Preview

Minbar. Islamic Studies

Расширенный поиск

Перспективы развития межрелигиозного диалога как способ противостояния общим угрозам

https://doi.org/10.31162/2618-9569-2023-16-4-922-933

Содержание

Перейти к:

Аннотация

В данной статье рассматриваются некоторые основные проблемы, стоящие перед исламом и православием, которые необходимо решать совместными усилиями, чтобы сохранить единство российского гражданского общества. Одним из способов борьбы с непосредственными угрозами является развитие межрелигиозного диалога. Тема межконфессионального взаимодействия – актуальный для нашей страны диалог между крупнейшими традиционными религиями (ислам и православие). Этот вопрос исследовался с разных сторон – политической, философской, социологической. Однако проблема взаимоотношения представителей этих религий до конца не изучена с теологической точки зрения. Рассматриваемые в данной статье перспективы развития диалога между исламом и православием будут способствовать достижению социальной стабильности и укреплению национальной и духовной безопасности нашей страны.

Для цитирования:


Шарипов А.А. Перспективы развития межрелигиозного диалога как способ противостояния общим угрозам. Minbar. Islamic Studies. 2023;16(4):922-933. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2023-16-4-922-933

For citation:


Sharipov A.A. Prospects for the development of interreligious dialogue as a way to counter common threats. Minbar. Islamic Studies. 2023;16(4):922-933. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2023-16-4-922-933

Введение

Россия – уникальная страна, где на протяжении многих веков в тесном единстве мирно жили представители разных религий, крупнейшими и наиболее влиятельными из которых являются ислам и православное христианство. Между ними никогда не было войн или конфликтов, хотя в истории становления и развития этого взаимодействия имели место разные периоды. Но важно, чтобы и мусульмане, и православные христиане были убеждены в том, что они принадлежат к одной стране: у них общие история, настоящее и будущее. И эти две крупнейшие и наиболее влиятельные религии сталкиваются с общими угрозами, с которыми они должны бороться совместно, – с глобализацией и геополитическим переделом мира, со снижением уровня социальной морали и культурного статуса, с упадком нравственности и забвением традиций, физическими и духовными недугами (например, депрессия, которая с каждым годом становится все более распространенной) и т. д.

Общие угрозы

Рассмотрим эти угрозы более подробно.

Одна из них – геополитический передел миропорядка, в целях достижения которого западным силам удается столкнуть представителей не то что разных религий, а даже одной (события января 2022 года в Казахстане, на Украине тому свидетельство).

Кроме того, упадок нравственного состояния общества в целом. В погоне за материальными благами народ становится злым, завистливым, возникает ненависть друг к другу и т.д. Сейчас цифровой век, когда информация распространяется очень быстро, происходит резкое расслоение общества – кто-то слишком богат, кто-то очень беден. И все это видно в сети Интернет. К глубокому сожалению, люди перестают быть довольными тем, что имеют. Отсюда у них возникает постоянная неудовлетворенность своим положением. Как отмечал дореволюционный отечественный исследователь в области педагогики Константин Дмитриевич Ушинский, основоположник теории развивающего обучения, осуществлять формирование человеческой личности можно «гораздо более и прямее: религией, языком народным, географией, историей, изучением природы и новыми литературами» [1, с. 251–252]. Рассуждая о нравственном воспитании, исследователь колоссально большое значение придавал институту религии, отмечая значимость не только интеллектуального, но и морально-нравственного совершенствования человека. Ключевая цель нравственного воспитания состоит в помощи человеку в самоопределении, понимании себя, осмыслении того, что есть для него добро и зло, нравственное и безнравственное, чтобы и его деятельность, и поведение выстраивались согласно с данным пониманием.

