Перейти к:
Святые для мусульман места на Южном Урале: геоинформационное картографирование и пространственный анализ
https://doi.org/10.31162/2618-9569-2023-16-4-780-802
Аннотация
В последнее десятилетие на Южном Урале наметилась тенденция реконструкции старых и формирования новых святых мест, почитаемых мусульманами. На сегодняшний день зафиксировано более 115 таких объектов. Большинство из них почитаются лишь жителями небольших деревень, но часть приобрела весомое значение для мусульман всего региона. Цель данной работы заключается в том, чтобы определить наиболее популярные святые места для мусульман Южного Урала. Учитывая то, что некоторые объекты, имеющие региональное значение, почитаются мусульманами начиная с XIV в., а другие, появившись сравнительно недавно, быстро стали одними из наиболее посещаемых мест, необходимо определить факторы, влияющие на рост их популярности. Для исследования были использованы геоинформационные методы. На основе архивных материалов, наработок археологов, этнографов, теологов, культурологов, материалов интернет-сообществ и иных открытых источников с использованием бесплатного ПО Quantum GIS нами были созданы слои: 1) Мавзолеи, 2) Святые места по данным ЦДУМ России, 3) Святые места по данным интернет-сообщества Sufi RB, 4) Религиозные туристические маршруты. Применение сравнительно-сопоставительного метода позволило определить, что наиболее популярными среди мусульман региона являются мавзолей Хусейн-бека и гора Нарыстау (Ильчигулово IV, курганный могильник). Результаты исследования свидетельствуют, что на популярность объектов влияет ряд факторов, среди которых ключевое значение имеют наличие монументального сооружения, представленность объекта в медиапространстве и сети Интернет, а также объективных научных данных о нем.
Ключевые слова
Для цитирования:
Валеева А.Ф., Тузбеков А.И. Святые для мусульман места на Южном Урале: геоинформационное картографирование и пространственный анализ. Minbar. Islamic Studies. 2023;16(4):780-802. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2023-16-4-780-802
For citation:
Valeeva A.F., Tuzbekov A.I. Muslim Holy Sites in the Southern Urals: geoinformation mapping and spatial analysis. Minbar. Islamic Studies. 2023;16(4):780-802. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2023-16-4-780-802
Введение
В последнее десятилетие на Южном Урале наметилась тенденция реконструкции старых и формирования новых святых мест1, почитаемых мусульманами. В связи с тем, что на процессы сакрализации может влиять множество причин и необходимо учитывать исторические, статистические, пространственные и другие данные, возникает необходимость их сопоставления, установления зависимости и влияния отдельных обстоятельств на протекающие процессы. В этой связи при изучении процессов сакрализации на археологических объектах возможно использование ГИС. Сочетание геоинформационного картографирования с другими методами исследования может обеспечить моделирование тенденций, влияющих на развитие процессов сакрализации археологических памятников на Южном Урале, позволит более глубоко изучить процессы, происходящие на почитаемых мусульманами Южного Урала объектах.
Цель исследования - выявить наиболее почитаемые мусульманами памятники археологии Южноуральского региона.
Исследователи уже не раз обращались к вопросам изучения святых для мусульман мест на Южном Урале. В ряде работ рассматривались вопросы религиозного паломничества на археологические памятники и описывались процессы сакрализации археологических объектов. Подробная информация о мавзолеях, упоминаемых как одни из наиболее популярных мест почитания для мусульман на Южном Урале в период позднего средневековья, была рассмотрена в трудах Г.Н. Гарустовича [1]. Исследователь описал состояние южноуральских мавзолеев, картографировал их, а также отразил в полевой отчетности проводившиеся на памятниках обряды [2]. Процессы сакрализации, протекающие на археологических объектах, были рассмотрены в работе А.Т. Ахатова, И.И. Бахшиева и А.И. Тузбекова [3]. По материалам полевых исследований 2012-2015 гг. ученым удалось выделить сакральные локусы, сформировавшиеся на отдельных памятниках историко-культурного наследия Башкортостана, которые появились в последнее десятилетие, а также определить их региональную специфику. Особый интерес представляют результаты анализа пространственных и атрибутивных данных о мусульманских объектах в Республике Башкортостан, Оренбургской и Челябинской областях, собранные при проведении полевых исследований в ходе разработки интерактивного электронного ресурса «Ислам на Южном Урале» под руководством А.Б. Юнусовой [4]. Исследователи картографировали более 40 сакрализованных памятников археологии, являющихся объектами почитания у мусульман.
Среди зарубежных исследований необходимо выделить работу казахских ученых К. Бегалиновой и М. Ашиловой, которые разработали карту сакральных мест Казахстана2. Также в рамках привлечения казахстанского опыта в изучение святых мест нами были проанализированы труды, посвященные сакральным объектам Казахстана общенационального значения, куда входят 100 локусов [5], а также региональные сакральные объекты Казахстана с 500 наименованиями [6].
