Мусульманин на пороге вечности: представления о смерти и собенности джаназы в Волжской Булгарии
https://doi.org/10.31162/2618-9569-2008-1-1-4-34
Аннотация
Мусульманин на пороге вечности: представления о смерти и собенности джаназы в Волжской Булгарии.
Список литературы
1. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. Общ. Ред. Оболенской С.В. М., 1992; Гуревич А.Я. Смерть как проблема исторической антропологии: о новом направлении в зарубежной историографии // Одиссей. Человек в истории. 1989. М., 1989. С.114–135; Его же. Филипп Арьес: смерть как проблема исторической антропологии // Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992.
2. Гуревич А.Я. О кризисе современной исторической науки // Вопросы истории. 1991. № 2/3. С.21– 36; Его же. Этнология и история в современной французской медиевистике // Советская этнография. – 1984. – №5. – С.36–48; Историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. – М., 1996; Репина Л.П. «Новая историческая наука» и социальная история. – М., 1998.
3. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М., 1972; Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. – М., 1981; Бессмертный Ю.Л. Жизнь и смерть в средние века. – М., 1991; Даркевич В.П. Народная культура средневековья: Пародия в литературе и искусстве IX–XVI вв. – М., 1992; Человек в кругу семьи. Очерки по истории частной жизни в Европе до начала нового времени. Под ред. Ю.Л. Бессмертного. – М.,1996.
4. Шпилевский С.М. Древние города и другие булгаро-татарские памятники в Казанской губернии. Казань, 1877. – С. 508.
5. Каховский В.Ф. Археология Волжской Болгарии и вопросы этногенеза чувашской народности // Болгары и чуваши. – Чебоксары, 1984. – С. 61. Схожие мысли также см.: Каховский Б.В. 1983. О язычестве волжских болгар (по археологическим данным) //Новые исследования по археологии и этнографии чуваш. – Чебоксары. – С. 26–42; Газимзянов И.Р. О некоторых элементах в погребальной практике волжских булгар X–XV вв. // Гуманистические традиции Запада и Востока в музейном деле России и Татарстана. Материалы всероссийской научно–практической конференции. Секция археологии. – Казань, 1997. – С.19–22.
6. Измайлов И.Л. Русские о булгарах (к формированию этностереотипов) // Языки, духовная культура и история тюрков: традиции и современность. Труды Междунар. научн. конф. 9–14 июня 1992. г. Казань. – М., 1997. – С.37–39; Измайлов И.Л. «Безбожные агаряне»: Волжская Булгария и булгары глазами русских (X–XIII вв.) // Восточная Европа в древности и средневековье. Контакты, зоны контактов и контактные зоны. XI Чтения памяти члена–корреспондента АН СССР В.Т. Пашуто. Материалы к конференции. – М., 1999. – С.69–75.
7. Заходер Б.Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. Т.II. – М., 1967. С. 23–46; Путешествие Абу Хамида ал-Гарнати в Восточную и Центральную Европу (1131–1153 гг.). Публ. и коммент. О.Г. Большакова, А.Л. Монгайта. – М.: Наука, 1971.; Zimonyi I. The Origins of the Volga Bulghars. Szeged, 1990. pp. 89–157; Idem. Volga Bulghars and Islam // Bamberger Zentralasienstudien (Konferenzakten ESCAS IV Bamberg 8–12. October 1991. Ingeborg Baldauf, Michael Friederich (Hrs.) (Islamkundliche Untersuchungen. Band 185). – pp.235–240.
8. Аннинский С.А. Известия венгерских миссионеров XIII–XIV вв. о татарах и Восточной Европе // Исторический архив. 1940. III. – С. 80–81; Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. – М., 1957. – С. 119; Матузова В.И. Английские средневековые источники. М., 1979. – С. 215.
9. Петренко А.Г. Изучение костных остатков животных из раскопок Билярского городища в 1967– 1971 гг. // Исследования Великого города. – М.: Наука, 1976. – С.228–239; Петренко А.Г. Древнее и средневековое животноводство Среднего Поволжья и Предуралья. М., 1984. – С.66–69.
10. Здесь и далее сноски в тексте. Цитаты из Корана даны по изданию: Коран. Пер. и коммент. И.Ю. Крачковского. 2–е изд. – М., 1990.
