Перейти к:
Методология изучения идейно-ценностных аспектов развития исламского образования в Российской Федерации
https://doi.org/10.31162/2618-9569-2023-16-1-175-190
Аннотация
В статье раскрываются перспективы применения постнеклассической научной методологии в изучении идейно-ценностных аспектов развития исламского образования в России. С точки зрения современных интеллектуальных трендов дается содержательная характеристика объекта, предмета и задач исследования. Обосновывается необходимость реализации принципа междисциплинарности и полипарадигмального подхода для получения значимых результатов исследования, имеющих теоретическую и прикладную ценность. Рассматриваются основные методологические принципы, стратегия и методы эмпирического исследования. Дается характеристика предлагаемых аналитических и коммуникативных методов исследования. Показывается, что полученные результаты позволят в полной мере охарактеризовать идейно-ценностные аспекты развития исламского образования в России и найдут свое применение в определении перспективных направлений дальнейшего диалогового взаимодействия органов государственной власти и духовных управлений мусульман по совершенствованию системы религиозного образования в РФ.
Ключевые слова
Для цитирования:
Седых Н.С. Методология изучения идейно-ценностных аспектов развития исламского образования в Российской Федерации. Minbar. Islamic Studies. 2023;16(1):175-190. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2023-16-1-175-190
For citation:
Sedykh N.S. The methodology of studying the ideological and value aspects of the Islamic education development in the Russian Federation. Minbar. Islamic Studies. 2023;16(1):175-190. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2023-16-1-175-190
Введение
Понятие «методология» многогранно и многоаспектно. Под методологией в широком смысле имеется в виду система принципов научного исследования. Методология (дословно в переводе с греческого – «учение о способах») – учение о методах, методиках, способах и средствах познания. Вместе с тем понятие «методология» имеет прикладное значение и определяется как совокупность исследовательских процедур, техник и методов, включая приемы сбора и обработки данных, применяемые в рамках гуманитарных, естественных и других наук. Важно отметить, что с прикладной точки зрения именно методология во многом определяет обоснованность, новизну, теоретическую и практическую ценность результатов исследования. При изучении идейно-ценностных аспектов развития исламского образования в РФ, на наш взгляд, необходимо опираться на постнеклассическую научную методологию. Уточним, что под постнеклассической наукой подразумевается современный этап становления науки, начавшийся в 1970-х годах XX века. Формирование и развитие концептуального ядра постнеклассической методологии науки происходило во второй половине ХХ в. Значительный вклад в ее содержание внесли представители социологии науки и научного знания (Р. Мертон, М. Малкей, Дж. Гилберт и другие), парадигмальной теории развития научного знания (Т. Кун и другие), постструктуралистской эпистемологии (Ж. Делез, Ж. Бодрийяр и другие), радикального конструктивизма (У. Матурана, П. Вацлавик, Э. фон Глазерфельд и другие) [3]; [4]; [5]; [6]; [7]; [6]; [8]; [9]. Ведущим исследовательским принципом постнеклассической науки выступает междисциплинарность.
Необходимо отметить, что междисциплинарность как исследовательский принцип соответствует классическим научным подходам, принятым в исламской теологии. Еще выдающийся арабский ученый аль-Кинди (араб. ; около 801–873), утверждал, что не следует проводить различия между вероисповеданием и образованием (наукой). Он своим творчеством в области точных наук, философии и религии демонстрировал их единство [1]. Современный исследователь М.И. Билалов придерживается сходного мнения: «Наука, философия и исламская теология образуют единую неразрывную систему, поскольку исламская теология имеет своим объектом Аллаха и религию ислама» [2, с. 138]. Подчеркнем: данная система изучения позволяет рассматривать объект с позиции различных исследовательских дисциплин и парадигм.
Таким образом, вопрос методологии исследования является актуальным, во-первых, потому что изучение идейно-ценностных аспектов исламского образования в РФ предполагает рассмотрение динамики этого процесса, анализ достигнутых на сегодняшний день результатов, определение перспективных направлений дальнейшего диалогового взаимодействия органов государственной власти и духовных управлений мусульман по совершенствованию системы религиозного образования в РФ. Во-вторых, с точки зрения постнеклассического подхода к методологии исследования каждый продукт научного познания имеет субъект-объектный характер. Это означает, что вклад ученого как субъекта научного познания, используемые им технологии получения нового знания и его обоснования являются принципиально важными для постижения содержания объекта познания и достижения значимых результатов исследования.
