Preview

Minbar. Islamic Studies

Расширенный поиск

Отношение башкортостанского духовенства к духовно-просветительской деятельности

https://doi.org/10.31162/2618-9569-2024-17-3-581-594

Содержание

Перейти к:

Аннотация

В статье описывается духовно-просветительская деятельность как одно из условий решения стратегической задачи по защите традиционных духовно-нравственных ценностей. Служители (персонал, волонтеры) религиозных организаций рассматриваются в качестве потенциальных специалистов в сфере духовно-нравственного просвещения. Свое отношение к новому виду внерелигиозной деятельности выразило башкортостанское духовенство, приняв участие в специально разработанном опросе. Исследование показало, что представители духовенства Республики Башкортостан, считая себя носителями духовных, религиозных знаний, способны поделиться с прихожанами своим опытом, готовы формировать у молодого поколения умения и навыки религиозного способа познания мира, умеют прививать ценностные установки вероучения, имеют опыт проведения просветительских мероприятий и проявляют высокую готовность к ведению просветительской деятельности. Но при этом понимают, что могут удовлетворить образовательные потребности и интересы в сфере религиозных культур лишь частично. Выявленная высокая потребность духовенства в освоении духовно-просветительских компетенций приводит исследователя к выводу о необходимости включения специального курса в образовательный процесс православных и мусульманских высших учебных заведений более того, разработки программы магистратуры «Духовно-нравственное просвещение».

Для цитирования:


Батурина О.С. Отношение башкортостанского духовенства к духовно-просветительской деятельности. Minbar. Islamic Studies. 2024;17(3):581-594. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2024-17-3-581-594

For citation:


Baturina O.S. The attitude of the Bashkortostan clergy to spiritual and educational activities. Minbar. Islamic Studies. 2024;17(3):581-594. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2024-17-3-581-594

Введение

В настоящее время, в условиях мирового ценностного кризиса, Россия испытывает со стороны недружественных стран угрозу многовековому российскому духовно-культурному наследию, нравственным идеалам, ценностным ориентирам, моральным принципам и установкам. В целях защиты традиционных ценностей, общих для людей верующих и неверующих, руководством страны выбран стратегический ориентир на духовное единство российского государств как средство упрочения суверенитета России. В 2020 году Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 [1] была поставлена стратегическая задача «создать условия для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации», а с конца 2022 года в Российской Федерации благодаря Указу от 9 ноября 2022 г. № 809 [2] реализуется государственная политика по «сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».

По нашему мнению, значительную роль в духовном единстве российского общества призваны играть духовно-просветительские центры (далее – ДПЦ). Строительство ДПЦ осуществляется системно, последовательно, при государственной поддержке. Создаются ДПЦ в форме некоммерческих негосударственных организаций. Несмотря на то, что ДПЦ учреждаются религиозными организациями, их деятельность должна иметь светский характер. С 2020 года, с момента открытия в городе Бирске Республики Башкортостан первого ДПЦ на базе АНО «Духовное благолепие» при учреждении Бирской епархии Русской Православной Церкви, совместно с Бирским филиалом Башкирского государственного университета (Уфимского университета науки и технологий) осуществляется комплексная научная-образовательная поддержка и информационно-методическое сопровождение духовно-просветительской деятельности (далее – ДПД).

Материалы и методы исследования

Исследование было проведено в 2022-2023 годах в рамках реализации проекта «Центр компетенций «Мы просвещаем»: комплексная поддержка и развитие духовно-нравственного просвещения» [3], поддержанного федеральным грантодателем «Фонд Президентских грантов по развитию гражданского общества». В проекте приняло участие башкортостанское духовенство, иными словами, профессиональные служители культа религии, православной и мусульманской направленности из Республики Башкортостан. Использование понятия «башкортостанское духовенство» в настоящей работе позволяет более емко назвать респондентов, которые в реализованном проекте определялись как «служители (персонал, волонтеры) религиозных организаций». В рамках проведения Экспертной площадки как первого этапа проекта нами был разработан «Опрос по актуальным вопросам духовно-нравственного просвещения». В исследовании приняли участие 146 представителей духовенства Республики Башкортостан.

Респондентам предлагалась следующая инструкция: «Уважаемые служители (персонал, волонтеры) религиозных организаций, просим Вас дать экспертную оценку по актуальным вопросам духовно-нравственного воспитания и развития населения посредством духовно-просветительской деятельности. Для этого предлагаем ответить на ряд вопросов. Каждый участник опроса будет включен в Экспертную площадку Центра компетенций «Мы просвещаем», реализуемого при поддержке Фонда Президентских грантов, и будет номинирован дипломом участника Экспертной площадки».

