Preview

Minbar. Islamic Studies

Расширенный поиск

Коран о внутриличностном конфликте на примере понятий «шакк» и «райб»

https://doi.org/10.31162/2618-9569-2021-14-4-951-961

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Появление перед обществом множества новых проблем актуализирует интерес к религиозным источникам, которые становятся объектом исследования специалистов самых разных областей знания. В этой связи Коран содержит ценные сведения, расширяющие понимание внутриличностного конфликта в части исследования состояний сомнения шакк и подозрительности райб, а также факторов, способствующих появлению и преодолению данных состояний. Изучение состояний шакк и райб проведено в рамках тематического исследования Корана, учитывающего одновременно и научную, и богословскую методологическую базу, на основе анализа тафсиров Табари (839–923), Замахшари (1075–1144), Рази (1149–1209), Тантауи (1928–2010). Статья призвана внести вклад в развитие конфликтологических методов анализа понятий «сомнение» и «недоверие» в контексте внутриличностного конфликта на базе изучения Корана, а также подчеркнуть актуальность интеграции научного и богословского знания в поисках ответа на актуальные вопросы современности.

Для цитирования:


Саяхов Р.Л. Коран о внутриличностном конфликте на примере понятий «шакк» и «райб». Minbar. Islamic Studies. 2021;14(4):951-961. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2021-14-4-951-961

For citation:


Sayakhov R.L. Quran on internal confl ict on the example of the concepts “shakk” and “rayb”. Minbar. Islamic Studies. 2021;14(4):951-961. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2021-14-4-951-961

Введение

Как бы ни трансформировалось отношение к религии, религиозные источники не перестают привлекать внимание исследователей самых разных областей знания. Появляется множество новых проблем, в том числе и в области конфликтологии, на которые классические науки затрудняются находить ответы. Очевидно, именно в этой связи известный британский востоковед У.М. Уотт1 сказал: «В этом странном мире, мире конца XX века, [...] все острее ощущается потребность в изучении Корана, в том числе и новыми научными методами» [1, с. 213].

Исследований Корана с позиции ислама огромное количество. Растет количество работ по изучению Корана и с позиции так называемых светских областей знания. Данная работа призвана внести вклад в развитие конфликтологических методов анализа понятий «сомнение» и «недоверие» в контексте внутриличностного конфликта на базе корановедческих изысканий, учитывающих одновременно и научную, и богословскую методологическую базу.

Научное исследование внутриличностных конфликтов началось в конце XIX века, когда философы-этики стали отражать категорию морального внутриличностного конфликта, а вслед за ними и психологи приступили к анализу изменений в психике и организме в результате различных внутренних переживаний. В результате понимание внутриличностного конфликта складывалось исходя из понимания личности в рамках научной парадигмы определенной психологической школы [2, с. 290].

В пределах психоаналитического направления (З. Фрейд2, К. Юнг3, К. Хорни4 ) внутриличностный конфликт рассматривается как неопределенность в воплощении желания: следовать ему или отклонить.

Представители гуманистической психологии (К. Роджерс5, А. Маслоу6, К. Левин7 ) считают, что в основе лежит внутреннее противоречие между самооценкой на осознанном (приобретенном в течение жизни) и неосознанном уровне, нереализованная потребность в самоактуализации либо потеря смысла жизни.

Когнитивная психология (Л. Фестингер8 ) рассматривает внутриличностный конфликт через когнитивный диссонанс, когда негативное состояние связано с несовпадением двух знаний.

Основой внутриличностного конфликта является переживание своей неоднозначности, невозможности реализации желаний, борьбы мотивов. Данные переживания возникают под влиянием на личность различных внешних условий. Считается, что «чистого», возникающего только по причине внутренних действий, внутриличностного конфликта не существует. Показателями такого конфликта в когнитивной сфере являются снижение самооценки и сомнение в своих мотивах и принципах, в эмоциональной сфере – значительные отрицательные переживания, а в поведенческой сфере – снижение удовлетворенности деятельностью и негативный эмоциональный фон общения. Специфика внутриличностного конфликта выражается в отсутствии субъектов противостояния в виде отдельных личностей или групп, а также в латентности протекания (как для внешнего окружения, так и для самого индивида) [3, с. 51]. Таким образом, внутриличностный конфликт можно определить как острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения [2, с. 294].

