Preview

Minbar. Islamic Studies

Расширенный поиск

Мухаммад ибн Закариййа ар-Рази

https://doi.org/10.31162/2618-9569-2008-1-2-82-97

Полный текст:

Аннотация

Мухаммад ибн Закариййа ар-Рази.

Об авторе

Л. Гудман

Россия


Список литературы

1. Панегирик взят из работы Са‘ида Табакат ал-умам (Бейрут, 1912): 52-3.

2. Работа «Хави» была опубликована в Хайдарабаде на арабском языке в 1955. До своей кончины ар-Рази опубликовал 4 медицинские книги под общим заглавием Китаб ал-хави. Однако вряд ли его можно винить за использование того же заглавия (буквально «Собрание»), которое позднее было выбрано его учениками для посмертной компиляции его записей.

3. Ибн Аби Усайби‘а (1965) ‘Уйун ал-анба’ фи табакат ал-атыбба’, (Каир, 1882), I: 314, см. M.Meyerhof, “Thirty-three Clinical Observations by Rhazes”, Isis, 23 (1935): 321- 56. Латинский «Континенс» был напечатан в Бресции в 1489 г. и перепечатан в следующем веке.

4. См. Albert Z. Iskandar, “The Medical Bibliography of Al-Razi”, in G. Hourani (ed.), Essays on Islamic Philosophy and Science (Albany, 1875): 41-6.

5. См. W.A.Greenhill, trans., A Treatise on the Smallpox and Measles (London, 1847); P. de Koning , trans., Traite sur le calcul, les reins et la vessie, (Leiden, 1896).

6. Ал-Бируни, Рисала фи фихрист кутуб М. б. Закариййа ал-Рази (Париж, 1936), / с перс. перев. М.Мохагех (Тегеран 1984/5); al-Nadim, Fihrist, trans. B.Dodge (New York, 1970): 82, 377, 435, 599, 701-9.

7. Galeni Compendium Timaei Platonis, 14, ed. P.Kraus and R.Walzer in Plato Arabus (London, 1951): 19, 65-6. Однако ал-Бируни приписывает ар-Рази не только переводы, но и краткие изложения, и даже упоминает его стихотворение “на греческом языке”. Франк Петерс указывает, что ар-Рази был известен труд Плутарха: “Ни одна арабская версия платоновых диалогов не сохранилась. Но все же Ибн ал-Надим, писавший в конце 10 в., в эпоху расцвета исламского восприятия эллинизма, знал… о переводах “Республики”, “Законов”, “Софиста”, “Тимаеуса”, и, наконец, “Писем”. Однако при ближайшем рассмотрении работ мы обнаруживаем, что это не переводы, а скорее краткие изложения (Allah’s Commonwealth (New York, 1973): 287-8).

8. Петерс пишет: «Йамбликус, автор работы «О загадках египтян» (“On the Mysteries of the Egyptians”), превращается в загадочного Анебо (Анабуна), священника, которому Порфирий направил оригинал письма… Мы, конечно, не располагаем греческим вариантом «Письма к Анебо» Порфирия, хотя у арабов он, несомненно, был, хотя бы частично (Allah’s Commonwealth: 291). Йамбликус отвечает Порфирию в своем De mysteriis, / перев. Thomas Taylor “On the Mysteries of the Egyptians, Chaldeans and Assyrians” (London, 1968 [1821]). Не упоминая имени Йамбликуса, ар-Рази присоединяется к критическому взгляду Порфирия на труд Йамбликуса. Это воплотилось в работе «Ответ наставника Абаммона на послание Порфирия к Анебо» ( “The Answer of the Preceptor Abammon to the Epistle of Porphyry to Anebo”).

9. Хотя алгебра имеет и более ранние корни, в арабской математике она утвердилась в 236/850г., когда ал-Хаваризми применил два метода для заключения частных проблем в каноническую форму в своей Китаб ал-мухтасар фи хисаб ал-джабр ва-лмукабала; см. Encyclopaedia of Islam, 2nd ed. (Leiden), s.v. “al-djabr”.

10. По замечанию ал-Надима, термин используется самим ар-Рази. Форма эссе выросла из эпистолярного стиля ранней арабской прозы и потому носила имя рисала – изначально, “письмо”.

11. См. Ибн Габирол, Тиккун миддот ха-нефеш / пер. Stephen S. Wise “On the Improvement of the Moral Qualities” (New York, 1902); Маймонид, Шемона Пераким, пер. Joseph I. Gorfinkle “The Eight Chapters of Maimonides on Ethics” (New York, 1912); обе работы были переизданы в Нью-Йорке AMS в 1966 г.

