Preview

Minbar. Islamic Studies

Расширенный поиск

Религия и интернет: медицина Пророка в век современных технологий

https://doi.org/10.31162/2618-9569-2022-15-2-407-422

Полный текст:

Аннотация

В настоящей работе рассматривается вопрос о распространении медицины Пророка с помощью мобильных приложений, социальных сетей «ВКонтакте» и «Telegram». При введении в поисковую строку браузера слов «медицина Пророка», «сихр», «сглаз», «колдовство», «изгнание джиннов» и т.п. выходит более ста открытых групп, которые условно можно поделить на несколько категорий: группы, предоставляющие услуги по проведению хиджамы; группы, в которых продаются лекарства и масла, разрешенные исламом; группы, в которых рекомендуются различные травы и другие средства (черный тмин, чеснок, имбирь и т.д.) для улучшения здоровья и профилактики; группы, посвященные рукъя. «Особое внимание вызвало сообщество «Лечение и изгнание джиннов» (ВКонтакте). Оно интересно тем, что в нем можно не только найти специалистов по изгнанию джиннов, но и предложить свои соответствующие группе услуги. Поисковая строка в Play Market выдает внушительное количество приложений, посвященных медицине Пророка. Автор статьи акцентирует внимание на приложении «Anti Sihr: лечение от колдовства», пользователям которого предлагается с помощью трех тестов самостоятельно определить, оказался ли человек под действием сглаза или колдовства, подвержен ли он одержимости.

Для цитирования:


Клячина Т.В. Религия и интернет: медицина Пророка в век современных технологий. Minbar. Islamic Studies. 2022;15(2):407-422. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2022-15-2-407-422

For citation:


Klyachina T.V. Religion and the Internet: Prophetic Medicine in the Age of Modern Technology. Minbar. Islamic Studies. 2022;15(2):407-422. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2022-15-2-407-422

Введение

Интернет представляет собой важнейшую для современного общества коммуникативную площадку. «Социальная сеть – это онлайн-платформа, предназначенная для общения, поиска друзей, объединения в группы по интересам и свободного времяпровождения…1», а также обмена информацией, в том числе и духовной. Многие религиозные организации используют интернет-каналы для миссионерских, просветительских, коммуникативных целей, а также популяризации религии, предлагая через свои сайты различные услуги. Так, например, часть христианских сайтов предоставляет услуги по отпущению грехов через интернет, там же можно заказать молитву за здравие или упокой. Мусульманские порталы через специализированные сайты предлагают принять ислам, в период самоизоляции мусульмане могли совершать намазы онлайн [1]. Существует также большое количество мобильных приложений, облегчающих жизнь религиозному человеку.

Актуальность темы обусловлена тем, что до сих пор в каждодневной жизни многих мусульман, использующих медицину Пророка в качестве альтернативы официальному здравоохранению, имеют широкое распространение представления о здоровье человека, о причинах возникновения болезней и способах их лечения, опирающиеся на Сунну Пророка и священный Коран. Книги, описывающие медицину Пророка, сихр (колдовство), сглаз, можно купить практически в любом специализированном магазине или найти в интернете.

Цель статьи – рассмотреть, как современные технологии (интернет, приложения для мобильных устройств) используются для распространения информации о медицине Пророка и соответствующих лечебных практиках. Для реализации поставленной цели считаем необходимым решить две основные задачи:

  • дать определение термину «медицина Пророка»;
  • рассмотреть способы распространения медицины Пророка с помощью мобильных приложений и социальных сетей «ВКонтакте» и «Telegram».

