Перейти к:
Политическая и миссионерская роль мусульманских священнослужителей во время специальной военной операции
https://doi.org/10.31162/2618-9569-2025-18-3-665-694
Аннотация
В статье раскрывается важность политической и миссионерской роли священнослужителей во время проведения специальной военной операции. Обоснованы условия эффективности их работы в Вооруженных силах РФ: обращение к историческому опыту страны, понимание перспективы взаимодействия различных конфессий с силовыми ведомствами РФ. Авторами описана программа по подготовке специалистов с углубленным изучением культуры и истории ислама для работы в Вооруженных силах России. Она представляет собой ряд действий: назначение имамов; создание и работу Координационного межконфессионального совета при заместителе Министра обороны РФ – начальнике Главного военно-политического управления Вооруженных сил РФ; проведение сборов военного духовенства федерального масштаба; проведение семинаров, круглых столов на региональном и федеральном уровнях. Описан опыт Республики Башкортостан в области осуществления работы с военнослужащими в рамках функционирования Российского исламского университета Центрального духовного управления мусульман России (г. Уфа).
Ключевые слова
УДК: 322+372.82
Для цитирования:
Минигалиев М.Х., Юлбаев Р.З., Василина Д.С. Политическая и миссионерская роль мусульманских священнослужителей во время специальной военной операции. Minbar. Islamic Studies. 2025;18(3):665-694. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2025-18-3-665-694
For citation:
Minigaliev M.H., Yulbaev R.Z., Vasilina D.S. The political and missionary role of Muslim clerics during the special military operation. Minbar. Islamic Studies. 2025;18(3):665-694. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2025-18-3-665-694
Введение
В Российской Федерации проживают десятки мусульманских народов, судьбы которых взаимосвязаны между собой. Распространение ислама на территории России осуществлялось задолго до христианской религии (с 40-х гг. VII в.). Сегодня больше трех десятков коренных народов страны воспринимают ислам как главную составляющую своей национальной культуры, а двадцать миллионов граждан относят себя к мусульманам.
Именно ислам помогает воспитывать в каждом прихожанине личность, пробуждать в мужчинах дух борца и защитника слабых, ведь важнейший постулат религии заключается в идее проявления любви к Родине как части веры и выполнения святого долга. Военная служба и осуществление защиты границ своей страны – это честь для каждого мусульманина. Так, Пророк Мухаммад говорил: «Один день службы на заставе на пути Аллаха лучше этого мира со всем, что в нём есть». Поэтому при защите родной страны мусульманин оберегает дом, семейные и культурные традиции, мировоззрение, не жалея имущества и жизни.
В истории России немало достойнейших примеров подвигов, совершенных героями-мусульманами в сражениях и битвах за Родину. Еще при Иване Грозном мусульмане участвовали в сражениях за родную землю под русскими знаменами. Так, татарские конницы отличилась в Ливонской войне (1558–1583). Герой Отечественной войны (1812 г.) А. Чеченский проявил себя в сражениях (Бородино, Лейпциг), за что получил награду от Александра I. В Первую мировую войну совершала подвиги Кавказская туземная конная дивизия, состоящая из мусульман (преимущественно уроженцев Кавказа, Закавказья). Ее состав отличался высокой дисциплиной и верностью боевому долгу. Во время Великой Отечественной войны последователи ислама выступили против фашистских захватчиков. За весь период войны награды были получены многими из них: татарами (161), казахами (96), узбеками (69), азербайджанцами (43), башкирами (39), туркменами (18), таджиками (14), киргизами (12), кабардинцами (7), чеченцами (6), абхазцами (5), ингушами (3), балкарцами (1). Некоторые из них были удостоены высоких наград спустя несколько десятилетий.
Сегодня миллионы мусульман считают Россию святой Родиной. Они совершают ежедневные молитвы ради ее благополучия, достойно служат в рядах российской армии, защищают целостность и неприкосновенность границ. Государство делает многое для консолидации ислама и светской политики. Так, в 2009 г. был воссоздан Институт военного духовенства: Русская православная церковь возобновила работу в Вооруженных силах России, которая ранее была ликвидирована Декретом Советской власти (23 января 1918 г.), что нарушило право офицеров и солдат на свободу вероисповедания1. По сути, в последние годы идет процесс возрождения религиозных традиций воспитания военнослужащих, анализируется имеющийся опыт интеграции представителей различных конфессий и силовых структур (в том числе опыт дореволюционного периода, Российской империи), применяются инновации в современных политических условиях2.
Данное событие дало старт формированию «нового облика российских силовых структур»3. Так, Вооруженные силы России представляют войсковые и флотские духовенства, наращивается их материальная и методическая база, совершенствуется взаимодействие с военнослужащими. Кроме того, деятельность Института военного духовенства закреплена законодательно:
1) в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» указано, что «военнослужащие в свободное от военной службы время имеют право участвовать в религиозных церемониях, религиозные обряды на территории воинских частей могут отправляться по просьбе военнослужащих за счет их собственных средств с разрешения командира»4;
2) в Законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» уделено внимание на то, что «командный состав воинских частей не должен чинить препятствия для подчиненных, если они желают участвовать в богослужениях и иных религиозных обрядах»5.
Тем не менее в обществе то и дело появляются противоречивые отзывы в адрес тесного сотрудничества светской и духовной власти. С одной стороны, одобрение: священнослужители осуществляют стабилизацию духовного и психологического состояния военных, поддерживают боевой настрой и дух, мотивируют в следовании долгу6. С другой стороны, многие считают «излишним присутствие священнослужителей в силовых структурах» [1, с. 147]. В частности, личное негативное отношение исходит от командования, несмотря на позитивное взаимоотношение различных конфессий с Вооруженными силами РФ.
Поэтому становится очевидной проблема подготовки священнослужителей разных конфессий к работе в Вооруженных силах России. Это не случайно, ведь во все времена они играли политическую и миссионерскую роль в поддержке воинов на полях сражений и людей в тылу, однако не всегда обладая компетенциями в данном виде деятельности. Необходима философски осмысленная и целенаправленная подготовка специалистов с углубленным изучением культуры и истории ислама для работы в Вооруженных силах России. Цель исследования – философски обосновать, разработать и описать систему подготовки специалистов с углубленным изучением культуры и истории ислама для работы в Вооруженных силах России. Гипотезой для достижения данной цели послужили предположения о том, что для выполнения эффективной политической и миссионерской работы в поддержке воинов важно получить священнослужителям квалифицированную профессиональную подготовку. Проверка гипотезы осуществлялась в рамках функционирования Российского исламского университета Центрального духовного управления мусульман России (г. Уфа). Основа исследования – апробированная программа профессиональной переподготовки специалистов «Подготовка специалистов с углубленным изучением истории и культуры ислама для работы в Вооруженных силах России».