Еще одна угроза – подмена нравственных и семейных идеалов. Перспектива развития западноевропейских тенденций вызывает все больше опасений у российской общественности. Институт брака, семьи, материнства и отцовства фактически отживает и все больше теряет свою значимость в современном мире. Нравственные, этические ценности подменяются иными понятиями, в приоритете оказываются неверность супругов, искаженные представления о браке, легализация легкодоступных половых связей. Тем самым подрывается значение религиозных установок, общественность все дальше отходит от заветов Бога. По сути своей данные процессы направлены на уничтожение социума изнутри, поскольку именно семья является первичной ячейкой, единицей общества. Семья является транслятором нравственных ценностей, моральных норм, закладывает основы воспитания, передает постулаты веры от поколения к поколению. Все чаще стали появляться в обществе признаки противостояния между поколениями, так называемая проблема «отцов и детей». Но если ребенок воспитан на традиционных основах религии (неважно – ислама или православия), если с первых дней его жизни и мама, и папа были в тандеме в плане воспитания, имея общее представление и схожие позиции, как его воспитывать, если ему с детства разъясняли, какую степень занимают родители после Всевышнего, то проблема «отцы и дети» никогда не возникнет в этой семье. «Довольство родителей – в довольстве Всевышнего, довольство Всевышнего – в довольстве родителей» – вот один из главных принципов воспитания детей в исламе. В Священном Коране в 23 аяте суры «Ночной перенос» Господь повелевает: «Если достигнет при тебе старости один из них или оба, то (даже) не говори им: “Уф!” и не кричи на них, а говори им уважительные слова» [2].

Ключевая цель ислама как мировой религии заключается в том, чтобы помочь людям прийти к самим себе, обрести себя как в земной, так и в загробной жизни, осмыслить для себя понятия «добра» и «зла» и обрести истинный путь. Пророк Мухаммад призывал человечество совершать добрые деяния, быть щедрыми, не отказывать в помощи нуждающимся, заниматься пожертвованиями, опекать по возможности обездоленных, терпимо и с уважением относиться к людям, не совершать злых и безнравственных деяний, не наносить вреда.

Попрание нравственных ценностей считается признаком лицемерия. К положительным нравственным качествам относятся доброта в отношениях, честность, правдивость, соблюдение обязательств, выполнение обещанного, скромность, щедрость, справедливость, почитание родителей, милосердие к слабым и др. И соблюдение религиозных обрядов без их влияния на изменение нрава в лучшую сторону не так значимо. Религия – это не только молитвы, посты, посещение храмов и так далее, на самом деле религия – это образ жизни, добрый совет и хорошие взаимоотношения между людьми.

Рассмотрим, на чем в воспитании основывается христианство. Как и в исламе, ключевым центром христианской морали является человеколюбие. Основы нравственного воспитания в духе христианства составляют моральные ценности, необходимость сочувственного, сострадательного отношения к ближнему. Данные ценности посредством семьи, церкви транслируются следующим поколениям, будучи направленными на нравственное преобразование, обогащение общества [3, с. 97].

Истинная религиозная вера – нечто глубоко сакральное, сокровенное для человека. Вера – единственный проводник между Богом и человеком, что позволяет человеку оказаться сопричастным к тайне божественного, помогает ему понять, что все сотворено Богом, все несет в себе частицу божественного бытия. Именно вера позволяет человеку избежать отчаяния, поскольку обеспечивает поддержку в самые трудные минуты. Отечественный философ И.А. Ильин, неоднократно обращавшийся к проблемам религии и веры, писал: «Человек без веры вообще не может жить, ибо вера есть главное и ведущее тяготение человека, определяющее его жизнь, его воззрения, его стремления и поступки» [4, с. 137]. «Верить» и «веровать» – значит принимать истинность, не поддаваясь сомнению. И это единственно возможный способ открыть сердце Богу [5, с. 117–127].

