Перейти к:
Исламские памятники в Азербайджане XVIII–XIX вв. (по документам Российского государственного военно-исторического архива)
https://doi.org/10.31162/2618-9569-2024-17-1-29-44
Аннотация
Статья посвящена истории исламских религиозных памятников XVIII–XIX вв., расположенных в Азербайджане, а также анализу религиозных верований жившего на указанной территории населения. Исследование проводилось на основе документов Российского государственного военно-исторического архива. Из архивных материалов видно, что большинство населения Азербайджана в XVIII–XIX вв. составляли мусульмане, о чем свидетельствует тот факт, что на его территории имеется большое количество исламских религиозных памятников. В работе использованы чертежи генеральных планов городов Азербайджана, находящиеся в фондах РГВИА. Автор статьи приходит к выводу, что средоточием хозяйственной, экономической и культурной жизни азербайджанских мусульман были мечети, особенно пятничные – Джума-мечети. Они функционировали и как культовые места, и в качестве социальных пространств. Поэтому города часто возводились не только около дворцов ханов и правителей, а вокруг пятничных мечетей. Их исторический облик позволяет восстановить работа с документами и чертежами, хранящимися в Российском государственном военно-историческом архиве.
Для цитирования:
Мамедли Р.У. Исламские памятники в Азербайджане XVIII–XIX вв. (по документам Российского государственного военно-исторического архива). Minbar. Islamic Studies. 2024;17(1):29-44. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2024-17-1-29-44
For citation:
Mammadli R.U. Islamic monuments in Azerbaijan in the XVIII-XIX centuries (based on the documents of the Russian State Military History Archive). Minbar. Islamic Studies. 2024;17(1):29-44. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2024-17-1-29-44
Введение
Особенности исторического развития Азербайджана, его географическое положение, национальный состав населения создали условия для существования различных религий на этой территории. В разное время язычество, зороастризм, иудаизм, христианство, ислам и многие другие религиозные течения имели возможность в той или иной степени распространяться в стране и оказывать взаимное влияние друг на друга. Начиная с VIII века, с вхождением Азербайджана в состав Арабского халифата, здесь, как и на всем Ближнем Востоке, господствующей религией стал ислам. После этого на территории Азербайджана стали возводиться исламские религиозные храмы, особенно мечети. Построенные в разные эпохи, они располагались в городах, селах и других населенных пунктах.
Истории культовых сооружений в Азербайджане древняя. Практически во все периоды на территории страны имелось много мест религиозного поклонения. Когда территория Азербайджана вошла в состав государства Сефевидов, строительство религиозных храмов получило особенно широкое распространение.
Государство Сефевидов по своему политическому устройству имело феодально-теократический строй. Религиозная власть иногда оказывала значительное влияние на принятие политических решений. В начале XVIII века на смену государству Сефевидов пришла империя Афшар. Надир-шах, основатель империи Афшаров, пытался уменьшить религиозное влияние, но, несмотря на это, строительство религиозных храмов продолжалось по всей стране. В 1747 году в связи со смертью Надир-шаха империя, построенная им силой оружия, рухнула. В результате на территории Азербайджана образовалось около 20 самостоятельных ханств [1, с. 37].
Почти все династии, пришедшие к власти в ханствах, были дворянами бывшего Сефевидского государства. Будучи воинами, они тем не менее придавали религии особое значение. Во времена ханов религиозные памятники на территории Азербайджана как реставрировались, так и строились новые. Богатые религиозные архитектурные традиции, заложенные в эпоху Ширваншахов и Сефевидов, сохранились благодаря строительству мечетей, медресе, гробниц и мавзолеев [2, с. 8].
