Preview

Minbar. Islamic Studies

Расширенный поиск

«Истимдад» и «карамат» в народном и книжном исламе: локальная рецепция на примере работы Р. Фахреддина

https://doi.org/10.31162/2618-9569-2025-18-2-358-376

Аннотация

   Статья посвящена проблеме восприятия и интерпретации форм мусульманского мистицизма различными слоями мусульманского населения Волго-Уральского региона на примере работы Р. Фахреддина «Истимдад и карамат». В подавляющем большинстве случаев мистицизм и эзотерические практики в исламе так или иначе связаны с суфизмом. И, возможно, именно эта связь является причиной того, что разные социальные слои воспринимают данные практики по-разному. Главный вопрос исследования заключается в том, как жители Поволжья и Приуралья воспринимали и проецировали мусульманский мистицизм в конце XIX и начале XX веков, так как именно в этот период широкую популярность обретает «джадидитское» направление. Это также актуально в связи с тем, что Р. Фахреддин был значимой фигурой джадидитского движения. Через данную рецепцию можно также увидеть взгляды богослова на суфизм в целом и интеллектуальное влияние реформаторского направления на осмысление (рационализацию) мистических элементов в тасаввуфе.

Об авторах

Е. Н. Хамидов
Институт социально-философских наук и массовых коммуникаций, Казанский федеральный университет
Россия

Евгений Нафисович Хамидов, старший преподаватель

кафедра религиоведения

Казань



А. А. Карибуллин
Казанский исламский университет
Россия

Айдар Ахбарович Карибуллин, заведующий кафедрой

кафедра арабского языка и гуманитарных дисциплин

Казань



И. Ф. Шафиков

Россия

Ильдар Фаритович Шафиков, 

независимый исследователь

Казань



Список литературы

1. Сибгатуллина А.Т. Суфийские тарика среди тюркских народов. Сборник тезисов Региональной научной конференции «Проблемы взаимодействия национальных культур» («Межэтнические общения в полиэтническом регионе»). Ч. 1. Астрахань: Астраханский гос. педагог. ин-т им. С.М. Кирова; 1995. С. 84–86.

2. Сызранов А.В. «Народный» ислам в Нижнем Поволжье: региональный вариант религиозного синкретизма. Вестник Евразии. 2007;3:163–180.

3. Гусева Ю.Н. Суфийские братства, «Бродячие муллы» и «Святые места» Среднего Поволжья в 1950–1960-е годы как проявления «Неофициального ислама». Исламоведение. 2013;2:36–43.

4. Уразманова Р.К., Габдрахманова Г.Ф., Завгарова Ф.Х., Мухаметзянова А.Р. Мусульманский культ святых у татар: образы и смыслы. Уразманова Р.К., Габдрахманова Г.Ф. (ред.). Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ; 2014. 168 с.

5. Идиатуллов А.К. «Священные» объекты татар и башкир Среднего Поволжья и Приуралья. Вестник Томского государственного университета. История. 2018;52:89–94.

6. Шафиков И.Ф., Хамидов Е.Н. «Суфизм» и «народный ислам»: дискурс и восприятие в конце XIX – начале XX вв. Историческая этнология. 2023;8(1):33–46. DOI: 10.22378/he.2023-8-1.33-46

7. Аликберов А.К., Бобровников В.О., Бустанов А.К. Российский ислам: очерки истории и культуры. М.: ИВ РАН; 2018. 456 с.

8. Акимушкин О.Ф. Тарика. Ислам: Энциклопедический словарь. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы; 1991. С. 224–225.

9. Шиммель А. Мир исламского мистицизма. Пригарина Н.И., Рапопорт А.С. (пер. с англ.). 2-е изд., испр. и доп. М.: ООО «Садра»; 2012. 536 c.

10. Ethem Cebecioglu. Tasavvuf terimleri ve deyimleri sozlugu. Istanbul: Anka Yayinlari; 2004. 741 s.

11. Истигаса: важность правильного определения этого понятия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https: //azan.ru/maqalat/read/istigasa-vazhnost-pravilnogo-opredeleniya-etogo-ponyatiya-10929 (дата обращения: 10. 11. 2024).

12. Фәхретдин Р. Карамәт вә истимдәд. Ислам мәҗәлләсе. 1926;50:688–692.

13. Шагавиев Д.А. Татарская богословско-философская мысль (XIX – нач. XX вв.) : Курс лекций. Казань: Болгарская исламская академия; 2018. 168 с.

14. Калям Шариф. Перевод смыслов. Казань: Издательский дом «Хузур» – «Спокойствие»; 2019. 700 с.

15. Батров Р. Кем был Риза Фахретдин – ваххабитом или коранитом? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https: //kam.business-gazeta.ru/blog/378114 (дата обращения: 10. 02. 2025).

16. Карибуллин А.А. Ризаетдин Фахретдин и Зайнулла Расулев: к проблеме осмысления «суфизма» – религиозно-философского учения в исламе. Религиоведение. 2014;3:133–139.

17. Ризаэддин Фәхреддин: Кәгазь өстендә калган исем – бетмәс гомердер = Ризаэддин Фәхреддин: Жизнь длинною в вечность. Гыймранова Д.Г., Гобәйдуллин Л.И., Миңнуллин Р.Х. (төз.-авт.). Казан: Рухият; 2014. 148 б.

18. Ризаэддин бине Фәхреддин. Җәвәми‘ әль-кәлим шәрхе. Оренбург: Вактъ; 1911. 552 б.

19. Риза казый фəтвалəре. Гайнетдинов А.М. (төз.). Казан: ТР ФА Ш. Мəрҗани исем. Тарих институты; 2019. 108 б.

20. Шагавиев Д.А. Элементы доктрины салафизма в трудах татарских богословов начала XX в. Роль ислама в стабилизации социальных процессов : сборник статей и тезисов I Всероссийской научно-практической конференции. 15 марта 2014 г. Хазиев Р.И. (ред.). Набережные Челны: Ак мечеть; 2014. С. 26–28.

21. Татарская периодическая печать : Научно-энциклопедическое издание. Айнутдинов Р.А., Гилазев З.З. (сост. и науч. ред.). Казань: Изд-во Академии наук РТ; 2017. 200 с.


Рецензия

Для цитирования:


Хамидов Е.Н., Карибуллин А.А., Шафиков И.Ф. «Истимдад» и «карамат» в народном и книжном исламе: локальная рецепция на примере работы Р. Фахреддина. Minbar. Islamic Studies. 2025;18(2):358-376. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2025-18-2-358-376

For citation:


Khamidov E.N., Karibullin A.A., Shafikov I.F. “Istimdad” and “karamat” in popular and literary Islam: local reception on the example of the work of R. Fakhreddin. Minbar. Islamic Studies. 2025;18(2):358-376. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2025-18-2-358-376

Просмотров: 66


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2618-9569 (Print)
ISSN 2712-7990 (Online)