Preview

Minbar. Islamic Studies

Расширенный поиск

Зарождение идеологии «исламского фундаментализма» и современный исламизм в мусульманских странах

https://doi.org/10.31162/2618-9569-2008-1-1-79-89

Полный текст:

Аннотация

Зарождение идеологии «исламского фундаментализма» и современный исламизм в мусульманских странах.

Об авторе

Ш. Ёвкочев

Россия

Шухрат Ёвкочев



Список литературы

1. См.: Ярлыкапов А.А. Исламский фундаментализм на Северном Кавказе: к постановке проблемы // Бюллетень Центра социальных и гуманитарных исследований Владикавказского института управления и Владикавказского центра этнополитических исследований Института этнологии и антропологии РАН. – №3. – Владикавказ, 1999. – С. 5-19.

2. Алексеев И.Л. Цивилизационные параметры исламского фундаментализма: к постановке проблемы. – Профи. Аналитическая группа: Стратегия, Азия, Восток, Россия. – http://profi.gateway.kg/alekseev.

3. Abdel-Malek Anouar and Anisuzzaman (eds). Culture and Thought: The Transformation of the World. – Palgrave Macmillan, 1984. – 105 pp.

4. См.: Кырлежев А.И. Религиозный фундаментализм // Новая философская энциклопедия. – Т.4. – М.: Мысль. 2001. – С. 280-281.

5. См. интересные фундаментальные исследования по этому вопросу в сборнике: Религия и глобализация на просторах Евразии (под ред. А.Малашенко и С.Филатова). – Московский центр Карнеги. – М., 2005. – 343 с.

6. См.: Малашенко А.В. Неприятие фундаментализма как его зеркальное отражение // Независимая газета. – М., 1997. – 25 декабря.

7. Шариат – свод религиозных и правовых норм, составленный на основе Корана и Сунны (мусульманских священных преданий), содержащий нормы государственного, наследственного, уголовного и брачно-семейного права. – Юридическая энциклопедия под ред. М. Ю.Тихомирова. – М., 1997. – с. 495.

8. Праведные халифы (араб. ал-хулафа> ар-рашидун) (632–661) – халифы Абу Бакр, Умар, Усман и Али, которые после кончины Пророка Мухаммада в течение почти 30 лет возглавляли мусульманскую общину и еще при его жизни принимали участие в деятельности общины, а также были связаны с ним узами кровного родства или брака. В последующие столетия период правления праведных халифов называли «золотым веком» ислама, когда процветали «изначальные мусульманские добродетели», а самим халифам присвоили титул «ар-рашидун» – «идущие праведным путем», чтобы отличить их от тех, кто пришел к власти в разных провинциях некогда единого мусульманского государства.

9. Raimondo J. “Islamo-Fascism” – The New Bogeyman. Daniel Pipes and the New Inquisition. // Ether Zone. – http://www.etherzone.com/2001/raim112101.shtml.

10. См., например: Pipes D. Calling Islamism the Enemy. – http://www.danielpipes.org/blog/300. – November 30, 2001.

11. Habeck M. Knowing the Enemy: Jihadist Ideology and the War on Terror. – School of Advanced International Studies, Johns Hopkins University. – New Haven: Yale University Press, 2006. – 243 p.

12. См.: Исламский экстремизм и фундаментализм как угроза национальной безопасности: Научный отчет. – М.: РИСИ, 1995.

13. Подробную информацию о таких группировках дает российский исследователь А.Игнатенко. См.: Игнатенко А. Эпистемология исламского радикализма. // Религия и глобализация на просторах Евразии. – под редакцией А.Малашенко и С.Филатова. – М.: Московский центр Карнеги, 2005. – С. 176-222.

14. См. об этом, например, обсуждение проблемы мученичества и джихада в исламском мире, прошедшее в марте 2004 г. в Фонде Карнеги (Вашингтон) с участием М.Б.Олкотт, А.Малашенко, Х.Хакани, Д.Кука. Были затронуты вопросы места джихада в историческом контексте и проанализирована практика использования литературы по джихаду и изображений мученичества в ходе набора моджахедов.// Carnegie Endowment for Peace. – http://www.carnegie.ru/ru/news/70044.htm. – March, 2004.

15. См.: «Джихад» // Ислам: Энциклопедический словарь. – М.: «Наука», 1991.

16. Маудуди, Абу-л-Ала. Образ жизни в исламе – М., 1998. – С. 44.

17. Habeck M. Knowing the Enemy: Jihadist Ideology and the War on Terror. – School of Advanced International Studies, Johns Hopkins University. – New Haven : Yale University Press, 2006. – 243 p.