Содержательная характеристика объекта, предмета и задач исследования
Объектом исследования выступает исламское образование в Российской Федерации, предметом – идейно-ценностные аспекты его развития в России. Исламское образование – это «целенаправленный процесс обучения, воспитания, развития детей и взрослых ради Всевышнего, осуществляемого на основе религиозного вероучения, включающего поклонение Всевышнему, выполнение правил и законов шариата, формирование личности, соблюдающей мусульманский образ жизни, с ориентацией на серединный путь ислама» [11, с. 6]. Как справедливо указывает исследователь М.Р. Габадуллина, современная мусульманская система образования ориентирована на формирование самоидентификации с определенной религиозной группой и навыков совмещения религиозных ритуалов с повседневной жизнью светского общества [12, с. 359].
Уточним: термин «образование» традиционно имеет два основных значения. Согласно первому, образование – это процесс систематического обучения и самообучения, воспитания и самовоспитания, а также результат этого процесса. Согласно второму, образование – это социальный институт, создающий условия для получения новых знаний и навыков, приобщения человека к культуре конкретного общества. Обобщая данные трактовки, современные ученые рассматривают образование как форму массовой коммуникации, посредством которой транслируются знания, ценности, социальный и духовный опыт поколений. Массовая коммуникация, по мнению современного исследователя Д.В. Ольшанского, – это среда формирования и распространения образцов социального мышления и поведения, восприятия и оценки тех или иных событий и явлений [13, с. 115]. Характеризуя образование как форму массовой коммуникации, социолог Н. Смелзер акцентировал внимание на его нравственной и идеологической функции. Он констатировал: «Воспитание молодых людей в духе признания культурных ценностей и идеалов, сложившихся в обществе, помогает поддерживать существующий социальный порядок» [14, с. 210]. Этот постулат справедлив и в отношении системы религиозного образования. Показательно, что в 2004 г. по поручению Президента РФ В.В. Путина Министерство образования и науки РФ разработало и, начиная с 2006 г. совместно с основными мусульманскими организациями страны, стало осуществлять «Комплекс мер по поддержке сферы религиозного образования, прежде всего исламского» [12, с. 359]. Одним из значимых в этой связи событий стало создание Болгарской исламской академии.
Следует отметить, что образование как форма массовой коммуникации оказывает непосредственное воздействие на развитие человека как психологической системы, в которую включены субъективная (образ мира) и деятельностная компоненты (образ жизни). Это во многом обусловлено тем, что в процессе осуществления массовой коммуникации происходит информационно-психологическое влияние, заключающееся в формировании мировоззренческих установок, ценностей, социальных позиций, общественно-политических взглядов и убеждений.
Исходя из этого, под идейно-ценностными аспектами исламского образования мы понимаем, во-первых, базовые положения и механизмы формирования ценностных ориентиров, мировоззренческих установок, принципов индивидуальной и общественной жизнедеятельности обучающихся. Во-вторых, методы трансляции соответствующих идей и социальных смыслов посредством просветительской, проповеднической и иной религиозной деятельности, осуществляемой в публичном пространстве и непосредственно влияющей на обеспечение социального порядка.
Таким образом, изучение идейно-ценностных аспектов развития исламского образования в РФ предполагает решение ряда исследовательских задач.
Во-первых, рассмотреть ценностный фундамент, на котором строилась система исламского образования и просвещения в РФ. В этой связи нам важно ответить на несколько вопросов: был ли использован опыт дореволюционной России и Советского государства, если да, то когда, кем и как; какой именно опыт оказался перспективным в современной России; опирались ли создатели системы исламского образования и просвещения в РФ на опыт зарубежных стран и какой из них оказался востребован в нашей стране.
Во-вторых, изучить основные этапы формирования исламской системы образования и просвещения в РФ, а также формы и механизмы взаимодействия органов власти России и духовных управлений мусульман на разных этапах, охарактеризовать современную ситуацию.
В-третьих, рассмотреть организационно-правовые формы создания исламских образовательных учреждений разного уровня: начальное, среднее, высшее, повышение квалификации, профессиональная переподготовка и докторантура. А также охарактеризовать критерии отнесения учреждения к тому или иному уровню, принятые образовательные стандарты, условия зачисления на образовательные программы разного уровня подготовки, условиях обучения и формы документов, выдаваемых после его успешного завершения.
