Preview

Minbar. Islamic Studies

Расширенный поиск

Метод кейса в психологическом консультировании (на примере психологического консультирования мусульман)

https://doi.org/10.31162/2618-9569-2022-15-2-425-442

Полный текст:

Аннотация

В статье описаны и проанализированы теоретические проблемы, связанные с методом кейса как в общей, так и в социальной (не классической, коммуникативной) эпистемологии. Представлен авторский подход в решении и презентации кейсов, направленный на достижение поставленной цели, а именно, на углубленную подготовку специалистов-консультантов в сфере конфессионально ориентированного психологического консультирования. Основное внимание автор уделяет описанию метода кейса в качестве дополнительного способа подготовки специалистов по конфессионально ориентированному консультированию, в том числе в психологическом консультировании мусульман. Для достижения поставленной цели в статье решается ряд задач, в частности дается общая характеристика метода кейса, анализируется метод кейса с точки зрения социальной эпистемологии. Автор показывает специфику метода не столько в качестве инструмента для описания, сколько для подготовки специалистов. Раскрывая метод кейса как инструмент, помогающий осуществлять консультирующему психологу саморефлексию, необходимую для осознания и поддержания внутренних и внешних границ, выводится определение внутренних и внешних границ кейса в качестве культурных и личностных для более объемного понимания проблем, возникающих в процессе психологического консультирования у всех вовлеченных сторон. Автор делает предварительные выводы и предлагает ряд рекомендаций по подготовке специалистов, особенно в ситуации конфессионально ориентированного консультирования. В статье даны общие сведения по современному состоянию психологического консультирования мусульман, пример кейса и его решений; проанализированы особенности восприятия и ошибки интерпретации, связанные с непониманием внешних и внутренних культурных границ, предложены рекомендации для практического применения результатов.

Для цитирования:


Александрова Е.А. Метод кейса в психологическом консультировании (на примере психологического консультирования мусульман). Minbar. Islamic Studies. 2022;15(2):425-442. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2022-15-2-425-442

For citation:


Aleksandrova E.A. Case method in psychological counseling (on the example of psychological counseling of Muslims). Minbar. Islamic Studies. 2022;15(2):425-442. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2022-15-2-425-442

Введение

Психологическое консультирование мусульман (как и более общая тенденция к конфессионально ориентированному консультированию) представляет собой новое, активно развивающееся направление в современной российской и международной психологии. Более того, полагаем, что можно говорить о начале формирования комбинированного междисциплинарного дискурса. Таким образом, актуальность изучаемой проблемы определяет научную новизну, состоящую в описании и обосновании метода решения и представления кейсов для достижения поставленной цели, а также в создании междисциплинарного поля для углубленной подготовки специалистов по конфессионально ориентированному психологическому консультированию, в том числе мусульман.

Статья структурирована с учетом поставленной цели и задач. Текст состоит из введения, двух частей, заключения и списка цитируемой литературы. Первая часть раскрывает общие характеристики метода кейса и его особенности в социальной эпистемологии, описывает метод кейса как инструмент подготовки к межкультурной коммуникации и к конфессионально ориентированному психологическому консультированию. Завершается первая часть представлением структуры записи решения кейса в контексте поставленных задач. Вторая часть содержит общие сведения по психологическому консультированию мусульман, пример кейса в психологическом консультировании мусульман, а также примеры решения данного кейса студентами-психологами. В заключении дан анализ особенностей решений, связанных с восприятием и культурными установками учащихся, представлены выводы и рекомендации. Заключение содержит общие выводы по теории метода кейса в социальной эпистемологии и практикоориентированные рекомендации на основе проведенного анализа теории и эмпирических данных.

Общая характеристика метода кейса

Прежде чем говорить о специфике метода кейса в социальной эпистемологии, необходимо дать общую характеристику понятия. Самое широкое определение кейса – описание конкретной ситуации в социальной, экономической, политической, медицинской и других сферах. Кейс (случай) – это не просто рассказ, а проблема, противоречие, построенное на реальных фактах. Проблема и/или противоречие могут быть явными и скрытыми.

