Preview

Minbar. Islamic Studies

Расширенный поиск

К вопросу об определении времени наступления намазов в Республике Дагестан

https://doi.org/10.31162/2618-9569-2021-14-1-164-172

Полный текст:

Аннотация

В настоящей статье описаны результаты исследования, проведенного специальной комиссией Муфтията Дагестана, по определению временных границ пяти ежедневных обязательных молитв (намазов) в РД. В ней кратко изложены шариатские положения начала и конца каждой молитвы, а также результаты, полученные в ходе визуального наблюдения и сопоставления полученных данных с фактически действующими расписаниями молитв. В заключительной части работы указаны пути эффективного внедрения обновленных календарей в местные общины. Данные исследования будут полезны мусульманским религиозным деятелям из других регионов России для проведения корректировки собственных расписаний намазов в соответствии с шариатскими нормами.

Для цитирования:


Магомедов М.З. К вопросу об определении времени наступления намазов в Республике Дагестан. Minbar. Islamic Studies. 2021;14(1):164-172. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2021-14-1-164-172

For citation:


Maghomedov M.Z. On the determination of Namaz time in the Republic of Dagestan. Minbar. Islamic Studies. 2021;14(1):164-172. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2021-14-1-164-172

Введение

Ежедневная пятикратная молитва-намаз – это один из пяти столпов ислама. Во многих айатах Корана говорится о необходимости ее совершения. Например, сказано: «[Полноценно] совершайте [обязательный пятикратный] намаз, выплачивайте [из своего имущества обязательный] закят и совершайте поясные поклоны [перед Аллахом] вместе с совершающими поясные поклоны» (2:43) [1]. Этому же посвящены и многие изречения пророка Мухаммада, например, отправляя своего сподвижника Му‘аза ибн Джабала в Йемен, он сказал: «Воистину, ты придешь к народу Писания. Призови их к свидетельству, что нет ничего достойного поклонения, кроме Аллаха, и что я [пророк Мухаммад] являюсь посланником Аллаха. Если они подчинятся тебе в этом, то сообщи им, что, поистине, Аллах предписал им ежедневно совершать пять молитв …» [2, с. 498].

На основе первоисточников – Корана и Сунны – мусульманские богословы единогласно считают, что ежедневная пятикратная молитва является обязательной (фард) для всех совершеннолетних и умственно полноценных мусульман. При этом каждая из этих молитв имеет свои временные границы, которые определены в первоисточниках и в последующем разъяснены мусульманскими законоведами, о чем будет сказано в следующем разделе настоящего исследования. В Коране говорится: «… Поистине намаз предписан верующим в определенное время» (4:103) [1], а пророк Мухаммад указывал, что наиболее любимое Аллахом деяние – «это молитва, совершенная вовремя» [3, с. 197].

В то же время необходимо отметить, что, по единогласному мнению мусульманских законоведов, наступление времени намаза является его обязательным условием, тогда как в случае сомнения в его наступлении совершение молитвы является запретным. В этой связи на протяжении всей истории ислама определение точных временных границ в каждой отдельной местности продолжает оставаться важной частью религиозной жизни.

В нашей стране из-за длившейся почти семьдесят лет антирелигиозной политики советской власти методика определения времени намазов местами была утрачена или искажена. С началом религиозного возрождения в 90-х гг. прошлого столетия вернулись и многие утраченные традиции, среди которых, например, составление расписания намазов. Однако местные имамы эти расписания либо копировали с календарей, созданных для других населенных пунктов, имеющих иные географические координаты, либо допускали при их составлении ошибки. Вплоть до настоящего времени эта проблема оставалась весьма актуальной для многих сел и городов Дагестана.

В конце 2012 г. на совете ученых-алимов Дагестана Муфтий республики шейх Ахмад афанди указал на необходимость корректировки расписаний намазов в регионе в соответствии с шариатскими правилами, указанными учеными-правоведами.

