Preview

Minbar. Islamic Studies

Расширенный поиск

Деятельность диссертационных советов конфессиональных систем научной аттестации

https://doi.org/10.31162/2618-9569-2025-18-2-415-439

Содержание

Перейти к:

Аннотация

   Статья посвящена вопросу о соответствии деятельности конфессиональных диссертационных советов правилам и практике работы государственной системы научной аттестации в ее современном состоянии. Основное внимание сфокусировано на изучении российских православных, исламских и протестантских систем богословской научной аттестации, в рамках которых создаются и функционируют конфессиональные диссертационные советы, присуждаются и признаются богословские степени. В обширную источниковую базу были включены отечественные и зарубежные нормативные и правовые акты, внутренние установления религиозных организаций, документы и материалы о работе диссертационных советов и о присуждении богословских степеней. Исследование показало, что конфессиональная и светская научная аттестация проводятся по схожим принципам, в соответствии с сопоставимыми требованиям. Это проявляется как в организационных аспектах, так и в вопросах оценки качества кандидатских и докторских диссертаций. Подобное положение дел связано с общей установкой конфессиональных систем на сближение с актуальными государственными образцами. Наибольшее сходство обнаруживается при сравнении с работой диссоветов, созданных на базе ведущих образовательных и научных организаций, получивших право самостоятельно присуждать ученые степени в рамках государственной системы научной аттестации.

Для цитирования:


Егоров С.Ю. Деятельность диссертационных советов конфессиональных систем научной аттестации. Minbar. Islamic Studies. 2025;18(2):415-439. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2025-18-2-415-439

For citation:


Egorov S.Yu. Activities of dissertation councils of confessional scientific certification systems. Minbar. Islamic Studies. 2025;18(2):415-439. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2025-18-2-415-439

Введение

Начатый в 2016 году процесс расширения университетской автономии привел к формированию в России уникальной ситуации, при которой прежде монолитная система научной аттестации начала приобретать более сложную организационную структуру [1]. Помимо ученых степеней, присуждаемых по единым правилам Высшей аттестационной комиссии (ВАК), появились аналогичные им степени, присуждаемые самостоятельно ведущими образовательными и научными организациями [2]. В тот же период произошла активизация конфессиональных систем научной аттестации, присуждающих богословские степени [3]. В связи с обозначенной ситуацией в профессиональных и академических сообществах начались дискуссии, посвященные различным аспектам соответствующей проблематики. При этом вопросы богословской аттестации рассматривались почти исключительно в перспективе истории прошлых веков [4]. В 2023 году в Государственной Думе Российской Федерации был рассмотрен законопроект, предлагающий уравнять в правах обладателей богословских степеней с обладателями других ученых степеней1. Активное обсуждение в экспертной среде показало отсутствие единого понимания природы и сути данного феномена и обусловило необходимость его научного изучения, в первую очередь, в контексте работы конфессиональных диссертационных советов.

За исключением нескольких публикаций, посвященных вопросам интеграции богословского образования в российскую систему образования [5], современное состояние богословских степеней не подвергалось научному рассмотрению. Это, с одной стороны, определяет потребность в обозначении общих рамок, структуры и специфики указанного явления, а с другой – требует обращения к смежной проблематике. Наиболее близкие по теме исследования посвящены вопросам развития теологии как образовательной и научной специальности. Соответствующие наработки представлены работами Д.В. Шмонина [6], А.М. Прилуцкого [7], Г.В. Алфеева [8] и других авторов. Их содержание дополняют результаты изучения конфессиональных образовательных структур, отраженные в статьях и книгах И. Шоу [9], И.В. Левина [10], А.Ю. Егорова [11] и их коллег. И, наконец, особенностями развития российских систем научной аттестации занимаются С.В. Новиков [12], С.И. Пахомов [13], А.В. Габов [14] и другие специалисты. В контексте обозначенной научной базы ключевой вопрос настоящего исследования может быть сформулирован следующим образом: соответствует ли деятельность конфессиональных диссертационных советов правилам и практике работы государственной системы научной аттестации в ее современном состоянии?

Источниковую базу, необходимую для поиска ответа на обозначенный выше исследовательский вопрос, формируют несколько групп источников. Во-первых, это нормативные и правовые акты, утверждаемые на уровне федерального законодательства об образовании и о науке, а также о свободе совести и религиозных объединениях. Во-вторых, анализу подлежат внутренние установления российских религиозных организаций, представляющих традиционные религии и конфессии России. Стоит отметить, что наиболее заметные системы богословской аттестации созданы в православных, исламских и протестантских религиозных объединениях. В-третьих, ценность представляют информационные материалы, возникшие в связи с работой конфессиональных диссертационных советов, – списки участников, документы защит и иные сведения, размещенные на их официальных сайтах. В качестве методологической основы исследования будет применен системный подход, позволяющий не только последовательно описать наиболее значимые компоненты систем богословской научной аттестации, но и проследить существующие в их рамках взаимосвязи, закономерности и тенденции развития. В соответствии с этим, в качестве основных методов будут выступать анализ, синтез, обобщение, моделирование, типологизация, классификация, а также другие инструменты сбора, обработки и интерпретации данных.

