Перейти к:
Дискурсы исламской философии в современном религиозном образовании
https://doi.org/10.31162/2618-9569-2024-17-2-430-446
Аннотация
Образование играет ключевую роль в жизнедеятельности человека независимо от его убеждений. Эта ценная перспектива вытекает из того факта, что развитие образования должно быть сосредоточено на философии, которая становится фундаментом для теоретических и практических компонентов всей системы. Исламская философия методологически формирует образование на протяжении всех этапов его исторического и эпистемологического развития. Цель данной статьи заключается в рассмотрении исламской философии образования в аспекте основ концептуального мировоззрения – метафизики аксиологии и различных философских школ, которые способствуют достижению всестороннего и системного обучения. Такой когнитивный подход к применению исламской философии необходим для понимания природы духовного образования в современном обществе, для исследования социальных и экологических проблем, а также значения и роли эмоционального, духовного и критического интеллекта в современном мире. Изучая исламскую философию, можно понять ее значение в теоретических и в практических аспектах образования, увидеть системные связи между религиозными и другими видами знаний.
Ключевые слова
Для цитирования:
Сулейманов А.Р., Еникеева И.И. Дискурсы исламской философии в современном религиозном образовании. Minbar. Islamic Studies. 2024;17(2):430-446. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2024-17-2-430-446
For citation:
Suleymanov A.R., Enikeeva I.I. Discourses of Islamic Philosophy in modern religious education. Minbar. Islamic Studies. 2024;17(2):430-446. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2024-17-2-430-446
Введение
Образование, основанное на принципах ислама, сыграло и играет значительную роль в формировании осознанной жизни многих людей как в прошлом, так и в настоящем. Это значение было раскрыто благодаря божественному руководству, дарованному пророку Мухаммаду (ﷺ), которое предписывает всестороннее познание Всевышнего (ﷻ), исследование природных явлений, нахождение в них доказательств существования Бога, а также личностный рост, охватывающий ‘акыду (‘амаль кальби / исламское вероубеждение), знания и практическую деятельность, умственные упражнения. Эти принципы формируют основу исламской философии образования и принципы ее применения к человеческому существованию.
После прихода миссии Мухаммада (ﷺ) в 632 году н. э. мусульманские ученые столетия спустя основали учебные заведения, такие как школы, университеты, библиотеки и обсерватории, которые стали местом получения знаний по широкому спектру дисциплин, включая астрономию, физику, искусство, философию и медицину. Благодаря интеллектуальному мастерству мусульманских ученых, в том числе воспитанных античной традицией, были впервые предложены когнитивные методологии, которые послужили основой для современных наук, европейского Ренессанса и Просвещения. На протяжении четырех столетий расцвет мусульманской цивилизации был основан на приверженности образованию, а Коран и высказывания пророка Мухаммада (ﷺ) изобилуют упоминаниями об обучении, воспитании, наблюдательности и использовании разума. Коран, например, поощряет мусульман заниматься научными исследованиями в следующем аяте: «Аллах возвышает степенью тех из вас... которым даровано знание» (58:11) [1].
Исторически сложилась четко определенная исламская позиция в отношении образования [2]; [3]; [4]; [5]; [6].
Между тем следует отметить, что даже сторонники классического исламского подхода к образованию расходятся во мнениях по некоторым вопросам, причем одни выступают за общие межконфессиональные религиозные рамки, в то время как другие неявно утверждают превосходство исламского подхода по сравнению с другими религиозными взглядами. Отметим, что в России сложилась и развивается уникальная отечественная традиция «коранического гуманизма» как основы системы образования и просвещения российского мусульманства, формирования отечественной системы высшего духовенства и мусульманской интеллигенции XXI века [7]; [8]; [9]; [10]; [11].
В исламе к знаниям стремятся не ради них самих. В современном социуме глубокие научные знания, а также понимание истории, культуры и языка своего народа являются важными аспектами для всего мусульманского сообщества, прежде всего для его руководителей. Отметим, что мусульманские народы являются в России вторыми по численности и составляющими большинство в ряде регионов нашей страны. Владение государственным и родным языками играет важную роль, поскольку язык – одно из средств общения и формулирования идей. Они помогают лидерам эффективно взаимодействовать со своей аудиторией и передавать свое видение и ценности. Однако, помимо этих качеств, руководителям также важно иметь лидерские навыки, умение строить взаимоотношения с подчиненными, развивать чувство справедливости, эмпатию и внимание к нуждам верующих. Глубокие знания и понимание своей национальной и религиозной идентичности являются важными факторами развития отечественной уммы.