Теоретико-методологические основы изучения политической и миссионерской роли мусульманских священнослужителей
Тему политической и миссионерской роли мусульманских священнослужителей следует считать малоизученной. За основу нашего исследования были взяты труды отечественных и зарубежных авторов в области философии и социологии религии (В.И. Гараджи, Э. Дюркгейма, М. Вебера, Н. Лукмана, М.П. Мчедлова, Т. Парсонса, Ю.Ю. Синелиной, Э. Трельча, Д.М. Угриновича В.Ф. Чесноковой, И.Н. Яблокова). Российские исследователи (М.И. Одинцов, О.В. Терешина, Т.А. Чумаченко, М.В. Шкаровский) сфокусировали свое внимание на рассмотрении деятельности священнослужителей в условиях тыла и фронтового пограничья. К примеру, О.В. Терешина изучила архивные документы периода Великой Отечественной войны о взаимодействии мусульманских священников и военнослужащих с позиции государственно-конфессиональных отношений. Результаты работ названных авторов имеют большую важность для оценки современной ситуации и могут быть экстраполированы на понимание взаимодействия священнослужителей и представителей Вооруженных сил России в наши дни.
Особую важность для проведения данного исследования имел философско-культурологический «дискурсивный диалог», обоснованный Э.Дж. Шарпом [2, с. 68]. Так, согласно данной теории, военнослужащие с реальным религиозным опытом имеют свойство уважительно относиться к представителям других конфессий, осуществлять помощь бойцам поликонфессионального коллектива. На ее базе выстроены исследования по межрелигиозным взаимоотношениям (Ю.А. Гаврилов, М.П. Мчедлов, А.А. Нуруллаев, А.Г. Шевченко), которые позволяют классифицировать культурно-нравственные нормы и религиозные традиции как основы поликонфессионального социума.
Ежегодно Социологический центр Вооруженных сил РФ (при поддержке, в частности, Центрального духовного управления мусульман России) изучает уровень религиозности личного состава, динамику количественных и качественных изменений. Полученные данные демонстрируют колоссальные изменения в количественном составе верующих военнослужащих – с 14 % до 75 % (за период с 1990 по 2010 г.) [3, с. 15]. Кроме того, выявлены качественные различия верующих и неверующих военнослужащих: у представителей какой-либо конфессии «на 15-20 % лучше развиты профессиональные и психологические качества, чем у неверующих» [1, с. 152]. В данной связи религиозность следует рассматривать в качестве важного социального регулятора поведения и мотивационного элемента действий военнослужащих.
Источниковую базу настоящего исследования составили: материалы, собранные в ходе интервьюирования в 2024 гг. на базе Российского исламского университета Центрального духовного управления мусульман России, г. Уфа; данные, представленные в заявлении Президиума Центрального духовного управления мусульман России (от 23.11.2022 г.), в заявлении расширенного пленума Шура – Президиума Центрального духовного управления мусульман России (от 24.02.2022 г.); материалы межрегионального научно-методического семинара «Организация работы с верующими военнослужащими Вооруженных сил Российской Федерации: состояние и перспективы» (г. Уфа, 17 февраля 2016 года); доклады Председателя Центрального духовного управления мусульман России, Верховного муфтия Талгата Сафы Таджуддина. Были использованы данные интервью мусульманских священнослужителей, которые побывали на передовой, а также добровольцев (представляют отдельный кластер нарративов из средств массовой информации). Фактический материал для исследования был получен в ходе бесед с действующими мусульманскими священнослужителями, которые проходили обучение по программе профессиональной переподготовки «Подготовка специалистов с углубленным изучением истории и культуры ислама для работы в Вооруженных силах России» (база – Российский исламский университет Центрального духовного управления мусульман России, г. Уфа).
Работа проводилась на базе Российского исламского университета Центрального духовного управления мусульман России (г. Уфа), где было проведено исследование – выявление степени влияния специальной военной операции на эмоциональное состояние молодежи. Выборку составили 224 человека – обучающиеся 1-4 курсов направления подготовки «Подготовка служителей и религиозного персонала религиозных организаций» (Факультета основ вероучения и истории Ислама). Были проведены анализ и обобщение материалов, полученных в результате экспериментальной работы. Их достоверность обеспечена схожим исследованием В.А. Смирнова, организованным в 2023 г.: были представлены данные исследований, проведенных в десяти субъектах РФ (опросов, анкетирований, наблюдений и пр.) – в Костромской, Ярославской, Ивановской, Владимирской, Тверской, Тамбовской, Липецкой, Белгородской, Курской, Воронежской областей, Республики Крым [4].
Основные методы исследования: изучение философских, теологических, культурологических, социологических источников; анализ ресурсов сети Интернет; рассмотрение имеющегося педагогического опыта; наблюдение и беседы (в рамках проведения мероприятий исследования); анкетирование и интерпретация его результатов (обучающихся 1–4 курсов).
Политическая роль священнослужителей в период специальной военной операции
Священнослужители испокон веков играли важную роль в политической жизни России, особенно при неспокойной военной обстановке. В тяжелые месяцы и годы войн мусульманские организации и служители культа занимают четкую позицию – патриотическую. И хотя в исламе не проведено деление между религией и политикой, но любая политическая цель всегда воспринимается как религиозная, а любые военные конфликты – как религиозная борьба. Поэтому священнослужители объединяют вокруг себя мусульман, которые готовы встать на защиту Родины и мирных жителей.
В этом проявляется «соборность», истоки которой лежат в русском православии. Благодаря исследованиям С.Л. Франка, она может быть рассмотрена не только с позиции социально-философской мысли, но и как общефилософский принцип [5, с. 50]. Соборность – это не этнографическая особенность менталитета, и даже не принадлежность к определенной религиозной общности [6, с. 7]. Это принцип бытия всего мира, людей, их культуры, а также богословско-философское осмысление бытия Бога (Аллаха) как сверхбытия.