Говоря об имеющихся исследованиях, соотносимых с темой статьи, отметим, что о медицине Пророка писали уже ранние богословы: Джаляль-аддин ас-Суйуты2; Ибн Каййим аль-Джаузиййа3; Хазрат Мавляна Ашраф ‘Али Тханави, Мухаммад Рафик Мавляна Ахмад Хатхурани4 и др. Сегодня имеется значительное число статей, посвященных распространению религии в интернете, в частности в социальных сетях, а также с помощью мобильных приложений. Е.О. Гаврилов и О.Ф. Гаврилов отмечают, что интернет оказывает воздействие на верующих людей и религиозные отношения. В результате этого влияния происходит изменение в мировоззрении верующих, в содержании их активности и в структуре самих религий. К наиболее важным преобразованиям относится создание новых сетевых религиозных сообществ, рост религиозных конфликтов, коммерциализация религии [2, с. 344–346]. Н.В. Свиридова, описывая, как мировые религии и новые религиозные движения распространяют учения и практики с помощью интернета, отмечает, что мусульмане в Сети могут найти не только виртуальные группы единоверцев, но и информацию прикладного характера, например, расписание намазов [3]. Д.С. Быльева, рассматривая рост информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в религиозной жизни людей, пишет, что изначально ИКТ применялись религиозными организациями для миссионерской и просветительской деятельности; затем стали использоваться для заказа религиозных услуг, осуществление которых происходило за рамками виртуальной действительности; на третьем этапе увеличивается роль ИКТ в религиозной сфере, так как полное оказание услуг реализуется с их помощью; последний этап характеризуется полной виртуализацией религиозных практик [4, с. 65–67]. Е.Н. Чеснова отмечает, что с помощью интернета и современных технологий религия стремится открыть доступ к религиозному наследию, быть понятной и доступной большему количеству людей. Религия адаптируется и трансформируется под современные реалии, осваивает IT-сферу и интернет. Автор приводит примеры цифровизации религии, религиозных цифровых продуктов [5, с. 21–23]. В статье «Цифровизация религии: ислам» Е.Н. Чеснова на конкретных примерах показывает, как происходит внедрение IT-технологий в ислам и его цифровизация [6, с. 72–77]. Т.С. Городилова, анализируя различные онлайн-сервисы и мобильные приложения, раскрывает, как виртуальное пространство встраивается в религиозный контекст и становится частью «цифровой религиозной идентичности» мусульман [7].

Оценивая степень разработанности темы, отметим, что исследований, посвященных распространению религии с помощью интернета и современных IT-технологий, много, однако отсутствуют работы, посвященные распространению медицины Пророка с помощью современных технологий.

В. Севриновский пишет, что с началом эпидемии коронавируса в Дагестане резко возрос интерес к лечению по исламу, люди стали искать альтернативные официальной медицине способы лечения5.

Р. Ганиева отмечает: «Для мусульманина медицина, применявшаяся Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), не подвергается никакому сомнению, для верующего – это базовая медицина. Индекс доверия к ней намного выше. Никто не может подвергать сомнению то, что предполагает ислам»6.

Обратимся к терминологии. Исламская онлайн-академия «Медицина» дает понятию «медицина Пророка» следующее определение: «Медицина Пророка представляет собой лечение человека по Сунне, то есть с использованием тех методов, которые передавались от Пророка Мухаммада в виде пророческих хадисов или коранических аятов»7.

Несмотря на то, что ислам возник четырнадцать веков назад, способы лечения, рассказанные Пророком Мухаммадом, используются до сих пор, так как последователи ислама убеждены, что знания (в том числе и медицинские) были получены Мухаммадом от Аллаха путем откровения, поэтому нет сомнения в их правильности и достоверности. Медицину Пророка условно можно поделить на несколько видов, или категорий.

  1. Профилактическая медицина Пророка. Сюда входят рекомендации Пророка Мухаммада об умеренном количестве употребляемой еды, правилах приема пищи, а также советы по вступлению в сексуальные отношения между супругами и т.д.
  2. Лечение целебными травами и другими средствами. Широкой популярностью пользуется черный тмин, мед, оливковое масло, чеснок, сенна, алоэ, имбирь и т.д.
  3. Лечение с помощью кровопускания (хиджама) – взятия из организма небольшого количества крови (с помощью банок, пиявок и т.д.) с лечебной целью. На данный момент в России, в том числе и в Татарстане, насчитывается большое количество медицинских центров, которые занимаются оказанием данной услуги, что свидетельствует о широкой популярности названного способа лечения.
  4. Рукъя (рукйа в пер. с араб. ‘заклинание’), или, как ее еще называют, духовная медицина Пророка, – исцеление с помощью аятов Корана или с помощью дозволенных Пророком Мухаммадом молитв от джиннов, колдовства, порчи и сглаза.