Решить кейс означает выделить указанные проблемы и предложить выход из ситуации. Метод кейса используется в разных сферах практической деятельности. Начав свою историю в медицине, метод перешел в экономику, политику, социологию, образование и психологию. Интересно, что у этого метода изначально есть ряд ограничений, в том числе связанных и с особенностями клинической медицины. Метод кейса, или доказательная медицина (evidence-based medicine), во врачебной практике – это использование отдельных иллюстративных случаев, о которых докладывают эксперты1. И если в клинической медицине в соответствии со шкалой доказательности эти сообщения имеют низкий статус, то в консультативной психологии [1]; [2]; [3], при паллиативной [4]; [5] помощи или работе с онкобольными значимость кейсов и основанных на них экспертных заключениях резко возрастает.

В рамках данной статьи интересно рассмотреть особенности применения метода кейса в первую очередь в широкой социально-психологической сфере. Классическая схема решения кейса проста [6]. Сначала внимательно изучаются условия, данные в кейсе. Затем собирается и анализируется недостающая информация. Все полученные данные обсуждаются, и выносится наиболее эффективное решение. Часто упоминается, что не существует правильного решения или его реализация невозможна [6]. При этом грамотных или применимых решений может быть несколько. В случаях медицинских и бизнес-ситуаций [4] также важен фактор времени: часто решения принимаются за считанные минуты, что сокращает все описанные в стандартах стадии работы. Крайне важно, чтобы у каждого случая была заранее определенная граница, четко понимаемый внутри этой границы характер и обозначенный исторический период тематического исследования, включая объем и рамки; указание на социальную группу, регион или организацию; на приоритеты в сборе данных, критерии и единицы анализа [3].

В образовании фактор времени, например, не так существенен. Однако его роль повышается в психологии. В отличие от бизнес-тренингов2, в использовании кейса в образовательном процессе на первый план выходит вопрос о саморазвитии обучающегося (школьника, студента, магистранта), о применении творческого потенциала, драматизме ситуаций и необходимости делать выбор. Интересно, что при общем требовании к использованию реальных ситуаций кейсы часто разрабатываются на основе не только событий или фактов, но и с использованием фольклора, литературы и других художественных произведений, в том числе кинофильмов. Фольклор тесно связан с базовыми характеристиками этнической группы, понимание которых может стать чрезвычайно важным при работе в поликультурной и полирелигиозной среде. Анализ внешне схожих фольклорных героев из разных традиций помогает в осознании собственных культурных границ, а также учит узнавать границы Другого [7]. Помимо художественных произведений, которые удобно использовать в первую очередь как основу для сценария, в разработке обучающих кейсов используются данные статистики, различных наук, публицистика и новостные программы, образовательные стандарты. Использование, например, новостей или новейших фактов из области научных достижений обеспечивает связь с реальной жизнью; публицистики и статистики – драматизм. Любой кейс, используемый для обучения, сначала подготавливается: подбирается или прописывается сам случай, очерчивается круг вопросов и проблем, вырабатывается система оценивания. Важным элементом кейса как обучающего инструмента стал способ написания ситуации, когда реальные чувства, мотивы, интенции участников скрыты так, что сложно сразу выделить проблему кейса. Это приближает учебный кейс к реальным событиям и ситуациям, в которых оказывается специалист в процессе осуществления профессиональной деятельности: будь то межкультурная коммуникация или психологическое консультирование. Решения кейса в образовании обязательно должны содержать альтернативные варианты, общее коллегиальное мнение и резюме, что также способствует формированию слаженного коллектива и навыков совместной работы.

Для более полной картины в завершении общей характеристики метода кейса необходимо вновь обратить внимание и сказать несколько слов о том, что метод кейса используется не только как обучающий, но и как исследовательский метод. Как пишет американский ученый Роберт Йин, существуют условия, когда использовать метод кейса необходимо. Во-первых, когда исследователь хочет описать («что произошло») либо объяснить («почему произошло») некий феномен или факт. Во-вторых, когда исследователь считает необходимым собирать данные в реальных условиях, а не опираться на документы (этнография, культурная и психологическая антропология) [8]; [9]; [3].

