Preview

Minbar. Islamic Studies

Расширенный поиск

Основные факторы укрепления общероссийской идентичности народов Дагестана

https://doi.org/10.31162/2618-9569-2022-15-2-343-352

Полный текст:

Аннотация

Исламское возрождение в Республике Дагестан, которое наблюдалось с 90-х годов, было сопряжено с возвращением к историческим корням ее народов, активизацией традиционных религиозных, культурных ценностей, а также распространением идеологий и практик псевдоисламских радикальных и экстремистских групп и течений. Если традиционные исламские ценности способствовали социальной, духовной интеграции мусульман Дагестана, то деятельность религиозно-политических экстремистов способствовала их дезинтеграции. В этой связи появилась необходимость противодействия религиозно-политическому экстремизму со стороны традиционного духовенства, прежде всего Муфтията Республики Дагестан. Общероссийская идентичность народов Дагестана в отмеченный период формировалась на основе духовной общности народов республики, признания объединяющей роли русского языка и культуры, общей исторической судьбы, а также конституционных положений государства. В этих процессах важную роль играли и играют органы власти, Муфтият РД и интеллигенция республики.

Для цитирования:


Акаев В.Х., Кашаф Ш.Р., Бахмудкадиев Н.Д., Тумалаев Д.Р. Основные факторы укрепления общероссийской идентичности народов Дагестана. Minbar. Islamic Studies. 2022;15(2):343-352. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2022-15-2-343-352

For citation:


Akaev V.K., Kashaf S.R., Bakhmudkadiev N.D., Tumalayev D.R. The main factors in strengthening the all-Russian identity of the peoples of Dagestan. Minbar. Islamic Studies. 2022;15(2):343-352. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2022-15-2-343-352

Введение

Республика Дагестан, в отличие от других субъектов Северо-Кавказского федерального округа – многонациональная республика без преобладания в ней той или иной титульной нации. В Конституции Республики Дагестан коренными признаны 14 народов, но при этом не учитываются множество подэтносов и языковых групп (в республике существуют много сел, имеющих свой уникальный язык, традиции, отличающиеся от соседних народов). Веками в Дагестане развивалась практика многоязычия, когда представители одного народа, помимо своего родного языка, знали и язык соседнего народа. Но при этом ключевым фактором, цементирующим единство многообразия, была религия ислам, как наиболее распространенная среди дагестанских народов. Исторически бытовала практика и общего языка межнационального общения. До последнего времени таким языком на территории северного Дагестана являлся кумыкский язык, а для населения южной части региона эту функцию выполнял азербайджанский язык.

Начиная с момента образования СССР, ситуация кардинально меняется – языком межнационального общения в Дагестане утверждается русский язык, а русская, советская культура стала отражаться в образе жизни, самосознании народов. Это способствовало единению многочисленных народов региона в рамках общего государства, советской культуры. Надо признать, что в последние десятилетия из-за ускоренных темпов урбанизации народов Дагестана, а также процессов глобализации русский язык становится основным языком повседневной жизни обычного дагестанца, что способствует формированию у него общероссийской идентичности на основе этнической, национальной, региональной, религиозной типов идентичности.

В этом процессе формирования многоуровневой идентичности дагестанцев роль ислама для мусульман Республики Дагестан значительна, очень важно ее учитывать в межнациональных и межконфессиональных отношениях, складывающихся в регионе и в стране в целом.

Постановка проблемы

Дагестан является не только многонациональным регионом, но и поликонфессиональным. Наряду с исламом здесь также имеют древние корни, многовековые традиции, широко распространены и другие авраамические религии – иудаизм и христианство (история присутствия иудейских общин в Дагестане древнее православных христиан). Распространение ислама в регионе началось в VII веке н. э., оно не было линейным, имело противоречивый характер, в ходе которого преодолевались языческие ценности, утверждалась монотеистическая религия, цементирующая разрозненные народы с их культурами, формируя общеисламскую идентичность.

Особенностью Дагестана является и то, что его народы никогда не враждовали между собой по национальному или конфессиональному признаку, признавая и сохраняя культурную и духовную общность. Терпимость и взаимопомощь представителей разных народов и вероисповеданий было залогом выживания в тяжелой природной среде обитания, позволяя им выстоять под натиском многочисленных иноземных вторжений и нашествий.

Ислам, как доминирующая конфессия, регулировал практически все сферы жизни мусульманских народов Дагестана, став одним из основных идентификаторов национального самосознания, фактором их объединения.

В современном дагестанском обществе, особенного в молодежной среде, активно возрождается исламское самосознание. Все больше молодых людей в Дагестане стали исповедовать ислам, критически относиться к асоциальным, аморальным поступкам, видя преодоление негативных социальных и духовных явлений через утверждение в жизни мусульман региона ценностей ислама, возрастание его роли в социальной и культурной реальности мусульман.