О. Котынья делит медицину Пророка на три группы: «божественные» лекарства (рукъя), природные лекарства и процедуры [8, с. 2]. Обратим внимание на такой способ лечения, как рукъя.

Ш. Аляутдинов, ссылаясь на толковый словарь арабского языка, пишет, что «рукъя – это формулы-амулеты, используемые для больного. Например, чтение аятов Священного Корана или удаление от зла посредством упоминания имен Всевышнего и Его качеств» [9].

Он же, ссылаясь на различные хадисы и источники, сообщает об основных условиях совершения рукъя: при чтении рукъя должны применяться аяты из Корана, имена Аллаха и его качества; язык чтения аятов арабский или тот, который понятен лечащему и больному; четкое понимание рукъя-заклинания, лечение должно совершаться только от имени Аллаха, так как по Его воле производится заклинание и по Его воле осуществляется исцеление [9].

Большая часть мусульман верит в сглаз, колдовство (сихр) и одержимость джиннами. Эти сторонние воздействия влияют на физиологическое и психологическое здоровье человека.

Сглаз – вредоносное влияние взгляда некоторых людей при некоторых обстоятельствах [10]. О. Котынья, ссылаясь на Ибн-Кайима аль-Джавзиййа, пишет, что сглаз может исходить как от людей, так и от джиннов [8, с. 3].

В шариате колдовством (сихр) называют связь колдуна и шайтана, при которой колдун выполняет просьбу шайтанов, а те – отдельные его требования. Как правило, колдуны осуществляют магические действия с помощью джиннов, которые ослушались Аллаха8. «Oни пocлeдoвaли зa тeм, чтo читaли дьявoлы в цapcтвe Cyлeймaнa (Coлoмoнa). Cyлeймaн (Coлoмoн) нe был нeвepyющим. Heвepyющими были дьявoлы, и oни oбyчaли людeй кoлдoвcтвy, a тaкжe тoмy, чтo былo ниcпocлaнo двyм aнгeлaм в Baвилoнe – Xapyтy и Mapyтy» (Коран, 2:102)9. Одна из опасностей колдовства заключается в том, что человек начинает верить колдунам и перестаёт уповать (таваккуль) на Аллаха.

Имам аз-Захаби (1274–1348) говорил: «Ты увидишь множество невежд, которые идут к колдунам и думают, что это просто запрет, и даже не чувствуют, что это неверие (куфр). Они заходят, чтобы рассказали будущее и объяснили им, что делать, и в то же время это является неверием! Часто люди обращаются к колдунам, чтобы влюбить в себя кого-либо, это тоже является колдовством. Всякие привороты или отвороты определёнными заклинаниями являются многобожием и заблуждением» [12].

«Одержимость джиннами – это состояние, при котором джинн входит в человека по какой-либо причине и воздействует на него»10. Джинны проникают внутрь тела11, которое для них становится пространством для жизнедеятельности и воздействия на человека.

Самые распространенные причины, по которым джинн входит в человека, следующие: по собственному желанию, например, ради мести человеку, который когда-то ему навредил; если джинн полюбил человека; в результате колдовства; когда человек находится в состоянии сильного страха или радости; когда человек отдалился от Аллаха и др.

Симптомы, которые указывают на то, что в человеке находится джинн: страшные сны, головокружения, временная потеря памяти, галлюцинации, возникающие проблемы с психикой, а также эпилепсия. Есть мнение, что одержимый начинает вести аморальный образ жизни, употреблять запрещенные исламом напитки и вещества, отказывается от Аллаха, называет себя пророком или Богом. Если не выгнать джинна из организма человека, то одержимый может сойти с ума, умереть или совершить самоубийство.

Пророк Мухаммад советовал человеку, в которого вселился джинн, ни в коем случае не обращаться к колдунам (тем самым он как будто отрекается от ислама), а лечиться не выходя за рамки шариата.