12. The Spiritual Physick of Rhazes (London, 1950); см. также M.Mohaghegh “Notes on the “Spiritual Physick” of al-Razi”, Studia Islamica, 26 (1967): 5-22.

13. В Paul Kraus, Abi Mohammadi filii Zachariae Raghensis (Razis) opera philosophica fragmentaque quae supersunt (Cairo, 1939; Pars Prior, все опубликованное; repr. Beirut, 1973): 109-10.

14. – М. ибн ал-Хасан ал-Варрак, цитируя пожилого современника, знавшего ар-Рази, прил. Ибн ал-Надим, Фихрист / пер. Dodge: 701-2. Слепота ар-Рази была, очевидно, вызвана катарактой, развившейся незадолго до его смерти. Он отказался от операции, сказав, что уже достаточно видел в мире.

15. См. L.E.Goodman, “The translation of Greek Materials into Arabic”, Cambridge History of Arabic Literature: Religion, Learning and Science in the ‘Abbasid Period (Cambridge, 1990): 487-91.

16. См. S.Pines, “Razi Critique de Galien”, Actes du Septieme Congres International d’Histoire des Sciences (Jerusalem, 1953): 480-7.

17. The Philosophical Life, trans. A.J.Arberry: 704, Spiritual Physick, trans. Arberry, 67.

18. Муназарат байн ал-разийайн, в Kraus: 301: «идх кана-л-бахс ва-л-назар ва-л-иджтихад йуджибу-л-зийада ва-л-фадл».

19. Собеседником ар-Рази был Абу Хатим ал-Рази (ум. в 322/933), первый заместитель исмаилитского да‘и в Раййе, впоследствии сам ставший да‘и. Ему приписывают обращение в исмаилизм Ахмада ибн Али, правителя Раййя. Он сообщает о своих дебатах с ар-Рази в А‘лам ал-нубувва / ред. Салах ал-Сави, введение на английском языке С.Х.Насра (Тегеран, 1977); отдельные части переведены в F.Brion, Bulletin de Philosophie Medievale, 28 (1986): 134-62.

20. Муназарат: 303: «мукаййам ‘ала-л-ихтилафат, мусирр ‘ала -л-джахл ва-л-таклид».

21. Муназарат, изд. Kraus: 295. По-видимому, работа ар-Рази «Уловки пророков» или «Ухищрения самозваных пророков», цитируемая ал-Бируни: 17 (ср. Мутаххар ал-Макдиси, Китаб ал-бад‘ ва-л-та’рих, ред. C.Huart, 4: 113) вдохновляла более поздних мыслителей и поддерживала интерес просветителей к вопросу о Трех Столпах. Современник ар-Рази, еретический шиит и бывший мутазилит ибн ал-Раванди (ум. ок. 910), еще шире нападал на религию откровения, маскируя свою критику пророческих чудес и даже неподражаемого стиля Корана тонкой вуалью приписания “браминам” – чье отвержение специального пророчества было одним из основных элементов исламской догматики.

22. Насир-и-Хосров, в Kraus: 177; араб. 178. Реализм ар-Рази касательно видений, его предположение, что пророки действительно что-то видят, повторяют заявление Эпикура, что Боги должны быть реальны, ибо люди их видели; To Menoeceus, in Diogenes Laertius, Lives of the Eminent Philosophers, 10.123-24; Цицерон, De natura deorum, 1.46; ибо искренность этих чувств несомненна. Однако заявление о бродящих в мире злых духах, пойманных в ловушку чувственности, относится к Платону.

23. Муназарат: 296. Беспокойство здесь означает идтыраб. Ср. эпикурейскую идею тревоги или беспокойства. Ар-Рази применяет свою ‘демократическую’ или сенсуалистскую эпистемологию для защиты абсолютного пространства, основываясь на естественной интуиции обычного человека, в противовес замысловатым софизмам Аристотеля об относительности пространства, как указывает Пайнс в Dictionary of Scientific Biography, s.v. al-Razi.

24. Ср. Наджм-ал-Дин ал-Казвини о работе Фахр-ал-Дина ал-Рази Китаб мухассал афкар ал-мутакаддимин ва-л-мута’аххири мин ал-‘улама’ ва-л-хукама’ ал-мутакаллимин, в Kraus: 203, где объясняется, что для ар-Рази материя вечна, но форма, которой она наделяется, временна.