11. Пиотровский М.Б. ал–Ма’ад // Ислам. Энциклопедический словарь.– М. 1991. – С.148–149.
12. аль–Бухари Исмаил. Изречения и деяния (хадисы) Пророка Мухаммада. – М., 1998.
13. Фильштинский И.М. Представление о «потустороннем мире» в арабской мифологии и литературе // Восток–Запад. Исследования. Переводы. Публикации. Выпуск четвертый. – М., 1989. – С. 56–64.
14. Пиотровский М.Б. Мункар и Накир // Ислам. Энциклопедический словарь.– М. 1991. – С.172.
15. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. – с.219–254.
16. Гуревич А.Я. Смерть как проблема исторической антропологии: о новом направлении в зарубежной историографии // Одиссей. Человек в истории. 1989. – М., 1989. – С.114–135; Гуревич А.Я. Филипп Арьес: смерть как проблема исторической антропологии // Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. – М., 1992. – С.19–23.
17. Гуревич А.Я. Западноевропейские виденния потустороннего мира и “реализм” средних веков // Труды по знаковым системам. Т.8. (Ученые записки ТГУ. Вып.411. – Тарту, 1977. – С.3–27; Также см.: Грибанов А.Б. Заметки о жанре видений на Западе и Востоке // Восток–Запад. Исследования. Переводы. Публикации. Выпуск четвертый. М., 1989. – С. 56–64.
18. Мухаметшин Д.Г., Хакимзянов Ф.С. Эпиграфические памятники Булгара. – Казань, 1987.; Также см.: Хакимзянов Ф.С. Эпиграфические памятники Волжской Булгарии и их язык. – М.: Наука, 1987.
19. Хакимзянов Ф.С. Эпиграфические памятники Волжской Булгарии и их язык. – С.16.
20. Большаков О.Г. История Халифата. I. Ислам в Аравии (570–633). – М.: Наука, 1989. – С.185–187, 190–191. (Там же см. Библиографию вопроса).
21. Изложение соответствующих мест сиры Ибн Хишама в переводе и с комментариями А.Б. Куделина. Цитата по: Смирнов Ю.А. 1997. Лабиринт. Морфология преднамеренного погребения. Исследования, тексты, словарь. – М.: Наука, 1997. – С. 121.
22. Большаков О.Г. Ук. соч. – С. 191; Также см.: имам Исмаил аль-Бухари. Изречения и деяния (хадисы) Пророка Мухаммада. – М., 1998.
23. аль–Бухари. Изречения и деяния... – С. 29.
24. Смирнов Ю.А. Лабиринт. – С. 121–122.
25. Резван Е.А. Джаназа // Ислам. Энциклопедический словарь. – М., 1991. – С.58–59.
26. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. – М., 1986. – С. 7–31.
27. Там же.
28. Там же. – С.79–99.
29. Хисматуллин А.А., Крюкова В.Ю. Смерть и похоронный обряд в исламе и зороастризме. – СПб., 1997. – С. 89.
30. Хисматуллин А.А., Крюкова В.Ю. Смерть и похоронный обряд … – С. 28–107; Изложение начал мусульманского законоведения. СПб., 1850. – С. 65–68; Китаб-аль-Джанаиз. Смерть и похороны по ханафитскому фикху. – Казань, 1998.
31. См.: Изложение начал... С. 61–68; Китаб-аль-Джанаиз; Хисматуллин А.А., Крюкова В.Ю. Смерть и похоронный обряд... – С. 28–168; Пиотровский М.Б. ал-Ма’ад. – С. 148–149; Резван Е.А. Джаназа. – С. 58–60.
32. Резван Е.А. ал–Кибла // Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991. – С.136–137.
33. Подробнее см.: Подосинов А.В. Ex oriente lux! Ориентация по странам света в архаических культурах Евразии. – М., 1999.
34. Большаков О.Г. История Халифата. – С. 105–106, прим. 39 на с. 244.
35. Большаков О.Г. История Халифата. – С. 106.
36. Хисматуллин А.А., Крюкова В.Ю Смерть и похоронный обряд... – С. 90.
37. Бижанов Е., Мамбетуллаев М. Раскопки некрополя Токкалы в 1968 г. // Антропология и культура Кердера. – Ташкент, 1973. С.60–61.
