Перейти к:
Опыт консультативной работы по вопросам отношений невестки и свекрови (случай из практики)
https://doi.org/10.31162/2618-9569-2025-18-2-457-481
Аннотация
В статье дан психологический анализ межпоколенных взаимосвязей в расширенной семье; показана положительная динамика психологической работы, опирающейся на ингушскую культуру и религиозные ценности. На примере конкретного случая психологического консультирования ингушской невестки по поводу ее отношений со своей свекровью описывается культура оказания психологической помощи с учетом культурного и духовного наследия клиента. В связи с ростом запросов на духовное консультирование мусульман, ориентированных на поиск смысла и улучшение качества жизни, возникла необходимость показать роль культурных и религиозных практик в процессе исцеления. Культурная и религиозная приверженность способствует духовному и физическому благополучию клиента. Религиозные верования помогают человеку найти опору, стабильность и утешение во время неопределенности или кризиса.
Ключевые слова
Для цитирования:
Ганиева Р.Х. Опыт консультативной работы по вопросам отношений невестки и свекрови (случай из практики). Minbar. Islamic Studies. 2025;18(2):457-481. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2025-18-2-457-481
For citation:
Ganieva R.H. Experience in consulting on issues of relations between daughter-in-law and mother-in-law (case analysis). Minbar. Islamic Studies. 2025;18(2):457-481. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2025-18-2-457-481
Введение
Проблема межпоколенных связей является актуальной для современной психологической науки. Выделение и установление связи предполагает различные ее виды: генетические, стационарные, связи функционального воздействия.
Для того, чтобы дифференцировать типы межпоколенных связей, в психологии используются такие понятия, как: наследственная (генетическая) связь, трансгенерационная связь, представляющая собой «разновидность социальной межпоколенной связи в семье, основанной на передаче и приеме информации и опыта в направлении от предков к потомкам» [1, c. 73], и префигуративная связь. Термин используется в трудах М. Мид для описания такого типа культуры, когда предки перенимают ценный опыт у потомков [2].
Ярким примером межпоколенного воспроизводства является дисфункциональная семья. В исследованиях ученых В.И. Брутмана, А.Я. Варги, И.Ю. Хамитовой, Т.В. Гущиной показано, что девиантное материнство – многопоколенная проблема. Девиантная мать – это та женщина, которая не получила безусловной любви и принятия от своих родителей. В таком случае ребенок становится поддержкой, опорой, утешением для своей девиантной матери, лишенной межпоколенной связи. Однако сын/дочь, когда-то взваливший на себя родительскую ношу, несет ее до тех пор, пока не обнаружит свои собственные потребности, а потом удовлетворяет их за счет своих детей. Таким образом, семейная история повторяется в разных поколениях.
Префигуративные культуры формируют новый тип социальной связи, когда не востребован опыт старшего поколения, а культивируются знания, информированность, компетентность молодых людей. Социум с таким типом культуры называется «обществом риска», потому что пропагандирует разрыв поколений, а из этого следует, что каждое предшествующее поколение иначе «прочитывает свои жизненные задачи» [3].
«Так, например, в исследовании жизненных сценариев женщин трех поколений были изучены жизненные девизы, которые отражали их жизненный опыт и мудрость. Оказалось, что бабушки и матери более ориентированы на сохранении семьи и ее благополучия, а внучки – на получение удовольствий от жизни. С учетом того, что катализатором перемен является поколение молодых, ценностные ориентации старших поколений теряют свою актуальность» [1, c. 85].
В психологической литературе, как правило, дается анализ отношений со старшими родственниками через призму индивидуалистических ценностей, низкой дистанции власти в семье, то есть через структуру и ценности малых нуклеарных семей. В Ингушетии по-прежнему многие семьи живут расширенной семьей, и в этом случае иерархия власти в семье является обычным типом отношений. Поэтому отношения невестки и свекрови – это отношения младшего со старшим в условиях жесткой семейной иерархии [4].
Однако в связи с глобализацией и модернизацией традиционная модель отношений в расширенной семье меняется; тема взаимоотношений невестки и свекрови – одна из самых актуальных, хотя ей посвящено совсем мало научных статей.
Случай из практики
В наш Центр психологической помощи (г. Магас) обратилась девушка по имени Зухра (имя изменено), тридцати трех лет, работающая, замужем, мать четверых сыновей.
«Я от души помогаю людям, – говорит Зухра. – Я хочу угодить всем. Всегда хотела лучше всех учиться. Из дома не могу выйти, если нет идеального порядка. Ребенок у меня должен быть идеальный, дом идеальный».
«Мы общались с моим будущим мужем. Пятнадцать лет назад он вошел во двор и украл меня. Тогда мне было 18 лет. Деньги моего мужа полностью забирает свекровь. Даже пособие по уходу за ребенком в 1500 рублей я вынуждена была отдавать ей. “Вторая мама” заставляла меня все делать во дворе. Готовить можно было только в гараже, а кушать – в прихожке.
