Preview

Minbar. Islamic Studies

Расширенный поиск
Том 2, № 1 (2009)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.31162/2618-9569-2009-2-1

 
4-6 14
Аннотация

Предисловие.

Исламская наука и образование

7-14 31
Аннотация

В данной статье авторы рассматривают мораль и нравственность в качестве ключевых элементов стабильности и процветания общества. Анализируется категория морали вообще и монотеистической морали в частности. Авторами делается вывод об относительном характере морали, не имеющей религиозной основы, а также необходимости преодоления водораздела между моралью и правом. В условиях кризисного состояния современного общества нравственное воспитание должно стать важным компонентом образовательной системы, без чего дальнейший прогресс общества невозможен.

15-25 143
Аннотация

В данной статье автор анализирует широкий круг вопросов, связанных с осмыслением науки в системе ценностей человека. Как специфический институт человеческого общества и порождение культуры наука не может существовать отдельно от религиозной доминанты. В этой связи уместно разграничивать исламскую науку и современную западную науку, так как они существуют в различных мировоззренческих системах. Тем не менее автор выступает за необходимость научного обмена и восприятия исламскими учеными и мыслителями передового опыта западной науки.

26-28 36
Аннотация

В данной статье автор рассуждает о ценности и степени знания с точки зрения Корана и сунны.

29-39 42
Аннотация

В данной статье автор обращается к философским истокам исламской концепции образования, выделяя ее фундаментальные основы и принципы. Далее он переносит теоретические положения в плоскость практических указаний, направленных на создание полностью исламской системы образования. В центре его концепции исламского образования лежит цель воспитания совершенного человека, преуспевающего в этом мире и в мире следующем.

Традиции исламского образования в Татарстане и России

40-46 19
Аннотация

В данной статье автор обращается к исламским истокам и основаниям такого значимого понятия современности, как Просвещение. В Коране часто используются выражения, связанные со светом и просвещением человеческих сердец, на основании чего можно сделать вывод, что в Исламе имеется собственная концепция просвещения, базирующаяся на внутренней реальности этого учения и в корне отличная от своего западного аналога.

47-52 25
Аннотация

В данной статье автор анализирует соотношение традиции и современности в формировании исторической идентичности татар-мусульман, которая во многом базировалась на сакральном наследии Ислама. В начале ХХ века в татарской педагогической среде начинают формироваться новые подходы к изложению священной истории Ислама, что демонстрируют учебники по истории ислама видного татарского ученого и просветителя того времени Ф. Карими. Автор ставит методологический вопрос: следует ли рационально осмысливать историю пророков или же есть границы допустимого.

53-56 31
Аннотация

Автор статьи рассматривает историю и современное состояние исламского образования на территории Дагестана. Дагестан исторически был тесно связан с крупнейшими центрами исламского образования в мусульманском мире, имея и собственные традиции исламского образования. В советский период исламское образование сохранялось в нелегальном виде. После распада СССР исламское образование в республике получило новый импульс развития, использует опыт прошлых столетий и опирается на новые стандарты и требования к образованию.

57-65 27
Аннотация

Автор статьи анализирует дидактические и педагогические особенности системы обучения в татарских кадимистских медресе на рубеже XIX-XX вв. В ходе изучения методов и форм обучения в кадимистком медресе выявляются параллели с достижениями современной педагогической науки, такими как эвристический метод обучения и методика индивидуального обучения. Автор рассматривает положительные и отрицательные стороны этой системы обучения, делая вывод, что методика не может быть плохой или хорошей сама по себе.

66-68 21
Аннотация

Автор поднимает проблему сохранения духовности в обществе и ограждения молодого поколения от тлетворного влияния современной массовой культуры. Необходима концепция коллективной заботы о прибывающих из сельской местности детях на учебу через учреждение специализированных мусульманских общежитий интернатного типа. Предлагается строительство в городах воспитательных центров с современной социальной и культурнобытовой инфраструктурой для обеспечения нужд учащихся-мусульман.

69-72 29
Аннотация

Автор рассматривает проблемы и трудности организации начального исламского образования при мечетях, в связи с чем вводит в оборот термин «начальное примечетское медресе», которым будет охватываться проводимая в мечетях вся образовательная активность. В этой связи он предлагает на рассмотрение разработанный им проект «Примерного положения о начальном примечетском медресе».

73-80 67
Аннотация

В данной статье автор рассматривает историю преподавания исламского вероучения (акыда) в татарских медресе. К сожалению, многовековая преемственность в изучении этой научной дисциплины студентами татарских религиозных учебных заведений была прервана, и сегодня ведется работа по разработке учебных пособий по акыде. В основном используются переводы зарубежных авторов, однако учитываются и местные традиции.