1. Основные принципы организации работы диссертационных советов

Деятельность конфессиональных диссертационных советов стартовала задолго до указанной ранее университетской реформы 2016 года [15]. Православные семинарии, институты и академии начали присуждение богословских степеней еще в период самодержавия, с некоторыми перерывами продолжили в советские годы и не стали останавливать свою практику после распада СССР. Мусульмане и протестанты получили возможность создавать свои национальные системы богословской аттестации только в конце XX века, а до этого их служители могли получать степени лишь в зарубежных университетах [16]. Наибольшая активность в сфере богословской научной аттестации возникла после утверждения Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» 2012 года2, где впервые в законодательство были введены термины «богословские степени» и «богословские звания». Возможность учитывать обладателей таких степеней при государственном лицензировании и аккредитации стала важным стимулом для приложения усилий к развитию в России соответствующих конфессиональных систем [17]. Стоит отметить, что централизованные религиозные организации (ЦРО) получили возможность не только присуждать собственные степени, но и проводить признание иностранных ученых степеней [1].

Длительное нахождение вне единых рамок государственного регулирования привело к появлению заметных различий между практикой работы диссертационных советов разных конфессий. Православные специалисты в организационном плане ориентировали свою деятельность на классические образцы имперских, советских и постсоветских государственных систем научной аттестации [18]. Исламское образование пошло по пути объединения национальных традиций с принципами и практикой образовательных организаций дружественных арабских стран [16]. Протестанты избрали стратегию сохранения вариативности, в которой присутствовали как близкие к классическим образцам диссертационные советы, так и системы присуждения ученых степеней, аналогичные практике ведущих европейских и американских университетов, в первую очередь – Оксфордского, Кембриджского и Гарвардского [19]. В результате к моменту начала реформы 2016 года, в ходе которой многие университеты начали искать для себя варианты совмещения национальных и зарубежных примеров работы систем научной аттестации, в традиционных религиях и конфессиях России подобный опыт накапливался уже более двух десятилетий [1]. При этом представители всех конфессиональных систем прилагали усилия для обеспечения возможности государственного признания богословских степеней [3].

Многие регламенты российских религиозных организаций содержат указание на то, что в своей деятельности конфессиональные диссертационные советы ориентируются не только на внутренние установления, но и на федеральное законодательство. Стремление к соответствию стандартам государственной системы научной аттестации выражается в следовании основным принципам организации работы диссоветов. К этому, в первую очередь, относится баланс университетской автономии и отраслевого контроля [1]. В рамках государственной модели существуют диссертационные советы, создаваемые на базе образовательных и научных организаций, а также ВАК, экспертные советы которой координируют работу по различным научным специальностям [15]. В организациях, осуществляющих самостоятельное присуждение ученых степеней, разработка правил работы и контроль качества осуществляется их учеными советами. При этом за ними сохраняется общий контроль со стороны Минобрнауки России, а также обязанность информировать ВАК о своей деятельности [2]. В конфессиональных системах диссертационные советы получают аналогичный уровень автономии [5]. Отраслевой контроль там осуществляют соответствующие ЦРО и их профильные структурные подразделения, которые и устанавливают правила проведения богословской научной аттестации3.

В конфессиональных диссертационных советах сохраняется общепринятый порядок работы, в целом соответствующий тем практикам, которые существуют в российской государственной системе [3]. Присуждение богословских степеней производится коллективными органами, деятельность которых подлежит внешнему контролю. Данные органы создаются с разрешения вышестоящих структур, отвечающих за регулирование в той или иной научной сфере. В светском пространстве роль подобных структур выполняют экспертные советы ВАК, в конфессиональном – ЦРО. Основанием для присуждения выступает защита диссертации, подготовленной самостоятельно соискателем ученой степени и оформленной в соответствии с наиболее распространенными в России образцами [1]. Процедура защиты включает этап предварительного рассмотрения диссертации, рецензирование ее текста, публичную защиту перед представителями диссертационного совета, дополнительное рассмотрение аттестационного дела внешними экспертами, а также возможность апелляции на всех этапах [5]. По мере необходимости диссовет может действовать в полном составе или же в лице избранных участников, образующих комиссии и комитеты4. Все названные этапы в тех или иных формах присутствуют в практике и государственных, и конфессиональных диссертационных советов [14].

По схожим принципам происходит комплектование составов диссертационных советов. В них на разовой и (или) на постоянной основе включаются специалисты, обладающие заведомо достаточными компетенциями, необходимыми для оценки диссертаций соискателей ученых степеней [1]. Их выбирают как из числа работников организаций, на базе которых создаются диссоветы, так и из внешних экспертов, что важно для развития межуниверситетского взаимодействия [3]. В период становления в конфессиональные советы активно привлекали зарубежных ученых, поскольку национальный кадровый резерв был относительно небольшим. По мере роста числа российских обладателей богословских степеней потребность в иностранцах начала снижаться, однако их участие сохранилось в рамках международного научного сотрудничества [17]. Ни в православных, ни в исламских, ни в протестантских регламентах работы диссертационных советов не устанавливается конфессиональный ценз для включения в их составы5. Анализ соответствующей практики показывает, что помимо представителей того же религиозного направления в работе диссоветов нередко принимают участие светские специалисты, а также представители других религий и конфессий, специализирующиеся на тематиках защищаемых диссертаций [3].

