Основы и принципы образования в исламе
https://doi.org/10.31162/2618-9569-2009-2-1-29-39
Аннотация
В данной статье автор обращается к философским истокам исламской концепции образования, выделяя ее фундаментальные основы и принципы. Далее он переносит теоретические положения в плоскость практических указаний, направленных на создание полностью исламской системы образования. В центре его концепции исламского образования лежит цель воспитания совершенного человека, преуспевающего в этом мире и в мире следующем.
Об авторе
М.-Т. Месбах-ЙаздиИран
Мохаммад-Таги Месбах-Йазди (Кум) – род. в 1934 г., аятолла, член Совета экспертов Исламской Республики Иран, основатель философской школы Хагани в г. Кум
Список литературы
1. ПРИМЕЧАНИЯ:
2. Сура «Хиджр», аят 29; сура «Сад» аят 72: «Я вдохнул в него от Моего духа». Сура «Муминун», аят 14: «Потом Мы превратили каплю в сгусток крови, кровяной сгусток — в кусок мяса, создали в куске мяса кости и покрыли кости мясом. Потом Мы воплотили его (т. е. человека) в новое создание. Благословен Аллах, наилучший из создателей!». Сура «Саджда», аят 9: «потом Он придал ему форму, вдохнул в него частицу Своего», сура «Саджда», аят 11: «Отвечай [, Мухаммад]: “Ангел смерти, который приставлен к вам, упокоит вас, а потом вы вернетесь к своему Господу”.
3. Сура «Исра», аят 70: «Несомненно, Мы даровали почет сынам Адама и по Нашей воле они передвигались по земле и морю, Мы наделили их благами и дали им явное превосходство над другими тварями».
4. Сура «А’раф», аят 179: «Мы сотворили много джиннов и людей [, предназначив их] для ада. У них — сердца, которые не разумеют, глаза, которые не видят, уши, которые не слышат. Они подобны скотам и даже еще более заблудшие. Невежды они [в делах религии]».
5. Сура «Тин», аяты 4-6: «Мы сотворили человека в прекраснейшем облике. А потом Мы обратим его в нижайшее из низших [состояние], за исключением тех, которые уверовали и вершили добрые дела. Им уготовано неиссякаемое вознаграждение».
6. Сура «Худжрат», аят 13: «Самый уважаемый Аллахом среди вас — наиболее благочестивый».
7. Сура «Ал-и Имран», аят 163: «Им — разные степени [воздаяния] у Аллаха»; Сура «Ан’ам», аят 132, сура «Алькаф», аят 19: «Для каждого [человека] — степени [воздаяния] соответственно тому, что он содеял». Сура «Худ», аяты 105- 108: «И среди [людей] будут и несчастные и счастливые. Несчастные пребудут в огне. И удел их там — вопли и стоны. Они пребудут там вечно, доколе существуют небеса и земля, если только Господу твоему не будет угодно [прекратить наказание]. Воистину, Господь твой вершит то, что пожелает. Счастливые же пребудут в раю, [данном им] как неиссякаемый дар. Вечно они пребудут там, доколе существуют небеса и земля, если только Господь твой не пожелает [вознаградить их лучшим образом]».
8. Сура «Кахф», аят 29: «Скажи [, Мухаммад]: «Кто хочет, пусть верует, а кто [не] хочет, пусть не верует», сура «Анфаль», аят 42: «определенно погиб тот, кто погиб, и определенно остался бы жить тот, кто останется в живых». Сура «Инсан», аят 2: «Воистину, Мы создали человека из капли семени, смеси, чтобы испытать его, одарили его слухом, зрением».
9. Сура «Баллад», аят 10: «[Не] повели его по двум путям [добра и зла]?». Сура «Йасин», аяты 60-61: «Не наказывал ли Я вам, о сыны Адама, не поклоняться шайтану? Ведь он — ваш явный враг. [Не велел ли] поклоняться Мне? Это и есть прямой путь».
