Preview

Minbar. Islamic Studies

Расширенный поиск

Дискурсы исламской философии в современном религиозном образовании

https://doi.org/10.31162/2618-9569-2024-17-2-430-446

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Образование играет ключевую роль в жизнедеятельности человека независимо от его убеждений. Эта ценная перспектива вытекает из того факта, что развитие образования должно быть сосредоточено на философии, которая становится фундаментом для теоретических и практических компонентов всей системы. Исламская философия методологически формирует образование на протяжении всех этапов его исторического и эпистемологического развития. Цель данной статьи заключается в рассмотрении исламской философии образования в аспекте основ концептуального мировоззрения – метафизики аксиологии и различных философских школ, которые способствуют достижению всестороннего и системного обучения. Такой когнитивный подход к применению исламской философии необходим для понимания природы духовного образования в современном обществе, для исследования социальных и экологических проблем, а также значения и роли эмоционального, духовного и критического интеллекта в современном мире. Изучая исламскую философию, можно понять ее значение в теоретических и в практических аспектах образования, увидеть системные связи между религиозными и другими видами знаний.

Для цитирования:


Сулейманов А.Р., Еникеева И.И. Дискурсы исламской философии в современном религиозном образовании. Minbar. Islamic Studies. 2024;17(2):430-446. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2024-17-2-430-446

For citation:


Suleymanov A.R., Enikeeva I.I. Discourses of Islamic Philosophy in modern religious education. Minbar. Islamic Studies. 2024;17(2):430-446. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2024-17-2-430-446

Введение

Образование, основанное на принципах ислама, сыграло и играет значительную роль в формировании осознанной жизни многих людей как в прошлом, так и в настоящем. Это значение было раскрыто благодаря божественному руководству, дарованному пророку Мухаммаду (ﷺ), которое предписывает всестороннее познание Всевышнего (ﷻ), исследование природных явлений, нахождение в них доказательств существования Бога, а также личностный рост, охватывающий ‘акыду (‘амаль кальби / исламское вероубеждение), знания и практическую деятельность, умственные упражнения. Эти принципы формируют основу исламской философии образования и принципы ее применения к человеческому существованию.

После прихода миссии Мухаммада (ﷺ) в 632 году н. э. мусульманские ученые столетия спустя основали учебные заведения, такие как школы, университеты, библиотеки и обсерватории, которые стали местом получения знаний по широкому спектру дисциплин, включая астрономию, физику, искусство, философию и медицину. Благодаря интеллектуальному мастерству мусульманских ученых, в том числе воспитанных античной традицией, были впервые предложены когнитивные методологии, которые послужили основой для современных наук, европейского Ренессанса и Просвещения. На протяжении четырех столетий расцвет мусульманской цивилизации был основан на приверженности образованию, а Коран и высказывания пророка Мухаммада (ﷺ) изобилуют упоминаниями об обучении, воспитании, наблюдательности и использовании разума. Коран, например, поощряет мусульман заниматься научными исследованиями в следующем аяте: «Аллах возвышает степенью тех из вас... которым даровано знание» (58:11) [1].

Исторически сложилась четко определенная исламская позиция в отношении образования [2]; [3]; [4]; [5]; [6].

Между тем следует отметить, что даже сторонники классического исламского подхода к образованию расходятся во мнениях по некоторым вопросам, причем одни выступают за общие межконфессиональные религиозные рамки, в то время как другие неявно утверждают превосходство исламского подхода по сравнению с другими религиозными взглядами. Отметим, что в России сложилась и развивается уникальная отечественная традиция «коранического гуманизма» как основы системы образования и просвещения российского мусульманства, формирования отечественной системы высшего духовенства и мусульманской интеллигенции XXI века [7]; [8]; [9]; [10]; [11].

В исламе к знаниям стремятся не ради них самих. В современном социуме глубокие научные знания, а также понимание истории, культуры и языка своего народа являются важными аспектами для всего мусульманского сообщества, прежде всего для его руководителей. Отметим, что мусульманские народы являются в России вторыми по численности и составляющими большинство в ряде регионов нашей страны. Владение государственным и родным языками играет важную роль, поскольку язык – одно из средств общения и формулирования идей. Они помогают лидерам эффективно взаимодействовать со своей аудиторией и передавать свое видение и ценности. Однако, помимо этих качеств, руководителям также важно иметь лидерские навыки, умение строить взаимоотношения с подчиненными, развивать чувство справедливости, эмпатию и внимание к нуждам верующих. Глубокие знания и понимание своей национальной и религиозной идентичности являются важными факторами развития отечественной уммы.

