Preview

Minbar. Islamic Studies

Расширенный поиск

Представление башкортостанского духовенства о духовно-нравственном просвещении

https://doi.org/10.31162/2618-9569-2025-18-1-101-118

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Духовно-просветительской работе как внерелигиозной социально ориентированной деятельности религиозных организаций в современных исследованиях уделяется недостаточное внимание, хотя духовные просветители испытывают высокую потребность в освоении компетенций в этой сфере. Учитывая актуальность вопроса, в работе представлены результаты научного исследования представлений о духовно-нравственном просвещении у служителей религиозных организаций Республики Башкортостан. Исследование проведено в рамках проекта «Центр компетенций «Мы просвещаем»: комплексная поддержка и развитие духовно-нравственного просвещения» при содействии Фонда Президентских грантов. Опрос по актуальным вопросам духовно-нравственного просвещения показал, что для башкортостанского духовенства приоритетным в просветительской работе является нравственное направление. Просвещение, в отличие от образования и миссионерства, направлено на достижение уникальной цели и имеет своеобразное содержание. Одна категория респондентов характеризует духовно-нравственное просвещение со светской точки зрения, другая – с религиозной. В этом вопросе у духовенства пока нет единого мнения. Служители религиозных организаций Республики Башкортостан (персонал и волонтеры) испытывают потребность в освоении духовно-просветительских компетенций. 

Для цитирования:


Батурина О.С. Представление башкортостанского духовенства о духовно-нравственном просвещении. Minbar. Islamic Studies. 2025;18(1):101-118. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2025-18-1-101-118

For citation:


Baturina O.S. The ideas of the Bashkortostan clergy about spiritual and moral enlightenment. Minbar. Islamic Studies. 2025;18(1):101-118. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2025-18-1-101-118

Введение

В рамках федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014–2020)»1 в форме субсидии оказывается поддержка духовно-просветительским центрам – некоммерческим организациям, осуществляющим духовно-просветительскую деятельность. Духовно-просветительская деятельность (далее – ДПД) приобрела статус самостоятельного направления внерелигиозной социально ориентированной деятельности религиозных организаций, которая реализуется преимущественно в духовно-просветительских центрах.

В религиозных организациях к духовно-просветительской работе привлекаются те представители духовенства, которые в большей степени заинтересованы, мотивированы или обладают некоторыми умениями работы с людьми. Это могут быть разные категории духовных лиц: священнослужители, религиозный персонал и волонтеры религиозных организаций. Мы полагаем, что осуществление данной деятельности требует соответствующих компетенций от духовенства, в первую очередь педагогических. Выделение педагогических компетенций в структуре ДПД не случайно. ДПД, по нашему мнению, является специфической областью образования, осуществляется в целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов в сфере духовной культуры.

Несмотря на высокую значимость исследований в сфере духовно-нравственной культуры [1-9], в настоящее время в России не осуществляется специальная подготовка духовенства к духовно-просветительской деятельности, в то время как это направление работы способствует просвещению населения о духовно-нравственных ценностях и может быть включено в федеральную повестку в рамках реализации Указа Президента РФ от 8 ноября 2022 г. № 8092.

Материалы и методы исследования

В рамках проекта «Центр компетенций «Мы просвещаем»: комплексная поддержка и развитие духовно-нравственного просвещения»3, реализуемого Духовно-просветительским центром Бирской епархии совместно с Бирским филиалом Уфимского университета науки и технологий (до ноября 2022 г. – Бирским филиалом Башкирского государственного университета) при содействии Фонда Президентских грантов по развитию гражданского общества, было изучено представление служителей религиозных организаций Республики Башкортостан (персонала и волонтеров) о духовно-нравственном просвещении. Для этого был разработан «Опрос по актуальным вопросам духовно-нравственного просвещения». Респондентам предлагалось дать экспертную оценку по актуальным вопросам духовно-нравственного воспитания и развития населения посредством духовно-просветительской деятельности, отвечая на ряд вопросов. Ответить на вопросы участники могли устно, письменно или на специальной цифровой платформе. В целях повышения мотивации участия в опросе каждому участнику была предоставлена возможность войти в состав экспертов Центра компетенций «Мы просвещаем». По окончании исследования все участники опроса были номинированы дипломом эксперта.

Исследование проводилось в 2022 году. В нем приняли участие 146 представителей духовенства Республики Башкортостан православной, мусульманской направленности и традиционной марийской религии.

