Перейти к:
Удовлетворенность браком супругов в мусульманских моногамных и полигамных семейных отношениях в России
https://doi.org/10.31162/2618-9569-2021-14-3-674-702
Аннотация
В статье представлены результаты анализа уровня удовлетворенности мусульман браком в моногамных и полигамных семьях в России. Ранее подобные исследования не проводились, несмотря на то что данная проблематика является актуальной для института семьи и брака в целом. Мусульмане составляют примерно 15 процентов населения Российской Федерации, и их благополучие в семейных отношениях имеет значение как для каждого в отдельности, так и для общины и государства в целом. В исследовании приняли участие 172 человека в возрасте от 18 лет до 71 года: 85 мужчин и 87 женщин. Удовлетворенность супругов брачными отношениями измерялась посредством русскоязычной версии «7-балльной шкалы оценки отношений (RAS)» Сьюзан С. Хендрик (1988) в адаптации О.А. Сычева. Анализ данных производился посредством Microsoft Offi ce, IBM SPSS Statistics. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что уровень удовлетворенности супругов в моногамных браках выше уровня удовлетворенности в полигамных, и уровень удовлетворенности браком первых жен ниже уровня удовлетворенности вторых/третьих/ четвертых жен. Данные результаты позволяют разработать практические рекомендации для совершенствования практического применения теоретических и эмпирических данных исследований в консультационно-терапевтической, адаптационной и профилактической работе с мусульманами, уже состоящими в браке и намеревающимися в него вступить.
Для цитирования:
Корчагина А.В. Удовлетворенность браком супругов в мусульманских моногамных и полигамных семейных отношениях в России. Minbar. Islamic Studies. 2021;14(3):674-702. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2021-14-3-674-702
For citation:
Korchagina A.V. Satisfaction with the marriage of spouses in Muslim monogamous and polygamous family relations in Russia. Minbar. Islamic Studies. 2021;14(3):674-702. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2021-14-3-674-702
Введение
Брак – это многовековой обычай взаимодействия мужчин и женщин, который основан на естественной физиологической природе человека, его духовных, социальных и материальных потребностях [1] и регулируется социальными и юридическими нормами, устанавливая их обязанности, права и свободы в отношении друг друга и их детей [2]. С древнейших времен существуют различные формы брачно-семейных отношений, в том числе моногамные и полигамные. Моногамные отношения – это союз мужчины и женщины, полигамные – союз женщины и нескольких мужчин (полиандрический брак) или мужчины и нескольких женщин (полигинный брак) [3].
В разных культурах свои нормы, правила и юридическое обоснование существования тех или иных форм семейно-брачных отношений. В исламской традиции с середины VIII века существуют моногамные и полигинные браки. Они имеют юридическую силу в тех странах, где мусульманское право является государственным законодательством или государственное законодательство принимает его во внимание для последователей ислама. В отношении полигинных браков существуют четкие правила и ограничения [4]; [5]. В странах с преимуществом населения, исповедующего ислам, полигамные браки составляют от 4 до 10 процентов от общего числа брачных союзов [6]. Статистических данных о количестве полигамных браков в России нет, поскольку официально эти браки не регистрируются.
Россия, этническое разнообразие которой превышает отметку пятьдесят только в описании народов, исповедующих ислам [7], в соответствии с географическим положением и историческими традициями, в целом является государством с выраженными коллективистскими ценностями, и при этом индивидуалистические ценности тоже являются значительными [8].
Мусульмане составляют вторую по численности религиозную общину в Российской Федерации. По словам председателя комитета Госдумы по культуре С.С. Говорухина, «наша страна на четверть мусульманская» [9]. В Ингушетии, Чечне, Дагестане, Кабардино-Балкарии мусульмане составляют большинство населения, в Карачаево-Черкессии, Башкортостане и Татарстане – больше половины. По неофициальным данным, это около двадцати пяти – тридцати миллионов жителей страны.
Несмотря на то, что Россия является светским государством, проживающие в ней мусульмане в определенной степени придерживаются религиозного семейного права, которое допускает для мужчины брак одновременно с несколькими женщинами (двумя, тремя или четырьмя). Если мужчина создает семью с несколькими женщинами в соответствии с мусульманскими правовыми нормами, то юридическую силу будет иметь брак только с одной женщиной. Остальные браки будут находиться вне правового поля, и отношения в них не будут регламентироваться российским законодательством.
В связи с таким положением дел внутри полигамной семейной системы возникают ситуации разногласий и конфликтов, которые существенно отличаются от похожих ситуаций в моногамных браках. К внутрисемейным проблемам браков вообще и полигамных в частности можно отнести такие явления, как «тайный брак» [10] и развод [11]. Проблема «тайных браков», то есть браков, о которых не сообщают публично, как того требует мусульманское право, довольно острая. Такой брак нарушает права женщины, делает ее незащищенной юридически, физически и психологически, бросает тень на ее репутацию, создает психологические проблемы и стрессовые ситуации, последствия которых могут негативно сказаться не только на здоровье, но и на жизни [12]. Поэтому мусульманская общественность активно ищет способы предотвращения подобных случаев.
