Наследие мусульманского национал-коммунизма
https://doi.org/10.31162/2618-9569-2008-1-1-57-78
Аннотация
Наследие мусульманского национал-коммунизма.
Список литературы
1. См.: Ярлыкапов А.А. Исламский фундаментализм на Северном Кавказе: к постановке проблемы // Бюллетень Центра социальных и гуманитарных исследований Владикавказского института управления и Владикавказского центра этнополитических исследований Института этнологии и антропологии РАН. - №3. - Владикавказ, 1999. - С. 5-19.
2. Алексеев И.Л. Цивилизационные параметры исламского фундаментализма: к постановке проблемы. - Профи. Аналитическая группа: Стратегия, Азия, Восток, Россия. - http://profi.gateway.kg alekseev.
3. Abdel-Malek Anouar and Anisuzzaman (eds). Culture and Thought: The Transformation of the World. - Palgrave Macmillan, 1984. - 105 pp.
4. См.: Кырлежев А.И. Религиозный фундаментализм // Новая философская энциклопедия. - Т.4. - М.: Мысль. 2001. - С. 280-281.
5. См. интересные фундаментальные исследования по этому вопросу в сборнике: Религия и глобализация на просторах Евразии (под ред. А.Малашенко и С.Филатова). - Московский центр Карнеги. - М., 2005. - 343 с.
6. См.: Малашенко А.В. Неприятие фундаментализма как его зеркальное отражение // Независимая газета. - М., 1997. - 25 декабря.
7. Шариат - свод религиозных и правовых норм, составленный на основе Корана и Сунны (мусульманских священных преданий), содержащий нормы государственного, наследственного, уголовного и брачно-семейного права. - Юридическая энциклопедия под ред. М. Ю.Тихомирова. - М., 1997. - с. 495.
8. Праведные халифы (араб. ал-хулафа’ ар-рашидун) (632-661) - халифы Абу Бакр, Умар, Усман и Али, которые после кончины Пророка Мухаммада в течение почти 30 лет возглавляли мусульманскую общину и еще при его жизни принимали участие в деятельности общины, а также были связаны с ним узами кровного родства или брака. В последующие столетия период правления праведных халифов называли «золотым веком» ислама, когда процветали «изначальные мусульманские добродетели», а самим халифам присвоили титул «ар-рашидун» - «идущие праведным путем», чтобы отличить их от тех, кто пришел к власти в разных провинциях некогда единого мусульманского государства.
9. Raimondo J. “Islamo-Fascism” - The New Bogeyman. Daniel Pipes and the New Inquisition. // Ether Zone. - http://www.etherzone.com/2001/raim112101.shtml.
10. См., например: Pipes D. Calling Islamism the Enemy. - http://www.danielpipes.org/blog/300. - November 30, 2001.
11. Habeck M. Knowing the Enemy: Jihadist Ideology and the War on Terror. - School of Advanced International Studies, Johns Hopkins University. - New Haven: Yale University Press, 2006. - 243 p.
12. См.: Исламский экстремизм и фундаментализм как угроза национальной безопасности: Научный отчет. - М.: РИСИ, 1995.
13. Подробную информацию о таких группировках дает российский исследователь А.Игнатенко. См.: Игнатенко А. Эпистемология исламского радикализма. // Религия и глобализация на просторах Евразии. - под редакцией А.Малашенко и С.Филатова. - М.: Московский центр Карнеги, 2005. - С. 176-222.
14. См. об этом, например, обсуждение проблемы мученичества и джихада в исламском мире, прошедшее в марте 2004 г. в Фонде Карнеги (Вашингтон) с участием М.Б.Олкотт, А.Малашенко, Х.Хакани, Д.Кука. Были затронуты вопросы места джихада в историческом контексте и проанализирована практика использования литературы по джихаду и изображений мученичества в ходе набора моджахедов.// Carnegie Endowment for Peace. - http://www.carnegie.ru/ru/news/70044.htm. - March, 2004.
15. См.: «Джихад» // Ислам: Энциклопедический словарь. - М.: «Наука», 1991.
16. Маудуди, Абу-л-Ала. Образ жизни в исламе - М., 1998. - С. 44.
17. Habeck M. Knowing the Enemy: Jihadist Ideology and the War on Terror. - School of Advanced International Studies, Johns Hopkins University. - New Haven : Yale University Press, 2006. - 243 p.