Результаты

В основе вопроса 1 «На что направлена просветительская работа служителя религиозной организации в первую очередь?» лежит определение просветительской деятельности, которая, в соответствии с внесенными изменения в Федеральный закон № 85-ФЗ от 05.04.2021 «Об образовании в Российской Федерации», реализуется «в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов»4. В качестве вариантов ответов респондентам были предложены такие направления развития личности: 1) интеллектуальное, 2) духовно-нравственное, 3) творческое, 4) физическое и 5) профессиональное. Участники опроса могли выбрать несколько вариантов ответов. Рассмотрим полученные результаты, которые представлены в наглядном виде на рисунке 2.

Рис. 1. Результаты подсчета ответов башкортостанского духовенства на вопрос «На что направлена просветительская работа служителя религиозной организации в первую очередь

Fig. 1. The results of counting the answers of Bashkortostan clergy to the question “What is the educational work of a minister of a religious organization aimed primarily at?”

 

Ответы, представленные на рисунке 1, показывают, что служители религиозных организаций в осуществляемой ими просветительской работе в первую очередь видят духовно-нравственное развития человека. При этом данный вариант ответа был выбран всеми участниками. 23,5% опрошенных отметили, что просветительская работа способствует интеллектуальному развитию, 11,8% участников выбрали вариант ответа «творческое развитие человека». Профессиональное развитие человека было отнесено к направлению просветительской работы религиозной организации только одним участником. Вариант «физическое развитие» не был выбран. Один из участников опроса дал дополнительный ответ: «повышение уровня церковной грамотности». Можно сказать, что башкортостанское духовенство придает просветительской работе, проводимой религиозной организацией, духовно-нравственный характер. Духовно-нравственное просвещение в их представлении является приоритетным.

Вопросы 2-4 направлены на выявление понимания просветительской деятельности представителями башкортостанского духовенства как внерелигиозного социально ориентированного направления работы религиозной организации. В наших исследованиях мы предполагаем, что просветительская деятельность уникальна и своеобразна и не сводится к образовательной и миссионерской деятельности, хотя имеет определенные схожие черты.

Вопрос 2 «Какие Вы видите отличия просветительской деятельности от образовательной?» предполагал развернутый ответ. Те респонденты, которые дали ответы, выявляли отличия и приводили конкретные примеры. Полученные ответы мы решили представить в виде сравнительной таблицы, выделив соответствующие признаки.

Таблица 1 / Table 1

Систематизация ответов башкортостанского духовенства на вопрос «Какие Вы видите отличия просветительской деятельности от образовательной?»

Systematization of answers of Bashkortostan clergy to the question “What do you see as the differences between educational activity and enlightenment activity?”

№ п/п

Признаки отличий

Просветительская деятельность

Образовательная деятельность

1.

Программа

«осуществляется вне рамок образовательных программ»

«наличие образовательной программы»;

«по определенной программе;

«имеет программу»

2.

Место проведения

ответов нет

«проводится в образовательном учреждении»

3.

Цель

«развитие нравственных начал»;

«духовно просвещает человека»;

«распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков»;

«пробуждает интерес к своей истории, родному языку, заинтересовывает молодежь заниматься изучением своего края»

«передача информации»;

«даёт знание»;

«решение задач воспитания, развития и обучения личности»

4.

Целенаправленность

«получение знаний добровольное»;

«более свободная деятельность»

«процесс целенаправленного, последовательного взаимодействия субъектов образования»

5.

Системность, целостность

ответов нет

«ставит целью образование, которое является системным и целостным»

6.

Глубина

«поверхностная минимальная информация»;

«расширяет, углубляет знания, полученные в процессе образовательной деятельности»;

«имеет более широкий диапазон охвата знаний для их последующего освоения»;

«дает знания по всем областям»

«глубокий процесс изучения наук»

7.

Контроль

ответов нет

«определённый контроль знаний обучающихся в итоге»

Систематизация ответов, представленных в таблице 1, показывает, что башкортостанское духовенство отличает просветительскую деятельность от образовательной и выделяет ряд ее особенностей. Отличия касаются программы, места проведения, цели и контроля результатов деятельности, а также целенаправленности, системности, целостности и глубины.

На вопрос 3 «Способствует ли освоение человеком основ религиозной культуры его вероисповеданию, обращению в религию?» респонденты могли ответить «Да» или «Нет».

Рис. 2. Результаты подсчета ответов представителей башкортостанского духовенства на вопрос «Способствует ли освоение человеком основ религиозной культуры его вероисповеданию, обращению в религию?»

