Preview

Minbar. Islamic Studies

Расширенный поиск

Международный Саммит по исламской психологии-2024 в Индонезии: обзор докладов и первые итоги

https://doi.org/10.31162/2618-9569-2024-17-4-979-998

Содержание

Перейти к:

Аннотация

   В статье дан обзор выступлений основных докладчиков Международного Саммита по исламской психологии, прошедшего в октябре 2024 года в Джокьякарте (Индонезия). Тема Саммита: «Переосмысление психологии: преобразующая сила исламских принципов в возвышении человеческого достоинства». Саммит организован Международной ассоциацией мусульманских психологов и крупнейшим государственным Университетом Гаджа Мада (Индонезия). Предлагаемый в статье краткий обзор изложенного в докладах спикеров из разных стран позволяет увидеть основные контексты, в которыхь развиваются исламская психология и психологическое консультирование мусульман в настоящее время. Показано, что методами и практиками исламской психологии мусульмане стремятся разрешить социально-психологические проблемы личности и социума, а также развивают науку и образовательные программы во всем мире, способствуют росту духовного и психологического благополучия.

Для цитирования:


Зулайфа Э. Международный Саммит по исламской психологии-2024 в Индонезии: обзор докладов и первые итоги. Minbar. Islamic Studies. 2024;17(4):979-998. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2024-17-4-979-998

For citation:


Zulaifah E. International Summit on Islamic Psychology 2024 in Indonesia: Review of Reports and the First Results. Minbar. Islamic Studies. 2024;17(4):979-998. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2024-17-4-979-998

Введение

Исламская психология как новая перспективная отрасль на стыке психологии и исламской теологии стремительно развивается во всем мире. Чтобы закрепить это развитие, Международная ассоциация мусульманских психологов (IAMP) в сотрудничестве с Университетом Гаджа Мада (UGM) инициировали проведение первого международного Саммита по исламской психологии (IPS-2024). Это мероприятие уже стало важной вехой в развитии исламской психологии и психологического консультирования мусульман во всем мире.

Международный Саммит IPS-2024 проходил 26-27 октября 2024 года и был посвящен следующей теме: «Переосмысление психологии: преобразующая сила исламских принципов в возвышении человеческого достоинства». Саммит IPS-2024 преследует четыре цели:

  1. Установить новый этап в развитии исламской психологии в мире;
  2. Поделиться современными достижениями в области исследований и практики исламской психологии;
  3. Проанализировав заслушанные доклады, опубликовать первое издание справочника по исламской психологии, в который войдут статьи выдающихся ученых в области исламской психологии со всего мира;
  4. Создать возможности для сотрудничества в организации и реализации учебной программы по психологии, соответствующей исламским принципам.

В Саммите приняли участие ученые, практики, студенты-исследователи и специалисты по психическому здоровью со всего мира. До начала Саммита, 24-25 октября, состоялся предшествующий конференции воркшоп, на котором выступили президент Международной ассоциации мусульманских психологов Б. Рийоно, профессор Дж. Ауда и профессор Г.Х. Рассул.

Профессор Багус Рийоно представил участникам свою новую книгу «Тазкия-терапия в исламской психотерапии» [1]. В этой книге изложен авторский подход к тазкия-терапии, которая является целостным психологическим подходом к пониманию человеческой сущности как единства физического, психологического, социального и духовного. Термин «тазкия-терапия» отсылает нас к очищению души, саморазвитию и совершенствованию в соответствии с канонами ислама. Поэтому автор книги показывает, что тазкия-терапия представляет собой динамичный и гибкий подход, который объединяет множество структур и дисциплин для развития человеческой души, познания, эмоций и поведения. Хотя это многомерный подход, процесс терапии является поэтапным, и в средней части книги представлены ключевые этапы терапевтического протокола. В рамках этих шагов терапевту предоставляется семь различных подходов, которые он может адаптировать в соответствии с потребностями клиента в зависимости от того, нужна ли ему помощь с моделями мышления, эмоциональными нарушениями, поведенческими проблемами или дисфункцией нервной системы. Книга заканчивается подробным описанием модели, серией тематических исследований, перспективами обучения и применения для продолжения изучения и практики тазкия-терапии. В ближайшее время планируется перевод книги на русский язык, что будет способствовать развитию представлений об исламском психологическом консультировании.