Не все мусульмане придерживаются мнения, что джинны по своей воле или по воле колдуна (с дозволения Аллаха) могут вселяться в человека и вредить ему, однако многие из них верят в это. Проблемы со здоровьем и недомоганием мусульмане часто связывают со сглазом, колдовством и одержимостью. В современном мире информацию о методах профилактики здоровья, о сглазе, колдовстве, об одержимости джиннами, способах защиты от них можно найти в интернете и мобильных приложениях.

Методика исследования

Предмет нашего исследования – распространение медицины Пророка с помощью современных технологий (интернета и приложений). Для наиболее полного исследования предмета мы ограничились изучением групп двух крупных социальных сетей, которые нашли широкий отклик среди пользователей интернета: «ВКонтакте» и «Telegram»12, а также мобильных приложений, которые можно найти и скачать в онлайн-магазине Play Market. Были определены тематические блоки: для социальных сетей – количество подписчиков, активность группы, ее содержательная наполненность, источники, на которые ссылается группа и т.д.; для приложений – количество скачиваний, отзывы, содержательная наполненность приложений и т.д.

Эмпирическое исследование

При введении в поисковую строку слов «Медицина Пророка» социальная сеть «ВКонтакте» выдает более ста открытых сообществ (с разным количеством подписчиков – от 12 человек до 25 тыс. человек), которые так или иначе имеют отношение к медицине Пророка. Условно группы можно поделить на четыре категории: группы, публикующие услуги по проведению хиджамы; группы, в которых продаются лекарства и масла, разрешенные с точки зрения ислама; группы, в которых рекомендуются травяные и другие средства (например, черный тмин, имбирь, чеснок и т.д.) для укрепления здоровья и профилактики; группы, посвященные рукъя. При детальном анализе сообществ выяснилось, что все группы, за исключением одной, на данный момент не активны. Последние публикации были осуществлены не позднее 2020 года, поэтому анализ данных этих групп нам кажется нецелесообразным. Единственной активной открытой группой, опубликовавшей последнюю запись в январе 2022 года, является сообщество «Медицина Пророка»13, имеющее небольшое количество подписчиков (61 человек на момент написания статьи), основная часть которых – представители мужского пола. Сейчас на страничке сообщества имеются только три публикации, в которых описываются целебные свойства черного тмина и хельбы.

При вводе в поисковую строку слов «сихр», «колдовство», «сглаз» и «порча» выходит достаточно много страниц с открытым доступом, однако нас заинтересовали лишь три группы, а именно: «Сихр. Рукъйа. Исламская медицина»14, «Лечение и изгнание джинов»15, «Ошкеру. Лечение от колдовства. Изгнание джиннов»16.

Выборка этих сообществ объясняется двумя причинами: активностью страничек (публикации не позднее второй половины 2021 года), количеством участников (не менее 50 человек).

Группа «Сихр. Рукъйа. Исламская медицина» имеет более 41 тыс. подписчиков (на момент написания статьи). В сообществе содержатся видео и аудиоматериалы, регулярно публикуются записи, в которых со ссылкой на Коран и хадисы даются разъяснения, что такое колдовство, как уберечься от колдовства, сглаза, а также как излечить одержимого джиннами и т.п. В группе нельзя оставлять комментарии под публикациями, поэтому невозможно отследить реакцию на те или иные опубликованные посты. Однако каждая опубликованная запись имеет от 5 до 18 тыс. просмотров, не менее 100 лайков и 20 репостов. В группе можно заказать рекламу сообществ, пабликов, бытовых и медицинских товаров при условии, что они носят религиозный характер и не противоречат шариату. Эту же группу можно найти в других крупных социальных сетях – «Telegram» и «Instagram».

Группа «Лечение и изгнание джинов» интересна тем, что в ней можно найти специалиста по изгнанию джиннов, а также предложить свои, соответствующие группе услуги. Группа открытая и активная, на момент написания статьи в ней состояло 826 человек. В поле информации о группе написано, что она предназначена для лечения людей от поражения джиннами по Корану и Сунне. Интересно, что желающих избавиться от джинна и недугов, вызванных в результате сглаза или порчи, значительно больше, чем тех, кто предоставляет данные услуги.