Женские мусульманские организации проводят форумы [13], на которых обсуждают социальные проблемы и прикладывают усилия для их разрешения [14]. Однако без достаточного количества эмпирических данных в отношении полигамной формы брачных отношений в Российской Федерации невозможно полноценно и плодотворно разрешать уже возникшие проблемы и их последствия и тем более предотвращать их появление. Неблагоприятные внутрисемейные отношения влияют и на всех членов семьи, и на психологическое благополучие граждан нашего общества [15].
Результаты предыдущих исследований позволяют говорить о достаточно критическом отношении к полигамным бракам людей, для которых такая форма семейных отношений имеет религиозное обоснование [16]; [17]; [18]; [19].
Поскольку даже моногамные традиционные семейные отношения сопряжены с разнообразными конфликтами интересов, то дополнительно более сложные и ответственные отношения могут нести в себе пропорционально более разнообразные трудности [20]; [21]. И возникает ряд исследовательских вопросов, один из которых можно сформулировать таким образом: «Насколько супруги удовлетворены полигамными отношениями, которые на первый взгляд вызывают эмоционально негативную реакцию? Возможно ли быть удовлетворенными такими отношениями?»
К настоящему моменту мировое научное психологическое сообщество обладает значительным объемом знаний о различных аспектах удовлетворенности браком и ее связью как с личными особенностями супругов или потенциальных супругов, так и с материальными и нематериальными факторами, создающими благополучные перспективы устойчивости брака или препятствующими таковой [22].
На удовлетворенность браком в значительной степени влияют поддержка мужа, его возраст, занятость матери [23]. Не менее важными являются и взаимоотношения с родственниками супругов. Непринятие невесты или жениха может привести к разрушению брака [24]. Личностные особенности супругов в значительной степени влияют на благополучие в браке и удовлетворенность супругов отношениями [25]. Это как две стороны одной медали: с одной стороны, личностный потенциал, с другой – опыт, умения и навыки [26]; [27]. Но есть и третья сторона – это внешние условия и обстоятельства, которые так или иначе оказывают влияние на личность, ее внутренний мир и его проявления в форме мыслей, слов и поступков [5]; [28]; [29].
Мы намереваемся обратиться непосредственно к тем исследованиям, которые больше всего соответствуют ценностным ориентациям и культурноисторическим традициям народов, исповедующих ислам [8].
Значительное число браков образуется с подачи старших родственников или организованы ими. Браки по личному выбору в традиционных мусульманских странах Ближнего Востока, Африки и Центральной Азии могут быть не одобрены родственниками [30].
Культурные особенности выступают в роли защитного фактора в формирования более высокого статуса полигамного брака и его участников или наоборот. Представители культур, в которых полигамные браки являются естественными и поощряются, легче принимают такие отношения и испытывают меньше переживаний в отличие от тех людей, в культуре которых отношение общества к подобным бракам изначально негативно [23].
Изучая многочисленные исследования, проводимые на протяжении более пятидесяти лет в отношении проявления факторов, формирующих культурное наследие различных народов, на которые обратил внимание в середине прошлого столетия Г. Хофстеде, отметим, что большинство народов, исповедующих ислам, в большей степени относятся к коллективистским культурам с большой дистанцией власти [31]. Такая культурная специфика многозначно влияет на структуру семейных взаимоотношений, на проявление личностных особенностей и культурных традиций, на уровень благополучия и конфликтности внутри родственных отношений [32].
Основной гипотезой исследования удовлетворенности браком супругов в мусульманских браках выступило предположение о том, что разные формы организации брачных отношений (моногамные и полигамные) формируют разную степень удовлетворенности этими отношениями, а степень удовлетворенности браком зависит от внутренних факторов: личностных особенностей, психоэмоциональных состояний и субъективного благополучия.
На основании такого предположения были сформированы следующие гипотезы:
1. Уровень удовлетворенности супругов в моногамных браках выше уровня удовлетворенности в полигамных.
2. Уровень удовлетворенности браком первых жен ниже уровня удовлетворенности вторых/третьих/четвертых жен.
Полученные эмпирические данные исследования удовлетворенности мусульман браком позволяют получить ответы на эти вопросы.
Материалы и методы эмпирического исследования
Процедура. Для изучения уровня удовлетворенности мусульман браком и его взаимосвязи с другими факторами была выбрана методика «7-балльная шкала оценки отношений (RAS)» Сьюзан С. Хендрик (1988) в адаптации Сычева О.А. [33], максимально учитывающая культурно-историческую специфику мусульманского мировоззрения, убеждений и ценностей, а также социально-демографический опросник. Был сформирован общий опросник с помощью Google forms. Обработка полученных данных производилась на базе программ Microsoft Offi ce, IBM SPSS Statistics.