Свекровь покупает себе куртку из кожи питона, одежду марки “Марио Ферре”. Когда я жила с ними, она моим свояченицам покупала платья, а мне говорила: “Денег не хватило на платье для тебя”.
Через много лет нас отделили. В первое время на хлеб не было денег. Я не работала, он не работал.
Муж не обижается на свою мать. Когда он видит, что мать недовольна, кричит, крутит машину.
Я хочу всем угодить. От свекрови никогда не ухожу, пока всю посуду по 100 тарелок не помою и не высушу.
Муж хорошо относится ко мне, но у него есть и другие женщины. У нас с ним любовь и ненависть! Пытаюсь ему угодить. Деньги отдаю. То хочу быть хорошей, то не обращаю на него внимания. Я не знаю, как себя правильно вести. Если я прошу его приехать домой, он злится, если не прошу, говорит, что я с кем-то общаюсь.
Я мечтаю посидеть вместе с ним, выпить чай, поговорить. Когда он возвращается домой, встречаю, обнимаю его. Дети обнимают. Хочу дожить с ним до старости. Несмотря ни на что, мы неразлучны. Никакие препятствия мне не страшны. Я хочу, чтобы он был как прежде ответственным за детей, внимательным и говорил мне: “Я люблю тебя!”» Зухра обратилась к нам для того, чтобы урегулировать отношения со свекровью.
В работах отечественных и зарубежных исследователей достаточно много внимания уделяется вопросам супружеского взаимодействия и детско-родительским отношениям [5]; [6]; [7].
Между тем, с точки зрения Т.В. Андреевой, самыми малоизученными аспектами семьи являются межпоколенные связи. Еще реже в психологическом пространстве встречаются труды, посвященные диаде «невестка-свекровь». Среди отечественных ученых Е.П. Ильин [8] описал взаимоотношения невестки и свекрови, опираясь на результаты исследования Т.В. Андреевой и Л.Н. Савиной [9].
Для начала рассмотрим этимологию слов «невестка» и «свекровь». Слово «свекровь» подразумевает кровную связь и указывает на доминирующую позицию этой женщины в семейной иерархии. На Руси родственные отношения складывались по матери и ее крови. Мать мужа дарила свой кров новому члену семьи. И именно ее кровь текла в жилах будущих внуков и правнуков. К тому же свекровь считалась основным звеном между всеми кровными родственниками, потому что, согласно традиции, невеста приходила жить в дом своего супруга, где всем хозяйством распоряжалась его мать.
«Слова “невеста” и “невестка” – очень близкие. По одной версии, в основе своей это связано с обычаями, зародившимися еще при родовом строе, когда в жены брали девушек из других племен или дальних поселений. Об избраннице мало что было известно, потому и называли ее “невесть кто”, то есть неведомая, и это слово стало прототипом более позднего названия просватанной девушки. Входя в дом мужа, она не могла не раскрыть свой характер в ходе совместной жизни с его членами семьи, что и характеризует суффикс “к” в слове “невестка”» [10].
На начальном этапе семейной жизни, пока супруги осваивают новые роли и формируют семейные традиции, вмешательство родственников препятствует адаптационному процессу. В своих исследованиях А.С. Шубина выделяет взаимодействие с родительскими семьями как одну из наиболее острых психологических проблем молодых супругов [11].
Согласно мнению Л.А. Коростылевой, «вмешательство родственников» – одна из главных причин развода для женщин, в то время как для мужчин эта причина стоит почти на последнем месте. Другие исследователи считают, что основной причиной развода для женщин чаще всего являются сложные отношения со свекровью [8]. Среди внешних факторов, оказывающих влияние на брачно-семейные отношения, С. Кратохвил выделил давление со стороны родителей и близких родственников [12]. Как показывают результаты исследований, женщины на этапе принятия роли матери в качестве трудности, с которой они сталкиваются, выделяют категорию «отношения с родственниками» (собственными родителями или родителями супруга). Она была охарактеризована такими коммуникативными оборотами: «непонимание со стороны родителей/мамы», «споры с родителями», «посещение свекрови/ссора со свекровью», «недоверие со стороны родителей», «критика родителями моих методов воспитания» [13].
Н.О. Белорукова отмечает, что даже в социально-адаптированных городских семьях с высоким достатком и образованием сложно психологически адаптироваться к супругу (92%); второй по важности сложностью стало достижение эмоциональной и финансовой независимости от родителей; редкие встречи с друзьями (77,5%), далее респонденты отметили: очень непросто исполнять роли мужа/жены, нужно трансформировать устоявшиеся тенденции и привычные модели поведения (35%); на четвертом месте по трудности супруги назвали отношения с родственниками мужа и жены (57,5%) и в качестве самой легкой задачи подчеркнули изменение условий жизни и расширение хозяйственно-бытовых обязанностей (20%) [14].
Исследователи семьи и семейных взаимоотношений А.Я. Варга, А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис в своих трудах выделяют факторы, при которых семья в трудной ситуации использует психологическую защиту чаще, чем другие стратегии. Мифологизированная семейная история, конфликты, психологическая зависимость, размытые границы – условия кризиса, при которых семья использует различные типы защит [13].