География специалистов различна. Чаще всего в публикациях фигурируют такие города, как Москва (Московская область), Уфа, Казань, Республика Дагестан, Нур-Султан (Казахстан). Запросы на услуги исходят из Москвы (Московской области), Санкт-Петербурга, Казани, Томска, Республики Башкортостан, Саратова, Твери и др. В комментариях к публикациям участники группы оставляют контакты людей, к которым можно обратиться за помощью, а также отзывы о специалистах, к которым они обращались ранее.

Другая группа со схожим названием и функционалом «Ошкеру. Лечение от колдовства. Изгнание джиннов» имеет в несколько раз меньше подписчиков: на момент написания статьи – 81 человек. Сообщество также предназначено для поиска специалистов и предложения своих услуг, однако, в отличие от вышеупомянутой группы, она менее активна.

Поиск групп в социальной сети «Telegram» по названию «Медицина Пророка» «Лечение Сунной» показал, что так же, как и в социальной сети «ВКонтакте», открытых активных групп немного. На наш взгляд, внимания заслуживает группа «Советы лечение по Сунне»17. Группа активная, в ней состоит более 4 тыс. человек (на момент написания статьи).

Ежедневно сообщество выкладывает рекомендации по лечению различных болезней с помощью лекарств, трав и фруктов. Имеется немало публикаций, рассказывающих о пользе хиджамы, а во вложениях можно найти книги по исламской медицине. Внимание привлекли такие пособия, как: «Медицина Пророка», «Как лечиться от болезней, сглаза, порчи с точки зрения ислама», «Украшение женщины между медициной и шариатом». В группе есть ссылки на популярные исламские телеграмм-каналы. Ввиду отсутствия возможности оставлять комментарии под публикациями невозможно отследить реакцию на те или иные посты.

При вводе в поисковую строку слов «сихр», «колдовство», «рукъя», «сглаз» выходит небольшое количество сообществ. Некоторые из них привлекли наше внимание.

В группе «Шариатские заклинания»18 состоит более 5 тыс. человек. В сообществе в электронном и аудиоформате опубликовано несколько десятков аятов, направленных на борьбу с различного рода вредоносными джиннами.

Группы «Вас-вас, Сихр, сглаз, одержимость»19, «Сихр. Рукъйа. Исламская медицина»20, «Знание – свет»21 имеют приблизительно одинаковое количество участников: 1353, 1811 и 1502 человека соответственно (на момент написания статьи). Группы открыты и посвящены темам колдовства, сглаза и одержимости. Однако в них отключены комментарии для подписчиков, поэтому нельзя оценить мнение участников по той или иной публикации. В группе «Знание – свет» дается ссылка на мобильное приложение «Anti sihr», о котором речь пойдет ниже.

Распространение религии происходит и с помощью современных приложений. Так, издательство «Снег» опубликовало список мобильных приложений, разработанных для облегчения и улучшения жизни мусульман22. Некоторые из них приведены в таблице (табл. 1).

Таблица 1. / Table 1.

Список мусульманских приложений
List of Muslim Apps

№ п\п

Название приложения

Краткое описание

1.

Намаз гид (prayer companinon)

Приложение содержит информацию о намазе, инструкции по подготовке к молитве, правила совершения молитвы, а также распространенные ошибки при совершении намаза.

2.

Халяль Сканер (Halal scanner)

Приложение сканирует этикетки на продуктах питания и устанавливает халяльность или нехаляльность товара.

3.

Руководство (Guidance)

Содержит информацию о том, как должен жить и чем руководствоваться мусульманин в жизни.

4.

Электронный Коран (iQuran / iQuranPro)

С помощью этого приложения можно послушать Священную Книгу мусульман в исполнении всемирно известных чтецов Корана.

5.

Мусульманские имена для новорожденных (Muslim baby names)

Приложение является помощником для родителей новорожденного. В нем содержится около 4 тыс. имен, а также поясняется значение каждого имени.

6.

Мусульманин (Muslim pro)

Универсальное приложение, которое определяет время намаза, расположение киблы, а также призывает к молитве. Кроме того, с помощью приложения можно найти мечети и халяльные заведения.

7.

