Preview

Minbar. Islamic Studies

Расширенный поиск

Роль системы мусульманского образования в Кабардино- Балкарии в приобщении исламской молодежи республики к традиционным религиозно-культурным ценностям: середина 2000 – середина 2010-х гг.

https://doi.org/10.31162/2618-9569-2025-18-2-377-398

Аннотация

   Автор изучает специфические черты комплекса мероприятий, проведенных мусульманскими образовательными учреждениями Кабардино-Балкарской Республики (далее КБР), направленных на приобщение исламской молодежи республики к религиозному и культурному наследию кабардинского и балкарского этносов. В работе изучена роль культурной политики ДУМ КБР и республиканской системы исламского образования в противодействии распространению идей религиозного фундаментализма, неоязыческих и сектантских концепций. В статье рассматриваются характерные особенности сотрудничества Северо-Кавказского Исламского университета имени Имама Абу Ханифы с Пятигорским государственным лингвистическим университетом в конце 2000 – середине 2010-х гг. и их роль в просвещении мусульманской молодежи КБР.

Об авторе

М. М. Шибзухов
Религиозная организация: образовательная организация высшего образования Северо-Кавказский Исламский университет имени Имама Абу Ханифы
Россия

Мурат Мухамедович Шибзухов, ректор

Нальчик



Список литературы

1. Аккиева С.И. Ислам в Кабардино-Балкарской Республике. М.: ООО Издательская группа «Логос»; 2009. 135 с.

2. Мухаметшин P.M. Стратегические направления развития мусульманского образования в России. Ислам в современном мире. 2015;11(4):35–46.

3. Ибрагимов И.Д. Особенности организации исламского образования в государственном вузе (на примере Пятигорского государственного университета). Образование и духовная безопасность. 2017;2(2):6–10.

4. Джантуева Ф.Р. Ислам в системе этнической и религиозной идентичности карачаевцев и балкарцев. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2009;1:12–15.

5. Нефляшева Н.А. Мусульманское образование на Северо-Западном Кавказе (вторая половина XIX – начало ХХ вв.). Вестник Московского Университета. Сер. 13. Востоковедение. 2009; 4:72–92.

6. Ковальчук Н.Г. О состоянии системы мусульманского образования в России. Minbar. Islamic Studies. 2009;2(2):15–18.

7. Бережной С.В. Кабардино-Балкарская Республика как пример эволюции исламского фундаментализма на Северном Кавказе. Центральная Азия и Кавказ. 2006; 2(44):170–180.

8. Такова А.Н. «Молящаяся» мусульманская молодежь как субкультура кабардино-балкарского общества. Религия и общество на Кавказе. 2016;2(34):256–280.

9. Курбанов Р. Глобализация сознания мусульман Кавказа: призыв и джихад. Центральная Азия и Кавказ. 2006;6(48):64–80.

10. Акаев В.Х. Суфизм и ваххабизм на Северном Кавказе. М.: Российская академия наук, Институт антропологии и этнологии; 1999. 26 с.

11. Горбунов А.П., Ибрагимов И.Д. Университетское теологическое образование как уникальный фактор преемственности межконфессионального диалога в поликультурном пространстве. Minbar. Islamic Studies. 2009;2(2):121–127.

12. Такова С.Н. Исламская оппозиция в Кабардино-Балкарской Республике: формирование, развитие, радикализация (конец 80-х годов ХХ – начало ХХI вв). Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2009;3(151):53–58.

13. Кушнир М.В. Адыгские международные неправительственные организации: структура, функции, основные направления деятельности. Вестник Чувашского университета. 2012;1:187–194.

14. Аликберов А.К., Бобровников В.О., Бустанов А.К. Российский ислам: Очерки истории и культуры. 2-е изд., испр. и доп. М.: Институт Востоковедения Российской Академии Наук; 2018. 456 с.

15. Ярлыкапов А.А. Ислам и конфликт на современном Северном Кавказе. Кавказ и глобализация. 2012;6(3):115–127.

16. Ярлыкапов А. Исламские общины Северного Кавказа: идеология и практика. Азия и Африка сегодня. 2006;1(582): 44–49.

17. Сапронова М.А., Чечевишников А.Л. Исламское образование в России – собственная модель? Право и образование. 2019;6:4–14.

18. Дмитриева Е.Л. Исламское образование в России: история и современность. Россия и мусульманский мир. 2018; 4(310):12–17.

19. Тетуев А.И. Образование как фактор укрепления стабильности, согласия и толерантности в современном обществе (на материалах Кабардино-Балкарии). Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. Приложение. 2005;S10:82–91.

20. Клычников Ю.Ю., Каспарян К.В. Конфессиональная государственная политика СССР и РФ по отношению к исламу 1970–1990-х гг. Теология и богословие: сотрудничество для сохранения и укрепления российского государственного наследия. Материалы Международной образовательной конференции. Т. 1. Уфа: Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы; 2022. С. 121–129.

21. Муртазин М.Ф. Развитие исламского религиозного образования на Северном Кавказе и в Европейской части страны: тенденции и перспективы. Историко-культурное наследие Юга России. Научно-практическая конференция. г. Ставрополь, 8 февраля 2015 г. М.: Научное общество кавказоведов, Книжный мир; 2015. С. 57–71.

22. Аккиева С.И., Сампиев И.М. Состояние и проблемы мусульманского образования в Кабардино-Балкарской Республике. Теория и практика общественного развития. 2015;22:158–163.

23. Bukharaev R. Islam in Russia: The Four Seasons. Abingdon-on-Thames: Routledge; 2014. 356 p.

24. Филатов С.Р. Кабардино-Балкария в поисках религиозного мира. Россия и мусульманский мир. 2015; 5(275):45–59.


Рецензия

Для цитирования:


Шибзухов М.М. Роль системы мусульманского образования в Кабардино- Балкарии в приобщении исламской молодежи республики к традиционным религиозно-культурным ценностям: середина 2000 – середина 2010-х гг. Minbar. Islamic Studies. 2025;18(2):377-398. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2025-18-2-377-398

For citation:


Shibzukhov M.M. The role of the Muslim education system in Kabardino-Balkaria in introducing the Islamic youth of the republic to traditional religious and cultural values: mid-2000 -mid-2010s. Minbar. Islamic Studies. 2025;18(2):377-398. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2025-18-2-377-398

Просмотров: 49


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2618-9569 (Print)
ISSN 2712-7990 (Online)