Информацию о религиозных памятниках в Азербайджане на этот период мы получаем из разных источников, в частности из архивов бывшей Российской империи. В них можно найти много ценной информации об изучаемом периоде истории Азербайджана. Начиная с XVIII века Российская империя стала проявлять интерес к Южному Кавказу, и, поскольку первостепенное значение уделялось установлению дипломатических отношений и торговле, этот регион активно исследовался. Так, тщательно изучал Кавказ Гильденштедт, а профессор Самуэль Гмелин дважды побывал в прикаспийских районах Азербайджана, посетив такие города, как Дербент, Баку, Куба, Сальян, Шемаха и Ленкорань. Он опубликовал четырехтомное описание своего путешествия. Эти работы содержат сведения о местной географии, природе, экономике, социально-экономической жизни, а также данные о городах и религиозных верованиях. Автором утверждается, что религиозные убеждения населения в основном относятся к религии Мухаммада [5, с. 11]. В архиве имеется большое количество документов о том, что оба исследователя приезжали в Азербайджан, в частности на побережье Каспийского моря, для сбора информации [6, с. 526].
Архивные материалы играют важную роль в изучении интереса Российской империи к Азербайджану в указанный период. В этих архивах, наряду со сведениями о военной интервенции России в Азербайджане, имеются также документы, затрагивающие экономические, культурные и религиозные вопросы. Изучение истории Азербайджана по русским источникам во многом опирается на различные архивы Российского государства. Документы, хранящиеся в Российском государственном военно-историческом архиве (РГВИА), могут считаться ценными историческими источниками в изучении истории Азербайджана XVIII–XIX вв. [7, с. 8]. Хотя сам архив имеет военный профиль, в нем есть документы, охватывающие различные темы, связанные с Азербайджаном.
Материалы об Азербайджане в фондах РГВИА относятся к началу XVIII в. С возрастанием интереса Российской империи к Азербайджану, с середины XVIII в., количество этих материалов, как показал анализ, начинает множиться [8, с. 5]. Среди материалов, связанных с Азербайджаном, в архиве преобладают официальная дипломатическая переписка, военные грамоты, шпионские донесения, просьбы к императору, донесения консулов, торговые договоры и сводки. В них подробно описываются города-крепости, мосты и дороги, религиозные памятники, политическое и экономическое положение отдельных азербайджанских ханств [9, с. 38]. Шпионские отчеты и обзоры показывают, что большинство населения исповедует магометанскую веру. Сообщается, что исламские храмы встречаются в Азербайджане повсюду.
Фонды Российского государственного военно-исторического архива
Из архивов Российской империи, проявлявшей экономический, политический и военный интерес к Южному Кавказу с XVIII века, можно получить обширную информацию о характеристиках религиозных памятников в Азербайджане. Для исследователей особенно богатым в этом направлении источником информации являются фонды Российского государственного военно-исторического архива [10, с. 3], в которых можно найти подробную и достоверную информацию о религиозных памятниках на территории Азербайджана. Архив содержит планы городов Азербайджана XVIII–XIX вв. В них дано детальное описание внутреннего устройства городов и всех построек в них.
РГВИА – один из самых богатых в этом отношении фондов, где под номером 418 хранятся «Планы и описания городов, крепостей, деревень и других населенных пунктов бывшей Российской империи» [11, с. 78]. Фонд № 418 содержит планы крупных городов Азербайджана на разные годы. Чертежи планов городов и крепостей Баку, Гянджи, Шемахи, Шуши, Шеки, Кубы, Ленкорани, Нахичевани за разные годы являются важным научным источником для исследователей. Эти планы не только позволяют определить общий характер градостроительства в изучаемый период, но из них можно получить подробную информацию о демографии и религиозном положении в Азербайджане.
Материалы РГВИА – это в основном документы военного характера. Планы азербайджанских городов также создавались для военных целей, предпочтение отдавалось изображению военных объектов. Однако, несмотря на это, религиозные памятники не ускользнули от внимания военных инженеров [12, с. 61]. Когда они чертили планы городов, включали в них и такие объекты, как мечети и религиозные памятники. Именно из этих планов мы узнаем, что в то время ислам занимал важное место в жизни населения Азербайджана. Из планов, хранящихся в архиве, видно, что центральную часть городов составляют не дворцы ханов и правителей, а городские пятничные Джума-мечети1.