Метод кейса в социальной эпистемологии и конфессионально ориентированном психологическом консультировании

Метод кейса или ситуационные исследования давно стали значительной частью социальной эпистемологии. Интерес представляет то, как в коммуникативно ориентированной теории знания основное внимание уделяется анализу понятия «ситуация» (кейс), применительно к изучению феномена восприятия. Понятие ситуации или кейса в статье, таким образом, также рассматривается как один из способов фиксирования взаимодействия индивида со средой. Несмотря на то, что классический эпистемологический дискурс не уделяет особого внимания ситуациям (кейсам), современная междисциплинарность, взаимодействие философии с культурной антропологией, социологией и психологией не просто повышает статус ситуационных исследований, а переводит их в дополнительную плоскость практического применения. Карл Ясперс говорил о ситуации как о «смысловой действительности», сочетающей физическую и психологическую реальности бытования конкретного человека. Также он выделил ситуации однократные, всеобщие, типические или исторически определенные [10]. Суть такого подхода, по мнению И.Т. Касавина, в том, что за философской абстракцией стандартной или типической ситуации просматривается уникальность взаимодействия людей как на индивидуальном, так и на групповом уровне. Ситуации в рамках социальной эпистемологии могут быть рассмотрены как специфические «в том смысле, что они всегда обусловлены различающимися совокупностями условий, даже если эти различия оказываются невидимыми или несущественными» [11, с. 386].

В контексте межкультурной коммуникации «невидимые различия» приобретают порой первостепенное значение. Коммуникативный акт происходит в точке пересечения культурных, личностных, конкретно контекстуальных условий. Уникальную конфигурацию каждого акта коммуникации составляют время, место, тип культуры, язык взаимодействия, эмоциональный фон, характеристики участников. В случае решения кейса необходимо добавить особенности восприятия и языка того, кто производит анализ. Таким образом, ситуация превращается в культурный объект, состоящий из кейса и всех возможных его интерпретаций, что и делает возможным применение метода кейса не только для описания, но и для обучения и углубленной подготовки специалистов по коммуникативному взаимодействию.

Данный подход, очевидно, имеет свои ограничения, может быть применен для решения ряда конкретных теоретических и практических задач не универсального характера. Предлагаемый метод субъективен, направлен в сторону сознания человека (специалиста по межкультурной коммуникации или психолога-консультанта), может быть использован как стимул для саморефлексии, как инструмент, позволяющий перейти на более высокую ступень осознанности. Такой путь приводит к пониманию и навыку удерживания собственных границ, что необходимо и в межкультурной коммуникации, и в конфессионально ориентированном психологическом консультировании. Религиозная принадлежность и связанная с ней религиозная идентичность представляют собой сложный феномен, при изучении и работе с которым необходимо учитывать когнитивные и аффективные особенности всех участников взаимодействия. При высоком уровне эмоциональной вовлеченности осознание собственных границ и границ участников коммуникации (например, психологического консультирования) становится обязательным условием для грамотного и безопасного взаимодействия.

Конфессионально ориентированное психологическое консультирование можно описать как особую экологическую среду, первоначально сформированную сочетанием культурных (объективных по отношению к субъектам) и личностных элементов. В процессе коммуникации первоначальные экологические составляющие становятся плодородной почвой для взаимодействия клиента и психолога, а впоследствии при переводе в записанный и представленный для решения кейс, могут применяться как «лакмусовая бумажка», показывающая культурные и часто личностные черты того, кто учится, решая кейс. Согласимся с Т.М. Дридзе, который говорит о необходимости учитывать и понимать условия зарождения и условия распространения образцов поведения, правил взаимодействия между людьми и с окружающей их средой, а именно локальных социокультурных ситуаций. То есть человек рассматривается как динамическая система, опосредующая окружающую среду с помощью интерпретации и выражающая итог в ситуации [12]. На этом этапе рассуждения немаловажным будет заметить, что предложенное в цитируемой работе Т.М. Дридзе «новое научно-исследовательское поле» уже существовало в рамках культурологии и культурной антропологии, а в современных условиях всё большей легитимизации в социальных науках культурно-специфического (emic) подхода и, в частности, индигенной психологии естественным образом стало одним из проявлений междисциплинарности гуманитарного знания постиндустриальной эпохи [13, с. 54–65]. Однако данное замечание не снижает ценности диалогичности и текстуальности в рассмотрении кейса (ситуации), о которых пишет ученый.

Анализируя кейс, не нужно выносить за скобки личности участников и аналитиков, следует продуктивно учитывать исторический период, эпоху, социальный слой, вероисповедание, принадлежность к профессиональному сообществу и другие особенности. Говоря о конфессионально ориентированном психологическом консультировании, также важно помнить о диалогичности процесса: «…человеческий поступок есть потенциальный текст и может быть понят (как человеческий поступок, а не физическое действие) только в диалогическом контексте своего времени (как реплика, как смысловая позиция, как система мотивов)» [14, с. 102–103].