Итак, внутриличностный конфликт связан с наличием неопределенности и сомнения, порождающего внутренние переживания. В Коране подобные сомнения упоминаются многократно. Любопытно, что для их обозначения здесь используются понятия шакк (شك) и райб (ريب): сомнение и сомнение с оттенком недоверия и подозрения. В рамках конфликтологических исследований Корана любопытно выяснить, как определяются эти понятия, какие факторы способствуют появлению сомнений данных видов, а также какие факторы способствуют их преодолению.

Важно отметить, что, в соответствии с исламской традицией, Коран и его тафсиры оперируют такими понятиями, как куфр (كفر), калб (قلب), шайтан (شيطان), иблис (إبليس). Их интерпретация зависит от контекста и требует дополнительных пояснений. В рамках настоящего исследования использованы следующие отождествления: калб – душа, внутренний мир; куфр – отсутствие веры (ложные убеждения); воздействие шайтана или иблиса – внешние негативные воздействия.

Объектом настоящего исследования является Коран и ряд тафсиров к нему (Табари9, Замахшари10, Рази11, Тантауи12), предметом – понятия шакк и райб, упоминаемые в Коране и отражающие различные оттенки сомнения как категории внутриличностного конфликта.

Сомнение – шакк (شك)

Выдающийся мусульманский толкователь Корана и филолог Рагиб Исфахани (ум. 1108) определяет шакк (شك) как состояние, при котором ни одному из противоположных мнений невозможно отдать предпочтение ввиду полной равноценности их аргументов. Такое состояние может быть связано с сомнением в самом наличии какого-либо объекта, в его характеристиках либо в цели его существования. Он считает, что шакк может быть связан с отсутствием знания (جهل), уточняя при этом, что всякий шакк есть проявление невежества, но не всякое невежество есть шакк [4, с. 461].

Тематическое исследование Корана проявляет следующую картину. Слово шакк упоминается в Коране 15 раз: 4:157; 10:94, 104, 110; 11:62; 14:9, 10; 27:66; 34:21, 54; 38:8; 40:34; 41:45; 42:14; 44:9. Все, за исключением одного фрагмента суры 4 (النساء), относятся к мекканской составляющей Корана [5].

Шакк, упоминаемый в мекканских сурах, связан с сомнениями относительно монотеизма, ислама с новым Небесным писанием и призывом к нему. Шакк в мединском фрагменте – с сомнениями относительно смерти и распятия ʻИсы (Иисуса).

Анализ тафсиров Табари, Замахшари, Рази, Тантауи позволяет прийти к любопытным выводам относительно факторов, способствующих появлению сомнения шакк, которые можно условно разделить на позитивные, нейтральные и негативные.

Среди негативных факторов – следование за носителем ложных убеждений, подозрительность и недоброжелательность, подверженность внешнему воздействию и подстрекательству, нежелание размышлять и изменяться, природная склонность к необоснованным спорам, следование страстям и порочности, ведущее к выцветанию внутреннего мира и убогости [6, Т. 15, с. 370]; [7, Т. 3, с. 490].

К нейтральным можно отнести невежество и запутанность мыслей, наличие укоренившихся заблуждений, неспособность анализировать и различать, отсутствие прочного идеологического стержня, а также отсутствие в жизни испытаний и тягот, активизирующих критическое мышление [8, Т. 18, с. 368]; [9, Т. 13, с. 610].

К позитивному, пожалуй, можно отнести лишь один фактор: непреодолимое желание узнать истину, понять суть, природу вещей [9, Т. 15, с. 200].

Таким образом, доминирующими факторами, способствующими появлению сомнений шакк, можно считать различного рода недоработки и недостатки самого человека в части образования, воспитания, морально-психологических качеств. Любопытной, на наш взгляд, является идея, что для активизации критического мышления необходимо присутствие испытаний и тягот. Получается, что испытания и тяготы, которые человеку свойственно отождествлять с негативной стороной жизни и избегать, неминуемо играют свою позитивную и весьма значимую роль.

Выделенные на основе анализа упомянутых ранее тафсиров факторы, способствующие преодолению данного вида сомнения (شك), можно условно разделить на рациональные и иррациональные (духовные).  