В-четвертых, изучить формы, методы и механизмы взаимодействия органов государственной власти РФ, институтов гражданского общества и духовных управлений мусульман по созданию единого образовательного пространства в сфере исламского религиозного образования и системы научно-методического сопровождения деятельности соответствующих образовательных организаций. И вместе с тем охарактеризовать содержание существующих образовательных и просветительских программ.
Основные методологические принципы исследования
Продуктивное решение поставленных задач, по нашему мнению, требует применения методологии постнеклассической науки, ведущим исследовательским принципом которой выступает междисциплинарность. Важно отметить, что в современном научном дискурсе сложилось два основных подхода к трактовке понятия «междисциплинарность». Представители одного из них под термином «междисциплинарность» полагают выявление тех областей знания, которые не исследуются существующими научными дисциплинами, так как не являются традиционным объектом их исследования. Наиболее значимым результатом исследований, осуществляемых исходя из данного видения междисциплинарности, может стать возникновение новой научной дисциплины. Показательным примером реализации такого подхода является социальная психология, которая сформировалась на стыке таких дисциплин, как общая психология и социология, определив свой объект исследования и заимствовав методы из обеих «материнских» дисциплин.
Представители другого подхода трактуют междисциплинарность как взаимодействие двух или более научных дисциплин, каждая из которых имеет свой предмет, свою терминологию и методы исследования. Непосредственно такое взаимодействие, как указывает современный ученый С.А. Лебедев, реализуется при создании конкретных исследовательских проектов, междисциплинарных центров при академических организациях, проведении междисциплинарных конференций, издании проблемно, а не дисциплинарно ориентированных журналов и т.п. В рамках настоящего исследования мы солидаризируемся с представителями данного подхода и опираемся на определение, разработанное Х. Якобсом и Дж. Борландом: междисциплинарность – это вид знания, включающий методологию и терминологию более чем одной научной дисциплины для рассмотрения определенной темы, проблемы или явления [15, с. 8–10].
Исходя из данной трактовки, в междисциплинарных исследованиях применим полипарадигмальный подход к организации исследования и интерпретации полученных результатов. Уточним: греческое по происхождению слово «парадигма» имеет значение «пример, образец». Оригинальная интерпретация понятия «парадигма» представлена в монографии «Структура научных революций», автором которой является Т. Кун, авторитетный ученый, внесший значимый вклад в развитие методологии постнеклассической науки. С точки зрения Т. Куна, парадигма – это общепризнанная совокупность понятий, теорий и методов исследования, которая дает научному сообществу модель постановки проблем и их решений [5, с. 234]. Полипарадигмальный подход, как указывает современный исследователь Л.С. Лихачёва, является своеобразной «методологической триангуляцией», то есть перекрестной интерпретацией одного и того же объекта несколькими дополняющими друг друга источниками (исследовательскими парадигмами) [16, с. 28]. Он представляет собой открытое множество исследовательских парадигм, взаимодополняющих друг друга, что дает возможность подбирать для изучения какого-либо конкретного объекта совокупность наиболее подходящих методов и процедур познания. Это создает, во-первых, разное «видение» этого объекта, а во-вторых, способствует более полному и разностороннему представлению о нем, что является принципиально важным для изучения явлений, порожденных современными реалиями.
Соответственно, при изучении исламского образования, являющегося многогранным социальным феноменом, и рассмотрении идейно-ценностных аспектов его развития в РФ мы считаем целесообразным реализовать принцип междисциплинарности и полипарадигмальный подход. Подчеркнем: принцип междисциплинарности открывает возможность использовать методологию нескольких дисциплин, а полипарадигмальный подход – применять несколько исследовательских парадигм как сформировавшихся в рамках одной научной дисциплины (например, различные парадигмы социологии, психологии и другие), так и парадигмы, присущие группе смежных гуманитарных и социальных наук (например, качественная и количественная парадигма). Следует отметить: согласно одному из ведущих принципов постнеклассической науки, жесткий методологический ригоризм, проявляющийся в неукоснительном следовании строго определенным нормативным методологическим моделям, в том числе классической и неклассической методологии науки, включая логический позитивизм, неприемлем в реальном научном познании [15, с. 9]. Во-первых, потому что современная общественно-политическая жизнь динамична, новые социальные реалии порождают новые трансформации общества, изменяют его социальные институты и процессы, а также повседневную и психологическую реальность человека, живущего в XXI веке. В силу этого для решения задач конкретного исследования необходим методологический плюрализм, обеспечивающий разностороннее видение объекта и интерпретацию результатов исследования с точки зрения нескольких научных дисциплин и парадигм. Во-вторых, методологическая (особенно логическая) составляющая является только одним из компонентов познавательной деятельности ученых. Другими компонентами современного научного познания являются продуктивное воображение, основанное на свободе сознания и мышления, что открывает перспективы конструктивного применения многочисленных научных конвенций. Это во многом определяет инновационный характер результатов научных исследований.
