Preview

Minbar. Islamic Studies

Расширенный поиск

Фетвы ДУМ РД (2017–2022): теологический анализ

https://doi.org/10.31162/2618-9569-2023-16-2-414-431

Полный текст:

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Статья посвящена анализу фетв, принятых ДУМ РД в период с 4 декабря 2017 по 19 мая 2022 года. Вначале дается общий анализ и классификация фетв, изданных в указанный период. Обширная тематика семисот шестидесяти рассмотренных фетв затрагивает вопросы вероубеждения, поклонения, торговли, личного статуса, проблем общества, медицины и преступлений. В статье представлена статистика фетв за каждый год, в качестве примера приводятся три фетвы, в которых прослеживается метод современных дагестанских улемов в издании богословско-правовых заключений. Анализируя источники, на которые опирались сотрудники ДУМ РД при вынесении первых ста фетв, выявлено, что в большинстве случаев они ссылаются на книгу «Тухфат аль-мухтадж» и в меньшей степени на ряд других авторитетных у шафиитов сочинений.

Для цитирования:


Шахрудинов М.И. Фетвы ДУМ РД (2017–2022): теологический анализ. Minbar. Islamic Studies. 2023;16(2):414-431. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2023-16-2-414-431

For citation:


Shakhrudinov M.I. Fatwas of the Religious Administration of Muslims of the Republic of Dagestan (2017–2022): theological analysis. Minbar. Islamic Studies. 2023;16(2):414-431. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2023-16-2-414-431

Введение

В 1990 г. образовано Духовное управление мусульман Республики Дагестан (ДУМ РД). С 1998 г. его возглавляет муфтий Ахмад Магомедович Абдулаев1. В структуре ДУМ РД имеется Отдел фетв, занимающийся изданием богословско-правовых заключений. В данном отделе работают две команды специалистов, каждая из которых состоит из десяти человек. Первая группа специалистов – это сотрудники, непосредственно готовящие проекты фетв, в ее состав в основном входят выпускники Дагестанского исламского университета. Вторая группа – комиссия по фетвам (ляджнат аль-ифта’), выполняющая функцию контроля проектов фетв. В составе этой группы – эксперты, имеющие богословскую степень доктора исламских наук. Указанные эксперты либо одобряют фетвы, либо возвращают их на доработку. Для теологического анализа фетв, изданных ДУМ РД, был выбран период с 2017 по 2022 г. в связи с доступностью материала и отсутствием подобных исследований ранее.

Классификация фетв ДУМ РД

Исследуя методологию исламского права, мы приходим к выводу, что мощная база его догматических, нравственных и культурных положений и предписаний находится вне времени. В системе шариата огромное внимание обращено на проблемы взаимоотношений мусульман друг с другом, с иноверцами, с властью в повседневной жизни, которые в случае возникновения непредвиденных ситуаций потребуют нестандартного подхода в их разрешении. Шариат в строгой форме заботится о сохранении человека как центрального звена в мироздании от всего, что приносит дискомфорт его жизнедеятельности, влияет негативно на личную безопасность и общественную сохранность, о чем говорит тот факт, что все его законы связаны с обеспечением сохранности жизни, разума, религии, потомства и имущества человека. Эти пять составляющих человеческого бытия можно назвать объектами шариатской правовой охраны [1, с. 50].

Рис. 1. Аналитика фетв за 2017-2022 гг.
Fig. 1. Fatwa analytics for 2017-2022

Анализ деятельности отдела фетв ДУМ РД показал, что с 2017 по 2022 год было издано 760 фетв, связанных с разделами поклонения, торговли, вопросами личностного статуса, социальными вопросами, вопросами медицины, вероубеждения, преступления (см. Рис. 1).

Рис. 2. Аналитика фетв 2017 года
Fig. 2. Analysis of fatwas of 2017

В течение 2017 года Муфтиятом Республики Дагестан было принято 31 богословское решение (фетва) по различным темам (см. Рис. 2).

Рис. 3. Аналитика фетв 2018 года
Fig. 3. Analysis of fatwas of 2018

В течение 2018 года Муфтиятом Республики Дагестан было принято 228 богословских решений (фетв) по различным темам (см. Рис. 3).

Рис. 4. Аналитика фетв 2019 года
Fig. 4. Analysis of fatwas of 2019

В течение 2019 года Муфтиятом Республики Дагестан было принято 129 богословских решений (фетв) по различным темам (см. Рис. 4).