На мероприятиях Экспертной площадки участники предложили разные варианты проведения опроса. Полученные рекомендации были учтены, были выбраны такие способы: 1) устно, когда респонденты давали ответы лично в перерывах между мероприятиями Экспертной площадки или по телефону; 2) письменно, для этого был составлен специальный бланк, который входил в пакет раздаточных материалов на мероприятиях Экспертной площадки или посредством рассылки писем направлялся в религиозные организации Республики Башкортостан в конверте в печатном виде; 3) на специальной цифровой платформе для проведения опроса Google Forms, на которую анкетируемые переходили по ссылке, воспользовавшись QR-кодом.

Результаты

Респондентам для ознакомления дано определение просветительской деятельности, закрепленное в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (от 05.04.2021 г. № 85-ФЗО), и задан вопрос: «Исходя из этого определения, можно ли сказать, что служитель религиозной организации готов заниматься просветительской деятельностью?» Все участники опроса ответили единогласно: «Да». Ответы показывают, что респонденты выражают готовность к духовно-просветительской деятельности. В нашем исследовании духовно-просветительская деятельность определятся как деятельность, направленная на распространение знаний о духовной культуре, духовного опыта, формирование умений и навыков в духовной сфере жизни, традиционных российских духовно-нравственных ценностей, идеалов и установок в целях духовно-нравственного развития человека, удовлетворения его духовно-образовательных потребностей и интересов [4].

В современных условиях, когда назрела необходимость решения стратегически важной задачи России – «защита российских традиционных духовно-нравственных ценностей», закрепленной в Указе Президента РФ №809, духовно-просветительская деятельность вплетается в структуру нерелигиозной, социально ориентированной работы религиозных организаций. Практически каждый священнослужитель, как православной, так и исламской направленности, закреплен за определенным социальным направлением. В настоящее время наиболее востребованы следующие социальные направления: «религиозное образование и катехизация», «воскресная школа», «взаимодействие религиозной организации с властью, обществом и СМИ», «молодежная деятельность», «патриотическое воспитание», «спортивные соревнования», «социальная деятельность», «благотворительность», «сестричество (сестры милосердия)», «братство» и другие. Духовно-просветительская работа приобретает свой собственный предмет и содержание деятельности.

Вопрос «Кто призван заниматься духовно-нравственным просвещением?» предполагал два варианта ответа: 1) каждый служитель религиозной организации, 2) только ответственное за просветительскую работу лицо. Результаты подсчета выборов вариантов ответов представлены на рисунке 1.

Рис 1. Результаты подсчета ответов представителей башкортостанского духовенства
на вопрос «Кто призван заниматься духовно-нравственным просвещением?»

Fig. 1. The results of counting the responses of Bashkortostan clergy
to the question “Who is called to engage in spiritual and moral education?”

Из рисунка видно, что 70,6 % опрашиваемых указали на призвание каждого служителя религиозной организации заниматься духовно-нравственным просвещением. Примерно одна треть ответила, что это прерогатива только ответственного за просветительскую работу лица. Можно предположить, что вторая категория опрашиваемых считает, что духовно-просветительская работа требует сформированных соответствующих компетенций, либо представители башкортостанского духовенства испытывают трудности в осуществлении данной деятельности, возможно, никогда не занимались просветительской деятельностью. Действительно, для религиозных организаций направление духовно-просветительской деятельности является новым. На сегодняшний день в семинариях и исламских вузах нет предметов, которые полностью раскрывали бы данную деятельность и способствовали формированию духовно-просветительских компетенций. Поэтому возникает необходимость введения такой учебной дисциплины в духовно ориентированные организации высшего образования. Целесообразно осуществлять целенаправленную подготовку специалистов по духовно-нравственному просвещению, так называемых духовных просветителей, на уровне магистерской программы по педагогике. Подготовка такой программы начата в 2022 году в Бирском филиале Башкирского государственного университета (ныне – Уфимского университета науки и технологий). Планируется осуществить первый набор в 2024 году.

Обращают внимание однозначно положительные ответы на следующие четыре вопроса:

  1. «Являются ли служители религиозных организаций носителями духовных, религиозных знаний?»;
  2. «Способны ли служители религиозных организаций поделиться с прихожанами своим опытом?»;
  3. «Готовы ли служители религиозных организаций формировать у молодого поколения умения и навыки религиозного способа познания мира?»;
  4. «Умеют ли служители религиозных организаций прививать ценностные установки вероучения?».

Башкортостанское духовенство единогласно в том, что служители религиозных организаций являются носителями духовных, религиозных знаний, они способны поделиться с прихожанами своим опытом. Это, скорее всего, говорит о внутренней готовности к духовно-просветительской работе, так как они обладают уникальными духовными знаниями. При этом все участники опроса единодушно выявили готовность формировать у молодого поколения умения и навыки религиозного способа познания мира. Соответственно, можно предположить, что данные служители религиозных организаций также готовы к освоению духовно-просветительских компетенций. И для этого имеются первичные профессиональные умения и навыки, а именно умения прививать ценностные установки вероучения.