Стратегия и основные методы эмпирического исследования
Безусловно, мы полагаем необходимым проведение метаанализа как интеграции, обобщения данных научных исследований, посвященных вопросам развития исламского образования в РФ. Однако высокий прогностический потенциал, на наш взгляд, имеет эмпирическое исследование, позволяющее содержательно охарактеризовать идейно-ценностные аспекты развития исламского образования в РФ. Эмпирические методы исследования, позволяющие решить поставленные задачи, по нашему мнению, целесообразно разделить на две группы: аналитические и коммуникативные. К первой группе методов мы относим, прежде всего, анализ документов. Следует отметить, что анализ документов как метод научного исследования предполагает их систематическое изучение, направленное на получение информации, значимой для целей исследования.
В этой связи считаем целесообразным провести анализ как основополагающих для системы исламского образования законодательных актов, так и нормативно-правовых документов, регулирующих соответствующую деятельность (образовательные стандарты, учебные планы и другие). Базовыми документами для анализа, исходя из поставленных исследовательских задач, являются Федеральный закон от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу 03.10.2021 г.), Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года), Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». Данные документы определяют основные приоритеты страны, непосредственно влияющие на образовательный процесс. Его неотъемлемой частью, как известно, является воспитание, включающее в себя развитие культурной компетентности, нравственной, гражданской и социальной позиций обучающихся. Для анализа данных документов, кроме стандартных процедур, мы предлагаем применять оригинальный алгоритм. В соответствии с ним первая задача состоит в определении того, как соотносится смысловое содержание положений названных документов, касающихся духовно-нравственной сферы жизни человека и общества, с основными положениями исламского вероучения. Вторая – анализ кейсов, показывающих на реальных примерах, как именно деятельность исламских образовательных организаций способствует реализации гуманистических ценностей, развитию социальной солидарности и обеспечению духовной безопасности общества. Такой подход к анализу, основанный на принципах междисциплинарности и полипарадигмальности, позволит выявить перспективный опыт и/или возникающие трудности и составить соответствующие научно-методические рекомендации.
Наряду с анализом документов, важным методом для решения поставленных задач выступает социологический мониторинг контента официальных информационных ресурсов, освещающих актуальные вопросы развития исламского образования и просвещения в РФ. С нашей точки зрения, таким наиболее значимым ресурсом является сайт Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования, который был создан крупнейшими религиозными организациями при содействии Управления Президента Российской Федерации по внутренней политике. Фонд оказывает поддержку деятельности, направленной на развитие исламской культуры, науки и образования, распространение идей толерантности, духовно-нравственное воспитание детей и молодежи, недопущение исламофобии, противодействие распространению экстремизма и терроризма. И вместе с тем необходим мониторинг информационно-образовательного портала Совета по исламскому образованию, одним из ключевых направлений деятельности которого является создание единого образовательного пространства в сфере исламского религиозного образования.