Рис. 5. Аналитика фетв 2020 года
Fig. 5. Analysis of fatwas of 2020

В течение 2020 года Муфтиятом Республики Дагестан было принято 147 богословских решений (фетв) по различным темам (см. Рис. 5).

Рис. 6. Аналитика фетв 2021 года
Fig. 6. Analysis of fatwas of 2021

В течение 2021 года Муфтиятом Республики Дагестан было принято 166 богословских решений (фетв) по различным темам (см. Рис. 6).

Рис. 7. Аналитика фетв 2022 года
Fig. 7. Analysis of fatwas of 2022

В течение 2022 года (январь-июль) Муфтиятом Республики Дагестан было принято 62 богословских решения (фетв) по различным темам (см. Рис. 7).

Рис. 8. График фетв, изданных Муфтиятом Республики Дагестан
Fig. 8. Schedule of fatwas of the Muftiate of the Republic of Dagestan

Эти цифры (см. Рис. 8) говорят о том, что за сравнительно небольшой период проделана серьезная работа, связанная с обществом и решением его вопросов. В статье приведены три фетвы (из раздела поклонения, торговли, вопросов личностного статуса и социальных вопросов) в том виде, в каком они опубликованы на официальной странице Муфтията в интернете, для того чтобы наглядно показать, каким образом выносится фетва. Выбор разделов обусловлен интересом общества.

Примеры некоторых актуальных фетв ДУМ РД

Фетва о дозволенности употребления конины в пищу

Вопрос: «Можно ли употреблять конину в пищу?»

Ответ: «Имам ан-Навави в своих комментариях к книге “Сахих Муслим” пишет следующее:

اختلف العلماء في إباحة لحوم الخيل فمذهب الشافعي والجمهور من السلف والخلف أنه مباح لا كراهة فيه وبه قال عبد الله بن الزبير وفضالة بن عبيد وأنس بن مالك وأسماء بنت أبي بكر... والحسن البصري... وأحمد... وأبو يوسف ومحمد... وجماهير المحدثين وغيرهم.

«Ученые разошлись во мнениях о дозволенности употребления конины. По мазхабу имама аш-Шафии подавляющее большинство предшественников и поздних ученых считают конину (мясо лошади) не только нежелательной, но и дозволенной. Этого решения придерживаются Абдуллах ибн2 Зубайр, Фадалят ибн Убайд, Анас ибн Малик, Асма бинт Абу-Бакр, Хасан аль-Басри, имам Ахмад, Абу-Йусуф, Мухаммад (два выдающихся ученика Абу-Ханифы), большинство хадисоведов и другие».

وكرهها طائفة منهم ابن عباس ... ومالك وأبو حنيفة ...

«Другая группа учёных посчитала употребление конины в пищу нежелательным, но не запретным. Среди них Ибн-Аббас, Малик, Абу-Ханифа и другие»3.

Заключение:

«Согласно шафиитскому мазхабу, закалывание коня и употребление его мяса в пищу дозволено4.

Анализ фетвы о дозволенности употребления конины в пищу

Составитель фетвы использует метод аргументирования муджтахидами в мазхабе, не приводя пророческий хадис, на который опирался данный богослов. В хадисе сказано: «Посланник Аллаха ﷺ в день событий Хайбара запретил есть мясо домашних ослов и разрешил есть конину» [2, с. 1541]. В другом предании говорится: «Сказал Джабир: “Во время событий Хайбара мы ели конину и мясо диких ослов, и Посланник Аллаха ﷺ запретил есть мясо домашних ослов”». В хадисе от Асмы передается: «Мы принесли в жертву лошадь во времена Посланника Аллаха ﷺ и поели ее». Среди ученых пошли разногласия5 по поводу дозволенности конины. Абу-Ханифа посчитал нежелательным есть конину и сказал: «Употребивший конину совершает грех, и нельзя это назвать запретным (харам)». Богословы, считающие нежелательным употреблять конину, аргументируют это аятом Корана: «И (Он создал для вас) коней, мулов и ослов, чтобы вы ездили на них верхом и для украшения (их владельцев). Он создает (также) то (такие творения), о чем вы не знаете» (6:8) [3, с. 301]. В аяте не идет речь об употреблении конины в пищу, хотя аяты, упомянутые в Коране, до этого затрагивают вопрос употребления животных. Подавляющее большинство богословов, разъясняя этот аят, сказали: «Польза, которую приносят кони, мулы и ослы, не ограничивается только названными животными». В аяте Корана говорится об использовании коня для «езды и украшения» как об основном его предназначении [4. c. 95].

