Preview

Minbar. Islamic Studies

Расширенный поиск

Имам Абу-Джа‘фар ат-Тахави и его символ веры в трудах татарского богослова Ш. Марджани

https://doi.org/10.31162/2618-9569-2024-17-1-61-81

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Статья посвящена исследованию текстов из рукописных и печатных трудов Шихаб-ад-дина аль-Марджани (ум. 1889), в которых этот татарский историк и богослов пишет о крупном ханафитском имаме Абу-Джа‘фаре ат-Тахави (ум. 933) и его труде «аль-‘Акыда ат-Тахавиййа», также известном под названием «Байан ас-сунна ва-ль-джама‘а». Были исследованы исторические и богословские произведения Марджани, такие как «Вафиййат аль-асляф», «Мукаддимат китаб вафиййат аль-асляф», «аль-‘Азб аль-фурат», «Назурат аль-хакк» и другие. Автор приходит к выводу о том, что Шихаб-ад-дин аль-Марджани дает высокую оценку знаниям и трудам этого египетского средневекового ученого ислама. Марджани считает его муджтахидом ханафитского мазхаба и обновителем веры (муджаддид) третьего века по хиджре, а его труд «Байан ас-сунна» признает самым первым суннитским источником, в котором собраны и зафиксированы догматы в том виде, как их разъяснили праведные предшественники (ас-саляф ас-салих) ислама.

Для цитирования:


Шагавиев Д.А. Имам Абу-Джа‘фар ат-Тахави и его символ веры в трудах татарского богослова Ш. Марджани. Minbar. Islamic Studies. 2024;17(1):61-81. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2024-17-1-61-81

For citation:


Shagaviev D.A. Imam Abu Ja‘far al-Tahawi and his creed in the writings of Tatar theologian Sh. Marjani. Minbar. Islamic Studies. 2024;17(1):61-81. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2024-17-1-61-81

Введение

Имам Абу-Джа‘фар ат-Тахави (239–321/853–933) – признанный авторитет суннизма в качестве знатока хадисов1 и фикха ханафитского мазхаба2, автор небольшой книги, известной как «аль-‘Акыда ат-Тахавиййа» (Тахавитское кредо), или «‘Акаид ат-Тахави» (Догматы ат-Тахави), или «Байан ас-сунна ва-ль-джама‘а» (Разъяснение сунны и согласия общины) [3, с. 31]; [5, с. 1143]; [6, с. 58]3, которая стала одним из главных источников суннитов (ахль ас-сунна ва-ль-джама‘а) по акыде4. Высокое положение этой книги связано с тем, что автор передает убеждения праведных предшественников (ас-саляф ас-салих), то есть эталон религиозных воззрений основного течения ислама. Поэтому и матуридитские, и ашаритские богословы положительно отзывались о ней5.

Татарский и казанский ученый Шихаб-ад-дин аль-Марджани (1233–1306/1818–1889), представитель ханафитов и матуридитов6, упоминал имама ат-Тахави и его кредо в разных своих трудах – богословских и исторических. Известно, что аль-Марджани преподавал в Казанской татарской учительской школе уроки вероучения на протяжении 1876–1884 гг., причем по акыде использовалось тахавитское кредо [15, с. 129]; [16, c. 66, 69], в то время как в медресе шакирды изучали комментарии к кредо имамов Наджм-ад-дина ан-Насафи (461–537/1068–1142) и ‘Адуд-ад-дина аль-Иджи (680–756/1281–1355). Возможно, это стало одной из причин, что в новометодном (джадитском) казанском медресе «Мухаммадиййа» впоследствии в учебный процесс была внедрена «аль-‘Акыда ат-Тахавиййа»7. Медресе возглавлял один из учеников аль-Марджани – шейх ‘Алим-джан аль-Баруди (Галимжан Галеев), который имел даже иджазу (разрешение) на передачу текста этого источника и обучение по нему от аравийских шейхов8.

Имам ат-Тахави в книгах «Мунтахаб китаб аль-Вафиййа» и «Мукаддимат китаб Вафиййат аль-асляф»

Шеститомное биографическое произведение «Вафиййат аль-асляф ва тахиййат аль-ахляф» (Преданность предкам и приветствие потомкам) Шихаб-ад-дина аль-Марджани осталось рукописным9. В 1883 году увидело свет в Казани только введение к «Вафиййат» под названием «Мукаддимат китаб Вафиййат аль-асляф ва тахиййат аль-ахляф» в виде полноценной книги [20]. Кроме того, незадолго до этого, в 1880 г., был напечатан небольшой трактат «Мунтахаб китаб аль-Вафиййа» (Избранное из «Вафиййат») в жанре табакат10 [21]. Это произведение фактически являлось анонсом к будущему изданию томов всего «Вафиййат аль-асляф». В начале автор сообщает краткие сведения о пророке Мухаммаде, затем перечисляет правителей (халифов и султанов) исламского мира с датами их кончины, после этого идет список ученых ислама с датами смерти, имена которых известны среди мусульман Волго-Уральского региона и труды которых имеют хождение среди них. Соответственно аль-Марджани в этом списке упоминает имама ат-Тахави вместе с имамами аль-Аш‘ари (260–324/874–936) и аль-Матуриди (248–333/853–944) практически на одной странице печатного издания: «Затем ханафитский имам, факых, хафиз11 Абу-Джа‘фар Ахмад ибн Мухаммад ибн Саляма ибн Саляма аль-Азди аль-Мисри ат-Тахави, да смилуется над ним Аллах, скончался в 321 г.х. в Египте [в годы] правления [аббасидского] халифа аль-Кахира би-ль-Лях» [21, с. 12].

В разделе «Усуль ад-дин» (Наука об основах религии/теология) из книги «Мукаддимат» аль-Марджани упоминает трех имамов среди первых авторов трудов по исламскому вероучению: ат-Тахави, аль-Матуриди и аль-Аш‘ари [20, с. 272]12. Татарский историк и богослов пишет в этой книге об имаме ат-Тахави и его символе веры: «Первый значимый имам, написавший сочинение в этой науке и ставший известен этим, Абу-Джа‘фар ат-Тахави. Он написал свою известную книгу “Байан ас-сунна валь-джама‘а” и сделал отсылку в ней к трем имамам: Абу-Ханифе, Абу-Йусуфу и Мухаммаду (да смилуется над ними Аллах). На самом деле, это – опора [суннитов], что и есть вероучение предшественников (‘акыдат ас-саляф) точь-в-точь» [20, с. 272]. Далее татарский автор называет ат-Тахави обновителем религии (муджаддид) третьего столетия из числа ханафитов [20, с. 289]13, то есть очень высоко оценивает вклад этого имама в исламские науки.