Использовать метод кейса в подготовке к конфессионально ориентированному консультированию сложно, но эффективно. Субъект не безгласен, «познание его может быть только диалогическим» [15]; [11, с. 383]. Вслед за М.М. Бахтиным, используя кейс (ситуацию) для самопознания в процессе подготовки к конфессионально ориентированному психологическому консультированию, специалист работает со всем разнообразием явленного субъекта: «как чужое Я, своё-чужое, Я-для-себя, Другой-для-меня, Я-для-Другого» [11, с. 541]. Применение принципа диалогичности снимает вопрос каузальности и дает возможность взглянуть на ситуацию, помещаясь в широком мыслительном пространстве [16].

В заключение первой части представим схему, по которой можно решать и анализировать кейсы в обозначенном исследовательском поле, а также опишем полученные результаты. Структура записи трехчленная, состоит из самого кейса (в форме любого текста – вербального, видео, и т.д.), таблицы и списка. В таблицу (табл. 1) заносятся характеристики времени и места, участники и их описание. По мере решения кейса таблица может дополняться или сокращаться. Списком фиксируются категории анализа, их обсуждение и интерпретация.

Таблица 1. / Table 1.

Представление данных при подготовке решения кейса
Data presentation for case solution

Место, где разворачивается ситуация

 

Характеристика места

 

Время (исторический период, эпоха)

 

Характеристика времени

 

Участники

 

Характеристики участников

 

Метод кейса в подготовке к конфессионально ориентированному консультированию на примере психологического консультирования мусульман

Психологическое консультирование мусульман – активно развивающаяся отрасль не только прикладной, но и фундаментальной психологии. Как указывает руководитель Ассоциации психологической помощи мусульманам3 О.С. Павлова, вопрос о конфессионально ориентированной психологической помощи, в том числе и помощи мусульманам, нуждается в теоретическом обосновании, которое можно почерпнуть, с одной стороны, из теории и практики кросс-культурного психологического консультирования и, с другой, из исламской теологии. Президент Международной ассоциации исламской психологии Малик Бадри [17], рассуждая о роли и эффективности западноевропейских психологических практик применительно к мусульманскому миру, пишет, что «…мусульманские психологи должны применять объективный, эмпирически подтвержденный подход и отвергать теории и практики, выработанные под влиянием западной культуры и не имеющие опоры в эмпирической практике» [5, с. 14].

Специалисты по психологическому консультированию мусульман уделяют особое внимание вопросам истории психологического знания в исламе. [18]; [19]. Речь идет как о раннем периоде существования мусульманской науки [20], так и о современных подходах [21].

Одна из самых востребованных категорий исламской мысли – это категория души, без понимания и всестороннего изучения которой психологическое консультирование мусульман не представляется возможным, следовательно, консультант должен не просто опираться на это знание, но и очень хорошо ориентироваться в нюансах понимания данного аспекта мусульманской мысли и повседневной религиозной практики каждого из клиентов-мусульман [22, с. 20–40]; [23].

Немаловажным в свете вышесказанного является также общее положение кросс-культурной психологии, согласно которому близость клиента и консультанта по религиозному признаку в конфессионально ориентированной работе необходима для повышения уровня доверия между психологом и клиентом. Если говорить о психологе и клиенте как об участниках коммуникативного взаимодействия, обладающих целым рядом общекультурных, личностных и профессиональных характеристик, метод кейса может быть использовании и как обучающий, и как иллюстративный.

Для примера рассмотрим один из кейсов. При этом предлагается анализировать кейс как самостоятельный объект для изучения и как реальный случай.

История происходит в одном из городов России. На прием к психологу приходит женщина, возраст которой 30 лет, русская, не мусульманка. Прием у психолога платный. Так как профессиональный уровень данного психолога и время его работы в профессии очень значительны, то и оплата услуг соответствующая. Вся информация о психологе есть на специализированном сайте. Там же можно прочесть отзывы других клиентов.

Психолог – женщина, этнически принадлежит к крымскотатарскому народу, соблюдающая все религиозные предписания мусульманка. Клиентка, о которой идет речь, пришла, внимательно ознакомившись с информацией и отзывами.

Всю клиентскую сессию женщины беседуют на те темы, которые озвучивает клиент. Они касаются каких-то неизвестных нам тем, в общем связанных с семейными проблемами, не выбивающихся из общестатистических вопросов, обычно разбираемых на приеме у психолога.