Фетва о дозволенности заключения брака по скайпу

Вопрос: «Разрешено ли проводить бракосочетание (никях) по скайпу?»

Ответ: «Имам ан-Навави в своей книге “Равдат ат-Талибин” пишет:

إذا كتب بالنكاح إلى غائب أو حاضر، لم يصح ... لأنه كناية ولا ينعقد بالكنايات… ولو خاطب غائبا بلسانه، فقال: زوجتك بنتي ثم كتب، فبلغه الكتاب أو لم يبلغه، وبلغه الخبر، فقال: قبلت نكاحها، لم يصح على الصحيح.

Если человек написал слова бракосочетания тому, кто не рядом, или тому, кто рядом, то такой брак не считается действительным ..., так как это кинайа (то, что не принимают буквально), а брак косвенными словами не заключается. Если кто-то, обращаясь к тому, кто не рядом, сказал: “Я выдаю за тебя свою дочь замуж”, а потом написал эти слова, и это письмо дошло до того, к кому он обращался, или письмо не дошло, но дошла информация, что он так говорил, после чего ему ответили: “Я принимаю ее замуж”, то во всех этих случаях бракосочетание не считается действительным». Ибн-Хаджар аль-Хайтами в своей книге «Тухфат аль-мухтадж»6 сказал:

(ويشترط من الموكل)... (لفظ) صريح أو كناية ومثله كتابة.

«Условием уполномочивающего, например для бракосочетания, являются слова, указывающие на уполномочивание прямым или непрямым текстом (кинайа7) или в письменном виде».

Заключение:

Из вышесказанного следует, что многие современные ученые женитьбу по cкайпу и другим средствам связи сравнивают с бракосочетанием в письменном виде, т.е. косвенными словами, а значит, такой брак будет недействительным.

Также многие ученые разрешают уполномочивание (вакаля) по телефону и по другим средствам связи в вопросах, связанных с бракосочетанием и т.д.»8.

Анализ фетвы о дозволенности заключения брака по скайпу

Вопрос бракосочетания с помощью современных технологий является актуальным, поскольку имеются мазхабы, которые допускают данный способ заключения брака. Имам аль-Касани говорит: «Никах заключается при наличии предложения (иджаб) со стороны одного из потенциальных супругов и принятия (кабул) со стороны другого из них в физическом присутствии двух взрослых мужчин-свидетелей или одного мужчины и двух женщин на том же собрании» [5, с. 232].

Условие физического присутствия в скайп-браке не соблюдается [6, с. 14]. Обе стороны находятся в разных местах, а наблюдатели не выступают в качестве шариатских свидетелей иджаба и кабула в одном месте.

Как вариант, одна из сторон может назначить кого-то другого на том конце в качестве своего представителя, чтобы сделать предложение или, наоборот, принять его от имени данной стороны в присутствии двух свидетелей9.

Автор фетвы использует методику приведения аргумента словами муджтахида в мазхабе, что можно отнести к методу приведения аргумента большинством «аль-истидляль би аль-иджма‘». При исследовании трудов «Тухфат аль-мухтадж», «Нихайат аль-мухтадж», «Мугни аль-мухтадж», «аль-Хави аль-кабир», «Мухтасар аль-музани», «аль-Умм» не удалось понять, какой методики придерживался данный муджтахид при вынесении заключения, упомянутого во второй фетве.

Фетва об обязательности соблюдения правил дорожного движения (ПДД)

Вопрос: «Обязательно ли соблюдать ПДД?»

Ответ: Ибн-Хаджар аль-Хайтами в своей книге «Тухфат аль-мухтадж» пишет:

(ﻭﻳﺤﺘﺮﺯ) اﻟﻤﺎﺭ ﺑﻄﺮﻳﻖ (ﻋﻤﺎ ﻻ ﻳﻌﺘﺎﺩ) ﻓﻴﻬﺎ

«Движущийся по дороге (пешеход или водитель) обязан остерегаться нарушения установленных правил движения».