Важнейшими памятниками истории и культуры Азербайджана являются мечети, которые прошли испытание на прочность и сохранились до наших дней. Мечети на территории Азербайджана можно разделить на три группы по расположению и масштабу архитектурного решения: 1) мечети областного значения, 2) мечети городского значения, 3) сельские мечети.
В целом для богослужения в исламе характерны четыре уровня мечетей: для общины (махалля), для всех (джама‘ат), для населения города и мечети для всего мусульманского мира [13, с. 10]. Каждая из названных категорий мечетей представляла собой социальный объект и располагалась в сооружении определенного вида: 1) мечети, где проводились ежедневные молитвы (махалля мечети), 2) Джума-мечети, где совершались пятничные намазы.
Оба типа мечетей были широко распространены на территории Азербайджана, особенно они преобладали в городах. Мечети для ежедневного намаза можно было встретить в основном в кварталах (махалля), на базарах и в местах со множеством торговых прилавков. Джума-мечети, которые считаются главными мечетями города и в которых совершаются пятничные молитвы, были почти во всех городах. Во время пятничной молитвы (намаз) к этой мечети приходили не только горожане, но и жители окрестности.
Нужно отметить, что в исследуемый период Джума-мечети в городах сохраняли свое значение. Они считались постройками в общей архитектурной структуре городов. Из планов, хранящихся в РГВИА, видно, что многие города были построены вокруг Джума-мечетей. Все центральные улицы пересекаются у Джума-мечети и почти во всех городах центральный базар находится рядом с ней. Благодаря своему архитектурному стилю Джума-мечети с их большими куполами и минаретами занимали особое место в городском архитектурном ансамбле. По этой причине путешественники, дипломаты и купцы, приезжавшие в Азербайджан, особо отмечали их в своих воспоминаниях и рисунках.
При изучении мечетей того периода мы наблюдаем, что они строились в форме буквы «Т». Строительство в таком стиле могло быть связано с размещением в них большого количества молящихся. Преобладали также квадратные мечети с одним куполом. Именно поэтому было много мечетей четырехугольной формы, одно- и многокупольных. Из архивных материалов ясно, что часть мечетей строилась на мавзолеях или рядом с ними. В данном случае можно сказать, что архитектурная связь между ними не учитывалась.
Джума-мечети городов
В конце XVIII века в городе Гяндже находилась одна из крупнейших Джума-мечетей Азербайджана. Она была построена в 1606 году Шейх-Бага-Уддином (Шайх Баха’-ад-дин), известным ученым Востока [14, с. 79]. Информацию о Джума-мечети можно получить из плана города Гянджи, составленного в конце XVIII века, который находится среди архивных материалов. Одним из наиболее интересных планов такого рода является «План крепости Гянджи с указанием окрестностей и части крепости», находящийся в фонде № 349. На плане имеется надпись: «Инженер-майор Иван Гартинг. Крепость Гянджа 24 февраля 1797». Из даты на чертеже можно сделать вывод, что этот план был составлен во время похода корпуса графа В. А. Зубова, продолжавшегося с 1796 г. примерно до марта 1797 г., так как к марту уже был закончен вывод войск корпуса из Закавказья по повелению Павла 1. [15, с. 3]. Рассматриваемый план дает возможность следующим образом охарактеризовать Гянджу к исходу XVIII в. Город занимал обширную территорию, что было отчасти результатом наличия многочисленных садов2.