Имам ат-Тахави в книге «Вафиййат аль-асляф»

В своем многотомном биографическом произведении «Вафиййат аль-асляф ва тахиййат аль-ахляф» (Преданность предкам и приветствие потомкам) аль-Марджани привел довольно подробную биографию имама ат-Тахави. Жизнеописание имама занимает по объему даже больше места, чем биографии имамов аль-Аш‘ари и аль-Матуриди14. Биография занимает пять страниц или два с половиной листа рукописи второго тома15.

Примечательно, что на полях рукописи выделяется крупными буквами красными чернилами фраза «аль-Имам аль-аджалль Абу-Джафар ат-Тахави, рахима-ху Аллах», там, где начинается текст об имаме ат-Тахави. То есть в рукописи, в заголовке на полях, этот имам выделен эпитетом «величайший» (превосходная степень от «великий» – джалиль). Замечено, что во втором томе «величайшими» имамами на полях названы еще пять видных ханафитских ученых: Абу-Са‘ид аль-Барда‘и (ум. 317 х.), Абу-Мансур аль-Матуриди, Абу-ль-Хасан аль-Кархи (ум. 340 х.), Абу-Бакр аль-Джассас (ум. 370 х.) и Абу-ль-Хасан аль-Кудури (ум. 428 х.)16.

Далее кратко перескажем содержание текста рукописи фрагмента с биографией имама ат-Тахави, которая находится среди сведений о тех, кто скончался в 321 году хиджры17.

После полного имени египетского ханафитского ученого аль-Марджани сообщает о том, что он известен как ат-Тахави, потом сообщает точную дату смерти и указывает другую версию года кончины (322 х.), после этого – год рождения (239 х.), местность (Таха в Верхнем Египте), затем – его эпитеты, указывающие на исключительные знания и способности: имам, факых, муджтахид, мухаддис, хафиз, мухаккык18, ‘ариф19, ‘алляма20, сахиб аль-‘улюм аль-‘азиза валь-акваль ар-раика валь-манасыб аль-фаика21 и т.п. Далее говорится о его известности в Хорасане и Ираке, затем о его поездках в поисках знаний, о его переходе в ханафитский мазхаб из шафиитского и о том, что он племянник по матери имама аль-Музани (175-264/791-877)22, о его учителях, его авторитете в фикхе и знании хадисов, о большем количестве его шейхов, от которых он передавал хадисы. Аль-Марджани делает акцент на том, что ат-Тахави передает хадисы от Йунуса ибн ‘Абд-аль-А‘ля (170–264/786–877)23, от которого много передавал Муслим (206–261/822–875), автор достоверного сборника хадисов. Затем перечисляются положительные отзывы об имаме ат-Тахави со стороны ученых разных мазхабов. Татарский ученый также передал две версии причины перехода имама в мазхаб ханафитов и написал о том, что он говорил о своем дяде: «Пусть смилуется Аллах над Абу-Ибрахимом [аль-Музани], если бы был живым и увидел меня, то сделал бы искупление (каффарат) своей клятвы»24. Далее передается информация о многочисленности письменных трудов ат-Тахави, о его судебной практике и о тех, кто у него получал знания. В частности, ссылаясь на имама аз-Захаби, аль-Марджани приводит историю из книги «Тазкират аль-хуффаз» [1, с. 809–810]25, где ат-Тахави представлен как уникальный человек, совместивший знания фикха и хадиса.

В биографии из «Вафиййат аль-асляф» со ссылкой на труд «Джами‘ аль-усуль» Ибн-аль-Асира встречается указание на то, что ат-Тахави собрал книгу, назвав ее «‘Акыдат Аби-Ханифа», и что она является символом веры суннитов26. Также при перечислении трудов ат-Тахави аль-Марджани упоминает это сочинение третьим, несмотря на его малый размер, после таких крупных и серьезных по фикху и хадису трудов, как «Ма‘ани аль-асар» (Смыслы преданий) и «Байан мушкиль аль-асар» (Разъяснение неясных мест преданий): «Книга “Байан ас-сунна” (Разъяснение сунны), известная как “‘Акыдат Аби-Ханифа”, является книгой, к которой обращаются, и основой, на которую опираются, в убеждениях суннитов (и‘тикад ахль ас-сунна ва-ль-джама‘а); и она путь, в точности соответствующий границам шариата. Поэтому преобладающее большинство ханафитов из иракцев и прочих избрали ат-Тахави для себя имамом в догматах веры и ее основах. Этот текст передавало от него большое число ученых, также как и многие сделали на него толкования»27.

Упоминание имени имама Абу-Джа‘фара ат-Тахави встречается и в биографиях других ученых, например, когда эти ученые каким-то образом критиковали этого имама за мазхабический фанатизм либо за какие-то недостатки в его книгах или обсуждали его личность. В таких случаях аль-Марджани обязательно защищал репутацию египетского шейха и приводил тексты из источников, свидетельствующие в пользу его высокого положения в знаниях и науках шариата28. Также можно встретить и указания на книгу «аль-‘Акыда ат-Тахавиййа» в контексте упоминаемых сведений. Например, в биографии мекканского ученого афганского происхождения муллы ‘Али аль-Кари (ум. 1014/1606), когда аль-Марджани обсуждает его комментарии на труд «аль-Фикх аль-акбар» (Величайшее знание), возводимый к Абу-Ханифе, он выражает большие сомнения в том, что указанный источник принадлежит имаму ханафитов. Среди своих доводов он приводит слова раннего ханафитского имама Абу-ль-Му‘ина ан-Насафи в «Табсырат аль-адилля», который, утверждая матуридитское мнение о наличии у Аллаха вечного атрибута таквин (сотворение), связывая его с утверждением предшественников (саляф), в качестве аргумента ссылается не на книгу «аль-Фикх аль-акбар»29, а на книгу «Байан ас-сунна» имама ат-Тахави [см. 10, с. 467–468]. Также он упоминает высказывание имама Ибн-аль-Асира в «Джами‘ аль-усуль», который тоже в защиту воззрений Абу-Ханифы ссылается на символ веры имама ат-Тахави [см. 11, с. 952]30.

