘инда Ибн Сина» (Перцептивное восприятие согласно Ибн Сине) впервые появился термин «‘ильм ан-нафс аль-ислями» (исламская психология). «Наша цель в этой книге не зафиксировать психологическую мысль среди всех мусульманских мыслителей, а изучить одну из теорий исламской психологии (‘ильм ан-нафс аль-ислями) согласно лишь одному мусульманскому мыслителю. Эта теория называется теорией перцептивного восприятия (назариййат аль-идрак аль-хисси) Ибн Сины» [4, с. 19], – указал Наджати.
Сам ‘Усман Наджати указал, что является первым, кто ввел этот термин: «Как отметил ‘Абдаллах ибн Наср ас-Сабих (профессор психологии из Саудовской Аравии), я использовал термин «исламская психология» впервые» [5, с. 5]. Британские психологи Э. Хак и А. Ротман подтверждают ту точку зрения, что Наджати считается первым, кто обратился к данному термину. Однако в этой работе Наджати использовал его для обозначения вклада средневековых мусульманских ученых в понимание человеческой психики.
В одной из последних книг Наджати было продемонстрировано его видение исламской психологии. Книга была опубликована в 2001 г., через год после его смерти, и называлась «Мадхаль иля ‘ильм ан-нафс аль-ислями» (Введение в исламскую психологию). Наджати написал ее, чтобы предложить некоторые основополагающие принципы исламской психологии. В данной работе Наджати использует этот термин уже совершенно в другом значении. Он пишет по этому поводу следующее: «В этой книге я определяю исламскую психологию так: это психология, основанная на исламском восприятии человека, то есть принципах ислама и шариата» [5, с. 14]. Данная формулировка достаточно расплывчата и едва ли передает сущностное определение исламской психологии.
Он писал: «Термин “исламская психология”, на мой взгляд, является самым подходящим для обозначения цели, к которой мы стремимся, а именно формированию психологии, основанной на принципах ислама. Некоторые ученые не одобряли этот термин, поскольку наука не может быть “исламской”. Такое возражение приемлемо для естественных наук, предмет изучения которых не меняется в зависимости от общества. Но на гуманитарные науки, в том числе на психологию, существенное влияние оказывает культура общества, в котором проживают люди, их ценности, философия жизни, тенденции в мышлении и восприятии мира. Поэтому психология может отличаться от одного общества к другому. По этой причине, когда мы читаем книги по истории психологии, нам попадаются такие понятия, как: американская психология, английская психология, советская психология. Точно так же мы говорим о греческой философии или исламской философии. Таким образом, под «исламской психологией» мы понимаем психологию, которая основана на исламских принципах, в отличие от западной психологии, основанной на светских представлениях жизни, не учитывающей влияние религии на поведение человека» [5, с. 17–18].
Для дальнейшего развития исламской психологии Наджати определил следующие шаги, описанные в его книге «Введение в исламскую психологию»: в учебных заведениях мусульманских стран необходимо создать отдельную дисциплину, посвященную именно исламской психологии; требуется постигать труды средневековых мусульманских ученых, поскольку они являются примером и руководством формирования психологической науки в соответствии с исламским мировоззрением; также специалистам в области исламской психологии нужно обладать как знаниями современной психологии, так и безупречными знаниями Корана, Сунны, трудов мусульманских мыслителей и богословов [6, с. 245].
Итак, ‘Усман Наджати определял исламскую психологию довольно общими словами. По его мнению, это психология, основанная на принципах ислама и шариата. Уточнений по поводу парадигмы, концептуальных понятий, какая именно психология должна быть использована, Наджати не давал. Скорее, он обосновал выбор термина «исламская психология», а также указал на необходимость развития данного направления. Наджати приветствовал вклад современной западной психологии в прикладные области, такие как педагогическая психология, организационная психология, военная психология и когнитивная психология. Такая умеренная позиция в отношении западных психологических концепций совпадала и с позицией Малика Бадри, психолога, чей вклад в исламскую психологию отмечают ученые всего мира.
