Психология ислама: институционализация научной дисциплины в российском контексте
https://doi.org/10.31162/2618-9569-2018-11-1-169-181
Аннотация
Аннотация: в настоящей статье предпринята попытка обозначить проблемное поле научной дисциплины «психология ислама» в российском контексте.
Институционализация новой дисциплины базируется на сопоставлении тематики и содержания трудов отечественных и зарубежных психологов религии. Решается проблема демаркации психологии ислама и исламской психологии. Обозначаются основные направления теоретических подходов и эмпирических исследований, на основе которых должна развиваться психологическая помощь мусульманам.
Рассматриваются основные направления деятельности Ассоциации психологической помощи мусульманам в России.
Об авторе
О. С. ПавловаРоссия
кандидат педагогических наук, доцент кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования Московского государственного психолого-педагогического университета; председатель правления Ассоциации психологической помощи мусульманам; главный редактор журнала «Ислам: личность и общество»; заместитель главного редактора журнала «Минбар. Исламские исследования».
Список литературы
1. Братусь Б. С. (ред.) Христианская психология в контексте научного мировоззрения. М.: Никея; 2017. 528 с.
2. Малевич Т. В. (ред.) Современная западная психология религии. М.: Издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета; 2017. 704 с.
3. Двойнин А. М., Малевич Т. В. Психология религии в современном мире (вместо предисловия). В: Малевич Т. В. Антонов К. М., Колкунова К. А. (ред.) Современная западная психология религии. М.: Издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета; 2017:7–27.
4. Павлова О. С. Психология религии в исламской парадигме: состояние и перспективы развития. Ислам в современном мире. 2015;11(4):207–222. DOI: 10.20536/2074-1529-2015-11-4-207-222.
5. Азарбайджани М., Мусави-асл С. М. Введение в психологию религии. М.: Вече; 2012. 192 с.
6. Ибн Кайим аль-Джаузийя. Болезнь и исцеление. Алматы; 2006. 348 с.
7. Аль Карни Аид ибн Абдуллах. Не грусти! Рецепты счастья и лекарство от грусти. М.: Умма; 2012. 320 с.
8. Василюк Ф. Е. Предпосылки периодизации новейшей истории христианской психологии. В: Братусь Б. С. (ред.) Христианская психология в контексте научного мировоззрения. М.: Никея; 2017:50–70.
9. Бадри М. Размышление: исламское исследование психики и души человека. Баку: CBS; 2008. 134 с.
10. Badri M. The Dilemma of Muslim Psychologists. Kuala Lumpur; 2016. 118 р.
11. Павлова О. С., Миназова В. М., Хухлаев О. Е. Религиозная идентичность студентов-мусульман (на материале изучения молодежи, проживающей в Чеченской республике). Культурно-историческая психология. 2016;12(4):90–99. DOI: 10.17759/chp.2016120409.
12. Шорохова В. А., Хухлаев О. Е., Дагбаева С. Б. Взаимосвязь ценностей и религиозной идентичности у школьников буддистского вероисповедания. Культурноисторическая психология. 2016;12(1):66–75. DOI: 10.17759/chp.2016120107.
13. Хухлаев О. Е., Шорохова В. А. Социально-психологическое исследование религиозной идентичности у православной молодежи. Социальная психология и общество. 2016;7(2):35–50. DOI: 10.17759/sps.2016070203.
14. Малевич Т. В., Колкунова К. А., Кожевников Д. Д. «Бог как каузальный агент»: религиозная атрибуция в православном контексте. Культурно-историческая психология. 2017;13(3):60–70. DOI: 10.17759/chp.2017130308.
15. Гримсолтанова Р. Э. Психологические особенности мифологических страхов в период юности у представителей Ислама. Ростов н/Д.; 2014. 209 с.
16. Кириллова А. И. Милостыня как показатель социализированности мигрантов-мусульман. Социосфера. 2010;(4):140–142.
17. Вонг А. Д. Рецензия на книгу Наташи Бахт «Принадлежность и изгнание: жизнь мусульманина в Канаде». 2008. Торонто: TSAR Publications. 147 стр. Социальная психология и общество. 2015;6(2):146–149.
18. Ефремова М. В., Лепшокова З. Х. Взаимосвязь ценностей и экономических установок у российских студентов: межконфессиональный анализ. Культурноисторическая психология. 2013;9(2):18–28.
19. Ожиганова А. А. «Исцеление Кораном». Психотерапевтические и целительские практики в современном исламе (по материалам популярных изданий). В: Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития. М.: Московский государственный психолого-педагогический университет; 2011:78–79.
20. Павлова О. С. Язык в структуре этнической и религиозной идентичности чеченцев и ингушей. Социальная психология и общество. 2014;5(2):27–49.
21. Гусева Е. С., Буланова И. С., Набиев Д. Х. Религиозное обращение в нарративах мусульман: опыт эмпирического исследования. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2017;(2):86–89. DOI: 10.18323/2221-5662-2017-2-86-89.
22. Богдановская И. М., Королева Н. Н., Богдановская А. Б. Религиозные ориентации русских мусульман в современном мегаполисе. Вестник ПсковГУ. 2017;(5):129–135.
23. Муртазина Э. И., Минуллина А. Ф. Установки на воспитание и семейную роль у отцов в исламе. Современные проблемы науки и образования. 2014;(3):666.
24. Рашидова З. Г. Характеристики толерантности верующих православной и исламской идентификации. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: «Психология и педагогика». 2011;(5):79–86.
25. Rassool G. H. Islamic Counselling: An Introduction to theory and practice (p. iv). Taylor and Francis. Kindle Edition; 2016. 282 p.
Рецензия
Для цитирования:
Павлова О.С. Психология ислама: институционализация научной дисциплины в российском контексте. Minbar. Islamic Studies. 2018;11(1):169-181. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2018-11-1-169-181
For citation:
Pavlova O.S. Psychology of Islam: the Institutionalization of Scientific Discipline in the Russian Context. Minbar. Islamic Studies. 2018;11(1):169-181. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2018-11-1-169-181