Выборка. В исследовании приняли участие 172 человека: 85 мужчин и 87 женщин. Возраст респондентов варьировался от 18 лет до 71 года.
Таблица 1. / Table 1.
Гендерный состав и социальный статус респондентов (в %)
Gender composition and social status of respondents (in %)
Гендерная принадлежность | Социальный статус | % |
Мужчины | Из моногамных браков | 23,3 |
Из полигамных браков | 26,2 | |
Всего: | 46 | |
Женщины | Из моногамных браков | 23,3 |
Из полигамных браков | 27,3 | |
Всего: | 49,5 |
В результате проведенного опроса была получена социально-демографическая информация о респондентах, позволившая структурировать ответы и разделить их на пять социальных групп для дальнейшего сравнения.
Таблица 2. / Table 2.
Демографические характеристики респондентов в процентах (%)
Demographic characteristics of respondents in percentage (%)
Мужчины из полигамных браков составили самую молодую аудиторию данного исследования: возраст 33,3% респондентов находится в диапазоне от 18 до 29 лет. Только 20% женщин из моногамных браков, 12, 5% мужчин из моногамных браков и 12, 5% женщин из полигамных браков тоже относятся к этой же возрастной группе.
Возраст от 30 до 39 лет более характерен для мужчин и женщин в моногамных браках и женщин из полигамных браков и составляет 35,0, 32,5 и 38,3 процентов соответственно. Полигамные мужчины составляют 24,3% в этом возрастном диапазоне.
Процентное соотношение возраста от 40 до 49 лет у супругов в моногамных браках схожее: у мужчин – 40,0%, у женщин – 45,0%.
Возраст «50+» составляет 17,0% у женщин в полигамных браках, 12,5% у мужчин в моногамных браках, 4,45% у мужчин в полигамных браках и 2,5% у женщин в моногамных браках.
Группу женщин из полигамных браков составляют «первые», «вторые», «третьи» и «четвертые» жены. Это объясняет и возрастной диапазон, и продолжительность брака, и, в определенной степени, количество детей, равно как и сам статус «полигамных отношений».
Самое большое число на самые продолжительные брачные отношения (26-30 лет) приходятся на 4,2% женщин из полигамных отношений, 2,5% женщин из моногамных отношений и 2,2% мужчин из полигамных отношений.
Респонденты данного исследования не являются супругами из одних и тех же браков, хотя не исключается вероятность того, что они могли заполнять опросные листы независимо друг от друга.
Респонденты объединены в группы по признаку моногамного и полигамного брака независимо от того, в каком по счету браке состоят в настоящее время.
Самое большое число респондентов состоят в настоящем браке до 5 лет. Среди мужчин и женщин из моногамных браков таких 25 и 45 процентов. Среди мужчин и женщин в полигамных браках – это 42,3 и 38,3 процента соответственно.
Вторая по объему группа включает респондентов, состоящих в настоящем браке от 6 до 10 лет. В моногамных браках – мужчины 25% и женщины 30,0%, в полигамных – мужчины 42,0% и женщины 17%.
Брак продолжительностью 11–19 лет длится у респондентов-мужчин в моногамных семьях – 20,0%, в полигамных семьях – 13,2%.
Женщин в моногамных браках такой продолжительности 12,5% от общего числа, в полигамных – 27,7%.
20-25 лет в браке состоят 13,2% мужчин из полигамных браков, 10,0% женщин из моногамных браков, 12,8% женщин из полигамных отношений.
Исследователи отмечают, что продолжительность брака влияет на удовлетворенность браком.
Согласно нашим гипотезам, мужчины в моногамных браках более удовлетворены своими отношениями, чем мужчины в полигамных браках, а «вторые жены» более удовлетворены браком в сравнении с «первыми женами».
Продолжительность брака косвенно указывает на удовлетворенность отношениями.
Высшее образование от неполного до научных степеней примерно равнозначно для всех групп респондентов: 82,5% мужчин в моногамных браках, 91,0% мужчин в полигамных браках, 82,5% женщин в моногамных браках и 80,8% женщин в полигамных браках.
Женщины в полигамных браках чаще учатся в аспирантуре и получают научные степени [16].
По данным исследований уровня образования в так называемом «полигамном поясе Сахары» и в бедуинских поселениях в пустыне Негёв в Израиле, образование супругов в полигамных браках ниже, чем у супругов в моногамных браках [34].
Такая разница в данных может объясняться тем, что респонденты пустынных территорий в силу географического положения, климатических условий, социального, финансового положения и культурных традиций имеют разные условия жизни и возможности в сравнении с респондентами данного исследования.
Женщины в моногамных браках имеют больший процент среднего и высшего официального религиозного образования (колледж, институт) – 42,5%. В полигамных браках 35,6%, мужчин и 14,9% женщин получили официальное религиозное образование. Мужчины в моногамных браках лидируют в неформальном образовании: 95% обучались дома, получали начальное религиозное образование и совершенствовались самообразованием.