Исламская психология в понимании Малика Бадри
Малик Бадри является, пожалуй, самой яркой фигурой в области исламской психологии. Его труд «Дилемма мусульманских психологов» считается фундаментальной работой в этой области знаний. В 1963 г. в своей первой публичной лекции в Иорданском университете Бадри обратился к проблеме зависимости мусульманского мира от Запада во всех современных науках, в том числе в психологии, а также выступил за необходимость ее постепенной «исламизации». Получив сертификат поведенческого терапевта в 1966 г., Малик Бадри захотел использовать религиозный подход в психотерапии, отказавшись от привычных западных психологических практик.
В своей практике психоконсультирования мусульман Бадри придерживался когнитивного подхода. Когнитивная психология нацелена на изучение таких познавательных процессов, как внимание, память, ментальная визуализация, вербальное поведение. Бадри считал, что раз убеждения и мысли порождают здоровые или нездоровые эмоции, то при лечении пациентов-мусульман необходимо сосредоточить усилия на религиозных убеждениях. Во время сеансов психотерапии Бадри использовал следующий метод: он просил своих пациентов-мусульман представлять стоящего перед ними пророка Мухаммада. Бадри вел беседу с пациентами о том, как Пророк справился бы с похожими проблемами, с которыми столкнулись эти пациенты. Затем они рассуждали, как должен поступить мусульманин в той или иной ситуации в соответствии с предписаниями ислама и жизнеописанием пророка Мухаммада. Кроме того, Бадри советовал обращаться к Богу, просить у него спокойствия, уверенности в себе, мотивации, представлять, как божественная благодать окутывает человека и придает ему сил. В определенных ситуациях Бадри давал практические советы – повторять определенную ду‘а (молитву), произносить суру «ан-Нас» (Люди), читать литературу об атрибутах Бога.
По мнению Малика Бадри, «для мусульман может быть полезна только та психология, которая принимает ислам в качестве мировоззрения» [7, p. 118]. В своем интервью в 2010 г. для арабского канала «аль-Джазира» Бадри пояснил, что главная цель исламской психологии – польза для мусульман, в то время как западная психология – это «светское восприятие природы человека, которое не подходит для мусульман, поскольку они воспринимают мир через призму религиозного, а именно исламского, взгляда на жизнь»1.
Малик Бадри рассуждал и на тему того, является ли психология наукой. Бадри обращался к часто критикуемому им Фрейду: «Хотя Фрейд и убеждал, что презирает философию, он выражал философские идеи в форме материалистической идеологии. Его философия была крайней формой позитивизма, которая считала религию опасной, поскольку он определял религию как иллюзию и наркотик»2. Далее Бадри затронул поведенческую психологию. В ней говорится, что «человек как лист дерева, переносимый ветром, который зависит от окружающей среды. Эти утверждения не выведены опытным путем, как в науке. Это, как было сказано выше, философия»3, – подытожил Малик Бадри.
Бадри считал, что психологии бессмысленно подражать точным наукам, говоря следующее: «Все “точные науки”, такие как химия и физика, получили такое широкое развитие, потому что они имеют дело с переменными, которые можно строго контролировать. Поведение и психические процессы, на которые претендует современная психология, настолько сложны, что психологи даже не согласны с их точными определениями. Психология имеет дело с людьми, поэтому, в отличие от законов материи, здесь не может быть речи о четкой последовательности» [8, p. 7].
Итак, Бадри считал, что психология – это смесь философии, религии, искусства и нескольких областей точных наук. Что касается определения дисциплинарного статуса исламской психологии, Бадри не говорил прямо об этом в своих работах или интервью. Однако он упоминал следующее: «Когда мусульмане изучают исламскую психологию или преподают ее студентам, они склонны смешивать точные психологические науки с философскими вопросами» [8, p. 7 – 8]. Следуя рассуждениям Малика Бадри, можно сделать вывод, что исламская психология в понимании Бадри – прикладная наука, использующая методы и практики, соответствующие исламскому мировоззрению, т. е. своего рода кросс-культурный подход в психологии.
Институционализация исламской психологии на новейшем этапе
Высказывания Малика Бадри о необходимости критического пересмотра западных психологических практик при работе с пациентами-мусульманами, изложенные в его книге «Дилемма мусульманских психологов», повлияли на развитие исламской психологии во многих странах мира, в том числе в Индонезии. Перевод этого фундаментального труда на индонезийский язык в 1986 г. привел к созданию Индонезийских мусульманских организаций студентов – психологов по исламской психологии (FOSIMAMUPSI) в 1991 г. [3, p. 142]. В 2006 г. Маликом Бадри была создана Международная ассоциация мусульманских психологов, которая сейчас активно развивается прежде всего в Индонезии и Малайзии и издает «Международный журнал исламской психологии» [9].
