Preview

Minbar. Islamic Studies

Расширенный поиск

Основные факторы укрепления общероссийской идентичности народов Дагестана

https://doi.org/10.31162/2618-9569-2022-15-2-343-352

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Исламское возрождение в Республике Дагестан, которое наблюдалось с 90-х годов, было сопряжено с возвращением к историческим корням ее народов, активизацией традиционных религиозных, культурных ценностей, а также распространением идеологий и практик псевдоисламских радикальных и экстремистских групп и течений. Если традиционные исламские ценности способствовали социальной, духовной интеграции мусульман Дагестана, то деятельность религиозно-политических экстремистов способствовала их дезинтеграции. В этой связи появилась необходимость противодействия религиозно-политическому экстремизму со стороны традиционного духовенства, прежде всего Муфтията Республики Дагестан. Общероссийская идентичность народов Дагестана в отмеченный период формировалась на основе духовной общности народов республики, признания объединяющей роли русского языка и культуры, общей исторической судьбы, а также конституционных положений государства. В этих процессах важную роль играли и играют органы власти, Муфтият РД и интеллигенция республики.

Для цитирования:


Акаев В.Х., Кашаф Ш.Р., Бахмудкадиев Н.Д., Тумалаев Д.Р. Основные факторы укрепления общероссийской идентичности народов Дагестана. Minbar. Islamic Studies. 2022;15(2):343-352. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2022-15-2-343-352

For citation:


Akaev V.Kh., Kashaf Sh.R., Bakhmudkadiev N.D., Tumalayev D.R. The main factors in strengthening the all-Russian identity of the peoples of Dagestan. Minbar. Islamic Studies. 2022;15(2):343-352. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2022-15-2-343-352

Введение

Республика Дагестан, в отличие от других субъектов Северо-Кавказского федерального округа – многонациональная республика без преобладания в ней той или иной титульной нации. В Конституции Республики Дагестан коренными признаны 14 народов, но при этом не учитываются множество подэтносов и языковых групп (в республике существуют много сел, имеющих свой уникальный язык, традиции, отличающиеся от соседних народов). Веками в Дагестане развивалась практика многоязычия, когда представители одного народа, помимо своего родного языка, знали и язык соседнего народа. Но при этом ключевым фактором, цементирующим единство многообразия, была религия ислам, как наиболее распространенная среди дагестанских народов. Исторически бытовала практика и общего языка межнационального общения. До последнего времени таким языком на территории северного Дагестана являлся кумыкский язык, а для населения южной части региона эту функцию выполнял азербайджанский язык.

Начиная с момента образования СССР, ситуация кардинально меняется – языком межнационального общения в Дагестане утверждается русский язык, а русская, советская культура стала отражаться в образе жизни, самосознании народов. Это способствовало единению многочисленных народов региона в рамках общего государства, советской культуры. Надо признать, что в последние десятилетия из-за ускоренных темпов урбанизации народов Дагестана, а также процессов глобализации русский язык становится основным языком повседневной жизни обычного дагестанца, что способствует формированию у него общероссийской идентичности на основе этнической, национальной, региональной, религиозной типов идентичности.

В этом процессе формирования многоуровневой идентичности дагестанцев роль ислама для мусульман Республики Дагестан значительна, очень важно ее учитывать в межнациональных и межконфессиональных отношениях, складывающихся в регионе и в стране в целом.

Постановка проблемы

Дагестан является не только многонациональным регионом, но и поликонфессиональным. Наряду с исламом здесь также имеют древние корни, многовековые традиции, широко распространены и другие авраамические религии – иудаизм и христианство (история присутствия иудейских общин в Дагестане древнее православных христиан). Распространение ислама в регионе началось в VII веке н. э., оно не было линейным, имело противоречивый характер, в ходе которого преодолевались языческие ценности, утверждалась монотеистическая религия, цементирующая разрозненные народы с их культурами, формируя общеисламскую идентичность.

Особенностью Дагестана является и то, что его народы никогда не враждовали между собой по национальному или конфессиональному признаку, признавая и сохраняя культурную и духовную общность. Терпимость и взаимопомощь представителей разных народов и вероисповеданий было залогом выживания в тяжелой природной среде обитания, позволяя им выстоять под натиском многочисленных иноземных вторжений и нашествий.