Аналогичная идея была обоснована в XIX веке. Так, Ф.М. Достоевский обращался к идее о необходимости единства всех народов, поскольку «как только после времен и веков (потому что тут тоже свой закон, нам неведомый) начинал раскачиваться и ослабевать в данной национальности её идеал духовный, так тотчас же начинала падать и национальность... Не “начало только всему” есть личное самосовершенствование, но и продолжение всего и исход. Оно объемлет, зиждет и сохраняет организм национальности, и только оно одно» [7, с. 86]. Соответственно, нравственное усилие, духовное преображение каждого народа в целом является основой силы России, спецификой русской государственности.
Данная идея актуальна в наши дни и может быть сформулирована как «духовность, суверенность, самобытность» [8, с. 171]. Россия играет важную роль в мировой истории и «способна получить развитие только при культивировании приоритета духовных смыслов и ценностей над потребительскими; при защите суверенности ценностей своего государственного бытия; при сохранении культурной самобытности полиэтнической нации и конфессий» [9, с. 252].
На политическую жизнь современного общества религиозные объединения оказывают особое влияние. Так, представители разных конфессий формируют мнение граждан относительно светской власти, проводят рассуждения о государственной политике [10]. Они оценивают с нравственной и духовной позиции политиков, их высказывания и программы на официальном уровне. Однако они не участвуют непосредственно в политике: не создают политические партии, не поддерживают политические направления и взгляды, не осуждают государственный строй. Дело в том, что все религиозные объединения Российской Федерации существовали в условиях разных политических режимов. Кроме того, посетители духовных храмов – это люди, имеющие разные политические ориентации.
Цель взаимодействия политики и религиозных объединений заключается в укреплении духовной базы общества. Они выполняют единые функции – интегративную: стремятся к стабильности в общественной системе; регулятивную: сглаживают возникающие противоречия между гражданами и слоями населения. Религия выполняет и политическую функцию, поскольку имеет социально-политическое влияние на мировоззрение людей7. Их осуществление происходит морально-правовыми стимулами: социальным принуждением в политике; нравственным осуждением в религии. Их взаимовлияние очевидно.
Особенно очевиден данный факт в неспокойное время. Сегодня среди военнослужащих на специальной военной операции «78,1 % считают себя верующими, из них 68,5% относят себя к православным, к представителям ислама – 8,5%, к буддизму – 1,1%, иудаизму – 0,1%, не относят себя к верующим лишь 21,9 %» [3, с. 14]. Неудивительно, что с момента начала спецоперации вслед за военнослужащими на фронт отправились и представители религиозных конфессий (священники РПЦ, имамы, буддийские ламы). Однако до сегодняшнего дня еще не до конца определены грани взаимодействия духовных служителей и Министерства обороны РФ в правовом поле (в частности, статус священнослужителя в армии).
Тем не менее официально имеется «более 300 штатных должностей помощников командиров (по работе с верующими военнослужащими) и 34 штатные должности помощников начальников высших военных учреждений Министерства обороны»8. Священнослужители осуществляют деятельность также в госпиталях и многих других учреждениях, курируемых Министерством обороны. Остается актуальным вопрос о социальных гарантиях священникам и членам их семей. Военные священники имеют право не только делить с воинами тяготы службы, но и получить заботу со стороны страны. Ведь они трудятся на передовой наряду с военнослужащими, рискуют своей жизнью.
Их число на полях специальной военной операции находится в постоянном изменении: одни прибывают, другие возвращаются на родину. Данного количества представителей религий не хватает. Поэтому на уровне всех регионов Российской Федерации кадровый вопрос о военных священнослужителях решается по-разному. Однако требования являются практически едиными. Так, претенденты должны иметь высшее (в отдельных случаях среднее профессиональное) образование, быть гражданами РФ, не иметь медицинских противопоказаний, получить навыки военной подготовки, быть специалистами в сфере религии9. Кроме того, важно иметь знания в вопросах религии, владеть конфессионально-педагогическими компетенциями, обладать коммуникативными навыками.
Нынешнее военно-политическое противостояние вокруг Украины демонстрирует факт: судьба России решается на полях военных сражений. Многое зависит от бойцовских качеств, стойкости, мужества и героизма военнослужащих, мощи армии [11]. Благодаря их профессионализму удалось сделать важные шаги вперед: принять стратегическую инициативу в боевых действиях, усилить противостояние превосходящим силам противника на всех направлениях. Но этого недостаточно: необходима максимальная консолидация и мобилизация общества, создание предпосылок для демографического «ренессанса», перевод хозяйственного комплекса страны в русло самодостаточной экономики.
Для решения этой проблемы были осуществлены изменения информационной ситуации в стране: большое внимание стало уделяться патриотическому воспитанию граждан страны, обновляются сферы культуры, искусства и образования. Вместе с тем появилось значительное количество фейковой информации, содержащей массированную ложь о ходе военной операции. Ф. Пашин (заместитель директора Института исследования гибридных войн) считает, что России необходима международная поддержка: укрепление партнерских и союзнических отношений с другими странами (преимущественно, с Китайской Народной Республикой, Исламской Республикой Иран, Индией). Речь идет о формировании сети сторонников, в первую очередь, из стран и народов, использующих возможности диаспор. Это должно привести к стратегической безопасности в мире.
Получается, что миссия священнослужителей в военной среде очень актуальна и политически востребована. При организации их работы в Вооруженных силах РФ важно не игнорировать исторический опыт страны, опираться на современные тенденции развития стран мира, видеть перспективы в дальнейшем развитии взаимоотношений конфессиональных организаций и Вооруженных сил РФ. В этой связи видятся важными научное обоснование, разработка и описание системы подготовки специалистов для работы в Вооруженных силах России на основе программы «Подготовка специалистов с углубленным изучением истории и культуры ислама для работы в Вооруженных силах России».
Обсуждение и дискуссии. Подготовка специалистов с углубленным изучением культуры и истории ислама для работы в Вооруженных силах России
В Республике Башкортостан активная работа с военнослужащими ведется в рамках функционирования Российского исламского университета Центрального духовного управления мусульман России (г. Уфа). С момента начала специальной военной операции на Украине работа помощников начальника отделения по работе с верующими военнослужащими была сосредоточена на оказании духовной поддержки военнослужащим, готовящимся к выполнению боевых задач.
