Preview

Minbar. Islamic Studies

Расширенный поиск

Разоблачение Албани: Тавассуль и Хадис о человеке с просьбой

https://doi.org/10.31162/2618-9569-2009-2-1-130-143

Полный текст:

Аннотация

Статья принадлежит перу известного мусульманского ученого из Туниса Шейха аль-Гумари. Автор статьи ставит задачу опровергнуть наиболее очевидные заблуждения «саляфитского» автора Альбани относительно такого исламского института, как тавассуль – использование средств или причин в приближении к Аллаху. Данная статья весьма актуальна в условиях распространения искаженных представлений об Исламе среди самих мусульман.

Об авторе

Ш. А. аль-Гумари
Университет Аз-Зитуна
Тунис

Шейх Абдуллах ибн Мухаммад ибн Сиддык аль-Гумари – (1913-1993) – мусульманский ученый из Туниса



Список литературы

1. ПРИМЕЧАНИЕ:

2. Оригинальное название титульной страницы данного труда, написанное от руки известным мухаддисом из Марокко, можно посмотреть по следующей ссылке: http://www.marifah.net/scans/ghumari-1.jpg.

3. Хадис – сообщение о том, что говорил Пророк (САВС), о том, что он делал, о его привычке, характере или внешности.

4. Асар (здесь) - передача от сподвижника (сахаба), то есть того, кто жил во времена Пророка (САВС) и видел его воочию, или от последователя, который жил во времена сподвижников и видел их, даже если лично ничего от них не слышал.

5. Известный сборник хадисов имама Ат-Табарани.

6. Аль-му’джам аль-кабир (9/17). Этот хадис также приведен в «Му’джам асСагир» (с. 201-202).

7. Усман Ибн ‘Аффан (РА) был третьим праведным халифом в Исламе. Он сменил на этом посту ‘Умара (РА) в 23 г. по хиджре /643 г. и был убит заговорщиками 18-го числа месяца Зуль Хиджа в 35 г. хиджры (17 июня 656 г.) в возрасте 82 лет. Он правил халифатом 12 лет. Пророк (САВС) выдал за него свою дочь Рукайю, а когда она умерла, другую дочь - Умм Гульсум. Поэтому мусульмане называют его Зун-Нурайн («Обладатель двух сияний (нуров)»).

8. Аль-Хайтами с ним согласен. Он пишет об этом в «Маджма`уль-Зава’ид» (т.2, с.179, см.: http://www.marifah.net/scans/ghumari-2.jpg). Аль-Мунзири (РА) считает так же (Ат-Таргиб ват-Тарhиб. 1/273, № 1018). Ат-Табарани приводит этот хадис в книге «Аль-Му`джамус-Сагир» (№ 508), где называет его достоверным (сахих), (см.: http://www.marifah.net/scans/ghumari-3.jpg, http://www.marifah.net/ scans/ghumari-4.jpg), и в книге «Китабу-д-Ду`а» (2/1288). Шейх Шу’айб Арна’ут также согласился с шейхом ‘Абдуллахом аль-Гумари и с мухаддисами прошлого, такими, как ат-Табарани, аль-Хайтами и аль-Мунзири, в том, что этот риваят имеет степень «сахих» (см. прил.: W40.7, с. 939 «The Reliance of the Traveller», перевод с арабского книги «Умдат ас-Салик» Ахмада ан-Накиб аль-Мисри. Перевод и редакция шейха Нуха Ха Мим Кёллера).

