Preview

Minbar. Islamic Studies

Расширенный поиск

«Мишкят аль-масабих» (Светильная ниша) как источник достоверной Сунны в системе народного образования татар XIX в.: содержание и генезис

https://doi.org/10.31162/2618-9569-2025-18-2-274-286

Содержание

Перейти к:

Аннотация

   Статья посвящена описанию свода хадисов одного из известных в истории ислама ученых-энциклопедистов аль-Хусайна аль-Багави «Масабих ас-сунна», легшего в основу получившего распространение во всем мусульманском мире и использовавшегося в системе народного образования татар в XIX в., в частности сборника хадисов «Мишкят аль-масабих». В работе приводится оглавление «Масабих ас-сунна» и подробное содержание некоторых его книг для более развернутого представления о сборнике; описаны дополнения автора «Мишкят аль-масабих» ат-Табризи к труду аль-Багави; даны некоторые биографические сведения об аль-Багави, а также представлен фрагмент из его сочинения «Шарх ас-сунна» в качестве иллюстрации учености автора. «Мишкят аль-масабих» служил источником достоверной Сунны в татарских конфессиональных школах и знакомил учащихся со значительным объемом хадисов.

Для цитирования:


Салахов А.М. «Мишкят аль-масабих» (Светильная ниша) как источник достоверной Сунны в системе народного образования татар XIX в.: содержание и генезис. Minbar. Islamic Studies. 2025;18(2):274-286. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2025-18-2-274-286

For citation:


Salakhov A.M. “Mishkat al-Masabih” (The Light niche) – a source of reliable Sunnah in the public education system of the Tatars of the 19th century: content and genesis. Minbar. Islamic Studies. 2025;18(2):274-286. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2025-18-2-274-286

Введение

Изучение Сунны, второго источника исламского законодательства после Священного Корана, занимает важное место в комплексе мусульманских дисциплин. Письменная фиксация большей части достоверных, переданных со слов сподвижников высказываний пророка Мухаммада (ﷺ) и описание его поступков были осуществлены в III веке по хиджре. В этот период были составлены так называемые «шесть книг» – своды хадисов, получившие статус канонических: «Сахих» аль-Бухари (ум. 870), «Сахих» Муслима (ум. 875), «Сунан» Абу-Дауда (817–889), «Сунан» ат-Тирмизи (824–892), «Сунан» Ибн-Маджи (824–886), «Сунан» ан-Насаʼи (ум. 915). Впоследствии на их основе составлялись различные собрания хадисов как тематического, так и универсального характеров («Булюг аль-марам» Ибн-Хаджара (1372–1449), «Найль аль-аутар» аш-Шаукяни (1759–1834), «Рийад ас-салихин» ан-Навави (1233–1277), «ат-Таргыб ва-т-тархиб» аль-Мунзири (1185–1258) и др.). Среди подобного рода работ особую популярность снискал сборник аль-Хатыба ат-Табризи (был жив в 1336 г.) «Мишкят аль-масабих» (Светильная ниша), представляющий собой расширенную версию сочинения аль-Багави «Масабих ас-сунна» (Светильники Сунны). О широком распространении «Мишкят аль-масабих» в системе народного образования татар свидетельствует его неоднократное упоминание в «Асаре» Р. Фахрутдина [1, с. 41, 247]; [2, с. 394, 456], его присутствие в программе дисциплин, преподававшихся в Высшем медресе аль-Марджани [3, с. 163], наличие у Г. Баруди выданной различными его шейхами иджазы1 передавать – среди прочих книг – «Мишкят аль-масабих» [4, с. 700, 842, 901, 902, 918, 1230].

Как указывает Р.Р. Сафиуллина, «Мишкят аль-масабих» издавался в 1898, 1908, 1909 гг. в Казани и в 1893, 1898, 1899 гг. в Санкт-Петербурге [5, с. 61]. Отметим также, что в ходе работы в Архиве ЦПН ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова нами был описан один рукописный вариант «Масабих ас-cунна»2 и два списка «Мишкят аль-масабих»3. К сожалению, все рукописи неполные.