В вышеупомянутых исследованиях ученые в основном сосредоточились на описании состояния объекта, религиозных обрядов, организуемых мероприятий и т.д., но при этом не учитывалась принадлежность людей, приходящих почтить святые места, к различным религиозным течениям и сообществам, а также время формирования святого места. Предварительное сопоставление данных, полученных из различных источников (сообщества ВКонтакте, архивные источники, иные общедоступные материалы), показало, что одни объекты являются «универсальными» святыми местами для всех мусульман и посещались уже начиная с XIV в., а другие считаются святыми лишь для представителей отдельных течений ислама и сформировались в конце XX - начале XXI в.
Методы исследования
Исследовательским коллективом были проанализированы работы зарубежных ученых, посвященных применению ГИС в религиозных исследованиях. В частности, мы обратились к работе немецких археологов Констанции Грамл, Мануэла Ханзикера и Катарины Вукадин, которые в рамках проекта «Культ и кризис: священный ландшафт Аттики и его взаимосвязь с политической топографией» с помощью ГИС воссоздали святые места в районе Сунион Афин III в. до н.э. и выявили связь культовых мест по отношению к военным базам [7]. В рамках изучения применения ГИС в контексте религиозных исследований был рассмотрен проект Йоргоса Папантониу и Ники Кириако, которые с помощью ГИС контекстуализировали святилище Вавла-Капсалес в его политическом, экономическом, культурном и символическом ландшафтах на территории Кипра [8].
Изучив опыт иностранных и отечественных ученых на основе архивных материалов, наработок археологов, этнографов, религиоведов, культурологов, собственных изысканий, официальных данных ЦДУМ России, интернет-сообществ ВКонтакте и т.д., используя бесплатное ПО Quantum GIS, мы создали слои для ГИС «Сакрализация археологических памятников на Южном Урале»: 1) Мавзолеи, 2) Святые места по данным ЦДУМ России, 3) Святые места по данным интернет-сообщества Sufi RB, 4) Религиозные туристические маршруты.
Слой «Мавзолеи»
Архивные материалы, литературные памятники, фольклорные источники, а также отчеты археологов свидетельствуют, что наиболее популярными святыми местами мусульман начиная с XIV в. являлись каменные и кирпичные мавзолеи Южного Урала, датируемые XIV–XV вв. Мавзолеи должны были продемонстрировать основной массе номадов, кочующих в округе мавзолея, величие ислама, а для знати дать возможность принять новую веру, пусть и «декларативно» [9]. Первые упоминания о них содержатся уже в письменных и фольклорных источниках XIV в. Погребальные комплексы, построенные над могилами кочевой аристократии, со временем становились местами почитания. Часть из них, сохранив первозданное состояние, до сих пор привлекает большое количество желающих почтить святое место и туристов, порой превращаясь в главную достопримечательность населенного пункта. На территории Южного Урала выявлено десять подобных объектов: мавзолей Хусейн-бека, Тура-хана, Малый кешене, Кесене, мавзолей Бэндебике, Мустаевский и Троицкий мавзолеи, Изобильненский мавзолей, мавзолеи у пос. Тептяри и Имангуловский мавзолей.
Объект 1. Мавзолей Хусейн-бека. Мавзолей находится на восточной окраине поселка Чишмы, на территории мусульманского кладбища «Акзиарат» в Чишминском районе Республики Башкортостан, и имеет статус памятника археологии федерального значения. Объект датируется XIV в. н.э. Памятник впервые упомянут в башкирском историческом эпосе «Последний из Сартаева рода» [10, с. 173–179] как место, у которого молился предводитель рода Джаллык-бий перед битвой с нукерами Тамерлана. Русские исследователи края в XVIII в. отмечали, что памятник - одно из значимых мест для мусульманского населения края. В ходе археологических раскопок, проведенных в 1985 г. Геннадием Николаевичем Гарустовичем, были изучены девять захоронений [1]. Сохранившаяся надмогильная надпись свидетельствует, что мавзолей сооружен над захоронением некоего Хаджи-Хусейн-бека, который, вероятно, был одним из проповедников мусульманской религии среди башкир и пользовался уважением.
Конструкция мавзолея была восстановлена в 1911 г. Реконструкция археологического объекта дает основание предполагать, что вплоть до XX в. мавзолей был одним из наиболее почитаемых мест среди мусульман Южного Урала. Этот факт подтверждается сведениями докладной уполномоченного Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР по БАССР, представленной в 1958 г., в которой говорилось, что «в дореволюционный период паломничество “зиарата” Хусаин-бека принимало массовый характер, а за последние годы приток паломников в “зиараты” Хусаин-бека и “Батыра” (мавзолей Тура-хана) значительно сократился, верующие мусульмане окрестных деревень посещают их группами и в одиночку в дни больших мусульманских религиозных праздников» [11, с. 202].