Профессор Джассер Ауда, президент Глобального института Макасыд и автор известных трудов по методологии макасыд [2], объяснил свой взгляд на возможности использования методологии макасыд в психологии, реализация которой в психологии изложена также в работах Б. Рийоно [3].

Профессор Хуссейн Рассул, автор целого ряда научно-практических изданий по исламской психологии и психологическому консультированию мусульман [4-6], в настоящее время являющийся профессором психологии Университета Чарльза Стурта (Австралия), в рамках практического занятия обсудил с участниками использование некоторых полезных техник для работы с мусульманскими клиентами:

  • Сторителлинг из Корана и хадисов;
  • Метафоры;
  • Визуализация;
  • Чудесный вопрос;
  • Тафаккур (размышление);
  • Активация поведения и анализ снов.

Также в ходе Саммита Х. Рассул представил второе издание книги «Исламское консультирование. Введение в теорию и практику» [4], первое издание которой на русском языке состоялось в 2022 году. Во второе издание включены новые разделы, в том числе раздел по нарративной практике в работе с мусульманскими клиентами. В ходе практического взаимодействия по обсуждению клиентских кейсов, представленных профессором, участники из разных стран могли убедиться в том, что использование всех предложенных методов требует от психолога не только знания религии, но и понимания этнорегиональной культуры клиента. Например, чтобы придумать метафору, психолог должен быть в одном культурном пространстве с клиентом.

Предшествующие Саммиту лекции и практические занятия помогли участникам познакомиться с полезным теоретическим и практическим материалом. Опыт взаимодействия в ходе воркшопа позволил участникам конференции познакомиться друг с другом и настроиться на работу и взаимодействие.

Обзор выступлений участников Саммита по исламской психологии (IPS-2024)

Первый день конференции стартовал с работы секции, которая называлась «Почему исламская психология?». С приветственными обращениями к участникам конференции выступили известные ученые из Индонезии, Малайзии и других стран, после чего спикеры изложили свои доводы относительно необходимости развития исламской психологии в разных странах мира. Б. Рийоно подчеркнул, что психология сегодня является очень важным знанием, помогающим направлять жизнь человека. Психология – это знание о себе со всей динамикой, которая может с нами случиться. В современной психологической науке доминирует западная светская атеистическая точка зрения. При этом мусульмане должны изучать и развивать психологию, основанную на исламском учении, через Коран и хадисы, руководствуясь представлениями о базовой природе человека, о фитре. Чтобы развивать психологию с исламской точки зрения, нам необходимо переопределить цель психологии, объект и методологию [7-9]. Целью изучения дисциплины «Психология на основе исламского мировоззрения», по мнению президента Международной Ассоциации мусульманских психологов, является сохранение и развитие здоровья человеческой души. Исламское учение дает нам знание о том, что жизнь в этом мире – это путешествие, в итоге которого, то есть в будущей жизни, мы вернемся к Аллаху. Б. Рийоно в своем докладе обозначил основные направления развития исламской психологии и психологического консультирования мусульман.

Доктор Ханан Довер [10], клинический психолог, вице-президент Международной ассоциации мусульманских психологов и преподаватель Университета Чарльза Стёрта, Австралия, в своем докладе рассмотрела важнейшие вопросы этики психологического консультирования мусульман, уделяя особое внимание тому, как мусульманские сообщества управляют динамикой доверия к специалистам в области психического здоровья, которые утверждают, что предоставляют «исламскую» психологическую поддержку. Поскольку мусульманские общины часто обращаются за психологической помощью, соответствующей их духовным и культурным ценностям, надежность специалистов-практиков становится центральной проблемой.

Х. Довер рассмотрела последствия неквалифицированной психологической помощи, проблемы стандартизации, аккредитации, информирования и просвещения мусульманских сообществ, а также реализации программ обучения специалистов с учетом культурных особенностей. По мнению Х. Довер, назрела необходимость принятия этического кодекса исламского психолога.