Трудоемкая работа проводится в частях, гарнизонах, на авиационных и морских базах, на полигонах, в местах боевого слаживания. В окружных госпиталях проводятся беседы духовной и моральной поддержки индивидуального и общего характера с ранеными, находящимися на лечении и проходящими длительный курс лечения. Во всех региональных духовных управлениях ведется работа по сбору гуманитарной помощи. Отдельно проводятся беседы со срочниками, находящимися на полигонах и в местах постоянной дислокации, на темы патриотического характера. На регулярной основе проходят встречи в полевых условиях с убывающими в зону боевых действий, где с основной частью всего личного состава из числа мусульман совместно с помощником начальника отделения совершаются молитвы, им вручается раздаточный материал в виде молитвослова, для всего личного состава доводится заявление лидеров мусульманских религиозных организаций. Всех военнослужащих знакомят с обращением к добровольцам с напутственным словом Верховного муфтия.
Исходя из запроса государства, а также на основе накопленного практического опыта в Российском исламском университете Центрального духовного управления мусульман России была философски обоснована и разработана система подготовки специалистов с углубленным изучением культуры и истории ислама для работы в Вооруженных силах России (рис. 1). Она включает в себя следующие компоненты: а) целевой; б) организационно-действенный (назначение имамов – помощников начальника отделения по работе с верующими военнослужащими военно-политического управления округов; создание Координационного межконфессионального совета при заместителе Министра обороны РФ – начальнике Главного военно-политического управления Вооруженных сил РФ; проведение сборов военного духовенства федерального масштаба; организация и проведение семинаров, круглых столов на региональном и федеральном уровнях); в) результативный. Рассмотрим каждый из упомянутых компонентов.
Рис. 1. Система подготовки специалистов с углубленным знанием культуры и истории ислама для работы в Вооруженных силах России
Fig. 1. Training system for specialists with an in-depth knowledge of Islamic culture and history for working in the Russian Armed Forces

Назначение имамов – помощников начальника отделения по работе с верующими военнослужащими военно-политического управления округов. Во все четыре существующие Военные округа в настоящее время назначены имамы. Имамом-помощником проводится работа с верующими военнослужащими (в частности, затронуты Воздушно-десантные войска).
Указом Президента Российской Федерации № 141 от 26.02.2024 «О военно-административном делении Российской Федерации»10 в России воссозданы два военных округа – Ленинградский и Московский. Кроме того, в Южный округ добавлены Донецкая народная республика, Луганская народная республика, Херсонская и Запорожская области. Во вновь созданный Московский военный округ назначен представитель от Центрального духовного управления мусульман России (имам-помощник начальника отделения по работе с верующими военнослужащими военно-политического управления Московского военного округа). Есть назначения из других Централизованных религиозных организаций (например, помощник командира войсковой части 40153 по работе с верующими военнослужащими Каспийской флотилии 106 бригады надводных кораблей Республики Дагестан на Каспийском флоте; член Координационного межконфессионального совета при заместителе Министра обороны РФ – начальнике Главного военно-политического управления Вооруженных сил РФ.
Создание Координационного межконфессионального совета при заместителе Министра обороны РФ – начальнике Главного военно-политического управления Вооруженных сил РФ. Религиозным деятелям сегодня важно сделать все зависящее для поддержки защитников Отечества как в зоне проведения Специальной военной операции, в частях и соединениях, так и в тылу. Важно оказать помощь тем, кто находится в госпиталях после ранений, уделить внимание родным и близким бойцов, а также семьям погибших. В связи с этим был создан Координационный межконфессиональный совет при заместителе Министра обороны РФ – начальнике Главного военно-политического управления Вооруженных сил РФ.
Участники первого заседания совета (23 марта 2023 г.) обсудили взаимодействие традиционных религиозных конфессий и Министерства обороны РФ. В результате произошло создание профильных рабочих групп, направленных на расширение работы Координационного совета: группа по работе с семьями; организационная группа; информационная группа; правовая группа. В их полномочия входят: правовое урегулирование и разработка законодательной основы деятельности священнослужителей в зоне проведения Специальной военной операции; информационное сопровождение духовного окормления военнослужащих; методическая работа в области поддержки их семей (как военнослужащих, так и добровольцев).
Проведение сборов военного духовенства федерального масштаба. В ноябре 2023 г. в таком сборе приняли участие представители всех традиционных религиозных конфессий, несущих службу на штатной основе в Вооруженных силах РФ. В его рамках были обсуждены различные вопросы: взаимодействие духовенства и силовых ведомств, конституционно-правовая основа работы любого религиозного объединения, обустройство мест для молитв в какой-либо воинской части, духовно-нравственное воспитание военнослужащих. Итог работы – выстраивание системы, которая включает в себя следующие направления деятельности:
- знаковые и массовые мероприятия;
- участие в воспитательной работе молодого пополнения;
- проведение религиозных обрядов (памятные даты и события);
- участие в мероприятиях боевой подготовки;
- выявление и пресечение случаев религиозной розни;
-духовно-просветительская работа с военнослужащими всех категорий, выполняющими свой воинский долг по защите Отечества;
- взаимодействие с руководством территориальных религиозных объединений в интересах Вооруженных сил РФ.
На расширенном Пленум-Шура президиума Центрального духовного управления мусульман России (24 февраля 2022 г.) было принято заявление в поддержку защиты жителей Народных республик Донбасса и Луганска. 25 марта 2022 г. Советом Улемов Центрального духовного управления мусульман России была принята фетва (богословское решение) о статусе участников и погибших мусульман в ходе специальной военной операции – считать их шахидами. Принятые решения и вынесение фетвы по вопросу специальной военной операции является серьезной основой для поддержания боевого духа военнослужащих РФ.
Организация и проведение семинаров, круглых столов на региональном и федеральном уровнях. Так, при участии более 150 представителей федеральных и региональных органов исполнительной власти, экспертного сообщества, а также руководителей религиозных объединений, общественных организаций и сотрудников образовательных учреждений из 25-ти субъектов Российской Федерации 16 марта 2022 г. во Владикавказе прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Духовное служение и социальная миссия религиозных организаций в контексте формирования общероссийской гражданской идентичности». На ней была вынесена фетва (богословское заключение) с одобрением спецоперации в Украине. Ее подписали все муфтии Координационного центра мусульман Северного Кавказа, также поддержали глава Центрального духовного управления мусульман России Талгат Таджутдин и глава Духовного собрания мусульман России Альбир Крганов, муфтии Татарстана и Башкортостана Камиль Самигуллин и Айнур Биргалин соответственно.