9. Признанные авторитеты в науке джарх ват-та’диль единогласно называют хадис о слепом человеке достоверным. Приводя его, имам Тирмизи пишет, что этот хадис - хасан сахих гариб. «Хасан» – по условиям имама Бухари к хадисам, «сахих» – по условиям Муслима. «Гариб» означает, что в каком-то из звеньев иснада этот хадис передан через одного передатчика. При этом Тирмизи отмечает, что ему неизвестна другая цепочка передатчиков этого хадиса. Ибн Хузейма передает этот хадис с той же цепочкой передатчиков; имам Ахмад также передает его в «Муснаде» (т.4, с.138); имам Наса’и – в «’Амаль аль-яум ва-лейла» (с.417); Ибн Маджа – в «Сунан» (т.1, с.441); имам Бухари – в «Тарих аль-кабир» (т.6, с.10); Табарани – в «Му`джам аль-кабир» (т.9, с.19) и также в «Китабуд-дуа» (т.2, с. 1289); аль-Хаким в «Мустадраке» (т.1, с. 313 и с.519) говорит, что хадис строго достоверен (сахих), и Захаби подтверждает его достоверность в комментариях на «Мустадрак». Имам аль-Байхаки приводит этот хадис в книге «Даля’иль ан-нубува» (т.6, с.166), а также в «Ад-Да`ват аль-кабир». Несмотря на то, что имам Тирмизи писал, что ему не известен другой санад, иная цепочка передатчиков этого хадиса существует (категория хадисов мутаба’ах). Этот хадис передает Шуба’х с той же цепочкой, с которой его передает Хаммада ибн Салама от Абу Джа’фара (в версии ат-Тирмизи). Абдулла аль-Гумари в книге «Ар-радд-уль-мухкам аль-матин ‘аля китаб аль-кауль аль-мубин» (Каир, Мактабат аль-Кахира, 3-е издание, 1986, с. 144-149) перечисляет ученых, которые в своих книгах приводили этот хадис, а также источники и альтернативные цепочки (мутаба’ах). Также об этом можно прочитать у Махмуда Са’ида Мамдуха в труде «Раф` аль-минара фи тахридж ахадис ат-тавассуль валь зийара» (Амман, Иордания, Даруль имам ан-Навави, 1-е изд., 1995, с. 94-95).

10. Хамди Салафи в точности повторяет то, что Албани пишет в «Ат-Тавассуль» (с. 88).

11. Т. 6, с. 167-168 – см. фотографии страниц, на которые ссылается шейх альГумари: http://www.marifah.net/scans/ghumari-5.jpg http://www.marifah.net/scans/ghumari-6.jpg

12. Я`куб ибн Суфьян упомянут в сборнике достоверных передатчиков – «Такриб ат-Тахзиб» Ибн Хаджара (Бейрут, Дар ар-Рашад, 3-е издание, 1991, с. 608).

13. Хафизом называют мухаддиса с выдающейся памятью, знающего наизусть, по мнению некоторых ученых, порядка 100 тыс. хадисов.

14. Имамами называли мухаддисов, чья богобоязненность и владение ильмуль-хадис были настолько выдающимися, а их мнение настолько точным, что другие ученые стали опираться на них в этой области. Именно имамы устанавливали, кто считается сильным, а кто – слабым передатчиком. Они же устанавливали, какая из нескольких версий хадиса правильная, а какая неправильная или слабая (если она была) – (то есть они согласовывали противоречивые хадисы – прим. пер.). И если ученому присваивали статус имама, то ничья критика не могла нанести ущерба его репутации и статусу. Это устоявшееся правило в науке ‘ильм ад-джарх ва-т-та’диль.

15. В ильмуль-хадис термин «сика» применяется к передатчику, который описывается как справедливый (‘адаля) и с хорошей памятью. Последнее означает, что передатчик верно слышит и верно запоминает хадис с первого раза и способен после этого точно вспомнить его в любой момент, когда бы это ни потребовалось. Иными словами, он верно понимает его, когда слышит в первый раз и каждый раз после этого. «Справедливость» (‘адаля) означает, что передатчик не был уличен во лжи и в совершении больших грехов (аль-кабаир).

16. Сахих - научный термин в ильмуль-хадис. Риваят «сахих» имеет следующие пять характеристик: а) Цепочка передатчиков (санад) восходит к Пророку САС; б) При этом каждый передатчик (рави) слышит хадис напрямую от передающего, и цепочка передатчиков, слышавших риваят напрямую от передающих не прерывается. Это условие называется «иттизаль». в) Каждый из передатчиков должен быть «сика» (см. сноску № 14) – то есть передатчик должен быть определен как «сика» авторитетными учеными в науке джарх ва та’диль. г) Как текст самого хадиса (матн), так и цепочка его передатчиков (санад) должны быть чисты от всякого рода скрытых дефектов (‘илля). Скрытый дефект (‘илля) ослабляет достоверность хадиса или его санада. Однако было лишь несколько ученых, способных выявить скрытые дефекты в хадисах, например, ад-Даракутни, ат-Тирмизи, аль-Хаким, Ибн Раджаб и другие. д) Текст хадиса не должен противоречить ни одному из принципов, установленных хадисами-мутаватир, ни ясному тексту Корана (ан-нусус аль-кат’иййа). И ни один из передатчиков не должен противоречить передатчикам более высокого уровня достоверности, чем он сам, ни в тексте хадиса (матн), ни в перечислении иснада. Хадис, не соответствующий этим требованиям, расценивается как «отклоняющийся» (шад) и, вследствие этого, считается слабым (да’иф). Однако чтобы это установить, нужно знать весь свод хадисов, а это было под силу только ранним имамам.