38. Хисматуллин А.А., Крюкова В.Ю Смерть и похоронный обряд... – С. 90; Бижанов Е., Мамбетуллаев М. Раскопки некрополя… – С. 60–61; Религиозные верования народов СССР. Т.1. – М.,Л., 1931. – С.363.
39. Лэйн Э.У. Нравы и обычаи египтян в первой половине XIX в. – М., 1982. – С.395–406.
40. Лот А. Туареги Ахаггара. – М., 1989. – С.190.
41. Приношу искреннюю благодарность И.И. Варьяш за консультацию.
42. Хисматуллин А.А., Крюкова В.Ю Смерть и похоронный обряд... – С. 89.
43. Леонова Н.Б., Смирнов Ю.А. Погребение как объект формального анализа // Краткие сообщения Института археологии АН СССР. – 1977. – Вып. 148. – С.16–23. Гуляев В.И., Ольховский В.С. Погребальные памятники и погребальная обрядность: проблемы анализа и интерпретации // Погребальный обряд: реконструкция и интерпретация древних идеологических представлений. – М., 1999. – С.10–18.
44. Большаков О.Г. Суеверия и мошенничества в Багдаде XII–XIII вв. // Ислам. Религия, общество, государство. – М., 1984. – С. 148.
45. ал-Газали Абу Хамид. Воскрешение наук о вере (Ихийа’ ‘улум ад–дин). Перевод с араб. В.В. Наумкина. – М., 1980. – С. 131–139. 46. ал-Газали Абу Хамид Эликсир счастья (Кимйа–ий са’адат) // Хисматуллин А.А., Крюкова В.Ю. Смерть и похоронный обряд в исламе и зороастризме. – СПб., 1997. – С. 141–142.
46. Большаков О.Г. Суеверия и мошенничества в Багдаде … – С.144–148.
47. Путешесствие Ибн Фадлана на Волгу. – М., Л., 1939. – С.77.
48. Измайлов И.Л. Поволжье и Мусульманский Восток в средние века (торговые пути и распространение ислама) // Россия и Иран: иранистика в Татарстане. Под ред. А.З. Егорина, Н.М. Мамедовой. – М., 2001. – С.116–127; Измайлов И.Л. Распространение и функционирование ислама в Волжской Булгарии // Ислам и мусульманская культура в Среднем Поволжье: история и современность. Очерки. Под ред. Р.М. Мухаметшина. – Казань, 2002. – С. 22–37.
49. Путешесствие Ибн Фадлана на Волгу. – М., Л., 1939. – С.77.
50. Путешествие Абу Хамида ал-Гарнати в Восточную и Центральную Европу (1131–1153 гг.). Публ. и коммент. О.Г. Большакова, А.Л. Монгайта. – М., 1971. – С.58.
51. Кул Гали. Кысса-и Йусуф (Сказание о Йусуфе). Критический текст, вступительная статья, примечания и комментарии Ф.С. Фасеева. – Казань, 1983; Также см.: Кул Гали. Сказание о Йусуфе. Пер. с татар. С.Н. Иванова. – Казань, 1985. По этому изданию приводятся все цитаты, поскольку они при сохранении поэтической структуры стиха почти дословно приводят текст первоисточника.
52. Кул Гали. Сказание о Йусуфе... – С.31.
53. Кул Гали. Сказание о Йусуфе... – С.235–336.
54. Кул Гали. Сказание о Йусуфе... – С.240.
55. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. – С.37–38.
56. Мухаметшин Д.Г., Хакимзянов Ф.С. Эпиграфические памятники Булгара. – Казань, 1987. – С. 49; Также см.: Хакимзянов Ф.С. Эпиграфические памятники Волжской Булгарии и их язык. – М., 1987. – С.108, 128.
57. Кул Гали. Сказание о Йусуфе... – С.52.
58. Кул Гали. Сказание о Йусуфе... – С.52–53.
59. Кул Гали. Сказание о Йусуфе... – С.236.
60. Кул Гали. Сказание о Йусуфе... – С.241.
61. Кул Гали. Сказание о Йусуфе... – С. 238.
62. Кул Гали. Сказание о Йусуфе... – С.235.
63. Кул Гали. Сказание о Йусуфе... – С.241–242.