Подробную информацию об архитектуре города внутри Гянджинской крепости можно получить из генерального плана, находящегося в 12-й папке 418-го фонда. В частности, документ в этой папке № 6055 содержит подробное описание Джума-мечети в городе. С точки зрения изучения истории градостроительства Азербайджана наиболе точными являются данные плана 1797 г. о крупном архитектурном комплексе, расположенном на форштадте города. Данный комплекс является, несомненно, главным архитектурным ансамблем, который группировался вокруг Джума-мечети, сохранившейся до наших дней. Площадь, вокруг которой располагались здание мечети и другие сооружения, имела неправильную четырехугольную форму с размерами в среднем 65 на 320 м и тянулась в направлении с северо-востока на юго-запад. Здание мечети занимало юго-западную, узкую, сторону площади. Здесь ширина площади уменьшалась до 54 м, расширяясь на противоположной стороне до 85 м. Контур площади был засажен деревьями. Вокруг здания мечети располагалось медpece. За зданием мечети имелось кладбище, а с западной стороны, в непосредственной близости к ней, стояла баня3.
Квадратное здание состоит из центрального квадратного молитвенного зала и примыкающих к его углам небольших помещений. Три стены центрального зала, кроме южной, украшены неглубокими нишами. Михраб расположен с южной стороны, здесь была сделана глубокая ниша. Напротив михраба, с ceверной стороны, расположен вход в мечеть. Имеются входы также с западной и восточной сторон. В зал имеет входы также ряд небольших помещений. Наличие этих помещений и многочисленных проемов, соединяющихся между собой портальными нишами и залом, представляет, пожалуй, одну из основных особенностей планового решения мечети. Характерна также большая высота проемов, равных высоте помещений. За исключением центрального зала, интерьер помещений мечети лишен всякого убранства. Архитектурные членения молитвенного зала подчеркивают значительность внутреннего пространства (площадь – 204 квадратных метра, высота – 3 м), восемь крупных арочных ниш высотой до 6,5 м и арочные тромпы, расположенные на той же высоте, оставляют переход к куполу4.
Информацию о Джума-мечети можно получить в другом плане города Гянджи, датированном 1804 годом5. Этот план почти такой же, как предыдущий. По этой причине его можно считать повторением плана 1797 года. В более поздние годы, когда Гянджа уже называлась Елизаветполем, были составлены два плана города. Хотя ни на одном из планов точная дата не указана, они отмечены словами «План города Елизаветполя»6. В них нарисованы Джума-мечеть, баня и медресе, находящиеся в центре города. Из плана видно, что здания, изображенные на чертежах, не претерпели никаких изменений. Таким образом, из этих планов мы видим, что Джума-мечеть играет роль не только религиозного и духовного места, но и культурного, социального и экономического центра в жизни города. Скорее всего, прилегающие к мечети постройки указывают на то, что она функционирует как вакф (фонд). Наличие рядом с мечетями медресе позволяет говорить о том, что они несли просветительскую и учебную функцию.
Обширные сведения о религиозных памятниках Баку можно получить из документов Российского государственного военно-исторического архива. Бакинская городская крепость подробно описана в генеральных планах города Баку 17237 и 17388 годов, хранящихся в фонде № 418. На этих планах были нарисованы чертежи Джума-мечети в Баку. План включает в себя чертежи большого торгового комплекса, ранее располагавшегося вдоль побережья, которого в настоящее время в Баку нет. В плане торговый комплекс состоит из четырех основных корпусов. Если первый и второй корпуса были караван-сараем, то в третьем корпусе размещались торговые лавки, а четвертый корпус комплекса был мечетью. Более того, Джума-мечеть как центральная в Баку находится прямо напротив этого торгового комплекса.
В 1796 г. в связи с пребыванием в Азебайджане Экспедиционного корпуса генерала от инфантерии Валериана Зубова были сделаны несколько чертежей и планов города Баку [17, с. 52]. Остановимся лишь на одном плане, датированном 1796 г. и подписанном «инженером-полковником и кавалером Христианом Трузсоном». План довольно подробно фиксирует бакинскую крепость, планировку города и его окрестности, на нем отмечены основные памятники архитектуры. На плане мечеть внутри крепости обозначена символом «Б». Количество символов равно 5. План также включает в себя чертежи зданий за пределами крепости. Здесь знаком «М» помечена мечеть, а знаком «Г» – кладбище и могилы9.