17. Т. 2, с. 606.

18. Т. 2, с. 179.

19. Это передатчик, на которого опирались и Бухари, и Муслим. См.: «Тахзиб атТагзиб» (т.1, с.36) и «Джарх ва-т-та’диль» (т.2, с.54).

20. Бухари передает от него в главе «Манакибуль Усман».

21. Ад-джарх ва-т-та’диль – Т. 2 – С. 54-55.

22. Аль-Камиль фи Зу’афа – Т.4 – С.1346.

23. Риджалю сахих Бухари – Т.1 – С.349. Аль-джам’ байна риджали сахихайн – Т.1 – С.212. Тахзиб ат-Тагзиб – Т.4 – С.306. Ад-Джарх ва тта’диль – Т.4 – С. 359.

24. Ад-джарх ва-т-тагдиль – Т. 4 – С.359.

25. Тагзиб ат-Тахзиб – Т.4 – С.306.

26. Там же.

27. Суалят аль Хаким ли Даракутни – С. 224. Ибн Хаббан также упоминает его в «Сикат» (т.8, с.310).

28. Ат-Табарани пишет об этом в «Му’джам ас-сагир» (т.1, с.184) и в «Му’джам аль-кабир» (т.9, с.17).

29. Шейх Махмуд Са’ид Мамдух в «Раф’ аль-минара» (с. 98) пишет, что Абу Зур’а, Абу Хатим и имам ан-Наса’и сказали о Шабибе: «ля ба’са бихи» («нет в нем изъяна»). Шейх Махмуд подчеркивает: «Этого достаточно, чтобы подтвердить высокую надежность рассказчика и определить сказанное им как сахих (достоверное). То, что передачи от Шабиба упоминаются в обоих сахихах (как у Бухари, так и у Муслима) – гарантия его надежности».

30. Книга Аз-Зухри имеет огромное значение, так как это первая книга хадисов. ‘Умар ибн ‘Абдуль ‘Азиз, ученый-правитель, которого потомки назвали «пятым праведным халифом», приказал аз-Зухри записать хадисы в Сунну, потому что боялся, что знание хадисов может в будущем исчезнуть, если их вовремя не зафиксировать. Таким образом, с этого события (с написания книги аз-Зухри) начинается второй этап в истории науки о хадисах (ильмуль-хадис). Первый этап примечателен тем, что в течение этого времени принципиально ничего не записывалось. Первые мухаддисы полностью полагались на свою выдающуюся память и негативно относились к записыванию хадисов.

31. Аль-Камиль фи-з-зу’афат – С. 1346-1347.

32. Тагзибу Тахзиб – Т. 4 – С. 307.

33. Шейх Махмуд Са’ид Мамдух отмечает в «Раф’ аль-минара фи тахридж ахадис ат-тавассуль ва-з-зийара» (с. 100), что аль-Албани, цитируя вышеприведенное высказывание ‘Али аль-Мадини в своей работе «Ат-тавассуль» (с. 86), умышленно пропускает первую и самую важную часть высказывания, в которой говорится, что Шабиб - надежный передатчик (сика). Албани, цитируя аль-Мадини, приводит лишь часть высказывания: «‘Али аль-Мадини сказал: «Он ездил в Египет по делам…». Албани нигде не упоминает слова ‘Али аль-Мадини о том, что Шабиб был надежным передатчиком. Это показательно, ведь вся аргументация аль-Албани (для ослабления хадиса) строится на том, что Шабиб был ненадежным передатчиком.

