Исламские фундаменталисты и суфийские тарикаты на Северном Кавказе: современное идеологическое противостояние
https://doi.org/10.31162/2618-9569-2025-18-2-399-414
Аннотация
В статье рассматривается феномен идеологического противостояния исламских фундаменталистов и суфийских тарикатов на Северном Кавказе. Дается определение терминам «фундаментализм» и «салафизм». Анализируются деятельность и характерные черты салафитов на Северном Кавказе. Исследуются мозаичность и многообразие салафитских ветвей, характерных для Северного Кавказа в частности и для всей России в целом. В исследовании автор указал на отличительные характеристики салафитских направлений, выявил неоднородность салафитов по отношению к террористической деятельности. Все салафитские ветви можно разделить на две группы: мирную и воинствующую. В работе подробно исследуется деятельность Духовного управления мусульман Дагестана, его усилия по противодействию распространению радикализма и укреплению суфийских традиций как в республике, так и за ее пределами. А также отдельно выделены основные идеологические составляющие противостояния салафитов и суфиев.
Об авторе
З. А. ШарыповРоссия
Закир Ахтамович Шарыпов, аспирант
Институт подготовки кадров Высшей квалификации
Пятигорск
Список литературы
1. Добаев И.П. Исламский радикализм: генезис, эволюция, практика. Волков Ю.Г. (отв. ред.). Ростов-на-Дону: Издательство СКНЦ ВШ; 2002. 334 с.
2. Ашуров И. «Элиты паразитируют на мировой экономике»: что такое глобализм и почему он провалился. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vm.ru/world/1025706-elity-parazitiruyut-na-mirovoj-ekonomike-chto-takoe-globalizm-i-pochemu-on-provalilsya (дата обращения: 17. 01. 2023).
3. Муртазин М.Ф. Салафитский дискурс на постсоветском пространстве. Россия и новые государства Евразии. 2019;4:157–169.
4. Шагавиев Д.А. Критерий понятия «поклонение» (‘ибада) с точки зрения исламской догматики. Minbar. Islamic Studies. 2023;16(2):361–377.
5. Ярлыкапов А.А. Современный ислам на Северном Кавказе: глобальное и региональное. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mgimo.ru/about/news/experts/268592 (дата обращения: 04. 05. 2015).
6. Шагавиев Д.А. Исламские течения и группы : Учебное пособие. Казань: Хузур; 2015. 336 с.
7. Петрашко А.В. Сайд Кутб как идеолог политического ислама. Вестник Московского городского педагогического университета. Серия Исторические науки. 2011;2(8):110–118.
8. Малашенко А.В. Мусульманские страны: Религия и политика (70–80 гг.). М.: Наука; 1991. 181 с.
9. Баранов А.В. Современный терроризм на Северном Кавказе: причины, формы, проявления, направления противодействия. Общество: политика, экономика, право. 2017;4(11):62–67.
10. Туфик Сиди. Суфизм в Исламе (Накшубандийский тарикат). Аналитика культурологии. 2007;3(9):16–34.
Рецензия
Для цитирования:
Шарыпов З.А. Исламские фундаменталисты и суфийские тарикаты на Северном Кавказе: современное идеологическое противостояние. Minbar. Islamic Studies. 2025;18(2):399-414. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2025-18-2-399-414
For citation:
Sharypov Z.A. Islamic Fundamentalists and Sufi Tariqas in the North Caucasus: Modern Ideological Confrontation. Minbar. Islamic Studies. 2025;18(2):399-414. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2025-18-2-399-414