Последовательное изучение нормативных документов и материалов защит конфессиональных диссертационных советов подтверждает соответствие их деятельности основным принципам организации работы диссоветов в рамках государственной системы научной аттестации [1]. На современном этапе развития православные диссоветы работают по регламентам, практически полностью повторяющим государственные нормативные акты. Основное отличие заключается в конфессиональном контроле со стороны соответствующей ЦРО6. Исламские внутренние установления в большей степени соответствуют правилам ведущих государственных образовательных и научных организаций, действующих самостоятельно, но по максимально схожим с предъявляемыми ВАК требованиям. Для обеспечения общего академического пространства независимые друг от друга исламские духовные образовательные организации утверждают единые регламенты работы исламских диссертационных советов7. Протестантские диссертационные советы создаются по аналогии с практикой университетов, самостоятельно присуждающих государственные ученые степени и активно экспериментирующих с формами и методами научной аттестации. Протестанты уделяют большое внимание как национальному, так и международному признанию богословских степеней [15]. По целому ряду параметров можно увидеть множество соответствий между правилами и практикой государственных и конфессиональных диссертационных советов [2].

2. Организационные формы диссертационных советов

Вопрос о соответствии конфессиональных и государственных систем научной аттестации требует рассмотрения организационных форм, в которых осуществляется работа диссертационных советов. В рамках государственной системы научной аттестации предусмотрены постоянно действующие и разовые диссертационные советы8. Для постоянных советов установлена минимальная численность в 11 человек, а для разовых – в диапазоне от 5 до 9 человек. Стоит отметить, что к первой группе относятся как советы, созданные на базе одной образовательной или научной организации, так и объединенные диссертационные советы, включающие специалистов из нескольких структур, но не более чем из четырех организаций9. В постоянных диссоветах могут принимать участие кандидаты наук, но при условии, что их доля составляет не более 25% от общего количества членов10. Особую подсистему составляют специальные диссертационные советы, создаваемые на базе одной или нескольких организаций для рассмотрения и защиты диссертаций, содержащих сведения, составляющие государственную тайну11. Для них действуют в целом похожие правила, при этом ряд требований, например, в части публичности, существенно упрощен [3].

В православных и мусульманских организациях функционируют только постоянно действующие диссертационные советы. Протестантские религиозные объединения создают и постоянные, и разовые диссоветы. Православные и протестанты формируют свои советы на базе как одной, так и нескольких организаций [19]. Количество членов диссертационного совета у православных должно быть не менее 17, у мусульман не менее 11, а у протестантов от 2 до 15 человек, что соответствует практике ведущих мировых университетов, где диссертации традиционно оценивают группы из 2-3 человек [3]. Что касается квалификационного ценза, в православных советах, имеющих право присуждать богословские степени на уровне кандидата наук, допускается наличие членов с такой же степенью. Их доля не ограничивается, однако указывается, что это возможно в порядке исключения12. В докторских советах допускается наличие только докторов наук, а в особых случаях – обладателей зарубежной докторской степени13. Ни мусульмане, ни протестанты не запрещают включение кандидатов наук в работу диссертационных советов и не вводят строгие количественные ограничения для их участия14.

Конфессиональные диссертационные советы, созданные на базе одной организации, являются наиболее распространенной организационной формой подобных структур. Они присутствуют при всех традиционных религиях и конфессиях России [7]. В православных советах порядок защиты диссертации в целом повторяет последовательность действий, описанных в требованиях к советам под руководством ВАК15. На первом этапе диссертация принимается для предварительного рассмотрения специальной комиссией. Далее диссовет назначает оппонентов (двух для кандидатской и трех для докторской диссертации) и ведущую организацию для получения внешних отзывов. Затем диссертацию рассматривают в рамках публичного заседания16. В исламских диссертационных советах оценивание диссертации производят похожим образом, при этом назначение оппонентов и предоставление дополнительных отзывов не всегда является обязательным требованием17. В протестантских диссоветах встречается и первый, и второй сценарий. В большинстве случаев рецензенты и ведущая организация не назначаются, поскольку их функции распределяются между участниками основного состава совета. К моменту выхода соискателя на завершающий этап защиты каждый член диссертационного совета готовит письменный отзыв на диссертацию18.

Православные объединенные диссертационные советы создаются преимущественно для рассмотрения докторских диссертаций19. Долгое время существовал всего один совет докторского уровня, однако в 2019 году был создан второй на базе Московской духовной академии, Санкт-Петербургской духовной академии и Минской духовной академии, к которому в 2022 году присоединилась Сретенская духовная академия20. Порядок работы в таких советах отличается лишь необходимостью получить большее количество согласований. Деятельность диссоветов координируется Патриархом и Учебным комитетом Русской Православной Церкви (РПЦ)21. Во внутренних установлениях протестантских религиозных объединений возможность создания объединенных диссоветов также предусмотрена, однако на практике она не реализуется. Попытки создания подобных советов предпринимались по трем основным направлениям: создание диссовета совместно с зарубежным университетом или семинарией; работа в партнерстве с одним из ведущих российских государственных университетов; заключение соглашения между несколькими духовными образовательными организациями22. Так, например, на протяжении 2018 года велись переговоры о создании объединенного совета на базе Евроазиатской богословской семинарии, Санкт-Петербургского христианского университета и Кубанского евангельского христианского университета [3].