10. Сура «Худ», аят 7, сура «Мульк» аят 2: «дабы испытать, кто же из вас лучше по деяниям»; сура «Кахф», аят 7: «чтобы испытать людей [и узнать], кто из них лучше по деяниям»; сура «Анбийа», аят 35: «Каждый человек вкусит смерть, и Мы подвергаем вас искушению добром и злом ради испытания, и вы будете возвращены к Нам».
11. Сура «Бакара», аят 286: «Добрые деяния идут на пользу ему, злые деяния идут ему во вред». Сура «Ал-и Имран», аят 25: « каждому человеку воздается сполна то, чего он заслужил, и с ними поступят по справедливости?»; сура «Ибрахим», аят 51: «дабы Аллах воздал каждому живому существу за то, что оно совершило. Воистину, Аллах скор на расплату».
12. Сура «Инсан», аят 3: «Воистину, Мы наставили его на путь [истины], будь он благодарным или неблагодарным»; сура «Шамс», аят 8: «кто внушил ей и ее грехи, и ее благочестие».
13. Сура «Ниса», аят 6: «Подвергайте испытанию сирот, [находящихся на вашем Попечении], пока они не достигнут брачного возраста. И тогда, если обнаружите, что они достигли зрелости разума, то вручайте им их имущество».
14. Сура «Ан’ам», аят 165: «Это Он сделал вас наследниками земли и возвысил по степеням одних над другими, чтобы испытать вас в том, что Он даровал вам. Воистину». Сура «Нахль», аят 71: «Аллах возвысил одних из вас над другими по уделу [земному]». Сура «Ниса», аят 32: «Не желайте того, чем Аллах оказал предпочтение одним из вас перед другими».
15. Сура «Нахль», аят 93: «Вас непременно призовут к ответу за то, что вы вершили». Сура «Такасур», аят 8: «А затем будете вы в тот день спрошены о благах [земной жизни]». Сура «Исра», аят 36: «Не следуй тому, в чем ты не сведущ, ибо слух, зрение и сердце будут призваны к ответу». Сура «Саффат», аят 24: «и остановите, - они ведь будут спрошены».
16. Сура «Бакара», аят 233: «Ни на одного человека не возлагается сверх его возможностей». Сура «Бакара», аят 286: «Аллах спрашивает с каждого только в меру его возможностей». Сура «Талак», аят 7: «Аллах не требует ни с кого большего, чем Он даровал ему».
17. Сура «Кахф», аят 66: «Не последовать ли мне за тобой, чтобы ты научил меня тому, что дано тебе знать о прямом пути?».
18. Посланник Аллаха сказал Повелителю Правоверных (Али): «О Али! Воистину, если Аллах направил на путь кого-то через тебя, то это лучше для тебя, чем обладать всем, что под солнцем» (Бихар аль-Анвар, т. 32, с. 447, гл. 12, №394; Усуль аль-Кафи, т.5, с. 28). Он также говорит: «Животные на земле, рыбы в воде, все живое в воздухе, все обитатели небес и земли молят у Аллах прощения для учителя, который учит благому. Учитель и ученик равны в своих воздаяниях» (Бихар аль-анвар, т. 3, с. 217, гл. 6, №40; Бахаир ад-Дараджат, с. 3). Также передают, что он сказал: «Учитель и ученик делят вместе свою награду; есть две награды для учителя и одна – для ученика, и нет ничего хорошего в чем-либо другом» (Бихар аль-Анвар, т. 1, с. 173; гл. 1, №35) и т.д.
19. Сура «Мухаммад» аят 4: «Он хочет испытать одних из вас посредством других»; сура «Мухаммад», аят 31: «Мы непременно подвергнем испытанию вас, чтобы определить, кто из вас радеет [на пути Аллаха] и терпелив». Сура «Ал-и Имран», аят 186: «Ваше имущество и вы сами подвергнетесь испытанию». Сура «Бакара», аят 155: «Мы испытываем [людей] страхом, голодом, недостатком в имуществе, людях и плодах». Сура «Ал-и Имран» аят 154: «чтобы узнать о том, что вы утаиваете, и очистить содержимое ваших сердец. Ведь Аллах знает о том, что в сердцах!».