25. Kraus: 282-3; см. M.Mohaghegh, “Razi’s Kitab al-‘ilm al-ilahi and the Five Eternals”, Abr-Nahrain, 13 (1973): 16-23; L.E.Goodman, “Razi’s Myth of the Fall of the Soul: Its Function in his Philosophy”, in G.Hourani (ed.), Essays on Islamic Philosophy and Science (Albany, 1975): 25-40.

26. Этот аргумент восходит к Парменидам и использовался Проклом (410-85 н.э.) в его 18 аргументах вечности мира. Ар-Рази написал книгу против Прокла, будучи явно не удовлетворен ответом Иоанна Филопонуса (6 в.), которая весьма понравилась ал-Кинди и впоследствии использовалась ал-Газали и Маймонидом, хотя и отвергалась ал-Фараби.

27. См. L.E.Goodman, Avicenna (London, 1992): 63, 79.

28. См. Kraus: 265.

29. Ар-Рази довольно прохладно относился к идее субстанциальности пространства, резко отличая пространство или вакуум от аристотелианского “места”, внешней границы тела: “Ясно, что время и пространство есть не случаи, а субстанции, ибо вакуум не существует “в” теле, иначе он был бы уничтожен вместе с уничтожением тела, как исчезает рост с исчезновением того, что росло”.

30. Allah’s Commonwealth: 371

31. J.R.Partington, “The Chemistry of Razi”, Ambix, I (1938): 193. Хлорид аммония известен в китайских источниках со 2в. н.э.

32. Ср. Цицерон, De divinatione, 1.39.86: “Вы спрашиваете, почему все случается. Вы имеете полное право спрашивать, но не в этом вопрос сейчас. Вопрос в том, случается оно или нет? Например, если бы я сказал, что магнит притягивает к себе железо, но не мог бы сказать почему, вы бы, вероятно, полностью отрицали наличие у магнита таких способностей. По крайней мере, именно этим путем вы следуете в том, что касается существования божественной силы, хотя оно устанавливается нашим опытом и опытом наших предков”.

33. Насир-и-Хосров, в Kraus: 172.

34. Фихрист, пер. Dodge: 703, 707-8.

35. См. L.E.Goodman, “The Epicurean Ethic of Muhammad b. Zakariya al-Razi”, Studia Islamica, 34 (1971): 5-26.

36. Подход ар-Рази оказал влияние и на значительно более традиционные личности. Например, Ибн ал-Джуази заимствовал у ар-Рази и название, и структуру своей аскетически направленной Тибб ал-рухани.

37. Spiritual Physick, ed. Kraus: 22-3; cp. трактовку Arberry: 25. См. Vatican Fragments, 21, 25, 33, 35, 58-9, 67-9.

38. См. Ибн Аби Усайби‘а; Kraus: 139; cp. ataraxia в Kyriae Doxai, 3, и остальное у Саадийа, Book of Critically Selected Beliefs and Convictions, 10.16. О теории удовольствия ар-Рази см. L.E.Goodman, “Razi’s Psychology”, Philosophical Forum, 4 (1972): 26-48.

39. Spiritual Physick, глава 5 / пер. Arberry: 39.

40. См. Платон, Phaedo, 60a, Phaedrus, 258e, Republic, 9.583d; ср. Philebus, 42-3, 51- 2; и утверждение в Laws, 1.644c; Эпикур, Kyriae Doxai, 3: «Величие удовольствия достигает своей вершины при устранении всей боли»; ср. Vatican Fragments, 14.

41. Платон, Gorgias, 492-3.

42. См. Kraus: 143; Эпикур, Kyriae Doxai, 4.

43. Ср. Эпикур, Vatican Fragments, 63: “Есть предел даже простоте, и тот, кто игнорирует его, заблуждается так же, как тот, кто заходит слишком далеко”.

44. Мехди Мохагех, Филсуф-и Райй (Тегеран, 1970): 22, усматривает истоки пренебрежение ар-Рази к погоне за статусом в работе Галена, к которой ар-Рази, очевидно, прибегал в ряде случаев. Отвержение политической жизни и утверждение, что погоня за статусом не имеет природного или собственного предела, принадлежат Эпикуру. Возможно, эта работа представляет ключевую связь между этическими расчетами ар-Рази и Эпикура.

45. См. Мохагех: 19.