Женщины в моногамных и полигамных браках опережают мужчин в продолжительности религиозной практики: 71,1% и 66% женщин и 50% и 65% мужчин соблюдают религиозную практику на протяжении семи и более лет.
Меньше всего «новичков» в практике среди мужчин из полигамных браков и женщин из моногамных браков: 11,1% и 12,5%. Больше всего таковых среди мужчин из моногамных браков (17,5%) и среди женщин из полигамных браков (14,9%). Ислам – мировоззрение, которое привлекает все больше и больше последователей, основную часть которых составляют люди, размышляющие о мироустройстве, глубинных ценностях, личностном развитии [35].
Более чем у 50% всех респондентов, ранее состоявших в браке, не было детей. 58,8% настоящих полигамных семей состоят только из мужа и жены. 27,5% настоящих моногамных браков имеют такой же состав.
Методика. Для измерения уровня удовлетворенности супругов брачными отношениями была использована русскоязычная версия «7-балльной шкалы оценки отношений (RAS)» Hendrick S. S. (1988) в адаптации Сычева О.А. [33].
Данная методика включает в себя семь утверждений, касающихся супружеских отношений. Вариативность ответов достигается шкалой Лайкерта в диапазоне от 1 до 5, где 1 – очень плохо, а 5 – отлично.
1. Насколько хорошо ваш супруг(а) удовлетворяет ваши потребности?
2. В целом, насколько вы удовлетворены своими отношениями?
3. Насколько хороши ваши отношения по сравнению с большинством?
4. Как часто вы жалеете, что вступили в такие отношения? **
5. Насколько ваши отношения оправдали ваши первоначальные ожидания?
6. Насколько сильно вы любите своего супруга(у)?
7. Сколько проблем в ваших отношениях? **
** необходимо инвертировать результаты по вопросам 4 и 7.
Обработка и интерпретация результатов:
Минимальное число баллов по каждому вопросу – 1, максимальное – 5. Минимальное количество баллов по всей шкале – 7, максимальное – 35.
Количество баллов от 7 до 16 может быть интерпретировано как низкая удовлетворенность отношениями, от 17 до 25 – средняя, от 26 до 35 – высокая.
Анализ результатов исследования
Таблица 3. / Table 3.
Сравнительный анализ шкалы оценки отношений у респондентов, состоящих в моногамных и полигамных браках (в «сырых» баллах)
Comparative analysis of the relationship assessment scale for respondents who are in monogamous and polygamous marriages (in «raw» points)
Женщины из моногамных браков | Первые жены | Вторые жены | Мужчины из моногамных браков | Мужчины из полигамных браков | |
Валидные | 40 | 19 | 28 | 40 | 45 |
Пропущенные | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Среднее | 25,6 | 18,6 | 28,6 | 28,6 | 24,7 |
Медиана | 25,0 | 18,0 | 30,0 | 28,5 | 25,4 |
Мода | 23,0 | 12,0 | 35,0 | 31,0 | 16,0 |
Минимум | 17,0 | 12,0 | 19,0 | 20,0 | 16,0 |
Максимум | 35,0 | 29,0 | 35,0 | 35,0 | 35,0 |
Данные, представленные в таблице 3, позволяют оценить и сравнить уровень (низкий / средний / высокий) удовлетворенности браком у респондентов разных социальных статусов.
Опираясь на средние значения, мы можем сделать вывод о том, что мужчины из моногамных браков и вторые жены имеют высокий уровень удовлетворенности браком – 28,6, мужчины из полигамных браков (25,6), женщины из моногамных браков (24,7) и первые жены (18,6) – средний.
Чаще всего высокий уровень удовлетворенности встречается у мужчин из моногамных семей (31,0) и у вторых жен (35,0). У женщин из моногамных браков – средний (23,0), у мужчин из полигамных браков и у первых жен – низкий (16,0; 12,0).
Самое меньшее число баллов по методике – у первых жен (от 12,0 до 29,0). Самое большее – у мужчин из моногамных семей (от 20,0 до 35,0) и у вторых жен (от 19,0 до 35,0).
Таблица 4. / Table 4.
Сравнительный анализ шкалы оценки отношений у респондентов, состоящих в моногамных и полигамных браках
Comparative analysis of the relationship assessment scale for respondents who are in monogamous and polygamous marriages
Ранги | |||
Семейный статус | N | Средний ранг | |
Шкала оценки отношений | Женщины в моногамном браке | 40 | 83,58 |
Женщины в полигамном браке | 47 | 79,71 | |
Мужчины в моногамном браке | 40 | 108,35 | |
Мужчины в полигамном браке | 45 | 76,77 | |
Всего | 172 |
Статистические критерии a,b
Шкала оценки отношений | |
Хи-квадрат | 10,464 |
ст.св. | 3 |
Асимптотическая значимость | 0,015 |
a. Критерий Краскела-Уоллиса
b. Группирующая переменная: Семейный статус
Анализ статистически значимых различий с помощью критерия МаннаУитни для четырех групп (мужчины и женщины из моногамных семей, мужчины и женщины из полигамных семей) демонстрирует статистически значимые различия в удовлетворенности браком у всех заявленных социальных групп на уровне значимости 0,015.