Объект 2. Мавзолей Тура-хана. Мавзолей находится северо-восточнее д. Верхние Термы Чишминского района Республики Башкортостан. Был построен в XIV в. и имеет статус памятника археологии федерального значения. Впервые памятник описан в 1772 г. П.И. Рычковым. В 1975–1976 гг. мавзолей был отреставрирован Е.Л. Хворостовой, а в 1985 г. обследован Г.Н. Гарустовичем. С момента постройки и до середины ХХ в., наряду с мавзолеем Хусейн-бека, этот памятник являлся одним из объектов почитания мусульманами. Погребения, находящиеся вокруг мавзолея, датируемые более поздними периодами, косвенно подтверждают это утверждение. Впоследствии объект утратил свою значимость, однако, по сведениям местных жителей, в последние десятилетия интерес к памятнику со стороны населения региона возродился. Его ежедневно посещают люди, а в выходные и праздничные дни, особенно в значимые для мусульманского населения, количество посетителей доходит до нескольких десятков.
Объект 3. Мавзолей Малый Кешене. Составной частью единого ритуально-архитектурного ансамбля мавзолея Тура-хана является мавзолей Малый Кешене. Мавзолей датируется XIV в. и имеет статус памятника федерального значения. Он находится примерно в 300 м от основного памятника. Строительство Кешене не было завершено, поэтому современный его облик представляет собой фундамент сооружения, покрытый зарослями. Несмотря на свой незавершенный вид, Малый Кешене также привлекает внимание людей, пришедших помолиться у мавзолея Тура-хана.
Объект 4. Мавзолей Бэндебике. Мавзолей расположен на восточной окраине с. Максютово Кугарчинского района Республики Башкортостан. С 1992 г. имеет статус памятника археологии федерального значения. Мавзолей был обнаружен в 1966 г. и исследовался в 1968-1969 гг. Н.А. Мажитовым. Памятник относится к «среднеазиатской периферийной» архитектурной школе [12]. В ходе проведенных раскопок установлено, что комплекс датируется XIV в. В погребальной камере, обложенной известняковыми плитами, обнаружены останки взрослой женщины, захоронение которой совершено согласно мусульманским канонам [1]. Башкиры традиционно связывают данный памятник с легендарной женщиной Бэндебике, благодаря усилиям которой была остановлена междоусобица башкир с казахами. После того как в 2013 г. памятник вошел в программу тура суфийского шейха-проповедника ордена Накшбандиййа (Хакканиййа) Мехмета Адиля (Мухаммад ‘Адиль), объект стал притягивать к себе мусульман со всего региона. Они оставляют монеты и по нескольку раз обходят сооружение с целью получить благоденствие [3, с. 40].
Объект 5. Варненский мавзолей (Кесене). Мавзолей расположен в 3 км к востоку от с. Варна Челябинской области, на берегу заросшего озера Большое Кесене. В литературе носит имя «Кесене», «Башня Тамерлана». С XVIII по XX в. памятник был описан П.И. Рычковым, П.С. Палласом, Р.Г. Игнатьевым, А.И. Кастанье. В 1889 г. внутри мавзолея были проведены раскопки профессором Э.Ю. Петри. В ходе раскопок выявлены три погребения внутри, выполненные по мусульманским канонам. Два из них были разграблены, а в третьем обнаружены серьги в форме знака вопроса и перстень [13, с. 148–165].
Объект 6. Троицкий мавзолей расположен в 3 км к востоку от управления санаториями г. Троицка, на увале левого берега р. Увелки Троицкого района Челябинской области. Первые исследования памятника были проведены в 1952 г. К.В. Сальниковым. Мавзолей представляет собой прямоугольную постройку, сложенную из сырцового кирпича шириной около 9 м. Последующие исследования К.В. Сальникова показали, что на близлежащей площадке сохранились развалины еще одного похожего сооружения. По всей видимости, в XVIII в. один из мавзолеев сохранял свою форму и был описан П.И. Рычковым [14]. В 1982-1983 гг., в связи с реконструкцией сооружения, памятник был исследован Урало-Казахстанской археологической экспедицией.
Объект 7. Мустаевский мавзолей. Мавзолей расположен в Новосергиевском районе Оренбургской области. Этот археологический объект представляет собой развалины некогда полноценного мавзолея, построенного из плоского кирпича квадратной формы. Предположительно, этот мавзолей был возведен монгольской семьей в XIV в. Именно тогда в степях Южного Приуралья располагался один из улусов Золотой Орды. Монгольские ханы строили свои усыпальницы из хорошо прожженного красного кирпича. Купол мавзолея был полностью разрушен и сейчас представляет собой груду битого строительного материала. Во время раскопок, проведенных в 2004 г. под руководством Н.Л. Моргуновой, были обнаружены три погребения [15, с. 111].