Fig. 2. The results of counting the answers of Bashkortostan clergy to the question “Does mastering the basics of religious culture by a person contribute to his/her religious belief, conversion to religion?”

Результаты, представленные на рисунке 2, наглядно показывают, что 88,2% представителей башкортостанского духовенства согласны с утверждением о том, что «освоение основ религиозной культуры способствует его вероисповеданию, обращению в религию», тогда как 11,8% опрошенных не согласны.

Вопрос 4 «Какие Вы видите отличия просветительской деятельности от миссионерской?» предполагал развернутый ответ. Вопрос был необязательным, но некоторые участники опроса дали свои ответы.

Таблица 2 / Table 2

Систематизация ответов представителей башкортостанского духовенства на вопрос «Какие Вы видите отличия просветительской деятельности от миссионерской?»

Systematization of answers of Bashkortostan clergy to the question “What do you see as the differences between the educational and missionary activities?”

Светский подход к просветительской деятельности

Миссионерская деятельность

Религиозный подход к просветительской деятельности

- «образовательная цель»;

- «разновидность неформального образования; деятельность, направленная на распространение достижений науки и культуры»;

- «обучение, просвещение»;

- «не ограничивается вероучительными знаниями»;

- «не подразумевает призыва к принятию какой-либо веры, то есть вхождения в число исповедующих ту или иную религию»;

- «проводить просветительские мероприятия, изучать историю, проводить научные конференции»;

- «просветительская – без корысти»

- «направлена на тех, кто еще таковым не является [верующим]»;

- «имеет целью обращение неверующих людей к Богу»;

- «цель – в обращении в свою веру»;

- «распространение религиозных убеждений»;

- «осуществляется среди лиц, не являющихся участниками данного религиозного объединения»;

- «признается деятельность религиозного объединения, направленная на распространение информации о своем вероучении»;

- «направлена на донесение религии до людей»;

- «может быть подкуп»

- «просвещение людей уже крещёных, но не воцерковленных, не знакомых с богатством духовной культуры»;

- «направлена преимущественно на членов Церкви»;

- «просвещают тех людей, кто уже в религии»;

- «даёт возможность верующему человеку более глубокого познания Бога»;

- «можно шире развернуть в своих храмах»

Анализируя ответы, приведенные в таблице 2, можно сказать, что представители башкортостанского духовенства едины во мнении о миссионерской деятельности, в то время как позиции относительно просветительской деятельности, в отличие от миссионерской, у представителей башкортостанского духовенства расходятся. Ответы в первой колонке таблицы 2 представляют просветительскую деятельность с точки зрения светского подхода, тогда как в третьей колонке – глубоко религиозного.

В вопросе 5 «С какими категориями населения надо вести духовно-просветительскую деятельность в первую очередь?» были подобраны разные возрастные, социальные, профессиональные категории населения. В таблицу вошли только те категории населения, которые были выбраны респондентами. Респонденты, отвечая на вопрос 4, могли выбрать несколько вариантов ответа. Частота выборов респондентами категорий населения представлена в таблице 2.

Таблица 3 / Table 3

Результаты подсчетов ответов башкортостанского духовенства на вопрос «С какими категориями населения надо вести духовно-просветительскую деятельность в первую очередь?»

The results of counting the answers of Bashkortostan clergy to the question “With which categories of population should spiritual-educational activities be conducted first of all?”

№ п/п

Категории населения

Частота выборов (в %)

1.

молодежь

100

2.

дети

76,5

3.

взрослая категория населения

47,1

4.

люди с различными формами зависимости

41,2

5.

осужденные

35,3

6.

сотрудники правоохранительных органов

29,4

7.

люди пожилого возраста

29,4

8.

люди с ограниченными возможностями здоровья

23,5

9.

военнослужащие

23,5

10.

сироты

17,6

11.

врачи и медицинский персонал

17,6

12.

хронически больные люди и часто болеющие

11,8

13.

представители бизнеса

5,9

Таблица 3 в наглядном виде показывает, что служители (персонал и волонтеры) религиозных организаций Республики Башкортостан считают, что в первую очередь следует проводить духовно-просветительскую работу с молодежью (100%), детьми (76,5%). 47,1% опрошенных полагают, что в духовном просвещении нуждаются взрослая категория населения и 41,2% – люди с различными формами зависимости. По мнению представителей башкортостанского духовенства, духовно-нравственное просвещение следует проводить с осужденными (35,3%), сотрудниками правоохранительных органов (29,4%), людьми пожилого возраста (29,4%), людьми с ограниченными возможностями здоровья (23,5%), военнослужащими (23,5%). Среди всех вариантов ответов не были выбраны «спортсмены», «сотрудники общественного питания» и «водители». С точки зрения духовно-просветительской работы для служителей религиозных организаций данные категории не представляют интереса.