Стремление к образованию, согласно исламскому учению, переплетается с духовным и нравственным ростом, направленным на выполнение божественного предназначения человеческого существования. Знание обладает внутренней ценностью и рассматривается как добродетельное стремление, однако истинная добродетель заключается в том, чтобы позволить человеку приблизиться к Аллаху. Исламский взгляд на знание отражает два важных аспекта. Во-первых, в исламе знание имеет решающее значение для духовного продвижения и роста мусульманина. Во-вторых, поскольку знания приобретаются в ходе активного процесса, выходящего за рамки существующего понимания, критическое мышление становится необходимым для интеллектуального и духовного развития мусульманина. Более того, в соответствии с этой точкой зрения на первый план выдвигается идея о том, что интеллектуальный рост без духовного прогресса бесцелен точно так же, как духовное развитие без интеллектуальной составляющей лишено смысла [7, с. 333–342]; [10]; [12].
Национальное образование должно стремиться к идеалу, основанному на преданности Богу, направленному на формирование личности с гармоничным развитием всех ее аспектов – физического, эмоционального, интеллектуального и духовно-нравственного. Подлинный исламский подход к образованию может возродить традиции глубокой связи культуры и воспитания и привнести свой вклад в формирование всеобъемлющей отечественной системы образования, включающей в себя не только развитие интеллектуальных способностей, но и признание того, что человеческое совершенство неотделимо от красоты и добродетели. Оно никогда не должно ограничиваться индивидуалистической концепцией личных достижений, навыков и успеха. Это видение согласуется с таухидом (единобожием), где познавательные, моральные и духовные функции переплетены и взаимозависимы, находя выражение в праведных действиях.
С научной точки зрения исламская философия основана на Божественном Откровении, содержащемся в Коране и Сунне. Вера в Бога служит основой исламской философии. Это включает веру в посланников Бога, веру в божественное откровение, дарованное пророкам, убежденность в том, что у людей есть потенциал для развития нравственности и духовности, признание личной ответственности за свои поступки, веру во всеобщее единство мусульман. Принимая во внимание эти аспекты, можно воспитать гармоничную и целостную личность посредством применения концепта исламской философии образования.
Философия исламского образования. Метафизика
С метафизической точки зрения исламская мысль подчеркивает сложный характер взаимодействий между людьми, их сложную связь с божественным, а также с окружающей средой. Придерживаясь основополагающих исламских принципов и признавая творение природы Аллахом, божественную первопричинность, ислам акцентирует внимание на воспитании ответственных и добросовестных отношений человечества с социальным и природным мирами.
Очевидно, что исламская философия, касающаяся образования, направлена на то, чтобы культивировать в людях признание их верховного Создателя, а именно Аллаха, одновременно просвещая их в понимании надлежащего поведения во множестве социально-природных связей и отношений. Например, основанное на принципах, согласующихся с исламскими взглядами на мир природы, появляется знание о том, что природа является творением Аллаха, а не человечества. Впоследствии это знание трансформируется в необходимость охраны природы, включая сохранение ее экологического равновесия. Людям запрещено излишествовать в эксплуатировании природных ресурсов, поскольку Аллах создал природу для укрепления человеческого существования. Эти принципы обосновывают исламскую философию образования, которая уделяет значительное внимание укреплению гармоничной связи между человечеством, обществом и природой. Небрежное отношение к чистоте души порождает загрязнение окружающей среды – социума и природы. В борьбе с социальными затруднениями, с которыми сталкиваются современные подростки, важно прививать им сознание их духовного долга и ответственности – под наставлениями Аллаха они обладают способностью встать на праведный путь в преодолении этих трудностей.
Аксиология
Аксиология как раздел философии играет жизненно важную роль в понимании этических основ ислама. С точки зрения ислама, аксиология охватывает все аспекты поведенческих норм и ценностей в жизни человека. Выдающиеся отечественные мыслители Шихабуддин Марджани (Шихаб-ад-дин аль-Марджани), Исма‘иль Гаспринский, ‘Алимджан Баруди, Йусуф Акчура, Муса Бигиев, Хади Атласи, Риза Фахруддинов (Рида’-ад-дин ибн Фахр-ад-дин), Зия (Дыйа’) Камали, Зайнулла Расулев, Шайхзада Бабич, Мифтахуддин Акмулла подчеркивали важность образования в формировании целостно развитой и сбалансированной личности [13]. Образование служит мощным инструментом для раскрытия человеком, стремящимся к совершенству, своего потенциала, будь то интеллектуального, физического, эмоционального или духовного
В соответствии с исламской философией образования ценности лежат в основе образовательного процесса. Моральные и этические аспекты неразрывно связаны с понятием образования и принципами ислама. Аксиология в контексте ислама выступает в защиту людей, которые обладают знаниями и действуют этически честно. В ней исследуются три ветви исламской мысли, причем одна ветвь явно фокусируется на морали и этике. Эта ветвь посвящена различным моральным добродетелям, включая, но не ограничиваясь ими, справедливость, религиозность, мужество, мудрость и надежность.