Стремление к образованию, согласно исламскому учению, переплетается с духовным и нравственным ростом, направленным на выполнение божественного предназначения человеческого существования. Знание обладает внутренней ценностью и рассматривается как добродетельное стремление, однако истинная добродетель заключается в том, чтобы позволить человеку приблизиться к Аллаху. Исламский взгляд на знание отражает два важных аспекта. Во-первых, в исламе знание имеет решающее значение для духовного продвижения и роста мусульманина. Во-вторых, поскольку знания приобретаются в ходе активного процесса, выходящего за рамки существующего понимания, критическое мышление становится необходимым для интеллектуального и духовного развития мусульманина. Более того, в соответствии с этой точкой зрения на первый план выдвигается идея о том, что интеллектуальный рост без духовного прогресса бесцелен точно так же, как духовное развитие без интеллектуальной составляющей лишено смысла [7, с. 333–342]; [10]; [12].

Национальное образование должно стремиться к идеалу, основанному на преданности Богу, направленному на формирование личности с гармоничным развитием всех ее аспектов – физического, эмоционального, интеллектуального и духовно-нравственного. Подлинный исламский подход к образованию может возродить традиции глубокой связи культуры и воспитания и привнести свой вклад в формирование всеобъемлющей отечественной системы образования, включающей в себя не только развитие интеллектуальных способностей, но и признание того, что человеческое совершенство неотделимо от красоты и добродетели. Оно никогда не должно ограничиваться индивидуалистической концепцией личных достижений, навыков и успеха. Это видение согласуется с таухидом (единобожием), где познавательные, моральные и духовные функции переплетены и взаимозависимы, находя выражение в праведных действиях.

С научной точки зрения исламская философия основана на Божественном Откровении, содержащемся в Коране и Сунне. Вера в Бога служит основой исламской философии. Это включает веру в посланников Бога, веру в божественное откровение, дарованное пророкам, убежденность в том, что у людей есть потенциал для развития нравственности и духовности, признание личной ответственности за свои поступки, веру во всеобщее единство мусульман. Принимая во внимание эти аспекты, можно воспитать гармоничную и целостную личность посредством применения концепта исламской философии образования.

Философия исламского образования. Метафизика

С метафизической точки зрения исламская мысль подчеркивает сложный характер взаимодействий между людьми, их сложную связь с божественным, а также с окружающей средой. Придерживаясь основополагающих исламских принципов и признавая творение природы Аллахом, божественную первопричинность, ислам акцентирует внимание на воспитании ответственных и добросовестных отношений человечества с социальным и природным мирами.

Очевидно, что исламская философия, касающаяся образования, направлена на то, чтобы культивировать в людях признание их верховного Создателя, а именно Аллаха, одновременно просвещая их в понимании надлежащего поведения во множестве социально-природных связей и отношений. Например, основанное на принципах, согласующихся с исламскими взглядами на мир природы, появляется знание о том, что природа является творением Аллаха, а не человечества. Впоследствии это знание трансформируется в необходимость охраны природы, включая сохранение ее экологического равновесия. Людям запрещено излишествовать в эксплуатировании природных ресурсов, поскольку Аллах создал природу для укрепления человеческого существования. Эти принципы обосновывают исламскую философию образования, которая уделяет значительное внимание укреплению гармоничной связи между человечеством, обществом и природой. Небрежное отношение к чистоте души порождает загрязнение окружающей среды – социума и природы. В борьбе с социальными затруднениями, с которыми сталкиваются современные подростки, важно прививать им сознание их духовного долга и ответственности – под наставлениями Аллаха они обладают способностью встать на праведный путь в преодолении этих трудностей.

Аксиология

Аксиология как раздел философии играет жизненно важную роль в понимании этических основ ислама. С точки зрения ислама, аксиология охватывает все аспекты поведенческих норм и ценностей в жизни человека. Выдающиеся отечественные мыслители Шихабуддин Марджани (Шихаб-ад-дин аль-Марджани), Исма‘иль Гаспринский, ‘Алимджан Баруди, Йусуф Акчура, Муса Бигиев, Хади Атласи, Риза Фахруддинов (Рида’-ад-дин ибн Фахр-ад-дин), Зия (Дыйа’) Камали, Зайнулла Расулев, Шайхзада Бабич, Мифтахуддин Акмулла подчеркивали важность образования в формировании целостно развитой и сбалансированной личности [13]. Образование служит мощным инструментом для раскрытия человеком, стремящимся к совершенству, своего потенциала, будь то интеллектуального, физического, эмоционального или духовного

В соответствии с исламской философией образования ценности лежат в основе образовательного процесса. Моральные и этические аспекты неразрывно связаны с понятием образования и принципами ислама. Аксиология в контексте ислама выступает в защиту людей, которые обладают знаниями и действуют этически честно. В ней исследуются три ветви исламской мысли, причем одна ветвь явно фокусируется на морали и этике. Эта ветвь посвящена различным моральным добродетелям, включая, но не ограничиваясь ими, справедливость, религиозность, мужество, мудрость и надежность.