В регионе были нередки конфликтные ситуации, сопряженные с различными интерпретациями основ ислама, коранических положений, обострением социальной и религиозной терпимости в обществе. Все это – следствие проявления религиозного радикализма и экстремизма, которые сложились в ходе распространения различных форм исламизма – ваххабизма и салафизма. В дагестанском обществе подобные явления, политически и конфессионально дезинтегрирующие общество, преодолевались на основе конституционных и законодательных норм. На государственном уровне решались вопросы «укрепления единства российской нации, единства дагестанского народа, прав и свобод дагестанцев как граждан Российской Федерации» [1, с. 16–17].

Значимую роль в этом процессе сыграл и Муфтият Республики Дагестан. Его деятельность была направлена на возрождение лучших традиций веротерпимости, согласия, взаимного сотрудничества между представителями различных религиозных групп и конфессий. Возрождение традиционных ценностей, принципов веротерпимости, сотрудничества, миролюбия – все это было направлено мусульманским духовенством на единение, интеграцию верующих, разных слоев общества, на формирование общедагестанской идентичности.

Была достигнута высокая степень сотрудничества и взаимопонимания по многим вопросам между Муфтиятом, иудейскими общинами и Махачкалинской патриархией Русской православной церкви, что позитивно отразилось на формирование общедагестанской и общероссийской форм идентичностей.

В школах, вузах, на предприятиях, а также через СМИ республики традиционное духовенство, представители власти и интеллигенции осуществляли разъяснительную работу среди молодежи, раскрывали асоциальный, преступный характер экстремистских, террористических проявлений, призывали к взаимосотрудничеству и партнёрству верующих, представителей молодежи, исповедующих традиционные для России религии.

Вопросы исследования

Республика Дагестан рассматривается как полиэтническое, многоязычное, поликонфессиональное этнокультурное пространство, в котором сосуществуют, взаимодействуют, взаимовлияют 14 народов, говорящих на многих языках и диалектах. Достижение единства народов региона – важнейшая теоретическая и практическая задача, которая должна решаться через внутридагестанское единство народов, на основе культурных, духовных, политических ценностей единого государства. Формирование общероссийской идентичности народов Дагестана предполагает учет, возрождение их религиозных, этнических ценностей, которые в своей совокупности должны быть нацелены на их политическое, духовное единение.

Цель исследования

В статье раскрывается цель – пути выявления общероссийской идентичности народов Дагестана, установление основных факторов, которые способствуют ее формированию и укреплению.

Методы исследования

В ходе осуществляемого исследования широко используется диалектический метод, восхождение от частного через особенное к общему. При этом учитывается то, что общее вбирает в себе частное и особенное в переработанной форме. Вместе с тем, осуществляемое исследование носит структурно-системный характер, что позволяет рассматривать многообразные социальные, культурные, религиозные проблемы в Дагестане и в стране в целом, во взаимосвязи, образующей определенную форму целостности.

Выводы

Важную роль в формировании общероссийской идентичности играет духовно-нравственное, патриотическое воспитание, которое должно составлять основу просвещения и образования в России и ее регионах. Объективное и своевременное освещение проблем в этой области, связанных с государственно-конфессиональной и национальной политикой, дадут идеологические и мотивационные рычаги в деле духовно-нравственного воспитания подрастающей дагестанской молодежи. В целом это направлено на формирование российской идентичности и как следствие – патриотизма, любви к общей Родине.

Необходимо формировать и развивать систему государственно-конфессиональных отношений и межконфессионального просвещения в Дагестане посредством внедрения в образовательную среду современных духовно-нравственных образовательных программ. Это является важнейшим фактором противодействия радикализации ислама, проникновения и распространения в общество деструктивных идей и течений. Важно в этой связи осуществлять и подготовку педагогических кадров, всесторонне образованных служителей исламского культа, богословов и преподавателей исламских образовательных учреждений, педагогического состава в системе общего, среднего и высшего образования в республике.

Конечной целью является духовно-нравственное и патриотическое воспитание подрастающей дагестанской молодежи, формирование у нее общероссийской идентичности. Исследуя различные формы проявления идентичности, дагестанский политолог Ю.Д. Джабраилов пишет, что «в иерархии типов социальной идентичности дагестанских народов превалируют государственные формы (республиканская, российская) идентичности», но при этом в «испытываемом чувстве общности предпочтение отдается своей этнической группе» [2, с. 442]. Конечно же, в этом процессе формирование религиозной, исламской форм идентичности занимает важное место.