Нужно выделить причины, влияющие на отношения невестки и свекрови. В первую очередь, важен возраст свекрови. Много лет родители привыкли беззаветно любить и опекать своих детей, заботиться о них. «С точки зрения типологии отношений они находились в комплементарных отношениях со своими детьми. Данный тип отношений совсем не просто быстро перевести в разряд полностью симметричных отношений со взрослыми детьми, даже если родители стараются это сделать» [12, с. 267]. Складывающиеся из года в год эмоциональную связь, тип отношений и модель взаимодействия изменить сложно. Именно поэтому в качестве нормативных кризисов Вирджиния Сатир выделила этап, когда «молодые люди женятся, и в семью входят невестки и зятья» [15, с. 56]. Появляются новые члены семьи, растет число социальных ролей. Матери нужно приложить значительные усилия, чтобы пересмотреть отношения с сыном и уменьшить свое влияние. Чем старше родители, тем сильнее их эмоциональная зависимость от детей. Выход на пенсию, уменьшение социальных контактов, сужение интересов, отсутствие увлечений и хобби, статус свекрови (в разводе или вдова) – все это приводит к центрации матери на сыне. Если у свекрови благополучные, комфортные отношения с мужем, то конфликтов обычно не бывает. Если у свекрови сложности с ее мужчиной, она часто переносит свои нереализованные чувства на семью сына.
Считаем, что случай совместного проживания молодой семьи с родителями супруга требует отдельного рассмотрения. Это может быть связано с экономикой семьи или традицией проживания невесты в доме мужа. Присутствие двух хозяек в одном доме часто вызывает боль и переживания у невестки и свекрови. Свекровь много лет была единственной хозяйкой в доме и не сразу готова отдать эту роль снохе.
И проведенный нами анализ психологических работ показал, и А.Н. Байкулова пришла к выводу, что главная причина конфликтов невесток и свекровей – совместное проживание, создающее безвыходность и принуждение. По мнению автора, раздельное проживание способствует психологической независимости молодой пары. Кроме того, А.Н. Байкулова утверждает, что при совместном проживании статус свекрови выше, чем у снохи, чего нет при раздельном. Ролевое превосходство свекрови уменьшается, если она живет в квартире молодой пары, имеет проблемы со здоровьем и не участвует в хозяйстве [16].
«…Результаты исследования подтвердили предположение о том, что молодые женщины, проживающие в патрилокальной семье разное количество лет, различно оценивают свои взаимоотношения с матерью мужа. Было установлено, что эмоциональный климат более благополучен при стаже проживания невестки с родственниками супруга более пяти лет. Именно эта категория женщин чаще демонстрирует благоприятное самочувствие, взаимопонимание, эффективность общения со свекровью, отмечая ее положительные черты личности. …Один из ресурсов, которым обладает молодая женщина, – это опыт взаимодействия с собственной матерью, может быть актуализирован и в отношениях с матерью супруга» [17, с. 122].
Основными причинами конфликтов между женщинами разных поколений, некровных родственников являются разные подходы к супружеским отношениям, хозяйству, воспитанию детей. Самый конфликтогенный фактор при совместном проживании – различие в воспитании и взглядах.
По мнению Л.М. Тагалековой, «большинство конфликтов зависит, с одной стороны, от недостаточного понимания невестки своей роли, а с другой стороны, нет четких дифференцированных представлений у свекрови ролей жены – матери – свекрови, которые она совмещает. Важно осознание свекровью границ общения между собственной семьей и молодой семьей сына, т.е. осознание и уважение свекровью прав молодой семьи, сына в частности, на самостоятельность и ответственность за свою семью, поступки, решения» [18].
Л.Н. Савина и Т.В. Андреева [9] отмечают, что важна роль мужа-сына в отношениях невестки и свекрови.
Бывает, когда молодая жена конкурирует со свекровью за внимание мужа. Обе женщины любят одного мужчину и заботятся о нем. «Положение значительно ухудшается, если свекровь одинока или имеет с сыном прочные эмоциональные связи» [12, с. 269]. Эта комбинация крайне опасна. Чрезмерная привязанность матери к сыну создает сложности. Мать не дает сыну отделиться и создать семью, если ребенок – единственный смысл ее жизни, желанный, поздний ребенок или оставшийся без отца. И еще для того, чтобы не лишиться своего статуса и значимости, мать может манипулировать посредством разных инструментов: требования и осуждения, оказывая помощь и поддержку [11]; [19]. Симбиотическая связь с матерью мешает сыну в своей семье стать мужчиной, мужем, отцом, потому что он продолжает оставаться в психологическом смысле ребенком.