34. Шейх Махмуд Са’ид Мамдух пишет в «Раф’ аль-минара фи тахридж ахадис ат-тавассуль валь зийара» (с. 98), что аль-Албани первым назвал Шабиба слабым передатчиком. В этом же труде Махмуд Саид приводит мнения девяти имамов ильм аль-джарх ват-та’диль: Али аль-Мадини, Мухаммад ибн Яхъя аз-Зухали, ад-Даракутни, ат-Табарани, ибн Хиббан, аль-Хаким, Абу Зур’а, Абу Хатим, ан-Насаи. Все они сошлись в том, что Шабиб - надежный передатчик.

35. Махмуд Са’ид Мамдух в «Раф’ аль-минара фи тахридж ахадис ат-тавассуль валь зийара» (с. 99-100) подчеркивает, что есть два вида точности передатчика, которая наряду с ‘адаля входит в характеристику «сика»: 1) точность памяти; 2) точность того, что записано (забт аль-китааба). Сначала Али альМадини пишет о надежности (сика) Шабиба без дополнительных условий. Далее он укрепляет статус Шабиба, добавляя, что его книга тоже достоверна, но при этом не оговаривает, что надежна лишь передача хадисов из этой книги.

36. Авн иб Амара аль-Абди аль Басри Абу Мухаммад. См. его биографию в книгах «Аз-Зу’афауль-кабир, Аль-’ак» (т.3, с.328), «Аль-Камиль фи-Зу’афа» (т.5, с.2019), «Аль Мадхаль иля сахих» (с.183), «Аль-Мугни» (т.2, с. 495), «Аз-Зу’афа валь матруукин» Ибн Джаузи (т.2, с.237), «Тахзиб ат-Тагзиб» (т.8, с. 173).

37. Аль-Мустадрак – Т.1, с.526. Аль-Хаким приводит два иснада этого хадиса без Авна (т.1, с. 313 и 519). Захаби согласился, что этот хадис достоверный.

38. Это не первый случай, когда Албани пытается ослабить достоверный хадис. Так, например, Ибн Хаджар приводит в «Фатхе» (т.2, с.397): «Ибн Аби Шейба передает через достоверный иснад от Аби Салиха Саммана, а тот – от Малика Дари – доверенного человека Умара: «Во время правления Умара случилась сильная засуха. И к могиле Пророка (САВС) пришел человек и сказал: «Попроси у Всевышнего дождя для твоей общины, иначе она погибнет». А потом ему приснился мужчина, который сказал: «Иди к Умару и передай ему салам. И еще передай, что будет дождь». Албани по своему невежеству посчитал Малика Дари слабым передатчиком, поскольку эта история противоречит его убеждениям. Те, кто интересуется этим вопросом, могут обратиться к его биографии («Аль-Исаба». – Т.3. с. 484). Ибн Са’ад пишет в «Табакат» (т.5, с.12): «Он (Малик Дари) был известен (от него передают более двух человек)». См. также: «Сикат» ибн Хаббана (т.5, с.384), «Ат-Тарихуль Кабир» (т.5, с.304).

39. Сподвижник (сахаби) – тот, кто видел Пророка (САВС) и верил в него.

40. Эта передача была упомянута Ибн Таймийей в его труде «Ко’ида фит тавассуль» (с.106).

41. Мисбахуз-Заджажа фи салятиль-Хаджа – С. 37.

42. Абдуллах аль-Гумари в книге «Ар-Радд аль-мухкам аль-матин ‘аляль китаб аль-мубин» (с. 141) пишет, что Ибн Таймийя в книге «Аль-Кауль аль-мубин фи хукм дуа ва-нида аль-маута миналь-анбия ва-с-салихин» заявляет, что хадис об ‘Усмане ибн Хунайфе и человеке, которого он учил тавассулю, вымышленный. По мнению Ибн Таймийи, признавая эту историю правдивой, надо также признать, что Усман ибн Аффан был тираном (залим), нарушал права мусульман и не слушал, когда они к нему обращались. Более того, Ибн Таймийя утверждает, что ни один сборник хадисов не содержит этой истории.

43. Ибн Хаджар в «Лисануль Мизан» пишет, что Ибн Таймийя отвергал множество хадисов, переданных Аль-Джиядом. Об этом пишет даже Захаби, который брал от него эти хадисы, в работе «Ан-Насиха аз-Захабийя». Он пишет: «Сколько хадисов из сахихайн (сборники Бухари и Муслима) ты отвергаешь, называя слабыми, или неверно толкуешь!»