Наличие благородных качеств человека можно оценить по проявлению двух врожденных склонностей: склонности к мирским желаниям и эгоизму и внутренней борьбе между добром и злом. Однако ислам предлагает руководство по преодолению этих склонностей, подчеркивая важность веры в Аллаха, повиновения Его заповедям и избегания греховного поведения. Используя учение и образцовую жизнь пророка Мухаммада, мир ему, люди могут стремиться к всеобщему благополучию.
Исламские ценности, глубоко укоренившиеся в философии образования, являются неотъемлемой частью практики каждого человека. Они предназначены для того, чтобы передаваться по наследству из поколения в поколение, наделяя общество способностью ответственно управлять миром. Мораль и этика в исламе связаны с системой веры, религиозным богослужением, межличностным поведением му‘амалят (معاملات) и другими сферами человеческой жизни. Эта целостная система морали и этики соответствует цели сотворения человечества и направляет людей к ведению праведной и полноценной жизни.
Прагматизм
Исламская философия образования сосредоточена на гармоничной интеграции знаний, верований и практики. Черпая вдохновение из определения философии, которое глубоко проникает в факты, ценности, знания и божественное, исламская философия придает большое значение чистоте. Размышления о значении чистоты в исламе являются предметом многочисленных дискуссий. В исламских учениях этому уделяется особое внимание из-за ее тесной связи с верой мусульман и влияния на благополучие человека. Это согласуется с принципом прагматизма, который утверждает, что знание обладает качеством истины, если оно находит практическое применение в повседневной жизни человека. Прагматики также признают интеграцию между приобретенным знанием и знанием, открывшимся миру. Они считают, что знание должно быть полезным и эффективным, способствовать решению конкретных проблем и улучшению жизни людей. Поэтому если полученные знания применяются на практике и приносят реальные результаты, то они обладают истинной ценностью. Эпистемологическая основа чистоты в исламской философии заимствована из Корана, известного как аль-вахй (الْوَحْيُ, Откровение), в то время как ‘ильм аль-калям (الكلام) основан на логических рассуждениях1. Учитывая, что небрежное отношение к чистоте может породить множество проблем в нашей повседневной жизни, логично, что этому аспекту уделяется особое внимание. Соответственно, исламская философия образования, по своей сути, включает прагматизм [12], объединяя приобретенные и богооткровенные знания, признавая, что эти два измерения неразделимы.
Исламская философия образования в системе целостного обучения
Философия, лежащая в основе исламского образования, направлена на то, чтобы снабдить людей необходимыми знаниями и пониманием их существования, обязанностей и того, как они должны играть свою роль представителей Аллаха. Из-за присущей им уязвимости люди нуждаются в руководстве со стороны религии. Процесс исламского образования предполагает стремление к самосовершенствованию путем воплощения наиболее добродетельных качеств.
В исламе Коран служит фундаментальным столпом веры, первоисточником, обеспечивая руководство и наставления для мусульман. Это включает в себя веру в существование Аллаха, в Его единство, Его атрибуты и Его авторитет в законодательстве, а также обязанность поклоняться Ему. Кроме того, это влечет за собой веру в существование ангелов, правдивость Священного Корана и других священных текстов, признание посланников Бога (начиная с Адама и заканчивая пророком Мухаммадом, мир ему), признание веры в Судный день и принятие Божественного предопределения. Следовательно, эти убеждения формируют конечную цель исламского образования, которая заключается в обеспечении гармоничного развития личности в сочетании с исламскими ценностями. Kurshid Ahmad [14] утверждает, что исламское образование воспитывает личностей, обладающих уникальными качествами и непоколебимой верой в исламские идеалы. Такое определение подтверждает целостный характер философии исламского образования.