Объект 8. Изобильненский мавзолей. Мавзолей расположен в Соль-Илецком районе Оренбургской области и датируется XIV в. Был выявлен при раскопках курганов у с. Изобильное. В ходе раскопок большая часть мавзолея была разрушена, поэтому вид здания реконструируется лишь приблизительно. Известно, что памятник имел восьмигранную форму, четыре угла мавзолея были ориентированы по сторонам света, остальные четыре соответственно обращены на северо-запад, юго-запад, северо-восток и юго-восток. Стены были сложены из обожженного и сырцового кирпича. В процессе археологических работ была обнаружена могильная яма с двумя костяками в деревянных гробах – останки мужчины и женщины [16, с. 140–141].
Объект 9. Мавзолеи у п. Тептяри. Мавзолеи расположены в Тоцком районе Оренбургской области. При раскопках курганной группы возле пос. Тептяри С.А. Попов исследовал три средневековых мавзолея. Самым крупным и наиболее сохранившимся был мавзолей №1 в кургане №6. Стены его были сложены из сырцового кирпича с добавлением обожженного. Размеры кирпичей 25–27 х 25–27 х 5 см. Стены были сильно разрушены, во многих местах они сохранились не на всю ширину. Мавзолей №2 в кургане №7 имел еще худшую сохранность. Стены его, сложенные из обожженного кирпича плохого качества размерами 25 х 25 х 5 см, были почти полностью разобраны, поэтому контур здания восстанавливается лишь приблизительно. Мавзолей №3 в кургане №8 сложен из кирпичей размером 27 х 27 х 5 см и также разрушен. Все три мавзолея имеют сходное строение. Это прямоугольные здания, состоящие из двух помещений – зиарат-ханы и гур-ханы. В общей сложности в них было обнаружено 12 погребений [16, с. 140].
Объект 10. Имангуловский мавзолей. Мавзолей расположен в Октябрьском районе Оренбургской области, на высоком краю надпойменной террасы правового берега р. Салмыш у с. Имангулово 2-ое. Впервые раскопки на памятнике были проведены в 1974 г. Н.А. Мажитовым. В ходе раскопок было выявлено три погребения. Антропологические исследования этих останков показали, что в погребении №1 был захоронен подросток мужского пола в возрасте около 13 лет, в погребении №2 – ребенок около 5 лет, в погребении № 3 – мужчина 40-50 лет [17, с. 153–160].
Таким образом, собрав сведения обо всех мавзолеях, выявленных археологами на территории Южного Урала, мы создали слой, который содержит данные о 10 объектах. Три из них были возведены из камня, остальные из сырцового кирпича. На трех мавзолеях были проведены реставрационные работы. Свой первоначальный облик сохранил лишь мавзолей Тура-хана. В большинстве усыпальниц были выявлены погребения мужчин, женщин и детей, но только в мавзолее Хусейн-бека сохранилась надмогильная плита.
Слой «Святые места по данным ЦДУМ России»
Центральное духовное управление мусульман России (ЦДУМ России) – централизованная религиозная организация мусульман, объединяющая под своим началом региональные духовные управления мусульман и местные мусульманские религиозные организации (мечети и общины) России. На сегодняшний день ЦДУМ России на территории Южного Урала объединяет более 900 религиозных организаций и ежегодно организует сходы и мероприятия. В ходе исследования были изучены официальный сайт и сообщества в социальных сетях, принадлежащие ЦДУМ России, в результате было установлено, что сходы и моления организуются на территории двух святых местах.
Объект 1. Мавзолей Хусейн-бека (местонахождение описано в разделе «мавзолеи»). Начиная с 2004 г. ЦДУМ России ежегодно организовывает сход мусульман у мавзолея Хусейн-бека. Верующие собираются вместе, чтобы почтить память Хусейн-бека, который считается первым проповедником и духовным главой мусульман на территории исторического Башкортостана. Сход обычно возглавляет Верховный муфтий России Талгат Таджуддин. Мероприятие проходит на кладбище Акзират Чишминского района Республики Башкортостан.
Объект 2. Гора Нарыстау. Объект находится в 3 км к востоку от д. Ильчигулово Миякинского района Республики Башкортостан. Первые археологические исследования близ д. Ильчигулово были проведены в XIX в. антропологом Н.М. Малиевым. В 1986 г. в ходе археологической разведки Г.Н. Гарустовичем на той же территории обнаружено 7 новых курганов и могильников, относящихся к различным эпохам, в том числе и некрополь Ильчигулово-IV. В ходе исследования памятника было обнаружено, что выкладка №1 является пустой, а под выкладкой №2 выявлено захоронение мужчины-воина со следами рубленой раны. Исследователь связывает изученные комплексы с инвентарными погребениями Ильчигуловского могильника, ранее изученного Н.М. Малиевым, и соотносит их с кочевниками XIV в., также он приходит к выводу, что исследованные оградки были возведены из камней, взятых из разрушенных насыпей данного могильника, и сооружены не ранее XIX в. После 2010 г. объект стал считаться местом захоронения сподвижников Пророка [18]. В настоящее время на памятнике при поддержке ЦДУМ России несколько раз прошли собрания мусульман, последнее из которых, в 2022 г., было приурочено ко Дню России.