44. См. Ибн Хаджар аль-Аскаляни, Фатх аль-Бари – Т.13. – С. 410.

45. Многие современники Ибн Таймийи, в том числе и хафизы, указывают, что Ибн Таймийя считал этот мир предвечным. Он пишет об этом в книге «Аль-Минхадж» в разделе с комментариями к хадисам от ‘Амрана ибн Хусейна и критикой иджмы. Он пишет об этом и в книге «Аль-Мувафика», и в других трудах, однако разбор этого заблуждения Ибн Таймийи не является целью данной работы.

46. Бухари приводит этот хадис в «Сахихе» (книга Таухид, глава «Был Его Арш над водой, а Он – Господь Арша»). Ибн Хаджар пишет в «Фатхе» (т.13, с.408): «Мы уже привели этот хадис в разделе «Начало творения» в варианте: «…и не было ничего, кроме Него». А в риваяте от Аби Муавия говорится: «Был Аллах, и не было ничего прежде Него». Смысл данного высказывания заключается в том, что был Аллах и не было ничего вместе с Ним. Это полностью опровергает тех, кто верит в бесконечную цепь творений (тасальсуль). Тасальсуль – самое мерзкое убеждение Ибн Таймийи.

47. Муслим приводит его в «Сахихе» (книга «Зикр, дуа, тауба, истигфар»). АльБайхаки приводит его в «Асмау ва сифат» (т.1, с.36).

48. Фатхуль-Бари – Т.13 – С.348.

49. Там же.

50. Имам Ахмад приводит этот хадис от Са’ида Ибни Аби Ваккаса в «Муснаде» (т.1, с.175). Тирмизи приводит хадис с похожим смыслом в «Сунане» (Китаб альМанакиб, глава «Манакибу Али Ибн Али Талиб РА»). Ан-Насаи приводит его в «Хасаису Али» (с. 45-46 и 48-51). Имам Ахмад в «Муснаде» также приводит передачи с похожим смыслом (т.4, с.369). Аль-Хаким приводит хадис от Зайда ибн Аркама в «Мустадраке» (т.3, с.125). Захаби сказал, что этот хадис достоверен. Абу Наим также приводит риваят от Ибн Аббаса в «Аль-Хулья» (т.4, с.153).

51. Аль-Мавдуат – Т.1 – С. 363-366.

52. См. издание «А’лям аль-Кутуб» – С.10-11.

53. Абдуллах аль-Гумари во многих своих работах уличает Ибн Таймийю во лжи. Так, например, труд Гумари «Ар-Радд аль-мухкам аль-матин ‘аляль китаб альмубин» содержит много примеров этому. И многие другие алимы сетовали на эту черту характера Ибн Таймийи. Среди них –Такыюддин ас-Субки, Ибн Хаджар альМакки, Такыюддин аль-Хусни, Араби ат-Таббани, Ахмад Зайни Дахлян, Мухаммад Захид аль-Кавсари.

54. Ведь, по сути, этот человек называет недозволенным то, что Пророк (САВС) разрешил. Изменять Шариат Посланника Аллаха (САВС) – это самое настоящее заблуждение.

55. Бухари, Китабудь-’идайн. Муслим, Китабуль-азаахи. Насаи, Китабу ззахайя.

56. Ташаххуд – это произнесение определенной молитвенной формулы во время сидения после каждого второго ракаата молитвы. Это называется ташаххудом, потому что содержит формулу свидетельства (шахада), что нет иного божества, кроме Аллаха, и что Пророк Мухаммад, саляллаху ‘алейхи уа саллям, – истинный пророк.

57. «Ассаляму аляйка айюхан-набиййю».

58. Ибн Аби Шейба, Муснаф – Т.1 – С.260. Ат-Тахави, Шарху ма’аниль асар – Т. 1 – С. 364.

59. Байхаки, Сунан – Т.2 – С.342. Имам Малик, Муватта – «Книга Намаза» – глава «Ташаххуд в намазе». Ибн Аби Шейба, Муснаф – Т.1 – С. 261. Ат-Тахави, Шарху ма’аниль асар – Т.1 – С.261-262.