Сведения об авторе «Масабих ас-сунна»

Абу-Мухаммад аль-Хусайн ибн Масʻуд аль-Багави родился в 1041 г. в местечке Баг, расположенном между Мервом и Гератом в Хорасане [6, с. 29–30]. В возрасте семнадцати лет он переехал в город Мерверруд, где продолжил образование и прожил вплоть до своей кончины в 1122 г. За значительный вклад в дело собрания и комментирования хадисов получил прозвище Мухйи-с-Сунна (Оживитель Сунны) [6, с. 34]. По свидетельству современников, аль-Багави вел аскетичный образ жизни, был неприхотлив в пище (сообщается, что его рацион состоял из одних лепешек, к которым позже он стал добавлять растительное масло), носил скромную одежду, давая уроки, непременно соблюдал ритуальную чистоту [6, с. 31]. Сфера учености аль-Багави не ограничивалась лишь областью хадисов: он также являлся муфассиром4 и факыхом5. Составленный им тафсир «Маʻалим ат-танзиль ва асрар ат-таʼвиль» (Знаки ниспослания и тайны истолкования) считается одним из наиболее авторитетных тафсиров, входящих в корпус ат-тафсир би-ль-ма’сур (тафсир на основе преданий), а его труд «ат-Тахзиб фи-ль-фуруʻ» является одной из опорных книг шафиʻитского мазхаба. Всего известно о 15 сочинениях, составленных аль-Багави, часть из которых, к сожалению, до наших дней не сохранилась [6, с. 43].

«Масабих ас-сунна»6

Сочинение аль-Багави «Масабих ас-сунна» представляет собой собрание достоверных (сахих) и хороших (хасан) хадисов, отобранных главным образом из шести вышеупомянутых сборников. В целях сокращения объема книги автор опустил иснады7, за исключением имен сподвижников.

Сочинение аль-Багави состоит из книг (китаб/кутуб), которые делятся на главы (баб/абваб). В начале глав приводятся достоверные хадисы, затем хорошие. Названия книг следующие: «Книга веры», «Книга знания», «Книга очищения», «Книга молитвы», «Книга похорон», «Книга закята», «Книга поста», «Книга достоинств Корана», «Книга молитвословий», «Книга обрядов [хаджа]», «Книга продаж», «Книга бракосочетания», «Книга освобождения рабов», «Книга возмездия», «Книга наказаний (хадд/худуд)», «Книга управления и судейства», «Книга джихада», «Книга охоты и зарезанных животных», «Книга еды», «Книга одежды», «Книга врачевания и рука8», «Книга сновидений», «Книга этикета», «Книга смягчения [сердец]», «Книга смут», «Книга событий Судного дня и начала творения», «Книга благородных качеств», «Книга достоинств (манакыб)». Как можно судить из перечня книг, труд аль-Багави вобрал в себя хадисы, касающиеся как индивидуальной практики мусульманина, так и норм, регулирующих жизнь мусульманского общества в целом, начиная с вопросов вероучения и заканчивая системой наказаний.

Для более полного представления о труде аль-Багави в качестве примера несколько подробно рассмотрим содержание книг о молитве, продажах и бракосочетании.

В книге о молитве приводятся хадисы, касающиеся достоинств совершения молитвы, времен исполнения обязательных молитв, призыва на молитву (азана), совершаемых в молитве действий и произносимых в ней молитвословий, того, что делает молитву недействительной, периодов, в которые совершать молитву не дозволяется, условий, необходимых для того, чтобы предстоять в молитве (имама), дополнительных молитв, порядка совершения пятничной и праздничных молитв, молитвы при угрозе опасности, лунном затмении и испрашивании дождя и др.

В книгу о торговле вошли хадисы, в которых говорится о ценности и важности ведения праведного заработка, правилах осуществления купли-продажи, преимущественном праве покупки (аш-шуфʻа), возможности авансового платежа (ас-салям) и предоставления залога (ар-рахн), недозволенных сделках и формах ростовщичества, принципах организации партнерства (аш-шарика) и издольщины (аль-музараʻа), правилах аренды (аль-иджара), дарении имущества (аль-хиба) и предоставлении его в безвозмездное временное пользование (аль-ʻарийа), о том, как надлежит поступать с находкой (аль-люката), действиях, предпринимаемых в отношении имущества банкрота (аль-ифляс) и др.