Уточним, что социологический мониторинг (лат. monitorius – предостерегающий, предупреждающий) является наиболее оптимальным методом организации сбора и анализа информации, так как позволяет получить и систематизировать данные о состоянии определенного социального процесса или социальной ситуации. Цель мониторинга в рамках настоящего исследования – выявить особенности социальной репрезентации системы современного исламского образования и просвещения, представленные структурно-тематические элементы, содержательно раскрывающие его идейно-ценностные аспекты. Процедура мониторинга будет включать три основных этапа в соответствии с нисходящей стратегией анализа данных (от общего к частному). Первый – это разработка классификатора, позволяющего структурировать материалы, представленные на сайтах, и выделить основные направления (темы), характеризующие в целом исламское образование и просвещение, а также их структурные элементы (вопросы, раскрывающие основные темы). Темы получат краткое обозначение и будут представлены на линейной диаграмме в виде рейтинга по убыванию популярности (в процентном выражении от общего количества источников информации, которое берется равным 100%). Второй этап – дайджестирование материалов, согласно выделенным темам, в режиме «синтез-аннотация». В виде синтеза в одной-двух фразах передаются главные мысли статьи, в аннотации кратко отражается основное содержание материала. В ходе дальнейших методических процедур будет охарактеризован знак информации, который определяется как «положительное» (что одобряется, приветствуется), «отрицательное» (что порицается, отвергается), «сбалансированное» (где есть как одобряемые, так и порицаемые моменты) и «нейтральное» отношение, что соответственно кодируется (+), (-), (+/-), (0), и будут выявлены социальные маркеры медиадискурса, определяющие данный знак. Третий этап – сравнительно-сопоставительный анализ результатов мониторинга двух интернет-ресурсов. Результаты мониторинга позволят выявить ключевые категории репрезентации в официальном дискурсе идейноценностных аспектов развития исламского образования в РФ.
Вторая группа эмпирических методов, направленных на решение поставленных нами исследовательских задач, – это коммуникативные методы. К ним мы относим нарративное, экспертное интервью, а также полусруктурированное интервью, организованное по методу фокус-группы. В качестве респондентов выступят руководители, преподаватели и обучающиеся исламских образовательных организаций.
Нарративное интервью (англ. и фр. narrative – повествовательный) – метод сбора качественных данных, который сводится к анализу рассказов и историй людей. Роль интервьюера заключается в том, чтобы дать возможность респонденту свободно высказаться на заданную тему, рассказать свою историю без вмешательства. Именно респондент определяет композицию, контекстуальные рамки, рациональные и эмоциональные оттенки, стиль, выразительные языковые средства повествования. Интервьюер по ходу повествования задает уточняющие вопросы, направленные на прояснение деталей рассказа, смысла высказываний. Для анализа данных, полученных в результате данного интервью, мы предлагаем опираться на структурный подход, а именно методику анализа нарративов, разработанную В. Лабовым и Дж. Валецким [17, с. 94]. Она предполагает: выделение тезисов (краткое изложение сути), характеристику ориентации (время, место, ситуация, участники); оценку (значимость и смысл действия, отношение рассказчика; что в этом важного, интересного); резолюцию (что случилось), код (итог, завершение повествования, возврат к настоящему моменту). Важное преимущество данной методики в том, что она позволяет проанализировать как индивидуальные, так и социальные смыслы и значения.
Отметим, что нарративное интервью впервые применил в 1975 году Ф. Шютце в рамках социологического проекта Билефельдского университета [18]. Нарративное интервью применялось им как метод биографических исследований с целью анализа положения дел и взаимодействия между властными структурами после объединения муниципальных округов. Оказалось, что полученные рассказы муниципальных политиков о степени их включенности в подобные объединения дали гораздо больше полезной информации, чем просьба ответить на ряд заранее подготовленных вопросов. Мы полагаем, что данный метод позволит нам определить ценности, цели, социальные смыслы и перспективы, которые приоритетны для создателей системы исламского образования и просвещения в РФ, а также для субъектов образовательного процесса. И вместе с тем позволит разработать план и составить вопросники для проведения экспертного и полусруктурированного интервью (фокус-группа).
Экспертное интервью – метод качественного исследования, одна из разновидностей глубинного интервью, беседа с компетентным специалистом (экспертом) по определенной теме и интервьюером (модератором). Фокус-группа – групповая дискуссия, организованная по подготовленному интервьюером плану. Предмет – спектр мнений респондентов по определенным вопросам, причина формирования мнений, мотивов поведения и т.п. В качестве метода обработки данных этих видов интервью предлагается дискурс-анализ. Отметим, что в рамках постнеклассической научной парадигмы активно развивается дискурсивная психология, которая основывается на пересмотре принципиальных идей когнитивной и социальной психологии. Дискурс понимается как специфическая версия событий, выраженная в повествованиях, утверждениях, диалогах. Методика анализа дискурса основывается на деконструкции текстов (высказываний), в результате которой выявляются основные психолингвистические единицы – пропозиции первого порядка (темы), отражающие цель сообщения, выражающие смысловую позицию, определенное понимание факта, явления.
