Preview

Minbar. Islamic Studies

Расширенный поиск
Том 11, № 1 (2018)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.31162/2618-9569-2018-11-1

Источники по отечественной и зарубежной истории

15-28 267
Аннотация
публикация представляет собой краткое описание уникального документа – дневниковых записей Мусы Бигеева (Бигиева), сделанных в 1927 г. и переведённых на русский язык. Предлагаемый материал раскрывает малоизученную страницу биографии татарского богослова, а также знакомит с отношением учёного к общественно-политической ситуации 20-х гг. ХХ в. в Республиканской Турции, Саудовской Аравии и мусульманском мире в целом.

Государство и ислам: история взаимоотношений

29-37 82
Аннотация
Аннотация: в статье в контексте политики правительства Николая I по регламентации деятельности правительственных учреждений освещается финансовое положение членов и сотрудников Оренбургского магометанского духовного собрания согласно штатному расписанию учреждения 1836 г.; дополнительные выплаты муфтиям как государственным служащим; причины введения, расходы брачного и метрического сборов с мусульман и продолжение сбора за браки, несмотря на завершение постройки здания религиозного управления в г. Уфе.

Исламское образование в России: теория, история, современные реалии

38-51 133
Аннотация
Аннотация: в статье рассматривается история развития исламских и татаро-башкирских учебных заведений в г. Перми в конце XIX – начале XX в. как значимых институтов городской мусульманской и татаро-башкирской общины; определяются основные периоды становления содержания образования в данных учебных заведениях; анализируются источники финансирования, уровень подготовки учащихся, состояние педагогических кадров; изучаются основные этапы трансформации политики городских и региональных властей в отношении учебных заведений в различных политических условиях.

Ислам в странах Азии и Африки: политическое измерение

52-62 57
Аннотация

Аннотация: в статье рассматриваются теоретические вопросы государственно-политического устройства после событий «арабской весны», приобретающие особую актуальность в современной социально-политической мысли мусульманского Востока.
Поскольку исламские концепции берутся на вооружение и активно используются в борьбе за власть различными политическими силами, интересен в этой связи опыт стран, прошедших период «исламского бума». Существенное влияние на политический процесс в Алжире в 1990-е годы оказала партия Исламский фронт спасения (ИФС), запрещённая в настоящее время, и её основатель – Аббаси Мадани, видный теоретик концепции «исламского возрождения», разработавший и представивший алжирскому обществу свою программу исламских преобразований. Анализируются теоретические взгляды Аббаси Мадани на исламскую форму правления, а также деятельность ИФС и её влияние на общество и политический процесс. Делается вывод о том, что реальными движущими мотивами исламистов в Алжире было не желание трансформировать государственность по исламскому образцу, а стремление выйти из социально-экономического кризиса, освободиться от диктатуры военных и неэффективности правящего режима.

Sacra doctrina: постижение сакрального

65-98 66
Аннотация
Аннотация: автор статьи, опираясь на философско-суфийские изыскания средневековых мусульманских учёных, достижения современной теоретической мысли и самостоятельную аргументацию, раскрывает суфийское понимание Бытия Бога и Пути к Нему. Источниковедческим материалом послужили, прежде всего, трактаты индийских исламских мыслителей, написанные на фарси: сочинение Али ибн Усмана ал-Худжвири Кашф ал-Махджуб ли Абрар ал-Кулуб («Раскрытие скрытого за завесой для сведующих в Тайне сердец») и литографическое издание труда Фава’ид ул-Фу’ад «Полезные [знания] для Сердца», принадлежащего шайху Низамуддину Аулийа – одному из наиболее значимых суфийских святых ордена Чиштийа. Убедительно показано, как, оперируя словами-метками, например, Свет и Сердце и их коннотациями (Анвар – множественный Абсолютный Свет, Нур – Свет, а также преломлённый или отражённый Луч), можно прийти к пониманию, что Нур – и Свет, и Луч, и Сияние, и сам Аллах. Исходя из этого, создатели памятников средневековой письменности в странах мусульманского Востока утверждали религиозную парадигму, согласно которой благодаря Единству Бытия (вахдат ал-вуджуд) Свет Божественной Милости объемлет всё мироздание: от простого к сложному, а от него – к сердцу человека, прошедшего все пути совершенствования.
99-108 63
Аннотация
Аннотация: в данной статье исследован арабоязычный рукописный источник XVIII в. татарского автора, посвящённый правилам рецитации Корана (таджвиду), – «Файд ар-Рахман би таджвид ал-Кур’ан» = «Милость Милосердного в рецитации Корана». Проведено сравнение его содержания с популярным трактатом по таджвиду известного средневекового учёного Мухаммада ал-Джазари.

Классики и современные представители мусульманской богословской мысли

109-118 178
Аннотация
Аннотация: в статье рассматривается мнение выдающегося татарского богослова и историка XIX в. Шихаб ад-дина ал-Марджани (Шигабутдина Марджани) в отношении классификации правоведов (табакат ал-фукаха’) ханафитской школы (мазхаба) суннитского ислама, разработанной богословом XVI в., муфтием (шайх ал-ислам) Османской империи Ибн Камал-башой. Показывается, что критика татарского учёного, выявившего неточности упомянутой классификации, была поддержана и развита другими известными ханафитскими богословами мусульманского мира.