Прямых указаний на то, как данная организация определяла статус исламской психологии, нет. Однако Малик Бадри был ее президентом более десяти лет, поэтому, скорее всего, Международная ассоциация мусульманских психологов придерживалась аналогичных взглядов на дисциплинарный статус исламской психологии. В «Международном журнале исламской психологии» авторы выражают различные точки зрения. Например, Багус Рионо, индонезийский ученый и в настоящее время президент Международной ассоциации мусульманских психологов, в статье «Научные принципы исламской психологии» [10] описывает шаги для развития исламской психологии как науки.
Период после 2017 г. характеризуется более полномасштабной институционализацией исламской психологии, появлением учебных программ по данной дисциплине в разных странах мира, а также особым вниманием к проблеме ее определения, концептуальной основы и парадигмы. Одной из центральных тем работ специалистов в области исламской психологии становится обращение к указанным проблемам и некоторым попыткам решить их благодаря использованию специальных моделей.
География стран, в которых в настоящее время проводятся исследования по исламской психологии, весьма обширна. Тем не менее основной фокус в данной статье направлен на исследования британских и американских ученых, поскольку среди них есть ученики Бадри, с которыми он основал Международную ассоциацию исламской психологии. Они чаще обращаются к проблеме определения концептуальных основ исламской психологии.
В 2017 г. Малик Бадри основал Международную ассоциацию исламской психологии в США вместе с Р. Скиннером, британским психологом, и А. Ротманом, американским психологом. Бадри сказал: «США – подходящее место для учреждения подобного рода ассоциации, поскольку здесь много мусульманских психологов, у которых могут быть креативные решения для выработки новых идей в развитии исламской психологии»4. Малик Бадри указывает, что до основания данной организации большинство работ ученых были посвящены, как говорит Бадри, «исламизации психологии», т. е. были попытки «исламизировать» уже существующие западные психологические практики. Но теперь, по его мнению, возникла необходимость в «разработке всестороннего взгляда на исламскую психологию, не просто исламизировать ее, а разработать парадигму, сделать исламскую психологию более всеобъемлющей»5.
На сайте Международной ассоциации исламской психологии есть раздел: «Что такое исламская психология?» В нем указано: «Исламская психология представляет собой целостный подход, который направлен на лучшее понимание природы человеческой души, а также связи души с Богом. Исламская психология охватывает такие области, как современная психология, религия, метафизика и онтология»6. По сути, Международная ассоциация исламской психологии подчеркивает междисциплинарный статус данной области знаний. Однако нет указаний на то, что исламская психология – научная дисциплина, по мнению данной организации, как уже было указано, это всего лишь «подход».
В 2018 г. в США был также учрежден частный Институт аль-Карам, который занимается развитием и популяризацией исламской психологии. Основателем и президентом является К. Йорк аль-Карам, американская исследовательница в области исламской психологии. В Институте аль-Карам есть специальная программа, которая предоставляет студенту из любой страны, занимающемуся магистерской или докторской диссертацией по исламской психологии, наставника, который обладает знаниями в данной области и может дать рекомендации по улучшению и продвижению исследовательской работы студента. Цель данной организации – создание полноценной научной дисциплины, о чем заявляется следующее: «На наш взгляд, исламская психология не связана с продвижением религии, скорее, ислам служит источником вдохновения, из которого мы пытаемся создать научную дисциплину»7.
Исламская психология в арабских странах
Что касается арабских стран, то организаций, связанных с продвижением исследований по исламской психологии, практически нет. Существует «Конференция по исламской психологии»8, которая была учреждена профессором Мухаммадом Ихсаном ар-Рифа‘и еще в 2014 г. в Объединенных Арабских Эмиратах, в Дубае. Однако более активную деятельность начала с 2017 г. в Германии. У организации есть своя образовательная онлайн-программа под названием «Исследователь исламской психологии». На сайте указано следующее содержание программы: критическое сравнение основных психологических теорий, система классификации психических расстройств, практическое применение исследований исламской психологии и др. Формулировки достаточно расплывчаты, нет конкретики и, что самое любопытное, не указано изучение работ специалистов в области исламской психологии (‘У. Наджати, М. Бадри) и трудов средневековых мусульманских ученых.