Имам ат-Тахави в книгах «аль-‘Азб аль-фурат» и «аль-Хикма аль-балига»

Если предыдущие три книги аль-Марджани относились к историческому жанру или к жанру табакат ва тараджим, то книги «аль-‘Азб аль-фурат ва аль-ма’ аз-зуляль аль-накы‘ ли-гуллят руввам аль-ибраз ли-асрар шарх аль-джаляль» (Свежая и живая пресная родниковая вода для желающих утолить жажду познания тайн толкования Джаляля) и «аль-Хикма аль-балига аль-джаниййа фи шарх аль-акаид аль-ханафиййа» (Предельно зрелая мудрость в толковании ханафитских догматов)31 относятся к трудам по акыде и схоластическому богословию. Несмотря на это, имам ат-Тахави упоминается в «аль-Хикма аль-балига» всего два раза32. Это можно объяснить тем, что сочинение ат-Тахави, во-первых, краткое и, во-вторых, написано в стиле хадисоведов, а не мутакаллимов.

В произведении «аль-‘Азб аль-фурат», которое является субкомментарием (хашийа) к толкованию Джаляль-ад-дина ад-Даввани (830–918/1427–1512) на символ веры ‘Адуд-ад-дина аль-Иджи (ум. 680–756/1281–1355), татарский богослов упоминает имама ат-Тахави в контексте обсуждения хадиса о расколе на 73 группы (хадис ифтирак аль-умма) и понятия спасенной группы (аль-фирка ан-наджийа): «Наш [ханафитский] мазхаб в основах веры (усуль) истина (хакк), а мазхаб противоречащего нам – нечто ложное (батыль) категорическим образом… это то, что мы разъяснили, – мазхаб имама имамов Абу-Ханифы (да смилуется над ним Аллах), его выдающихся соратников и их путь – то, что они переняли от Пророка (мир ему) и его сподвижников. А первый видный имам, кто составил текст по акыде имама Абу-Ханифы, собрал его посредством достоверного иснада и соответствующей передачи, как это подтверждено, это имам Абу-Джа‘фар Ахмад ибн Мухаммад ибн Саляма ат-Тахави (да смилуется над ним Аллах) в своей известной книге “Байан ас-сунна”. Эта книга охватила досконально все в этом разделе (усуль), и в основах веры (догматах) этой книге полностью можно довериться и полностью на нее опираться. Клянусь Аллахом, это и есть убеждения (‘акаид) спасенной группы, вписывающиеся в рамки шариата точь-в-точь. Поэтому избрали его имамом преобладающее число (джумхур) ханафитов из иракцев и другие в своих убеждениях (‘акаид), пояснили его и пустили в обращение для учебы и исследования» [28, с. 34–35]. Похожий текст мы уже наблюдали в биографии ат-Тахави в книге «Вафиййат аль-асляф».

В сочинении «аль-Хикма аль-балига», которое является комментариями к символу веры имама Наджм-ад-дина ан-Насафи (461–537/1068–1142), египетский хадисовед и факых упоминается лишь дважды в разделах об определении веры (иман) и о сподвижниках (сахаба). В первом случае ат-Тахави упоминается наряду с аль-Матуриди как представители большего числа мухаккыков ханафитского мазхаба, которые избрали мнение о том, что вера (иман) – это лишь подтверждение сердцем (тасдик), а признание языком (икрар) – указание на него и условие для применения норм шариата [14, с. 312–313]. А во втором случае аль-Марджани приводит слова ат-Тахави из его символа веры как довод на то, что праведные халифы были лучшими в общине мусульман после смерти Пророка в отношении главенства и управления: «На это указывают слова имама Абу-Джа‘фара ат-Тахави (да смилуется над ним Аллах) в его «‘Акыде»: “Мы подтверждаем халифат Абу-Бакра ас-Сыддика как его предпочтение и первенство над всей уммой”…, т.е. смысл его предпочтения – суть подтверждения его халифата» [14, с. 396].

Имам ат-Тахави в книге «Назурат аль-хакк» и «Хизамат аль-хаваши»

Трактат «Назурат аль-хакк фи фардыййат аль-‘иша ва-ин лям йагыб аш-шафак» (Обозрение истины в предписанности ночной молитвы, если даже не исчезло зарево) [29], как видно из названия, посвящен богословско-правовой проблеме, связанной географически с определёнными широтами земного шара33. Но проблематика этой книги, конечно же, шире, чем узкий вопрос исламского права касательно ночной молитвы. В данной книге аль-Марджани упоминал имама ат-Тахави более 30 раз, в основном это касалось ссылок на его книгу «Шарх ма‘ани аль-асар» (Толкование смыслов преданий).

В одном месте книга имама ат-Тахави «Шарх ма‘ани аль-асар» упоминается в ряду других известных и авторитетных у суннитов книг в хадисе: «Метод познания хадиса в эти поздние [в отношении эпохи Пророка и его сподвижников] времена заключается в том, чтобы опираться на авторитетных в сфере хадисоведения и преданий имамов посредством обращения к их книгам, таким как два сборника достоверных хадисов [ал-Бухари и Муслима], сборники “Джами‘” ат-Тирмизи, “ал-Муватта’” Малика, “Муснад” ад-Дарими, “Сунан” Абу-Дауда, ан-Наса’и, Ибн-Маджи, “Асар” ат-Тахави и тех имамов, которые следуют за ними в знании наизусть большого числа хадисов, степени точности и совершенстве в науке, знающих состояния хадисов, различающих между заслуживающими доверия, слабыми и отвергаемыми передатчиками» [29, с. 111].