Работу с запросами, касающимися дисгармонии в общении свекрови и невестки, обычно мы начинаем с повествования:
«Представьте матрёшку. Верхняя матрёшка – это образ невесты в контакте со свекровью. Если у невестки благополучно складываются отношения с мужем, если он ее любит, помогает по дому, открыто говорит о своих доходах и ей хочется поделиться этим со свекровью, то лучше этого не делать. Если у матери не сложились комфортные отношения со своим мужем или ей присущи определенные психологические особенности, то она будет завидовать молодой женщине, и эта зависть старшей, угасающей, увядающей женщины к молодой делает поведение свекрови неадекватным.
Молодая женщина со своим супругом – это вторая матрёшка. Будучи в этой матрёшке, вы можете периодически говорить: “Ты знаешь, тебе важно понимать, что ты не можешь брать за всё на свете ответственность”. “Я хочу видеть мужчину, который не только хороший сын. Это важно, что ты – хороший сын, я не желаю, чтобы ты был плохим сыном, но я хочу, чтобы, кроме роли сына, которая занимает 80% твоей идентичности, у тебя была роль главы семьи, роль отца, роль супруга. В первую очередь меня интересует та роль, которая достается мне. Для меня важно, чтобы ты и другие роли освоил, потому что я не очень готова жить с мужем-сыном”.
А третья – самая центральная матрёшка – это девушка со своей глубиной, идентичностью, ценностями, избирательностью, витальным ресурсом. Центральная матрешка подпитывает все остальные, поэтому предельно важна забота о себе, о своих базовых убеждениях» (Полевой материал. Рассказала Халмурзиева Асма Ахметовна, 83 года, г. Назрань, 20.04.2025).
Мы прошли с Зухрой все этапы консультирования: этап формулирования запроса, выстраивания терапевтического альянса, диагностики проблем клиента, построения консультативного процесса. Для повышения самооценки, формирования навыков уверенного поведения, ответственности, повышения доверия к себе и миру, сострадания, принятия, развития креативности и ассертивности с Зухрой был выполнен комплекс следующих упражнений: «Анализ уровня мышления» [20, c. 46], «Голос низкой самооценки» [20, c. 47], «Браслет» [20, c. 48], «Не нужно себя воспитывать» [20, c. 49], «Бегство от идеала» [20, c.51], «Вы достойны» [20, c. 52], «Лестница успеха» [20, c. 69], «Если бы я любила себя» [20, c. 75]
Для того, чтобы «примирить» конфликтующие стороны личности, помочь Зухре достичь гармоничного внутреннего состояния, были выполнены техники «Столкновение» [21, c.108–109] и «Сближение» [21, c. 105–107].
Однако техника, которую хотелось бы более подробно описать, поскольку она абсолютно перевернула сознание молодой женщины и помогла увидеть множество достоинств свекрови, – это «Разные ткани» [21, с. 115–116]. Невестке было предложено вспомнить что-то хорошее о свекрови, с которой у нее конфликт. Затем выбрать ткань и встать на нее, разложив лоскут на полу. Стоя на ткани, нужно было описать конкретные позитивные ситуации, связанные со «второй матерью», и максимально погрузиться в приятное состояние. После этого невестка смотрела на лоскут, символизирующий конфликт, и определяла, не стал ли он в ее восприятии меньше. Поскольку это было действительно так, то невестке предложили «уменьшить» лоскут, символизирующий конфликт, – сложить, загнуть уголок и т.д. Действия повторились несколько раз (5 повторов): сноха снова и снова выбирала лоскут для приятного воспоминания, погружалась в него, после чего «уменьшала» лоскут с конфликтом. Таким образом, через «уменьшение» ткани снизилась степень негатива в отношении свекрови [21, c. 115–116].
Вместе с тем для разрешения конфликтных ситуаций со свекровью Зухре было рекомендовано: активное слушание, так как подлинное понимание точки зрения и чувств другой стороны помогает снизить напряжение; работа над эмоциональным интеллектом, поскольку управление своими и чужими эмоциями способствует конструктивному диалогу; позитивное мышление, потому что фокус на решении, а не на обвинениях, способствует поиску выхода из конфликта; поиск общих интересов, означающий, что идентификация точек соприкосновения нивелирует разногласия; работа с прошлым, урегулирование неразрешенных конфликтов с матерью, с тревогой, неуверенностью помогают построить более здоровые отношения со свекровью; групповая терапия: общение с другими женщинами в подобной ситуации предоставляет возможность почувствовать поддержку и обменяться опытом.
Таким образом, осознание природы конфликтов и их источников, применение эффективных стратегий для их разрешения может не только минимизировать негативные последствия, но и способствовать развитию более крепких отношений.