20. Сура «Ал-и Имран», аят 104: «и тогда образуется из вас община, которая будет призывать к добру, побуждать к благому и отвращать от дурного. И будут такие люди благоденствовать».
21. Сура «Бакара», аят 251: «Если бы Аллах не давал одним народам возможности защищаться от других, то сгинула бы земля и весь род людской». Сура «Хадж», аят 40: «Если бы Аллах не даровал одним людям возможность защищаться от других, то непременно были бы разрушены кельи, церкви, синагоги и мечети, в которых премного славят имя Аллаха».
22. Сура «Ал-и Имран» аят 14: «Люди обольщаются утехами, доставляемыми женами, детьми, накопленными мешками золота и серебра, чистокровными конями, скотом и нивами. [Но все] это — [только] на кратковременное пользование в этом мире, тогда как у Аллаха — лучшее прибежище». Сура «Ал-и Имран», аят 185: «А ближайшая жизнь - только пользование обольщением». Сура «Касас», аят 60: «То, что даровано вам [в этом мире], — это всего лишь услады здешней жизни и ее [суетные] прикрасы. А то, чем награждает Аллах, — лучшее и вечное. Неужели вы не разумеете?».
23. Сура «Шамс», аяты 9-10: «Преуспел тот, кто очистился душой. Понес урон тот, кто сокрыл [злое] в душе». Амир аль-муминин (Али РА) говорит: «Тому, кто уважает себя, становится легко пренебрегать своими желаниями» (Ибн Аби-ль Хадид, Нахдж аль-Балага, т. 20, с. 99).
24. Посланник Аллаха сказал: «Вы все пастыри друг для друга, и каждый из вас в ответе за свою паству» (Бихар аль-Анвар, т. 72, с. 38). Имам Зайн аль-‘Абидин пишет в «Рисалят аль-хукук»: «Право тех, кого ты обучаешь, заключается в том, что ты должен осознать, что Аллах дал тебе власть над ними в том, что касается знания, которым Он тебя наделил, и тех сокровищ, которые он раскрыл для тебя. Таким образом, если ты делаешь все возможное, чтобы обучать людей, не обращаясь с ними грубо и не обижая их, Аллах даст тебе еще больше милостей, а если ты удерживаешь знание от людей и обращаешься с ними грубо, когда они просят тебя о нем, то Аллах вправе забрать у тебя знание и связанный с ним почет и устранить из сердец людей уважение к тебе» (Ман ля йа’дуру-ль факих, т. 2, с. 621).
25. Сура «Лукман», аят 33; сура «Фаджр», аят 5: «И пусть не обольщает вас земная жизнь, пусть соблазнитель не обольстит вас против Аллаха».
26. Сура «Рум» аят 7: «Они знают о здешней жизни только явное, но ничего не ведают о жизни будущей». Сура «А’раф» аят 205: «не будь из тех, кто пренебрегает предписаниями Аллаха»; сура «Анбийа», аят 1: «Близок для неверных час расплаты [в Судный день], но они по [своему] невежеству отрицают [это]». Сура «Мунафикун» аят 9: «О вы, которые уверовали! Пусть ни ваше имущество, ни ваши дети не отвлекают вас от повиновения Аллаху. А те, кто настаивает на этом, — они и есть потерпевшие урон». Сура «Хиджр» аят 3: «Пусть тебя не тревожит их судьба, и пусть они едят, пользуются [благами мирскими] и тешатся надеждой. Впоследствии они узнают».
27. Сура «Бакара», аят 213: «Аллах ниспослал пророков вестниками и увещевателями». Сура «Ниса», аят 165: «[Мы послали] посланников благовествующих и увещевающих».
28. Сура «Ра’д» аят 28: «тех, которые уверовали и сердца которых нашли утешение в поминании Аллаха”. А разве не в поминании Аллаха находят утешение сердца?».