(كرﻛﺾ ﺷﺪﻳﺪ ﻓﻲ ﻭﺣﻞ) ﺃﻭ ﻓﻲ ﻣﺠﻤﻊ اﻟﻨﺎﺱ

«Например, нельзя быстро скакать по глинистой дороге или в местах скопления людей».

(ﻓﺈﻥ ﺧﺎﻟﻒ ﺿﻤﻦ ﻣﺎ ﺗﻮﻟﺪ ﻣﻨﻪ)

«А если он нарушит установленные правила дорожного движения, то обязан компенсировать последствия»10.

Далее Ибн-Хаджар аль-Хайтами в этой же книге пишет:

ﻭﻗﺪ ﻧﻬﻴﻨﺎ ﻋﻦ ﺇﺿﺎﻋﺔ اﻟﻤﺎﻝ

«Нам предписано остерегаться порчи имущества».

‘Абд-аль-Хамид аш-Ширвани в своих субкомментариях указал:

ﺃﻱ ﻓﻬﻲ ﺣﺮاﻡ

«Следовательно, порча имущества запрещена»11.

Также Ибн-Хаджар аль-Хайтами в том же труде заметил:

ﻟﻠﻮﺳﺎﺋﻞ ﺣﻜﻢ اﻟﻤﻘﺎﺻﺪ

«В шариате средства расцениваются как цели, к которым приводят эти средства. То есть, если то, к чему нас приводит это средство, запретно, то запретно и само средство»12.

Заключение:

Правила дорожного движения установлены для того, чтобы люди могли передвигаться по дорогам, не подвергая опасности ничью жизнь, чтобы избежать нанесения вреда здоровью, имуществу как другого человека, так и своему. Поэтому соблюдение правил дорожного движения относится к сопровождающим целям достижения порядка в общественных местах.

Согласно шариату, все пешеходы и водители обязаны соблюдать установленные правила дорожного движения, не подвергая себя опасности и взысканию штрафов13.

Анализ фетвы об обязательности соблюдения правил дорожного движения

На сегодняшний день существуют сторонники религиозных групп типа джамаата «ат Такфир валь-хиджра»14, которые обвиняют в неверии (такфир) каждого, кто следует закону РФ, считая это противоречащим шариату. Одним из примеров такого поведения является тот факт, что они считают неверными людей, соблюдающих правила дорожного движения, использующих паспорта и т. п. В третьей фетве говорится о том, что это решение берется из шариата, которое никоим образом не противоречит исламу. Членам «ат-Такфир валь-хиджра» запрещается соблюдать действующие законы государств, потому что они видят в этом нарушение шариата [7, с. 241]15.

Автор, отвечая на фетву, использует методику «сравнение по аналогии», учитывая тот факт, что в те времена отсутствовали машины, а в виде транспорта для передвижения использовались лошади. Аргументом является слово муджтахида в мазхабе.

По словам Мухаммада Таки Усмани, источником данной фетвы является аят Корана: ((Вспомни также) Дауда и Сулеймана, решавших дело о пашне, которую вытоптало стадо овец (забредшее туда без пастуха). Мы были Свидетелями их суда) Мы помогли Сулейману разобраться в этом (деле) и дали им обоим власть (мудрость или пророчество) и знание. Мы подчинили горы и птиц для того, чтобы они славили Нас вместе с Даудом. Так то и было). (21:78–79) [3, с. 363]. В толкованиях этих аятов содержится следующий смысл: каждый, кто причиняет вред другому в чем-либо, должен возместить [8, с. 279]. Человек, который не будет соблюдать ПДД, может навредить окружающим. Практика показывает: немалое количество смертельных аварий сегодня происходит из-за несоблюдения ПДД.

В хадисе пророка Мухаммада ﷺ говорится: «Не дозволяется вредить и отвечать на вред тем же» [9, с. 784]. Этот хадис также указывает на то, что человек, причинивший вред, обязан возместить то, что испортил [8, с. 280].