В рамках межрегионального научно-методического семинара «Организация работы с верующими военнослужащими Вооруженных сил Российской Федерации: состояние и перспективы» (17 марта 2016 г.) было принято решение о необходимости в 2023 г. провести курсы повышения квалификации религиозных деятелей исламского вероисповедания по направлению «Подготовка специалистов с углубленным знанием культуры и истории ислама для работы в Вооруженных силах России». Целью данной программы стала подготовка имамов-священнослужителей, способных помогать командному составу воинской части решать религиозные вопросы в повседневном быте, оказывать влияние на морально-психологическое состояние военнослужащих, обеспечивать правопорядок и воинскую дисциплину в военных частях, объединять военнослужащих – представителей разных вероисповеданий, создавать положительный психологический климат внутри коллектива. В рамках программы курсов повышения квалификации решаются следующие задачи:
- усвоение методов воспитательной работы с военнослужащими-мусульманами;
- ознакомление с основами первой медицинской помощи во время боевых действий;
- ознакомление с основными элементами начальной военной подготовки, в том числе с методами обороны и подготовки к обороне;
- ознакомление слушателей с теорией (формы, жанры) и практикой публичной речи;
- формирование навыков подготовки и проведения публичных речей (вагазов) различных стилей (описательная; экзегетическая; изъяснительная);
- ознакомление с предметом и методами военного права, военно-правовых отношений, выявление и обоснование подходов к разрешению существующих проблем правового регулирования военной деятельности.
В рамках Круглого стола в Башкирском государственном педагогическом университете им. М. Акмуллы «Актуальные вопросы по работе мусульманского духовенства (с верующими) военнослужащими Вооруженных сил Российской Федерации» (7 февраля 2024 г.) были рассмотрены проблемы и частные вопросы о работе мусульманских представителей с верующими военнослужащими Вооруженных сил Российской Федерации (в особенности в зоне проведения специальной военной операции). Итогом стала резолюция, в которой обращается внимание на включение программы профессиональной переподготовки «Подготовка специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама для работы в Вооруженных силах России» в план мероприятий Российского исламского университета Центрального духовного управления мусульман России, а также на расширение практики реализации различных программ дополнительного образования – подготовку полкового имама.
В рамках Круглого стола участниками были обсуждены данные, представленные в заявлении Президиума Центрального духовного управления мусульман России (от 23.11.2022 г.) и в заявлении расширенного пленума Шура – Президиума Центрального духовного управления мусульман России (от 24.02.2022 г.); материалы межрегионального научно-методического семинара «Организация работы с верующими военнослужащими Вооруженных сил Российской Федерации: состояние и перспективы» (г. Уфа, 17 февраля 2016 года), доклады Председателя Центрального духовного управления мусульман России, Верховного муфтия Талгата Сафы Таджуддина. Участниками стали действующие мусульманские священнослужители, которые проходили обучение по программе профессиональной переподготовки Российского исламского университета Центрального духовного управления мусульман России (г. Уфа). Участники обсудили результативный компонент системы подготовки специалистов с углубленным изучением культуры и истории ислама для работы в Вооруженных силах России. Остановимся на его анализе.
1) В связи с ростом религиозной грамотности среди населения и возникновением потребностей среди личного состава, связанных с реализацией духовных потребностей и пониманием религиозных догм, Вооруженные силы Российской Федерации, в особенности офицерский состав, нуждаются в компетентных специалистах по работе с верующими военнослужащими. В целях укрепления и сохранения межрелигиозного, межэтнического и внутриконфессионального согласия видится необходимость в усилении взаимодействия с представителями традиционных религий России. Оно может быть достигнуто путем сотрудничества командиров военных (войсковых) частей, соединений, баз, кораблей Вооруженных сил Российской Федерации с представителями религиозных организаций традиционных религиозных конфессий РФ.
Государством в 2020 г. было поддержано данное направление: была разработана и утверждена Инструкция по организации взаимодействия органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных сил Российской Федерации с традиционными религиозными объединениями Российской Федерации и работы с верующими военнослужащими Вооруженных сил Российской Федерации (приложение к настоящему приказу)11. Рассмотрим задачи, на решение которых она направлена:
- реализация права на свободу вероисповедания военнослужащих (рассматривает различные условия – повседневную деятельность, выполнение учебных и боевых задач);
- духовно-просветительская работа с военнослужащими и гражданскими представителями войск;
- осуществление нравственного воспитания военнослужащих, формирование их сознательной мотивации к исполнению воинского долга (согласно Военной присяге) в опоре на нравственные ценности любого религиозного объединения;
- исследование межрелигиозных взаимоотношений в воинском коллективе и религиозной обстановки в местах дислокации войск, анализ их влияния на процесс выполнения задач;
- поддержка веротерпимости, межрелигиозного мира и согласия в воинском коллективе, осуществление профилактики проявления экстремизма в области религии.
В целях укрепления и сохранения межрелигиозного, межэтнического и внутриконфессионального согласия видится необходимость в усилении взаимодействия с представителями традиционных религий России, достижимого путем сотрудничества командиров военных частей с представителями религиозных организаций из близлежащих городов.
2) Центральным духовным управлением мусульман России и Русской православной церкви осуществлять взаимодействие с Главным военно-политическим управлением Вооруженных сил Российской Федерации (с привлечением других профильных подразделений Министерства обороны РФ). Благодаря этому осуществляется развитие института духовенства, который способен работать с верующими военнослужащими Вооруженных сил Российской Федерации.
В мае 2024 г. между Росгвардией и Центральным духовным управлением мусульман России было подписано соглашение о сотрудничестве. В частности, это касается духовной поддержки воинов-мусульман, осуществления помощи их семьям и раненым, реализации гуманитарных проектов. Директором Федеральной службы войск национальной гвардии РФ В. Золотовым было отмечено многолетнее продуктивное взаимодействие с Центральным духовным управлением мусульман по религиозному просвещению и духовно-нравственному воспитанию. Верховный муфтий, председатель Центрального духовного управления мусульман России Талгат Сафа Таджуддин озвучил важный момент данного взаимодействия: «Мы считаем служение Отчизне своим священным долгом. В веках так было, в трудные годы всегда народы нашей страны и последователи традиционных конфессий были едины. Так будет и дальше»12.