Еще в одном месте аль-Марджани подчеркивает, что ат-Тахави был муджтахидом ханафитского мазхаба: «Это также видно в случае с имамом Абу-Джа‘фаром ат-Тахави в его следовании мазхабу Абу-Ханифы (да смилуется над ним Аллах), приведении аргументов в пользу его мазхаба, в поддержке его высказываний, согласно тому, что он сказал в начале книги “Шарх аль-асар”: “В каждой главе я привожу то, что является аннулирующим (насих), аннулированным (мансух), истолкование ученых и доказательства некоторых из них против других, утверждаю довод тех, чье мнение, как представляется мне, является правильным, на основе Книги, сунны, консенсуса, многочисленных (мутаватир) высказываний сподвижников или их последователей (да будет доволен ими Аллах!)”. Затем его [т.е. Ибн-аль-Камаля34] слова о том, что [крупные ранние ханафитские факыхи] аль-Хассаф (ум. 261/874), ат-Тахави и аль-Кархи (ум. 340/951) не могут расходиться во мнениях с Абу-Ханифой в основах и ответвлениях, ничего не значат. Ведь этих правовых казусов, в которых они разошлись с ним, неисчислимое и несметное множество. У них есть избранные мнения (ихтийарат) в основных и частных вопросах, утверждения, выведенные на основе суждения по аналогии и преданий, и приведение аргументов посредством предания и разума. Это видно для тех, кто читал книги по фикху, его спорным проблемам и основам» [29, с. 202].

Также, по нашему мнению, имам ат-Тахави упоминается в нижеследующем отрывке: «Поэтому они [т.е. праведные предшественники] исповедовали одно воззрение и следовали прямому пути, будучи единодушно согласными с ним и практикующими его. Проблемы вероубеждения, вопросы начала и загробной жизни считались у них необходимыми положениями веры, которые не нуждались в доводе и суждении по аналогии, в которые не вмешивались несогласие и мнения людей. Поэтому они передали через последнего из них35, что наш [ханафитский] мазхаб в основах веры является истиной, а противоположный ему мазхаб – ложным категорически и достоверным образом. Ошибающемуся в основах нет оправдания, и обременяющему себя [выходящим за рамки основ] нет вознаграждения, и даже каждый из них является большим грешником из-за того, что принял на себя то, что ему не вменяли в обязанность и не приказывали» [29, с. 83–84]. Подобные слова также встречались нам в книге «аль-‘Азб аль-фурат» [28, с. 34]. По контексту понимается, что аль-Марджани здесь резюмировал кратко содержание книги «аль-‘Акыда ат-тахавиййа».

В книге «Хизамат аль-хаваши ли-изахат аль-гаваши» (Решительность субкомментариев в удалении бедствий), которая является пояснениями (хашийа) аль-Марджани к известному труду по методологии исламского права «ат-Таудых»36, имам ат-Тахави упоминается около десяти раз в связи с некоторыми вопросами фикха и его теории. Кроме этого, два раза татарский автор ссылается на его символ веры в разделе о вопросе рациональности категории благого (хусн) и скверного (кубх). Данный вопрос пересекается с некоторыми проблемами исламского вероучения, в частности с действиями людей с точки зрения воли и выбора. Разъясняя позицию ханафитов, аль-Марджани говорит: «Сказал имам Абу-Джа‘фар ат-Тахави (да смилуется над ним Аллах) в своей книге, которую он написал для разъяснении догматов Абу-Ханифы и его соратников (да смилуется над ними Аллах): “Действия рабов божьих являются сотворением (хальк) Аллаха Всевышнего и их приобретением (касб)”…» [32, с. 261], «Уже ясно заявил имам Абу-Джа‘фар ат-Тахави (да смилуется над ним Аллах) в “‘Акыдат Аби-Ханифа ва асхаби-хи”, что действие раба божьего является сотворением Аллаха Всевышнего» [32, с. 276]37. Однозначно видно у аль-Марджани, что имам ат-Тахави – авторитетный передатчик главных догматических суждений имама ханафитов и его учеников через свое сочинение «аль-‘Акыда».

Заключение

Мы провели исследование в отношении наиболее известных и доступных нам на арабском языке исторических и богословских трудов аль-Марджани, в том числе доступных с точки зрения возможности поиска в них требуемых сведений38: «Мунтахаб китаб аль-Вафиййа», «Мукаддимат китаб Вафиййат аль-асляф», «Вафиййат аль-асляф», «аль-‘Азб аль-фурат», «аль-Хикма аль-балига» и «Назурат аль-хакк». Подводя итог, можно сказать, что имам Абу-Джа‘фар ат-Тахави для татарского ученого – «величайший имам», общепризнанный суннитский авторитет в хадисе (хафиз) и фикхе (факых и муджтахид), а также в передаче главных убеждений в акыде. Он по праву, по мнению аль-Марджани, достоин называться муджаддидом веры третьего века по хиджре. Ат-Тахави первый, как считает татарский ученый, кто собрал и зафиксировал в одной книге убеждения праведных предшественников, акыда которых является эталоном для всех суннитов. Аль-Марджани, вероятно, через своих учеников, повлиял на то, что «аль-‘Акыда ат-Тахавиййа» впоследствии издавалась в Казани и использовалась как пособие в казанском медресе «Мухаммадиййа».

1. Имамы-хадисоведы аз-Захаби (673–748/1274–1348) и ас-Суйуты (849–911/1445–1505) упоминают его как крупного знатока хадисов (хуффаз) и как надежного авторитета (сика сабат) [1, с. 808-811; 2, с. 339].

2. Автор раннего библиографического произведения на арабском языке Ибн-ан-Надим (ум. 384/994) привел о нем сведения в разделе, посвященном последователям имама Абу-Ханифы (ум. 150/767) [3, с. 31]. Также ранний биограф разрядов факыхов из числа сахабов, табиинов и представителей пяти мазхабов (ханафитов, маликитов, шафиитов, ханбалитов и захиритов) Абу-Исхак аш-Ширази (393–476/1003–1083) сообщил о нем в своем «Табакат аль-фукаха» [4, с. 142].