Примечательно, что докладчиков из арабских стран весьма мало и на международных конференциях по исламской психологии. Возможно, это связано с тем, что в странах Запада больше уделяют внимания образованию. Психология на Западе в принципе развита лучше, тогда как в некоторых арабских странах на нее наложено табу. Психолог Линда Сакр из Дубая отмечает, что большая часть ее клиентов обращалась к имамам, прежде чем прийти к ней. По ее словам, в рамках арабской культуры не приветствуется открытость незнакомцам, арабы не любят «выносить сор из избы»9.
Можно также сделать предположение, что из-за недостатка знаний в психологии, поскольку она не так хорошо развита, как на Западе, арабы чаще отвергают исламскую психологию (но и открытых заявлений о бессмысленности ее существования в информационном англоязычном пространстве все же найти не удалось). Кроме того, это может быть связано с религиозными деятелями, поскольку арабы привыкли к такому укладу жизни, который предполагает обращение к имаму в случае духовных проблем. Конечно, арабский мир неоднороден, поэтому нельзя обобщить все арабские страны и всех людей, проживающих в них. Однако вышеуказанные предположения сделаны исходя из менталитета арабов и общего уровня развития психологии в странах арабского мира.
‘Абд аль-Ваххаб аль-Миссири, заслуженный профессор литературы и критической теории в Университете Айн-Шамс в Каире, пишет следующее: «Арабские общества находятся на предварительной стадии научного прогресса. Возможно, они стоят на пороге долгожданной эпохи, с новыми надеждами на перемены. Они нуждаются в научных и интеллектуальных скачках, воображении и творческом подходе» [11, с. 230]. Кроме того, он указывает, что арабский мир все еще далек от достижения прогресса. Об отрицательном отношении арабского общества к переменам в психологии можно судить по тому, что психологические заболевания все еще лечатся успокаивающими и обезболивающими средствами. Возможно, в будущем появятся яркие личности, которые будут активно развивать исламскую психологию именно в арабоязычном пространстве.
Дискуссии ученых по поводу определения дисциплинарного статуса исламской психологии и ее концептуальной основы за рубежом
В настоящее время некоторые ученые и психологи начинают обращаться к проблеме определения дисциплинарного статуса исламской психологии и ее концептуальной основы. Эта тенденция особо прослеживается в период с 2017 г. по настоящее время. В данной статье выделены две группы ученых: западные ученые-мусульмане (именно в странах Запада психология с исламской точки зрения развивается наиболее активно) и арабские ученые-мусульмане (которые занимаются изучением и продвижением исламской психологии исключительно в арабских странах и пишут свои работы на арабском языке).
Обращаясь к западным мусульманским ученым в области исламской психологии, в первую очередь стоит выделить К. Йорк аль-Карам, приглашенного доцента факультетов религиоведения и международных исследований Университета Айовы. В своей работе 2018 г. «Исламская психология: к определению и концептуальной основе XXI в.» [1] она критически анализирует различные способы концептуализации исламской психологии. Деятельность ученых и психологов, которые развивают эту область знаний, публикуют научные работы и статьи, безусловно, важна, по мнению аль-Карам, но ни одна из этих работ не дала всеобъемлющего ответа на распространенный и мучительный вопрос: «Что же такое исламская психология?» Отсюда вытекает целый ряд и других вопросов, на которые указывает аль-Карам. Является ли исламская психология универсальной для всех мусульман? Подходит ли она как суннитам, так и шиитам? Какая это психология: клиническая, организационная, социальная? Что насчет работ современных мусульманских психологов, разрабатывающих свои собственные методики, такие как сабр-терапия или терапия джихада, – это исламская психология? Каков дисциплинарный статус данной области знаний? Аль-Карам делает вывод, что в настоящее время исламская психология определяется и/или концептуализируется в соответствии с тем, как ее понимает конкретный ученый.