Таблица 5. / Table 5.
Сравнительный анализ шкалы оценки отношений у мужчин, состоящих в моногамных и полигамных браках, с помощью критерия Манна-Уитни
Comparative analysis of the relationship assessment scale for men who are in monogamous and polygamous marriages using the Mann-Whitney criterion
Удовлетворенность браком | Семейный статус | N | Средний ранг | Сумма рангов |
Шкала оценки отношений | Мужчины из моногамных браков | 40 | 52,35 | 2094,00 |
Мужчины из полигамных браков | 45 | 34,69 | 1561,00 | |
Всего | 85 |
Статистические критерии a
Шкала оценки отношений | |
U Манна-Уитни | 526,000 |
W Вилкоксона | 1561,000 |
Z | -3,297 |
Асимптотическая значимость (2-сторонняя) | 0,001 |
a. Группирующая переменная: Семейный статус
Сравнение удовлетворенности браком мужчин из моногамных и полигамных семей подтверждает с помощью критерия Манна-Уитни статистически значимые различия на уровне 0,001.
Мужчины в моногамных браках оценили свою удовлетворенность браком выше, чем мужчины в полигамных браках.
Таблица 6. / Table 6.
Сравнительный анализ шкалы оценки отношений у женщин, состоящих в моногамных и полигамных браках, с помощью критерия Манна-Уитни
Comparative analysis of the relationship assessment scale for women in monogamous and polygamous marriages using the Mann-Whitney criterion
Удовлетворенность браком | Семейный статус | N | Средний ранг | Сумма рангов |
Шкала оценки отношений | Женщины из моногамных браков | 40 | 45,06 | 1802,50 |
Женщины из полигамных браков | 47 | 43,10 | 2025,50 | |
Всего | 87 |
Статистические критерии a
Шкала оценки отношений | |
U Манна-Уитни | 897,500 |
W Вилкоксона | 2025,500 |
Z | -,363 |
Асимптотическая значимость (2-сторонняя) | 0,717 |
a. Группирующая переменная: Семейный статус
Анализ статистически значимых различий с помощью критерия МаннаУитни для всех женщин из моногамных и всех женщин из полигамных семей данного исследования показывает отсутствие статистически значимых различий в удовлетворенности браком.
Таблица 7. / Table 7.
Сравнительный анализ шкалы оценки отношений у первых и вторых жен, состоящих в полигамных браках, с помощью критерия Манна-Уитни
Comparative analysis of the relationship assessment scale for fi rst and second wives in polygamous marriages using the Mann-Whitney criterion
Удовлетворенность браком | Семейный статус | N | Средний ранг | Сумма рангов |
Шкала оценки отношений | Первые жены из полигамных браков | 19 | 13,13 | 249,50 |
Вторые жены из полигамных браков | 28 | 31,38 | 878,50 | |
Всего | 47 |
Статистические критерии a
Шкала оценки отношений | |
U Манна-Уитни | 59,500 |
W Вилкоксона | 249,500 |
Z | -4,494 |
Асимптотическая значимость (2-сторонняя) | 0,000 |
Точная знач. [ 2*(1-сторон. знач.) ] | 0,000b |
a. Группирующая переменная: Семейный статус
b. Не скорректировано на наличие связей.
Сравнение удовлетворенности браком «первых» и «вторых» жен из полигамных семей подтверждает с помощью критерия Манна-Уитни статистически значимые различия на уровне 0,000.
По результатам обработки общих полученных данных у респондентов мужчин, более высокий уровень удовлетворенности браком выявлен у мужчин, состоящих в моногамных браках. U (3,4)=473,00; p=0,000. Различия являются статистически значимыми на уровне р=0,000.
У женщин из моногамных союзов уровень удовлетворенности выше, чем у женщин из полигамных браков, но статистически значимого различия зафиксировано не было. U(1,2)=355,50; p=0,021. Наблюдается тенденция к значимости на уровне р=0,021.
«Первые жены» менее удовлетворены браком, чем «вторые жены». U(2,5)=59,50; p=0,000. Разница в данных имеет статистически значимое подтверждение на уровне р=0,000.
Таблица 8. / Table 8.