Сеанс заканчивается. Клиентка расплачивается, поднимается из кресла, доходит до дверей и задает вопрос: «Помогите мне понять, кто я». Выясняется, что отец девушки, о котором она ничего не знает, – турок. Русская мама рассказала только это. А женщина хочет больше узнать о турках, об исламе, о том, как лично ей быть мусульманкой и возможно ли это, нужно ли это, будучи дочерью отца-турка и матери-русской (из архива специалиста Ассоциации психологической помощи мусульманам).

Таблица 2. / Table 2.

Возможное решение кейса
Рossible case solution

Место действия

Россия, кабинет психолога

Время

Наши дни, современность

Участники

Клиентка, психолог; отец клиентки, мама клиентки

Характеристики участников

Клиентка

Женщина, возраст 30 лет, то есть не совсем юная, но и не пожилая. Смешанная этническая идентичность, связанная с происхождением родителей, мусульманка (?)

Мама клиентки

Русская, женщина, возраст неизвестен, вероисповедание неизвестно

Отец клиентки

Турок, мужчина, возраст неизвестен, мусульманин (?)

Психолог

Женщина, принадлежит к крымскотатарскому народу, возраст неизвестен, мусульманка, психолог-консультант

Категории для анализа

  1. Идентичность.
    • Идентичность не является формальным признаком, однако большинство людей этого не понимают.
    • Клиентка по информации и отзывам точно знала о том, что психолог, к которому она идет, – соблюдающая все религиозные предписания мусульманка и крымская татарка по этнической принадлежности.
    • Придя на консультацию по семейным отношениям, на самом деле клиент хотел получить консультацию по вопросам этнической и религиозной идентичности.
    • Более того, не понимая сути феномена идентичности, его неформальности, большой доли субъективности и необходимости внутренней работы по постановке проблемы, выделению подсознательных, сознательных, личностных и социальных факторов этнической и религиозной идентичностей, клиент, по сути, приходит к психологу за разрешением быть мусульманкой и турчанкой.
  2. Экспертность.
    • Экспертность психолога в первую очередь заключается в принадлежности к Исламу, а также в этничности, приближающей к желанной для клиентки турецкой идентичности.
    • Психолог для клиентки в данном кейсе также выступает как тот, у кого есть право разрешить, указать (культура с высокой дистанцией власти, вертикаль власти).
  3. Легитимизация.
    • Речь именно о разрешении, об обращении за легитимизацией собственного положения.
    • Психолог в данном случае – в первую очередь мусульманка, во вторую очередь важна принадлежность к крымскотатарскому народу, то есть представитель этнической группы, очень близкой к туркам, в отличие от русских или иных мусульман, которые по данным клиентки осуществляют психологическое консультирование в ее регионе и к кому она может действительно прийти на прием.
  4. Практическое применение.
    • Психолог должен понимать, что озвученный вопрос может не совпадать с реальным запросом.
    • Психолог должен обладать навыком выявления вопросов, связанных с этнической и/или религиозной идентичностью, и выделения этих вопросов в особую категорию.
    • Психолог должен владеть знаниями о своей религиозной и этнической идентичности, уметь распознать и работать с этничностью и религиозностью клиента.
    • Психолог должен владеть общими и относящимися к индигенным Я-концепциями, понимать, что клиент не различает ядро и периферию «Я», что работа психолога состоит в том, чтобы это выявить, объяснить клиенту их наличие и научить работать с ними (находить баланс и ресурс).

Осознавая многовариантность и особенности внутренних и внешних границ кейса, рассмотрим другие варианты решения ситуации. Данные получены в процессе обучения студентов-психологов второго курса дневного отделения. Число участников – 46 человек, в основном женщины (что отражает общую гендерную ситуацию в профессии). Место проживания студентов, решавших кейс, – Республика Казахстан, вероисповедание различное, по этнической принадлежности группа гетерогенная. Студенты в случайном порядке с помощью системы ZOOM разделены на 15 групп, в которых они анализировали кейс и принимали коллегиальное решение по финальным формулировкам.

Можно выделить несколько основных линий рассуждения.