18. Ваххабизм (от имени создателя и идеолога этого суннитского движения – Мухаммада ибн Абд ал-Ваххаба из Неджда (1703-1787)). Ал-Ваххаб проповедовал строжайшее соблюдение принципа единобожия (таухид), отказ от поклонения святым (вали) и святым местам (мазары и зийараты), необходимость очищения ислама от нововведений (бид’а) и возврата к его первоначальной чистоте. Он был последователем идей мазхаба ибн Ханбала и правоведа XIII-XIV вв. ибн Таймийи, выступавших против введения в ислам новшеств. Ранних ваххабитов отличали крайний фанатизм в вопросах веры и экстремизм в борьбе со своими политическими противниками. Сегодня учению ваххабизма следуют миллионы верующих в странах Персидского залива, Индии, Индонезии, Восточной и Северной Африки, подавляющее большинство которых далеки от радикализма и терроризма. Следует подчеркнуть, что «ваххабизм» – название, которое дали этому движению его противники. Сами последователи этого течения в исламе именуют себя «единобожниками» или просто мусульманами.

19. Saudi Columnist: Jihadist Salafist Ideology is Like Nazism // MEMRI Inquiry and Analysis Series. – No. 1007. – October 17, 2005; Saudi Columnist: We Must Discuss Why We Hate the Jews. // MEMRI Inquiry and Analysis Series. – No. 913. – May 27, 2005.

20. См.: Yehoshua Y. Reeducation of Extremists in Saudi Arabia // MEMRI Inquiry and Analysis Series. – No. 260. – January 18, 2006; Saudi Al-Qaeda Terrorists Recount Their Experiences in Afghanistan on Saudi TV and Arab Channels // MEMRI Inquiry and Analysis Series. – No. 1042. – December 7, 2005.

21. Esposito J.L. The Islamic Threat: Myth or Reality? – Third Edition. – New York, Oxford University Press, 1999. – P.47.

22. См.: Челышев А.Д. Генезис концептуальной и идеологической основы современного исламского экстремизма. – Ломоносовские чтения. – 2002. – Электронная библиотека Социологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. – http://lib.socio.msu.ru/l/library.

23. Коран, 15:20. См.: Маудуди, Сайид Абу-л-Ала. Политическая теория ислама. Основы ислама. // Отечественные записки. – М., 2003. – №5. – (Sayyid [Sayed] Abul A‘la Maudidi. Political Theory of Islam. – Lahore: Islamic Publications Limited, 1976. – Р. 4–22. Глава из книги: Modernist and Fundamentalist Debates in Islam: A Reader, ed. Moaddel, Mansoor and Kamran Talattof. – Palgrave Macmillan, 2000. – Mansoor Moaddel and Kamran Talattof, 2000).

24. См.: Кутб С. Война, мир и исламский джихад // Отечественные записки. – М., 2003. – №5; Qutb S. Jihad in the Cause of Allah // Milestones, 2nd ed., translated by S. Badruh Hasan, M. A. (Karachi, Pakistan: International Islamic Publishers Ltd., 1988). – Pp. 107–142. (Глава из книги: Modernist and Fundamentalist Debates in Islam. – A Reader, ed. Moaddel, Mansoor and Kamran Talattof. – Palgrave Macmillan, 2000. Mansoor Moaddel and Kamran Talattof, 2000).

25. Esposito J.L. The Islamic Threat: Myth or Reality? – Third Edition. – New York, Oxford University Press, 1999. – Р. 129.

26. См. об этом, например: Олимпиев А.Ю. Ближний и Средний Восток. Актуальные проблемы международных отношений: Монография. – М.: ЮНИТИ, 2004. – 239 с. – С. 64; Федорова И.Е. Иран – США: диалог и противостояние. – М.: ИВ РАН, 2004. – 141 с. – С. 6-17.

27. Esposito J.L. The Islamic Threat: Myth or Reality? – Third Edition. – New York, Oxford University Press, 1999. – P.18.

28. См.: Имам Хомейни. – Imam Ruhullah Khomeini. The Nature of the Islamic State and the Qualifications of the Head of State // Khumeini [Khomeini] Speaks Revolution. – Compiled by Mohiuddin Ayyubi, translated by N. M. Shaikh. (Karachi, Pakistan: International Islamic Publishers, 1981). – Pp.14–19. (Глава из книги: Modernist and Fundamentalist Debates in Islam: A Reader, ed. Moaddel, Mansoor and Kamran Talattof. – Palgrave Macmillan, 2000. Mansoor Moaddel and Kamran Talattof, 2000).


Рецензия

Для цитирования:


Ёвкочев Ш. Зарождение идеологии «исламского фундаментализма» и современный исламизм в мусульманских странах. Minbar. Islamic Studies. 2008;1(1):79-89. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2008-1-1-79-89

Просмотров: 493


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2618-9569 (Print)
ISSN 2712-7990 (Online)