Доктор Хуссейн Рассул обратил внимание участников Саммита на то, что исламская психология – это целостный подход к психологии человека, учитывающий его культурную специфику. Исламская психология предлагает всеобъемлющую структуру, которая объединяет духовные, моральные и психические аспекты человеческого существования. Основанная на исламских учениях, она обращается ко всему человеку – разуму, телу и душе. В настоящее время мир сталкивается с беспрецедентным кризисом психического здоровья, а традиционные психологические подходы часто не учитывают духовный аспект благополучия. Исламская психология предлагает решение, подчеркивая важность духовного баланса, этики и личного развития с помощью таких концепций, как нафс (самость), кальб (сердце) и ‘акль (интеллект). Х. Рассул обратил внимание на то, что исламские этические принципы, такие как терпение, благодарность и покаяние, применимы к проблемам психического здоровья в разных культурах. Кроме того, исламская психология предоставляет практические терапевтические инструменты, такие как основанная на вере когнитивно-поведенческая терапия и нарративная терапия, которые могут применяться в современных клинических условиях. Преодолевая разрыв между верой и наукой, исламская психология предлагает альтернативную модель исцеления, которая затрагивает как духовные, так и психологические аспекты человеческого страдания. Ее актуальность в борьбе с зависимостями, тревогой и депрессией, а также в содействии глобальному психическому благополучию демонстрирует ее потенциал для обогащения как религиозного, так и светского понимания психологии, вселяя надежду на более комплексный подход к психическому здоровью и личностному росту.

Вторая сессия – «Уроки прошлого» – была посвящена обсуждению исторического наследия исламской психологии. Турецкий психолог, профессор Университета Мармара, специалист в области суфийской психологии Сулейман Дерин [11], обратил внимание собравшихся на работы выдающихся средневековых мусульманских ученых в области психологии, таких как Ибн-Баджа, аль-Газали, Ибн-Рушд и многих других. Мусульманские ученые, и в том числе суфии, разработали исламскую психологию, которая стремилась сбалансировать двойственную природу человека. В своем докладе С. Дерин на основе анализа книги аль-Газали «Ихйа’ улюм ад-дин», являющейся сокровищницей психологических идей, а также работ Дж. Руми показал, какие идеи выдающихся мыслителей прошлого востребованы сейчас в разных странах мира.

Рания Аваад [12], профессор Школы медицины Стэнфордского университета и специалист в области психологического здоровья мусульман, напомнила участниками Саммита работы выдающего мусульманского ученого IX века Абу-Зайда аль-Бальхы, чьи труды объединили исламские верования с медициной. Сосредоточив внимание на работе «Пища для души» [13], доктор Рания Аваад показала, насколько подход аль-Бальхы опередил свое время в признании сложной связи между психическим и физическим здоровьем, а также в области различения обсессивно-компульсивного расстройства (ОКР) и вклада в когнитивно-поведенческую терапию (КПТ).

Третья панельная секция – «Исламская психология в разных культурах» – была посвящена рассмотрению особенностей развития теории и практики психологического консультирования мусульман в разных культурных средах. В докладе профессора О. Павловой [14][15], заведующей кафедрой этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования Московского государственного психолого-педагогического университета, основное внимание было уделено комплексному подходу к психологическому консультированию мусульман. Психолог, работающий с мусульманскими клиентами, должен владеть знаниями кросс-культурной психологии, исламской психологии, мультикультурных технологий психологического консультирования и обладать сформированной межкультурной компетентностью, позволяющей гибко использовать различную методологию для психологического консультирования мусульман. Докладчик поделилась особенностями осуществления психологического консультирования мусульман в странах постсоветского пространства и раскрыла основные социально-психологические особенности мусульман – представителей разных этнических групп.