Формирование общероссийской идентичности в Дагестане, а в целом и у всех народов России – естественный процесс, он не может быть пущен на самотек, должен быть регулируемым и управляемым на государственном уровне.

Как отмечают авторы аналитического доклада «Общероссийская гражданская идентичность на Юге России. Анализ мер и предложения по Южному федеральному округу и Северному Кавказу», «в самой многонациональной Республике Дагестан вопросы координации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления возложены на Министерство по национальной политике. Решение задач по гармонизации межэтнических отношений и укреплению гражданской идентичности курируют заместители глав муниципальных образований. В каждом городе и районе разработаны муниципальные программы по поддержанию национального мира и согласия» [3, с. 53].

Без учета этнических, религиозных ценностей, региональных исторических и культурных особенностей, взаимоподдержки, определения общей политико-государственной стратегии развитие формирования общероссийской идентичности не представляется возможным. Очень важно четко определить диалектику этих взаимосвязанных локально-региональных, общегосударственных тенденций [4].

Заключение

Формирование общероссийской идентичности в многонациональном Дагестане – процесс сложный, многогранный, противоречивый. Его успешность зависит от развития языков, культур народов региона, их консолидации в едином государстве на основе общего языка, культуры, историко-правовых ценностей, которые должны занимать важное место в их самосознании. Здесь значительную роль играет патриотическое воспитание подрастающего поколения.

В практическом и теоретическом плане также важно осуществление движения от частного, особенного к общему в ходе формирования общероссийской идентичности. Эта задача должна решаться на разных уровнях – учеными, разрабатывающими теоретические модели, управленцами, политиками, реализующими на практике государственную стратегию осуществления национальной политики, нацеленной на консолидацию многих народов страны и формирование российской политической нации, обладающей общероссийским самосознанием.

Список литературы

1. Абдулатипов Р.Г. О перспективах человека, этноса, нации. Философия и практика этнического многообразия и единства России: Материалы всероссийской научной конференции, Махачкала, 23–24 июня 2017 года. Махачкала: Издательский дом «Дагестан»; 2017. С. 11–17.

2. Джабраилов Ю.Д. Этническая и религиозная идентичность дагестанцев. Философия и практика этнического многообразия и единства России: Материалы всероссийской научной конференции, Махачкала, 23–24 июня 2017 года. Махачкала: Издательский дом «Дагестан»; 2017. С. 440–445.

3. Общероссийская гражданская идентичность на Юге России. Анализ мер и предложения по Южному федеральному округу и Северному Кавказу: аналитический доклад. М.: Институт Наследия; 2020. 93 c. DOI: 10.34685/ HI.2020.50.90.001

4. Акаев В.Х., Дадуев М.Д., Газиев В.З. Формирование гражданской нации в России как естественноисторический процесс. Гуманитарий Юга России. 2018;7(5):95–104. DOI: 10.23683/2227-8656.2018.5.8


Об авторах

В. Х. Акаев
Комплексный научно-исследовательский институт им. Х.И. Ибрагимова РАН
Россия

Акаев Вахит Хумидович, д-р филос. наук, академик Академии наук Чеченской Республики, главный научный сотрудник КНИИ имени Х.И. Ибрагимова Российской академии наук, член экспертного совета Высшей аттестационной
комиссии при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации по теологии

г. Грозный

 



Ш. Р. Кашаф
Институт востоковедения РАН
Россия

Кашаф Шамиль Равильевич, магистр теологии, научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии, Кавказа
и Урало-Поволжья Института востоковедения Российской академии наук, г. Москва; старший преподаватель кафедры по изучению исламской цивилизации (на базе Института востоковедения РАН) Института международных отношений

г. Москва

 



Н. Д. Бахмудкадиев
Дагестанский гуманитарный институт
Россия

Бахмудкадиев Нухкади Джалалович, канд. техн. наук, доцент, ректор

г. Махачкала



Д. Р. Тумалаев
Дагестанский гуманитарный институт
Россия

Тумалаев Давуд Рустамович, советник при ректоре

г. Махачкала



Рецензия

Для цитирования:


Акаев В.Х., Кашаф Ш.Р., Бахмудкадиев Н.Д., Тумалаев Д.Р. Основные факторы укрепления общероссийской идентичности народов Дагестана. Minbar. Islamic Studies. 2022;15(2):343-352. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2022-15-2-343-352

For citation:


Akaev V.K., Kashaf S.R., Bakhmudkadiev N.D., Tumalayev D.R. The main factors in strengthening the all-Russian identity of the peoples of Dagestan. Minbar. Islamic Studies. 2022;15(2):343-352. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2022-15-2-343-352

Просмотров: 89


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2618-9569 (Print)
ISSN 2712-7990 (Online)