Развернутый сравнительный анализ шкалы оценки отношений супругов в моногамных и полигамных семьях с помощью критериев Краскела-Уоллиса и Манна-Уитни
Detailed comparative analysis of the scale of evaluation of marital relations in monogamous and polygamous families using the Kraskel-Wallis and MannWhitney criteria
Примечание:
Социальная группа: 1 – женщины в моногамных браках, 2 – вторые жены в полигамных браках, 3 – мужчины в моногамных браках, 4 – мужчины в полигамных браках, 5 – первые жены в полигамных браках;
* – указываются только значимые различия и различия на уровне тенденции; в скобках указаны номера групп, которые сравнивались;
** – результаты ответов переводятся в обратные баллы.
В таблице 8 представлены результаты сравнения уровня удовлетворенности браком у респондентов исследуемых социальных групп.
Респонденты мужчины из полигамных браков заполняли предложенный опросный лист столько раз, сколько жен состоят с ними в браке на момент исследования. Результаты были суммированы и выведены средние значения. Разница между оригинальными значениями для отношений с каждой женой и средним значением для всех составила в среднем 0,001 балла, что позволило воспользоваться средними значениями без значимой потери достоверности ответов. Средние значения были взяты с точностью до двух знаков после запятой.
Анализ статистически значимых различий с помощью критерия Краскела-Уоллиса для пяти социальных групп и попарного сравнения с помощью критерия Манна-Уитни (по каждой паре групп отдельно) показал, что самый низкий общий показатель удовлетворенности жизнью продемонстрировали мужчины из полигамных браков.
Самый высокий уровень удовлетворенности браком зафиксирован у «вторых жен» и мужчин из моногамных браков.
Жены из моногамных семей и «первые жены» из полигамных имеют сходный уровень удовлетворенности браком. Это сравнение имеет различия на уровне тенденции.
Общий показатель шкалы оценки отношений с помощью критерия Краскела-Уоллиса Н=36,75; р=0,000 позволяет сделать вывод о том, что существуют статистически значимые различия в этом измерении.
Сравнение данных по отдельным вопросам методики удовлетворенности жизнью выявило следующие различия.
Больше всего довольны тем, как супруги удовлетворяют их потребности, мужчины из моногамных семей (в сравнении с остальными группами). Немного меньше удовлетворены «вторые жены», жены из моногамных браков и «первые жены». Мужчины из полигамных семей в среднем меньше всего довольны тем, как жены удовлетворяют их потребности.
В целом, больше всего удовлетворены своими отношениями мужчины из моногамных семей и «вторые жены». Жены из полигамных семей, «первые жены» удовлетворены примерно одинаково. Мужчины из полигамных семей в этом вопросе выразили наименьшую удовлетворенность.
Сравнивая свои семейные отношения с отношениями в других семьях, выше всего их оценили «вторые жены» и мужчины, состоящие в браке с одной женщиной, ниже всего – мужчины из полигамных семей.
Значимых различий в том, насколько респонденты жалеют о том, что вступили в те отношения, в которых пребывают сейчас, не выявлено.
Самую сильную любовь к своим супругам испытывают «вторые жены», моногамные мужья и жены. Меньше всего любви достается женам в полигамных браках от их супругов по заявлению самих супругов.
Меньше всего проблем в отношениях обнаруживают жены из моногамных браков, в то время как «первые жены» отмечают самое большое их количество.
Рис. 1. Статистически значимые различия в уровне удовлетворенности браком супругов в моно – и полигамных семьях
Fig. 1. Statistically signifi cant differences in the level of satisfaction with the marriage of spouses in mono – and polygamous families
Дискуссия
В результате проведенных исследований и расчетов ответов респондентов из числа супругов, состоящих в моногамных и полигамных браках, мы можем принять гипотезу о большей удовлетворенности брачными отношениями мужчин из моногамных браков в сравнении с мужчинами из полигамных как верную.
Одной из причин низкого уровня удовлетворенности браком респондентов из числа моногамных мужчин может являться возраст и возрастные кризисы, приходящиеся на период среднего возраста, возраста зрелости 35–50 лет [36]. Около 75% мужчин из моногамных браков принадлежат этой возрастной категории.
Также верна гипотеза о большей удовлетворенности отношениями «вторых» жен из полигамных браков в сравнении с «первыми».
Можно предположить, что имеет значение свобода выбора в контексте полигамных браков: «вторые жены» чаще всего выходят замуж, зная свое положение неединственной жены, в то время как «первые жены» чаще оказываются уже перед фактом повторной женитьбы своего супруга.
Исследования, проведенные ранее среди мусульман ближневосточного региона и африканского континента [23], позволили выдвинуть гипотезы, которые могли быть справедливыми для мусульманских народов, проживающих в России.
Несмотря на значительные и обоснованные культурные различия, существуют и объединяющие факторы, влияющие на проявление похожих реакций на те или иные события, условия, обстоятельства, слова и поступки других людей.
Основным фактором, на наш взгляд, является религиозная идентичность и общность взглядов через призму базовых источников вероучения, которые и определяют дозволенность и ограничения в исламском семейном праве.
Забота о двух, трех и тем более четырех семьях является значительной физической, моральной, интеллектуальной, экономической и религиозной нагрузкой, справляться с которой по силам не каждому мужчине. Поэтому законодательные и социально-психологические рекомендации связаны с тем, что столь ответственные решения должны быть осознанными, взвешенными, учитывающими ресурсы, риски и ограничения.