3. В иджазе с цепью передатчиков до имама ат-Тахави, которую получил ученик Ш. Марджани муфти ‘Алим-джан аль-Баруди (1273–1339/1855–1920), эта книга называется в одном месте «Байан ас-сунна фи-ль-‘акыда», в другом – «Байан ас-сунна фи ‘акыдат ахль ас-сунна» [7, с. 346, 1016]. Историк и хадисовед Маджд-ад-дин Ибн-аль-Асир (544–606/1150–1210) называет этот источник «‘Акыдат Аби-Ханифа» (Кредо Абу-Ханифы). Ибн-аль-‘Имад ал-Ханбали (1032–1089/1623–1679) сообщил еще один редкий вариант названия этого же сочинения – «аль-‘Акыда ас-сунниййа ас-саниййа» (Блистательное суннитское кредо) [8, с. 105].

4. О важности символа веры имама ат-Тахави среди суннитов см. [9].

5. Например, матуридитский мутакаллим Абу-аль-Му‘ин ан-Насафи (ум. 508/1115), критикуя мнение о новшестве тезиса о наличии у Аллаха вечного атрибута «таквин», заявляет: «Такое мнение ложное и исходит от невежества о мазхабах предшественников (саляф), потому что Абу-Джа‘фар ат-Тахави (да смилуется над ним Аллах), степень и высокое положение которого не скроется в знании высказываний предшественников в целом и знании мнений соратников Абу-Ханифы (да смилуется над ним Аллах) в конкретном, в своей книге под названием «аль-‘Акаид», которую он начал со слов: “Является достоверным у меня мазхаб факихов ислама (аль-милля) Абу-Ханифы ан-Ну‘мана ибн Сабита, Абу-Йусуфа Йа‘куба ибн Ибрахима [(ум. 182/798)] и Абу-‘Абд-Аллаха Мухаммада ибн ал-Хасана аш-Шайбани [(ум. 189/804)] (да смилуется над ними Аллах)”, затем, приступив к разъяснению их высказываний и продолжив, сказал: “Он продолжал Своими атрибутами быть вечным до Своего творения (создания творений)…”» [10, с. 467–468]. Также пишет историк и хадисовед из числа шафиитов Ибн-аль-Асир (544–606/1150–1210): «Собрал Абу-Джа‘фар ат-Тахави, а он из крупных последователей мазхаба Абу-Ханифы, книгу, которую он назвал “‘Акыдат Аби-Ханифа (да смилуется над ним Аллах)”, она суть кредо ахль ас-сунна ва-ль-джама‘а, и в ней нет ничего из того, что приписывалось ему из ересей, как ирджа’, кадр и хальк аль-Кур’ан» [11, с. 952]. Важное замечание также сделал ашарит и шафиит имам Тадж-ад-дин ас-Субки (727–771/1327–1370): «В совокупности акыда имама аль-Аш‘ари есть то, что содержит символ веры Абу-Джа‘фара ат-Тахави, который передали ученые мазхабов с одобрением и которым они были довольны как акыдой» [12, с. 62]. Современный ашаритский богослов Са‘ид Фуда из Иордании, который написал самое большое толкование к этому источнику в истории ислама, также замечает: «Из кратких книг небольшого объема книга “аль-‘Акыда ат-тахавиййа”, называемая “Байан акыдат ахль ас-сунна валь-джама‘а” (Разъяснение акыды суннитов), имама… Абу-Джа‘фара ат-Тахави. Ученые приняли эту его книгу, распространились частые упоминания и ссылки на нее, сунниты придавали ей важное значение во все времена» [13, с. 6]. Здесь и далее перевод с арабского автора статьи. – Д.Ш.

6. На основе биографии аль-Матуриди у Марджани и того, как татарский богослов назвал свои комментарии на кредо имама ан-Насафи «аль-Хикма аль-балига аль-джаниййа фи шарх аль-‘акаид аль-ханафиййа» [14], можно сделать вывод, что он предпочитает называться ханафитом и с точки зрения фикха, и с позиции акыды.

7. В частности, об этом писал один из преподавателей медресе того времени Ахмад-джан ибн Мухаммад-Рахим аль-Мустафави (Ахметзян Мустафин, 1860–1938) в египетском журнале «аль-Манар» [7, с. 138].

8. В Казани издавалось одно из толкований источника «Байан ас-сунна» Сирадж-ад-дина аль-Газнави (704–773/1304–1372) в 1311/1893 [17] и 1320/1902, причем в последнем издании есть санад с иджазой ‘Алим-джана Баруди до имама ат-Тахави [18, с. 2]. То есть до Г. Баруди этот текст дошел по цепочке передатчиков, каждый из которых давал разрешение следующему в передаче данного источника. В последнем издании сначала следует биография имама ат-Тахави (с. 1-2), потом текст под заголовком «ас-Санад» (цепь передачи от ат-Тахави до аль-Баруди) (с. 2), затем титульный лист с заголовком «Китаб байан ас-сунна» и «‘Акаид Тахави» (с. 3), потом сам текст тахавитского кредо (с. 4–17), после этого «‘Акыда» известного индийского шейха Шах-Вали-Аллаха ад-Дахляви (1703–1762) под названием «аль-И‘тикад ас-сахих» (с. 18–22), затем биография толкователя, т.е. аль-Газнави (с. 23), потом до конца его толкование (с. 24–81).

9. В Стамбуле под эгидой IRSICA ведется работа по редакции и изданию этого труда на языке оригинала в современном виде. Известно также, что фрагменты первого и второго томов критически изучались магистрантами Болгарской исламской академии в Татарстане в последние годы. В 2022 году избранные биографии из всех томов этого сочинения Марджани были напечатаны в переводе на русский язык с комментариями (см. [19]). В подборку выбранных для перевода 516 биографий жизнеописание имама ат-Тахави не попало.

10. Жанр биографий и разрядов ученых, один из видов арабо-мусульманских исторических источников.

11. Здесь в значении крупного знатока хадисов.

12. Конечно, аль-Марджани сначала до ат-Тахави указал на имама Абу-Ханифу и его труд «аль-Фикх аль-акбар» в передаче Абу-Муты‘ аль-Бальхы, но считает, что эта книга недостаточно известна и имеет недостоверную цепь передатчиков, как в принципе, по его мнению, и другие сочинения по акыде этого имама [20, 271–272].