Профессор Акбар Хусайн [16] из Алигархского мусульманского университета (государственного университета г. Алигарх, Индия) рассмотрел в своем докладе достижения в области исламской психологии в Индии за последние три десятилетия. Индийские мусульманские психологи и исламские ученые играют ключевую роль в формировании этой области, внося свой вклад в научные публикации, впечатляющие презентации, а также организуя семинары и конференции на национальном и международном уровнях. Такие курсы и семинары, как «Исламское консультирование» и «Развитие личности», могут значительно улучшить возможности трудоустройства мусульманских психологов Индии, предоставляя студентам возможность овладеть уникальными культурно значимыми навыками. Эти курсы, преподаваемые факультетами психологии или в сотрудничестве с другими факультетами, такими как образование, исламоведение, социальная работа и теология, послужат преодолению разрыва между теорией и практикой, предлагая студентам как интеллектуальную глубину, так и практические компетенции. Профессор А. Хусейн подчеркнул, что в мире, где культурно обусловленные услуги по охране психического здоровья становятся все более востребованными, включение исламской психологии в академические учебные программы является не только академическим усовершенствованием, но и важным шагом на пути к всестороннему развитию специалистов в области психического здоровья, благодаря которому можно преодолеть разрыв между современной психологией и исламскими традициями, предлагая эффективные решения для общества.

Профессор Абдур Рашид Скиннер [17], клинический психолог и преподаватель целого ряда известных университетов Великобритании, в числе которых Лидсский университет, Шеффилдский университет и Кембриджский мусульманский колледж, рассказал о том, как концептуализация исламской психологии получила распространение в Великобритании (при поддержке профессора Малика Бадри), а также проанализировал учебные курсы и клинические услуги, которые в результате этого возникли, в частности в области детской и педагогической психологии.

Четвертая сессия Саммита была посвящена рассмотрению темы «Счастье и этика» в мусульманском понимании. В своем докладе спикер из США, доктор Амбер Хак [18], рассказал участникам Саммита о том, что стремление к счастью – универсальная потребность человека, однако понимание счастья варьируется для каждого конкретного человека как что-то персональное. Доктор А. Хак показал различия между светским и исламским взглядами на счастье, а также обсудил терминологию, связанную со счастьем, найденную им в Коране и во взглядах ранних исламских ученых на эту тему. Автор затронул биопсихосоциальные факторы, способствующие всестороннему пониманию счастья, а также поделился перспективами и возможностями исследования счастья в мусульманских странах.

Декан психологического факультета Университета Мухаммадия (Суракарта, Индонезия) доктор Тауфик Кастури [19], представил свое видение проблематики счастья и психологического благополучия с точки зрения ислама и реализации в мусульманских социумах. Он подчеркнул, что благополучие связано со всеми аспектами жизни: от физического и психического здоровья до хорошего качества жизни, позволяющего человеку преодолевать различные жизненные проблемы и выживать в ней. В контексте психологии считается, что человек достиг состояния благополучия, когда он почувствовал счастье и удовлетворенность жизнью, основанные на его ценностях. Счастье и удовлетворенность субъективны, и каждый чувствует и понимает их по-своему.

Между тем, как подчеркнул спикер, Коран учит мусульман, что благополучие основывается не только на субъективных личных предпочтениях, но и на том, насколько человек строит свою жизнь согласно правилам, которые установлены как в Коране, так и в Сунне. Другими словами, считается, что мусульманин достиг благополучия, если он основывает свою жизнь на исламском учении, с помощью которого он обретет счастье и удовлетворение в жизни. Доклад Т. Кастури носил практико-ориентированный характер, включал много интересных примеров, в том числе из жизни российских мусульман, к которым спикеры из Индонезии относятся с большим интересом и уважением.

Автор данной статьи, заместитель декана психологического факультета Исламского университета Индонезии (Джокьякарта, Индонезия), доктор Эми Зуляйфа [20] в своем выступлении уделила внимание вопросу, способствует ли соблюдение этических принципов, в частности в трудовой этике, счастью человека. Основное внимание было сосредоточено на принципах, называемых Коранической трудовой этикой. Автор рассказала о структуре этих принципов, а также о некоторых эмпирических исследованиях, проведенных с целью определения их влияния на эффективность трудовой деятельности сотрудников.