Разовые конфессиональные диссертационные советы создаются, в основном, протестантскими религиозными объединениями. Их состав формируется из числа профильных специалистов, способных дать всестороннюю оценку конкретной диссертации по той или иной научной специальности23. В зависимости от темы диссертации и языка ее написания в состав совета включаются работники российских и зарубежных светских и церковных образовательных и научных организаций. На кандидатском уровне допускается участие обладателей кандидатских и аналогичных им степеней без ограничения их доли в общем количестве членов. Для защит на уровне доктора наук приглашаются только лишь обладатели дипломов того же уровня24. Стоит отметить, что в новой государственной модели научной аттестации разовые советы являются единственным форматом работы для целого ряда ведущих университетов, включая СПбГУ, МГИМО и РАНХиГС [2]. Не менее распространенной практикой можно считать комбинирование постоянно действующих и разовых диссоветов, что существует в том числе в РУДН, РХТУ и ЮФУ [14]. Порядок работы подобных структур в целом аналогичен регламентам деятельности протестантских диссертационных советов [3].

По результатам всестороннего рассмотрения организационных форм, применяемых в конфессиональных диссертационных советах, можно констатировать, что они в целом схожи с аналогичными структурами в рамках государственной системы научной аттестации [5]. Принятие решений об использовании той или иной формы обусловлено целым рядом обстоятельств, не являющихся характерными исключительно для религиозных организаций. Во-первых, учитывается возможность обеспечить необходимые условия функционирования диссовета за счет ресурсов одной или нескольких организаций25. Во-вторых, оценивается наличие достаточного количества профильных специалистов по теме выдвигаемой на защиту диссертации26. В-третьих, определяется баланс между репрезентативностью совета и административными расходами на его деятельность [3]. Несмотря на отсутствие прямого законодательного регулирования работы конфессиональных диссертационных советов, на практике их эволюция проходит в рамках общих трендов и тенденций развития государственной системы научной аттестации. Наиболее часто в качестве основной стратегии избирается адаптация общей государственной модели научной аттестации с учетом религиозной специфики. Создание уникальных инновационных моделей с принципиально новыми организационными решениями также практикуется, однако в значительно меньшем объеме [1].

3. Базовые организации для создания диссертационных советов

Особого внимания заслуживает вопрос о требованиях к организациям, на базе которых создаются диссертационные советы. В соответствии с действующими нормативными правовыми актами, в государственной системе научной аттестации в данной роли могут выступать образовательные организации высшего и дополнительного профессионального образования, а также научные организации [19]. Решение о создании диссовета принимает Минобрнауки России на основе рекомендации ВАК по ходатайствам самих организаций и, при необходимости, по согласованию с их учредителями27. В организациях, самостоятельно присуждающих государственные ученые степени, аналогичное решение принимается ректором или ученым советом [1]. Конфессиональные советы создаются по решению ЦРО или, если это предусмотрено соответствующими внутренними установлениями, руководящими органами образовательной организации [3]. При этом, помимо названных видов организаций, богословская научная аттестация может проводиться непосредственно на базе ЦРО. В ряде случаев в одних и тех же организациях создаются не только государственные, но и конфессиональные диссертационные советы, что обеспечивает соискателей более широкими возможностями для выбора вариантов прохождения научной аттестации и получения ученых степеней28.

Участие ЦРО в работе диссоветов предусмотрено не только в системах богословской научной аттестации, но и в государственных советах29. При создании диссертационных советов по группе научных специальностей 5.11 Теология для получения разрешения Минобрнауки России заявители должны предоставить рекомендацию ЦРО соответствующей конфессиональной принадлежности по каждому кандидату в члены совета и согласовать заявку с Комиссией по развитию теологического, религиозного и духовно-нравственного образования Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации30. Данное нормативное требование сокращает отличие государственных советов от конфессиональных и стимулирует религиозные объединения к большей открытости к единым государственным требованиям [1]. На это же направлено включение в Номенклатуру научных специальностей Минобрнауки России исследовательских направлений «православие», «ислам», «иудаизм», «протестантизм» и «буддизм» в каждую научную специальность в группе 5.11 Теология31. Внесение соответствующих поправок в законодательство усилило конкуренцию между государственными и конфессиональными моделями научной аттестации, поскольку у ЦРО появилось больше инструментов влияния на правила и практику присуждения ученых степеней [7].

Большинство православных, исламских и протестантских конфессиональных диссертационных советов было создано на базе духовных образовательных организаций (ДОО). В соответствии с российским законодательством, ДОО регистрируются по решению ЦРО в качестве религиозных организаций, при этом в полном наименовании указывается тип образовательной организации32. Во внутренних установлениях традиционных религий и конфессий России не вводится обязательного требования создавать диссоветы только на базе ДОО высшего или дополнительного профессионального образования, однако подобная практика является наиболее распространенной [3]. Значительная часть членов диссоветов ДОО обладает богословскими степенями, полученными в российских и зарубежных организациях. Так, например, в православных регламентах указывается что в состав советов допускаются обладатели степеней, полученных в Российской Федерации и в других странах канонической территории РПЦ33. Почти всегда в состав советов входят кандидаты и доктора наук, имеющие дипломы, полученные в рамках государственной системы научной аттестации, работающие в ДОО и (или) в других организациях34. Чаще всего на защиту выходят соискатели, подготовившие диссертацию в этой же ДОО35.