Британский мусульманский ученый Р. Скиннер, например, не дает никаких указаний, чем именно является исламская психология, хотя его статья называется «Традиции, парадигмы и основные понятия в исламской психологии» [12]. Скиннер указывает, что по существу это здравая эмпирическая психология, используемая с моральной точки зрения, но дальнейших разъяснений по этому поводу нет. Другой мусульманский ученый А. Ротман, директор Кембриджского мусульманского колледжа и исполнительный директор Международной ассоциации исламской психологии, считает, что исламская психология – это изучение души в «рамках исламской парадигмы». Определение данной области знаний было бы невозможно без предварительного построения концептуальной основы этой дисциплины, по мнению Ротмана. Вклад Ротмана в исламскую психологию, безусловно, очень важен, но тем не менее четкого объяснения, чем же является эта область знаний, не последовало. Ф. Бокка, мусульманский психолог (итальянского происхождения, училась в Германии, затем в Кембридже), заведующая кафедрой психологии в Международном Открытом Университете (International Open University), считает, что исламская психология является частью психологической науки, но представляет собой определенный подход, который опирается на исламское мировоззрение. Х. Рассул пишет о том, что существует множество мнений на этот счет, основанных на мировоззрении автора (авторов). Данная область знаний, по его мнению, определяется как «изучение души, психических процессов и поведения в соответствии с принципами психологии и исламских наук» [13, p. 50] Такая формулировка вполне предполагает, что исламская психология, основанная на психологической науке и исламских науках, и сама является научной дисциплиной.
Итак, западные мусульманские ученые избегают прямого определения дисциплинарного статуса исламской психологии, но, исходя из их утверждений, можно сделать вывод, что никто не относит ее к исламским наукам. Скорее, в их понимании она является частью психологической науки или же представляет собой определенный подход, который опирается на исламское представление о человеческой душе и психике. Далее стоит выделить работы и идеи некоторых западных мусульманских ученых, которые напрямую обратились к проблеме дисциплинарного статуса исламской психологии и предложили использовать определенные модели.
К. Йорк аль-Карам предложила использовать многоуровневую междисциплинарную парадигму (The Multilevel Interdisciplinary Paradigm), модель, которая может стать концептуальной основой для этой области знаний. Она была впервые предложена психологами Эммонсом и Палуцианом в 2003 г. [14]. Данная модель представляет собой концептуальную структуру, состоящую из ряда компонентов, включая дисциплины, разделы дисциплины, уровни и методы, которые взаимодействуют друг с другом.
Рис. 1. Многоуровневая междисциплинарная парадигма
Fig. 1. The Multilevel Interdisciplinary Paradigm
Эта структура служит шаблоном для того, чтобы определять сложные и многомерные дисциплины, такие как исламская психология, которые по своей сути являются междисциплинарными. Аль-Карам, обращаясь к данной модели, определяет дисциплинарный статус исламской психологии следующим образом: «Исламская психология – междисциплинарная наука, в которой подразделы психологии и/или смежные дисциплины занимаются научной работой по определенной теме и на определенном уровне с различными исламскими источниками, науками и/или школами мысли с использованием различных методологических инструментов» [1, p. 101–102].
В соответствии с многоуровневой междисциплинарной парадигмой психология может включать в себя клиническую и социальную психологию, нейропсихологию, психологию развития и др. Смежными дисциплинами могут быть, например, психиатрия, консультирование по вопросам психического здоровья или супружеская и семейная терапия. Ислам можно разделить на суннизм и шиизм, конкретный источник, например, Коран, хадисы или работы средневекового мыслителя (аль-Газали или др.). Ученый сам будет определять, какая часть психологии и какая часть ислама затрагивает определенную тему, на каком уровне и с помощью каких методов исследования, что, скорее всего, будет продиктовано профессиональной деятельностью или дисциплиной, на которой он в основном базируется.
Другую модель предложили П. Каплик (Германия), Я. Чаудхари (Великобритания), А. Хасан (Великобритания), А. Юсуф (Великобритания) и Х. Кешаварзи (США) в 2019 г. в статье «Междисциплинарная основа для исламских когнитивных теорий» [15]. Модель предназначена для междисциплинарного построения исламской психологической теории – SALAAM (выделение букв от англ. Islamic Psychology Basic Research Framework, «салям» с араб. – мир, безопасность). Задумка авторов статьи заключается в том, что для начала необходимо разграничить области между мусульманской психологией (Muslim psychology), психотерапией (кросс-культурные подходы, для которых может потребоваться психологическое образование) и исламскими науками (религиозные подходы, для которых может потребоваться религиозное образование).