3) Доработать нормативно-правовую базу в плане полномочий, положения, статуса, материального обеспечения семей (в случае гибели или ранения) помощников начальника отделения по работе с верующими военнослужащими Вооруженных сил Российской Федерации (в частности, в зоне проведения СВО).
В настоящее время разработан и вступил в силу Приказ Минтруда России «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики отдельных должностей работников воинских частей и организаций Вооруженных сил Российской Федерации»13, где прописаны должностные обязанности, полномочия, знаниевые компоненты, требования к квалификации священнослужителей. С 1998 г. данную проблему регулирует Федеральный закон «О статусе военнослужащих» (ст. 24 «Социальная защита членов семей военнослужащих, потерявших кормильца»14). Однако данные документы направлены на всех военнослужащих, вне обзора тех, кто относится к верующим.
Отметим, что поддержку семей военнослужащих (в том числе верующих) государство осуществляет на основе следующих законодательных документах:
- Федеральный закон от 29 декабря 2022 г. № 641-ФЗ «О внесении изменений в статью 19 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»15;
- Указ Президента РФ от 9 мая 2022 г. № 268 «О дополнительных мерах поддержки семей военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных государственных органов»16;
- Указ Президента РФ от 12 августа 2022 г. № 545 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 18 апреля 2022 г. № 209 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим пограничных органов Федеральной службы безопасности и членам их семей»17;
- Постановление Правительства РФ от 29 октября 2022 г. № 1933 «Об особенностях предоставления некоторых мер социальной поддержки, а также оказания государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, семьям граждан, призванных на военную службу по мобилизации в Вооруженные силы Российской Федерации»18.
Поддержку военнослужащих и членов их семей осуществляет государство на всем протяжении специальной военной операции. В первое время меры поддержки и льготы получали мобилизованные граждане, но в дальнейшем их стали получать военнослужащие-контрактники и добровольцы. Так, осуществляется разработка нормативно-правовой базы по деятельности священнослужителей, которые служат по контракту, являются добровольцами и мобилизованными в зоне проведения СВО. Русская православная церковь в 2023 г. во время Всемирного русского народного собора сделала первый шаг в этом направлении: подняла «вопрос об урегулировании правового статуса отправляющихся в зону СВО представителей духовенства, о приравнивании их в социальных правах к военнослужащим»19. Право на заключение такого соглашения между священнослужителем и Министерством обороны, на отправку в войска получили представители всех традиционных конфессий. Однако такие представители могут действовать в рамках принципа «двойного подчинения» (не только священноначалию, но и военному руководству). По сути, нормативно-правовая база урегулирования статуса военного духовенства станет итоговым процессом в создании на территории Российской Федерации Института капелланов.
4) Подготовка специалистов по работе с верующими военнослужащими (капелланов, полковых имамов) является сложным процессом и требует дополнительного научно-методического изучения. В этой связи видится необходимым усиление взаимодействия между Российским исламским университетом Центрального духовного управления мусульман России и профильными подразделениями Министерства обороны РФ. Главным образом это касается программ подготовки полковых имамов на базе Российского исламского университета Центрального духовного управления мусульман России.
Сегодня не случайно поднимается вопрос о нехватке священников в зоне cпециальной военной операции. Этот дефицит кадров связан с последствиями «демографической ямы» 90-х гг. XX в., а также с результатами коронавирусной пандемии. Кроме того, молодые священнослужители предпочитают для работы и жизни выбрать наиболее спокойные и благоприятные условия [12]. Решить эту проблему могут усилия единого Совета по исламскому образованию, куда входят 12 исламских вузов Российской Федерации (7 – на Северном Кавказе, 4 – в Поволжье, и 1 – в г. Москве)20.
5) Учитывая, что в последние два года во все четыре военных округа отправились помощники начальников отделений по работе с верующими военнослужащими, предлагается от имени участников Круглого стола выступить с обращением к руководству Министерства обороны РФ. Основная цель – увеличение контингента полковых имамов и священнослужителей традиционных религий Российской Федерации в соответствии с пропорциональным распределением относительно к количеству верующих военнослужащих.
6) Необходимо внести изменения в образовательную и молодежную политику страны, скорректировав направления и технологии в опоре на глобальные угрозы. Это связано с усилившимся эмоциональным состоянием молодежи.
На базе Российского исламского университета Центрального духовного управления мусульман России (г. Уфа) было проведено исследование степени влияния специальной военной операции на эмоциональное состояние молодежи. В анкетировании приняли участие 224 человека – обучающиеся 1-4 курсов направления подготовки «Подготовка служителей и религиозного персонала религиозных организаций» факультета основ вероучения и истории Ислама. Результаты влияния специальной военной операции на эмоциональное состояние молодежи представлены в таблице 1.
Таблица 1. / Table 1.
Изменения жизни молодежи после начала СВО (в %)
Changes in the lives of young people after the start of a Special military operation (in %)
|
Вариант ответа |
Доля, % |
Вариант ответа |
Доля, % |
|
|
1. Изменений серьезных нет |
36,4 |
Не изменилась |
Изменилась |
|
|
2. Изменения небольшие |
33,5 |
6. В любое время, при любых ситуациях человек должен иметь долгосрочные (на несколько лет), среднесрочные (на год, месяц) и краткосрочные (на неделю) планы |
67,9 |
44,3 |
|
3. Изменения серьезные |
12,9 |
7. В настоящее время лучше всего иметь только краткосрочные планы (от 1 до 3 мес.) |
22,3 |
32,0 |
|
4. Затрудняюсь дать ответ |
10,0 |
8. В настоящее время лучше не иметь долгосрочных планов |
5,4 |
18,6 |
|
5. Изменений нет совсем |
7,2 |
9. В настоящее время лучше ничего не планировать, а «жить одним днем» |
4,5 |
5,2 |
Результаты демонстрируют серьезную стратификацию молодежи в отношении к сложившейся ситуации. Объединение близких вариантов ответов (№ 1, 2 и № 4, 5), показывает практически аналогичное распределение. Согласно данным, 43,6% респондентов считают, что их жизнь не изменилась, а 46,4% противоположного мнения. Нейтральное положение заняли молодые люди (10%), затруднившись дать точный ответ. Следует заметить, что на такие результаты повлияли определенные факторы [13, с. 281]:
А) Возрастные особенности. В опросе принимали участие студенты-бакалавры. Среди них были молодые люди, обеспокоенные призывом на службу в ряды Вооруженных сил России (265 человек).