Ислам, как доминирующая конфессия, регулировал практически все сферы жизни мусульманских народов Дагестана, став одним из основных идентификаторов национального самосознания, фактором их объединения.

В современном дагестанском обществе, особенного в молодежной среде, активно возрождается исламское самосознание. Все больше молодых людей в Дагестане стали исповедовать ислам, критически относиться к асоциальным, аморальным поступкам, видя преодоление негативных социальных и духовных явлений через утверждение в жизни мусульман региона ценностей ислама, возрастание его роли в социальной и культурной реальности мусульман.

В регионе были нередки конфликтные ситуации, сопряженные с различными интерпретациями основ ислама, коранических положений, обострением социальной и религиозной терпимости в обществе. Все это – следствие проявления религиозного радикализма и экстремизма, которые сложились в ходе распространения различных форм исламизма – ваххабизма и салафизма. В дагестанском обществе подобные явления, политически и конфессионально дезинтегрирующие общество, преодолевались на основе конституционных и законодательных норм. На государственном уровне решались вопросы «укрепления единства российской нации, единства дагестанского народа, прав и свобод дагестанцев как граждан Российской Федерации» [1, с. 16–17].

Значимую роль в этом процессе сыграл и Муфтият Республики Дагестан. Его деятельность была направлена на возрождение лучших традиций веротерпимости, согласия, взаимного сотрудничества между представителями различных религиозных групп и конфессий. Возрождение традиционных ценностей, принципов веротерпимости, сотрудничества, миролюбия – все это было направлено мусульманским духовенством на единение, интеграцию верующих, разных слоев общества, на формирование общедагестанской идентичности.

Была достигнута высокая степень сотрудничества и взаимопонимания по многим вопросам между Муфтиятом, иудейскими общинами и Махачкалинской патриархией Русской православной церкви, что позитивно отразилось на формирование общедагестанской и общероссийской форм идентичностей.

В школах, вузах, на предприятиях, а также через СМИ республики традиционное духовенство, представители власти и интеллигенции осуществляли разъяснительную работу среди молодежи, раскрывали асоциальный, преступный характер экстремистских, террористических проявлений, призывали к взаимосотрудничеству и партнёрству верующих, представителей молодежи, исповедующих традиционные для России религии.

Вопросы исследования

Республика Дагестан рассматривается как полиэтническое, многоязычное, поликонфессиональное этнокультурное пространство, в котором сосуществуют, взаимодействуют, взаимовлияют 14 народов, говорящих на многих языках и диалектах. Достижение единства народов региона – важнейшая теоретическая и практическая задача, которая должна решаться через внутридагестанское единство народов, на основе культурных, духовных, политических ценностей единого государства. Формирование общероссийской идентичности народов Дагестана предполагает учет, возрождение их религиозных, этнических ценностей, которые в своей совокупности должны быть нацелены на их политическое, духовное единение.

Цель исследования

В статье раскрывается цель – пути выявления общероссийской идентичности народов Дагестана, установление основных факторов, которые способствуют ее формированию и укреплению.

Методы исследования

В ходе осуществляемого исследования широко используется диалектический метод, восхождение от частного через особенное к общему. При этом учитывается то, что общее вбирает в себе частное и особенное в переработанной форме. Вместе с тем, осуществляемое исследование носит структурно-системный характер, что позволяет рассматривать многообразные социальные, культурные, религиозные проблемы в Дагестане и в стране в целом, во взаимосвязи, образующей определенную форму целостности.

Выводы

Важную роль в формировании общероссийской идентичности играет духовно-нравственное, патриотическое воспитание, которое должно составлять основу просвещения и образования в России и ее регионах. Объективное и своевременное освещение проблем в этой области, связанных с государственно-конфессиональной и национальной политикой, дадут идеологические и мотивационные рычаги в деле духовно-нравственного воспитания подрастающей дагестанской молодежи. В целом это направлено на формирование российской идентичности и как следствие – патриотизма, любви к общей Родине.

Необходимо формировать и развивать систему государственно-конфессиональных отношений и межконфессионального просвещения в Дагестане посредством внедрения в образовательную среду современных духовно-нравственных образовательных программ. Это является важнейшим фактором противодействия радикализации ислама, проникновения и распространения в общество деструктивных идей и течений. Важно в этой связи осуществлять и подготовку педагогических кадров, всесторонне образованных служителей исламского культа, богословов и преподавателей исламских образовательных учреждений, педагогического состава в системе общего, среднего и высшего образования в республике.