Рис. 2. Модель SALAAM
Fig. 2. Islamic Psychology Basic Research Framework
Во-первых, эта модель подчеркивает важность специализации (она обозначена буквой А на схеме). Специалисты в области исламских наук должны окончить иджазат (традиционная исламская семинария), которая разрешает передачу знаний и позволяет людям оценить целостное понимание исламской парадигмы изнутри, т. е. со стороны верующих. Или же они должны получить академическое образование в области исламских наук. Специалисты в области психологии или нейронауки должны получить образование по соответствующим направлениям. После получения основного образования каждая из двух групп должна получить последипломное дополнительное образование. Так, ученые в области исламских наук должны ознакомиться с идеями психологии и процессом консультирования и психотерапии, чтобы решить, какие исламские идеи имеют отношение к психологическим исследованиям. В свою очередь психологи должны владеть начальным уровнем арабского языка и иметь общее представление об исламских науках, чтобы понимать, что является и что не является приемлемым с исламской точки зрения в психологических теориях. По мнению авторов статьи, такой подход позволяет выявить совпадения интересов между дисциплинами и точки их соприкосновения.
Что касается многоуровневой междисциплинарной парадигмы и модели SALAAM, использование которых было предложено западными учеными, то они кажутся вполне эффективными и многообещающими. Исламская психология является достаточно сложной и многогранной областью знаний, поэтому необходимо разграничить компетенции специалистов как в психологии, так и в исламских науках. Сотрудничество и совместные усилия специалистов из обеих профессиональных групп должны принести плоды в продвижении и развитии новых смежных областей в рамках исламской психологии. Кроме того, в указанные модели стоит добавить разделение на практический (консультирование мусульман) и теоретический (исследования по исламской модели души, например) аспекты.
Далее будут рассмотрены мнения арабских мусульманских ученых касательно определения дисциплинарного статуса исламской психологии. Са‘д аль-Хадж ибн Джахдаль, профессор психологии из Алжира, не принимает точку зрения, что это наука, которая представляет собой смесь медицинских и философских исследований, поскольку не упоминался предмет исламской психологии – душа. Сам Са‘д аль-Хадж ибн Джахдаль приходит к выводу, что это междисциплинарная область знаний [16].
Зачастую арабские психологи и психиатры, давая определение исламской психологии, делают акцент на отличии методов данной дисциплины от западных подходов в психологии, а также критикуют западную материалистическую культуру. Адам ибн Сакар ас-Сукур, арабский психиатр из Иордании, говорит о том, что исламская психология отличается от традиционной западной психологии тем, что она подходит к человеку с верой в то, что Бог – это тот, кто исцеляет, и только благодаря глубокой связи с ним люди могут по-настоящему преодолеть жизненные испытания. В то время как западная психология часто ставит «Я» выше Бога10. Рассуждений о том, является ли исламская психология наукой или другим направлением, у Адама ибн Сакара ас-Сукура не звучит.
Арабские исследователи очень часто обращаются именно к Корану и Сунне. Мустафа Махмуд, египетский философ, врач и писатель, например, развивает кораническую психологию. В книге «Новая кораническая психология» Махмуд рассматривает некоторые вопросы, касающиеся общества и человеческой психики через призму Корана. Он пишет о том, что западные психологи рассматривают душу только с точки зрения болезней или дефектов. Махмуд критикует подход Фрейда, ведь основным ориентиром, с помощью которого Фрейд интерпретирует все действия человека, являются эдипов комплекс и комплекс Электры. Махмуд также пишет: «Если мы обратимся к Корану, мы найдем просвещение, в котором нуждается наш бедный и обездоленный век» [17, с. 31]. Его работа носит не научный, а скорее публицистический характер, размышление на тему того, что лечение всех болезней души и разума возможно с помощью Корана.
Заключение
В данной статье были выделены два основных этапа развития исламской психологии: период становления современной исламской психологии (вторая половина ХХ в. – примерно 2017 г.) и активное развитие данной дисциплины уже с 2017 г. по настоящее время. Именно в 2017 г. Малик Бадри учредил Международную ассоциацию исламской психологии и отметил, что возникла необходимость разработать собственную исламскую парадигму для психологии вообще.
