Preview

Minbar. Islamic Studies

Расширенный поиск
Том 16, № 1 (2023)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.31162/2618-9569-2023-16-1

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ 

13-31 108
Аннотация

Конец XIX – начало XX в. в истории татарской общественной мысли представляет собой период бурного развития. Это связано, с одной стороны, с процессами становления капитализма в России, так как новые обстоятельства требовали новых заключений богословов, с другой стороны, с политическим и экономическим застоем в исламском мире. В данной ситуации мусульманские и в том числе татарские богословы искали выход из сложившегося кризиса. В этой связи изучение татароязычной периодики представляется особо интересным, так как в отличие от анализа богословских трактатов дает возможность выявить реальные вопросы, адресованные имамами и рядовыми мусульманами богословам, что позволяет изучить практическую сторону проблемы. 

32-42 83
Аннотация

Статья знакомит с открытым письмом-обращением к шейх-уль-исламу Османского государства, с которым выступил на страницах одного из османских изданий выдающийся российский мусульманский общественный деятель Исмаил Гаспринский. В письме автор выступает как яркий просветитель, подвергает жесткой критике интеллектуальное и духовное состояние мусульманского общества, предлагает свои способы решения существующих в нем насущных проблем, от которых, по его мнению, зависит будущее исламского мира. Также приводится транслитерация текста источника графикой современного татарского языка.

43-61 89
Аннотация

Статья посвящена анализу сюжетов из итинерария Салляма, отправленного Аббасидским халифом аль-Васиком для посещения воздвигнутых Александром Македонским на границе с племенами «Йаджудж и Маджудж» оборонительных укреплений. Актуальность исследования определяется необходимостью адекватного понимания истории межкультурных взаимодействий населения Евразийской степи. Цель исследования состоит в идентификации географических объектов Центральной Азии и быта местных этносов в сведениях путешественника. С одной стороны, в статье изучаются разновидности путевых записок Салляма в арабских географических сочинениях IX–XVI вв., с другой стороны, сопоставляются фрагменты из традиционных арабских географических источников, а также китайских исторических и географических трактатов, способствующих интерпретации сведений о ландшафте, населенных пунктах и исконных обычаях народов Центральной Азии. С целью установить даты появления разных схем передвижения Салляма применяются историко-сравнительный и проблемно-хронологический методы, а в ходе идентификации реалистических составляющих в мифологических выдержках из описания путешествия используется историко-этнологический метод. Делается вывод, что в эпизодах итинерария находят отражение как эоловая форма рельефа в пустыне Центральной Азии, так и история захвата транспортной артерии между Памиром и Внутренним Китаем тибетцами, а также характерные ритуальные жесты, порой позволяющие согдийцам избавиться от некоторой сложной политической дилеммы. 

62-74 641
Аннотация

В статье рассматриваются региональные связи племенных групп района Джибаль Нуба провинции Южный Кордофан в Судане. Исламизация этих племен, растянувшаяся на период, превышающий столетие, серьезным образом изменила традиционный уклад жизни, способствовала демографическим трансформациям, интеграции местных жителей в суданское общество. Одновременно можно наблюдать деформации в политических взглядах местных лидеров, пытающихся добиться ослабления связей с центром и препятствовать инициативам, направленным на компромисс и мирное решение всех региональных проблем. Это является следствием сложной и противоречивой истории взаимоотношений в течение как предколониального периода, так и периода англо-египетского кондоминиума после 1898 г.
Особое внимание в представленном материале уделяется контактам племен Джибаль Нуба с соседними арабскими племенами. Отмечается готовность к позитивному взаимодействию на клановом и племенном уровнях. В статье рассмотрена также история отношений Нуба с государственными образованиями, возникшими после закрепления ислама в качестве государственной доктрины в султанате Фундж с центром в Сеннаре в XVI в. Наряду с этим происходили активные контакты с другими мусульманскими государствами, прежде всего с султанатом в Дарфуре и небольшими государственными образованиями в Кордофане. 

ТЕОЛОГИЯ 

77-98 90
Аннотация

Данная публикация составляет часть цикла, посвященного раскрытию реформаторского потенциала фальсафы – эллинизирующей школы философской теологии классического ислама, крупнейшими представителями которой выступали аль-Фараби (ум. 950), Ибн-Сина (Авиценна; ум. 1037) и Ибн-Рушд (Аверроэс; ум. 1198). Целый ряд характерных для этой школы концепций (включая такие, что традиционно квалифицировались в качестве гетеродоксальных) оказались востребованными со стороны модернистов XIX–XX вв., ратовавших за инклюзивистско-интеллектуалистскую реконструкцию теологического дискурса.
В статье освещаются реформаторское обращение к фальсафскому тезису об извечности творения, а также релевантные вопросы, связанные с обоснованием существования Бога как Бытийно-необходимого и трактовкой Его фундаментальных атрибутов (знание, могущество и воля). Эта ориентация преимущественно прослеживается нами в теологическом наследии двух главных основоположников мусульманского модернизма – Дж. аль-Афгани (1838/1839–1897) и его ученика-соратника М. Абдо (1849–1905; Египет). Широкомасштабность данной интенции иллюстрируется творчеством видных их современников, таких как Ш. ан-Нумани (Индия) и Ш. аль-Марджани (Россия). 