Пятая сессия Саммита была сосредоточена на рассмотрении исламской психологии в контексте решения психологических проблем мусульман. Профессор психологического факультета Университета Гаджа Мада (Джокьякарта, Индонезия) Диана Сетиявати [21] рассказала участникам Саммита о соотношении представлений о психологическом здоровье человека, основанных на исламском и светском понимании. Коран как руководство для человека должен служить основополагающим источником интеграции психологии с исламскими знаниями. Кроме того, работы мусульманских ученых, основанные на Коране и Сунне, должны выступать в качестве мостов для достижения этой цели. Критический обзор психологических проблем, изложенных в DSM (Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам), показывает, что многие психические заболевания связаны с заболеваниями духовного сердца (кальб). Кроме того, социальные проблемы, такие как нарушения прав человека, сексуальное насилие, наркомания и другие, часто возникают по аналогичной причине. Эти проблемы возникают потому, что психологи либо неправильно поняли, либо не смогли должным образом интерпретировать руководство Творца в отношении человеческого поведения.

Профессор Международного исламского университета Исламабада (Пакистан) Мухаммад Тахир Халили [22][23] обратил внимание собравшихся на то, что отношения между религией и духовностью уже давно являются предметом размышлений и дискуссий. Духовность часто воспринимается как глубоко личное стремление к божественному, которое может происходить как внутри формальных религиозных рамок, так и за их пределами. Религия, наоборот, понимается как организованная система верований и практик, часто связанная с институциональными структурами. По мнению докладчика, эта дихотомия привела к воспринимаемому разделению, при котором духовность рассматривается как личный опыт высшего сознания, иногда независимый от устоявшихся религиозных доктрин. Такое расхождение может привести людей к неодобренным духовным путешествиям, что потенциально приведет к созданию персонализированных доктрин, основанных на индивидуальном опыте. С другой стороны, те, кто строго придерживается институционализированной религии, не развивая личных, внутренних отношений с Аллахом, могут испытывать чувство духовной пустоты, сводя религиозные практики к простым рутинным ритуалам, лишенным более важного смысла и духовной глубины. В своем докладе М.Т. Халили стремился преодолеть разрыв между религией и духовностью, уделяя особое внимание их пересечению в рамках исламской психологии. Автор поделился результатами проведенного эмпирического исследования, первый этап которого включал разработку надежного инструмента оценки под названием «Шкала болезней нафса (MNS)» [22]. Автор представил в своем докладе этапы разработки и проверки надежности данной шкалы, а также возможные варианты ее использования в рамках исследований болезней нафса мусульман. В результате эмпирического анализа выявлены одиннадцать различных факторов, связанных с заболеваниями нафса, каждый из которых демонстрирует удовлетворительную надежность (показатель Кронбаха находится в диапазоне от 0,72 до 0,97). Эти факторы включали гнев, высокомерие, алчность, разрыв социальных связей, зависть, нечестность, хвастовство, клевету, насмешки и материализм. Исследования показывают, что шкала MNS становится ценным инструментом как для исследований, так и для вмешательства в исламскую психологию, предоставляя стандартизированный метод для изучения сложных взаимосвязей между психологическим благополучием и исламскими принципами тазкия (очищение нафса).

На втором этапе исследование перешло к разработке психосоциального вмешательства, направленного на устранение выявленных заболеваний нафса. Был создан комитет, в состав которого вошли клинические и исламские психологи, которые создали руководство по дидактической терапии, объединяющее научно обоснованные психосоциальные вмешательства с традиционными исламскими средствами лечения. Настоящее руководство служит комплексным руководством по лечению конкретных заболеваний, выявленных MNS. Затем вмешательство было применено к группе из 30 мусульман в возрасте 18–30 лет с использованием экспериментального плана для одной группы. Эффективность вмешательства оценивалась по изменениям показателей MNS, дополненным качественным анализом субъективного опыта участников.