29. Сура «Маида» аят 2, сура «Фатх» аят 29, сура «’Ашр» аят 8: «стремятся они к милости и благоволению Аллаха». Сура «Нур» аят 37: «мужи, которым ни торговля, ни купля не служат помехой тому, чтобы не забывать Аллаха». Сура «Бакара» аят 207: «Среди людей есть и такие, которые приносят в жертву душу, желая заслужить благоволение Аллаха». Сура «Ра’д» аят 22: «и те, которые носят [страдания], стремясь к лику Аллаха». Сура «Рум» аят 38: «это лучше для тех, кто жаждет благоволения Аллаха». Сура «Лайль» аят 20: «ибо сделал он это только из стремления к сущности всевышнего Господа своего».
30. Сура «Тауба» аят 111: «Воистину, Аллах купил у верующих их жизнь и имущество в обмен на уготованный им рай». Сура «Хадид» аят 23: «[Записано это в книге] для того, чтобы вы не скорбели о том, чего вы лишились, и не ликовали над тем, что вам даровали. Ведь Аллах не любит всяких гордецов и бахвалов».
31. Сура «Наджм» аят 39: «человеку уготовано только то, что [заслужил] он усердием».
32. Сура «Анбийа» аят 28: «Они могут заступиться только за тех, кем доволен Аллах, и сами они содрогаются от страха перед Ним».
33. Имам Садык говорит: «Просить у людей равнозначно тому, чтобы отдавать свою честь, так как это уничтожает скромность. Безразличие к чужому имуществу равноценно богобоязненности верующего, а страстное желание – это нынешняя бедность». Амир аль-Муминин (Али РА) говорил: «Ты должен совмещать в своем сердце и необходимость в других людях, и самодостаточность. Твоя нужда в них проявляется в твоем снисходительном обращении и учтивости с ними, а твоя самодостаточность проявляется в незапятнанной чести и постоянном поклонении» (Усуль аль-Кафи, т. 2, с. 148-149).
34. Посланник Аллаха сказал: «Эта религия (Ислам) возвышена, так что входите в нее с милосердием и не принижайте поклонения Аллаху перед рабами Аллаха, ведь вы станете подобны наезднику, не достигшему цели и вымотавшемуся раньше времени» (Усуль аль-Кафи, т. 2, с. 86-87).
35. Сура «Бакара» аят 29: «Он — тот, кто сотворил для вас все, что на земле, затем принялся за небо и придал ему форму семи небес». Сура «Хадид» аят 25: «Прежде Мы отправили Наших посланников с ясными знамениями и ниспослали с ними писание и весы, чтобы люди придерживались справедливости; Мы ниспослали также [умение плавить] железо, в котором содержатся и сильное зло, и польза для людей. [Все это] — ради того, чтобы Аллах удостоверился в том, кто помогает Ему и Его посланникам втайне. Воистину, Аллах — сильный, великий».
36. Сура «Мунафикун» аят 9: «Пусть ни ваше имущество, ни ваши дети не отвлекают вас от повиновения Аллаху». Сура «Ниса» аят 141: «И ни за что Аллах не дарует неверным победу над верующими». Сура «Анфаль» аят 60: «Приготовьте [, верующие,] против неверующих сколько можете военной силы и взнузданных коней — таким образом вы будете держать в страхе врагов Аллаха и ваших врагов».
37. Посланник Аллаха сказал: «Каждый, кто начинает свой день, не беспокоясь о делах мусульман, не является мусульманином» (Усуль аль-Кафи, т. 2, с. 163).
Рецензия
Для цитирования:
Месбах-Йазди М. Основы и принципы образования в исламе. Minbar. Islamic Studies. 2009;2(1):29-39. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2009-2-1-29-39
For citation:
Mesbah Yazdi M. The foundations and principles of education in islam. Minbar. Islamic Studies. 2009;2(1):29-39. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2009-2-1-29-39