Терапевтическая работа с использованием этнокультурных ресурсов
Вопросы взаимодействия некровных родственников – невестки и свекрови – во все времена считались непростыми и парадоксальными. Отношения невестки и свекрови в ингушском фольклоре представлены в драматическом ключе. Это видно из пословиц и поговорок, которые как нельзя лучше отражают жизнь. Незавидна судьба невестки, так как она чаще всего выступает «потерпевшей стороной», а свекровь – «злодейкой». «Ала йо1ага – хаза несийна» (инг.)/Скажи дочери, чтобы сноха услышала; «Масса йо1 дика хилча, во истий мичара боаг1а?»(инг.)/Если все девушки хороши, откуда берутся плохие жены? Цханна наьна во йо1 яц, цхьанна маьрнаьна дика нус яц. (инг.)/Ни у одной матери нет плохой дочери, ни у одной свекрови нет хорошей снохи. Аьннар дергдоаца во1-вошеи, яхача яхаргйоаца йо1-йишеи вай ма кхувлба (инг.)/Пусть не вырастет у нас непослушный сын или брат и неуживчивая в замужестве дочь или сестра. Ситуация мирных взаимоотношений представляется нереальной, так, в народе говорят: «В раю пустуют два кресла: одно – для хорошей свекрови, а второе – для хорошей невестки».
Традиции фольклора нашли свое продолжение в ингушской национальной литературе. Яркими примерами могут быть роман И.М. Базоркина «Из тьмы веков» [22], рассказ И.А. Кодзоева «Марнана» [23] и др. Не обошел стороной тему невесток и свекровей Ингушский государственный драматический театр им. И. Базоркина, который рассматривает ее с разных позиций и предлагает богатейший выбор сюжетов.
При обращении к этнографическому материалу обнаруживаем, что в ингушском обществе за «старшей» женщиной был закреплен высокий статус. Она организовывала женский труд, руководила невестками и дочерьми, воспитывала детей, берегла нравственные устои, транслировала обычаи и традиции, курировала женские обряды. «Старшая» координировала жизнь всех женщин и в то же время отстаивала их интересы перед мужчинами. «Старшая», как правило, – супруга главы семьи, мать его сыновей, и это обеспечивало ей превосходство не только в кругу женщин, но и в кругу мужчин. «В тех семьях, где члены ее жили дружно, взаимоотношения с невестками строились на взаимопонимании, старшие заботились о младших, младшие с почтением относились к старшим. Система внутрисемейной иерархии подчеркивалась и закреплялась многочисленными и изощренными этикетными предписаниями» [24, c. 37].
В формировании будущих отношений невестки и свекрови существенную роль играют отношения матери и дочери. Они могут как способствовать гармоничному взаимодействию, так и создавать предпосылки для конфликтов. Если у девушки были теплые, доверительные и уважительные отношения с матерью, она, скорее всего, перенесет эту модель на отношения со свекровью. Будет склонна к эмпатии, компромиссам и открытому общению.
Здоровые отношения с матерью способствуют развитию эмоциональной зрелости, что помогает адекватно реагировать на сложные ситуации и конструктивно решать конфликты.
Если мать девушки имеет хорошие отношения со своей свекровью, это может служить позитивным примером и вдохновлять на построение гармоничных отношений в собственной семье. И наоборот. Если отношения с матерью были конфликтными, напряженными или холодными, девушка может неосознанно проецировать этот негативный опыт на свекровь.
Неурегулированные проблемы в отношениях с матерью могут сказываться на взаимодействии со свекровью. Девушка может бессознательно «переносить» свои негативные эмоции и невысказанные претензии на свекровь.
Для того, чтобы получить новые перспективы относительно эмоционального состояния Зухры, найти новые способы решения ее проблем, мы обратились к роману классика ингушской литературы И.М. Базоркина «Из тьмы веков» и увидели, как автор описывает детско-родительские отношения главной героини Зору и ее матери Батази [22]. Принуждение соответствовать устоявшимся социальным нормам, назидания и обвинения, вмешательство в личную жизнь, установление жесткого контроля над контактами дочери – вот неполный перечень требований к девушке со стороны матери.
«Тоненькая, бледнолицая, с резкими черными бровями, из-под которых только иногда светились большие темные глаза, полные скромности, достоинства и грусти, она (Зору) была очаровательна» [22, c. 188]. Тяжела судьба девочки, когда ее “сумасшедшая” мать хочет удовлетворить собственные амбиции и пытается обеспечить своему ребенку ложное “женское счастье”».
Роман описывает тяжелый опыт отношений дочери и матери: «…Зору научилась скрывать от Батази свои чувства. Дочери теперь больше всех нужна была мать, а она осталась одна» [22, c. 134]. После очередной встречи с Калоем «она (Батази) в ярости схватила из-под печи железные щипцы и ударила Зору по голове. Зору никогда не били. И этот удар ошеломил ее не столько болью, сколько обидой. Она в удивлении посмотрела на мать, а та снова бросилась на нее и в исступлении стала колотить до тех пор, пока сама не задохнулась и не свалилась в припадке» [22, c. 184]. «Избитая, униженная, подавленная, все эти дни она была совсем больной» [22, c. 187]. Одна из форм «материнского захватничества», которая «именно с девочками обретает наиболее жестокие и архаические формы и подчас доходит до прямого насилия» [25, c. 17].