В рамках реализации проекта Центра компетенций «Мы просвещаем» командой проекта разрабатываются методические материалы по духовно-нравственному просвещению:

1) для детей – «Примерная программа духовно-нравственного просвещения детей младшего школьного возраста» [10];

2) для подростков – «Примерная программа духовно-нравственного просвещения детей и подростков в период летних каникул» [11];

3) для пожилых людей – «Примерная программа духовно-просветительского лектория для людей “серебряного” возраста» [12].

Проведенный опрос позволяет нам определить дальнейшие направления методической работы. Исходя из ответов опрошенных, мы увидели, что необходимо разработать примерные программы просвещения для молодежи, взрослых людей, людей с разными формами зависимости и осужденных. Данные программы будут способствовать развитию духовно-просветительской работы в Республике Башкортостан.

В наших исследованиях, которые опубликованы в монографии «Педагогика духовно-нравственного просвещения» [13], были определены методы духовно-нравственного просвещения, а именно:

- наглядные формы просвещения (листок, буклет, плакат, памятка);

- индивидуальная и групповая беседы, выступление на радио и ТВ;

- коллегиальное обсуждение; лекция как форма просвещения;

- выступление просветителя на совещании, семинаре;

- публицистическая статья просветителя в СМИ;

- ведение постоянной рубрики на просветительском сайте;

- социальный опрос по просветительской теме;

- комментарии просветителя к сообщениям в социальных сетях;

- видеовыступления на проблемные темы в социальных сетях;

- ответы на вопросы в социальных сетях;

- объявления о просветительских мероприятиях;

- инфографика на просветительскую тему в социальных сетях;

- консультации просветителя по видеосвязи;

- интервью с просветителем;

- открытые просветительские онлайн-курсы;

- просветительские статьи в газетах, журналах.

Используя теоретические изыскания, мы составили вопрос 6 «Какие методы духовно-нравственного просвещения Вы используете (могли бы использовать)?». Как и в предыдущих вопросах, респонденты могли выбрать несколько вариантов ответов.

Таблица 4 / Table 4

Результаты подсчетов ответов башкортостанского духовенства на вопрос «Какие методы духовно-нравственного просвещения Вы используете (могли бы использовать)?»

The results of counting the answers of Bashkortostan clergy to the question “What methods of spiritual and moral education do you use (could use)?”

№ п/п

Методы духовно-нравственного просвещения

Частота выборов (в %)

1.

Индивидуальная и групповая беседы, выступление на радио и ТВ)

94,1

2.

Наглядные формы просвещения (листок, буклет, плакат, памятка)

58,8

3.

Лекция как форма просвещения

58,8

4.

Выступление просветителя на совещании, семинаре

41,2

5.

Коллегиальное обсуждение

23,5

6.

Публицистическая статья просветителя в СМИ

23,5

В таблице 4 отображены только те методы духовно-нравственного просвещения, которые респонденты выбирали наиболее часто. Самым предпочтительным методом духовно-нравственного просвещения, с точки зрения служителей религиозных организаций Республики Башкортостан (персонала и волонтеров), является беседа. Этот вариант ответа выбрали 94,1% опрошенных. Беседа в просвещении может быть разной: индивидуальной, групповой, в форме выступления на радио и ТВ.

Немногим более половины участников опроса, а именно 58,8%, выбрали наглядные формы просвещения (листок, буклет, плакат, памятка) и лекцию в качестве форм работы, которые они используют (или могли бы использовать) в духовно-нравственном просвещении.

41,2% опрошенных видят эффективность просветительской работы в выступлениях на совещаниях, семинарах.

Также актуальными формами просветительской работы являются коллегиальное обсуждение и публицистическая статья просветителя в СМИ. Эти варианты ответов выбрала почти пятая часть опрошенных.

Остальные формы просветительской работы также целесообразны в работе духовного просветителя. Но их выборы оказались незначительными. Предполагаем, что представители башкортостанского духовенства с данными методами не знакомы или они используются редко в просветительской деятельности.

Вопрос 7 «Какие методы духовно-нравственного просвещения Вы не использовали и хотели бы освоить?» является продолжением предыдущего вопроса. Так же, как и в вопросе 6, респондентам предлагалось выбрать несколько методов. Полученные результаты в наглядном виде отображены в таблице 3, где методы сгруппированы по частоте выборов.