Для решения этой задачи была создана специальная комиссия под руководством автора данной статьи и ученого-богослова Магомедгаджиева Абдуллы из Какамахи в качестве помощника. К работе также были привлечены имамы и алимы различных населенных пунктов, которые фиксировали время наступления намазов путем визуального наблюдения, согласно критериям, описанным в книгах по мусульманском праву (фикх). Собранные данные сверялись с действующими расписаниями на местах, в которых фиксировались изменения. Описанию результатов проведенной работы и посвящена настоящая статья.

Временные границы пяти ежедневных молитв

Мусульманские законоведы, опираясь на первоисточники, единогласно считали, что наступление времени намаза является одним из его обязательных условий. Так, например, Ибн Кудама (ум. 1223) пишет: «Все мусульмане единогласны во мнении, что каждая из пяти молитв установлена согласно определенному времени, имеющему свои границы. Об этом передается в достоверных хадисах» [4, с. 269], а имам ан-Навави (ум. 1277) отмечает: «Условий для совершения намаза пять. Одно из них – знание о наступлении времени намаза…» [5, с. 30].

Основополагающим для определения временных границ ежедневных пяти намазов является хадис, который имам Муслим приводит от Абу Мусы, да будет доволен им Аллах:

«К Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, подошел один человек и спросил о временах намаза, однако Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ничего ему не ответил. А когда начало рассветать, но люди из-за предрассветной темноты не узнавали друг друга, он повелел известить о наступлении утреннего намаза. Потом, когда солнце покинуло зенит, он повелел известить о наступлении полуденной молитвы. В это время некто сказал, что наступил полдень. Он же был самым знающим из них. Затем он велел оповестить о послеполуденной молитве, когда солнце еще было высоко в небе. Когда же солнце зашло за горизонт, он повелел известить о вечерней молитве. Затем, когда на горизонте исчезала краснота, он велел известить о ночной молитве. На следующий день Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отложил совершение утренней молитвы настолько, что завершил ее, когда некто сказал, что солнце уже взошло или приблизилось время его восхода. Потом он отложил совершение полуденной молитвы ко времени, близкому началу послеполуденной молитвы, совершенной вчера. После он отложил совершение послеполуденной молитвы, что завершил его, когда некто объявил, что солнце уже приобрело красный цвет. Совершение вечерней молитвы он приблизил к моменту исчезновения красноты на горизонте. Ночную молитву отложил до окончания первой трети ночи. Когда наступило утро, Посланник Аллаха позвал того, кто задал ему вопрос, и сказал, что времена молитв между этими периодами» [6, с. 429].

Из этого, а также ряда других хадисов, выдающийся правовед шафиитского мазхаба имам ан-Навави делает заключение:

«Предписанных ежесуточных молитв пять. Полуденная (зухр) молитва начинается, когда солнце проходит зенит, и завершается, когда длина тени любого предмета становится равной его высоте, не считая тени, которая была при зените. После этого начинается послеполуденная (‘аср) молитва, время которой длится до захода солнца за горизонт. Однако предпочтительно не откладывать эту молитву до того, пока длина тени каждого предмета будет равна двойной высоте предмета. Время вечерней (магриб) молитвы начинается с полным заходом диска солнца и длится до исчезновения красноты на горизонте… С момента исчезновения красноты на горизонте начинается время ночной (‘иша) молитвы, которое длится до появления истинного рассвета. Ночной намаз тоже лучше не откладывать и совершить его до наступления второй трети ночи. Согласно другой версии, не позже полуночи. Время утренней (субх) молитвы наступает с появлением истинного рассвета (ал-фаджр ас-садик). Это время, когда появляется тонкая полоса света, расстилающаяся вдоль горизонта, и продолжается до восхода солнца. Предпочтительно не откладывать утренний намаз до появления желтизны на горизонте» [5, с. 21].

В дальнейшем методы определения временных границ намазов описывались многими мусульманскими законоведами, в том числе алимами Дагестана. В своем исследовании мы опирались как на их работы, так и на современные исследования этой проблемы богословов арабо-мусульманского мира.