«Холистический» подход выступает в качестве определяющей характеристики данной философии, указывая на присущую ей цельность. В области образования этот термин приобретает первостепенное значение, охватывая интеллектуальные, эмоциональные, духовные и физические аспекты. Холистическое образование направлено не только на интеллектуальное развитие учащегося, но и на его эмоциональное, физическое, социальное и духовное благополучие. Оно поддерживает разносторонний подход к обучению, включая академические знания, навыки и умения, а также эмоциональный интеллект, креативность, саморефлексию и этические ценности. Основной целью холистического образования является помощь обучающимся в раскрытии их потенциала, развитии ими своих уникальных способностей и поиске своего места в обществе. Оно поддерживает учеников в понимании себя и окружающего мира, поощряя критическое мышление, сотрудничество, творчество и эмпатию.
Ислам не запрещает своим приверженцам изучать другие академические дисциплины. Всеобъемлющая философия исламского образования предлагает тонкое понимание. Мухаммад ан-Накыб аль-‘Аттас (Syed Muhammad Al-Naquib Al-Attas) [15] утверждает, что всеобъемлющая цель знания с исламской точки зрения вращается вокруг следующих ключевых концепций: концепция (1) фундаментально основана на стремлении к знаниям и активном участии в образовательном процессе; (2) основывается на его объеме и цели; (3) основывается на его содержании; (4) определяется стоимостью или критериями относительно второго и третьего факторов; (5) достигается путем распространения информации о четвертой концепции (6) формируется методом по отношению к первому-пятому факторам; (7) реализуется посредством всесторонней реализации всех вышеназванных. Все эти концепции переплетаются и взаимно усиливают друг друга, способствуя всестороннему образованию [12].
Холистическое исламское образование неразрывно связано с современными открытиями в области теории самоорганизации, согласно которым образование представляет собой процесс и результат интеграции определенных знаний, навыков и мыслительных стратегий, необходимых для адаптации в обществе. Рассматривая образование как открытую систему, отметим, что связи между ее элементами реальны. Упорядоченность проявляется через состояние и поведение системы. Внутренние и внешние границы образовательной системы определяют изменения в рамках определенных пределов. Образование функционирует как открытая система, взаимодействующая со средой и подверженная влиянию человеческого фактора. Анализируя эти характеристики, важно понимать концепцию «фрактала», выделяющую объекты различных масштабов, и применять иерархический принцип в образовании. Философия фрактальной педагогики содействует развитию личности через активацию способностей и самосовершенствование. Личностное развитие от базовых аспектов к сложным состояниям осуществляется через самопознание и саморегуляцию, раскрывая интеллектуальный и здоровьесозидательный потенциал личности [16].
Таким образом, образование в исламе – это целостная концепция, охватывающая многообразные типы связей, основанные на стремлении к знаниям, конкретным целям, соответствующих содержанию, соображению затрат, эффективному распространению, подходящим методам и всестороннему внедрению. Исламское образование способствует критическому мышлению, праведному пониманию действий и решений, стремлению к знаниям, физическому благополучию и размышлениям о мире и своей вере, а также поощрению к диалогу и обсуждению, чтобы люди смогли понять истину и укрепить свою веру. Ислам с самого начала учит своих последователей анализировать истину и ложь, различать добро и зло, а также быть критичными к тому, что им предлагается. Ключевыми ценностями в исламе являются справедливость, честность и искренность, которых невозможно достичь без критического мышления.
Исламская философия образования и социальные проблемы
Исламская философия образования призывает людей размышлять о своих действиях, поскольку все они приводят к последствиям – милости или наказанию от Аллаха. Таким образом, формируя данное убеждение у подрастающего поколения, ислам указывает на превосходство ума и интеллекта, благодаря которому свершаются праведные действия.
Интеграция ‘ильм ‘акли (рациональное знание) и ‘ильм накли (богооткровенное знание) в исламскую философию образования способствует разрешению социальных проблем. ‘Ильм ‘акли охватывает знания, построенные с помощью рационального мышления, в то время как ‘ильм накли исходит из абстрактных понятий, которые ускользают от понимания человеческого интеллекта, таких как «рай» и «адский огонь», изложенных в Коране и хадисах. Исламские метафизические дискуссии ведутся с той целью, чтобы прояснить связь между исламскими принципами и миром природы. В контексте решения социальных проблем люди должны понимать цель, стоящую за сотворением людей Аллахом.