Отвечая на вопрос «Способно ли духовно-нравственное просвещение удовлетворить образовательные потребности и интересы в сфере религиозной культуры?», представители башкортостанского духовенства не были столь единодушны в своих ответах.

Рисунок 2 позволяет наглядно увидеть, что большинство (88,2 %) служителей (персонала, волонтеров) религиозных организаций Республики Башкортостан считают, что духовно-нравственное просвещение способно удовлетворить образовательные потребности и интересы в сфере религиозной культуры. Однако остальные респонденты (11,8 %) полагают, что этого недостаточно. Иными словами, башкортостанское духовенство не способно самостоятельно удовлетворить духовные запросы населения. По нашему мнению, для достижения наилучших результатов необходимо сформировать кластерное взаимодействие между священством, образованием, наукой, культурой, СМИ.

Рис. 2. Результаты подсчета ответов представителей башкортостанского духовенства
на вопрос «Способно ли духовно-нравственное просвещение удовлетворить
образовательные потребности и интересы в сфере религиозной культуры?»

Fig. 2. The results of counting the answers of Bashkortostan clergy
to the question “Is spiritual and moral education capable
of satisfying educational needs and interests in the field of religious culture?”

Башкортостанское духовенство единогласно во мнении о том, что духовно-нравственное просвещение может поменять отношение людей к религии. Об этом свидетельствуют положительные ответы, полученные на вопрос «Может ли духовно-нравственное просвещение поменять отношение людей к религии?».

Вопрос «На какие темы Вы проводите (могли бы проводить) просветительское мероприятие?» относился к категории необязательных. Но несколько участников опроса дали свои ответы. Приведем несколько примеров: «Значение религии в жизни человека», «Становление духовно-просветительской деятельности нашего края», «Православное вероучение», «Что есть церковь», «Социальное служение на приходе», «Семья, Бог в жизни человека», «Темы касательно работы детской воскресной школы», «Кто является мусульманином, мусульманские семейные ценности», «Недопустимость однополых отношений. Воспитание нации», «Отношение к соседям, отношение к представителям других вероисповеданий, любовь к Родине, почитание родителей» и другие.

Следующий блок вопросов касался отношения к мероприятиям Экспертной площадки как направления деятельности Центра компетенций «Мы просвещаем». Представителям башкортостанского духовенства предлагалось оценить актуальность проведения Экспертной площадки по вопросам духовно-нравственного просвещения. Для этого респондентам была предложена 5-балльная шкала, в которой «5» означало высокую значимость, «1» – низкую.

Из рисунка 3 видно, что 70,6 % опрошенных оценили актуальность Экспертной площадки на 5 баллов, 23,5 % – на 4 балла, 5,9 % – на 3 балла. Данные результаты свидетельствуют об актуальности Экспертной площадки по вопросам духовно-нравственного просвещения для служителей (персонала, волонтеров) религиозных организаций Республики Башкортостан. На мероприятиях Экспертной площадки обсуждаются вопросы духовно-нравственного просвещения как социального института духовно-нравственного воспитания и развития современного российского общества, способного повысить грамотность населения в сфере религиозных культур, традиционных для Республики Башкортостан.

Рис. 3. Результаты подсчета ответов представителей башкортостанского духовенства
на вопрос «Оцените актуальность проведения Экспертной площадки
по вопросам духовно-нравственного просвещения»

Fig. 3. The results of counting the responses of Bashkortostan clergy
to the quote “Assess the relevance of holding an Expert platform
on issues of spiritual and moral education”

По мнению служителей (персонала, волонтеров) религиозных организаций Республики Башкортостан, принявших участие в опросе, на Экспертной площадке не были затронуты такие вопросы, как: «сохранение родных языков», «роль духовенства в преподавании ОРКСЭ в школах», «ислам как религия предков современных башкир». Дана рекомендация по расширению форм работы воскресных школ при сельских храмах и распространению опыта по этой теме.

Следующие два вопроса касались Школы духовного просветителя. Школа – это один из модулей Центра компетенций «Мы просвещаем», направленного на формирование духовно-просветительских компетенций среди башкортостанского духовенства. Вопрос «Что бы Вы хотели узнать, чему научиться, что освоить в Школе духовного просветителя?» предполагал развернутый ответ. Оказалось, что в Школе духовного просветителя участники хотели бы освоить новые технологии в сфере духовно-нравственного просвещения, методики работы с молодежью, инструменты работы воскресных школ.