К рациональным можно отнести такие факторы, как доверие к заключению специалиста, открытость к постижению неведомого и готовность к изменению привычной позиции, анализ пагубности последствий всякого необоснованного сомнения, искреннее и бескорыстное желание выявить истину, ведение самостоятельных исследований в заслуживающих доверия источниках с целью получения ответа на сомнение, совместный с оппонентом поиск истины (посредством спокойного диалога, глубокого анализа аргументов, поиска альтернативного мнения, критики сомнения), стремление превращать предположение в знание [8, Т. 18, с. 368]; [9, Т. 15, с. 200].

К иррациональным (духовным) можно отнести такие факторы, как четкое следование предписаниям Всевышнего, поиск поддержки и полное полагание на Всевышнего, удаление духовных внутренних и внешних преград, препятствующих получению достоверных знаний, избавление от внутренних и внешних наущений (وساوس إبليس) посредством укрепления связи с Всевышним, отдаление от страстей и порочности, ведение добродетельного образа жизни, способствующего очищению и возвышению внутреннего мира (تطهير وتنوير القلب), воздействие бед и тягот, пробуждающее здравое, критическое мышление [7, Т. 17, с. 300]; [8, Т. 17, с. 308].

Таким образом, преодолению данного вида сомнения (شك) способствуют по большей мере зависящие от самого человека факторы, предполагающие активную деятельность по повышению своего образовательного уровня, работу над укреплением своей духовности, развитие позитивного и пытливого взгляда на жизнь.

Недоверие – райб (ريب)

Рагиб Исфахани не приводит по данному понятию развернутых суждений, лаконично говоря: райб – это когда человек о чем-то подозревает, и оно открывается [4, с. 368]. Фахруддин Рази в своем тафсире Мафатих ал-гайб определяет райб (ريب) как состояние сомнения, близкое к шакк, отягощенное подозрительностью [6, Т. 2, с. 18]. Любопытное уточнение о разнице между шакк и райб приводит современный языковед Мухаммад Рида Шахс в работе Истиʻмал лафзатай аш-шакк уа ар-райб фи ал-Курʼан ал-карим (Использование слов шакк и райб в Благородном Коране). Он отмечает, что шакк – это колебание между двумя противоположностями, без предпочтения одного перед другим, а райб – это сомнение с подозрительностью, сопровождаемое тревожностью и волнением. По его мнению, райб связан со знанием и работой души (وفي علم القلب في عمل القلب), в то время как шакк связан только со знанием [10].

Слово райб и его производные встречается в Коране 36 раз: 20 раз в мекканских и 16 – в мединских сурах Корана. Обращает на себя внимание отличие с частотой упоминания шакк, который приводится всего 15 раз [5]. Очевидно, уже в этой разнице (36 против 15) заключено нечто, что требует привлечения особого внимания. Возможно, это необходимость уделять удвоенное внимание к состоянию подозрительности, тревожности и волнения (что свойственно именно сомнению райб).

Мекканские айаты, содержащие упоминание райб: 6:12; 10:37; 11:62, 110; 14:9; 17:99; 18:21; 29:48; 32:2; 34:54; 40:34, 59;41:45; 42:7, 14; 45:26, 32; 50:25; 52:30; 74:31.

Мединские айаты, содержащие упоминание райб: 2:2, 23, 282; 3:9, 25; 4:87; 5:106; 9:45, 110; 22:5, 7; 24:50; 49:15; 57:14; 65:4 [5].

Практически все мекканские айаты несут отрицание (لا ريب): нет сомнения, нет подозрения в истинности Дня воскресения, Книге ниспосланной, в то время как мединские айаты отличаются использованием райб в качестве характеристики людей, которым свойственно сомнение с подозрительностью [10].

Анализ коранических айатов относительно факторов, способствующих появлению сомнения райб, позволяет прийти к выводам об их почти полной идентичности с факторами шакк. К рациональным из них можно отнести следующие:
– невежество, невнимательность и близорукость в суждениях;
– нежелание принимать непривычное;
– слепое упрямство при неспособности к критическому мышлению;
– высокомерие, препятствующее спокойному диалогу в поиске истин;
– недоверие к другим и склонность к безосновательным спорам;
– колебание из-за невозможности оценить новые сведения;
– выстраивание мысли на безосновательных предположениях [6, Т. 15, с. 91]; [7, Т. 2, с. 407]; [8, Т. 18, с. 368]; [9, Т. 5, с. 47].