60. Абду-р-Раззак, Муснаф – Т.2 – С.203. Ат-Тахави, Шарху ма’аниль асар – Т.1 – С.264.

61. Ат-Табарани, Муджам-аль-кабир – Т.19 – С. 79. Этот ташаххуд также приводится от ибн Умара, от Аби Сайида, от Джабира. См.: Ибн Аби Шейба, Муснаф – Т.1 – С.260-261.

62. Минбар – кафедра, с которой имам читает пятничную проповедь. 62. См.: Ибн Хазм, Фасль фи-н-нихль – Т.1 – С.89.

63. Ибн Аби Шейба, Муснаф – Т.1 – С.260.

64. Хадис: «В моей жизни есть благо для вас. Вы приходите и разговариваете со мной. В моей смерти тоже есть благо для вас. Если я увижу что-то благое – восхваляю Аллаха. Если же увижу что-то плохое – прошу Аллаха простить вас». В «Кашфуль-астра»(т.1, с.397) говорится, что приводит этот хадис от Ибн Масуда. Аль-Хайтами в «Муджма’» (т.9, с.24) пишет: «Передают Базари и все надежные передатчики». Также передает Ибн Са’д в «Табакат» (т.2, с.194); Ибн Наджар в «Муснаде», о чем говорится в «Канзуль-’аммаль» (т.12, с. 420-421). Ибн Хаджар в «Муталлибуль-’алиййа» (с. 22-23) также приводит этот хадис.

65. Хадис: «…Увеличивайте свои салаваты мне, ибо они возвращаются ко мне…» Также в хадисе от Ибн Мансура Ансари говорится, что Пророк (САВС) сказал: «Увеличивайте мне салаваты в пятницу. Кто бы ни прочитал салават в этот день – его салават предстанет передо мной». Байхаки приводит его в «Хаятуль- анбия» (с.10), а Аль-Хаким – в «Мустадраке», (т.2, с.421). Захаби сказал, что этот хадис достоверен. Также существует хадис от Ибн Аммама о том, что Пророк (САВС) сказал: «Увеличивайте мне салаваты в пятницу, ибо именно в пятницу салават всей уммы предстает передо мной. И чем больше человек меня восхваляет, тем ближе он будет ко мне». Это передает аль-Байхаки в «Хаятуль анбия» (с. 11) и в «Сунане» (т.3, с.249). Байхаки добавляет: «От Анаса приводятся различные версии этого хадиса. Их смысл сводится к тому, что салаваты предстают перед Пророком САС в ночь на пятницу или днем в пятницу». Аль Мунзари в «Ат-Таргибе» (т.2, с.403) пишет: «Байхаки приводит его с хорошим иснадом. Однако говорится, что Макхуль его не слышал от Аби Аммама». Суюти упоминает этот хадис в «Джамигу-сагир» (т.1, с.209) и пишет, что Байхаки также его приводит в книге «Аш-шу’». Аль-Манави в «Файзуль-кадир» (т.2, с.87) также передает от Захаби, что Макхуль не встречался с Аби Аммамой и поэтому иснад прерван. Также приводится хадис от Абу Хурейры: «Посланник Аллаха (САВС) сказал: «Не превращайте свои дома в могилы, и не делайте мою могилу праздником (то есть посещайте ее чаще, чем случаются праздники), и читайте мне салават. Поистине, ваши салаваты доводятся до меня, где бы вы ни были». Абу Дауд передает этот хадис в «Сунане» (Китабуль манасик, глава «Посещение могил»), имам Ахмад – в «Муснаде» (т.2, с.367), Байхаки – в «Хаятуль анбия» (с.13).

66. Аль-Байхаки в «Хаятуль анбия» (с.15) передает от Масуда. Насаи передает в «Сунан» (Китабу-сагьву, глава «Салам Пророку, солляллаху алейхи ва саллям»), Ибну Хаббан – в «Сахихе» (Китабу рракаак, глава «Аль-ад’ия»), имам Ахмад – в «Муснаде» (т.2, с. 421). Хайтами пишет в «Маджму’ аз-заваид» (т. 9, с.24): «Все передатчики достоверные». От Абу Хурайры передают, что Пророк (САВС) сказал: «Если кто-то поприветствует меня саламом, Аллах обязательно вернет мне душу – и я отвечу на этот салам». Абу Дауд приводит этот хадис в «Сунане» (Китабудь Манасик, глава «Зияратуль Кубур»), Байхаки – в «Хаятуль анбия» (с.14), имам Ахмад – в «Муснаде» (т.2, с.527).