Исходя из всех перечисленных мнений ученых и психологов был сделан вывод, что консенсуса по поводу дисциплинарного статуса исламской психологии на данный момент нет. Главной тенденцией является указание на междисциплинарность данной области знаний, т. е. синтез психологии, теологии, философии и арабской литературы. Междисциплинарность в гуманитарных науках – весьма распространенная тема. Она характеризует нынешний этап научного познания – постнеклассическую науку. В связи с этим возникают новые модели для подобных дисциплин, состоящих из нескольких кардинально разных элементов, взаимодействующих друг с другом.
Внутримусульманскую дискуссию можно разделить на две группы: точка зрения западных мусульманских ученых и арабских мусульманских ученых. Немусульманских ученых, которые развивали бы исламскую психологию, выявлено не было. В большей степени сами мусульмане развивают тему психологии, связанной с исламом и мусульманами. Можно также отметить, что западные мусульманские ученые стремятся к учреждению различного рода организаций по исламской психологии, которые занимаются исследовательской и научной деятельностью, публикацией многочисленных статей и книг. Одной из актуальных тем в области исламской психологии является развитие исламской модели души (А. Ротман, Э. Хак, Х. Кешаварзи). Некоторые западные ученые склоняются, что исламская психология – это не отдельная наука, а особый подход в психологии (Ф. Бокка, Р. Аваад). А арабские мусульманские ученые чаще обращаются к Корану и Сунне (среди арабских ученых начала развиваться, например, кораническая психология) или же критикуют западную психологию (Адам ибн Сакар ас-Сукур). В их работах практически не поднимается тема концептуальной основы, парадигмы исламской психологии или ее дисциплинарного статуса. Возможно, потому что психология сама по себе развита лучше на Западе, поэтому там появляются новая методология и особые модели для междисциплинарных областей.
В научном сообществе считают, что исламская психология – достаточно новое и перспективное направление, поэтому исследования, посвященные определению статуса исламской психологии и ее концептуальных основ, в будущем будут одной из ключевых тем для дискуссий, поскольку на данный момент главным недочетом этой области знаний является ее терминологическая рассогласованность. Данная дисциплина, несомненно, нуждается в более четком оформлении предметного поля.
1. Аль-Джазира. Мубашир ма‘а Малик Бадри, ат-та’сыль аль-ислями ли ‘ильм ан-нафс (Прямой эфир с Маликом Бадри, исламизация психологии). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=YhPS1KYdxHs&t=1801s (дата обращения: 24.03.2023).
2. Аль-Джазира. Халь ‘ильм ан-нафс ‘ильм? Д. Малик Бадри (Психология – это наука? Д-р. Малик Бадри). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=VQMx-OvxKCg (дата обращения: 03.04.2023).
3. Там же.
4. Message from IAIP founder Malik Badri. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=WfeyVSd1Zw8&t=239s (дата обращения: 28.04.23).
5. Там же.
6. International Association of Islamic Psychology. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.islamicpsychology.org/what-is-islamic-psychology (дата обращения: 28.04.23).
7. The Alkaram Institute. Islamic Psychology Research Fellowship. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://alkaraminstitute.org/islamic-psychology-research-fellowship/ (дата обращения: 12.05.23).
8. Му’тамар ‘ильм ан-нафс аль-ислями (Конференция по исламской психологии). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://is-psy.com (дата обращения: 27.04.23).
9. Линда Сакр о психотерапии в арабских странах. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vegetarian.ru/articles/linda-sakr-o-psikhoterapii-v-arabskikh-stranakh.html (дата обращения: 09.05.23).
10. ‘Ильм ан-нафс аль-ислями (Исламская психология). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=6lWQKZgqsVw&t=41s (дата обращения: 29.04.23).
Список литературы
1. Al-Karam C.Y. Islamic Psychology: Towards a 21st Century Definition and Conceptual Framework. Journal of Islamic Ethics. 2018;2:97–109.
2. Павлова О.С. Психология: исламский дискурс. Монография. М.: Ассоциация психологической помощи мусульманам, АНО НПЦ «Аль-Васатыя – умеренность»; 2020. 203 с.