  1. В характеристике участников клиентке приписываются черты, в кейсе не обозначенные. Таким образом, не соблюдаются внутренние границы кейса, что приводит к частичным ошибкам в интерпретации.
  2. Решение сконцентрировано на профессиональном психологическом кодексе и особенностях консультативной деятельности.
  3. Неточное представление о том, что такое этническая принадлежность и каковы характеристики этнических групп, встреченных в кейсе.
  4. Случай прочитывается как свершившийся факт принятия ислама. Очень интересен следующий поворот в рассуждении: «Клиентка обдумала все, в итоге стала мусульманкой. Она нашла себя в исламе, решила проблемы с семьей, простила своего отца и поняла, кто она на самом деле».
  5. Присутствует стремление наделять участников мыслями, идеями, прошлым, характеризовать их жизнь и мотивацию.
  6. Рассуждение концентрируется на недопустимости навязывания религии или, наоборот, смещается в сторону психотерапевтического воздействия религии.

Можно заметить, что склонность к додумыванию ситуации и наделение участников своими собственными личными и культурными смыслами, проявляется достаточно явно. У студентов-психологов уже есть некоторое представление о профессиональном кодексе и правилах поведения на сеансе. Следующую особенность назовем «маятником»: если группа предпочитает опираться на этические нормы и правила сообщества, то утрачивается ощущение этнорелигиозных характеристик, они уходят на периферию сознания. Если группа концентрируется на религиозной идентичности, то собственная религиозность становится дополнительным множителем, усиливающим эмоциональный фон, аффективную составляющую, и тогда ислам становится «рукой помощи» клиенту. Удержание баланса, то есть осознание границ кейса и собственных границ (этнических, гендерных, конфессиональных, региональных) – самое сложное для психолога, особенно в сфере конфессионально ориентированного консультирования. Важным также является значительная роль аффективной составляющей в религиозной идентичности мусульманина (религиозный фокус), что увеличивает сложность внутренней работы для психолога в рассматриваемом контексте.

Таким образом, самый важный вывод состоит в том, что для подготовки специалиста в области конфессионально ориентированного психологического консультирования, в частности для мусульман, необходимо не просто более широкое поле, включающее этнографию, антропологию и религиоведение, но и специализированные курсы и/или тренинги по интеграции полученных в этих областях знаний с сугубо профессиональными навыками.

Заключение

Подводя итоги теоретического исследования, можно заключить, что в применении метода кейса (ситуации) необходимо придерживаться диалогического подхода, предложенного М.М. Бахтиным и ставшего основой гуманитарного знания для российской и мировой науки. Несмотря на ограничения общей методологии ситуационных исследований, они могут применяться в качестве выработки подхода к человеку как точки пересечения физических, психологических факторов и характеристик окружающей среды и/или культуры в целом. Понимая культуру как специфически человеческий способ жизнедеятельности, как сбалансированную, единую, неразрывную, живую систему, функционирующую по принципу взаимопорождения, мы закладываем основу для базового понимания между людьми и группами, в которые они объединяются в соответствии с комбинацией внешних и внутренних условий. Психосоциальный гомеостазис – условие для грамотного осуществления конфессионально ориентированного психологического консультирования. С практической точки зрения в подготовке специалистов по конфессионально ориентированному консультированию, в частности психологическому консультированию мусульман, необходим комплексный подход. Его специфика в первую очередь состоит в истинной междисциплинарности, глубоком понимании фундаментальных гуманитарных оснований психологического консультирования, в балансе религиоведения и теологии, в грамотном подходе к этике. На первый план выходит искреннее стремление к самосовершенствованию, повышение уровня осознанности психолога-консультанта. Только при соблюдении обозначенных условий конфессионально ориентированное консультирование будет соответствовать профессиональным требованиям и станет дополнительным аспектом духовного роста клиента.

1. BMC Medical Research Methodology. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.biomedcentral.com/1471-2288/11/100 (дата обращения: 17.05.2022).

2. Школа бизнес-тренеров Молоканова и Сикирина. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.molokanov-school.ru/ (дата обращения: 17.05.2022).

3. Ассоциация психологической помощи мусульманам. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://islampsiholog.ru/ (дата обращения: 17.05.2022).

Список литературы

1. Couples Therapy Case Study: Anna and Briаn. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.omicsonline.org/open-access/case-studiesin-palliative-care-2165-7386.1000149.php?aid=14689 (дата обращения: 17.05.2022).

2. Crowe et al. The case study approach. BMC Medical Research Methodology. 2011;11:100.

3. Yin Robert K. Case study research and applications: Design and methods. Sage publications. 2018. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://us.sagepub.com/en-us/nam/node/54068/print) (дата обращения: 17.05.2022).