18. Ваххабизм (от имени создателя и идеолога этого суннитского движения - Мухаммада ибн Абд алВаххаба из Неджда (1703-1787)). Ал-Ваххаб проповедовал строжайшее соблюдение принципа единобожия (таухид), отказ от поклонения святым (вали) и святым местам (мазары и зийараты), необходимость очищения ислама от нововведений (бид’а) и возврата к его первоначальной чистоте. Он был последователем идей мазхаба ибн Ханбала и правоведа XIII-XIV вв. ибн Таймийи, выступавших против введения в ислам новшеств. Ранних ваххабитов отличали крайний фанатизм в вопросах веры и экстремизм в борьбе со своими политическими противниками. Сегодня учению ваххабизма следуют миллионы верующих в странах Персидского залива, Индии, Индонезии, Восточной и Северной Африки, подавляющее большинство которых далеки от радикализма и терроризма. Следует подчеркнуть, что «ваххабизм» - название, которое дали этому движению его противники. Сами последователи этого течения в исламе именуют себя «единобожниками» или просто мусульманами.
19. Saudi Columnist: Jihadist Salafist Ideology is Like Nazism // MEMRI Inquiry and Analysis Series. - No. 1007. - October 17, 2005; Saudi Columnist: We Must Discuss Why We Hate the Jews. // MEMRI Inquiry and Analysis Series. - No. 913. - May 27, 2005.
20. См.: Yehoshua Y. Reeducation of Extremists in Saudi Arabia // MEMRI Inquiry and Analysis Series. - No. 260. - January 18, 2006; Saudi Al-Qaeda Terrorists Recount Their Experiences in Afghanistan on Saudi TV and Arab Channels // MEMRI Inquiry and Analysis Series. - No. 1042. - December 7, 2005.
21. Esposito J.L. The Islamic Threat: Myth or Reality? - Third Edition. - New York, Oxford University Press, 1999. - P.47.
22. См.: Челышев А.Д. Генезис концептуальной и идеологической основы современного исламского экстремизма. - Ломоносовские чтения. - 2002. - Электронная библиотека Социологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. - http://lib.socio.msu.ru/l/library.
23. Коран, 15:20. См.: Маудуди, Сайид Абу-л-Ала. Политическая теория ислама. Основы ислама. // Отечественные записки. - М., 2003. - №5. - (Sayyid [Sayed] Abul A‘la Maudidi. Political Theory of Islam. - Lahore: Islamic Publications Limited, 1976. - Р. 4-22. Глава из книги: Modernist and Fundamentalist Debates in Islam: A Reader, ed. Moaddel, Mansoor and Kamran Talattof. - Palgrave Macmillan, 2000. - Mansoor Moaddel and Kamran Talattof, 2000).
24. См.: Кутб С. Война, мир и исламский джихад // Отечественные записки. - М., 2003. - №5; Qutb S. Jihad in the Cause of Allah // Milestones, 2nd ed., translated by S. Badruh Hasan, M. A. (Karachi, Pakistan: International Islamic Publishers Ltd., 1988). - Pp. 107-142. (Глава из книги: Modernist and Fundamentalist Debates in Islam. - A Reader, ed. Moaddel, Mansoor and Kamran Talattof. - Palgrave Macmillan, 2000. Mansoor Moaddel and Kamran Talattof, 2000).
25. Esposito J.L. The Islamic Threat: Myth or Reality? - Third Edition. - New York, Oxford University Press, 1999. - Р. 129.
26. См. об этом, например: Олимпиев А.Ю. Ближний и Средний Восток. Актуальные проблемы международных отношений: Монография. - М.: ЮНИТИ, 2004. - 239 с. - С. 64; Федорова И.Е. Иран - США: диалог и противостояние. - М.: ИВ РАН, 2004. - 141 с. - С. 6-17.
27. Esposito J.L. The Islamic Threat: Myth or Reality? - Third Edition. - New York, Oxford University Press, 1999. - P.18.
28. См.: Имам Хомейни. - Imam Ruhullah Khomeini. The Nature of the Islamic State and the Qualifications of the Head of State // Khumeini [Khomeini] Speaks Revolution. - Compiled by Mohiuddin Ayyubi, translated by N. M. Shaikh. (Karachi, Pakistan: International Islamic Publishers, 1981). - Pp.14-19. (Глава из книги: Modernist and Fundamentalist Debates in Islam: A Reader, ed. Moaddel, Mansoor and Kamran Talattof. - Palgrave Macmillan, 2000. Mansoor Moaddel and Kamran Talattof, 2000).
Рецензия
Для цитирования:
Беннигсен А. Наследие мусульманского национал-коммунизма. Minbar. Islamic Studies. 2008;1(1):57-78. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2008-1-1-57-78
ISSN 2712-7990 (Online)