13. Выпускник и учитель медресе «Мухаммадиййа» Шахар Шараф (1879–1937) в книге «аль-Мирсад фи тараджим риджаль аль-Иршад» (Обозрение в биографиях ученых мужей, упоминаемых в «аль-Иршаде» [аль-Курсави]) пишет: «Аль-Люкнави относил ат-Тахави к муджтахидам, относящим себя к определённому мазхабу (аль-муджтахидин аль-мунтасибин), и обновителям (муджаддид) третьего столетия. Это же понимается из слов аль-Марджани» [22, с. 257]. ‘Абд-аль-Хайй аль-Люкнави (1264–1304/1848–1887), индийский ханафитский ученый, автор ханафитских табакат «аль-Фаваид аль-бахиййа фи тараджим аль-ханафиййа», также зафиксировал сведения об ат-Тахави [23, с. 31–34]. В самой биографии о статусе обновителя веры не говорится, Шахар Шараф взял этот тезис из другой книги индийского автора под названием «ан-Нафи‘ аль-кабир» [24, с. 48].

14. Научная библиотека им. Н.И. Лобачевского Казанского федерального университета. Отдел рукописей и редких книг (НБ К(П)ФУ, ОРРК). Т. 1460. Ед. хр. 610. Л. 375Б–377Б, 382А–383Б, 395Б–396А.

15. Написана на шести страницах (Л. 375Б–377Б).

16. Соответственно листам 358Б, 395Б, 407Б, 459А, 523А.

17. Благодаря большему объему сведений, татарский историк в основном упоминает свои источники, т.е. арабских авторов, из книг которых он цитировал или брал сообщения: Абу-Йа‘ля аль-Халили (367–446/977–1054) (книга «аль-Иршад»), аль-Куда‘и (ум. 454/1062) («Хутат Миср»), Ибн-‘Абд-аль-Барр (368–463/978–1071) («Джами‘ байан аль-‘ильм»), Абу-Исхак аш-Ширази («Табакат аль-фукаха’»), ас-Сам‘ани (506-562/1113–1167) («аль-Ансаб», сама книга у аль-Марджани не названа), Ибн-‘Асакир (499–571/1105–1176) («Тарих Димашк», также сама книга не названа), Ибн-аль-Джаузи (507–597/1114–1201) («аль-Мунтазам», также не названа), Ибн-аль-Асир («Джами‘ аль-усуль»), аз-Захаби («Тазкират аль-хуффаз»), аль-Аткани (685–758/1286–1357) («Шарх аль-Хидайа»). Также очевидно, что аль-Марджани воспользовался сведениями из книги «Вафайат аль-а‘йан» Ибн-Халликана (608–681/1211–1282) (см. [19, c. 22–23]) и, возможно, книгой «аль-Джавахир аль-мудыййа» аль-Кураши (696–775/1297–1373), хотя на них не ссылался в данной биографии. Трудно сказать, напрямую ли аль-Марджани опирался на названные источники или опосредованно. Так или иначе, но более поздние авторы ссылаются на ранних, и сведения повторяются, не считая небольших изменений. При этом видно, что аль-Марджани иногда пересказывает, или сокращает, или поясняет некоторые фразы предыдущих авторов.

18. Ученый, способный определять более правильное мнение в мазхабе. Мухаккыки выявляют наиболее достоверные предания и утверждения от имамов своих мазхабов. Например, имам ан-Навави (1233–1277) известен как мухаккик шафиитского мазхаба исламского права [25, с. 62].

19. Обычно подразумевается познавший Всевышнего или достигший высокой степени в духовности и нравственности.

20. Крупный ученый (богослов).

21. Дословно: обладатель дорогих знаний, великолепных мнений и превосходных званий (должностей).

22. Абу-Ибрахим аль-Музани, ученик имама аш-Шафи‘и, был первым главным учителем имама ат-Тахави.

23. Крупный хадисовед, шафиит и известный передатчик хадисов из Египта.

24. Дело в том, что аль-Музани, видимо, в момент гнева сказал Абу-Джа‘фару: «Клянусь Аллахом, ты не преуспеешь [в науках]!», что стало одной из причин того, что ат-Тахави ушел получать знания у ханафитского учителя.

25. У татарского автора ошибочно указана книга «Табакат аль-хуффаз» (см. Л. 376Б).

26. См. Л. 376Б; фраза соответствует цитате, которую мы привели во введении статьи: «…он собрал книгу, назвав ее “‘Акыдат Аби-Ханифа”, которая есть суть акыда суннитов» [11, с. 952].

27. НБ К(П)ФУ, ОРРК. Т. 1460. Ед. хр. 610. Л. 377А. Ср. с высказыванием аль-Марджани в отношении символа веры другого ханафитского имама Наджм-ад-дина ан-Насафи: «Ему также принадлежит книга “аль-‘Акаид” в основах веры (усуль ад-дин). Это – компендиум, где он утвердил мазхаб ханафитов и других ученых из числа праведных предшественников» (НБ К(П)ФУ, ОРРК. Т. 1460. Ед. хр. 610. Л. 99Б). Тут может возникнуть вопрос: почему же татарский ученый написал толкование именно на насафитский символ веры и оставил тахавитский? Возможно, это было связано с тем, что аль-Марджани вступил в заочную богословскую полемику с крупным среднеазиатским мутакаллимом Са‘д-ад-дином ат-Тафтазани (722–792/1322–1390), толкование которого на кредо имама ан-Насафи стало известным и авторитетным пособием в кругах ашаритов и матуридитов.

28. Например, см. [25, с. 62]; [19, с. 112–113].

29. Дело в том, что в версии «аль-Фикх аль-акбар», передаваемой Хаммадом ибн Аби-Ханифой, есть слова, указывающие на атрибут «таквин» (создание): «Что касается действенных атрибутов (аль-фи‘лиййа), сотворение (тахлик), дарение пропитания (тарзик), творение (инша’, ибда‘, сун‘) и др., то Аллах Всевышний продолжал быть Творцом (халик) через Свое сотворение, и сотворение (тахлик) – Его атрибут в безначальности (азаль), и действующим (фа‘иль) через Свое действие, и действие – Его атрибут в безначальности. Аллах был творцом (халик) до того, как создавать, и дарующим пропитание (раззак) до того, как даровать пропитание. Его действие – Его атрибут в безначальности. Действующий (фа‘иль) – Аллах. Действие Аллаха – несотворенное (гайр махлюк), а производное (маф‘уль) – сотворенное (махлюк)» [26, с. 2–3, 15–16].