В книге о бракосочетании содержатся хадисы, в которых говорится об условиях действительности бракосочетания (необходимость согласия женщины и наличия у нее опекуна), о категориях лиц, вступать в брак с которыми не дозволяется, величине махра9, запретных видах брака (аш-шигар, аль-мутʻа), необходимости поддерживать между супругами добрые отношения, порядке осуществления развода и др.

В отношении достоверности аль-Багави делит хадисы на две категории: собственно достоверные (сыхах) и хорошие (хисан). Под достоверными автор подразумевает хадисы, которые приводятся у аль-Бухари и Муслима; под хорошими – хадисы, которые приводятся у других имамов [6, с. 110]. Терминология аль-Багави специфическая, поскольку ученые в своем большинстве значительную часть содержащихся в упомянутых шести сводах хадисов классифицируют как достоверные. Вместе с этим наиболее жесткие требования для принятия хадисов были у аль-Бухари и Муслима. В целях более подробного раскрытия содержания главы аль-Багави местами приводит в том числе и хадисы слабые, указывая при этом на соответствующие недостатки [6, с. 8].

Помимо хадисов, приводимых в сводах двух вышеназванных авторов, в «Масабих ас-сунна» вошли хадисы, содержащиеся в сборниках имамов Абу-Дауда, ат-Тирмизи, ан-Насаʼи, Ибн-Маджа, Малика, аш-Шафиʻи, ад-Дарими, ад-Даркутни, аль-Байхакы, Разина ибн Муʻавийи аль-ʻАбдари и в небольшом количестве других авторов [7, с. 11–13]. Общее число хадисов «аль-Масабих ас-сунна» насчитывает 4 719; из них 325 приводятся только у аль-Бухари, 875 – только у Муслима, 1 051 – у обоих [8, с. 1698].

К «Масабих ас-сунна» были составлены различные компендиумы и многочисленные комментарии [6, с. 63]. Труд аль-Багави с дополнениями в виде указаний на источники содержащихся в нем хадисов был издан в 1987 г. в бейрутском издательстве «Дар аль-маʻрифа».

Позже на основе «Масабих ас-сунна» аль-Багави составил обширный труд энциклопедического характера по хадисам и фикху. В него наряду с имеющимися вошли новые хадисы с упоминанием их иснадов и указанием источников; были приведены краткие биографические сведения о сподвижниках, передавших хадисы, даны пояснения к отдельным словам и словосочетаниям, комментарии, в том числе с упоминанием различных мнений относительно содержащихся в них правовых вопросов. В некоторых случаях в начале глав размещены соответствующие аяты Корана. Исходя из содержания статьи, представляется уместным привести фрагмент из данного сочинения в качестве иллюстрации учености автора в области хадисов. Примечательно то, что аль-Багави передает хадисы со своими собственными иснадами, восходящими к Пророку (ﷺ).

Книга веры10

Пречистый и Всевышний Аллах сказал: «…для богобоязненных на правую стезю указание, для тех, что уверовали в Невидимого, совершают молитву и расходуют из дарованного Нами достояния…» (2: 2–3)11.

Всемогущий и Великий Аллах сказал: «Поистине, вера Аллаха – ислам» (3: 19); «…и одобрил для вас веру ислам…» (5: 3); «А кто пожелает другую веру кроме ислама, то не будет это принято от него…» (3: 85).