Принципы экспертов (улемов) ДУМ РД при издании фетв

Принятие богословско-правового заключения улемами отдела фетв проходит в несколько этапов:

  1. Анализ связанных с вопросом ситуаций, который заключается в выслушивании двух сторон, при этом учитывается время и место нахождения спрашивающего, его положение, в проведении консультации со специалистами по данной проблеме, в оценке здоровья человека, в изучении вопроса в трудах ранних и поздних ученых, в проведении сравнительного анализа и рассмотрении причин и аргументов каждого ученого.
  2. Поиск ответа на возникший вопрос или ситуацию в трудах ранних или поздних ученых, изучение их аргументов и приведение готового ответа, если такой имеется, с использованием оригинального текста на арабском языке.
  3. Направление фетвы в ляджнат аль-ифта’ на обсуждение и одобрение.
  4. Публикация фетвы на официальной странице Муфтията после одобрения16.

Анализ первых17 ста фетв ДУМ РД показал, что:

  1. В большинстве случаев приводятся ответы авторитетных богословов исламского права: Ибн-Хаджара аль-Хайтами (1503–1566); Абу-Бакра аль-Бакри (1811–1893); Имама ан-Навави (1233–1277); аль-Хатыба аш-Ширбини (ум. 1570); Мухаммада ат-Тармаси (1869–1920) и других. Среди них можно выделить Ибн-Хаджара аль-Хайтами, автора книги «Тухфат аль-мухтадж», поскольку данный труд является достоверным источником в шафиитском мазхабе во многих странах и регионах, в том числе в Дагестане.
  2. Приводится оригинал текста на арабском языке со ссылкой на номер тома и страницу
  3. Даются определения терминам, не знакомым большому кругу читателей.
  4. Ответы даются в разной форме – от коротких до длинных.
  5. В конце подводится краткий итог всему вышесказанному.

На основе анализа методологии трех вышеупомянутых фетв можно сказать, что сотрудники отдела фетв при Муфтияте Республики Дагестан применяют метод кыйаса (сравнения по аналогии) и иджма‘ (единогласное мнение ученых).

Список использованных источников и литературы по ста первым фетвам, принятым отделом фетв, представлен на Рис. 9. Изучение списка использованной литературы выявило следующие показатели:

  1. На труд «Тухфат аль-мухтадж» ссылались 24 раза.
  2. На труд «И‘анат ат-талибин» ссылались 13 раз.
  3. На труд «Фатх аль-му‘ин» ссылались 8 раз.
  4. На труд «аль-Маджму‘» ссылались 5 раз.
  5. На труд «Минхадж ат-талибин» ссылались 4 раза.
  6. На труд «Мугни аль-мухтадж» ссылались 4 раза.
  7. На труд «Хашийат ат-Тармаси» ссылались 4 раза.
  8. На труд «Хашийат аш-Ширвани» ссылались 4 раза.
  9. На труд «Нихайат аль-мухтадж» ссылались 4 раза.
  10. На труд «Шарх сахих Муслим» ссылались 3 раза.
  11. На труд «Танвир аль-кулюб» ссылались 2 раза.
  12. На труд «аль-Фатава аль-кубра» ссылались 2 раза.
  13. На труд «Хашийат Кайлюби ва ‘Умайр» ссылались 2 раза.
  14. На труд «Фатава ар-Рамли» ссылались 2 раза.
  15. На труд «Фатх аль-Ваххаб» ссылались 2 раза.
  16. На труд «Хашийат аль-Джамаль» ссылались 2 раза.
  17. На труд «Асна аль-маталиб» ссылались 2 раза.
  18. На труд «аль-Икна‘» ссылались 1 раз.
  19. На труд «аль-Фикх аль-манхаджи» ссылались 1 раз.

Рис. 9. Первые сто фетв Муфтията Республики Дагестан
Fig. 9. The first hundred fatwas of the Muftiate of the Republic of Dagestan

Краткое описание часто цитируемых источников

  1. Тухфат аль-мухтадж – многотомный труд по исламскому праву, написанный известным шафиитским богословом Ибн-Хаджаром аль-Хайтами (1503-1566). Данный труд является толкованием на книгу имама ан-Навави (1233-1277) «Минхадж ат-Талибин» [10]. Как объясняет шейх ‘Аляви (1839-1917), эта книга «практикуется богословами Леванта, Курдистана, Дагестана, большинством жителей Йемена, поскольку автор провел над данным трудом большую редакционную работу» [11, с. 118].
  2. Ианат ат-талибин – многотомный труд по исламскому праву, написанный известным шафиитским богословом Абу-Бакром аль-Бакри. Данный труд является толкованием на книгу Ахмада аль-Малибари «Фатх аль-му‘ин» [12].
  3. Аль-Маджму – многотомный труд по исламскому праву, написанный известным шафиитским богословом имамом ан-Навави [13].
  4. Мугни аль-Мухтадж – многотомный труд по исламскому праву, написанный известным шафиитским богословом аль-Хатыбом аш-Ширбини. Труд является толкованием на книгу имама ан-Навави «Минхадж ат-талибин» [14].
  5. Хашийат ат-Тармаси – многотомный труд, написанный известным шафиитским богословом Мухаммадом ат-Тармаси. Данный труд является субкомментарием на книгу известного богослова Ибн-Хаджара аль-Хайтами «аль-Манхадж аль-кавим» [15].