Наличие благородных качеств человека можно оценить по проявлению двух врожденных склонностей: склонности к мирским желаниям и эгоизму и внутренней борьбе между добром и злом. Однако ислам предлагает руководство по преодолению этих склонностей, подчеркивая важность веры в Аллаха, повиновения Его заповедям и избегания греховного поведения. Используя учение и образцовую жизнь пророка Мухаммада, мир ему, люди могут стремиться к всеобщему благополучию.

Исламские ценности, глубоко укоренившиеся в философии образования, являются неотъемлемой частью практики каждого человека. Они предназначены для того, чтобы передаваться по наследству из поколения в поколение, наделяя общество способностью ответственно управлять миром. Мораль и этика в исламе связаны с системой веры, религиозным богослужением, межличностным поведением му‘амалят (معاملات) и другими сферами человеческой жизни. Эта целостная система морали и этики соответствует цели сотворения человечества и направляет людей к ведению праведной и полноценной жизни.

Прагматизм

Исламская философия образования сосредоточена на гармоничной интеграции знаний, верований и практики. Черпая вдохновение из определения философии, которое глубоко проникает в факты, ценности, знания и божественное, исламская философия придает большое значение чистоте. Размышления о значении чистоты в исламе являются предметом многочисленных дискуссий. В исламских учениях этому уделяется особое внимание из-за ее тесной связи с верой мусульман и влияния на благополучие человека. Это согласуется с принципом прагматизма, который утверждает, что знание обладает качеством истины, если оно находит практическое применение в повседневной жизни человека. Прагматики также признают интеграцию между приобретенным знанием и знанием, открывшимся миру. Они считают, что знание должно быть полезным и эффективным, способствовать решению конкретных проблем и улучшению жизни людей. Поэтому если полученные знания применяются на практике и приносят реальные результаты, то они обладают истинной ценностью. Эпистемологическая основа чистоты в исламской философии заимствована из Корана, известного как аль-вахй (الْوَحْيُ, Откровение), в то время как ‘ильм аль-калям (الكلام‎) основан на логических рассуждениях1. Учитывая, что небрежное отношение к чистоте может породить множество проблем в нашей повседневной жизни, логично, что этому аспекту уделяется особое внимание. Соответственно, исламская философия образования, по своей сути, включает прагматизм [12], объединяя приобретенные и богооткровенные знания, признавая, что эти два измерения неразделимы.

Исламская философия образования в системе целостного обучения

Философия, лежащая в основе исламского образования, направлена на то, чтобы снабдить людей необходимыми знаниями и пониманием их существования, обязанностей и того, как они должны играть свою роль представителей Аллаха. Из-за присущей им уязвимости люди нуждаются в руководстве со стороны религии. Процесс исламского образования предполагает стремление к самосовершенствованию путем воплощения наиболее добродетельных качеств.

В исламе Коран служит фундаментальным столпом веры, первоисточником, обеспечивая руководство и наставления для мусульман. Это включает в себя веру в существование Аллаха, в Его единство, Его атрибуты и Его авторитет в законодательстве, а также обязанность поклоняться Ему. Кроме того, это влечет за собой веру в существование ангелов, правдивость Священного Корана и других священных текстов, признание посланников Бога (начиная с Адама и заканчивая пророком Мухаммадом, мир ему), признание веры в Судный день и принятие Божественного предопределения. Следовательно, эти убеждения формируют конечную цель исламского образования, которая заключается в обеспечении гармоничного развития личности в сочетании с исламскими ценностями. Kurshid Ahmad [14] утверждает, что исламское образование воспитывает личностей, обладающих уникальными качествами и непоколебимой верой в исламские идеалы. Такое определение подтверждает целостный характер философии исламского образования.