Цель сотворения человека – поклоняться Аллаху и вести праведную жизнь. Это понимание имеет ключевое значение для решения социальных проблем. Объединяя ‘ильм ‘акли и ‘ильм накли, люди могут приобрести всеобъемлющие знания, охватывающие как рациональные, так и духовные аспекты. Такой целостный подход позволяет им развивать навыки критического мышления, а также воспитывать свои моральные и этические ценности.
Исламская философия образования подчеркивает важность поиска знаний. Пророк Мухаммад (ﷺ) говорил о важности знаний и их преимуществе. Это побуждает людей активно искать знания и использовать их в своей повседневной жизни. Воспитание тяги к знаниям у молодых россиян помогло бы им стать всесторонне развитыми личностями, обладающими не только академическими знаниями, но и глубоким пониманием религиозных учений и ценностей. Поскольку действия приводят к последствиям, такое понимание развивает чувство ответственности и побуждает всех, прежде всего молодежь, задумываться результатах своих действий. Осознавая, что их поступки не остаются безнаказанными, они становятся более осторожными и разумными в принятии решений. Это чувство ответственности способствует общему развитию их характера и моральных ориентиров в современном обществе.
Таким образом, исламская философия образования поощряет критическое мышление, приобретение знаний и развитие моральных ценностей детей и молодежи. Объединяя разум и веру, люди получают инструменты для решения социальных проблем. Следуя принципам ислама, люди могут вести осмысленную жизнь, основанную как на академической, так и на духовной самореализации.
Для достижения цели в решении этого вопроса необходимо принятие единства Аллаха, которое охватывает человеческий интеллект, руководство прямого пути хидайа (хидайат аль-иршад, т.е. ад-даляля ва-ль-байан (разъяснение и указание), и хидайат ат-тауфик, т.е. ат-тауфик ва-ль-ильхам (помощь и внушение/вдохновение)), а также ‘акль (разум) и кальб (сердце) человека, которые остаются целостными. Чтобы постичь всемогущество Творца – Аллаха, человеку настоятельно рекомендуется наблюдать и размышлять над своим окружением и явлениями, присутствующими на Земле. Такие упражнения способны укрепить понимание богослужения и вдохновить на праведное поведение. В целом ислам будет способствовать развитию человека, его стремлению к прекрасной жизни.
Заключение
Исламская философия образования представляет собой целостную систему, которая со всех сторон охватывает различные знания. Согласно философии как целостной науке, человек выступает частью природы. Концепция стабильности, которая включает в себя аспекты эмоций, духовности, интуиции и воображения человека, также находится в центре внимания исламской религии. Исламская философия образования является всеобъемлющей и интегративной, а также включает практический аспект, поскольку позволяет обучающимся не только думать, но и применять на практике свои знания согласно учению Корана. Она подчеркивает важность нравственного воспитания и развития характера обучающихся, призывает к распространению справедливости, доброты, уважения к членам общества. Важной частью этой философии является также учение о том, как жить в гармонии с природой и бережно относиться к окружающей среде.
Таким образом, холистический подход в исламской философии образования включает в себя понимание взаимосвязей между различными областями знаний, а также важность изучения не только умственных, но и духовных и телесных способностей человеческой личности, предлагает всеобъемлющий и взаимосвязанный подход к обучению, охватывающий различные аспекты человеческого существования. Исламская философия образования призывает к формированию глубоко интегрированной личности, способной критически мыслить, развивать этические ценности и действовать в соответствии с учением ислама. Внедряя эту философию в образование, мусульмане смогут изменить систему образования в мусульманском мире, внести значимый вклад в общество. В связи с этим национальный образовательный идеал должен быть нацелен на формирование личности, в которой гармонично развиты физические, эмоциональные, интеллектуальные и духовно-нравственные аспекты. Взаимодействие с педагогами различных духовных традиций еще больше укрепит этот подход, способствуя возрождению лучших образовательных практик на благо человечества в целом.
Рост интереса к исламской философии образования связан с потребностью найти новые методологии для создания и генерации новых знаний [17]; [18]. Исламские мыслители прилагали значительные усилия в этом направлении, их разработки, касающиеся единства мира, когнитивных установок в образовании и воспитании, неоднозначности субъекта и объекта в онтологии ислама, готовности принимать новые знания, вызывают интерес у отечественных ученых, которые обращаются к философскому осмыслению этих идей. Философская интерпретация исламской системы образования привносит нравственный смысл и актуальность ценностного содержания исламских парадигм знания в современное общество.
1. При этом, безусловно, суннитский калям опирается на доводы Корана и Сунны.