К иррациональным (духовным) можно отнести следующие факторы:
– слабость веры;
– отсутствие или незначительность размышлений о знамениях Создателя;
– наличие препятствий, не позволяющих пролиться божественному свету на душу человека;
– алчность и моральная распущенность;
– безнравственное поведение, вторящее внешним соблазнами и внутренним прихотям [6, Т. 15, с. 370]; [7, Т. 2, с. 541]; [8, Т. 27, с. 513]; [9, Т. 7, с. 72].

Несмотря на почти полную идентичность, обнаруживается одно важное различие: появлению сомнения-подозрительности (ريب) способствует присутствие лживости и предосудительных намерений при опасении за возможность их раскрытия [9, Т. 6, с. 406]. Кроме того, муфассиры отмечают причинно-следственную связь между данными состояниями: подозрительность развивается на базе сомнения [9, Т. 13, с. 20].

Выделенные на основе анализа упомянутых ранее тафсиров факторы, способствующие преодолению райб, идентичны факторам, способствующим преодолению шакк. Их также можно условно разделить на рациональные и иррациональные (духовные).

Рациональные факторы:
– избавление от всякого сомнения шакк, на базе которого возможно появление подозрительности райб;
– развитие умственных способностей;
– умение соглашаться и принимать рациональные доводы;
– готовность к изменению привычной позиции;
– отказ от высокомерия ради выстраивания плодотворного диалога;
– воспитание благожелательности по отношению к оппонентам;
– выстраивание суждений на крепких аргументах;
– коллегиальное обсуждение;
– избегание лживости и лукавства, колебаний и путаницы.

Иррациональные (духовные) факторы:
– размышление над знамениями Создателя;
– очищение души посредством увеличения благодеяний и здравого самоограничения в стремлении к благам бренного мира;
– укрепление веры.

Заключение

Таким образом, Коран содержит ценные сведения, расширяющие понимание внутриличностного конфликта в части исследования состояний сомнения шакк и подозрительности райб, а также факторов, способствующих появлению и преодолению данных состояний. Мусульманские ученые определяют состояние шакк как колебание между двумя противоположностями, без предпочтения одного перед другим, а состояние райб как сомнение с недоверием и подозрительностью, сопровождаемое тревожностью и волнением.

Тематическое исследование исламского первоисточника позволяет прийти к любопытным выводам. В частности, доминирующими факторами, способствующими появлению сомнений (шакк), можно считать различного рода недоработки и недостатки самого человека, а для активизации критического мышления необходимо, как ни странно, присутствие испытаний и тягот. Соответственно, преодолению сомнения (шакк) способствуют также зависящие от самого человека факторы.

Исследование позволяет сделать вывод, что факторы, способствующие появлению недоверия и подозрительности (райб), почти полностью идентичны факторам, способствующим появлению сомнения. К тому же муфассиры отмечают причинно-следственную связь между данными состояниями: недоверие и подозрительность развиваются на базе сомнения.

Вполне естественно, что коранические рекомендации по преодолению состояний шакк и райб содержат также сугубо духовные составляющие, среди которых четкое следование предписаниям Всевышнего и полное полагание на Него, отдаление от страстей и порочности, ведение добродетельного образа жизни, очищение внутреннего мира посредством увеличения благодеяний и здравого самоограничения в стремлении к благам бренного мира, укрепление веры. 

Сноски

1. Уильям Монтгомери Уотт (1909–2006) – британский арабист, автор многочисленных работ по истории, философии и культуре ислама. В своих работах Уотт сделал попытку найти социальную основу генезиса ислама, проследить воздействие религии на социальное бытие народов мусульманских стран.

2. Зигмунд Фрейд (1856–1939) – австрийский психолог, психоаналитик, психиатр и невролог. Известен как основатель психоанализа. Оказал значительное влияние на психологию, медицину, социологию, антропологию, литературу и искусство XX века.

3. Карл Густав Юнг (1875–1961) – швейцарский психиатр и педагог, основоположник аналитической психологии.

4. Карен Хорни (1885–1952) – американский психоаналитик и психолог. Акцентировала значение воздействия окружающей социальной среды на формирование личности.

5. Карл Рэнсом Роджерс (1902–1987) – американский психолог, один из создателей и лидеров гуманистической психологии.