99-116 200
Аннотация

В статье анализируется роль выдающегося исламского правоведа Абу-Ханифы, создателя школы фикха и системы, повлиявшей на дальнейшее развитие мусульманских обществ. Рассматривается дискуссионный вопрос авторства трудов, подписанных его именем, и утверждается, что несмотря на активное участие учеников и сторонников в разработке из его наследия, их главным и, что немаловажно, признанным в исторической традиции автором остается сам Абу-Ханифа. Показана связь между деятельностью Абу-Ханифы и его последователей по созданию правового фундамента общества и обновлением (тадждид) в целом. В заключении отмечается роль Абу-Ханифы как муджаддида в общественно-исторической перспективе. 

117-125 203
Аннотация

В статье рассматривается социальная ответственность в контексте ислама, акцентируется внимание на ее ключевых аспектах и специфике в сфере религиозных отношений. Выделяются пять постулатов, которые регулируют моральную систему и определяют основу социальной ответственности в исламе: единство, равновесие, свобода воли, обязательства и добродетель. В статье выявляется система достижения социальной и экономической справедливости в исламе посредством выплаты с доходов и имущества религиозного налога (закят), создания благотворительных фондов (вакф), раздачи милостыни (садака), беспроцентных займов (аль-кард аль-хасан) и т.п. Запрет на интерес (риба) определяется как важная основа системы социальной ответственности и устойчивого развития в исламе.
Методология статьи заключается в анализе первоисточников исламской доктрины, а также выявлении основных аспектов и специфики социальной ответственности в контексте ислама. В статье также используется сравнительный подход, подчеркивающий различия и сходства между концепцией социальной ответственности в исламе и ее аналогами в других культурах и религиях. 

126-151 75
Аннотация

В представленной статье предпринята попытка критического осмысления десяти переводов 8–13 аятов суры «аль-Бакара» на русский язык, рассматриваемых в порядке их выхода в свет, что позволило проследить некоторую смысловую трансформацию. Так, современные переводы больше акцентируют внимание на внутренние (иррациональные) процессы, разводя арабские глаголы ощущения (شعر) и убеждения (علِم), в отличие от своих предшественников, переводящих их как синонимы, подчеркивая тем самым важность рациональных процессов, опираясь на тафсиры, которые также со временем претерпели некоторые изменения смысла. На основании критического осмысления различных переводов вышеназванных аятов Корана, а также четырех тафсиров осуществлен теолого-лингвистический анализ данного фрагмента текста, в результате чего выдвинуто предположение о наличии двух видов лицемеров: осознающих свое лицемерие и не осознающих (или не желающих осознать), принимая подобие веры за веру истинную. Данное обстоятельство позволило понять причины разных подходов к переводу арабских глаголов شعر и علِم. Так, в более ранних переводах Корана они переводятся как синонимы, так как согласно ранним тафсирам, на которые, видимо, опирались авторы данных переводов, в указанном фрагменте Священного текста речь идет о группе людей, сознательно лицемерящих о своей вере с целью извлечения личных выгод. Их лицемерие является рационально осмысленным, в связи с чем переводчиками для глагола группы «ощущения» شعر использован смысл глагола группы «убеждения» علِم. В более поздних переводах Корана, так же как и в современных тафсирах, рассмотренных нами в представленной работе, не выражено четкого указания ни на конкретную группу людей (что обнаружено в комментариях Д. Богуславского), ни на то, что лицемерие этих людей является осознанным. В данных работах акцент внимания авторов смещается на процессы, происходящие в сердце (в душе), что позволяет говорить о категории людей, лицемерящих неосознанно, полагающих, что они уверовали, что творят благо, людей, не желающих осознания своего неверия, не ощущающих, не чувствующих его ввиду болезни своего сердца. В связи с этим, как нам видится, более поздние переводчики делают акцент на разнице смыслов глагола ощущения (شعر) и глагола убеждения (علِم). Данный факт дает толчок к рефлексии своего собственного положения относительно веры, которое на рациональном уровне может быть вполне убедительным, а на иррациональном – вызывать некоторые сомнения.