67. Здесь идет речь о ясных текстах Корана (мухкамат) и хадисах, которые переданы многими передатчиками многим передатчикам и то, о чем сообщается, понятно каждому.

68. Хадис: «Пророки живы в могилах, совершая ас-салят». Байхаки приводит его в книге «Хаятуль анбия» (номер 1,2,3). Хадис мавкуф – хадис, который заканчивается на сахаби. Абу Ягля приводит его в «Муснаде» (т.6, с.147). Аль-Баззар также приводит его в «Муснаде». Аль-Хайтами пишет в «Маджму аз-заваид» (т.8, с.213): «Абу Ягля и аль-Баззар передают этот хадис. Передатчики в иснаде Абу Ягля достоверные». Ибн Хаджар также приводит эти два риваята в «Муталтбуль-’алийя» (т.3, с.269). Абу Наим приводит его в «Тарих Асбагьан» (т.2, с.38).

69. Хадис: «Поистине, Аллах запретил земле поедать тела пророков». Байхаки передает его в «Хаятуль-анбия» от Увайса ибн Увайся (хадис номер 9). Абу Дауд приводит его в «Сунане» (Китабу-с-саля, глава «Фазлю явмиль джума ва ляйлятиль джума»). Байхаки приводит его в «Сунане» (т.3, с.248-249). Аль-Хаким приводит его в «Мустадраке» (т.1, с.278) и пишет, что этот хадис достоверен, согласно условиям имама Бухари.

70. Хадис: «Не говорите «саййид» обо мне в намазе», – не имеет основы. Ас-Сахави пишет об этом в «Аль-макасидуль-хасана» (с.760), Аль-Хаут – в «Асна аль муталиб» (с.346), Аль-Аджлюни – в «Кашфуль-хафа» (т.2, с. 476), а также Мулла Али Кари – в «Асраруль-марфу’» (с.263) и «Аль-Масну’» (с.206). Даже если бы этот хадис был достоверен, он касается только намаза, а ведь есть и другие хадисы, которые указывают на то, что о Пророке (САВС) можно говорить «саййид» в других случаях.

71. Ашариты (аль-аша’ира) – мазхаб в акыде, названный по имени имама Аш’ари. Ашариты защитили вероубеждение от заблуждений му’тазилитов и арабских философов. Обе эти группы пытались выдать свои заблуждения за исламские убеждения. Ашариты считают Коран и Сунну самыми авторитетными и неоспоримыми доводами и утверждают, что содержание Корана и Сунны согласуется с разумом. Ашариты используют доводы разума, чтобы достичь верного понимания священных текстов (нусус) и установить правила их толкования и определения приоритетности. Ашариты отстаивают идею абсолютного неподобия Аллаха творениям, поскольку это разумно и об этом свидетельствуют ясные (мухкамат) тексты (кад’ийя). Ашариты умело защитили убеждение, что только Аллах – Необходимо Сущий (ваджибуль-вуджууд). Его бытие необходимо, поскольку существует Вселенная. Этот мир и порядок, установленный в нем, поражают разум. Все это нуждается в Создателе, бытие Которого обязательно. Что касается созданного, его бытие – возможно, то есть оно может как существовать, так и не существовать. Необходимо Сущий Творец сотворил все сущее, Его не касаются изменения; Он – Вечносущий, без начала и конца, в то время как все остальное имеет начало, изменяется и исчезает. Бытие Аллаха и Его сифаты не подобны ничему. Его нельзя описать чем-либо из созданного, и ничто созданное не подобно Ему. Ему не присуще тело; Он не состоит из частей; Он не ограничен какой-либо стороной или границей; Он существует вне пространства и времени. Как бы мы Его ни пытались представить, Он всегда будет отличаться от того, что в нашем воображении. Он не соприкасается с этим миром и не отделен от мира. Лишь Его бытие обязательно. Мы не можем познать природу Его бытия.