Лекарство Пророка (Medicine of the Prophet)

В приложении описаны методы по лечению и профилактике здоровья, основанные на советах Пророка Мухаммада.

Поисковая строка в Play Market выдает существенное количество различных приложений по избавлению от сглаза, колдовства, по профилактике и укреплению здоровья с точки зрения ислама. Названия некоторых мобильных приложений следующие: «Оберегание человека от джиннов», «Медицина Пророка», «Рукъя от сглаза», «Дуа от сглаза» и другие.

Особое внимание хочется уделить приложению Anti Sihr: лечение от колдовства. В описании сказано, что целью разработки приложения является создание условий, при которых, не выходя из дома, человек может пройти тест, помогающий выявить, есть ли у него сглаз, порча или одержимость джиннами, а также излечиться от перечисленного.

В приложении можно пройти три теста.

Тест на сихр (колдовство) включает в себя 23 вопроса с вариантами ответов «да» или «нет». Большая часть вопросов помогает выяснить, появились ли у человека физические и психологические проблемы со здоровьем. Например: «Бывает ли у вас вздутие живота после приема пищи или питья?»; «Бывают ли у вас частые отправления, рвота, диарея, несварения желудка, ощущение, что в животе что-то движется, пульсирует?»; «Бывает ли у вас нежелание находиться дома вместе с семьей или желание обращаться с ними жестоко и злобно?»; «Погружаетесь ли вы в беспамятство и замечаете негативные изменения в характере, хотя до этого были вполне успешным?» и другие. Много вопросов посвящено выявлению характера снов проходящего тест человека, например, «Пугает ли вас кто-то во сне?», «Видите ли вы во сне змей, скорпионов, ящериц, кресты или монахов?» и другие. Есть вопросы, помогающие выявить, происходят ли какие-либо мистические явления в доме, например, «Находите ли вы дома узлы, гвозди, иглы?», «Находите ли вы дома разбитую посуду, стекло, перья, падаль разных животных?» и другие.

Тест на сглаз включает 15 вопросов. Как и в вышеописанном тесте, большая часть вопросов направлена на выявление физического («Бывает ли у вас давящее чувство в груди?», «Бывают ли у вас головные боли?» и др.) и психологического («Бывает ли у вас постоянная зевота без всякой видимой причины, например, во время намаза, при чтении Корана, при совершения любых актов поклонения?», «Бывают ли у вас панические атаки?», «Бывает ли у вас сильное отчаяние?» и др.) самочувствия человека.

Тест на одержимость джиннами состоит из 22 пунктов, включающих в себя вопросы о физическом и психологическом здоровье респондента («Бывает ли у вас сильное отчаяние?», «Слышите ли вы голоса внутри себя во время прослушивания или чтения Корана?», «Отворачиваетесь ли вы, или меняетесь, или остро реагируете на звуки азана или чтение Корана?» и другие), а также о характере снов (например, «Бывает ли у вас плач, крики во время сна?» и т.п.).

В целом, можно сказать, что все три теста близки между собой, так как в них прослеживаются схожие категории вопросов.

После прохождения теста появляется надпись, в которой сообщается, есть ли на человеке сглаз, колдовство или одержимость. Если что-то из перечисленного обнаруживается, то ему предлагается пройти курс лечения в самом приложении, в котором можно найти аяты, избавляющие от порчи, сглаза и одержимости; азкары на все случаи жизни; способы лечения от недугов с помощью начитанной воды, оливкового масла и смеси разных трав. Имеются советы для чтецов рукъя. В приложении дается ссылка на чтеца, который занимается данной деятельностью.

В описании к приложению указано, что оно будет особенно полезно женщинам, которые по причине боязливости и скромности лишний раз не могут выйти из дома и спросить у знающих людей. У приложения нет аналогов в русскоязычном Google Play. В описании указано, что установка и использование приложения платное, цена услуги – 1.99 доллара, что составляет приблизительно 149 рублей, однако скачать и использовать его можно бесплатно. Под описанием приложения имеются отзывы, которые содержат только положительные комментарии пользователей.