Сообщил нам Абу-Тахир Мухаммад ибн ʻАли ибн Мухаммад ибн ʻАли-Бувейх ар-Заррад аль-Бухари: сообщил нам Абу-ль-Касим ʻАли ибн Ахмад аль-Хузаʻи: сообщил нам Абу-Саʻид аль-Хайсам ибн Куляйб ибн Сурайдж ибн Маʻкыль аш-Шаши: сообщил нам Абу-Ахмад ʻИса ибн Ахмад аль-ʻАскаляни: сообщил нам Йазид ибн Харун: сообщил нам Кахмас ибн аль-Хасан от ʻАбд-Аллаха ибн Бурайды, от Йахйи ибн Йаʻмура, [который] сказал: «Первым, кто стал говорить о предопределении (аль-кадар), то есть в Басре, был Маʻбад аль-Джухани. [Как-то] я и Хумайд ибн ʻАбд-ар-Рахман направились в Мекку. Мы сказали: “Если бы мы встретили кого-либо из сподвижников Посланника Аллаха (ﷺ) и спросили [его] по поводу того, что он12 говорит. [В Мекке] мы встретили ʻАбд-Аллаха ибн ʻУмара. <…> Я сказал: “О Абу-ʻАбд-ар-Рахман, среди нас появились люди, которые следуют за этим знанием, ищут его и утверждают, что нет предопределения и что дела новы!ˮ <…> “Затем он сказал: “Рассказал нам ʻУмар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах), [который] сказал: “Однажды, когда мы сидели возле Посланника Аллаха (ﷺ), к нам подошел человек в ослепительно белых одеждах с иссиня-черными волосами. На нем не было следов путешествия, и никто его из нас не знал. Он приблизился и сел возле Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) так, что их колени соприкоснулись. Он сказал: “О Мухаммад, сообщи мне об исламе”. Посланник Аллаха (ﷺ) ответил: “Свидетельствовать, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха, выстаивать молитву, выплачивать закят, поститься в рамадан, совершать паломничество к Дому, если сможешь преодолеть к нему путь” <…> Затем он спросил: “А что такое благочестие (аль-ихсан)?” Пророк ответил: “Поступать ради Аллаха словно ты видишь Его. А если ты и не видишь Его, то Он видит тебя” <…>.

Он сказал: “Сообщи мне о Часе”. Пророк ответил: “Спрашиваемый о нем не знает больше спрашивающего”. Он сказал: “Ты прав”. [Затем] он сказал: “Сообщи мне о его признаке”. Пророк ответил: “Когда рабыня родит свою госпожу, и когда ты увидишь, что босые, нагие пастухи соперничают друг с другом в постройке высотных зданий из кирпича” <…>».

Это достоверный хадис; он приводится у Муслима от ʻУбайд-Аллаха ибн Муʻаза аль-ʻАнбари от его отца, от Кахмаса. Они оба13 приводят его с передачи Абу-Хурайры.

ʻУмар ибн аль-Хаттаб ибн Нуфайль, Абу-Хафс аль-Кураши, аль-ʻАдави. Был убит в 23 году, в месяце зу-ль-хиджжа, в возрасте 63 лет. Сказал Ибн-Шихаб: он был у власти десять лет, и в каждый из этих годов совершал хадж.

Его слова: «следуют (йатакаффаруна) за этим знанием», то есть идут по его следу и ищут его. Ат-Такаффур – [значит] идти по следу чего-либо.

Его слова: «дела новы». Имеется в виду совершаются новыми без того, чтобы им предшествовали предопределение и воля [Аллаха] <…>.

Его слова: «сообщи мне о его признаке (амаратиха)», то есть о его предзнаменовании (ʻаляматиха) <…>.

Сказал шейх, имам (да пребудет над ним милость Аллаха)14: в этом хадисе Пророк (ﷺ) сделал ислам названием для явных дел и сделал веру названием для того, что скрыто из убеждения. <…>.

Его слова: «а что [значит] добродетель». Под добродетелью здесь подразумевается искренность, что является условием действительности как веры, так и ислама.

Его слова: «когда рабыня родит свою госпожу». Смыслом является: то, что ислам получит распространение, и будет множество пленных; люди обзаведутся наложницами, от которых родятся дети. Тогда сын человека от его рабыни окажется в отношении своей матери в положении господина, поскольку та является собственностью его отца, а имущество отца переходит к ребенку.