Систематическое теологическое образование

119-125 82
Аннотация
Аннотация: в статье описываются два учебных пособия Абу Хамида Мухаммада ал-Газали (XI–XII вв.), предназначенные им для преподавания ученикам с разной степенью образованности и ментальности, – персоязычный Зад-и ахират и арабоязычный Бидайат ал-хидайа. Обосновывается возможность использования их с минимальной адаптацией и затратами времени в современном духовном образовании в исламских учебных заведениях – вузах и медресе, что позволило бы обогатить преподавательский опыт современных мусульманских педагогов. Рассматривается также возможность использования в учебном процессе более обширной книги ал-Газали – Кимийа-йи са‘адат.
126-132 74
Аннотация
Аннотация: в статье предлагается анализ особенностей преподавания исламского вероучения в исламских религиозных образовательных учреждениях Республики Татарстан. Также проводится обзор современных инновационных методик и технологий в образовании применительно к преподаванию исламского вероучения.
133-144 55
Аннотация
Аннотация: в настоящей статье рассматриваются вопросы организации учебно-методического обеспечения по направлению подготовки 48.03.01 «Теология» (бакалавриат) с исламским блоком дисциплин конфессиональной подготовки в ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет» (ПГУ). Основное внимание в статье уделено вопросам методики обучения исламским наукам, подготовки учебного плана по данному направлению. На обсуждение выносятся вопросы подготовки учебно-методических материалов на основе требований федерального государственного образовательного стандарта с учётом специфики исламского образования и особенностей догматического характера.

Религиозные традиции и духовная безопасность: междисциплинарные исследования

145-156 56
Аннотация
Аннотация: в статье рассматриваются социологические аспекты ислама в постсоветской России и одном из её регионов – Татарстане. Автор обращает внимание на ряд влиятельных факторов, без учёта которых невозможно адекватное исследование процессов постсоветской реисламизации. К наиболее значимым следует отнести: региональную дифференциацию мусульманских сообществ; влияние советской модернизации и государственной идеологии атеизма на состояние исламской теологии и трансмиссию религиозных норм и практик; влияние глобализационных трендов и глокализации на идентификацию и практики мусульман. Совмещение в одном социокультурном пространстве местной религиозной традиции и образцов исламской глобализации в тесном соседстве с секулярным сообществом формирует ситуацию конкуренции идентификационных проектов, нормативных и идеологических конфликтов, как среди духовных лидеров, так и внутри самой уммы. Новые вызовы постсекулярного мира требуют пересмотра методологии изучения мусульманских сообществ, переосмысления понятия «традиция» в контекстах локальной истории татар в условиях многоконфессионального российского общества и глобальной исламской традиции. Показан исследовательский потенциал конструктивистских подходов в социологии и теорий идентичности в изучении ислама и мусульманских общин.
157-166 239
Аннотация
Аннотация: статья посвящена анализу возможностей использования в Республике Дагестан, где в 1990-е годы возродилось учение ислама, но одновременно появились религиозные идеи экстремистского толка, богословского наследия шейха шазилийского тариката Саида афанди аль-Чиркави. Автором выявлено положительное значение применения трудов шейха при работе по профилактике и противодействию проявлениям экстремизма у молодёжи. Также показаны возможности применения духовного наследия шейха при решении иных духовно-нравственных проблем современной молодёжи.

Исследовательская и прикладная методология

169-181 119
Аннотация

Аннотация: в настоящей статье предпринята попытка обозначить проблемное поле научной дисциплины «психология ислама» в российском контексте.
Институционализация новой дисциплины базируется на сопоставлении тематики и содержания трудов отечественных и зарубежных психологов религии. Решается проблема демаркации психологии ислама и исламской психологии. Обозначаются основные направления теоретических подходов и эмпирических исследований, на основе которых должна развиваться психологическая помощь мусульманам.
Рассматриваются основные направления деятельности Ассоциации психологической помощи мусульманам в России.

Общение и взаимодействие мусульман: прикладные исследования

182-187 52
Аннотация
Аннотация: в представленной статье приводятся данные исследований уровня рефлексии и эмпатии группы имамов, являющихся студентами-теологами Российского исламского института, а также группы шакирдов Азовского медресе и имамов Республики Крым. Раскрывается важность оптимального уровня развития перцептивной стороны общения в профессиональной деятельности служителя религиозного культа.

Психологическая помощь мусульманам: региональный фокус

188-194 64
Аннотация

Аннотация: в статье представлен отчёт об открытии Татарстанского представительства Ассоциации психологической помощи мусульманам в Казани, одного из первых в филиальной сети новой некоммерческой российской организации. Раскрывается основное содержание приуроченных к этому событию научно-практических семинаров, состоявшихся 21–22 февраля 2018 г. в Казани на площадке Ресурсного центра по развитию исламского и исламоведческого образования Института международных отношений, истории и востоковедения Казанского федерального университета.
В основу обсуждения подходов к психологическому консультированию мусульман положены работы известных зарубежных исламских психологов.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2618-9569 (Print)