В плане указано, что городская крепость и постройки в ней возведены из белого камня. Скорее всего, люди, составлявшие план, были военными, они учитывали и обороноспособность всех зданий. Отсюда следует, что религиозные памятники в Баку строились не из красного кирпича, а из белого камня, как в других городах. Отметим, что купола мечетей, построенных в Баку, отличаются от куполов мечетей в других городах. Каменные купола располагались также по схеме горизонтальных рядов с уменьшением размеров рядов кверху. Кирпичные купола по сравнению с каменными имеют большие размеры.
В мечетях, возведенных из кирпича, где зодчие умели делать куполы больших диаметров, данная конструктивная схема претерпела видоизменения. Поскольку центральный молельный зал, перекрытый куполом, получался достаточных размеров, то примыкающие к нему объемы выносились за пределы зала, составляли самостоятельные помещения или открытые на фасадные стороны ниши, трактованные в ряде случаев как порталы. Такую схему решения мы видим в Гянджинской Джума-мечети.
Среди документов архива есть интересные материалы, относящиеся к городу Шемахе. Из плана города Шемахи 1844 года мы можем получить сведения о религиозных памятниках. Еще одним важным документом о городе Шемахе, хранящемся в архиве, являются рисунки. Так, документ № 808, входящий в коллекцию 418 фонда № 846 архива, содержит «картину, сделанную с северной стороны Старой Шемахи»10. Хотя точная дата на картине не указана, тот факт, что на ней не отражены новые кварталы, позволяет предположить, что она написана в первой половине XIX века. На картине можно увидеть две мечети с минаретами. Наряду с крепостными стенами, имеющими четырехугольные башни, на рисунке можно отметить четыре группы монументальных сооружений. В юго-восточной части рисунка виднеется значительный по объему комплекс с куполами, вероятнее всего, знаменитая Шемахинская Джума-мечеть. Северо-восточнее от нее изображена другая мечеть с минаретом.
Также из документов РГВИА можно получить информацию о строителях мечетей. Так, наиболее интересный документ из папки № 81 фонда 1105 связан с подсчетом и оценкой ущерба, нанесенного местному населению во время Шамахинского землетрясения 1828 года. В нем упоминаются имена мастеров, которые будут участвовать в восстановлении города. На 18-м листе папки № 81 значится имя Аджи Таги-бена (Хаджжи Такы),11 а на 81-м листе упоминается имя мастера Якуба (Йа‘куба). Совпадение в материалах времени, имени и специальности с данными о строителе шемахинского мавзолея из комплекса Едди Гюмбез (Семь куполов) едва ли может быть случайным. Несомненно, мы имеем дело с одним и тем же лицом.
Еще один город Азербайджана, богатый религиозными памятниками, – это город Нахичевань. Хранящийся в Российском государственном военно-историческом архиве чертеж города Нахичевани, составленный 30 июня 1827 года, позволяет получить обширные сведения о религиозных памятниках города. На плане отмечено, что его начертили топографы – исполнители 1-й степени Гучель и Колоколов12. В плане отражена «Старая мечеть». Мавзолей Момине-Хатун13 находится в центре города. На плане видно, что центральная площадь города располагается вокруг Джума-мечети.
Город Шуша, основанный в XVIII веке, славится своими религиозными памятниками. Мечети, построенные в Шуше, относятся к относительно недавнему периоду. В отличие от других средневековых городов Азербайджана, Джума-мечеть в городе Шуше не занимала центрального места. Из документов фондов РГВИА ясно, что город Шуша состоял из 17 кварталов (махалля). В каждом из них была своя мечеть. В архиве сохранилось несколько планов города, на которых имеются подробные чертежи мечетей, расположенных в Шуше. Одним из самых точных является генеральный план города 1855 года14. В верхнем углу плана 1855 г. написано «План города Шуша»15. В нем подробно описываются две мечети – верхняя и нижняя. Из плана видно, что вход в нижнюю мечеть находился в северо-западном направлении. Ось входа совпадала с осью входной двери медресе. В том же стиле построена верхняя мечеть16. Из чертежей видно, что мечети похожи друг на друга. Мечети небольшие, меньше, чем Джума-мечети в других городах. Верхняя мечеть в городе служила пятничной мечетью. По этой причине верхняя мечеть в Шуше, упомянутая в плане, была снесена, а верхняя мечеть Гевхар-ага (Джаухар-Ага) была перестроена в 1883 году как Джума-мечеть [18, с. 28].