«Холистический» подход выступает в качестве определяющей характеристики данной философии, указывая на присущую ей цельность. В области образования этот термин приобретает первостепенное значение, охватывая интеллектуальные, эмоциональные, духовные и физические аспекты. Холистическое образование направлено не только на интеллектуальное развитие учащегося, но и на его эмоциональное, физическое, социальное и духовное благополучие. Оно поддерживает разносторонний подход к обучению, включая академические знания, навыки и умения, а также эмоциональный интеллект, креативность, саморефлексию и этические ценности. Основной целью холистического образования является помощь обучающимся в раскрытии их потенциала, развитии ими своих уникальных способностей и поиске своего места в обществе. Оно поддерживает учеников в понимании себя и окружающего мира, поощряя критическое мышление, сотрудничество, творчество и эмпатию.

Ислам не запрещает своим приверженцам изучать другие академические дисциплины. Всеобъемлющая философия исламского образования предлагает тонкое понимание. Мухаммад ан-Накыб аль-‘Аттас (Syed Muhammad Al-Naquib Al-Attas) [15] утверждает, что всеобъемлющая цель знания с исламской точки зрения вращается вокруг следующих ключевых концепций: концепция (1) фундаментально основана на стремлении к знаниям и активном участии в образовательном процессе; (2) основывается на его объеме и цели; (3) основывается на его содержании; (4) определяется стоимостью или критериями относительно второго и третьего факторов; (5) достигается путем распространения информации о четвертой концепции (6) формируется методом по отношению к первому-пятому факторам; (7) реализуется посредством всесторонней реализации всех вышеназванных. Все эти концепции переплетаются и взаимно усиливают друг друга, способствуя всестороннему образованию [12].

Холистическое исламское образование неразрывно связано с современными открытиями в области теории самоорганизации, согласно которым образование представляет собой процесс и результат интеграции определенных знаний, навыков и мыслительных стратегий, необходимых для адаптации в обществе. Рассматривая образование как открытую систему, отметим, что связи между ее элементами реальны. Упорядоченность проявляется через состояние и поведение системы. Внутренние и внешние границы образовательной системы определяют изменения в рамках определенных пределов. Образование функционирует как открытая система, взаимодействующая со средой и подверженная влиянию человеческого фактора. Анализируя эти характеристики, важно понимать концепцию «фрактала», выделяющую объекты различных масштабов, и применять иерархический принцип в образовании. Философия фрактальной педагогики содействует развитию личности через активацию способностей и самосовершенствование. Личностное развитие от базовых аспектов к сложным состояниям осуществляется через самопознание и саморегуляцию, раскрывая интеллектуальный и здоровьесозидательный потенциал личности [16].

Таким образом, образование в исламе – это целостная концепция, охватывающая многообразные типы связей, основанные на стремлении к знаниям, конкретным целям, соответствующих содержанию, соображению затрат, эффективному распространению, подходящим методам и всестороннему внедрению. Исламское образование способствует критическому мышлению, праведному пониманию действий и решений, стремлению к знаниям, физическому благополучию и размышлениям о мире и своей вере, а также поощрению к диалогу и обсуждению, чтобы люди смогли понять истину и укрепить свою веру. Ислам с самого начала учит своих последователей анализировать истину и ложь, различать добро и зло, а также быть критичными к тому, что им предлагается. Ключевыми ценностями в исламе являются справедливость, честность и искренность, которых невозможно достичь без критического мышления.

Исламская философия образования и социальные проблемы

Исламская философия образования призывает людей размышлять о своих действиях, поскольку все они приводят к последствиям – милости или наказанию от Аллаха. Таким образом, формируя данное убеждение у подрастающего поколения, ислам указывает на превосходство ума и интеллекта, благодаря которому свершаются праведные действия.

Интеграция ‘ильм ‘акли (рациональное знание) и ‘ильм накли (богооткровенное знание) в исламскую философию образования способствует разрешению социальных проблем. ‘Ильм ‘акли охватывает знания, построенные с помощью рационального мышления, в то время как ‘ильм накли исходит из абстрактных понятий, которые ускользают от понимания человеческого интеллекта, таких как «рай» и «адский огонь», изложенных в Коране и хадисах. Исламские метафизические дискуссии ведутся с той целью, чтобы прояснить связь между исламскими принципами и миром природы. В контексте решения социальных проблем люди должны понимать цель, стоящую за сотворением людей Аллахом.

Цель сотворения человека – поклоняться Аллаху и вести праведную жизнь. Это понимание имеет ключевое значение для решения социальных проблем. Объединяя ‘ильм ‘акли и ‘ильм накли, люди могут приобрести всеобъемлющие знания, охватывающие как рациональные, так и духовные аспекты. Такой целостный подход позволяет им развивать навыки критического мышления, а также воспитывать свои моральные и этические ценности.