Б) Семейное положение. 50% респондентов, не состоящих в браке, отмечают отсутствие изменений. Другая половина (состоят в браке – официальном или гражданском) указывают на изменения в жизни с момента начала специальной военной операции.
В) Субъективное оценивание личного благополучия. Молодые люди с высоким материальным положением считают, что их жизнь «скорее не изменилась» (58,3%) или «не изменилась совсем» (16,6%). Со средним или низким указывают, что ситуация привела к значительным изменениям в жизни.
Большое количество респондентов не готово к долгосрочному планированию (44,3%). При этом 67,9% считают важным организовать долгосрочное планирование. Выбор приоритета краткосрочного планирования составляют 22,3%, 32% респондентов. В выборе ответа № 9 соотношение молодежи составляет 18,6%.
Верификация данных и валидность полученных нами результатов подтверждает исследование В.А. Смирнова (2023 г., участники – 10 субъектов) [4, с. 246]. В нем приняло участие 960 человек (возраст – 18-29).
7) В профилактике экстремизма в армейской среде наряду с правовыми и силовыми методами борьбы необходимо проводить активную контрпропаганду экстремистской идеологии с вовлечением в эту деятельность представителей духовенства. В целях повышения эффективности подобных мероприятий научно-исследовательским и образовательным учреждениям предлагается разработать методические рекомендации для служащих Вооруженных сил РФ, ответственных за работу с верующими военнослужащими, и рядовых военнослужащих мусульманского вероисповедания, включив их разработку.
Исламский фактор активно проявляется в ходе специальной военной операции на Украине, а мусульмане-священнослужители вовлекаются в боевые действия. В рядах российской армии численность мусульман-военнослужащих значительная – более 20% защитников Родины21. Сегодня очевидно, что при затягивании данного военного конфликта роль мусульман-священников будет еще более усиливаться.
Заключение
На сегодняшний день на передовой уже побывали сотни священнослужителей. Около ста человек постоянно находятся там: на фронте неверующих нет, а молитвы звучат на всех языках. Председатель комитета Госдумы по обороне А.В. Картаполов высказал положительную оценку в адрес проводимой нами работы: «Многие военнослужащие Вооруженных сил Российской Федерации исповедуют нашу традиционную религию – православие, ислам. И, безусловно, мы обязаны учитывать их духовные потребности. Для этого создан институт соответствующий – это и политработники, и помощники командиров по работе с верующими военнослужащими. И на сегодняшний день он себя оправдывает»22.
Поэтому отметим задачи органов по работе с верующими военнослужащими Вооруженных сил Российской Федерации:
- Создание условий для реализации военнослужащими Вооруженных сил конституционного права на свободу вероисповедания с учетом особенностей военной службы.
- Организация духовно-просветительской работы с верующими военнослужащими.
- Участие в патриотическом и нравственном воспитании военнослужащих на основе духовных ценностей традиционных религий России.
Эти задачи решаются в рамках реализации четкой программы по подготовке специалистов с углубленным изучением культуры и истории ислама для работы в Вооруженных силах России, проводимой силами Российского исламского университета Центрального духовного управления мусульман России (г. Уфа). Она включает в себя следующие компоненты: назначение имамов – помощников начальника отделения по работе с верующими военнослужащими военно-политического управления округов; создание Координационного межконфессионального совета при заместителе Министра обороны РФ – начальнике Главного военно-политического управления Вооруженных сил РФ; проведение сборов военного духовенства федерального масштаба; проведение семинаров, круглых столов на региональном и федеральном уровнях.
1. Лукичев Б. Военному духовенству Вооруженных сил России – пять лет. Церковный вестник. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://e-vestnik.ru/analytics/voennomu_duhovenstvu_vs_rf_5_let_8173/#:~:text=Пять%20лет%20назад%2C%2021%20июля,—%20право%20на%20свободу%20вероисповедания (дата обращения: 11.06.2024).
2. Министр Обороны пообещал приумножить духовные традиции в армии. Православный ресурс. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pravoslavie.ru/57984.html (дата обращения 11.06.2024).
3. Бунцевич М., Кудрявцев З., Татаренко Н. Полковые священники. V открытая научно-практическая конференция «Ивашевские чтения». Ульяновск, 2016. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ulgsvu.ru/docs/ivash_2015/Tezis_Ivash.pdf (дата обращения 11.06.2024).
4. Военнослужащие в свободное от военной службы время вправе участвовать в богослужениях и религиозных церемониях как частные лица. Юридический портал «Зона Закона». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.zonazakona.ru/law/comments/art/33816/ (дата обращения 28.04.2025).
5. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 N 125-ФЗ. Юридический портал «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16218/ (дата обращения 28.04.2025).
6. Закон о военных священниках готовят РПЦ и МО РФ. Новостной канал. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://irp.news/zakon-o-voennyh-svjashhennikah-gotovjat-rpc-i-mo-rf/ (дата обращения 28.04.2025).
7. Левчук Д.В. Особенности взаимоотношения политики и религии. Политика, государство и право. 2013. № 1 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://politika.snauka.ru/2013/01/624 (дата обращения: 14.05.2025).
8. Бойцам нужна духовная поддержка священника. Православие.ру. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pravoslavie.ru/154736.html (дата обращения: 11.06.2025).
9. Положение о военном духовенстве Русской Православной Церкви в Российской Федерации. Сайт Московской Патриархии. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/3481010.html (дата обращения 28.04.2025).
10. Указ Президента Российской Федерации от 26.02.2024 г. № 141. Президент России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/50360 (дата обращения: 11.06.2025).
11. Приказ Министра обороны РФ от 30 января 2020 г. N 30 Об организации взаимодействия органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации с традиционными религиозными объединениями Российской Федерации и работы с верующими военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации. Победа.ру. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pobeda.ru/wp-content/uploads/2024/06/instrukcziya-po-organizaczii-vzaimodejstviya-organov-voennogo-upravleniya-soedinenij-voinskih-chastej-i-organizaczij-vooruzhyonnyh-sil-rossijskoj-federaczii-s-tradiczionnymi-religioznymi-obedineniya.pdf (дата обращения: 16.08.2025).