152-174 100
Аннотация

Научная статья посвящена вопросам анализа некоторых юридических категорий, терминов, используемых русскоязычными исследователями в процессе изучения мусульманской системы права, фикха, шариата и некоторых ключевых понятий в религии ислам. В качестве обоснования актуальности работы указывается, что в российском академическом исламоведении существует необходимость стандартизации/типизации понятийного аппарата в целях объективного понимания и толкования различных источников мусульманской религии и права, особенно если речь идет о вопросах ответственности, анализе действий субъекта и его поведения. В настоящем исследовании в качестве методологической базы в большей степени задействован лингвистический метод, позволивший выработать формулировки и показать соотношение отдельных юридических понятий и категорий в русском, арабском и чеченском языках. Структурно настоящая работа состоит из введения, основной части, представленной в табличной форме, и заключения. В качестве вывода указывается, что российское научное академическое сообщество, занимающееся вопросами ислама и исламского права, призвано научиться говорить на одном языке несмотря на то, представителями какого языка они являются (русского, чеченского, арабского и т.п.), – на языке веры, науки, знаний, объективности и правды.

175-190 74
Аннотация

 В статье раскрываются перспективы применения постнеклассической научной методологии в изучении идейно-ценностных аспектов развития исламского образования в России. С точки зрения современных интеллектуальных трендов дается содержательная характеристика объекта, предмета и задач исследования. Обосновывается необходимость реализации принципа междисциплинарности и полипарадигмального подхода для получения значимых результатов исследования, имеющих теоретическую и прикладную ценность. Рассматриваются основные методологические принципы, стратегия и методы эмпирического исследования. Дается характеристика предлагаемых аналитических и коммуникативных методов исследования. Показывается, что полученные результаты позволят в полной мере охарактеризовать идейно-ценностные аспекты развития исламского образования в России и найдут свое применение в определении перспективных направлений дальнейшего диалогового взаимодействия органов государственной власти и духовных управлений мусульман по совершенствованию системы религиозного образования в РФ. 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 

193-212 83
Аннотация

В статье на основе результатов социально-психологического исследования, проведенного в 2020-2021 гг. с целью изучения особенностей семьи и отношения к вопросам деторождаемости в Египте, в котором приняло участие 122 респондента-египтянина, анализируютсясемейные отношения, религиозность и рождаемость. В исследовании использована методика «Международные предпочтения при выборе партнера. Исследование 37 культур» (Д. Басс, М. Аббот); методика «Ролевые ожидания и притязания» (А.Н. Волкова), а также ассоциативный эксперимент, в котором участникам предъявляется слово-стимул и предлагается отреагировать на него другими словами или словосочетаниями. На основе материалов современных статистических данных представлен общий анализ демографической ситуации в Арабской Республике Египет, а также рассмотрены факторы, играющие роль в деторождении. Обозначены основные тенденции, связанные с политикой контроля рождаемости. Особое внимание авторы уделяют рассмотрению религиозного фактора и его роли в создании современной египетской семьи и деторождении. На основании проведенного исследования сделан вывод, что желание и готовность иметь детей – наиболее частое ожидание респондентов от партнера, без нихрак может не состояться. Показано, что египтяне тесно связывают родительство и брак с религией. 

213-234 93
Аннотация

В статье представлены результаты исследования психологических проблем женщин-мигранток в семейных и детско-родительских отношениях. В исследовании приняли участие 120 замужних женщин в возрасте от 22 до 43 лет, проживающих в Казани, в том числе 70 коренных жительниц города и 50 мигранток. В работе использованы следующие методы исследования: тестирование с помощью опросников («Удовлетворенность браком» Ю.Е. Алешиной, «Взаимодействие родитель-ребенок» И.М. Марковской), анкетирование с помощью авторской анкеты, методы математической статистики, анализа и интерпретации данных. Анализ результатов исследования показал, что в семьях мигрантов-мусульман имеются такие проблемы во взаимодействии с детьми, как большая эмоциональная дистанция, отсутствие сотрудничества, высокая тревожность за ребенка, непоследовательность в воспитании детей и конфронтация по поводу их воспитания между супругами. Мигрантки в меньшей степени удовлетворены своим браком, чем коренные жительницы Казани. Среди них достоверно чаще выявлялись такие проблемы, как чувство безнадежности и безвыходности в сложившейся ситуации, проблемы в отношениях с мужем и с воспитанием детей, перспектива развода и отсутствие в семье любви. Таким образом, большинству семей мигрантов требуется психологическая помощь. 

РЕЦЕНЗИИ 



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2618-9569 (Print)
ISSN 2712-7990 (Online)