Священная история: между религиозностью и рациональностью
https://doi.org/10.31162/2618-9569-2009-2-1-47-52
Аннотация
В данной статье автор анализирует соотношение традиции и современности в формировании исторической идентичности татар-мусульман, которая во многом базировалась на сакральном наследии Ислама. В начале ХХ века в татарской педагогической среде начинают формироваться новые подходы к изложению священной истории Ислама, что демонстрируют учебники по истории ислама видного татарского ученого и просветителя того времени Ф. Карими. Автор ставит методологический вопрос: следует ли рационально осмысливать историю пророков или же есть границы допустимого.
Ключевые слова
Об авторе
А. А. ГатинРоссия
Гатин Аскар Александрович (Казань) – кандидат исторических наук, ассистент, кафедра истории и культуры татарского народа, факультет татарской филологии и истории
Список литературы
1. ПРИМЕЧАНИЕ:
2. Ныне входит в состав Альметьевского района Республики Татарстан.
3. Так, можно назвать следующие книги, предназначенные для татарских мектебов и медресе, изданные в конце позапрошлого столетия: “Мидхале тарих ислам” С. Сибгатуллы (1897), “Тарих әнбия” (“История пророков») Г. Садыкова (1897, 1900), “Әнбия тарихы” («История пророков») Б. Габделькашшафа (1899), «Мохтәсар тарих ислам” («Краткая история ислама», 1899), «Тарих Әнбия” (1900 – 1909, 8 изданий) и др.
4. “Тарих Әнбия” М. Ханафи (1907 – 1916 г, 13 изданий); «Тарих Әнбия вә мохтәсар тарих ислам” (1907); “Тарих Әнбия” Г. Джалиля (1907) и его же “Тарих ислам”; “Пәйгамбәрләр тарихы һәм тарих ислам” Л. Гильми (1908); “Тарих ислам” Я Мамлиева (1908) и его же «Мөәхисс тарих ислам” (1908); “Мидхәле тарих ислам” С. Сунгатуллы (1908); “Тарих Әнбия” Ш. Халиди (1908); “Тарих ислам” в 4-х частях М. Сулеймани (1908 – 1910); «Тарих Әнбия” К. Биккулова (несколько изданий до 1912 г.); “Мосаввар тарих ислам” в 2-х частях С. Камала (1913 – 1918, 3 издания); “Әнбия тарихы” И. Халили (1913 – 1916, 4 издания) и его же «Ислам тарихы” (1912 – 1915, 3 издания) и др. Все перечисленное, за исключением оренбургского учебника “Тарих ислам” Г. Джалиля, было издано в Казани и предназначалось для шакирдов мектебов и средней ступени (рушдия) медресе.
5. Все три части учебника неоднократно переиздавались, нередко бессистемно, в зависимости от потребностей в книгах. Так, первая часть («Тарих Әнбия») была издана в 1911, 1912, 1913, 1914, 1915 гг., вторая часть – в 1912, 1913, 1914, 1917 гг., а третья часть – только в 1912 и 1917 гг. Порядок издания отдельных частей частично совпадает лишь в 1-м, 2-м и 3-м изданиях, что свидетельствует о востребованности учебника в мектебах и медресе Оренбурга и Уфы. При этом нельзя не упомянуть, что учебник Ф. Карими был «более распространенным сравнительно с книгой Ханафиева» (т.е. «Тарих Әнбия» М. Ханафи). См.: Любимов А. Мактабы и медресе г. Уфы и 1-го района Уфимского уезда // Вестник Оренбургского учебного округа. – 1914. - № 2. – С. 88.
6. Использование татарского учебника для подготовки православных миссионеров в Казанской Духовной академии вовсе не свидетельствует о близости учебного материала идеалам православного религиозного образования, а является лишь фактом определенного внимания к мусульманской литературе того периода и использования ее для непосредственного ознакомления будущих миссионеров с мусульманским мировоззрением. В данном случае для нас важна лишь оценка учебника Н.Ф. Катановым, внимательно следившим за издаваемой татарской литературой и нередко дававшего свои рецензии и отзывы на нее в прессе.
7. НАРТ, ф. 1370, оп. 2, д. 28, л. 59.
8. Кәрими Ф. Тарих Әнбия. – Оренбург, 1912. – С. 3.
9. Тарих Әнбия. – Казан: Милләт, 1911. – С. 2.
10. Кәрими Ф. Тарих Әнбия. – Оренбург, 1912. – С. 9 – 10.
11. Тарих Әнбия. – Казан: Милләт, 1911. – С. 6 – 7.
12. Кәрими Ф. Тарих Әнбия. – Оренбург, 1912. – С. 14 – 18.
13. Тарих Әнбия. – Казан: Милләт, 1911. – С. 9 – 12.
14. Кәрими Ф. Тарих Әнбия. – Оренбург, 1912. – С. 40.
15. Как известно, в начале ХХ века, когда был составлен данный учебник, большинство арабских стран находилось в колониальной зависимости или не имело самостоятельного статуса, в связи с чем и употребляется слово «исчезло».
16. Кәримов Ф. Мохтәсар тарих ислам.Өченче кыйсем. – Оренбург, 1912. – С. 81.
Рецензия
Для цитирования:
Гатин А.А. Священная история: между религиозностью и рациональностью. Minbar. Islamic Studies. 2009;2(1):47-52. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2009-2-1-47-52
For citation:
Gatin A. The sacred history: between rationality and religiousity. Minbar. Islamic Studies. 2009;2(1):47-52. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2009-2-1-47-52