Исламская философия образования подчеркивает важность поиска знаний. Пророк Мухаммад (ﷺ) говорил о важности знаний и их преимуществе. Это побуждает людей активно искать знания и использовать их в своей повседневной жизни. Воспитание тяги к знаниям у молодых россиян помогло бы им стать всесторонне развитыми личностями, обладающими не только академическими знаниями, но и глубоким пониманием религиозных учений и ценностей. Поскольку действия приводят к последствиям, такое понимание развивает чувство ответственности и побуждает всех, прежде всего молодежь, задумываться результатах своих действий. Осознавая, что их поступки не остаются безнаказанными, они становятся более осторожными и разумными в принятии решений. Это чувство ответственности способствует общему развитию их характера и моральных ориентиров в современном обществе.

Таким образом, исламская философия образования поощряет критическое мышление, приобретение знаний и развитие моральных ценностей детей и молодежи. Объединяя разум и веру, люди получают инструменты для решения социальных проблем. Следуя принципам ислама, люди могут вести осмысленную жизнь, основанную как на академической, так и на духовной самореализации.

Для достижения цели в решении этого вопроса необходимо принятие единства Аллаха, которое охватывает человеческий интеллект, руководство прямого пути хидайа (хидайат аль-иршад, т.е. ад-даляля ва-ль-байан (разъяснение и указание), и хидайат ат-тауфик, т.е. ат-тауфик ва-ль-ильхам (помощь и внушение/вдохновение)), а также ‘акль (разум) и кальб (сердце) человека, которые остаются целостными. Чтобы постичь всемогущество Творца – Аллаха, человеку настоятельно рекомендуется наблюдать и размышлять над своим окружением и явлениями, присутствующими на Земле. Такие упражнения способны укрепить понимание богослужения и вдохновить на праведное поведение. В целом ислам будет способствовать развитию человека, его стремлению к прекрасной жизни.

Заключение

Исламская философия образования представляет собой целостную систему, которая со всех сторон охватывает различные знания. Согласно философии как целостной науке, человек выступает частью природы. Концепция стабильности, которая включает в себя аспекты эмоций, духовности, интуиции и воображения человека, также находится в центре внимания исламской религии. Исламская философия образования является всеобъемлющей и интегративной, а также включает практический аспект, поскольку позволяет обучающимся не только думать, но и применять на практике свои знания согласно учению Корана. Она подчеркивает важность нравственного воспитания и развития характера обучающихся, призывает к распространению справедливости, доброты, уважения к членам общества. Важной частью этой философии является также учение о том, как жить в гармонии с природой и бережно относиться к окружающей среде.

Таким образом, холистический подход в исламской философии образования включает в себя понимание взаимосвязей между различными областями знаний, а также важность изучения не только умственных, но и духовных и телесных способностей человеческой личности, предлагает всеобъемлющий и взаимосвязанный подход к обучению, охватывающий различные аспекты человеческого существования. Исламская философия образования призывает к формированию глубоко интегрированной личности, способной критически мыслить, развивать этические ценности и действовать в соответствии с учением ислама. Внедряя эту философию в образование, мусульмане смогут изменить систему образования в мусульманском мире, внести значимый вклад в общество. В связи с этим национальный образовательный идеал должен быть нацелен на формирование личности, в которой гармонично развиты физические, эмоциональные, интеллектуальные и духовно-нравственные аспекты. Взаимодействие с педагогами различных духовных традиций еще больше укрепит этот подход, способствуя возрождению лучших образовательных практик на благо человечества в целом.

Рост интереса к исламской философии образования связан с потребностью найти новые методологии для создания и генерации новых знаний [17]; [18]. Исламские мыслители прилагали значительные усилия в этом направлении, их разработки, касающиеся единства мира, когнитивных установок в образовании и воспитании, неоднозначности субъекта и объекта в онтологии ислама, готовности принимать новые знания, вызывают интерес у отечественных ученых, которые обращаются к философскому осмыслению этих идей. Философская интерпретация исламской системы образования привносит нравственный смысл и актуальность ценностного содержания исламских парадигм знания в современное общество.

1. При этом, безусловно, суннитский калям опирается на доводы Корана и Сунны.

Список литературы

1. Коран = The Holy Qur’an. Шидфар Б.Я. (пер. с араб. и коммент.). М.: Изд. Дом Марджани; 2012; 58:11. 608 с.