Зору восстает против диктата и запретов Батази и только ради отца, чтобы он не опустил голову и сохранил свою честь и гордость перед народом, выходит замуж за Чаборза. В момент сватовства девушка «…с презрением посмотрела на мать. Ей ничего сейчас не хотелось, кроме одного: показать этой язвительной и жадной женщине свое превосходство. И ей захотелось власти над этой женщиной, так бездушно топтавшей ее сердце» [22, c. 190].
В день свадьбы, когда Батази подошла, чтобы проститься и произнести последние заветные слова, Зору сказала: «Да превратит Аллах мне в яд молоко, которым ты вскормила меня! Отныне на этом и на том свете – говорю перед Богом – нет у меня матери!» [22, c. 227]
Неурегулированные проблемы в отношениях с матерью негативно сказываются на взаимодействии со свекровью. Почему отношения со свекровью доставляли Зухре столько боли и переживаний? У девушки была предрасположенность к формированию негативных убеждений о себе, партнере, его близких, зародившаяся еще в родительской семье. Непростыми были ее первые отношения в мире, отношения с матерью. Однако она справлялась с ними до тех пор, пока ее внутренняя уязвимость не оказалась под давлением многочисленных стрессоров. На этом этапе терапии для более полного осознания проблемы в качестве еще одного шага к ее решению и была подключена библиотерапия.
Терапевтическая работа с использованием религиозного ресурса
Отношения со свекровью – очень важная и чувствительная тема. В работе с Зухрой, столкнувшейся с трудностями в этих отношениях, мы использовали аяты и хадисы, которые подчеркивают ценность терпения, хорошего нрава, справедливости и уважения к родным мужа, но при этом и соблюдения границ личности невесты. Во-первых, эти отношения требуют терпения и сдержанности. «…Поистине, Аллах… вместе с терпеливыми [помогает им и благословляет]» (2:153)1.
С точки зрения ислама, терпение – это не слабость, а форма силы. Мусульмане верят, что Аллах обещает Свою поддержку терпеливым. Красивое терпение не является эквивалентом слова «покорность». При встрече с несправедливостью следует отстаивать свои интересы. «Верующие, будьте набожны пред Аллахом… и говорите правдивые… слова…» (33:70). Проявлять терпение – значит терпеливо устранять несправедливость. Нельзя переоценить значение прощения и великодушия: «Разве вы не желаете того, чтобы Аллах… простил вам [ваши прегрешения, как вы простите тех, кто был к вам несправедлив, груб или преступен]?» (24:22). Даже если свекровь поступает несправедливо, мягкость и прощение могут разорвать круг конфликта.
Опора на нормы и ценности ислама, относящиеся к межличностному взаимодействию, помогли выстроить основу коммуникации в семье с использованием следующих правил:
Важно проявлять уважение к родным мужа:
«Тот, кто не благодарит людей, тот не благодарит и Аллаха» [27, с. 322]. Хорошее отношение к родным мужа – это способ выражения благодарности за мужа и его семью.
Не быть несправедливой к себе… «Господь повелевает быть справедливыми…» (7:29). Женщина не должна терпеть психологическое или физическое насилие, забывая о своей ценности. Этот аят – напоминание о необходимости защищать свои границы.
Мусульманам нужно помнить о важности общения с использованием благих слов: «…говорите людям лишь хорошее...» (2:83). Даже если другой человек говорит резко, мусульманка старается держаться достойно и говорить мягко.
Кроме того, важно не отвечать злом на зло: «Не одинаковы хорошее и плохое. [Это разные вещи. Злу не может быть оправдания. Но если кто-либо проявил его в твой адрес, предоставь себе возможность расти и развиваться, настройся должным образом внутренне, усмири эмоции и] ответь хорошим… Ты увидишь, как твой враг превращается в близкого, задушевного друга…» (41:34). Это прекрасный принцип для конфликтных ситуаций. Иногда мягкий и мудрый подход может изменить всё. И еще передают со слов пророка Мухаммада: «Пусть тот, кто желает, чтобы его удел был увеличен, а срок жизни продлен, укрепляет родственные узы» (Хадис №2067) [28, с. 332].
К тому же Зухре было рекомендовано придерживаться баланса между использованием причин и упования на Аллаха, как упомянуто в Коране, где пророк Якуб (мир Ему) повелел своим сыновьям использовать причины упования на Аллаха. «И сказал [Якуб, предостерегая от предполагаемых опасностей, а также от сглаза]: «Не входите в [Египет] через одну дверь. Войдите же через разные врата. Но и от того, что уже определено Аллахом… я не смогу вас уберечь. Власть… принадлежит только Богу. Я уповаю на Него. И пусть же на него уповают уповающие» (12:67).
Удивительный пример любви, преданности и уважения между невесткой и свекровью – история Руфь из Библии, мотивы которой перекликаются с такими исламскими ценностями, как преданность, добродетель, забота о ближнем. В исламском контексте эту историю хочется упомянуть как межрелигиозный мост и вдохновение. Аяты и хадисы, которые мы выше обсудили, прекрасно её дополняют.