Задачи ислама и православия в сохранении традиционных духовных ценностей

В настоящее время становится очевидным, что конфликты между представителями разных конфессий являются подходящей почвой на политической арене, выгодной для международных сил. Религиозные противоречия сопряжены и с целой совокупностью иных конфликтов – политических, социально-экономических, этносоциальных, ставших причиной порождения ненависти и вражды. Реализация данных процессов активизируется посредством информационных технологий, транслируется через телевидение и Интернет различными способами пропаганды и ведения информационной войны. Предпосылками для обострения ситуации становится формирование радикального настроя к религии, отказ от идеи человеколюбия и терпимости, неодинаковость в отношении к разным конфессиям, что ведет к ограничению возможностей реализовать права на свободу вероисповедания. Усугубляется данный конфликт посредством механизмов искажения информации в СМИ. Таким образом, сложившаяся ситуация актуализирует необходимость выстраивания доброжелательных, мирных отношений между конфессиями, ведения мирного диалога, объединения с целью поиска сплочения общества на основе идей добра, человеколюбия, нравственности.

Как ислам, так и христианство заточены на мирное, человеколюбивое, терпимое взаимодействие. Мусульмане и православные христиане мирно жили бок о бок на протяжении многих веков, у них есть многое, что их объединяет: Один Бог, одна Родина-мать, одни и те же ценности. Обе религии нацелены на нравственное развитие общества, привитие моральных ценностей, укрепление института брака, на недопущение окончательного нравственного и общественного упадка, что особенно актуально в настоящее время, когда в некоторых странах стали нормой понятия «родитель-1, родитель-2», за короткий период времени увеличилось число клиник по смене пола, на западе уже детям предоставляется право решать, кем они хотят быть – мальчиком или девочкой1.

Данные актуальные проблемы неизбежно способны привести к нравственному разложению общества, а впоследствии и к его уничтожению, и единственным исцелением может являться возвращение к пониманию сути добра и зла, моральным нормам, идеям общечеловеческой любви. Безусловно, христианство и ислам не тождественны друг другу, религии подразумевают множество различий, однако нравственная основа у них одна.

Значимой задачей как ислама, так и христианства в настоящий момент является консолидация против негативных проявлений современного общества, а также сохранение традиционных моральных ценностей, трансляция новым поколениям законов нравственности. В этом процессе важно не поддаваться общественным провокациям, осуждению, нетерпимости, а бороться за спасение и сохранение накопленного нравственного опыта. В настоящее время многие вещи уводят людей от «истинного» пути – накопительство, погоня за материальным богатством развращают и ограничивают человеческую свободу. А вернуться к ней позволит лишь вера, обращение к Священным Писаниям – Библии и Корану, в основе которых заложены идеи любви, добра и человечности. Поэтому отвечать на вызовы современного мира, защищать наше право жить, основываясь на традиционной нравственности, - неизбежная и неотъемлемая задача каждого из нас, ведь от этого зависит то, как будем жить мы сами и наши потомки.

Несмотря на конфликтность межконфессиональных отношений, Россия может существовать в условиях многоконфессиональности на мирных началах. При этом не следует приуменьшать значение препятствующих тому факторов – личной неприязни и неприятия, пропаганды, политических конфликтов. В очередной раз это свидетельствует о том, что религия играет большую роль и проникает фактически во все сферы общественной жизни – от быта до политики, соответственно, существенным образом на них влияет.

Межрелигиозные отношения в России между исламом и православием - исторически наиболее укорененные в нашей стране и в настоящее время носящие корректный, бесконфликтный характер. И на основании этого можно обозначить перспективы межрелигиозного диалога на современном этапе.