Заключение
В итоге можно прийти к выводу, что документы Российского государственного военно-исторического архива считаются важными источниками для изучения истории и религии Азербайджана XVIII–XIX веков. Помимо данных о городах, населении и географии Азербайджана, архивные материалы содержат богатую информацию о том, что Джума-мечети играют важную роль в общественной и духовной жизни. Из материалов архива видно, что мечети, строящиеся в Азербайджане в этот период, возводились в соответствии с исламскими традициями. Мечети, главные площади и даже базары почти всех городов были построены лицом к Кибле (т.е. к Мекке). Анализ архивных материалов позволяет говорить о том, что города Азербайджана с религиозной точки зрения имели важное значение для Кавказского региона. Мечети в Азербайджане отличались уникальным архитектурным стилем. В то время они считались важными архитектурными сооружениями, поскольку играли роль политического, экономического и социального центра.
Следует отметить, что архивные материалы точно передают своеобразие художественной композиции, богатство конструктивных деталей, планировочных и фасадных решений с точки зрения архитектуры.
Роль архивных документов в восстановлении исторического облика древних мечетей на территории Азербайджана неоспорима. Эти памятники, отражающие высшие ценности исламской религии, в настоящее время с особой заботой охраняются местным населением и государством. Данные религиозные символы, призывающие людей к Богу и воспитывающие высокие нравственные качества, должны быть отреставрированы с привлечением профессиональных специалистов, возрождены и предоставлены людям в качестве мест поклонения и просвещения. В этом направлении неоценимую роль могут сыграть материалы, хранящиеся в фондах Российского государственного военно-исторического архива.
1. От араб. джум‘а – пятница. По общей для всех мусульман традиции такие мечети обычно называются термином «джами‘».
2. Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф. № 349. ОП. № 12. Д. № 6055. Л. 74–88.
3. РГВИА. Ф. № 846 (бывший Военно-ученый архив (ВУА)). ОП. № 12. Д. № 6055. Л. 46–53.
4. РГВИА. Ф. № 418. ОП. № 12. Д. № 763. Л. 138–141.
5. РГВИА. Ф. № 418. ОП. № 12. Д. № 6057. Л. 37–46.
6. РГВИА. Ф. № 846. ОП. № 12. Д. № 21938. Л. 65–67.
7. РГВИА. Ф. № 418. ОП. № 12. Д. № 3322. Л. 28–36.
8. РГВИА. Ф. № 418. ОП. № 12. Д. № 3324. Л. 44–58.
9. РГВИА. Ф. № 846. ОП. № 12. Д. № 21665. Л. 231–238.
10. РГВИА. Ф. № 846. Коллекция № 418. Д. № 808.
11. РГВИА. Ф. № 1105. Д. № 81. Л.18.
12. РГВИА. Ф. № 846. ОП. № 12. Д. № 22216. Л. 75–83.
13. От араб. Му’мина – верующая.
14. РГВИА. Ф. №418. ОП. № 44. Д. № 680. Л. 257–271.
15. РГВИА. Ф. № 418. ОП. № 44. Д. № 22830. Л. 73–81.
16. РГВИА. Ф. № 418. ОП. № 44. Д. № 680. Л. 157–166.
Список литературы
1. Присоединение Азербайджана к России и его прогрессивные последствия в области экономики и культуры (XIX – нач. ХХ в.). Баку: Издательство Академии Наук Азербайджанской ССР, Институт истории и философии; 1955. 293 с.