Его слова: «и когда ты увидишь, что босые, нагие пастухи соперничают друг с другом в постройке высотных зданий…» Абу-Суляйман аль-Хаттаби сказал: «Имеются в виду арабы, которые занимаются взращиванием верблюдов и пасут их. То есть ислам распространится, и они войдут в [новые] страны, станут жить в них и соперничать друг с другом в постройке высотных зданий после того, как занимались пастушеством и не вели оседлый образ жизни» <….> [10, с. 57–60].

Автор «аль-Мишкят аль-масабих» и его дополнения к «Масабих ас-сунна»

К сожалению, сведений об авторе «аль-Мишкята» в нашем распоряжении не имеется, за исключением свидетельства его шейха ат-Тыби (ум. 1342), благодаря совету и содействию которого был составлен «Мишкят аль-масабих», о том, что его брат в религии являлся человеком благочестивым и набожным [11, с. 368]; ʻАли аль-Кари (ум. 1014) называет ат-Табризи выдающимся ученым [7, с. 5].

Что касается названия книги − «Светильная ниша», то, по мнению имама ат-Тыби, автора первого комментария к ней, образное сравнение состоит в том, что указание на источники хадисов, приводимых в «Масабих ас-сунна», удерживает их от рассеивания подобно тому, как удерживает от рассеивания свет, исходящий от лампы, ниша, в которой та находится [11, с. 416]. Либо, как указывает шейх ад-Дахляви (1551–1642), «аль-Мишкят аль-масабих» ат-Табризи охватывает хадисы, приведенные аль-Багави в «Масабих ас-сунна», подобно тому, как ниша в стене охватывает размещенные в ней светильники [12, с. 163–164].

Рубрикация «Мишкат аль-масабих» та же, что и в «Масабих ас-сунна». Сборник делится на книги (китаб), те на главы (баб), которые, в свою очередь, состоят из трех разделов (фасль). Первый раздел образуют хадисы, приводимые у аль-Багави в блоке достоверных, второй – в блоке хороших, третий раздел включает хадисы, добавленные к «аль-Масабиху» с учетом содержания главы. Также при хадисах указаны источники, в которых они приводятся. Число добавленных хадисов составляет 1 511 [8, с. 1699].

Как следствие большой научно-практической ценности к «Мишкят аль-масабих» были составлены многочисленные комментарии, из которых наиболее известными можно назвать следующие: «аль-Кяшиф фи хакаʼик ас-сунан» (Обнаружитель истинных смыслов Сунны), автор – аль-Хусайн ибн Мухаммад ат-Тыби (ум. 1342); «Минхадж аль-мишкят» (Путь «Нишы»), автор – ʻАбд-аль-ʻАзиз ибн Мухаммад аль-Абхари (ум. 1439); «Фатх аль-илях фи шарх аль-мишкят» (Открытие Бога относительно комментария к «Нише»), автор – Ибн-Хаджар аль-Хайсами (1503–1566); «Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих» (Лестница ключей относительно комментария к «Светильной нише»), автор – ʻАли ибн Султан-Мухаммад аль-Кари [7, с. 7].

Заключение

Классическая рубрикация аль-Багави с тщательным подбором хадисов наряду с дополнениями ат-Табризи делают «Мишкят аль-масабих» важным источником достоверной Сунны, дающим подробное представление о высказываниях и практике Пророка (ﷺ). Использование данного сочинения в татарских конфессиональных школах знакомило учащихся со значительным объемом хадисов – в том числе касающихся культовой практики и гражданских отношений, а также с их передатчиками в лице сподвижников и источниками, в которых они приводятся, и отчасти избавляло от необходимости изучения других подобного рода работ.

1. Иджаза – письменное разрешение, дававшееся шейхом своему ученику, передавать от него хадисы или изученные под его руководством сочинения.

2. Архив ЦПН ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ. Ф. № 39. Ед. хр. № 176.

3. АЦПН ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ. Ф. № 39. Ед. хр. № 226, 229.

4. Муфассир – знаток толкования Корана.

5. Факых – мусульманский правовед.

6. Согласно версии составителя примечаний к «Кашф аз-зунун» Ш. ан-Наджафи, данное название не является авторским: оно закрепилось за сочинением исходя из слов аль-Багави во введении «…Далее. Хадисы, [содержащиеся] в данной книге [являются] светильниками во мраке…» [7, с. 1698].