Исследование: описание, результаты и проблемы реализации

Выполняя поручение Муфтия Дагестана шейха Ахмада афанди, имамы и алимы различных населенных пунктов республики фиксировали время наступления намазов путем визуального наблюдения, согласно вышеописанным шариатским критериям. Соответственно, отмечалось точное время истинного рассвета, восхода и захода солнца, а также исчезновения красного горизонта, появление и начало увеличения тени предмета. Эти наблюдения проводились на протяжении двух лет в таких городах, как Махачкала, Каспийск, Избербаш, Хасавюрт, Дербент, Кизляр, а также в различных районах и селах республики: в Цунтинском, Ботлихском, Гумбетовском, Ахвахском, Тляратинском, Агульском, Дахадаевском, Шамильском, Кизлярском, Бабаюртовском, в селах Леваши, Дылым, Цуриб, Гонода, Тлярата, Хунзах, Мехельта, Зихида, Агул, Араблинка, Дагестанские Огни, Тлох, Аргвани, Сухокумск, Тарумовка, Бавтугай, Кули, Авадан, Малакент, Артлух, Кахиб, Зеленоморск, Манас. Периодически велось наблюдение за утренним рассветом и заходом красного горизонта на берегу моря.

Для того чтобы исключить погрешности визуальных наблюдений, вызванных погодными условиями, загрязненностью воздуха, световой дугой на горизонте и другими природными и антропологическими факторами, в дальнейшем были вычислены точные координаты указанных населенных пунктов и проведены астрономические расчеты азимута солнца и его положения относительно горизонта наблюдаемой местности и др. К этой работе были привлечены специалисты в области астрономии и физики.

В 2013-2015 гг. было определено точное время наступления молитв для четырех первых намазов, а в 2015-2016 гг. проведены отдельные наблюдения за исчезновением красноты на горизонте, указывающим на начало ночного намаза.

Полученные данные были сопоставлены с действующими расписаниями намазов и сделан вывод о том, что в ряде населенных пунктов имеются существенные отклонения. Например, призыв (азан) к той или иной молитве оглашается с разницей в – 15 (0) + 36 мин. от его подлинного наступления (в зависимости от времени года) в некоторых населенных пунктах, находящихся вблизи, а иногда и в пределах одного города. В частности, для утреннего намаза эта разница составляет: – 15 (0) + 27 мин., для полуденного: – 12 (0) + 36 мин., для послеполуденного: – 1 (0) + 35 мин., для вечернего: – 1 (0) + 13 мин., для ночного: – 14 (0) + 23 мин.

Дважды, в 2015 г. и 2017 г., результаты исследования обсуждались на Совете ученых-алимов Дагестана и получили положительные отзывы. На последнем из них были официально утверждены и рекомендованы Муфтиятом для использования местными общинами новые расписания намазов, составленные на основе полученных данных для всех населенных пунктов республики.

Однако в некоторых населенных пунктах Дагестана обновленные расписания не были приняты. В этой связи очень важным представляется проведение разъяснительной работы с верующими. Имамы мечетей этих населенных пунктов продолжали следовать старым расписаниям, считая их верными, т. к. они якобы были составлены еще несколько десятилетий назад местными имамами-алимами. Во-первых, следует указать, что в большинстве случаев заявления о том, что разработка расписаний велась местными алимами, не подтверждается фактами. Поэтому происхождение таких расписаний для определенной местности представляется весьма сомнительным. Во-вторых, некоторые расписания, составленные учеными для своего населенного пункта, были заимствованы другими общинами и, соответственно, не подходили для их местности. В-третьих, некоторые религиозные деятели начала 1990-х гг. в силу отсутствия профессионального богословского образования и опыта относительно точного определения времени молитв стали самостоятельно вносить корректировки времен намазов для своей местности и ошиблись в расчетах времени некоторых молитв. И, наконец, в-четвертых, даже если алимы и знают каноническую теорию определения времен намазов, подавляющее большинство из них никогда специально не занимались этим вопросом и не знают практических особенностей ведения наблюдений.