2. Фатуллаев-Фигаров Ш.С. Градостроительство и архитектура Азербайджана XIX-начала XX века. Ленинград: Стройиздат: Ленинградское отделение; 1986. 456 с.
3. Мамедова Г. Русские консулы об Азербайджане (20-60-е годы XVIII века). Баку: Элм; 1989. 128 с.
4. Маркова О.П. Россия, Закавказье и международные отношения в ХVIII в. М.: Наука; 1966. 323 с.
5. Россия и Азербайджанские ханства во второй половине XVIII, в начале XIX в: сборник документов. Т. 1. (1751–1775 гг.). Мустафазаде Т.Т. (сост.). Баку: Турхан ИПО; 2018. 337 с.
6. Абдуллаев Г.Б. Азербайджан в XIX веке его взаимоотношения с Россией. Баку: Изд-во АН АзССР; 1965. 620 с.
7. Россия и Азербайджанские ханства во второй половине XVIII, в начале XIX в: сборник документов. Т. 2. (1776–1800 гг.). Мустафазаде Т.Т. (сост.). Баку: Турхан ИПО; 2020. 568 с.
8. Мустафаев Дж.М. Северные ханства Азербайджана и Россия (конец XVIII – начало XIX в.). Баку: Элм; 1989. 128 с.
9. Из истории российско-грузинских отношений. К 230-летию заключения Георгиевского трактата: сборник документов. Зайцев И.В. (отв. сост.). М.: Древлехранилище; 2014. 765 с.
10. Присоединение Восточной Армении к России. Сборник документов. Т. I. (1801–1813). Агаяан Ц.П. (ред.). Ереван: Издательство Академии Наук Армянской ССР; 1972. 714 с.
11. Российский государственный военно-исторический архив: История в документах: 1797-2007. Гаркуша И.О. (отв. ред.). М.: РОССПЭН; 2011. 982 с.
12. Российский государственный военно-исторический архив. Путеводитель: В 4-х т. Т. 3. Дмитроченкова Е.Н., Корнилаева А.Л., Муравейникова Н.Ю., Пучкова О.А., Сает Л.Я., Снежко Н.Г. (сост.). М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН); 2008. 976 с.
13. Architecture of the Islamic World: Its History and Social Meaning. Michell G. (ed.). London: Thames and Hudson; 1978. 290 р.
14. Бабаев. Э.T. Из истории Гянджинского ханства. Баку: Nurlan; 2003. 158 с.
15. Мамедова. Г. О походе В. Зубова в Азербайджан в 1796 г. Баку: Элм; 2003. 94 с.
16. Саламзаде А.В. Архитектура Азербайджана XVI–XIX вв. Баку: Издательство Академии Наук Азербайджанской ССР; 1964. 253 с.
17. Искендерова М.С. Бакинское ханство. Баку: Чашиоглу; 1999. 212 с.
18. Авалов Э. Архитектура города Шуши и проблемы сохранения его исторического облика. Баку: Элм; 1977. 112 с.
Об авторе
Р. У. МамедлиАзербайджан
Мамедли Ровшан Улдуз оглы, доктор философии по истории, старший научный сотрудник Центральной научной библиотеки; очный докторант программы доктора наук Института истории и этнологии имени А.А. Бакиханова Национальной академии наук Азербайджана
г. Баку
Рецензия
Для цитирования:
Мамедли Р.У. Исламские памятники в Азербайджане XVIII–XIX вв. (по документам Российского государственного военно-исторического архива). Minbar. Islamic Studies. 2024;17(1):29-44. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2024-17-1-29-44
For citation:
Mammadli R.U. Islamic monuments in Azerbaijan in the XVIII-XIX centuries (based on the documents of the Russian State Military History Archive). Minbar. Islamic Studies. 2024;17(1):29-44. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2024-17-1-29-44