Прежде всего, как ислам, так и христианство основаны на вере в Единого Бога. Во-первых, и ислам, и православие - монотеистические религии. Соответственно, ценности у них существенным образом перекликаются, это способствует их консолидации. Наличие у каждой из этих религий собственного Священного Писания позволяет обойти конфликт с толкованием, неприятием доктрины друг друга. Верховный муфтий шейх-уль-ислам Талгат Сафа Таджуддин высказался об этом так: «За всю историю человечества Всевышний посылал сотни и тысячи своих посланников – пророков. Это Авраам, Моисей, Иисус, Пророк Мухаммад (да благословит их Аллаh и приветствует) и многие другие. И Священный Коран, и Тора, и Библия призывают к вере – без нее человек жить не может. Большое счастье, когда вера передается из поколения в поколение. Веками так и было. Но в нашей стране более 70 лет насаждался государственный атеизм, поэтому немало людей впервые приходит в храм или в мечеть в пожилом возрасте. Мы это только приветствуем – прожитая жизнь сама приводит к вере. Люди задумываются о том, что придется возвращаться в вечный мир. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллаh и приветствует) говорил: “Мы дети разных матерей, но вера у нас одна”. Основа религии – вера в единого Создателя, в Его ангелов, в Судный день, в Его посланников, в Священные Писания и воскрешение в мире вечности. При этом нужно делать много добрых дел. Делись тем, чем наградил тебя Всевышний. Если есть знания – раздавай. Есть здоровье – помогай. Есть достаток – поддержи неимущих. Человек, осознавший единство Создателя, должен научиться видеть в других людях своих братьев и сестер, потому что все мы произошли от Адама и Евы»2.

Также следует отметить, что обе религии являются мировыми, не привязаны к конкретному народу, находятся вне национальности и социального положения паствы. Тем не менее, безусловно, обе религии проникают в основу культурного развития отдельных народов, становятся непосредственной их частью. Нет оснований для конфликтов и конкуренции между ними, поскольку они на протяжении веков сосуществовали даже в рамках одного государства. В XIX в. отечественный философ В.С. Соловьев выразил свою точку зрения относительно правила справедливости, применимого, в частности, в контексте взаимоотношений между конфессиями. Он писал, что справедливость невозможна без отрыва от идей нетерпимости, конфликтного отношения к иноверцам, но достигается лишь посредством принятия и человеколюбия. Терпимое, уважительное отношение есть обязанность, и оно может не отражать нашего внутреннего отношения к чужим воззрениям. Каждый народ, каждая вера, каждая культура имеют право на существование и развитие, иначе мы не имеем права ожидать подобного же отношения в контексте нашего народа, религии, культуры. В этом и заключается основа принципа справедливости: отношение к иной вере, к иной культуре неизбежно отражает предполагаемое отношение к нашей вере и к нашей культуре со стороны остальных, в соответствии с так называемым «золотым правилом морали» [6, с. 113].

Таким образом, весьма значимой тенденцией построения коммуникации между мусульманским и христианским населением является консолидация их совместных интересов. Например, объединяющими могут являться следующие задачи: обеспечение взаимных мирных и доброжелательных отношений в контексте жизни в одном государстве; сохранение самобытности собственной культуры и обеспечение возможности ее трансляции; борьба с враждой, нетерпимостью, притеснениями, ограничением в конфессиональных правах.

Заключение

Подводя итог вышесказанному, можно сделать следующие выводы. На долю нашего государства выпало немало испытаний. Во время них особенно усиливается роль религии, которая выполняет функцию стабилизирующего фактора. Ибо в учениях ислама и христианства заложен мощный потенциал общечеловеческих ценностей, которые являются объединяющей силой, способствуют духовному сближению, призывают к миру и согласию.

Кроме того, религиозные организации зачастую имеют больший авторитет в обществе, чем любые другие гражданские группы и институты (так как фактически вся жизнь человека, от рождения до момента смерти, связана с религий: родился человек – происходит имянаречение, женится – идет в храм или мечеть, умер - его хоронят по религиозным канонам). Именно поэтому развитие межрелигиозного диалога, знание друг друга, понимание друг друга есть противодействие всем угрозам и вызовам.