30. См. НБ К(П)ФУ, ОРРК. Т. 1460. Ед. хр. 613. Л. 38А–38Б. Это не считая того, что имя ат-Тахави упоминается в связи с тем, что кто-то из ученых написал толкование на его труды, в том числе на его кредо, или изучал либо преподавал его книги.

31. См. об этих трудах [27, с. 106–110].

32. Труд «аль-‘Азб аль-фурат» недоступен для электронного поиска внутри его текста и также не издан в современной научной редакции с указателями, поэтому за счет просмотра и чтения некоторых разделов этой книги удалось заметить упоминание ат-Тахави и его книги только в начале указанного источника, что не исключает наличия ссылок на этого имама в других местах источника.

33. См. об этой книге [30].

34. Ибн-Камаль-баша (873–940/1469–1536) – шейх аль-ислам Османского государства, крупный ученый, автор концепции разрядов (табакат) факыхов ханафитского мазхаба, которую раскритиковал и не принял Шихаб-ад-дин аль-Марджани (см. [31]).

35. Имеется в виду, исходя из контекста, по нашему мнению, имам ат-Тахави, потому что в своем символе веры он передал убеждения праведных предшественников словами имамов Абу-Ханифы, Абу-Йусуфа и Мухаммада аш-Шайбани.

36. Книгу «ат-Таудых» (Разъяснение) написал среднеазиатский ханафитский ученый Садр-аш-Шари‘а аль-Махбуби (ум. 747/1346) в качестве толкования на свой же текст «ат-Танкых» (Внесение поправок). В своем субкомментарии на это сочинение аль-Марджани критикует пояснения имама ат-Тафтазани под названием «ат-Тальвих» (Примечание).

37. См.: Нургалеев Р.М. Шихаб-ад-дин аль-Марджани ва арау-ху аль-усулиййа фи китаб Хизамат аль-хаваши ли-изахат аль-гаваши: дираса тахлилиййа ва тахкык (Методологические примеры исламской юриспруденции Шихабутдина Марджани в труде «Хизамату аль-хаваши ли изахати аль-гаваши (Благоразумие примечаний для устранения неясностей)» исследование и научное редактирование (тахкик)). Утруха мукаддама ли-найль дараджат ад-дуктура фи-ль-фикх ва-усули-хи (диссертация на соискание ученой степени доктора исламских наук по специальности «Исламское право»). Акадимиййат Булгар аль-ислямиййа (Болгарская исламская академия), 2019. С. 406, 430. С рукописью диссертации можно познакомиться в библиотеке Болгарской исламской академии.

38. Нас интересовали места, в которых аль-Марджани показывает статус и авторитет имама ат-Тахави у суннитов и также значимость его символа веры для них. Например, в книге «аль-Барк аль-вамид» у аль-Марджани есть упоминание ат-Тахави [33, с. 319] в контексте его истолкования для правового мнения имама Абу-Ханифы, которое мы оставили вне рамок нашего исследования.

Список литературы

1. Шамс-ад-дин аз-Захаби. Тазкират аль-хуффаз. ‘Абд-ар-Рахман ибн Йахйа аль-Му‘аллими (ред.). Хайдарабад: Даират аль-ма‘ариф аль-‘усманиййа; 1374 х. 1760 с.

2. Джаляль-ад-дин ас-Суйуты. Табакат аль-хуффаз. Бейрут: Дар аль-Кутуб аль-‘ильмиййа; 1983. 607 с.

3. Абу-аль-Фарадж Мухаммад ибн Исхак ан-Надим. Китаб аль-Фихрист. Айман Фуад Саййид (ред.). Т. 2. Бейрут: Муассасат аль-Фуркан лит-турас аль-ислями; 2009. 1975 с.

4. Абу-Исхак аш-Ширази. Табакат аль-фукаха’. Ихсан ‘Аббас (ред.). Бейрут: Дар ар-Раид аль-‘араби; 1981. 232 с.

5. Хаджжи Халифа. Кашф аз-зунун ‘ан асами аль-кутуб ва-ль-фунун. Мухаммад Шараф-ад-дин Йалткайа (ред.). Бейрут: Дар Ихйа’ ат-турас аль-‘араби; 1386 х. 2057 с.

6. Исма‘иль Баша аль-Багдади. Хадиййат аль-‘арифин: асма’ аль-муаллифин ва асар аль-мусаннифин. Бейрут: Муассасат ат-Тарих аль-‘араби; б.г. 1800 с.

7. Ибрахим аль-Мурайхи. И‘адат аль-кийан иля ба‘д асанид ‘уляма’ Татаристан. Тунис: Дар аль-Маликиййа; 2024. 1886 с.

8. Ибн аль-‘Имад аль-Ханбали. Шазарат аз-захаб фи ахбар ман захаб. ‘Абд-аль-Кадир аль-Арнаут и Махмуд аль-Арнаут (ред.). Т. 4. Дамаск: Дар Ибн-Касир; 1993. 552 с.

9. Шагавиев Д.А. Статус источника «аль-‘Акыда ат-тахавиййа» среди традиционных суннитов и салафитов. Роль ислама в стабилизации социальных процессов. VII Международная научно-практическая конференция, посвященная 1100-летию официального принятия Ислама в Волжской Булгарии. Набережные Челны, 2022. С. 38–45.

10. Абу-аль-Му‘ин Маймун ибн Мухаммад ан-Насафи. Табсырат аль-адилля фи усуль ад-дин. Хусайн Атай (ред.). Т. 1. Анкара: Рийасат аш-шуун ад-диниййа ли аль-Джумхуриййа ат-Туркиййа; 2004. 626 с.

11. Маджд-ад-дин Абу-ас-Са‘адат Ибн-аль-Асир. Татиммат Джами‘ аль-усуль фи ахадис ар-Расуль. Башир Мухаммад ‘Уйун (ред.). Дамаск: Дар аль-Фикр; б.г. 1073 с.

12. Тадж-ад-дин ас-Субки. Му‘ид ан-ни‘ам ва мубид ан-никам. Бейрут: Муассасат аль-кутуб ас-сакафиййа; 1986. 127 с.