Вот краткая суть истории: Руфь – моавитянка, после смерти мужа не оставила свою свекровь Ноеминь, сказала: «Куда ты пойдёшь – туда и я пойду, и где ты жить будешь – там и я буду жить. Твой народ будет моим народом, и твой Бог – моим Богом…» (1:16–17) [29]. Эта история показывает: преданность и эмпатию (Руфь не бросила свекровь в горе, а осталась с ней, разделила её путь), уважение к старшему поколению, милосердие как путь к благу (в дальнейшем она была вознаграждена тем, что Аллах (в христианской трактовке – Бог) сделал её прародительницей пророка Давида).
Заключение
Таким образом, взаимоотношения невестки со свекровью в мусульманских семьях в целом и в ингушских семьях в частности являются важнейшим аспектом отношений в большой расширенной семье. Именно в отношениях со свекровью чаще проявляется характерная для расширенных семей триангуляция, а также именно эти отношения часто являются сложными и конфликтогенными.
Следует отметить ряд причин, влияющих на взаимоотношения невестки со свекровью. В первую очередь важную роль играет возраст свекрови. Много лет родители привыкли безусловно любить, сопровождать своих детей и заботиться о них.
Если у свекрови благополучные, комфортные отношения со своим мужем, то конфликта, как правило, не бывает. Если же у свекрови есть какие-то сложности в отношениях с ее мужчиной, она очень часто переносит все свои нереализованные чувства на сына.
Случай совместного проживания молодой семьи с родителями супруга, связанный с экономическим положением семьи или традицией, нередко доставляет психологические переживания как невестке, так и свекрови.
Результаты психологических исследований подтверждают предположение о том, что молодые женщины, проживающие в патрилокальной семье разное количество лет, по-разному оценивают взаимоотношения с матерью мужа. Было отмечено, что эмоциональный климат более благополучен при продолжительности проживания невестки с родственниками супруга более пяти лет.
Основными причинами конфликтов между женщинами разных поколений, некровных родственников являются разные взгляды на то, как формировать супружеские взаимоотношения, вести хозяйство, воспитывать подрастающее поколение.
Чрезмерная привязанность матери к сыну может быть неблагоприятным фактором. Мать не позволит сыну отделиться и построить свою семью в тех случаях, когда единственным смыслом жизни матери является ребенок – или желанный и поздний, или оставшийся без отца. И для того, чтобы не лишиться своего статуса и значимости, мать может манипулировать посредством разных инструментов: требования и осуждения, поиска помощи и поддержки.
В формировании будущих отношений невестки и свекрови существенную роль играют отношения матери и дочери. Они могут как способствовать гармоничному взаимодействию, так и создавать предпосылки для конфликтов. Если у девушки были теплые, доверительные и уважительные отношения с матерью, она, скорее всего, перенесет эту модель на отношения со свекровью. Будет склонна к эмпатии, компромиссам и открытому общению.
Для невестки предельно важна забота о себе и своих базовых убеждениях. Заниженная самооценка и чрезмерная зависимость от чужого мнения влияют на характер и отношения с другими людьми. Гармоничные отношения с миром возможны только в случае гармонии с самим собой. Для повышения самооценки, формирования навыков уверенного поведения, ответственности, повышения доверия к себе и миру, сострадания, принятия, развития креативности и ассертивности с Зухрой был выполнен комплекс упражнений. Для того, чтобы «примирить» конфликтующие стороны личности, помочь Зухре достигнуть гармоничного внутреннего состояния, были выполнены указанные выше в тексте техники. Помогла увидеть множество достоинств свекрови методика «Разные ткани» [21, с. 115–116]. Для разрешения конфликтных ситуаций со свекровью Зухре было рекомендовано: активное слушание, работа над эмоциональным интеллектом, позитивное мышление, поиск общих интересов, групповая терапия.
У девушки была предрасположенность к формированию негативных убеждений о себе, партнере, его близких, зародившаяся еще в родительской семье. Непростыми были ее первые отношения в мире, отношения с матерью. В связи с этим на очередном этапе терапии для более полного осознания проблемы в качестве еще одного шага к ее решению была подключена библиотерапия.
В работе с Зухрой, столкнувшейся с трудностями в отношениях со свекровью, мы использовали аяты и хадисы, которые подчеркивают ценность терпения, хорошего нрава, справедливости и уважения к родным мужа, но при этом и соблюдения границ личности невесты.
Удивительный пример любви, преданности и уважения между невесткой и свекровью – история Руфь из Библии. В исламском контексте эту историю мы упомянули как межрелигиозный мост и символ вдохновения.
1. Здесь и далее использован перевод смыслов Корана Ш.Р. Аляутдинова [26].
Список литературы
1. Сапоровская М.В. Психология межпоколенных отношений в современной российской семье. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова; 2012. 430 с.
2. Мид М. Культура и мир детства. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука»; 1988. 429 с.
3. Пучков А.Я. Механизм преемственности поколений: исторический опыт и современность : автореф. дисс. … канд. филос. наук. Екатеринбург, 1993. 131 с.