64. Генинг В.Ф., Стоянов В.Е., Хлебникова Т.А., Вайнер И.С., Казаков Е.П., Валеев Р.К. Археологические памятники у села Рождествено. – Казань, 1962. – С.83; Халикова Е.А. Сельские кладбища Волжской Булгарии XII – начала XIII вв. // Из истории культуры и быта татарского народа и его предков. – Казань, 1976. – С.50–51.; Халикова Е.А. Мусульманские некрополи Волжской Булгарии X – начала XIII в. – Казань, 1986. – С.82–83, 121.
65. Халикова Е.А Мусульманские некрополи... – С. 43–132.
66. Халикова Е.А Мусульманские некрополи... – С. 137–152
67. Халикова Е.А. Мусульманские некрополи… – С. 44–49.
68. См.: Изложение начал... – С. 67–68; Китаб-аль-Джанаиз; Хисматуллин А.А., Крюкова В.Ю. Смерть и похоронный обряд...
69. Изложение начал... – С. 70–71; Китаб–аль–Джанаиз…
70. Халикова Е.А. Билярские некрополи // Исследования Великого города. – М.: Наука, 1976. – С.: 113– 121; Халикова Е.А. Мусульманские некрополи... – С. 68–76, 88–93.
71. Халикова Е.А. IV Билярский некрополь // Новое в археологии Поволжья. – Казань, 1979. – С.114– 118; Шарифуллин Р.Ф. Исследования IV Билярского могильника в 1979 году // Археологические памятники Нижнего Прикамья. – Казань,1984. – С.65–82. 72. Хузин Ф.Ш. Великий город на Черемшане. Стратиграфия, хронология. Проблемы Биляра – Булгара. – Казань, 1995. – С.58,59.
72. Халикова Е.А. Мусульманские некрополи... – С. 43–100.
73. Фаттахов Р.М. Антропологическая характеристика материалов из IV Билярского могильника (по раскопкам 1972–1973 гг.) // Новое в археологии Поволжья. – Казань, 1979. – С.119–123.
74. Археологическая карта ТАССР. Западное Закамье. – Казань, 1986. – С. 63, №389.
75. Халикова Е.А. Мусульманские некрополи... – С. 36–66; Казаков Е.П. Культура ранней Волжской Болгарии. – М.: Наука, 1992. – С. 87–108.
76. Казаков Е.П. Знаки и письмо ранней Волжской Болгарии по археологическим данным // Советская археология. – 1985. – №4. – С. 179–182.
77. Халикова Е.А. Мусульманские некрополи... – С. 59–66; Казаков Е.П., Халикова Е.А. Раннеболгарские погребения Тетюшского могильника // Из истории ранних булгар. – Казань, 1981. – С.21–35.
78. Халикова Е.А. Мусульманские некрополи... – С. 54–59, 82.
79. Казаков Е.П. Культура ранней Волжской Болгарии... – С.89.
80. Халикова Е.А. Мусульманские некрополи... – С. 37.
81. Халикова Е.А. Мусульманские некрополи... – С. 108–133.
82. Газимзянов И.Р. О некоторых элементах в погребальной практике волжских булгар X–XV вв. // Гуманистические традиции Запада и Востока в музейном деле России и Татарстана. Материалы всероссийской научно-практической конференции. Секция археологии. – Казань, 1997. – С.19–22.
83. Шутова Н.И. К истории изучения удмуртских погребальных памятников XVI–XIX вв. // Погребальные памятники Прикамья. – Ижевск, 1987. – С.84, №99.
84. Халикова Е.А. Мусульманские некрополи... – С. 149–152.
85. Гири П. Использование археологических источников... – С.199.
86. Гири П. Использование археологических источников... – С.190.
87. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. – М.: Наука, 1987. – С.753–782. Критику этих представлений в отношении русского «язычества»
88. см.: Клейн Л.С. Воскрешение Перуна. К реконструкции восточнославянского язычества. – СПб,: Евразия, 2004. – С. 68–105.
Рецензия
Для цитирования:
Измайлов И. Мусульманин на пороге вечности: представления о смерти и собенности джаназы в Волжской Булгарии. Minbar. Islamic Studies. 2008;1(1):4-34. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2008-1-1-4-34