Помимо ДОО в качестве базы для создания конфессиональных диссертационных советов выступают светские образовательные и научные организации. Подобная возможность активно используется православными и протестантскими системами богословской научной аттестации36. Ярким примером этого является Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (ПСТГУ), зарегистрированный в форме образовательного частного учреждения высшего образования37. Несмотря на полностью нерелигиозную организационно-правовую форму ПСТГУ и отсутствие лицензии на подготовку служителей, на его базе почти три десятилетия работают конфессиональные диссоветы РПЦ и присуждаются богословские степени38. Аналогичным образом действуют и протестантские ЦРО, по мере необходимости создающие диссоветы на базе партнерских организаций, в том числе тех, в которых они не являются учредителями. Стоит отметить, что светские организации участвуют в работе систем богословской научной аттестации не только в роли базы для создания советов, но и в качестве ведущих организаций при защите диссертаций39. Нередко таковыми становятся государственные образовательные организации высшего образования, сотрудники которых ведут активную научно-исследовательскую деятельность в тех или иных областях исследований40.

Довольно редко богословская научная аттестация проводится непосредственно на базе ЦРО. В России подобная практика не является широко распространенной, поскольку организационное обеспечение соответствующих аттестационных процедур проще осуществлять на базе образовательных и научных организаций [3]. Тем не менее, в случае необходимости придания общецерковного статуса присуждаемым богословским степеням без наделения особыми правами какой-либо образовательной или научной организации, ЦРО может свободно применять подобный подход41. Правовым основанием для этого является то, что российское законодательство позволяет религиозным организациям действовать в соответствии с собственными внутренними установлениями, при условии, что их нормы не противоречат законодательству [20]. Отсутствие государственных ограничений делает такой формат доступным для использования. В мировой практике подобные богословские степени присуждаются, например, в Англиканской церкви Архиепископом Кентерберийским под названием Lambeth Degree42. В отличие от почетных степеней, ламбетовские степени являются юридически значимыми академическими степенями, присуждаемыми соискателям, которые соответствуют требованиям, предъявляемым для получения университетских ученых степеней, в том числе в части наличия публикаций по профильной специальности43.

Деятельность конфессиональных диссоветов прекращается по тем же основаниям, что и в государственной системе научной аттестации. Ключевыми из них являются завершение срока, на который был создан совет, реорганизация или ликвидация базовой организации, серьезные нарушения установленных правил и нецелесообразность продолжения деятельности в связи с низкой результативностью44. Последний пункт представляется интересным в перспективе исследования масштабов работы систем богословской научной аттестации, однако подобный труд в текущий момент является практически невозможным [3]. Основным препятствием к сравнительному изучению результативности диссоветов является отсутствие единой базы данных, содержащей сводные сведения о прошедших защитах и о присужденных степенях [1]. Существующая в публичном пространстве информация о работе конфессиональных советов отличается разрозненностью и неполнотой. Стремление к публикации отчетов о деятельности получило распространение лишь в недавние годы, поэтому без целенаправленной работы по составлению единых реестров на уровне ЦРО оценка количества обладателей богословских степеней может быть только условной [6]. Решение подобной задачи особенно важно в контексте утверждения законопроекта о признании степеней45.

Заключение

Проведенное исследование помогает прийти к нескольким выводам, связанным с поставленным ключевым вопросом. Соответствие деятельности конфессиональных диссертационных советов установленным правилам государственной научной аттестации и сложившейся практике в данной сфере прослеживается в целом ряде примеров и перспектив. Порядок создания и приостановки деятельности диссоветов аналогичен тому, как это происходит в образовательных и научных организациях, самостоятельно присуждающих ученые степени. Основные организационные формы советов также в целом совпадают. Кадровые требования, предъявляемые к составу государственных и конфессиональных диссоветов, достаточно близки, хотя и содержат некоторые отличия, связанные с особенностями тех или иных профессиональных сфер. Процедуры, применяемые для рассмотрения и защит диссертаций, основаны на образцах, присущих российским университетским традициям и практике ведущих мировых университетов. Подтверждением этого служат нормы, содержащиеся во внутренних установлениях религиозных организаций, а также публичные сведения о деятельности конфессиональных диссертационных советов. Все это позволяет констатировать отсутствие существенных расхождений на организационном уровне, что важно в перспективе предоставления всей полноты академических и профессиональных прав обладателям богословских степеней.