Заключение
Подводя итог, сформулируем основные выводы.
Во-первых, реализация принципа междисциплинаности и полипарадимального подхода к исследованию позволит в полной мере охарактеризовать идейно-ценностные аспекты развития исламского образования в РФ.
Во-вторых, предложенные аналитические методы эмпирического исследования позволят определить особенности реализации базовых идей и ценностей в деятельности исламских образовательных организаций и просветительских интернет-ресурсов. Коммуникативные методы эмпирического исследования помогут раскрыть социальные и личностные смыслы, понимание целей и перспектив деятельности субъектов образовательного пространства.
Таким образом, результаты эмпирического исследования, основанного на методологии постнеклассической науки, позволят содержательно проинтерпретировать идейно-ценностные аспекты развития исламского образования в РФ.
Список литературы
1. Аль-Кинди. О первой философии. Антология мировой философии: в 4 т. Т. 1. Ч. 2. М.: Мысль; 1969. C. 713.
2. Билалов М.И. Специфика связи науки, философии и теологии в исламе. Теология и образование. 2020;3:136–142.
3. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М.: Аст Москва: Хранитель; 2006. 873 с.
4. Гилберт Д., Малкей М. Открывая ящик Пандоры: социологический анализ высказываний ученых. М.: Прогресс; 1987. 296 с.
5. Кун Т. Структура научных революций. М.: АСТ; 2003. 605 с.
6. Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? Зенкин С.Н. (пер. с фр.). СПб.: Алетейя; 1998. 288 с.
7. Бодрийяр Ж. Общество потребления: его мифы и структуры. М.: Республика: Культурная революция; 2006. 268 с.
8. Матурана У. Биология познания. Мешенин Ю.М. (пер. с англ.). М.: Прогресс; 1996. 416 с.
9. Вацлавик П., Бивиy Д., Джексон Д. Прагматика человеческих коммуникаций: изучение паттернов, патологий и парадоксов взаимодействия. Суворова А. (пер. с англ.). М.: Апрель-Пресс; 2000. 320 с.
10. Glasersfeld von E. Radical Constructivism: A Way of Knowing and Learning. Studies in Mathematics Education. London: The Falmer Press; 1995. 231 р.
11. Калимуллин Р.Х. Исламское образование в духовных образовательных организациях. Уфа: Изд-во БГПУ; 2018. 225 с.
12. Габадуллина М.Р. Жизненные ориентиры учащихся медресе в контексте духовной безопасности. Опыт дерадикализации и ресоциализации приверженцев экстремистских и террористических идеологий. Материалы международной научно-практической конференции. Казань, 9-11 октября 2018. Казань: изд-во Академии наук РТ; 2018. С. 358–365.
13. Ольшанский Д.В. Основы политической психологии. Екатеринбург: Деловая книга; 2001. 496 с.
14. Смелзер Н. Социология. М.: Феникс; 1998. 688 с.
15. Лебедев С.А. Классическая, неклассическая и постнеклассическая методологии науки. Гуманитарный вестник. 2019;2(76):1–12.
16. Лихачева Л.С. Проблема полипарадигмальности в методологии социального познания. Толерантность в контексте многоукладности российской культуры: тезисы международной научной конференции. Екатеринбург, 29-30 мая 2001 г. Екатеринбург: издательство Уральского университета; 2001. C. 27–29.
17. Терехова Т.А., Малахаева С.К. Нарративное интервью как методологический конструкт междисциплинарного исследования. Психология в экономике и управлении. 2013;1:91–95.
18. Schuetze F. Biographieforschung und narrahives Interview. Neue Praxis. 1983;3:283–293.
Об авторе
Н. С. СедыхРоссия
Седых Наталья Сергеевна, кандидат философских наук
г. Болгар
Рецензия
Для цитирования:
Седых Н.С. Методология изучения идейно-ценностных аспектов развития исламского образования в Российской Федерации. Minbar. Islamic Studies. 2023;16(1):175-190. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2023-16-1-175-190
For citation:
Sedykh N.S. The methodology of studying the ideological and value aspects of the Islamic education development in the Russian Federation. Minbar. Islamic Studies. 2023;16(1):175-190. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2023-16-1-175-190