Конечной целью является духовно-нравственное и патриотическое воспитание подрастающей дагестанской молодежи, формирование у нее общероссийской идентичности. Исследуя различные формы проявления идентичности, дагестанский политолог Ю.Д. Джабраилов пишет, что «в иерархии типов социальной идентичности дагестанских народов превалируют государственные формы (республиканская, российская) идентичности», но при этом в «испытываемом чувстве общности предпочтение отдается своей этнической группе» [2, с. 442]. Конечно же, в этом процессе формирование религиозной, исламской форм идентичности занимает важное место.

Формирование общероссийской идентичности в Дагестане, а в целом и у всех народов России – естественный процесс, он не может быть пущен на самотек, должен быть регулируемым и управляемым на государственном уровне.

Как отмечают авторы аналитического доклада «Общероссийская гражданская идентичность на Юге России. Анализ мер и предложения по Южному федеральному округу и Северному Кавказу», «в самой многонациональной Республике Дагестан вопросы координации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления возложены на Министерство по национальной политике. Решение задач по гармонизации межэтнических отношений и укреплению гражданской идентичности курируют заместители глав муниципальных образований. В каждом городе и районе разработаны муниципальные программы по поддержанию национального мира и согласия» [3, с. 53].

Без учета этнических, религиозных ценностей, региональных исторических и культурных особенностей, взаимоподдержки, определения общей политико-государственной стратегии развитие формирования общероссийской идентичности не представляется возможным. Очень важно четко определить диалектику этих взаимосвязанных локально-региональных, общегосударственных тенденций [4].

Заключение

Формирование общероссийской идентичности в многонациональном Дагестане – процесс сложный, многогранный, противоречивый. Его успешность зависит от развития языков, культур народов региона, их консолидации в едином государстве на основе общего языка, культуры, историко-правовых ценностей, которые должны занимать важное место в их самосознании. Здесь значительную роль играет патриотическое воспитание подрастающего поколения.

В практическом и теоретическом плане также важно осуществление движения от частного, особенного к общему в ходе формирования общероссийской идентичности. Эта задача должна решаться на разных уровнях – учеными, разрабатывающими теоретические модели, управленцами, политиками, реализующими на практике государственную стратегию осуществления национальной политики, нацеленной на консолидацию многих народов страны и формирование российской политической нации, обладающей общероссийским самосознанием.

Список литературы

1. Абдулатипов Р.Г. О перспективах человека, этноса, нации. Философия и практика этнического многообразия и единства России: Материалы всероссийской научной конференции, Махачкала, 23-24 июня 2017 года. Махачкала: Издательский дом «Дагестан»; 2017. С. 11-17.

2. Джабраилов Ю.Д. Этническая и религиозная идентичность дагестанцев. Философия и практика этнического многообразия и единства России: Материалы всероссийской научной конференции, Махачкала, 23-24 июня 2017 года. Махачкала: Издательский дом «Дагестан»; 2017. С. 440-445.

3. Общероссийская гражданская идентичность на Юге России. Анализ мер и предложения по Южному федеральному округу и Северному Кавказу: аналитический доклад. М.: Институт Наследия; 2020. 93 c. https://doi.org/10.34685/ HI.2020.50.90.001

4. Акаев В.Х., Дадуев М.Д., Газиев В.З. Формирование гражданской нации в России как естественноисторический процесс. Гуманитарий Юга России. 2018;7(5):95-104. https://doi.org/10.23683/2227-8656.2018.5.8


Для цитирования:


Акаев В.Х., Кашаф Ш.Р., Бахмудкадиев Н.Д., Тумалаев Д.Р. Основные факторы укрепления общероссийской идентичности народов Дагестана. Minbar. Islamic Studies. 2022;15(2):343-352. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2022-15-2-343-352

For citation:


Akaev V.Kh., Kashaf Sh.R., Bakhmudkadiev N.D., Tumalayev D.R. The main factors in strengthening the all-Russian identity of the peoples of Dagestan. Minbar. Islamic Studies. 2022;15(2):343-352. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2022-15-2-343-352

Просмотров: 682


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2618-9569 (Print)
ISSN 2712-7990 (Online)