На протяжении последних трех десятилетий наблюдается систематическое сближение государственных и конфессиональных систем научной аттестации. Помимо организационной близости это проявляется в правовом пространстве. ЦРО в своих документах все чаще указывают на необходимость следования установленным государственным требованиям, несмотря на то что для присуждения богословских степеней они не являются обязательными. В законодательстве появляется все больше возможностей для конфессионального участия в государственной научной аттестации. Сперва в федеральные государственные образовательные стандарты было включено направление подготовки «Теология». Затем в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и в подзаконные акты были добавлены термины «богословские степени» и «богословские звания». Далее в Номенклатуре научных специальностей Минобрнауки России появилась группа специальностей «Теология», внутри которой впоследствии были выделены исследовательские направления, соответствующие традиционным религиям и конфессиям России. И, наконец, было закреплено участие ЦРО в создании государственных диссоветов по направлению «Теология». Указанные обстоятельства подтверждают устойчивую тенденцию сближения, которая в ближайшие годы может привести к более эффективной консолидации усилий по подготовке кадров высшей квалификации.

Помимо позитивных аспектов процесс развития систем богословской научной аттестации ограничивают и существенные препятствия. Первым из них является правовая неопределенность по целому ряду вопросов. Так, например, термин «богословские степени» введен в законодательство без расшифровки. По косвенным признакам можно установить, что он аналогичен понятию «ученые степени», однако это не закреплено прямым нормативным способом. Обладатели богословских степеней являются преподавателями и руководителями образовательных программ с государственной аккредитацией, в том числе научными руководителями кандидатских и докторских диссертаций, однако их по-прежнему не разрешается включать в состав государственных диссертационных советов. Отсутствие единой системы государственного и конфессионального учета деятельности диссертационных советов создает сложности с оценкой количественных и качественных показателей, с подтверждением достоверности документов о богословских степенях, а также со множеством других административных вопросов. Создание для конфессиональных диссертационных советов организационных и правовых условий по аналогии с организациями, самостоятельно присуждающими ученые степени, могло бы решить обозначенную совокупность проблем и создать возможности для заметного повышения качества работы систем научной аттестации.

1. Законопроект № 323220-8 «О внесении изменений в статьи 92 и 108 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"». СО ЗД. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sozd.duma.gov.ru/bill/323220-8 (дата обращения: 28.08.2024).

2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Гарант. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ivo.garant.ru/#/document/70291362/ (дата обращения: 28.08.2024).

3. Устав. Учебный комитет РПЦ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://uchkom.info/uchebnyy-komitet/ustav/ (дата обращения: 28.08.2024).

4. Положение об Общецерковном докторском диссертационном совете Русской Православной Церкви. ОАД. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://doctorantura.ru/pdf/dissovet/regulations_main.pdf (дата обращения: 28.08.2024).

5. Положение о Совете по защите диссертаций на соискание богословской степени доктора исламских наук. Болгарская Исламская Академия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://bolgar.academy/wp-content/uploads/2023/09/polozhenie-o-sovete-po-zashhite-dissertaczij-na-ssssoiskanie-bogoslovskoj-stepeni-doktobogoslovskoj-stp.pdf (дата обращения: 28.08.2024).

6. Положение о кандидатских диссертационных советах в Русской Православной Церкви. ОАД. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.doctorantura.ru/images/dissovet/polozhenie-kand.pdf (дата обращения: 28.08.2024).

7. В России принято положение о порядке присуждения степени доктора исламских наук. Татар-информ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.tatar-inform.ru/news/v-rossii-prinyato-polozenie-o-poryadke-prisuzdeniya-stepeni-doktor-islamskix-nauk-5836351 (дата обращения: 28.08.2024).

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.09.2013 N 842 «О порядке присуждения ученых степеней». Гарант. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/70461216/ (дата обращения: 28.08.2024).

9. Письмо Минобрнауки России от 23.09.2014 N 13-3671 «О типовом соглашении о создании объединенного диссертационного совета». Гарант. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/70753232/ (дата обращения: 28.08.2024).

10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.11.2017 N 1093 «Об утверждении Положения о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук». Гарант. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/71825906/ (дата обращения: 28.08.2024).

11. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 28.06.2023 № 652 «Об утверждении Положения о специальном совете по защите диссертаций, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук». Гарант. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/407510924/ (дата обращения: 28.08.2024).

12. Положение о кандидатских диссертационных советах в Русской Православной Церкви. ОАД. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.doctorantura.ru/images/dissovet/polozhenie-kand.pdf (дата обращения: 28.08.2024).

13. Положение об Общецерковном докторском диссертационном совете Русской Православной Церкви. ОАД. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://doctorantura.ru/pdf/dissovet/regulations_main.pdf (дата обращения: 28.08.2024).

14. Положение о Совете по защите диссертаций на соискание богословской степени доктора исламских наук. Болгарская Исламская Академия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://bolgar.academy/wp-content/uploads/2023/09/polozhenie-o-sovete-po-zashhite-dissertaczij-na-ssssoiskanie-bogoslovskoj-stepeni-doktobogoslovskoj-stp.pdf (дата обращения: 28.08.2024).

15. Диссертационный совет. ПСТГУ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pstgu.ru/Disser_divinity_church/ (дата обращения: 28.08.2024).

16. Положение об Общецерковном докторском диссертационном совете Русской Православной Церкви. ОАД. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://doctorantura.ru/pdf/dissovet/regulations_main.pdf (дата обращения: 28.08.2024).

17. Положение о Совете по защите диссертаций на соискание богословской степени доктора исламских наук. Болгарская Исламская Академия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://bolgar.academy/wp-content/uploads/2023/09/polozhenie-o-sovete-po-zashhite-dissertaczij-na-ssssoiskanie-bogoslovskoj-stepeni-doktobogoslovskoj-stp.pdf (дата обращения: 28.08.2024).