Заключение

В ходе исследования 760 богословских заключений, принятых отделом фетв при Муфтияте Республики Дагестан за период 2017–2022 гг., выявлено, что большинство вопросов связаны с разделом поклонения18. Анализ статистики показал, что актуальность фетвотворческой деятельности с каждым годом растет, а следовательно, есть потребность в квалифицированных специалистах. Значительное количество приведенных решений опирается на исследования авторитетных богословов шафиитского мазхаба. Важно отметить, что поиск ответа на вопрос на арабском языке требует соответствующей квалификации.

На основе анализа фетв можно сделать вывод, что сотрудники отдела фетв при Муфтияте Республики Дагестан применяют метод сравнения по аналогии (кыйас) и единогласное мнение ученых (иджма). Отдел фетв приводит конкретный текст на арабском и русском языках с указанием страницы и тома (если имеется), что помогает знающему арабский язык самостоятельно прочитать заключение богослова. Если ответ на заданный вопрос или возникшую ситуацию отсутствует в достоверных источниках, то их соотносят с похожим вопросом, подводят проблему к определенной классификации. Если в вопросе имеется термин, не знакомый большому кругу читателей, то вначале дается определение данного термина, а затем ответ с соответствующей аргументацией. Каким будет ответ, кратким или развернутым, зависит от самого вопроса. В конце каждого решения приводится резюме.

1. Муфтият Республики Дагестан. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%83%D1%84%D1%82%D0%B8%D1%8F%D1%82_%D0%A0%D0%B5%D1%81%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B8_%D0%94%D0%B0%D0%B3%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD (дата обращения: 13.04.2023).

2. В фетвах имена и термины в адаптации автора статьи. – М.Ш.

3. [См. «Шарх сахих Муслим», Т. 13. С. 95] (сноска автора фетвы).

4. Конина. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://muftiyatrd.ru/fatawa/konina (дата обращения: 20.11.2022).

5. Разногласия, упомянутые в фетве.

6. Т. 5, с. 310 (сноска автора фетвы).

7. Кинайа – это косвенное (непрямое) указание на что-либо, где слово имеет нераскрытое значение (пояснение автора фетвы).

8. Бракосочетание по скайпу. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://muftiyatrd.ru/fatawa/brakosochetanie-po-skaypu (дата обращения: 15.11.2022).

9. Можно ли заключить никах по скайпу? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://askimam.ru/fatwa/brak-nikakh/mozhno-li-zaklyuchit-nikakh-po-skaypu/ (дата обращения: 21.11.2022).

10. [См.: Тухфат аль-мухтадж, Т. 9, с. 205] (сноска автора фетвы).

11. [См.: Хашийат Тухфат аль-мухтадж, Т. 4, с. 244] (сноска автора фетвы).

12. [См.: Тухфат аль-мухтадж, Т. 7, с. 210] (сноска автора фетвы).

13. Об обязательности соблюдения ПДД. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://muftiyatrd.ru/fatawa/o-obyazatelnosti-soblyudeniya-pdd (дата обращения: 01.11.2022).

14. Джамаат «ат-Такфир валь-хиджра» в списке запрещенных организаций в России. Перечень общественных объединений и религиозных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://minjust.gov.ru/ru/documents/7822/ (дата обращения: 01.05.2023).