На основании анализа открытых источников удалось установить, что в настоящее время ЦДУМ России возобновило проведение мероприятий на мавзолее Хусейн-бека, а также начало проводить праздничные мероприятия на некрополе Ильчигулово-IV, который, по мнению отдельных групп мусульман, считается местом захоронения сподвижников Пророка.
Слой «Святые места по данным интернет-сообщества Sufi RB»
«Sufi RB» является региональным интернет-сообществом в социальной сети ВКонтакте неосуфийского тариката Хакканийа. В интернет-группе публикуются проповеди, молитвы, объявления и новости из жизни последователей тариката в Республике Башкортостан. В ходе исследования был осуществлен контент-анализ публикаций интернет-сообщества Sufi RB, где были обнаружены материалы, связанные с организацией массовых мероприятий, «зияратов», паломничеств к святым местам, на которые съезжаются люди со всей России3. Нами были изучены записи с момента основания сообщества (9 октября 2014 г.) по март 2023 г. Из всего массива публикаций удалось выявить около 40 записей, в которых говорится о сакральных локусах и приводится описание проводимых мероприятий. Наиболее почитаемыми объектами, по данным Sufi RB, на территории Республики Башкортостан являются: могила Урал-батыра в Белорецком районе, памятник Алдар-батыру в Бурзянском районе, захоронение сахаба на горе Ярыштау в Давлекановском районе, мавзолей Бэндебике в Кугарчинском районе, Могила Исян-хана в Татышлинском районе, гора Иремель в Белорецком районе и гора Нарыстау в Миякинском районе.
Объект 1. Гора Ярыштау. Одним из упоминаемых в публикациях объектов, по данным Sufi RB, является гора Ярыштау в Давлекановском районе Республики Башкортостан. Согласно материалам интернет-сообщества, на вершине горы захоронен один из сподвижников пророка Мухаммада – Тальха ибн ‘Усман4.
Объект 2. Могила Урал-батыра. Объект расположен в Белорецком районе Республики Башкортостан и является одним из наиболее почитаемых мест у последователей неосуфийского тариката Хакканийа. В публикации интернет-сообщества Sufi RB, датируемой 5 июня 2020 года, говорится: «У вас здесь есть пророк Урал. Он был отправлен очень давно. Аллах не позволил его забыть. Его благодать (баракат) дошла до всех тюркских народов. Поэтому его макам стоит посещать всем»5. В настоящее время вокруг могилы имеется ограда, представляющая собой деревянный сруб, а также установлены гранитные плиты с изречениями из Корана и отрывком из башкирского эпоса «Урал-батыр».
Объект 3. Гора Иремель. Гора расположена на северо-востоке Белорецкого района Республики Башкортостан. Этот горный массив включает в себя две основные вершины – Большой и Малый Иремель, соединённые длинной и пологой седловиной. В результате анализа интернет-сообщества был сделан вывод, что Большой Иремель является традиционным башкирским культовым центром, поскольку, по словам местных жителей, на уступах горы находятся места, приуроченные к так называемым «родовым камням», на которых в прошлом представителями тех или иных башкирских родов проводились обряды [19, с. 64–71].
Последователи суфизма в Республике Башкортостан восходят на священную гору с целью совершения совместного намаза и духовного обогащения6.
Объект 4. Гора Нарыстау (местонахождение и история изучения объекта описаны в предыдущем слое). В 2010 г. делегация суфиев из Башкортостана посетила Шейха суфийского ордена Накшбандиййа Мухаммада Назыма аль-Кубруси аль-Хаккани (проживавшего в Турецкой республике – Северный Кипр; 1922–2014). Во время встречи ему были показаны фотографии предполагаемых мест захоронения сахабов на территории республики. Рассмотрев все фотографии, шейх указал на гору Нарыстау как место захоронения сподвижников Пророка. После возвращения делегации суфиев в некоторых республиканских СМИ появляется информация об обнаружении места захоронения сахабов, и на территории могильника Ильчигулово IV начинается активное строительство. В 2011 г. на месте Выкладки №1 воздвигается памятник с указанием имен двух сподвижников Пророка Зубайра ибн Зайда и ‘Абдуррахмана ибн Зубайра и куполообразное сооружение, а над Выкладкой №2 только куполообразное сооружение. В 2012 г. у подножья горы строится мечеть. Дополнительный импульс и «легитимизацию» объект получает в 2013 г. после его посещения сыном и преемником Мухаммада Назыма Хаккани Мухаммадом (Мехмет) ‘Адилем Хаккани аль-Купруси, сопровождаемым представителями местного духовенства [18]. В настоящее время объект посещается большим количеством мусульман и другими верующими, которые желают помолиться у этих могил. У подножья горы последователями неосуфийского тариката Хакканиййа регулярно организуются мероприятия, собирающие жителей региона, а в июне 2022 г. в День России гора Нарыстау стала местом для собрания более 10 тысяч человек, приехавших со всей страны. Был прочитан коллективный намаз, проведены зикры и общие моления7.