13. Са‘ид ‘Абд-аль-Лятыф Фуда. Аш-Шарх аль-кабир ‘аля аль-‘акыда ат-тахавиййа. Бейрут: Дар аз-Захаир; 2014. 1480 с.

14. Шихаб-ад-дин аль-Марджани. Аль-Хикма аль-балига аль-джаниййа фи шарх аль-‘акаид аль-ханафиййа. Ибрахим ибн Рашид аль-Мурайхи (ред.). Тунис: Дар аль-Маликиййа; 2024. 560 с.

15. Шараф Шахар. Марджани-нен тарджама-и хале. Марджани. Казань: Ма‘ариф; 1333/1915. С. 2–193.

16. Юсупов М.Х. Шигабутдин Марджани. Казань: Татар. кн. изд-во; 2005. 271 с.

17. Сирадж-ад-дин аль-Хинди аль-Газнави. Шарх аль-‘акыда ли-ль-имам Аби-Джа‘фар ат-Тахави. Казань: б.и.; 1893. 69 с.

18. Сирадж-ад-дин аль-Хинди аль-Газнави. Шарх байан ас-сунна. Казань: Мактабат аш-Ширка; 1902. 81 с.

19. Шихабутдин Марджани. Верность предшественникам и приветствие потомкам. Перевод с арабского избранных биографий, исследование, комментарии, факсимиле разделов о Волго-Уральском регионе. Казань: Магариф-Вакыт; 2022. 856 с.

20. Шихаб-ад-дин аль-Марджани. Мукаддимат китаб вафиййат аль-асляф ва-т-тахиййат аль-ахляф. Казань: Матба‘ат Вечеслаф; 1883. 411 с.

21. Шихаб-ад-дин ибн Баха-ад-дин аль-Казани. Мунтахаб китаб аль-Вафиййа. Казань: Матба‘ат аль-Хызана; 1880. 22 с.

22. Абу-н-Наср аль-Курсави. Аль-Иршад ли-ль-‘ибад. Камиль ибн Искандар Сами-Аллах и Нур-аль-Ислям ибн Камиль Вали-Аллах (ред.). Казань: Худур; 2020. 308 с.

23. Абу-ль-Хасанат Мухаммад ‘Абд-аль-Хайй аль-Люкнави аль-Хинди. Аль-Фаваид аль-бахиййа фи тараджим аль-ханафиййа. Мухаммад Бадрад-дин Абу-Фирас ан-На‘сани (ред.). Каир: Матба‘ат ас-Са‘ада; 1324 х. 263 с.

24. Абу-ль-Хасанат ‘Абд-аль-Хайй аль-Люкнави. Аль-Джами‘ ас-сагыр ма‘а шархи-хи ан-нафи‘ аль-кабир. Карачи: Идарат аль-Кур’ан ва-ль-‘улюм ас-ислямиййа; 1990. 541 с.

25. Шагавиев Д.А. Имам Абу Мансур ал-Багдади в биографическом словаре «Вафиййат ал-аслаф» Шихаб ад-дина ал-Марджани. Исламоведение. 2023;14(3(57)):58–66.

26. Абу-ль-Мунтаха. Аль-Фикх аль-акбар ма‘а шархи-хи. Казань: Матба‘ат Каримиййа; 1914. 40 с.

27. Shagaviev D.A. The works of Shihab ad-din al-Marjani on Islamic scholastic theology. Minbar. Islamic Studies. 2020;13(1):103–116. DOI: 10.31162/2618-9569-2020-13-1-103-116

28. Хашийат аль-мауля аль-Марджани. Хашийат аш-шайх Исма‘иль аль-Калянбави ‘аля шарх Джаляль-ад-дин ад-Даввани ас-Сыддикы. Т. 1. Стамбул: Дар ат-Тыба‘а аль-‘Амира; 1317 х. 301 с.

29. Шихаб-ад-дин аль-Марджани. Назурат аль-хакк фи фардыййат аль-‘иша’ ва-ин лям йагыб аш-шафак. Oрхан ибн Идрис Анджакар и ‘Абд-аль-Кадир ибн Сальджук Йылмаз (ред.). Амман: Дар аль-Фатх; 2012. 555 с.

30. Шагавиев Д.А. Богословский трактат Шихаб ад-дина ал-Марджани «Назурат ал-хакк». Ислам в современном мире. 2016;12(1):41–48. DOI: 10.20536/2074-1529-2016-12-1-41-48

31. Шагавиев Д.А., Ямалиев И.М. Классификация разрядов факихов ханафитского толка: мнение Шихаб ад-дина ал-Марджани. Минбар. Исламские исследования. 2018;11(1):109–118. DOI: 10.31162/2618-9569-2018-11-1-109-118

32. Шихаб-ад-дин аль-Марджани. Хизамат аль-хаваши ли-изахат аль-гаваши. Казань: Матба‘ Чирков; 1889. 444 с.

33. Шихаб-ад-дин аль-Марджани. Аль-Барк аль-вамид ‘аля аль-багыд аль-мусамма би-н-накыд. Ильхам ибн Рамиль Сабанчин и Озат Шамшиев (ред.). Стамбул: Дар Баб аль-‘ильм; 2023. 349 с.


Об авторе

Д. А. Шагавиев
Российский исламский институт; Болгарская исламская академия
Россия

Шагавиев Дамир Адгамович, доцент, кандидат исторических наук, доцент кафедры религиозных дисциплин Казанского исламского университета; доцент кафедры систематической теологии Российского исламского института, г. Казань; доцент Болгарской исламской академии, г. Болгар



Рецензия

Для цитирования:


Шагавиев Д.А. Имам Абу-Джа‘фар ат-Тахави и его символ веры в трудах татарского богослова Ш. Марджани. Minbar. Islamic Studies. 2024;17(1):61-81. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2024-17-1-61-81

For citation:


Shagaviev D.A. Imam Abu Ja‘far al-Tahawi and his creed in the writings of Tatar theologian Sh. Marjani. Minbar. Islamic Studies. 2024;17(1):61-81. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2024-17-1-61-81

Просмотров: 590


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2618-9569 (Print)
ISSN 2712-7990 (Online)