15. Течение такфиритов стало возрождаться в арабском мире в 1950-х гг. саудовскими религиозными центрами в попытке популяризировать принципы ваххабизма. Идеология такфира базируется на установках движения хариджитов из ранней истории ислама, на трудах Ибн Таймийи (XIII–XIV вв.) и Мухаммеда Ибн аль-Ваххаба (XVIII в.). Организационные принципы течения те же, что и у участников движения аль-ихванийя (не путать с «Ассоциацией Братьев-мусульман») – радикальных экстремистов-выселенцев (отсюда термин «хиджра» в названии организации), направленных в 20-х и 30-х гг. прошлого века саудовскими властями на освоение приграничных районов и превратившихся в итоге в реальную угрозу для режима саудитов и особенно для режимов в других странах. Ат-Такфир-Валь-Хиджра. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vimpel-v.com/security/sec_terror/ter_org/996-at-takfir-val-hidzhra.html (дата обращения: 23.11.2022).

16. Мухаммадрамазан Раджабов. Муфтият Дагестана: итоги 2021. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=JPRoMvSVoiE (дата обращения: 22.11.2022).

17. Поскольку отдел фетв при ДУМ РД в большинстве случаев опирается на те же источники в остальных фетвах.

18. Это вопросы в отношении ритуального омовения, намаза, поста, хаджа, заката.

Список литературы

1. Мустафа Диб аль-Буга. Макасыд ат-ташри‘ аль-ислями. Дамаск: Дар аль-Мустафа; 2009. 160 с.

2. Муслим ибн аль-Хаджжадж. Сахих Муслим. Т. 3. Бейрут: Дар ихйа’ ат-турас аль-‘араби; 1991. 1700 с.

3. Калям Шариф. Перевод смыслов. Казань: Издательский дом «Хузур-Спокойствие»; 2019. 604 с.

4. Мухи-ад-дин ан-Навави. Шарх Сахих Муслим. Т. 13. Бейрут: Дар аль-ма‘рифа; 2016. 230 с.

5. Аля’-ад-дин аль-Касани. Бадаи‘ ас-санаи‘ фи тартиб аш-шараи‘. Т. 2. Бейрут: Дар аль-кутуб аль-‘ильмийа; 1986. 340 с.

6. Ибн ‘Абидин Мухаммад. Радд аль-мухтар ‘аля ад-дурр аль-мухтар шарх танвир аль-абсар. Т. 3. Бейрут: Дар аль-кутуб аль-‘ильмийа; 851 с.

7. Шагавиев Д.А. Исламские течения и группы. Казань: Казанский Федеральный Университет; 2015. 336 с.

8. Мухаммад Такы аль-‘Усмани. Бухус фи кадайа фикхиййа му‘асыра. Т. 1. Дамаск: Дар аль-калям; 2017. 412 с.

9. Ибн Маджа. Сунан Ибн-Маджа. Т. 2. Каир: Дар ихйа’ аль-кутуб аль-‘арабиййа; 1453 с.

10. Ибн-Хаджар аль-Хайтами. Тухфат аль-мухтадж. Мекка: Дар аль-хира; 1983. 690 с.

11. ‘Аляви ибн Ахмад ас-Саккаф. Аль-Фаваид аль-маккиййа. Бейрут: Муассаса ар-рисаля наширун; 2015. 296 c.

12. Абу-Бакр аль-Бакри. И‘анат ат-талибин ‘аля хилль альфаз фатх аль-му‘ин. Дамаск: Дар аль-фикр; 1997. 313 с.

13. Абу Закарийа ан-Навави. Аль-Маджму‘ шарх аль-мухаззаб. Дамаск: Дар аль-фикр; 530 с.

14. Аль-Хатыб аш-Ширбини. Мугни аль-мухтадж иля ма‘рифат ма‘ани альфаз аль-минхадж. Дамаск: Дар аль-фикр; 614 с.

15. Мухаммад ат-Тармаси. Хашийат ат-Тармаси. Т. 1. Бейрут: Дар аль-минхадж; 2011. 838 с.


Об авторе

М. И. Шахрудинов
Болгарская исламская академия
Россия

Шахрудинов Магомед Исрапилович, ведущий методист управления по науке, докторант 

г. Болгар



Рецензия

Для цитирования:


Шахрудинов М.И. Фетвы ДУМ РД (2017–2022): теологический анализ. Minbar. Islamic Studies. 2023;16(2):414-431. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2023-16-2-414-431

For citation:


Shakhrudinov M.I. Fatwas of the Religious Administration of Muslims of the Republic of Dagestan (2017–2022): theological analysis. Minbar. Islamic Studies. 2023;16(2):414-431. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2023-16-2-414-431

Просмотров: 86


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2618-9569 (Print)
ISSN 2712-7990 (Online)