Объект 5. Мавзолей Бэндебике (местонахождение и его описание приведены в разделе «мавзолеи»). Данных о совершаемых у мавзолея обрядах до начала ХХI в. не было выявлено. В мае 2013 г. мавзолей вошел в программу тура суфийского шейха-проповедника ордена Накшбандиййа Хакканиййа Мехмета Адиля, после чего археологический памятник начал притягивать к себе жителей южноуральского региона, в особенности последователей тариката Хакканиййа, в настоящее время иногда посетители оставляют там монеты и по нескольку раз обходят сооружение.
Объект 6. Могила Исян-хана. Объект расположен в 1 км к северо-востоку от д. Новочукурово Татышлинского района Республики Башкортостан. Объект имеет статус выявленного памятника археологии. Гали (‘Али) Чукури, упоминая в своей работе Исян-хана, отмечал, что тот являлся потомком Майкы-бия, в XVI в., будучи тарханом Казанского ханства, был предводителем башкирского племени Ирэкте [20, с. 319–326].
Начиная с 2017 г. у памятника проводятся мусульманские обряды, фиксируются люди, пришедшие помолиться у святого места. 6 октября 2021 г. был открыт мемориальный комплекс, в создании которого приняли активное участие последователи неосуфийского тариката Хакканиййа.
Объект 7. Стела Алдар-батыру. Алдар Исекеев (Алдар-батыр) являлся башкирским потомственным тарханом, батыром и старшиной Бурзянской волости. Он принимал участие в Крымском и во Втором Азовском походах русской армии, но более известен как предводитель башкирского восстания 1704–1711 гг., так называемого Алдар-Кусюмовского бунта, или «Алдаровщины». В суфийской среде Республики Башкортостан Алдар-батыр почитается за то, что он посвятил и отдал свою жизнь ради башкирского народа, ради исламской религии. В связи с этим в августе 2022 г. в присутствии шейха Накшбандийского тариката – шейха ‘Усмана8 – состоялось торжественное открытие стелы в деревне Атиково Бурзянского района. На открытии имамы прочитали суры Йасин, аль-Мульк, ан-Наба’, и все присутствующие вместе совершили Зикр - Хатм Хуаджаган9.
В результате изучения интернет-сообщества Sufi RB было установлено, что более семи объектов на территории Республики Башкортостан являются местами почитания последователей неосуфийского тариката Хакканийа (ветки Накшбандиййа). Три из них входят в настоящее время в перечень объектов историко-культурного наследия регионального значения. У памятников проводятся обряды, празднества, сходы и общие моления, на которые собираются иногда более 10 тыс. человек.
Слой «Религиозные туристические маршруты»
С начала XXI в. фиксируется рост популярности религиозного туризма в России, в результате чего региональными туристическими фирмами были разработаны маршруты, включающие мусульманские святые места.
Изучение существующих религиозных экскурсионных маршрутов показало, что наиболее популярными и востребованными являются туры «Нарыстау» от ООО «Национальная Туроператорская Компания» и «Священная гора Нарыстау и Чишминские мавзолеи» от Туристического агентства «BashAdventure». Авторы туров создали программу, включающую мусульманские святые места Башкирии, которые можно посетить за один день. Тур «Нарныстау» начинается с Чишминского района, с посещения мавзолеев Тура-хана и Хусеин-бека. Конечным пунктом является гора Нарыстау. Создатели тура предлагают желающим прокатиться на лошадях, послушать легенды о том, что именно придает горе сакральность, и набрать воду из святого источника10. Тур «Священная гора Нарыстау и Чишминские мавзолеи» предлагает в течение дня посетить горы Нарыстау и Сусактау, Чишминские мавзолеи и кладбище Акзират11.
На основании полученных данных создан отдельный слой, куда вошли мавзолей Хусейн-бека, мавзолей Тура-хана и г. Нарыстау и Сусактау.
Заключение
Сбор данных об объектах, почитаемых мусульманами Южного Урала в прошлом и настоящем, позволил создать четыре слоя в ГИС «Сакрализованные археологические памятники Южного Урала». В результате наложения слоев было установлено, что часть объектов упомянута лишь в одном слое, а часть пересекается 2-3 раза. Количество упоминаний объектов в разных слоях, на наш взгляд, свидетельствует об их популярности. В этой связи для их ранжирования, зависящего от количества пересечений объектов, было принято решение объединить их в 3 группы.
