Preview

Minbar. Islamic Studies

Расширенный поиск

Знание и действие в творчестве Фарид ад-Дина Аттара (количественные методы анализа)

https://doi.org/10.31162/2618-9569-2025-18-2-315-339

Аннотация

   Знание и действие – важнейшие категории исламской мысли, однако применительно к персидскому суфийскому материалу они если и были рассмотрены в академической литературе, то довольно фрагментарно. Особенно малоизученным в этом отношении остается наследие Фарид ад-Дина Аттара.

   Цель статьи – исследование того, как знание, действие и связанные с ними категории (познание и очевидность) рассматриваются в творчестве Фарид ад-Дина Аттара.

   Объектом исследования является корпус текстов средневекового автора.

   Для формирования корпуса была проведена атрибуция поэтического наследия Аттара по методу Дельты Берроуза. На основании матрицы совместной встречаемости из корпуса сочинений Аттара были выбраны наиболее репрезентативные цитаты, представляющие интересующий нас тезаурус. Одной из сопутствующих задач было тестирование на конкретном материале методологии комбинированного чтения, сочетающего «дальнее чтение» и «пристальное чтение», полагаем, что такая методология отчасти нивелирует фактор субъективности при отборе цитат для анализа. Было установлено, что средневековый автор не стремится к утверждению рационализма; напротив, его цель – призвать читателя к мистическому сверхрационализму, к преодолению частного знания ради познания метафизической Тайны. Однако для него принципиально важна практическая составляющая данного опыта. Это не пассивность мистического детерминизма, которой зачастую характеризуют суфизм, а призыв к активному действию, которое осмысляется автором в понятиях мужественности, воинского подвига и самопожертвования.

Об авторе

А. А. Лукашев
Институт философии РАН
Россия

Андрей Александрович Лукашев, кандидат философских наук, старший научный сотрудник

Москва



Список литературы

1. Роузентал Ф. Торжество знания: концепция знания в средневековом исламе. А. В. Сагадеев (вступ. статья и примеч.). М.: Наука; 1978. 372 с.

2. Кирабаев Н.С. «Знание» и «действие»: ал-Газали и арабо-мусульманская философская традиция в контексте взаимодействия с философской культурой Византии. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2023;27(2):201–215. DOI: 10.22363/2313-2302-2023-27-2-201-215.

3. Коран. Саблуков Г.С. (пер. с араб.). 4-е изд. М.: АСТ, Северо-Запад Пресс; 2004. 481 с.

4. Аристотель. Сочинения : в 4 т. Доватур А.И., Кессиди Ф.Х. (ред.). Т. 4. М.: Мысль; 1983. 830 с.

5. Аттар Мухаммад б. Ибрахим. Мантак ат-тайр. Казим Дизфулийан (тасхих ва шарх). Тегеран: Талайе; 1378. 600 с.

6. Фарид ад-Дин 'Аттар. Божественная книга (Илахи-наме) : в двух книгах: [перевод]. Лахути Л.Г. (подг. изд.). М.: Ладомир; 2022.

7. Федорова, Ю.Е. Странствие в познании: опыт философского прочтения поэмы Фарид ад-Дина Аттара «Язык птиц». Смирнов А.В., Лахути Л.Г. (отв. ред.). М.: Садра; 2023. 286 с.

8. Лахути Л.Г. «Вижу Тебя в каждой частице»: глава о единобожии в маснави 'Аттара Асрар-наме. Филологический перевод с персидского (бейты 1-93). Ориенталистика. 2024;7(1):209–225. DOI: 10.31696/2618-7043-2024-7-1-209-225.

9. Аттар Мухаммад б. Ибрахим. Уштур-нама. Махди Мухаккик (ба кушиш). Тегеран: Анджуман-и асар ва мафахир-и фарханги; 1380. 216 с.

10. Моретти Франко. Дальнее чтение. Вдовин А., Собчук О., Шели А. (пер.). М.: Издательство Института Гайдара; 2016. 342 с.

11. Орехов Б.В. «Прочтение Моретти». Croatica et Slavica Iadertina. 2018;14/2(14):534–537.

12. Алиева О.В. Возможна ли цифровая история философии? Историко-философский ежегодник. 2024;39:266–304. DOI: 10.21146/0134-8655-2024-39-266-304.

13. Гаффари С. ‘Унсур-и дард дар асар-и ‘Аттар (Мантак ат-тайр, Мусибат-нама, Илахи-нама, Асрар-нама, Диван). Пажухишнама-и «Урмазд». 1399/(1979);52:262–277.

14. ‘Аттар Мухаммад б. Ибрахим. Асрар-нама. Шафии-Кадкани М-Р. (мукаддима, тасхих ва та‘ликат). Тегеран: Сухан; 1386. 598 с.

15. Коран [Текст]. Крачковский И. Ю. (пер., комм.). 2-е изд. М.: Наука; 1990. 727 с.

16. Ибн-Сина. Исцеление. Теология : в 2 т. Ибрагим Т. (пер.) Т. 1. М.: ИВ РАН, изд-во ООО «Садра»; 2024. 718 с.

17. ‘Аттар Мухаммад б. Ибрагим. Диван, шамил-и касаид, газалийат, тарджи‘ат, таркибат ва футуват-нама. Дарвиш М. (хаваши ва та‘ликат). Тегеран: Сазиман-и чап ва интишарат-и Джавидан; 1359. 640 с.

18. Аттар Фарид ад-Дин. Асрар-нама, Панд-нама, Газалийат-и ‘ирфаний-и Шайх Аттар Нишабури. Мухаммад ‘Аббаси (дамима-и фарханг-и лугат и истилахат-и ‘ирфани, ба мукаддима-и муфассал-и тахкики ва тарихи дар шарх-и ахвал ва асар). Тегеран: Китабфуруши Фахр Рази; 1363. 590 с.

19. Саджади Дж. Фарханг-и истилахат ва та‘бират-и ‘ирфани. Тегеран: Тахури; 1370. 814 с.


Рецензия

Для цитирования:


Лукашев А.А. Знание и действие в творчестве Фарид ад-Дина Аттара (количественные методы анализа). Minbar. Islamic Studies. 2025;18(2):315-339. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2025-18-2-315-339

For citation:


Lukashev A.A. Knowledge and Action in the Works by Farid al-Din Attar (Quantitative Analysis Methods). Minbar. Islamic Studies. 2025;18(2):315-339. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2025-18-2-315-339

Просмотров: 70


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2618-9569 (Print)
ISSN 2712-7990 (Online)