Список литературы
1. Коран = The Holy Qur’an. Шидфар Б.Я. (пер. с араб. и коммент.). М.: Изд. Дом Марджани; 2012; 58:11. 608 с.
2. Фахретдин Р. Ибн Таймийя. Гатин Р. (пер. со старотат.). М.: Форум; 2018. 336 с.
3. Sardar Z. Exploration in ‘Islamic’ Science. London: Mansell; 1989. 197 р.
4. Iqbal M. Teacher Training: The Islamic Perspective. Islamabad: Institute of Policy Studies and International Institute of Islamic Thought; 1996. 340 р.
5. Wan Daud W. The Educational Philosophy and Practice of Syed Muhammad Naquib Al-Attas: An Exposition of the Original Concept of Islamisation. Kuala Lumpur: International Institute of Islamic Thought and Civilization (ISTAC); 1998, pp. 745–761.
6. Ali H. Mind Your Language: An Islamic Perspective. Muslim Education Quarterly. 2000;17(2):49–54.
7. Мухаметшин Р.М. Исламское образование в современной России: формы и основные направления развития. Сборник научных докладов IV Международного форума. Т. II. Болгар: Мусульманская религиозная организация духовная образовательная организация высшего образования «Болгарская исламская академия»; 2022. С. 333–342.
8. Мухаметшин Р.М. Мусульманское образование у татар в дореволюционной России: состояние, проблемы и перспективы. Minbar. Islamic Studies. 2009;2(2):79–93. DOI: 10.31162/2618-9569-2009-2-2-79-93
9. Мухетдинов Д. Исламское образование в России. Серия: Реформа медресе: новый курс. М.: ИД «Медина»; 2023. 432 с.
10. Полосин В.С. Формы и методы обучения теологии в цифровую эпоху. Итоги развития мусульманского сообщества в постсоветский период. Материалы Всероссийской научно-богословской конференции. Казань: Российский исламский институт. 2023. С. 28-30.
11. Саяхов Р.Л. Современные научно-богословские исследования на базе Болгарской исламской академии Духовный мир мусульманских народов: Сборник материалов Международной научно-практической конференции XVI Акмуллинские чтения 14-15 декабря 2021. Т. I. Уфа: Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы; 2021. С. 218-221.
12. Hassan A., Suhid A., Abiddin N. Z., Ismail H., Hussin H. The role of Islamic philosophy of education in aspiring holistic learning. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2010; Vol. 5. Рp. 2013-2019. DOI: 10.1016/j.sbspro.2010.07.423
13. Калимуллин Р.Х. Исламское образование в духовных образовательных организациях [текст]: учебное пособие. Уфа: Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы; 2018. 301 с.
14. Kurshid Ahmad. Economic Development in an Islamic Framework. Khurshid Ahmad (ed.). Studies in Islamic Economics. Leicester: The Islamic Foundation; 1980. С. 22–23.
15. Syed Muhammad Al-Naquib Al-Attas. Preliminary Thought on the Nature of Knowledge and the Definition and Aims of Education. Paperwork presented in First World Conference on Muslim Education. Mecca; 1977. 197 p.
16. Абдуллина Л.Б., Маджуга А.Г., Синицина И.А. Фрактиальная педагогика: теория, методология и практика: монография. Головнева Е.В. (ред.). М.: Университетская книга; 2016. 320 с.
17. Сейдуманов С.Т. и др. Дискурс современной исламской философии: проблемные ракурсы. Коллективная монография. Алматы: Институт философии, политологии, религиоведения Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан; 2022. 390 с.
18. Бижанов А.Х. и др. Модели исламского образования в постсекулярном обществе: евразийские и европейские тренды: Монография. Алматы: Институт философии, политологии, религиоведения Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан; 2017. 432 с.
Об авторах
А. Р. СулеймановРоссия
Сулейманов Артур Русланович, ректор
г. Уфа
И. И. Еникеева
Россия
Еникеева Ирида Ирековна, доктор философских наук, профессор кафедры международных отношений, истории и востоковедения
г. Уфа
Рецензия
Для цитирования:
Сулейманов А.Р., Еникеева И.И. Дискурсы исламской философии в современном религиозном образовании. Minbar. Islamic Studies. 2024;17(2):430-446. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2024-17-2-430-446
For citation:
Suleymanov A.R., Enikeeva I.I. Discourses of Islamic Philosophy in modern religious education. Minbar. Islamic Studies. 2024;17(2):430-446. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2024-17-2-430-446