Таблица 5 / Table 5

Результаты подсчетов ответов башкортостанского духовенства на вопрос  «Какие методы духовно-нравственного просвещения Вы не использовали и хотели бы освоить

The results of counting the answers of Bashkortostan clergy to the question “What methods of spiritual and moral education have you not used and would like to master?”

№ п/п

Методы духовно-нравственного просвещения

Частота выборов (в %)

1.

Инфографика на просветительскую тему в социальных сетях

41,2%

2.

Ведение постоянной рубрики на просветительском сайте

Видеовыступления на проблемные темы в социальных сетях

от 23%

3.

Соц. опрос по просветительской теме

Ответы на вопросы в социальных сетях

Интервью с просветителем

от 17%

4.

Открытые просветительские онлайн-курсы

Просветительские статьи в газетах, журналах

от 10%

Результаты опроса, представленные в таблице 5, показывают, что служители (персонал и волонтеры) религиозных организаций Республики Башкортостан испытывают потребность в освоении и применении методов духовно-нравственного просвещения. Самыми востребованным для освоения методом оказалась «инфографика на просветительскую тему в социальных сетях».

Участники опроса хотят освоить такие методы работы просветителя, как ведение постоянной рубрики на просветительском сайте и видеовыступления на проблемные темы в социальных сетях. Сравнивая результаты, полученные по предыдущему вопросу, можно сказать, что просветители такими компетенциями не владеют.

Есть служители религиозных организаций, которые выявили потребность в освоении компетенций просветителя в социальных сетях и в форме интервью. Интересны также для освоения проведение открытых просветительских онлайн-курсов, написание просветительских статей в газетах, журналах.

Поэтому, как мы полагаем, в программе по подготовке служителей (персонала, волонтеров) религиозных организаций к духовно-просветительской деятельности необходимо уделить внимание таким методам духовно-нравственного просвещения: ведение постоянной рубрики на просветительском сайте, видеовыступления на проблемные темы в социальных сетях, ответы на вопросы в социальных сетях, объявления о просветительских мероприятиях, интервью с просветителем, открытые просветительские онлайн-курсы, просветительские статьи в газетах, журналах, социальный опрос по просветительской теме, комментарии просветителя к сообщениям в социальных сетях и консультации просветителя по видеосвязи, инфографика на просветительскую тему в социальных сетях.

В вопросе 8 «Какие факторы могут повлиять на развитие духовно-нравственного просвещения в служении?» были предложены варианты ответов: 1. Понимание значимости просветительской деятельности; 2. Освоение знаний о просветительской деятельности; 3. Приобретение навыков в сфере просветительской деятельности; 4. Оплата за просветительскую работу. Респонденты могли выбирать несколько вариантов ответов и дополнять список своими вариантами.

Рис. 3. Результаты подсчета ответов башкортостанского духовенства на вопрос «Какие факторы могут повлиять на развитие духовно-нравственного просвещения в служении?»

Fig. 3. The results of counting the answers of Bashkortostan clergy to the question “What factors can influence the development of spiritual and moral education in ministry?”

Из рисунка 3 видно, что среди всех вариантов ответов наиболее популярным стал ответ «Понимание значимости просветительской деятельности». Этот ответ выбрали 94,1% опрашиваемых. Также среди факторов духовно-нравственного просвещения были выбраны «освоение знаний о просветительской деятельности» (88,2% выборов) и «приобретение навыков в сфере просветительской деятельности» (82,4% выборов). Наименее популярным ответом из предложенного в опросе списка оказался «оплата за просветительскую работу». Лишь 11,8% опрашиваемых выбрали данный вариант.

Можно предположить, что для осуществления духовно-просветительской деятельности служителям, персоналу и волонтерам религиозных организаций Республики Башкортостан важно понимать, с какой целью они ведут данную просветительскую работу, а также почему испытывают потребность в приобретении соответствующих знаний и навыков. Один из опрашиваемых дополнил список, указав в качестве фактора развития духовно-нравственного просвещения в служении религиозные знания.

Заключение

Исследование показало, что башкортостанское духовенство имеет следующие представления о духовно-нравственном просвещении.