Проведенное исследование [22] вносит значительный вклад в область исламской психологии, гармонизируя духовную мудрость с современными научными подходами. Оно также обеспечивает модель интеграции духовности с традиционными практиками психического здоровья, способствуя более целостному подходу к психологическому благополучию в контексте исламской психологии. Данное исследование представляет собой попытку заново открыть и укрепить связь между религией и духовностью в рамках исламской психологии. Это указывает на то, что духовность, если она прочно закреплена в богооткровенных религиозных практиках и руководящих принципах, может эффективно интегрироваться с традиционными исламскими учениями.

Шестая панельная сессия была посвящена рассмотрению различных вопросов, связанных с проблемами личности и организационной психологией. Профессор Государственного Исламского университета Джамиа Миллия (Дели, Индия) Навед Икбал [24] раскрыл проблемы мусульман, связанные с исламофобией, проявления которой можно увидеть во всем мире. Исламофобия, по мнению спикера, хотя и является современным термином, представляет собой давнее явление предрассудков и дискриминации в отношении ислама и мусульман. В своем выступлении он рассмотрел исламофобию с психологической точки зрения, с акцентом на роль средств массовой информации в укоренении негативных стереотипов. В средствах массовой информации ислам часто путают с насилием и терроризмом, создавая атмосферу страха и недоверия. С когнитивной точки зрения стереотипы и предубеждения формируют то, как аудитория обрабатывает информацию об исламе, усиливая исламофобские настроения. Влияние на мусульманскую идентичность исламофобии является глубоким, поскольку многие из мусульман принимают стратегии, чтобы скрыть или преуменьшить свою религиозную идентичность, чтобы избежать стигмы. Социально-экономические последствия исламофобии включают дискриминацию при приеме на работу, ограничение доступа к ресурсам и усиление социальной изоляции, а ее психологические последствия способствуют тревоге, страху и снижению благополучия. Рассматривая исламофобию одновременно как форму религиозных предрассудков и расовой дискриминации, автор призвал к более широкому пониманию ее глобальных проявлений и острой необходимости системных решений для устранения ее широкомасштабных последствий.

Профессор Международного исламского университета Малайзии Шукран Абдуррахман [25][26] представил участникам Саммита свое видение того, что в современном мире психология – это признанная дисциплина, которая привлекает внимание студентов, ученых и практиков. При изучении этой области возникает целый ряд важных вопросов относительно ее источников, характера, сферы охвата, этики и практики. Ответы на эти вопросы глубоко укоренились в ценностных основах, системах убеждений, местных традициях и исторических контекстах тех, кто их рассматривает. В этом контексте автор исследует исламскую психологию с акцентом на ее эпистемологические, онтологические, аксиологические и телеологические основы.

Профессор Рахматуллах Хан [27], эксперт в области кросс-культурной и исламской психологии из Университета Селангора Малайзии, подчеркнул, что психологическое благополучие имеет решающее значение для здоровья и функционирования сообществ и организаций. По мнению спикера, исламская психология предлагает уникальную перспективу, интегрируя духовные и этические аспекты в решение психологических проблем. В своем докладе он изложил собственный взгляд на то, как исламская психология комплексно решает проблемы психического здоровья в сообществах и организациях.

В ходе Саммита его участники провели организационную встречу руководства Международной ассоциации мусульманских психологов. Организация была основана еще в 2006 году автором современного представления об исламской психологии – доктором Маликом Бадри. На организационном собрании был предложен и утвержден новый состав руководящего органа Ассоциации – Совета попечителей, куда вошли: М.Т. Халили, Г.Х. Рассул, О. Павлова, Т. Кустури, Ш. Абдуррахман, А. Хак, Р. Хан, Н. Икбал, Субанди, Э. Зуляйфа. В качестве Президента Ассоциации собравшиеся единогласно поддержали действующего руководителя Ассоциации Б. Рийоно, вице-президентом продолжит свою деятельность Х. Довер, а деятельность генерального секретаря продолжит осуществлять Д. Сетиявати. Были выбраны ответственные за различные направления развития ассоциации, среди которых, в частности, исследовательская и публикационная деятельность, развитие клинической практики, выработка этического кодекса, а также реализация образовательных программ по исламской психологии и психологическому консультированию мусульман в различных университетах мира. Попечительский совет Международной ассоциации призвал более активно развивать публикационную деятельность главного печатного органа Ассоциации – Международного журнала по исламской психологии. Также было предложено открыть международную программу докторантуры по исламской психологии и организовать международный Центр исламской психологии. Ассоциация должна активнее развивать сотрудничество с вузами различных стран (в том числе с МГППУ, с которым в 2019 году было заключено оглашение о сотрудничестве на 10 лет). Кроме того, необходимо создание в рамках ассоциации специального органа, который сможет аккредитовывать специалистов в области исламской психологии и психологического консультирования мусульман.