4. Journal of Palliative Care & Medicine. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.omicsonline.org/open-access/case-studies-in-palliativecare-2165-7386.1000149.php?aid=14689 (дата обращения: 17.05.2022).

5. Multi-cultural Palliative Care. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://palliative.stanford.edu/palliative-sedation/case-study/ (дата обращения: 17.05.2022).

6. Введение в кейс метод: что такое кейсы и зачем они нужны. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://changellenge.com/article/chto-takoekeysy/ (дата обращения: 17.05.2022).

7. Александрова Е.А. Изучение традиционной этнической культуры через семиотический анализ сказочных персонажей (образ лисы в русской и китайской традициях). Аналитика культурологии. 2011;1(19):230–234.

8. Белик А.А. Историко-теоретические проблемы психологической антропологии. М.: РГГУ; 2005. 420 с.

9. Белик А.А. Культурная (социальная) антропология. М.: РГГУ; 2009. 613 с.

10. Гайденко П.П. Философия культуры Карла Ясперса. Вопросы литературы. 1972. №9. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://voplit.ru/article/filosofiya-kultury-karla-yaspersa/ (дата обращения: 17.05.2022).

11. Социальная эпистемология: идеи, методы, программы. Касавин И.Т. (ред.). М.: «Канон +» РООИ «Реабилитация»; 2010. 712 с.

12. Дридзе Т.М. Экоантропоцентрическая парадигма в социальном познании и социальном управлении. Человек. 1998;2:95–105

13. Александрова Е.А. Этнокультурный состав мира: учебное пособие для вузов. Серия «Высшее образование». М.: Издательство Юрайт; 2021. 260 с.

14. Бахтин М.М. К философии поступка. Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984–1985. М.: Наука; 1986. С. 80–160

15. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство; 1986; С. 9–192.

16. Кристева Ю. Семиотика: Исследования по семанализу. Орлова Э.А. (пер. с фр.). М.: Академический Проект; 2013. 285 с.

17. Бадри М. Теория и практика исламской психологии. Павлова О.С., Полосин В.С. (ред.). М.: АНО НПЦ «Аль Васатыя умеренность»; 2018. 268 с.

18. Contribution of Iqbal’s dynamic personality theory to Islamic psychology: a contrastive analysis with Freud and selected mainstream western psychology. By Mohd Abbas bin Abdul Razak. International Islamic University. Malasia, 2011. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.academia.edu/32155814/CONTRIBUTION_OF_IQBALS_DYNAMIC_PERSONALITY_THEORY_TO_ISLAMIC_PSYCHOLOGY_A_CONTRASTIVE_ANALYSIS_WITH_FREUD_AND_SELECTED_MAINSTREAM_WESTERN_PSYCHOLOGY?email_work_card=abstract-read-more (дата обращения: 17.05.2022).

19. Haque Amber. Psychology from Islamic Perspective, Contribution of early Muslim scholars and Challenges to contemporary Muslim psychologists. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.academia.edu/848056/Psychology_from_Islamic_perspective_Contributions_of_early_Muslim_scholars_and_challenges_to_contemporary_Muslim_psychologists (дата обращения: 17.05.2022).

20. Аль-Газали М. Нравственность мусульманина. Рустамов А.И. (пер. с арабск. яз.). Баку: Шамс; 2011. 364 с.

21. Павлова О.С. Психология ислама: институализация научной дисциплины в российском контексте. Minbar. Islamic Studies. 2018;11(1):169–181.

22. Павлова О.С. Психология: исламский дискурс. М.: Ассоциация психологической помощи мусульманам, АНО НПЦ «Аль Васатыя умеренность»; 2020. 208 с.

23. Священный Коран. Смыслы. Аляутдинов Ш. (богословский перевод). СПб.: Издательство «ДИЛЯ»; 2012. 1824 с.


Об авторе

Е. А. Александрова
Московский государственный психолого-педагогический университет
Россия

Александрова Елена Андреевна, кандидат культурологии, доцент кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования

г. Москва



Рецензия

Для цитирования:


Александрова Е.А. Метод кейса в психологическом консультировании (на примере психологического консультирования мусульман). Minbar. Islamic Studies. 2022;15(2):425-442. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2022-15-2-425-442

For citation:


Aleksandrova E.A. Case method in psychological counseling (on the example of psychological counseling of Muslims). Minbar. Islamic Studies. 2022;15(2):425-442. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2022-15-2-425-442

Просмотров: 139


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2618-9569 (Print)
ISSN 2712-7990 (Online)