3. Haque A., Rothman A. Islamic Psychology Around the Globe. Seattle, Washington, USA: International Association of Islamic Psychology Publishing; 2021. 376 р.
4. Наджати М. ‘У. Аль-Идрак аль-хисси ‘инда Ибн Сина. Бахс фи ‘ильм ан-нафс ‘инда аль-‘араб (Перцептивное восприятие согласно Ибн Сине. Исследования в области психологии арабов). Алжир: Диван аль-матбу‘ат аль-джам‘иййа; 1995. 250 с.
5. Наджати М. ‘У. Мадхаль иля ‘ильм ан-нафс аль-ислями (Введение в исламскую психологию). Каир: Дар аш-шурук; 2001. 116 с.
6. Ибн Дафи Бунава, Наджим Муляй. Аслямат ‘ильм ан-нафс байна Мухаммад ‘Усман Наджати ва Мухаммада аль-Бустани (дираса мукарана) (Исламизация психологии между Мухаммадом ‘Усманом Наджати и Махмудом аль-Бустани (сравнительное исследование). Маджаллят аль-‘улюм аль-иджтима‘иййа. 2022;16(2):242–252.
7. Badri M. The Dilemma of Muslim Psychologists. Kuala Lumpur: Islamic Book Trust; 2016. 144 р.
8. Badri M. The Islamization of Psychology: Its «why», its «what», its «how» and its «who». International Journal of Islamic Psychology. 2020;3(2):1–16. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://iamphome.org/wp-content/uploads/2021/04/Malik-Badri-_-The-Islamization-of-Psychology.pdf (дата обращения: 25.03.2023).
9. International Journal of Islamic Psychology. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://journal.iamphome.org/index.php/IJIP (дата обращения: 28.07.2023).
10. Riyono B. The Scientific Principles of Islamic Psychology. International Journal of Islamic Psychology. 2022;5(1):30–36. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://journal.iamphome.org/index.php/IJIP/article/view/18/33 (дата обращения: 28.07.23).
11. Эльмессири А. Эпистемологическая предвзятость в физических и общественных науках. Ровно: Институт Интеграции Знаний и Международный Институт Исламской Мысли; 2021. 450 с.
12. Skinner R. Traditions, Paradigms and Basic Concepts in Islamic Psychology. Journal Religion and Health. 2019;58:1087–1094 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://link.springer.com/content/pdf/10.1007/s10943-018-0595-1.pdf (дата обращения: 23.04.23).
13. Rassool H. Islamic Psychology: the Basics. NY: Routledge; 2023. 252 р.
14. Emmons R., Paloutzian R. The Psychology of Religion. Annual Review of Psychology. 2003;54:377–402.
15. Kaplick P., Chaudhary Y., Hasan A., Yusuf A., Keshavarzi H. An Interdisciplinary Framework for Islamic Cognitive Theories. Journal of Religion & Science. 2019;54(1):66–85. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/full/10.1111/zygo.12500 (дата обращения: 08.05.23).
16. Са‘д аль-Хадж ибн Джахдаль. ‘Ильм ан-нафс; суаль ат-та’хиль ля суаль ат-та’сыль (Исламская психология; вопрос квалификации, а не укоренения). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://jilrc.com/archives/8108 (дата обращения: 11.05.23).
17. Махмуд М. ‘Ильм нафс кур’ани джадид (Новая кораническая психология). Египет: Дар ахбар аль-йаум, 2007. 172 с.
Об авторе
А. Ю. СеребряковаРоссия
Серебрякова Алина Юрьевна - независимый исследователь, выпускница НИУ ВШЭ, факультет мировой экономики и мировой политики, образовательная программа «Востоковедение», ближневосточное направление.
Москва
Рецензия
Для цитирования:
Серебрякова А.Ю. Дисциплинарный статус исламской психологии за рубежом в конце ХХ – начале ХХI в. Minbar. Islamic Studies. 2023;16(3):718-738. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2023-16-3-718-738
For citation:
Serebryakova A.Y. The Disciplinary Status of Islamic Psychology Abroad in the Late 20th - Early 21th Centuries. Minbar. Islamic Studies. 2023;16(3):718-738. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2023-16-3-718-738