18. Академические стандарты ТЕАЕ. ТЕАЕ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tea-e.org/academic_standards/ (дата обращения: 28.08.2024).

19. Диссертационные советы. Учебный комитет РПЦ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://uchkom.info/nauchno-issledovatelskaya-rabota/diss-sovet/ (дата обращения: 28.08.2024).

20. Объединенный докторский диссертационный совет Московской духовной академии, Санкт-Петербургской духовной академии, Минской духовной академии и Сретенской духовной академии. Московская духовная академия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mpda.ru/news-heading/doctorsky-sovet/ (дата обращения: 28.08.2024).

21. Положение об Объединенном докторском диссертационном совете. Минская духовная академия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://minda.by/nauka/doktorskij-sovet/polozhenie-ob-doktorskom-sovete/ (дата обращения: 28.08.2024).

22. Академические стандарты ТЕАЕ. ТЕАЕ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tea-e.org/academic_standards/ (дата обращения: 28.08.2024).

23. Положение о присуждении богословских ученых степеней. Дагестанский исламский университет. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://diudag.ru/wp-content/uploads/2021/01/Положение-о-присуждении-ученых-степеней сайт.pdf (дата обращения: 28.08.2024).

24. Положение об Общецерковном докторском диссертационном совете Русской Православной Церкви . ОАД. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://doctorantura.ru/pdf/dissovet/regulations_main.pdf (дата обращения: 28.08.2024).

25. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.11.2017 N 1093 «Об утверждении Положения о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук» . Гарант. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/71825906/ (дата обращения: 28.08.2024).

26. Письмо Минобрнауки России от 10.11.2014 N 13-4259 «Об объединенных диссертационных советах». Гарант. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/70798544/ (дата обращения: 28.08.2024).

27. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.11.2017 N 1093 «Об утверждении Положения о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук». Гарант. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/71825906/ (дата обращения: 28.08.2024).

28. Диссертационные советы. Учебный комитет РПЦ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://uchkom.info/nauchno-issledovatelskaya-rabota/diss-sovet/ (дата обращения: 28.08.2024).

29. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.11.2017 N 1093 «Об утверждении Положения о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук». Гарант. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/71825906/ (дата обращения: 28.08.2024).

30. Заседание Совета по взаимодействию с религиозными объединениями. Президент России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/administration/64915 (дата обращения: 28.08.2024).

31. Номенклатура научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени. Гарант. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400450248/ (дата обращения: 28.08.2024).

32. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 N 125-ФЗ. Гарант. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/171640/ (дата обращения: 28.08.2024).

33. Положение об Объединенном докторском диссертационном совете. Минская духовная академия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://minda.by/nauka/doktorskij-sovet/polozhenie-ob-doktorskom-sovete/ (дата обращения: 28.08.2024).

34. Кандидатский диссертационный совет СПбДА. СПбДА. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://spbda.ru/science/dissertatsionnyj-sovet-spbda (дата обращения: 28.08.2024).

35. Новости: Диссертационный совет. Московская духовная академия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mpda.ru/news-heading/dissertacionnyj-sovet/ (дата обращения: 28.08.2024).

36. Диссертационный совет. ПСТГУ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pstgu.ru/Disser_divinity_church/ (дата обращения: 28.08.2024).

37. Основные сведения. ПСТГУ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pstgu.ru/sveden/common/ (дата обращения: 28.08.2024).

38. Список защищенных работ. ПСТГУ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pstgu.ru/Disser_divinity_church/protected_works/ (дата обращения: 28.08.2024).

39. В ОЦАД состоялась защита диссертации на соискание ученой степени кандидата богословия. ОАД. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://doctorantura.ru/news/v_otsad_sostoyalas_zashchita_dissertatsii_na_soiskanie_uchenoy_stepeni_kandidata_bogosloviya/ (дата обращения: 28.08.2024).

40. Общецерковный докторский совет: иерей Григорий Игоревич Григорьев. ОАД. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://doctorantura.ru/science/discouncils/all-church-council/pages/ierey-grigoriy-igorevich-grigorev (дата обращения: 28.08.2024).

41. Общецерковный докторский совет: протоиерей Алексий (Алексей Олегович) Ястребов. ОАД. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://doctorantura.ru/science/discouncils/all-church-council/pages/protoierey-aleksiy-aleksey-olegovich-yastrebov (дата обращения: 28.08.2024).

42. Lambeth Degrees. The Faculty Office of the Archbishop of Canterbury. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.facultyoffice.org.uk/lambeth-degrees/ (accessed: 28.08.2024).

43. Archbishop's Awards and Examinations. Archbishop of Canterbury. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.archbishopofcanterbury.org/about/archbishops-awards-and-examinations (accessed: 28.08.2024).

44. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.11.2017 N 1093 «Об утверждении Положения о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук». Гарант. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/71825906/ (дата обращения: 28.08.2024).

45. Законопроект № 323220-8 «О внесении изменений в статьи 92 и 108 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"». СО ЗД. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sozd.duma.gov.ru/bill/323220-8 (дата обращения: 28.08.2024).