В настоящее время становится очевидным, что на мировой арене присутствует корыстный интерес к обострению межконфессиональных конфликтов и противоречий в разных точках земного шара. И единственно возможный способ избежать вражды – обеспечение консолидации и мирного сосуществования представителей разных конфессий.

Представители ислама и православия в России продемонстрировали тот факт, что мирное, доброжелательное, терпимое и человеколюбивое существование возможно в рамках многоконфессионального государства.

В настоящее время, когда активно идет возрождение и укрепление традиционных для нашей страны религий, всем участникам диалога необходимо четко осознать, что в первую очередь они должны уважать права друг друга независимо от религиозных или национальных отличий. Только понимая, что у каждого человека есть право быть другим, стороны гарантированно смогут выстраивать конструктивный межрелигиозный диалог, а это несомненно послужит достижению стабильности в обществе и укреплению нашего государства.

1. «Передумал, а уже поздно»: Европа пересматривает отношение к трансгендерам. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ria.ru/20210808/transgenders-1744737199.html. (дата обращения: 03.03.2022).

2. Таджуддин Т.С. За всю историю человечества Всевышний посылал сотни и тысячи своих посланников – пророков... [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vk.com/wall-63506126_66 (дата обращения: 03.03.2022).

Список литературы

1. Ушинский К.Д. О камеральном образовании. Собрание сочинений: В 11 т. Т. 1. М. – Л.: АПН РСФСР; 1948. 740 с.

2. Аль-Мунтахаб. Толкование Священного Корана на русском языке. Пер. с арабс. языка. Ходжаевa Р.У. (ред.). Казань; 2001. 638 с.

3. Осмонова Д.А. Ценности ислама и христианства в духовно-нравственном воспитании современной кыргызстанской молодежи. Идеалы и ценности ислама в образовательном пространстве XXI века. Материалы XI Международной научно-практической конференции, посвященной 230-летию ЦДУМ России (г. Уфа, 23-24 октября 2018 г.). Абдрахманов Д.М., Зинурова З.С. (сост.). Уфа: Мир печати; 2018. С. 94–98.

4. Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика; 1993. 430 с.

5. Стрижова Ю.В. Религиозная вера как социально-онтологическое основание религиозной личности и ее познавательной деятельности. Этнокультурный и межконфессиональный диалог в Урало-Поволжском полиэтничном пространстве: Сборник материалов III и IV Всероссийских научно-практических конференций. Оренбург: ООО ИПК «Университет»; 2014. С. 117–127.

6. Чарикова Е.А. Философские основания религиозной толерантности в творчестве В.С. Соловьева. Государственно-конфессиональные отношения: теория и практика. Международная конференция. Оренбург. 30 марта 2010 г. Сб. статей. Годовова Е.В. (сост.). Оренбург: ООО «Агентство «Пресса»; 2010. С. 110–116.


Об авторе

А. А. Шарипов
ЦРО «Региональное духовное управление мусульман Оренбургской области в составе Центрального духовного управления мусульман России»; МРО «Духовная профессиональная образовательная организация «Медресе «Хусаиния»; РО – ДОО ВО «Оренбургская духовная семинария Оренбургской Епархии Русской Православной Церкви»
Россия

Шарипов Альфит Асхатович, кандидат исторических наук, муфтий Оренбургской области, председатель; ректор; преподаватель, доцент кафедры библеистики и богословия Религиозной организации – духовной образовательной организации высшего образования  

Оренбург



Рецензия

Для цитирования:


Шарипов А.А. Перспективы развития межрелигиозного диалога как способ противостояния общим угрозам. Minbar. Islamic Studies. 2023;16(4):922-933. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2023-16-4-922-933

For citation:


Sharipov A.A. Prospects for the development of interreligious dialogue as a way to counter common threats. Minbar. Islamic Studies. 2023;16(4):922-933. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2023-16-4-922-933

Просмотров: 377


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2618-9569 (Print)
ISSN 2712-7990 (Online)