2. Фахретдин Р. Ибн Таймийя. Гатин Р. (пер. со старотат.). М.: Форум; 2018. 336 с.

3. Sardar Z. Exploration in ‘Islamic’ Science. London: Mansell; 1989. 197 р.

4. Iqbal M. Teacher Training: The Islamic Perspective. Islamabad: Institute of Policy Studies and International Institute of Islamic Thought; 1996. 340 р.

5. Wan Daud W. The Educational Philosophy and Practice of Syed Muhammad Naquib Al-Attas: An Exposition of the Original Concept of Islamisation. Kuala Lumpur: International Institute of Islamic Thought and Civilization (ISTAC); 1998, pp. 745–761.

6. Ali H. Mind Your Language: An Islamic Perspective. Muslim Education Quarterly. 2000;17(2):49–54.

7. Мухаметшин Р.М. Исламское образование в современной России: формы и основные направления развития. Сборник научных докладов IV Международного форума. Т. II. Болгар: Мусульманская религиозная организация духовная образовательная организация высшего образования «Болгарская исламская академия»; 2022. С. 333–342.

8. Мухаметшин Р.М. Мусульманское образование у татар в дореволюционной России: состояние, проблемы и перспективы. Minbar. Islamic Studies. 2009;2(2):79–93. DOI: 10.31162/2618-9569-2009-2-2-79-93

9. Мухетдинов Д. Исламское образование в России. Серия: Реформа медресе: новый курс. М.: ИД «Медина»; 2023. 432 с.

10. Полосин В.С. Формы и методы обучения теологии в цифровую эпоху. Итоги развития мусульманского сообщества в постсоветский период. Материалы Всероссийской научно-богословской конференции. Казань: Российский исламский институт. 2023. С. 28-30.

11. Саяхов Р.Л. Современные научно-богословские исследования на базе Болгарской исламской академии Духовный мир мусульманских народов: Сборник материалов Международной научно-практической конференции XVI Акмуллинские чтения 14-15 декабря 2021. Т. I. Уфа: Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы; 2021. С. 218-221.

12. Hassan A., Suhid A., Abiddin N. Z., Ismail H., Hussin H. The role of Islamic philosophy of education in aspiring holistic learning. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2010; Vol. 5. Рp. 2013-2019. DOI: 10.1016/j.sbspro.2010.07.423

13. Калимуллин Р.Х. Исламское образование в духовных образовательных организациях [текст]: учебное пособие. Уфа: Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы; 2018. 301 с.

14. Kurshid Ahmad. Economic Development in an Islamic Framework. Khurshid Ahmad (ed.). Studies in Islamic Economics. Leicester: The Islamic Foundation; 1980. С. 22–23.

15. Syed Muhammad Al-Naquib Al-Attas. Preliminary Thought on the Nature of Knowledge and the Definition and Aims of Education. Paperwork presented in First World Conference on Muslim Education. Mecca; 1977. 197 p.

16. Абдуллина Л.Б., Маджуга А.Г., Синицина И.А. Фрактиальная педагогика: теория, методология и практика: монография. Головнева Е.В. (ред.). М.: Университетская книга; 2016. 320 с.

17. Сейдуманов С.Т. и др. Дискурс современной исламской философии: проблемные ракурсы. Коллективная монография. Алматы: Институт философии, политологии, религиоведения Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан; 2022. 390 с.

18. Бижанов А.Х. и др. Модели исламского образования в постсекулярном обществе: евразийские и европейские тренды: Монография. Алматы: Институт философии, политологии, религиоведения Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан; 2017. 432 с.


Об авторах

А. Р. Сулейманов
Российский исламский университет ЦДУМ России
Россия

Сулейманов Артур Русланович, ректор 

г. Уфа



И. И. Еникеева
Уфимский государственный технический университет
Россия

Еникеева Ирида Ирековна, доктор философских наук, профессор кафедры международных отношений, истории и востоковедения

г. Уфа



Рецензия

Для цитирования:


Сулейманов А.Р., Еникеева И.И. Дискурсы исламской философии в современном религиозном образовании. Minbar. Islamic Studies. 2024;17(2):430-446. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2024-17-2-430-446

For citation:


Suleymanov A.R., Enikeeva I.I. Discourses of Islamic Philosophy in modern religious education. Minbar. Islamic Studies. 2024;17(2):430-446. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2024-17-2-430-446

Просмотров: 432


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2618-9569 (Print)
ISSN 2712-7990 (Online)