Заключение

Интернет и мобильные приложения оказались хорошими помощниками для распространения медицины Пророка. Поисковая строка социальных сетей «ВКонтакте» и «Telegram» выводит большое количество различных групп, затрагивающих вопросы по профилактике, укреплению иммунитета и лечению исламскими методами. Самыми активными оказались следующие сообщества: «Медицина Пророка» (ВКонтакте), «Лечение по Сунне» (Telegram). В группах публикуются рекомендации по избавлению от различных болезней с помощью трав, фруктов и дозволенных шариатом лекарств. Группы: «Сихр. Рукъйа. Исламская Медицина» (ВКонтакте и Telegram), «Шириатские заклинания» (Telegram), «Вас-вас. Сихр, сглаз, одержимость» (Telegram), «Анти сихр» (Telegram) открыты и посвящены теме колдовства, сглаза и одержимости. Сообщества со схожим названием «Лечение и изгнание джиннов» (ВКонтакте), «Ошкеру. Лечение от колдовства. Изгнание джиннов» (ВКонтакте) интересны тем, что с их помощью можно найти специалистов по изгнанию джиннов, а также предложить свои, соответствующие группе услуги.

Поисковая строка в Play Market выдает немалое количество приложений, посвященных медицине Пророка. Наиболее часто встречаемые из них: «Оберегание человека от джиннов», «Медицина Пророка», «Рукъя от сглаза», «Дуа от сглаза» и т.д.

Внимание привлекает мобильное приложение «Anti Sihr: лечение от колдовства», позволяющее не только определить, подвержен ли человек колдовству, сглазу или одержимости, но и излечиться от всего перечисленного.

1. Социальные сети. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.activetraffic.ru/wiki/socialnaya-set/ (дата обращения: 07.02.2022).

2. Джаляль ад-дин ‘Абд-ар-Рахман ас-Суйуты (1445–1505) – исламский богослов. За свою жизнь он написал множество трактатов на разнообразные темы, среди которых одним из наиболее популярных был «Тыбб ан-Наби» («Медицина Пророка»).

3. Ибн Каййим аль-Джаузиййа (1292–1350) – мусульманский богослов, толкователь Корана, хадисовед. В своей книге «Медицина Пророка» автор описывает духовные и физические болезни человека и способы их лечения. Помимо этого, подробно анализирует и другие состояния, постигающие людей. В книге приведены разные способы лечения природными средствами, которые практиковал Пророк.

4. Мухаммад Рафик Мавляна Ахмад Хатхурани, Хазрат Мавляна Ашраф ‘Али Тханави – авторы книги «Лечение аятами Корана и помощь в повседневных нуждах». В книге приводятся аяты из Корана, которые нужно использовать при различных заболеваниях.

5. Популярность исламской медицины в Дагестане возросла на фоне эпидемии коронавируса. Кавказский Узел. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/360073/ (дата обращения: 07.02.2022).

6. Популярность исламской медицины в Дагестане возросла на фоне эпидемии коронавируса. Кавказский Узел. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/360073/ (дата обращения: 07.02.2022).

7. Медицина Пророка. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://medinaschool.org/library/obshestvo/medicina-i-zdorove/medicina-proroka-Muhammada (дата обращения: 07.02.2022).

8. Колдовство в исламе. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://medinaschool.org/library/creed/grehi/koldovstvo-v-islame (дата обращения: 07.02.2022).

9. Здесь и далее перевод смыслов Кулиева Э.Р. [11].

10. Почему джинны вселяются в человека. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://as-sunna.ru/post/1814.html (дата обращения: 07.02.2022).

11. При этом в прошлом и в наше время есть богословы, которые отрицают такую возможность, но допускают внешнее воздействие джиннов на людей.

12. В 2021 году Роскомнадзор принял решение внести мессенджер Telegram в реестр социальных сетей. Теперь эти площадки должны пресекать и блокировать запрещенный контент, а также соблюдать законодательство РФ и исполнять предписания Роскомнадзора по удалению информации и постов пользователей за 24 часа после заявления госоргана. См.: Telegram стал соцсетью. Что это значит? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vc.ru/social/322180-telegram-stalsocsetyu-chto-eto-znachit (дата обращения: 08.02.2022); Роскомнадзор внес Telegram в реестр соцсетей. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ria.ru/20211026/telegram-1756386250.html (дата обращения: 08.02.2022).