Заключение

Таким образом, обзор выступлений спикеров первого международного Саммита по исламской психологии, состоявшегося в октябре 2024 года в Университете Гаджа Мада (Джокьякарта, Индонезия), показывает, что во всем мире назрела потребность более интенсивно интегрировать психологическую науку и практику с этнорелигиозными и региональными ценностями и потребностями мусульманских клиентов. Развитие межкультурной компетентности специалистов, построение психологического консультирования мусульман на основе развития исламской психологии – задачи, которые должны решать специалисты разных стран с учетом того социокультурного контекста, в котором они живут.

В этой связи возрастает координирующая роль Международной ассоциации мусульманских психологов, которая должна устанавливать этические требования в отношении подготовки и профессиональной квалификации мусульманских психологов, развивать и реализовывать образовательные программы, распространяя лучший профессиональный опыт психологического консультирования мусульман. Издание научных статей и практических руководств по консультированию верующих клиентов, аккредитация и сертификация специалистов – важнейшие задачи ассоциации, которая призвана устанавливать высокие стандарты качества профессиональной помощи в области психологического здоровья мусульман.

Список литературы

1. Riyono B. Tazkiya Therapy in Islāmic Psychotherapy. Routledge; 2024. 70 p.

2. Ауда Дж. Макасид аш-шариа как философия исламского права. Системный подход. Баку: Общественное объединение «Идрак»; 2018. 272 с.

3. Рийоно Б. Построение теории базового потенциала человека на основе посланий Корана: исследование по методологии макасид. Minbar. Islamic Studies. 2023;16(2):449–475. DOI: 10.31162/2618-9569-2023-16-2-449-475

4. Рассул Г.Х. Исламское консультирование: введение в теорию и практику. М.: Ассоциация психологической помощи мусульманам; 2022. 392 с.

5. Rassool G.H., Nawaz J., Latif S. & Mudassar U. Development and psychometric evaluation of a scale for measuring the conception of Islamic psychology. Pakistan Journal of Clinical Psychology. 2023;22(2):69–79.

6. Rassool G.H. & Keskin Z. Positioning the self (Nafs) in Islamic psycho-spirituality. Journal of Spirituality in Mental Health. 2023:1–10. DOI: 10.1080/19349637.2023.2264848

7. Riyono B. The scientifi c principles of Islamic psychology. International Journal of Islamic Psychology. 2022;5(1):30–36.

8. Riyono B. Constructing the theory of human basic potential based on Quranic messages: Study with Maqasid methodology. Journal of Islamic Psychology. 2023:16(2):449–475. DOI: 10.31162/2618-9569-2023-16-2-449-475

9. Riyono B. & Himam F. In search for anchors: The fundamental motivational force in compensating for human vulnerability. Gadjah Mada International Journal of Business. 2012;14(3):229-252.

10. Dover H., Miner M. & Dowson M. The nature and structure of Muslim religious reflection. Mental Health, Religion & Culture. 2007;10(4):383–396. DOI: 10.1080/15564900701614858

11. Subandi M. A., Derin S. & Setiyawati D. Al Ghazaliʼs concept of diseases of the spiritual heart and its signifi cance to the DSM-5-TR diagnosis. Journal of Religion and Health. 2024;63(1):490–514.