Список литературы

1. Егоров С.Ю. Богословские степени в оптике российского законодательства и конфессиональных норм. Minbar. Islamic Studies. 2024;17(4):929–950. DOI: 10.31162/2618-9569-2024-17-4-929-950.

2. Петров М.П., Логинова Е.А., Пахомов С.И. Развитие системы государственной научной аттестации в России в контуре права самостоятельного присуждения ученых степеней: инструменты, результаты и дальнейшие шаги. Управление наукой и наукометрия. 2024;19(1):10–65. DOI: 10.33873/2686-6706.2024.19-1.10-65.

3. Егоров С.Ю. Работа диссертационных советов новой системы научной аттестации. Университетское управление: практика и анализ. 2022;26(1):82–91. DOI: 10.15826/umpa.2022.01.006.

4. Мелешко О.П., Александрова И.Н. Порядок действий производства в ученые степени в Уставах православных и римско-католической духовных академий. Актуальные проблемы экономики, социологии и права. 2020;3:64–67.

5. Egorov S. Legal Regulation for Ensuring the Integrity of the Russian Scientific Certification System. Politics and Society. 2023;4:46–58. DOI: 10.7256/2454-0684.2023.4.43802.

6. Шмонин Д.В. Теология в новой парадигме. Вопросы теологии. 2023;5(3):494–508. DOI: 10.21638/spbu28.2023.309.

7. Прилуцкий А.М., Шмонин Д.В. Институциализация теологии: опыт и перспективы. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. 2022;38(2):254–263. DOI: 10.21638/spbu17.2022.209.

8. Алфеев Г.В. Теология в перспективе современной науки, культуры, просвещения: итоги и задачи. Теология и образование. 2020;3:23–31.

9. Shaw I.J., Lawson K.E. Handbook for Supervisors of Doctoral Students in Evangelical Theological Institutions. Carlisle: Langham Global Library; 2015. 242 p.

10. Левин И.В. Модели теологического образования российского протестантизма: пример Заокского адвентистского университета. Вопросы теологии. 2022;4(4):708–722. DOI: 10.21638/spbu28.2022.410.

11. Егоров С.Ю., Егоров А.Ю. Инструменты оценки программ богословского образования. М.: Национальный институт управления; 2020. 207 с.

12. Новиков С.В., Плахин А.Е. Направления адаптации системы научной аттестации в соответствии с потребностями национальной экономики. Экономика и управление: проблемы, решения. 2023;4(136):94–100. DOI: 10.36871/ek.up.p.r.2023.04.02.013.

13. Пахомов С.И., Щеголева Л.В., Гуртов В.А. Новые горизонты в делегировании государственных функций по аттестации кадров высшей научной квалификации. Экономика и управление. 2023;29(8):989–1000. DOI: 10.35854/1998-1627-2023-8-989-1000.

14. Габов А.В. Мониторинг и контроль деятельности советов по защите диссертаций, созданных организациями, имеющими право самостоятельного присуждения ученых степеней. Методологические проблемы цивилистических исследований. 2024;6:11–42. DOI: 10.33397/2619-0559-2024-6-6-11-42.

15. Егоров С.Ю. Целостность новой системы научной аттестации (на примере атрибутов ученой степени). Юридические исследования. 2023;4:11–23. DOI: 10.25136/2409-7136.2023.4.38621.

16. Карибуллин А.А. Исламское образование в России. Богословское наследие мусульман России : Сборник научных докладов IV Международного форума, Болгар, 16–21 мая 2022 года. Т. II. Болгар: Болгарская исламская академия; 2022:126–149.

17. Егоров С.Ю. Развитие моделей и механизмов управления в современных системах евангельского богословского образования. Современное образование. 2019;4:44–54. DOI: 10.25136/2409-8736.2019.4.27659.

18. Склярова Т.В., Агеева А.В. Развитие системы высшего образования Русской Православной Церкви в период 1990–2015 гг. Мир науки. Педагогика и психология. 2021;9(6):39.

19. Егоров С.Ю. Проблема целостности новой российской системы научной аттестации (на примере требований к диссертации). Современное образование. 2022;1:9–21. DOI: 10.25136/2409-8736.2022.1.37622.

20. Егоров С.Ю. Внутренние установления как источник канонического права пятидесятнических церквей. Развитие современной науки и технологий в условиях трансформационных процессов. Сборник материалов XX Международной научно-практической конференции. Москва, 22 апреля 2024 года. М.: Издательство «Академическая среда; 2024. С. 145–149.


Об авторе

С. Ю. Егоров
Московский налоговый институт
Россия

Сергей Юрьевич Егоров, доктор права, доктор наук о богословии, профессор, проректор по научной работе

Москва



Рецензия

Для цитирования:


Егоров С.Ю. Деятельность диссертационных советов конфессиональных систем научной аттестации. Minbar. Islamic Studies. 2025;18(2):415-439. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2025-18-2-415-439

For citation:


Egorov S.Yu. Activities of dissertation councils of confessional scientific certification systems. Minbar. Islamic Studies. 2025;18(2):415-439. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2025-18-2-415-439

Просмотров: 431


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2618-9569 (Print)
ISSN 2712-7990 (Online)