12. Глава Росгвардии и председатель Центрального духовного управления мусульман подписали соглашение. Новости России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.1tv.ru/news/2024-05-23/477244-glava_rosgvardii_i_predsedatel_tsentralnogo_duhovnogo_upravleniya_musulman_podpisali_soglashenie (дата обращения: 16.08.2025).
13. Приказ Минтруда России от 10.05.2016 N 225н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики отдельных должностей работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_201207/f1e08a19007ce95f769fe40dac21525a5a3e679a/ (дата обращения: 17.08.2025).
14. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 12.03.1998. Кодексы и законы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.zakonrf.info/zakon-o-statuse-voennosluzhaschih/ (дата обращения: 17.08.2025).
15. Федеральный закон от 29 декабря 2022 г. № 641-ФЗ «О внесении изменений в статью 19 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fparf.ru/upload/medialibrary/8e9/serytwvftfutu8i736j5bnzma2knln0m/Federalnyy-zakon-ot-29_12_2022-N-641_FZ-O-vnesenii-izmenen.pdf (дата обращения: 16.08.2025).
16. Указ Президента РФ от 9 мая 2022 г. № 268 «О дополнительных мерах поддержки семей военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных государственных органов». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fparf.ru/upload/medialibrary/d01/ln118w3n2lc80sruc29ypxw2irt3vbvq/Ukaz-Prezidenta-RF-ot-09_05_2022-N-268-_red_-ot-05_08_2022_.pdf (дата обращения: 16.08.2025).
17. Указ Президента РФ от 12 августа 2022 г. № 545 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 18 апреля 2022 г. № 209 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим пограничных органов Федеральной службы безопасности и членам их семей». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fparf.ru/upload/medialibrary/a28/0ffrguflt3sufgywiykuo2bvvk8htfln/Ukaz-Prezidenta-RF-ot-12_08_2022-N-545-O-vnesenii-izmeneniy.pdf (дата обращения: 16.08.2025).
18. Постановление Правительства РФ от 29 октября 2022 г. № 1933 «Об особенностях предоставления некоторых мер социальной поддержки, а также оказания государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, семьям граждан, призванных на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fparf.ru/upload/medialibrary/ac2/70mdivvoydlh3dhfrjc3x05q12av78rv/Postanovlenie-Pravitelstva-RF-ot-29_10_2022-N-1933-_red_-ot.pdf (дата обращения: 16.08.2025).
19. Священников повысят в звании. РПЦ призывает урегулировать правовой статус военного духовенства. Коммерсант. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/6366417 (дата обращения: 16.08.2025).
20. Где в России готовят специалистов по исламскому вероучению? Религия сегодня: информационно-консалтинговая компания. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://reltoday.com/news/islamskie-vuzy-rossii/ (дата обращения: 16.08.2024).
21. Пятая часть армии России исповедует ислам. Информационное агентство России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://islamnews.ru/Pjataja-chast-armii-Rossii-ispoveduet-islam (дата обращения: 16.08.2025).
22. В Минобороны объяснили роль религии в армии. Говорит Москва. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://govoritmoskva.ru/news/284777/ (дата обращения: 12.06.2025).
Список литературы
1. Кравец В.И. Православная миссия среди представителей вооруженных сил России и правоохранительных органов. Труды Белгородской духовной семинарии. Белгород: Белгородская духовная семинария; 2023. С. 145–156.
2. Шарп Дж. От диктатуры к демократии: стратегия и тактика освобождения. Козловская Н. (пер. с англ.). М.: Новое изд-во; 2005. 84 с.
3. Боровский В.В. О структуре и организации работы с верующими военнослужащими в Главном управлении по работе с личным составом ВС РФ. Организация работы с верующими военнослужащими Вооруженных Сил России: состояние и перспективы. Материалы межрегионального научно-методического семинара. Уфа, 17 февраля 2016 года. Уфа: РИО РИУ ЦДУМ России; 2016. С. 14-16.
4. Смирнов В.А. Социальное самочувствие российской молодежи в условиях специальной военной операции. Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2024;77:241–250.
5. Франк С.Л. Духовные основы общества: сборник. М: Республика; 1991. 165 с.
6. Анисин А.Л. Соборность: феномен, понятие и принцип. Вестник Челябинского государственного университета. 2009; 33(171). Философия. Социология. Культурология. Вып. 14. С. 5–11.
7. Достоевский Ф.М. Дневник писателя за 1880 год. Полн. собр. соч.: в 30 т. Т. 26. Л.: Наука; 1984. 128 с.
8. Фоменко Е.А. Идеологические основы цели патриотического воспитания в России (исторический аспект). Вестник Тверского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». 2024;2(67):163–174.
9. Даренский В.Ю. Православная политическая философия Достоевского. Ортодоксия. 2021; 3:242–268. DOI: 10.53822/2712-9276-2021-3-242-268.
10. Федотова В.А. Влияние политических установок на формирование гражданской идентичности россиян. Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2024;78:249–259.
11. Пашин Ф. СВО-2022: главные уроки. Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. М.: Институт научной информации по общественным наукам РАН; 2023. С. 305–308.
12. Антропов Р.В. Государство и церковь в условиях СВО. Образование и право. 2023;11:11–16.
13. Селезнева А.В. Политические ценности российской молодежи: традиционные смыслы в современных условиях. Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2024;77:275–290.
Об авторах
М. Х. МинигалиевРоссия
Минигалиев Мухаммад Хасимянович, руководитель отдела регистрации (работа с приходами) Центрального духовного управления мусульман России, аспирант
г. Уфа
Р. З. Юлбаев
Россия
Юлбаев Радик Зинатович, проректор по молодежной политике и международным связям, заместитель председателя Координационного совета по развитию международной деятельности, аспирант
г. Уфа
Д. С. Василина
Россия
Василина Дарья Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры культурологии и социально-экономических дисциплин
г. Уфа
Рецензия
Для цитирования:
Минигалиев М.Х., Юлбаев Р.З., Василина Д.С. Политическая и миссионерская роль мусульманских священнослужителей во время специальной военной операции. Minbar. Islamic Studies. 2025;18(3):665-694. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2025-18-3-665-694
For citation:
Minigaliev M.H., Yulbaev R.Z., Vasilina D.S. The political and missionary role of Muslim clerics during the special military operation. Minbar. Islamic Studies. 2025;18(3):665-694. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2025-18-3-665-694





