Группа 1. В первую группу вошли объекты, упомянутые не менее трех раз. Мавзолей Хусейн-бека и Ильчигулово-IV курганный могильник (священная гора Нарыстау). Мавзолей и гора были отображены на трех слоях ГИС. На наш взгляд, популярность мавзолея Хусейн-бека обусловлена несколькими факторами: 1) научная изученность памятника и доступ широкой общественности к результатам исследований, 2) наличие информации в исторических источниках о хаджи Хусейн-беке, 3) упоминание объекта в фольклорных источниках, 4) наличие архитектурного сооружения, 5) наличие надгробного камня с именем захороненного, 6) инфраструктурная доступность и наличие системы навигации. Гора Нарыстау, упомянутая в слоях ЦДУМ России, Sufi RB и слое «Религиозные туристические маршруты», имеет в большей степени религиозное значение для населения региона. Несмотря на то, что объект был ранее практически неизвестен как объект почитания мусульман, он за достаточно короткий срок обрел большую популярность, скорее всего, в связи с активной популяризацией его последователями тариката Хакканиййа и существенными вложениями в его инфраструктуру (куполообразные сооружения, надгробия, дороги, мечеть, купель).
Группа 2. Во вторую группу вошли два объекта (мавзолеи Тура-хана и Бэндебике), которые были отмечены в двух слоях. Оба мавзолея изучались археологическими методами и имеют статусы памятников археологии федерального значения. Несмотря на наличие архитектурных сооружений, данные объекты не обрели большой популярности среди мусульман, что, скорее всего, связано с отсутствием письменных данных о захороненных в этих мавзолеях. Данные о проводившихся исследованиях памятников в настоящее время недоступны широкой публике, а имеющиеся материалы полны противоречий. Начало строительства Музея кочевых цивилизаций на участках, прилегающих к мавзолею Тура-хана, на наш взгляд, может привести к росту его популярности как среди людей, желающих помолиться у святого места, так и среди туристов.
Группа 3. В третью группу вошли объекты, которые были отражены на карте по одному разу. Это мавзолеи Малый Кешене, Кесене, Троицкий, Мустаевский, Изобильненский, Имангуловский, мавзолеи у пос. Тептяри, горы Ярыштау, Сусактау и Иремель, макама Урал-батыра, сооружение в честь Алдар-батыра и могила Исян-хана. Большинство объектов, вошедших в данную группу, в настоящее время не сохранили свой первозданный вид, часть из них утратила свое значение, а часть известна лишь ученым, жителям отдельных районов, городов и селений, представителям небольших религиозных групп. Большинство из них не имеют инфраструктуры и не приспособлены для массового посещения людей.
Таким образом, благодаря использованию ГИС, удалось выделить наиболее популярные среди мусульман Южного Урала святые места. Установлено, что наиболее активно посещаемыми объектами являются мавзолей Хусейн-бека в Чишминском районе РБ и Ильчигулово-IV курганный могильник (священная гора Нарыстау) в Миякинском районе РБ (рис. 1).
Рис. 1. ГИС карта наиболее посещаемых мусульманами святых мест на Южном Урале
Fig. 1. GIS map of the holy places most visited by Muslims in the Southern Urals
Результаты исследования свидетельствуют, что на популярность объектов влияет ряд факторов, среди которых ключевое значение имеют наличие монументального сооружения, представленность объекта в медиапространстве и сети Интернет, а также наличие объективных научных данных о нем.
Представленные результаты исследования позволили выявить некоторые причины и предпосылки включения археологических объектов в мировоззренческую картину современного населения Южного Урала путем их сакрализации. Эти данные способствуют выработке стратегии сохранения и популяризации объектов культурного наследия в будущем. Кроме того, примененные нами методы исследования могут стать основой для разработки целостной методики изучения сакрализованных археологических памятников, а также методики обеспечения их сохранности.
1. Святые места – почитаемые, памятные объекты, связанные с местами захоронения или пребывания мусульманских святых (аулия), религиозных деятелей, батыров, руководителей племен и родовых подразделений.
2. Карта сакральных мест Казахстана. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.google.com/maps/d/u/0/viewer?mid=1BwcEkPojilm0uPSqHHUg8yNJHrNCgzub&fbclid=IwAR0pcAgd72WDbzODO8OXaPrIFcOI13KywSMlcpB_pBWvyFEIbx9pqyzdyow&ll=47.06374379084219%2C66.40400046716036&z=4 (дата обращения: 18.02.2023).
3. Sufi RB. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vk.com/club78436717 (дата обращения: 23.02.2023).
4. Интервью на горе Ярыштау 2014 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vk.com/club78436717?w=wall-78436717_39%2Fall (дата обращения 23.02.2023).
5. Сохбет у макама Урал батыра. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vk.com/club78436717?w=wall-78436717_1368%2Fall (дата обращения: 23.02.2023).
6. Иремель 2022. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vk.com/club78436717?w=wall-78436717_2039%2Fall (дата обращения: 23.02.2023).
7. 12 июня на горе Нарыстау прошло собрание мусульман. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vk.com/club78436717?w=wall-78436717_1983%2Fall (дата обращения: 23.02.2023).
8. Шейх ‘Усман – лидер тариката Накшбандийа в Республике Башкортостан.
9. Стела Алдар батыру. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vk.com/club78436717?w=wall-78436717_2104%2Fall (дата обращения: 23.02.2023).