12. Awaad R., Nursoy-Demir M., Khalil A. & Helal H. Islamic civilizations and plagues: The role of religion, faith, and psychology during pandemics. Journal of Religion and Health. 2023;62(2):1–15. DOI: 10.1007/s10943-023-01765-z

13. Аль-Балхи Абу Зайд. Пища для души. Когнитивно-поведенческая терапия врача девятого века. Бадри М. (пер. и аннот. рукописи девятого века); Мамедова Л. (пер.). М.: Международный институт исламской мысли, ОО «Идрак», Ассоциация психологической помощи мусульманам; 2019. 110 с.

14. Павлова О.С. Психологическое консультирование мусульман: анализ зарубежных источников. Современная зарубежная психология. 2018;7(4):46–55. DOI: 10.17759/jmfp.2018070406

15. Павлова О.С., Бариева Н.Ю., Баирова З.М. Исламская психология за рубежом: состояние и перспективы развития. Minbar. Islamic Studies. 2018;11(4):850–865. DOI: 10.31162/2618-9569-2018-11-4-850-865

16. Husain A. Islamic psychology: Emergence of a new field. New Delhi: Global Vision Publishing Ho; 2006. 235 р.

17. Skinner R. An Islamic approach to psychology and mental health. Mental Health, Religion & Culture. 2010;13(6):547–551.

18. Haque A., Khan F., Keshavarzi H. & Rothman A.E. Integrating Islamic traditions in modern psychology: Research trends in last ten years. Journal of Muslim Mental Health. 2016;10(1):75–100.

19. Kasturi T. Positive psychology: A review from an Islamic perspective. In Contextualising Islam in Psychological Research. Kuala Lumpur: IIUM Press; 2021, pp. 119–146.

20. Zulaifah E. Work ethic from Qurʼanic Maqasid approach: An introduction and preliminary theoretical development. Journal of Islamic Psychology. 2019;12(1):251–266. DOI: 10.31162/2618-9569-2019-12-1-251-266

21. Subandi M.A., Derin S. & Setiyawati D. Al Ghazaliʼs concept of diseases of the spiritual heart and its signifi cance to the DSM-5-TR diagnosis. Journal of Religion and Health. 2024;63(1):490–514.

22. Ijaz S., Khalily M. T., Al-Karam C. Y. & Hallahan, B. The development and validation of the Maladies of the Nafs Scale (MNS). Migration Letters. 2024;21(S9):92–108.

23. Khalily M.T. Schema perpetuation and schema healing: A case vignette for schema focused therapy in Islamic perspective. Islamic Studies. 2012;51(3):327–336.

24. Iqbal N. & Skinner R. Islamic psychology: Emergence and current challenges. Archive for the Psychology of Religion. 2021;43(1):65–77.

25. Rahman S.A. The epistemology, ontology, and axiology of psychology from Islamic perspectives (Imam Nursi as a model). The Journal of Risale-i Nur Studies. 2020;3(2):14–27.

26. Rahman S.A. Leveraging the use of development centre in workforce development: Salient guide from the Qurʼan and Hadīth. In Contextualising Islam in Psychological Research. Kuala Lumpur: IIUM Press; 2021, pp. 147–165.

27. Khan R.K.A.W. An interview with Professor Malik Badri about his contributions to the Islamisation of psychology. Intellectual Discourse. 2015;23(1):159–172.


Об авторе

Э. Зулайфа
Исламский университет Индонезии
Индонезия

Эми Зулайфа, доктор философии, преподаватель психологии, член Попечительского Совета Международной ассоциации мусульманских
психологов, редактор Международного журнала по исламской психологии

Центр исследований по исламской психологии; психологический факультет

Джокьякарта



Рецензия

Для цитирования:


Зулайфа Э. Международный Саммит по исламской психологии-2024 в Индонезии: обзор докладов и первые итоги. Minbar. Islamic Studies. 2024;17(4):979-998. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2024-17-4-979-998

For citation:


Zulaifah E. International Summit on Islamic Psychology 2024 in Indonesia: Review of Reports and the First Results. Minbar. Islamic Studies. 2024;17(4):979-998. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2024-17-4-979-998

Просмотров: 270


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2618-9569 (Print)
ISSN 2712-7990 (Online)