46. Мохагех: 11 с улыбкой замечает, что ал-Джаузи неверно прочитал (или обыграл?) замм, “обуздание”, как зямм, “порицание или осуждение”, и применил это выражение в заглавии своей хорошо известной «Зямм ал-хава» («Порицание страстей»).

47. См. Guide, 3.12, цитата из «Теологии» ар-Рази, см. Rambam (New York, 1976), 287; Саадийа перенял аргументацию ар-Рази.

48. Eight Chapters, 4, trans. L.E.Goodman, Rambam, 227.

49. Ар-Рази цитирует и подытоживает работы Галена Good Men Profit by their En emies и How a Man May Discover his own Vices в своей Spiritual Physick, гл. 4; Kraus, 35. Как указывает Вальзер, (Encyclopaedia of Islam (Leiden), s.v. akhlaq), эти две работы Галена представляли части его труда «О моральном характере» (“On Moral Character”); однако на арабском они получили распространение в качестве независимых работ; их использовали и ар-Рази, и Ибн Мискавайх; см. Мохагех: 13-14.

50. См. L.E.Goodman, “The Epicurean Ethic of al-Razi”: 17.

51. Spiritual Physick, глава 11 / пер. Arberry: 67.

52. Spiritual Physick, глава 5 / пер. Arberry: 38.

53. Spiritual Physick, глава 2 / пер. Arberry: 24.

54. Spiritual Physick, глава 5 / пер. Arberry: 85.

55. Ар-Рази, как большинство арабских авторов, в том числе и Саадиах, явно проводит различие между эротическими заигрываниями романтической любви и половым сношением; см. L.E.Goodman, “Saadya’s Ethical Pluralism”, Journal of the American Oriental Society, 100 (1980): 407-19, “The Sacred and the Secular: Rival Themes in Arabic Literature”, in M.Mir (ed.) The Literary Heritage of Islam: Studies in Honor of James Bellamy (Princeton, 1993): 287-330.

56. “Наслаждения любви никому не приносили добра, и удачлив тот, кому они не нанесли урона” (Эпикур, Vatican Fragments, 51; cp. Лукреций, De rerum natura, 4.1056- 191).

57. Spiritual Physick, глава 5 / пер. Arberry: 48; как и обжорство в главе 13, пер. Arberry: 76-7.

58. Spiritual Physick, глава 14; ар-Рази именует человека, имеющего зависимость, термином мудмин, Kraus: 23, II. 1,2.

59. Spiritual Physick, глава 16 / ред. Kraus: 79; пер. Arberry: 86.

60. См. выдержки ар-Рази из Руфуса Эвфезского, в F. Rosenthal, The Classical Heritage in Islam (London, 1965): 198-200.

61. Spiritual Physick, ред. Kraus: 93 / пер. Arberry: 103; ср. Kyriae Doxai, 11-12, 30.

62. Spiritual Physick, ред. Kraus: 93 / пер. Arberry: 103; ср. Эпикур, Kyriae Doxai, 2.

63. Al-Kindi, “Essay on How to Banish Sorrow”, изд. с перев. на итал. яз. H.Ritter, R.Walzer, в Uno scritto morale inedito di al-Kindi (Rome, 1938); ср. Spiritual Physick, главы 11- 12. Следует отметить, как ар-Рази изгоняет, отвергает термин ал-Кинди даф‘ в названиях этих глав.

64. Apology, 42: “Теперь настает время нам идти, мне к смерти, а вам – к жизни, чья перспектива лучше – то неведомо никому, кроме Бога”.

65. Действительно, ар-Рази считает переселение единственным приемлемым оправданием забивания домашних животных. Ибо в соответствии со своим гедонизмом, он придает моральное значение боли скота. Ее оправдывает лишь смягчение или предотвращение большей боли. Таким образом, охота приемлема лишь потому, что направлена против хищников, чья природа заставляет их причинять больше боли, чем претерпевают они сами. Жестокое обращение с домашними животными допустимо лишь для достижения более великого блага – например, можно пришпорить лошадь ради спасения человеческой жизни; причем предпочтительнее, если это добрый, достойный или полезный человек. Однако забивание домашних животных на мясо допустимо лишь потому, что позволяет их душам перейти на более высокую ступень.

66. Spiritual Physick, глава 20 / ред. Kraus: 92-4 / пер. Arberry: 103-5.


Для цитирования:


Гудман Л. Мухаммад ибн Закариййа ар-Рази. Minbar. Islamic Studies. 2008;1(2):82-97. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2008-1-2-82-97

Просмотров: 129


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2618-9569 (Print)