72. Суфии – те, кто полностью себя посвятил следованию Шариату путем внутреннего совершенствования; это отражается в их поведении (адаб) и облике: внешнее отражает то, что внутри (Шариф аль-Джурджани в «Ат-Та’рифат» дал суфизму такое определение). Суфизм – это дисциплина, цель которой – очищение души и совершенствование личности. Суфий искренне осознает постоянное присутствие Аллаха рядом с ним, чтобы не пренебрегать тем, чем Создатель наделил его, и не делать того, что запрещено Творцом. По существу, суфизм – это легитимная исламская наука, точнее, одна из самых важных наук. Тем не менее данная наука действительна только тогда, когда не противоречит другим исламским дисциплинам, таким, как наука о вероубеждении (‘ака’ид), фикх, усуль фикх, комментарий к Корану (тафсир), усуль хадис, арабская грамматика, наука арабской риторики (аль-балага) и т.д. Если суфизм вобрал бы в себя неортодоксальные наслоения, которые не остановили истинный суфизм от того, чтобы быть легитимной и избранной наукой, то не больше, чем наслоения христианской и иудейской традиции могли бы остановить Тафсир Кур’ана от того, чтобы быть легитимной и избранной наукой.Как имамы тафсира очистили тафсир от фальсификаций и от всего сомнительного и утвердили правильные принципы, так и имамы суфизма очистили свою науку от того, что нелегитимно. Передают, что ‘Абдуль Кадр аль-Джиляни сказал: «Я ищу прибежища у Аллаха от псевдосуфиев моего времени».

73. Ибн Таймийя пишет об этом в «Аль-Минхадж» (т.1, с.224), «Аль-мавакифа» (т.1, с.249), в шархе на хадис ‘Амрана ибн Хасина (с.193), в шархе на хадис о нузуле (с.161).

74. Мухаддис и усулий Бадруддин аз-Заркаши пишет об этом в книге «Таснигульмасани’»: «Мусульмане едины в такфире тому, кто говорит это (о предвечности мира) и тому, кто, подобно Ибн Сине, говорит, что этот мир предвечен сам по себе и его части также предвечны».

75. Ибн Хаджар Аскаляни пишет об этом в книге «Ад дураруль камина» (т.1, с.155): «Он утверждал, что амируль муъминин (правитель правоверных) ошибся в 17 вопросах, разойдясь в них с текстом Корана. Из-за этого его высказывания об Али (РА), некоторые ученые обвиняют его в лицемерии». Эти слова об Али (РА) мы находим в книге Ибн Таймийи «Минхаджу Сунна» (т. 2, с. 202-204 и т. 3, с. 156).

76. См. Аль-Хафиз ибн Хаджар аль-Аскаляни, Ад-Дурар аль-Кямина – Т.1 – С.114.

77. Муслим, Сахих – Китабуль иман. Тирмизи, Сунан – Китабуль-манакиб. Насаи, Сунан – Китабуль иман ва шараи’ии. Насаи, Хасаи суали – С. 87-88. Ибн Маджа, Сунан – Введение.

78. Мухаммад ибн Мухаммад ибн Мухаммад аль-Бухари (ум. в 841 г. хиджры /1438, Дамаск). Был теологом (мутакаллим) и факихом ханифитского мазхаба, а также экспертом в основах фикха (усуль фикх). Его комментарий к «Усуль» альБаздави является классическим текстом по ханифитскому усулю. Был учеником Са’дуддина ат-Тафтазани. Эмигрировал из Бухары (Трансоксиана) в Индию, затем в Мекку, а потом обосновался в Дамаске, где прожил до конца своих дней. Ибн Тулун назвал его «имамом своего времени». См.: Аль-’а’лям – Т.7 – С.47


Для цитирования:


аль-Гумари Ш. Разоблачение Албани: Тавассуль и Хадис о человеке с просьбой. Minbar. Islamic Studies. 2009;2(1):130-143. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2009-2-1-130-143

For citation:


Al-Ghumari S. The denunciation of Albani: Tawassul and Hadith on a man with a petition. Minbar. Islamic Studies. 2009;2(1):130-143. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2009-2-1-130-143

Просмотров: 582


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2618-9569 (Print)