13. Медицина Пророка. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vk.com/medicina_sunna (дата обращения: 14.02.2022).

14. Сихр. Рукъйа. Джинны. Исламская Медицина. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vk.com/sihr_rukya (дата обращения: 14.02.2022).

15. Лечение и изгнание джиннов. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vk.com/club5494938 (дата обращения: 14.02.2022).

16. Ошкеру. Лечение от колдовства. Изгнание джиннов. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vk.com/club88121168 (дата обращения: 14.02.2022).

17. Советы лечение по Сунне. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://t.me/soveti_po_sune (дата обращения: 14.02.2022).

18. Шариатские заклинания. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://t.me/salih_nashid_official (дата обращения: 14.02.2022).

19. Вас-вас, Сихр, сглаз, одержимость. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://t.me/antivasvas (дата обращения: 14.02.2022).

20. Сихр. Рукъйа. Исламская медицина. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://t.me/sihr_rukya (дата обращения: 14.02.2022).

21. Знание – свет. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://t.me/khalidantisihr https://t.me/sihr_rukya (дата обращения: 14.02.2022).

22. Более подробно можно ознакомиться здесь: Семь приложений, полезных для мусульман. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://islam-portal.ru/novosti/105/5045/ (дата обращения: 07.02.2022).

Список литературы

1. Чугуевский Р.А. Богоугодные технологии. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.ng.ru/style/2009-08-19/8_technology.html (дата обращения: 07.02.2022).

2. Гаврилов Е.О., Гаврилов О.Ф. Интернет как фактор развития религиозных отношений. Мир культуры, науки, образования. 2014;3(46):344–346.

3. Свиридова Н.В. Религия онлайн. Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2011;2:238–247.

4. Быльева Д.С. Информационно-коммуникативные технологии и религия: от коммуникации к виртуализации. Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2018;9(1):63–71.

5. Чеснова Е.Н. Трансформация религии в условиях цифрового общества. Вестник Бурятского государственного университета. Философия. 2021;4:18‒25. DOI: 10.18101/1994-0866-2021-4-18-25

6. Чеснова Е.Н. Цифровизация религии: ислам. Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2021;4(40):70–82.

7. Городилова Т.С. Исламская культура в цифровом измерении. Современный мусульманский мир: электрон. журнал. 2018;1:1–9. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/islamskaya-kultura-v-tsifrovomizmerenii/viewer (дата обращения: 08.02.2022).

8. Котынья О. «Медицина Пророка» как форма исламской традиционной медицины. Медицинская антропология и биоэтика. 2014;2(8):1–27. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://journals.iea.ras.ru/medanthro/issue/view/12 (дата обращения: 01.02.2022).

9. Аляутдинов Ш. Р. Рукъя – заклинания. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://umma.ru/rukya-zaklinaniya/ (дата обращения: 01.02.2022).

10. Абу-Салим Нуман. Колдовство (сихр). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://islam.ru/content/veroeshenie/43740 (дата обращения: 07.02.2022).

11. Коран. Перевод смыслов Кулиева Э.Р. М.: Эксмо; 2022. 480 с.

12. Шамс ад-Дин Мухаммад Ахмад Имам аз-Захаби. Аль-Кабаир. Т. 4. Дамаск: Библиотека Аль-Баян; 1911. 158 с.


Об авторе

Т. В. Клячина
Центр исламоведческих исследований Академии наук Республики Татарстан
Россия

Клячина Татьяна Владимировна, младший научный сотрудник Центра исламоведческих исследований 

г. Казань



Рецензия

Для цитирования:


Клячина Т.В. Религия и интернет: медицина Пророка в век современных технологий. Minbar. Islamic Studies. 2022;15(2):407-422. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2022-15-2-407-422

For citation:


Klyachina T.V. Religion and the Internet: Prophetic Medicine in the Age of Modern Technology. Minbar. Islamic Studies. 2022;15(2):407-422. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2022-15-2-407-422

Просмотров: 99


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2618-9569 (Print)
ISSN 2712-7990 (Online)