10. Сайт проект «Башкирское долголетие. Туризм». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://xn--c1abeaopbvc6b.xn--90alcrhmdckk5a.xn--p1ai/tours/346/ (дата обращения: 01.02.2023).
11. Сайт туристической компании «BashAdventure». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.bashadventure.ru/catalog/ural/na-1-den/svyashchennaya-gora-narystau-i-chishminskie-mavzolei/ (дата обращения: 01.02.2023).
Список литературы
1. Гарустович Г.Н. Погребения в каменных мавзолеях Башкирского Приуралья. Наследие веков. Охрана и изучение памятников археологии в Башкортостане. 1995;1:166–185.
2. Гарустович Г.Н. Особенности распространения ислама среди башкир в эпоху средневековья. Уфимский археологический вестник. 2013;13:137–143.
3. Ахатов А.Т., Бахшиев И.И., Тузбеков А.И. Роль археологических объектов в формировании новых сакральных пространств Южного Урала. Уральский исторический вестник. 2016;4(53):33–42.
4. Юнусова А.Б. Электронный ресурс «Ислам на Южном Урале». Известия Уфимского научного центра РАН. 2016;4:102–109.
5. Сакральные объекты Казахстана общенационального значения. Астана: Фолиант; 2017. 496 с.
6. Региональные сакральные объекты Казахстана. Астана: Фолиант; 2017. 504 с.
7. Graml C., Hunziker M., Vukadin K. Cult and Crisis: A GIS Approach to the Sacred Landscape of Hellenistic Attica. Open Archaeology. 2019;5:383–395.
8. Papantoniou G., Kyriakou N. Sacred Landscapes and the Territoriality of Iron Age Cypriot Polities: The Applicability of GIS. American Journal of Archaeology. 2018;122(4):541–550.
9. Матюшко И.В. Средневековые мавзолеи в Оренбургской области. В сборнике: Археологические памятники Оренбуржья. Моргунова Н.Л. Сборник научных трудов. Министерство образования и науки Рос. Федерации, ГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет». Оренбург: Оренбургский государственный педагогический университет; 2011. Т. 9. С. 146–155.
10. Башкирское народное творчество. Т. 2: Предания и легенды. Уфа: Башкнижиздат; 1987. 572 с.
11. Хабибуллина З.Р. Паломничество мусульман к могилам «святых» в поле деятельности уполномоченного Совета по делам религиозных культов в БАССР. Этнос. Общество. Цивилизация: Четвертые Кузеевские чтения: материалы международной научно-практической конференции. М.: Полиграфсервис; 2015. С. 201–204.
12. Гарустович Г.Н. Еще раз о датировках мусульманских кирпичных мавзолеев степной полосы Волго-Уральского региона. Золотоордынская цивилизация. 2012;5:126–136.
13. Боталов С.Г., Гарустович Г.Н., Яминов А.Ф. Новые материалы по мавзолеям Зауралья и Центрального Казахстана. Наследие веков. Охрана и изучение памятников археологии в Башкортостане. Уфа: Министерство культуры Республики Башкортостан; 1995. Вып. 1. С. 148–165.
14. Рычков П.И. Топография Оренбургской губернии. Уфа: Китап; 1999. 312 с.
15. Гарустович Г.Н. К вопросу о хронологии кирпичных мавзолеев в степной полосе Южного Урала и Западного Казахстана. Вестник ВЭГУ. 2013;1(63):108–113.
16. Зиливинская Э.Д. Архитектура Золотой Орды. Ч. 1. Культовое зодчество. Казань: Отечество; 2014. 228 с.
17. Матюшко И.В. Сырцовый мавзолей на территории Оренбуржья. Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2016;18(3):153–160.
18. Tuzbekov A.I., Bakhshiev I.I. Reuse of ancient sacred places in South Ural region – the case of emir Edigey's grave. Studia Mythologica Slavica. 2019;22:135–141.
19. Петров Ф.Н. Традиционное мировосприятие народов степной Евразии. Челябинск: Изд-во Крокус; 2006. 192 с.
20. Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. Этнический состав, история расселения. М.: Наука; 1974. 576 с.
Об авторах
А. Ф. ВалееваРоссия
Валеева Альбина Фанузовна, магистрант
Уфа
А. И. Тузбеков
Россия
Тузбеков Айнур Ильфатович, кандидат исторических наук, заведующий отделом археологического наследия Южного Урала
Уфа
Рецензия
Для цитирования:
Валеева А.Ф., Тузбеков А.И. Святые для мусульман места на Южном Урале: геоинформационное картографирование и пространственный анализ. Minbar. Islamic Studies. 2023;16(4):780-802. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2023-16-4-780-802
For citation:
Valeeva A.F., Tuzbekov A.I. Muslim Holy Sites in the Southern Urals: geoinformation mapping and spatial analysis. Minbar. Islamic Studies. 2023;16(4):780-802. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2023-16-4-780-802