Ислам за рубежом

81-86 76
Аннотация

Автор данной статьи ставит вопрос о вкладе суфийских братств и существующих на их основе неформальных турецких религиозных организаций и движений в развитие образовательного пространства Турецкой республики на примере деятельности джамаата Сулеймания. Этот джамаат имеет широкую сеть образовательных учреждений в самой Турции и за ее пределами. В статье описывается уникальная модель религиозного образования, позволяющая сохранять традиции прошлого в условиях современности.

87-95 323
Аннотация

В данной статье автор рассматривает демографические и социокультурные аспекты жизни современной мусульманской общины в Великобритании. Мусульманская диаспора этой страны формировалась на протяжении длительного периода и мультиэтнична по своему составу. В последнее время число мусульман, а также активность и степень участия их в общественной жизни Великобритании неуклонно растет, что позволяет автору сделать вывод о возможности серьезных социально-экономических и политических изменений в этой стране в первой половине XXI в.

96-99 22
Аннотация

В данной статье автор рассматривает особенности зарождения и развития мусульманских диаспор США и Канады. Представители мира Ислама, эмигрирующие в эти страны, поразному адаптируются к условиям принимающих их обществ, что неизбежно порождает проблемы. Тем не менее мусульмане США и Канады зачастую весьма хорошо интегрируются в социум, демонстрируют высокий образовательный уровень, чем объясняется активное участие мусульман в политике обеих стран на самых различных уровнях.

100-107 13
Аннотация

Статья посвящена той особенности нынешней политической власти в Иране, которая касается поста Верховного Лидера, представляющего собой высший надгосударственный пост в стране. Его основной обязанностью является гарантия претворения в жизнь положений Священного Корана и исламской конституции Ирана.

108-117 28
Аннотация

В данной статье автор рассматривает практическое воплощение идей Исламской республики политического деятеля Хасана ат-Тураби в Судане в 1989-1999 г. Суданские исламисты во главе с ат-Тураби провели колоссальную организационную и политическую работу по обеспечению основ реализации своего проекта. Однако из-за неблагоприятных социальноэкономических условий в стране, нестабильности в обществе и разногласий между различными группами властной элиты этот проект пришел к краху.

Исламское ученые прошлого и современности

118-124 97
Аннотация

Текст представляет собой первую главу трактата «Фатх ар-Раббани ва файз ар-Рахмани» («Божественный дар») величайшего исламского ученого и суфия Шейха Мухйи ад-Дина Абд аль-Кадира аль-Гиляни. Трактат аль-Гиляни на протяжении столетий служил надежным руководством для следующих по пути духовного совершенствования. В этой главе излагаются духовные советы и наставления об избегании недовольства Аллахом.

125-129 71
Аннотация

Данный текст представляет собой фрагмент из книги Марджани «ал-Хикма ал-балига алджаниййа фи-шарх ал-‘акаид ал-ханафиййа» («Предельно зрелая мудрость в толковании ханафитского вероучения»), изданной в 1889 году в Казани. Сам трактат представляет собой кредо самого Марджани, в котором он постарался изложить суть основных положений религиозного вероучения ханафитов.

130-143 80
Аннотация

Статья принадлежит перу известного мусульманского ученого из Туниса Шейха аль-Гумари. Автор статьи ставит задачу опровергнуть наиболее очевидные заблуждения «саляфитского» автора Альбани относительно такого исламского института, как тавассуль – использование средств или причин в приближении к Аллаху. Данная статья весьма актуальна в условиях распространения искаженных представлений об Исламе среди самих мусульман.

144-154 20
Аннотация

В данной статье автор рассматривает отличия в понимании таухида (единство Аллаха) в ашаритской мысли и в трудах средневекового автора Ибн Таймийи. Между ними имеются расхождения по целому ряду ключевых для мировоззрения мусульманина вопросов – границы между таухидом и ширком, толкование антропоморфических выражений в Коране и т.д. Автор убедительно аргументирует свою позицию и доказывает неприемлемость взглядов Ибн Таймийи относительно понимания таухида.

155-162 17
Аннотация

Автор данной статьи рассматривает концепцию иджтихада татарского религиозного деятеля и просветителя Габдуллы Буби, идеи которого пересекаются со взглядами многих других мусульманских реформаторов прошлого и современности. Охвативший мусульманский мир кризис объясняется «закрытием дверей иджтихада», сковавшим творческие силы мусульман. Автор пытается применить некоторые идеи Буби относительно возрождения иджтихада к реалиям сегодняшнего дня.

Актуальное

163-168 18
Аннотация

Автор статьи обращается к актуальной проблеме сегодняшнего дня – распространению экстремистских взглядов среди части мусульманской молодежи. В статье рассматриваются духовные, социально-психологические, идеологические и политические истоки ваххабизма на территории Российской Федерации и Республики Дагестан.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2618-9569 (Print)