7. Иснад – цепочка передатчиков.

8. Рука (мн. от рукйа) – молитвословие, произносимое с целью исцеления.

9. Махр – подарок, вручаемый женихом невесте во время бракосочетания.

10. Здесь и далее, если нет других указаний, перевод с арабского языка автора статьи.

11. Здесь и далее использован перевод смыслов Корана Б.Я. Шидфар [9].

12. То есть Маʻбад аль-Джухани.

13. То есть аль-Бухари и Муслим.

14. Имеется в виду аль-Багави.

Список литературы

1. Фәхретдин Р. Асар. Т. 3. Казан: Рухият; 2010. 389 б.

2. Фәхретдин Р. Асар. Т. 4. Казан: Рухият; 2010. Б. 390–522.

3. Ибрахим ибн Рашид аль-Мурайхы. Иʻадат аль-кийан иля баʻд асанид ʻулямаʼ Татаристан. Т. 1. Тунис: Дар аль-Маликиййа; 2024. 639 с.

4. Ибрахим ибн Рашид аль-Мурайхы. Иʻадат аль-кийан иля баʻд асанид ʻулямаʼ Татаристан. Т. 2. Тунис: Дар аль-Маликиййа; 2024. С. 640–1280.

5. Сафиуллина-Аль Анси Р.Р. Книги на арабском языке мусульман Волго-Уральского региона : учебное пособие. Казань: Издательство Казанского ун-та; 2018. 162 с.

6. Аль-Хусайн ибн Масʻуд аль-Багави. Масабих ас-сунна. Йусуф ʻАбдар-Рахман аль-Марʻашли, Мухаммад-Салим Ибрахим Саммара, Джамаль Хамди аз-Захаби (ред.). Т. 1. Бейрут: Дар аль-Маʻрифа; 1987. 576 с.

7. Мухаммад ибн ʻАбд-Аллах ат-Табризи. Мишкят аль-масабих. ʻАбд-аль-Хамид Хандави (ред.). Т. 1. Бейрут: аль-Мактаба аль-ʻАсриййа; 2008. 497 с.

8. Хаджжи Халифа. Кашф аз-зунун. Т. 2. Дамаск: Дар аль-Фикр; б. г. С. 943–2056.

9. Коран = The Holy Qurʹan. Шидфар Б.Я. (пер. с араб. и коммент.). М.: Издательский дом Марджани; 2012. 608 с.

10. Аль-Хусайн ибн Масʻуд аль-Багави. Шарх ас-сунна. Т. 1. Бейрут: Дар аль-Кутуб аль-ʻильмиййа; 2003. 440 с.

11. Аль-Хусайн ибн ʻАбд-Аллах ат-Тыби. Аль-Кяшиф ʻан хакаʼик ассунан. Т. 1. Эр-Рийад: Мактабат Назар Мустафа аль-Баз; 1997. С. 367–722.

12. ʻАбд-аль-Хакк ибн Йусуф ад-Дахляви. Лямаʻат ат-танкых фи шарх мишкят аль-масабих. Т. 1. Дамаск: Дар ан-Навадир; 2014. 618 с.


Об авторе

А. М. Салахов
Российский исламский институт; Институт языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан
Россия

Абдулла Мунирович Салахов, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, библиотекарь

Центр письменного наследия

Казань



Рецензия

Для цитирования:


Салахов А.М. «Мишкят аль-масабих» (Светильная ниша) как источник достоверной Сунны в системе народного образования татар XIX в.: содержание и генезис. Minbar. Islamic Studies. 2025;18(2):274-286. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2025-18-2-274-286

For citation:


Salakhov A.M. “Mishkat al-Masabih” (The Light niche) – a source of reliable Sunnah in the public education system of the Tatars of the 19th century: content and genesis. Minbar. Islamic Studies. 2025;18(2):274-286. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2025-18-2-274-286

Просмотров: 101


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2618-9569 (Print)
ISSN 2712-7990 (Online)