Такая разъяснительная работа проводилась Муфтиятом Дагестана с 2017 по 2018 гг. За это время был проведен целый ряд мероприятий в городах и районах республики с участием местных религиозных деятелей. 5 встреч прошло с алимами Хасавюрта и Хасавюртовского района, где в виде презентаций и устных выступлений были представлены отчеты о методах исследований и полученных итогах. 3 встречи состоялись в Кизляре, 2 из которых сопровождались выездом для наблюдения за временем утреннего и ночного намазов. Был проведен круглый стол с имамами Бабаюртовского и Кизлярского районов. На круглом столе в Дербенте 5 местных имамов, которые в его преддверии провели собственные наблюдения, указали, что разработанное Муфтиятом расписание соотносится с полученными ими данными с погрешностью от 1 до 4-х минут. Также был проведен ряд выступлений перед алимами и имамами Дахадаевского, Ботлихского, Кизилюртовского районов, в городах Хасавюрт и Махачкала. Некоторым алимам было предложено самостоятельно провести визуальные наблюдения и сравнить их с новыми расписаниям. Проводившие такие наблюдения подтверждали верность установленного Муфтиятом времени молитв с погрешностью в несколько минут1. Так, например, проводившие собственные вычисления председатель имамов г. Хасавюрт Омарасхаб хаджи из Артлуха, ученые-алимы Ахмад хаджи из Годобери и Хаджияв из Гонода озвучили практически идентичные нашему расписанию цифры для утренней молитвы с небольшой разницей в ряде случаев в 1–3 минуты. 

Таким образом, многочисленные встречи с имамами, учеными-алимами и верующими Дагестана в конечном итоге стали причиной принятия большинством имамов республики разработанного нами обновленного расписания.

Заключение

Проводимое в течение четырех лет исследование на основе визуальных наблюдений и астрономических расчетов позволило определить максимально точные временные границы пяти ежедневных молитв-намазов, являющиеся обязательным условием полноценности их совершения, для населенных пунктов Дагестана. Составленные на основе этих данных расписания намазов были приняты Советом ученых-алимов республики и утверждены Муфтиятом РД. Несмотря на ряд первоначальных трудностей по доведению и обоснованию обновленных расписаний местным общинам, в ходе разъяснительных встреч большинство ученых-алимов и имамов подтвердили верность полученных результатов. В настоящее время готовится к изданию большое исследование с подробным описанием всех теоретических и практических вопросов наступления времен намаза. Данные этого исследования будут полезны мусульманским законоведам из других регионов нашей страны для корректировки расписаний намазов.

1. Разница в минутах объясняется отсутствием опыта наблюдения и только для тех дней, в которых проводилось наблюдение, а не в целом в расписании намазов.

Список литературы

1. Калям Шариф. Перевод смыслов. Казань: Изд. дом «Хузур»; 2019. 700 с.

2. Муснад имама Ахмада. Т. 3. Бейрут – Ливан: Муассису ар-Рисала; 2001. 27647 с.

3. Сахих аль-Бухари. Т. 1. Дамаск-Бейрут: Дар ибн Касир; 1993. 470 с.

4. Аль-Мугни Ибн Кудамы. Т. 1. Каир: Мактаба аль-Каира; 1968. 452 с.

5. Минхадж ат-Талибин ва Умдат аль-Муттакин. Дамаск: Дар аль-Фикр; 2005. 370 с.

6. Сахих Муслим. Т. 1. Бейрут: Ихъя аль-Кутуб аль-Арабият; 1991. 2933 с.


Об авторе

М. З. Магомедов
Дагестанский исламский университет имени шейха Мухаммад-Арифа
Россия

Магомедов Магомед Загидбекович, старший преподаватель, докторант; Помощник Муфтия республики Дагестан 

г. Махачкала



Для цитирования:


Магомедов М.З. К вопросу об определении времени наступления намазов в Республике Дагестан. Minbar. Islamic Studies. 2021;14(1):164-172. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2021-14-1-164-172

For citation:


Maghomedov M.Z. On the determination of Namaz time in the Republic of Dagestan. Minbar. Islamic Studies. 2021;14(1):164-172. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2021-14-1-164-172

Просмотров: 240


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2618-9569 (Print)
ISSN 2712-7990 (Online)