Теоретические представления о том, какими предположения окажутся в реальности, часто не совпадают с возникающей реальностью. Человек не может на все сто процентов быть уверенным в своих возможностях. Существует риск переоценить их или недооценить, что может послужить причиной снижения ощущения благополучия [37].
Ограничения исследования, выводы и практическое применение результатов
Поскольку это первое исследование на российской выборке, посвященное данной проблематике, необходимо учитывать, что респонденты данного исследования состоят в разных браках. В настоящее время сравнить удовлетворенность супругов, состоящих в одном и том же браке, не представляется возможным в силу этических и технических причин.
Исследование удовлетворенности браком супругов в моногамных и полигамных семьях проявило ряд проблем, которые могут сказаться на психологическом благополучии большого числа людей и быть своего рода «полигамным феноменом».
В российском мусульманском сообществе образование полигамных браков за последние несколько лет стало своего рода «статусным мейнстримом», продолжающим набирать обороты.
Инициаторы полигамных браков в конечном итоге сталкиваются с проблемами из-за своих же решений, зачастую не только сталкиваются, но и вместо ожидаемого блага получают противоположное – снижение удовлетворенности браком.
Альтернативная гипотеза – мужчины в полигамных браках не становятся меньше удовлетворенными отношениями в силу возрастающей ответственности и затрат, а являются таковыми изначально по своей природе и поведению или еще до вступления в повторный брак.
Результаты, полученные посредством данного исследования, могут служить основой для формирования социально-психологических программ адаптации и поддержки как женщин, так и мужчин.
Результаты исследования составили основу адаптационных психологических программ для «первых» и «вторых» жен из полигамных браков «Как сохранить себя и брак» и дополнили уже существующие программы по осознанному замужеству «Замуж без ошибок» и укреплению семейных отношений «Искусство быть женой» в контексте мусульманской культуры. Разрабатывается программа «Женитьба без ошибок».
Некоторой позитивной динамикой могут служить высказывания участниц мероприятий о том, что меняется их представление о себе, укрепляется вера и отношения со Всевышним, улучшаются отношения с супругом и детьми. И, что самое показательное, они «не хотят возвращаться к себе тем, которыми были» до участия в этих мероприятиях.
Список литературы
1. Андреева Т.В. Семейная психология: Учеб. пособие. СПб.: Речь; 2004. 244 с.
2. Зацепин В.И., Берещенко А.В., Бучинская Л.М. Молодая семья: Соц.- экон., правовые, морал.-психол. пробл. Киев: Укра@4iна; 1991. 313 с.
3. Посысоев Н.Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС; 2004. 328 с.
4. Магомедов И.А. Особенности мусульманского семейного права. Вестник Оренбургского государственного университета. 2005;3–2(41):258–262.
5. Ньюби Г. Краткая Энциклопедия ислама. М.: ФАИРПРЕСС; 2007. 372 с.
6. Алиев А.К. Многожёнство – социальная болезнь. Народы Дагестана. 2013;5. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://narodidagestana.ru/vipusk/33/stat/mnogojenstvo socialnaya bolezn.html (дата обращения: 01.02.2021).
7. Гаврилов Ю.А., Шевченко А.Г. Динамика этнорелигиозной структуры населения РФ (по материалам переписей). Россия и современный мир. 2011;2(71):46–65.
8. House R.J. et al. (ed.). Culture, Leadership, and Organizations: The GLOBE Study of 62 Societies. Thousand Oaks, CA: Sage publications; 2004. 818 с.
9. Говорухин: мусульмане вряд ли будут приходить в Исаакий, если он перестанет быть музеем. ТАСС. Информационное агентство России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tass.ru/obschestvo/3954600.html (дата обращения: 01.06.2021).
10. Ислам и тайный брак. Islamnews. Информационное агентство России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://islamnews.ru/news-islam-itajnyj-brak.html (дата обращения: 18.05.2021).
11. Алимова Б.М. Разводы в Дагестане: причины, мотивы и пути стабилизации (анализ статистики). История, археология и этнография Кавказа. 2015;2(42):124–142.
12. Мусульманки России хотят достойного никяха и крепких семей. Мусульманка. Женский журнал. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.musulmanka.su/index.php/nasha-zhizn/semya/item/musulmankirossii-khotyat-dostojnogo-nikyakha-i-krepkikh-semej.html (дата обращения: 15.05.2021).
13. Мусульманки России осудили «тайные браки» и добавление неисламских обязанностей жене. Islamnews. Информационное агентство России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://islamnews.ru/news-musulmanki-rossii-osudili-tajnye-braki-i-dobavlenie-neislamskih-obyazannostej-zhene.html (дата обращения: 13.05.2021).