4. Павлова О.С. Семейные отношения мусульман постсоветского пространства: основные черты и подходы к психологическому консультированию. Minbar. Islamic Studies. 2024;17(4):953–978. DOI: 10.31162/2618-9569-2024-17-4-953-978
5. Галиева Г.Ф. Исследование психологических проблем женщин-мигранток в семейных и детско-родительских отношениях. Minbar. Islamic Studies. 2023;16(1):213–234. DOI: 10.31162/2618-9569-2023-16-1-213-234
6. Хребина С.В., Швалева Н.М., Ваделова Х.Ю. Ролевая структура в мусульманских семьях с различным типом функционирования. Minbar. Islamic Studies. 2018;11(3):621–634.
7. Баирова З.М. Актуальные проблемы в супружеских отношениях в современных мусульманских семьях: теологический подход. Minbar. Islamic Studies. 2017;10(2):84–96. DOI: 10.31162/2618-9569-2017-10-2-84-96
8. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб.: Питер; 2006. 544 c.
9. Андреева Т.В., Савина Л.Н. Расширенная семья: психологические аспекты взаимоотношений невестки и свекрови. Ананьевские чтения-2000 : Тез. научно-практической конф. СПб.: СПбГУ; 2000. С. 114–116.
10. Куликов Л.В., Петрова Д.К. Эмоционально-чувственные характеристики взаимоотношений свекрови и невестки. Социальная и экономическая психология. 2018;3(1):167–190.
11. Шубина А.С. Взаимоотношения молодых супругов с родительскими семьями. Психология. Пермь. 2007;14:4–13.
12. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. М.: Медицина; 1991. 220 с.
13. Крюкова Т.Л., Сапоровская М.В., Куфтяк Е.В. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними. СПб.: Речь; 2005. 240 c.
14. Белорукова Н.О. Семейные трудности и совладающее поведение на разных этапах жизненного цикла семьи : автореф. дис. …канд. психол. наук. Кострома, 2000. 25 c.
15. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М.: Педагогика-Пресс; 1992. 152 c.
16. Байкулова А.Н. Факторы дисгармонии в общении некровных родственников, свекрови и невестки: пути урегулирования конфликтного взаимодействия. Проблемы речевой коммуникации : межвуз. сб. науч. тр. Кормилицыной М.А. (ред.). Вып. 14. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та; 2014. С. 39–54.
17. Маленова А.Ю. Особенности отношений молодых женщин с собственной матерью и матерью супруга в патрилокальных семьях. Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2013;4(14):110–118.
18. Тагалекова Л.М. Причины возникновения конфликтных ситуаций в диаде свекровь-невестка (на примере карачаевского этноса). Нравственное воспитание в современном мире: психологический и педагогический аспект : сборник статей Международной научно-практической конференции. Ч. 2. Уфа: Аэтерна; 2017. С. 185–188.
19. Зоткина Е.А. Замуж... за свекровь? Виноград. Журнал для родителей. 2013;2(52):32–37.
20. Залога А. Любовь к себе. 50 способов повысить самооценку. М.: Бомбора; 2019. 117 c.
21. Колендо-Смирнова А.А. Как не заблудиться в лабиринте психосоматики, а просто выйти из него! М.: ООО «Вариант»; 2019. 128 с.
22. Базоркин И.М. Из тьмы веков. М.: Наука; 2019. 574 c.
23. Кодзоев И.А. «Нынче зама такая…». Ростов-на-Дону: Лаки Пак; 2016. 696 с.
24. Агиева Л.Т. Этнография ингушей. Майкоп: ОАО Полиграф-ЮГ; 2011. 552 с.
25. Эльячефф К., Эйниш Н. Дочки-матери. 3-й лишний. М.: Институт общегуманитарных исследований; 2011. 448 c.
26. Аляутдинов Ш.Р. Священный Коран. Смыслы. М.: Диля; 2020. 3264 c.
27. Ахмад ибн Ханбаль. Муснад. Т. 13. Бейрут: аль-Рисаля; 1997. 548 с.
28. аль-Бухари. С̣ ах̣ их̣ аль-Буха̄ ри. Рияд: Дар ас-Салам; 1999. 1513 с.
29. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Эксмо; 2024. 1296 c.
Об авторе
Р. Х. ГаниеваРоссия
Роза Хаматхановна Ганиева, кандидат психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки Республики Ингушетия, ведущий научный сотрудник, директор Центра, член Ассоциации психологической помощи мусульманам
отдел социально-политических исследований; Центр психологической помощи
Магас
Рецензия
Для цитирования:
Ганиева Р.Х. Опыт консультативной работы по вопросам отношений невестки и свекрови (случай из практики). Minbar. Islamic Studies. 2025;18(2):457-481. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2025-18-2-457-481
For citation:
Ganieva R.H. Experience in consulting on issues of relations between daughter-in-law and mother-in-law (case analysis). Minbar. Islamic Studies. 2025;18(2):457-481. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2025-18-2-457-481