6. Абрахам Маслоу (1908–1970) – американский психолог, основатель гуманистической психологии.

7. Курт Цадек Левин (1890–1974) – немецкий, а затем американский психолог, оказавший большое влияние на американскую социальную психологию.

8. Леон Фестингер (1919–1989) – американский психолог, специалист в области психологии регуляции мышления, социальной психологии, автор теории когнитивного диссонанса.

9. Абу Джафар Мухаммад ибн Джарир ат-Табари (839–923) – исламский историк и богослов, автор тафсира Джами ал-байан ’ан тауил ай ал-Куран.

10. Абул-Касим Махмуд ибн Умар аз-Замахшари (1075–1144) – исламский богослов му‘тазилитского толка, автор тафсира Кашшаф ан хакаик гауамид ат-танзил уа уйун ал-акауил фи уджух ат-тауил.

11. Фахруддин Абу Абдуллах Мухаммад ибн Умар ар-Рази (1149–1209) – видный представитель ашаритского калама, автор тафсира Мафатих ал-гайб.

12. Мухаммад Саййид Тантав (1928–2010) – один из самых влиятельных исламских богословов Египта конца ХХ – начала ХХI в., автор тафсира ат-Тафсир ал-уасит фи ал-Куран ал-Карим.

 

Список литературы

1. Белл Р., Уотт У.М. Коранистика: введение. Пер. с англ. СПб.: ДИЛЯ; 2005. 256 с.

2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ; 2000. 551 с.

3. Король Л.Г., Малимонов И.В., Рахинский Д.В. Конфликтология: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлениям 37.04.01 Психология, 38.04.02 Менеджмент, 38.03.03 Управление персоналом. Ульяновск: Зебра; 2015. 248 с.

4. Ар-Рагиб ал-Исфахани Абул-Касим ал-Хусайн бин Мухаммад. Ал-Муфрадат фи гариб ал-Куран. Дамаск-Бейрут: Дар ал-калам – Дар аш-Шамийа; 1412. 901 с.

5. Ад-Далил ал-муфахрас ли алфаз ал-Куран ал-Карим. Каир: Дар ас-салам ли тибаʻат уа ан-нашр уа ат-таузиʻ уа ат-тарджама; 1998. 1000 с.

6. Ат-Табари Абу Джаʻфар Мухаммад бин Джарир. Джамиʻ ал-байан ан тауил ай ал-Куран. Мекка: Дар ат-тарбиййа уа ат-турас. Бидун тарих ан-нашр.

7. Аз-Замахшари Абулкасим Махмуд бин ʻУмар бин Ахмад. Ал-Кашшаф ʻан хакаик гауамид ат-Танзил. Бейрут: Дар ал-Китаб ал-ʻарабий; 1407.

8. Фахруддин ар-Рази Абу Абдуллах Мухаммад бин ʻУмар бин ал-Хасан бин ал-Хасан ат-Тимий ар-Рази. Мафатих ал-гайб. Бейрут: Ихйа ат-турас алʻарабий; 1420.

9. Тантауи Мухаммад Саʻид. Ат-Тафсир ал-уасит. Каир: Дар нахдат Миср ли ат-тибаʻат уа ан-нашр уа ат-таузиʻ; 1998.

10. Мухаммад Рида аш-Шахс. Истиʻмал лафзатай аш-шакк уа ар-райб фи ал-Куран ал-Карим. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.facebook.com/non66/posts/715382968500640 (дата обращения: 24.07.21).


Об авторе

Р. Л. Саяхов
Болгарская исламская академия
Россия

Саяхов Руслан Линицевич, кандидат педагогических наук, проректор по научной деятельности Мусульманской религиозной организации духовной образовательной организации высшего образования «Болгарская исламская академия»

г. Болгар



Рецензия

Для цитирования:


Саяхов Р.Л. Коран о внутриличностном конфликте на примере понятий «шакк» и «райб». Minbar. Islamic Studies. 2021;14(4):951-961. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2021-14-4-951-961

For citation:


Sayakhov R.L. Quran on internal confl ict on the example of the concepts “shakk” and “rayb”. Minbar. Islamic Studies. 2021;14(4):951-961. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2021-14-4-951-961

Просмотров: 1571


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2618-9569 (Print)
ISSN 2712-7990 (Online)