14. Межрегиональная научно-практическая конференция «Семья и брак в Исламе». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kbrdum.ru/novosti/3917-mezhregionalnaya-nauchno-prakticheskaya-konferentsiya-semyai-brak-v-isla.html (дата обращения: 13.05.2021).
15. Кекина И.Б. Полигамия: плюсы и минусы, исторические предпосылки исчезновения. Сборник по материалам ежегодного Конгресса «Психология XXI столетия». Козлов В.В. (ред.) 2016;95–97.
16. Корчагина А.В. Полигамные браки в России и за ее пределами: кросс-культурный анализ. Ислам: личность и общество. 2020;8(4):91.
17. Лурье С.В. Опыт полигамных семей у современных российских мусульман: нарративный анализ. Социодинамика. 2016;(1):92–136.
18. Павлова О.C. Ингушский этнос на современном этапе. Черты социально-психологического портрета. М.: Форум; 2012. 384 с.
19. Павлова О.С. Чеченский этнос сегодня: черты социально-психологического портрета. М.: ООО «Сам Полиграфист»; 2013. 558 с.
20. Гасымова З.М. Особенности законодательства объединенных Арабских Эмиратов в контексте прав женщин. Право і суспільство. 2012;2:72–77.
21. Калиниченко А.А. Брак в арабо-мусульманских странах. Colloquiumjournal. 2019;22–3(46):20–21.
22. Вагапова А.Р., Перова С.А. Семейная идентичность супругов и их оценка степени удовлетворенности браком. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2015;4(1):72–76.
23. Elbedour S. et al. The eff ect of polygamous marital structure on behavioral, emotional, and academic adjustment in children: A comprehensive review of the literature. Clinical child and family psychology review. 2002;5(4):255–271.
24. Ghasemi S. et al. Pathology of couples and in-law family interactions: A qualitative study. Journal of Qualitative Research in Health Sciences. 2020;5(3):250–262.
25. Реан А.А. и др. Проблемы общей акмеологии. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета; 2000. 154 с.
26. Реан А.А. Личностная зрелость и социальная практика. Теоретические и прикладные вопросы психологии. 1995;1:34–40.
27. Русалов B. М. Психологическая зрелость: единая или множественная характеристика? Психологический журнал. 2006;27(5):83–91.
28. Бурова С.Н. Социология брака и семьи: история, теоретические основы, персоналии. Минск: Право и экономика; 2010. 444 с.
29. Корчагина А.В., Павлова О.С. Удовлетворенность браком в мусульманских полигамных семьях. Социальная психология: вопросы теории и практики. Материалы VI Международной научно-практической конференции памяти М.Ю. Кондратьева «Социальная психология: вопросы теории и практики» (12–13 мая 2021 г.). М.: ФГБОУ ВО МГППУ; 2021. 638 с.
30. Al Tamimi N. Predictors of marital satisfaction in arranged marriages in Saudi Arabia. Diss. University of York. 2009. [Elektronic source]. Available at: https://etheses.whiterose.ac.uk/14208.html (Accessed: 10.02.2021).
31. Triandis H.C. Individualism-collectivism and personality. Journal of personality. 2001;69(6):907–924.
32. Лидерс А.Г., Спирева Е.Н. Стиль семейного воспитания и личностные особенности родителя. Семейная психология и семейная терапия. 2001;4:71–84.
33. Сычев О.А. Русскоязычная версия Шкалы оценки отношений. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2016;13(2):386–409
34. Al-Krenawi A., Graham J.R., Al Gharaibeh F. A comparison study of psychological, family function marital and life satisfactions of polygamous and monogamous women in Jordan. Community mental health journal. 2011;47(5):594–602.
35. Корчагина А.В. Психологические мотивы и последствия обращения в ислам: результаты социально-психологического исследования. Minbar. Islamic Studies. 2018;11(2):375–385.
36. Насырова Г.Ф., Уварова Л.Н. Причины и предрасполагающие факторы кризиса среднего возраста у мужчин 40 лет. Аллея науки. 2018;5(11):427–430.
37. Исаева Е.Р. Копинг-поведение: анализ возрастных и тендерных различий на примере Российской популяции. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009;11:144–147.
Об авторе
А. В. КорчагинаРоссия
Анастасия Владиславовна Корчагина, магистр психологии, выпускница магистерской программы «Психология Востока: этничность, религия, межкультурная коммуникация»; член Международной ассоциации исламской психологии (IAIP); член Международной ассоциации мусульманских психологов (IAMP).
г. Москва
Рецензия
Для цитирования:
Корчагина А.В. Удовлетворенность браком супругов в мусульманских моногамных и полигамных семейных отношениях в России. Minbar. Islamic Studies. 2021;14(3):674-702. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2021-14-3-674-702
For citation:
Korchagina A.V. Satisfaction with the marriage of spouses in Muslim monogamous and polygamous family relations in Russia. Minbar. Islamic Studies. 2021;14(3):674-702. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2021-14-3-674-702