  1. Духовно-нравственное просвещение в первую очередь направлено на духовное, интеллектуальное и творческое развитие личности, приоритетным является духовно-нравственное развитие человека.
  2. Между просветительской и образовательной деятельностью, просветительской и миссионерской деятельностью есть отличия, которые проявляются в уникальных, специфических целях и содержании.
  3. Духовно-просветительскую работу следует проводить в первую очередь с молодежью, детьми, взрослыми, людьми с различными формами зависимости, осужденными, сотрудниками правоохранительных органов, людьми пожилого возраста, людьми с ограниченными возможностями здоровья, военнослужащими.
  4. Наиболее привлекательными методами духовно-просветительской деятельности являются: беседа, наглядные формы просвещение, лекция, коллегиальное обсуждение и публикации статей в СМИ. Самыми востребованными для дальнейшего освоения оказались инфографика, ведение постоянной рубрики на просветительском сайте, видеовыступления.

1. Постановление Правительства РФ от 20.08.2013 N 718 (ред. от 25.05.2016) «О федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014–2020 годы)». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/499040473 (дата обращения: 09.01.2024).

2. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения: 18.11.2023).

3. Заявка № 22-1-014191. Центр компетенций «Мы просвещаем»: комплексная поддержка и развитие духовно-нравственного просвещения. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://xn--80afcdbalict6afooklqi5o.xn--p1ai/application/about-project?applicationId=fcfe00e7-a70f-4128-9140-7611d1cbbdbb (дата обращения: 07.02.2022).

4. Федеральный закон от 05.04.2021 № 85-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202104050036 (дата обращения: 18.11.2023).

Список литературы

1. Бурова Е.А. Психологические компоненты духовности. Научное мнение. 2022;5:60–63.

2. Каменева О.Л., Федорова Е.Н. Упражнение в добродетели: о приобщении студентов российских вузов к духовному опыту великих православных святых. Педагогика и просвещение. 2019;2:1–10.

3. Караханова Г.А., Алиханова Х.А. Становление и развитие нравственно-этического потенциала студентов колледжа. Мир науки, культуры, образования. 2020;3(82):116–117.

4. Костюкова Т.А., Шапошникова Т.Д., Казанцев Д.А. Подготовка педагогов к реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»: проблемы и решения. Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2021;6(40):53–63.

5. Кудрявая Н.В. Переход через Альпы... О педагогике духовного роста. Народное образование. 2020;5:420–431.

6. Лебедева Г.А., Жирнова А.О. Проектирование духовно-нравственного компонента воспитательной работы в общеобразовательной школе. Мир науки. Педагогика и психология. 2019;4. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mir-nauki.com/PDF/14PDMN419.pdf (дата обращения: 29.12.2023).

7. Ляшенко М.И. Духовно-нравственная направленность воспитательной деятельности волонтеров на площадках досуга и отдыха. Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2021;1(35):9–17.

8. Полушкин В.А. Проблемы популяризации науки в России в контексте изменений правового регулирования просветительской деятельности. Национальная безопасность. 2021;4:84–94.

9. Седанкина Т.Е. Презентация авторского курса «Духовно-ориентированная педагогика и психология» . Minbar. Islamic Studies. 2020;13(4):980–998.

10. Примерная программа духовно-нравственного просвещения детей младшего школьного возраста. Батурина О.С. (ред.). Бирск: АНО «Духовное благолепие»; 2022. 50 с.

11. Примерная программа духовно-нравственного просвещения детей и подростков в период летних каникул. Батурина О.С. (ред.). Бирск: АНО «Духовное благолепие», 2022. - 44 с.

12. Примерная программа духовно-просветительского лектория для людей «серебряного» возраста. Батурина О.С. (ред.). Бирск: АНО «Духовное благолепие»; 2022. 49 с.

13. Батурина О.С. Педагогика духовно-нравственного просвещения: монография. Бирск: ООО МИП «Академия развития»; 2022. 208 с.


Об авторе

О. С. Батурина
Бирский филиал Уфимского университета науки и технологий, АНО по созданию и обеспечению деятельности духовно-просветительского центра «Духовное благолепие»
Россия

Батурина Оксана Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент, начальник научного отдела, заместитель генерального директора

г. Бирск



Рецензия

Для цитирования:


Батурина О.С. Представление башкортостанского духовенства о духовно-нравственном просвещении. Minbar. Islamic Studies. 2025;18(1):101-118. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2025-18-1-101-118

For citation:


Baturina O.S. The ideas of the Bashkortostan clergy about spiritual and moral enlightenment. Minbar. Islamic Studies. 2025;18(1):101-118. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2025-18-1-101-118

Просмотров: 79


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2618-9569 (Print)
ISSN 2712-7990 (Online)