В Школе духовного просветителя уделяется внимание вопросам подачи заявки на грант и реализации проектов по духовно-нравственному просвещению. И это не случайно: институт духовно-нравственного просвещения находится на этапе своего становления, средства на духовно-просветительские мероприятия специально не выделяются. Хотя государством даются субсидии, которые преимущественно можно использовать для строительства духовно-просветительских центров. Мы видим, что центры пока не работают. Единственным решением запуска духовно-просветительских центров на сегодняшний день остается получение поддержки от фондов-грантодателей.

Мы спросили представителей башкортостанского духовенства, хотели ли они принять участие в таких мероприятиях Школы духовного просветителя, на которых можно научиться разрабатывать заявки для последующей подачи на конкурс грантов.

Рис. 4. Результаты подсчета ответов представителей башкортостанского духовенства
на вопрос «Хотели ли бы Вы научиться разрабатывать заявки на грант?»

Fig. 4. The results of counting the responses of Bashkortostan clergy
to the question “Would you like to learn how to develop grant applications?”

Ответы опрошенных показывают, что большинство (76,5 %) хотели бы освоить компетенции подачи заявки на грант в рамках участия в Школе духовного просветителя. Тогда как 23,5 % в данных компетенциях не нуждаются. В эту группу вошли те респонденты, которые ответили, что только ответственное за просветительскую работу лицо должно заниматься духовно-нравственным просвещением.

Заключение

Результаты опроса по определению отношения духовенства к ДПД, проведенного в рамках Экспертной площадки Центра компетенций «Мы просвещаем», следующие.

  1. Башкортостанское духовенство считает, что служитель (персонал, волонтер) религиозной организации может и призван заниматься просветительской деятельностью, которая способна удовлетворить образовательные потребности и интересы в сфере религиозной культуры и укрепить веру просвещаемых.
  2. Духовным просветителям Республики Башкортостан важно понимать, с какой целью и почему они ведут данную работу. Представители башкортостанского духовенства испытывают потребность в приобретении знаний и навыков просветительской работы. В то же время считают себя носителями духовных, религиозных знаний, готовы поделиться с прихожанами своим опытом, готовы формировать у молодого поколения умения и навыки религиозного способа познания мира, умеют прививать ценностные установки вероучения, проводят (или могли бы проводить) просветительские мероприятия.
  3. Представители духовенства из Республики Башкортостан православной, исламской направленности, традиционной марийской религии подчеркивают важность выработки экспертного мнения относительно духовно-просветительской работы.
  4. Участники Экспертной площадки выявили те темы, на которые хотели бы продолжить обсуждение с экспертами в ДПД: роль преподавания ОРКСЭ в школах, формы работы воскресных школ при сельских храмах, распространение опыта по этой теме, ислам как религия предков современных башкир, проблемы развития языка и история просвещения, конфессиональный подход к оказанию социальной помощи и поддержки нуждающимся, роль воскресных школ, патриотизм, традиции и инновации в духовно-просветительской деятельности.
  5. Служители религиозных организаций Республики Башкортостан, включая духовенство, персонал и волонтеров, выявили потребность в освоении методики и технологии духовно-просветительской деятельности. Большинство из них готовы научиться разрабатывать проекты по духовному просвещению среди населения для последующей подачи заявок на конкурсы грантов.

Список литературы

1. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (дата обращения: 11.12.2023).

2. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения: 11.12.2023).

3. Заявка № 22-1-014191 Центр компетенций «Мы просвещаем»: комплексная поддержка и развитие духовно-нравственного просвещения. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://xn--80afcdbalict6afooklqi5o.xn--p1ai/application/about-project?applicationId=fcfe00e7-a70f-4128-9140-7611d1cbbdbb (дата обращения: 07.02.2022).

4. Батурина О.С. Педагогика духовно-нравственного просвещения: монография. Бирск: ООО МИП «Академия развития»; 2022. 208 с.


Об авторе

О. С. Батурина
Бирский филиал Уфимского университет науки и технологий, АНО по созданию и обеспечению деятельности духовно-просветительского центра «Духовное благолепие» ; Российский государственный профессионально-педагогический университет
Россия

Батурина Оксана Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент, начальник научного отдела, заместитель генерального директора; доцент кафедры профессиональной педагогики и психологии 

г. Бирск ; г. Екатеринбург



Рецензия

Для цитирования:


Батурина О.С. Отношение башкортостанского духовенства к духовно-просветительской деятельности. Minbar. Islamic Studies. 2024;17(3):581-594. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2024-17-3-581-594

For citation:


Baturina O.S. The attitude of the Bashkortostan clergy to spiritual and educational activities. Minbar. Islamic Studies. 2024;17(3):581-594. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2024-17-3-581-594

Просмотров: 127


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2618-9569 (Print)
ISSN 2712-7990 (Online)