Preview

Minbar. Islamic Studies

Расширенный поиск

Всеобъемлющий Свет Божественной Милости в теории и практике суфийского братства Чиштийа

https://doi.org/10.31162/2618-9569-2018-11-1-65-98

Полный текст:

Аннотация

Аннотация: автор статьи, опираясь на философско-суфийские изыскания средневековых мусульманских учёных, достижения современной теоретической мысли и самостоятельную аргументацию, раскрывает суфийское понимание Бытия Бога и Пути к Нему. Источниковедческим материалом послужили, прежде всего, трактаты индийских исламских мыслителей, написанные на фарси: сочинение Али ибн Усмана ал-Худжвири Кашф ал-Махджуб ли Абрар ал-Кулуб («Раскрытие скрытого за завесой для сведующих в Тайне сердец») и литографическое издание труда Фава’ид ул-Фу’ад «Полезные [знания] для Сердца», принадлежащего шайху Низамуддину Аулийа – одному из наиболее значимых суфийских святых ордена Чиштийа. Убедительно показано, как, оперируя словами-метками, например, Свет и Сердце и их коннотациями (Анвар – множественный Абсолютный Свет, Нур – Свет, а также преломлённый или отражённый Луч), можно прийти к пониманию, что Нур – и Свет, и Луч, и Сияние, и сам Аллах. Исходя из этого, создатели памятников средневековой письменности в странах мусульманского Востока утверждали религиозную парадигму, согласно которой благодаря Единству Бытия (вахдат ал-вуджуд) Свет Божественной Милости объемлет всё мироздание: от простого к сложному, а от него – к сердцу человека, прошедшего все пути совершенствования.

Об авторе

Л. З. Танеева-Саломатшаева
Институт востоковедения РАН
Россия
доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН, специалист по проблемам персоязычной литературы и философии Индии. Член Союза писателей Москвы (2012). Лауреат Международной премии Абу Али ибн Сины (Авиценны) в составе группы учёных Института философии и права Академии наук Таджикистана, занятых подготовкой к изданию произведений Авиценны в 10 томах, включающих философские, фармакологические и малые медицинские трактаты, по случаю его 1000 летнего юбилея (1980). Лауреат Международной премии Исламской Республики Иран, присуждаемой иностранным учёным, как «Выдающийся иранист России, внёсший весомый вклад в изучение суфизма и популяризацию литературы и языка фарси» (2015).


Список литературы

1. Польсков К. О. Теологический метод vs метод в Теологии. Философия и культура. 2015;(9):1277–1285. DOI: 10.7256/1999-2793.2015.9.13979.

2. Мухаметшин Р. М. Исламоведение в Татарстане. В: Пиотровский М. Б., Аликберов А. К. (ред.) Ars Islamica: в честь Станислава Михайловича Прозорова. М.: Наука; Восточная литература; 2016:96–104.

3. Прозоров С. М. Мистическая любовь к Богу (ал-махабба) как доминирующая идея суфийского Пути (ат-тарпка). Ишрак: ежегодник исламской философии = Ishraq: Islamic Philosophy Yearbook. 2014;(5):249–267.

4. Аликберов А. К. Российское исламоведение, его предмет и место в системе гуманитарных знаний (По следам одной научной дискуссии). В: Пиотровский М. Б., Аликберов А. К. (ред.) Ars Islamica: в честь Станислава Михайловича Прозорова. М.: Наука; Восточная литература; 2016:51–76.

5. Бартольд В. В. Работы по исторической географии и истории Ирана. В: Бартольд В. В. Сочинения. М.: Наука; 1974;7. 667 с.

6. Танеева-Саломатшаева Л. З. Истоки суфизма в средневековой Индии: братство Чиштийа. М.: Восточная литература РАН; 2009. 309 с.

7. Танеева-Саломатшаева Л. З. Фава’ид ул-Фу’ад (1308–1322): речения (малфузат) шайха Братства Чиштийа Низамуддина Аулийа, составленные его верным муридом прославленным персоязычным поэтом Индии Амиром Хасаном Дехлеви. М.: Институт востоковедения РАН; 2015;1. 615 с.

8. Смирнов А. В. Великий шейх суфизма (опыт парадигмального анализа философии Ибн Араби). М.: Наука; Восточная литература; 1993. 330 с.

9. ал-Газали Абу Хамид, Наумкин В. В. (ред.) Памятники письменности Востока. Том. 47: Воскрешение наук о вере (Ихна улум ад-дин). М.: Наука; 1980. 376 с.

10. Жуковский В. А. (ред.) Раскрытие скрытого за завесой. («Кяшф-альМахджуб») (Сочинения Абуль Хасана Али ибн Осман ибн-аба Али аль-Джулляби аль-Худжвири аль Газнави). Ленинград; 1926. 603 с.

11. Saffarzadeh T. The Holy Qur’an. Tehran: Honar Bidari Publisher; 2001.

12. Милославский Г. В., Петросян Ю. А., Пиотровский М. Б., Прозоров С. М. (ред.) Ислам. М.: Наука, 1991. 315 с.

13. Бертельс Е. Э. Суфизм и суфийская литература. В: Бертельс Е. Э., Османов М.-Н. О. (ред.) Избранные труды. М.: Издательство восточной литературы; 1965;3. 524 с.

14. Ziaoddin Sajjadi. The Foundations of Mysticism and Sufism. Tehran, 1995.

15. Руми. Маснави-йи маʻанави. Тихран; 1320/1942.

16. Са‘ди. Бустан. Тегеран; 1364/1986.

17. Мударрэс Рэзви (ред.) Санаи. Хадикат ал-Хала’ик. Тихран; 1329/1951.

18. Ар-Рисала ал-Кушайрийа. Тасхих Бади аз-Заман Фурузанфар. Тихран; 1345/1967.

19. Ансари А. Сад майдан аз амали. Кабул; 1341/1963.

20. Руми. Маснави-йи маʻанави. Тихран; 1378/2000.

21. Фарманеш Р. (ред.) Жизнь и сочинения Айн ал-Куззата. Тихран; 1338/1960.


Для цитирования:


Танеева-Саломатшаева Л.З. Всеобъемлющий Свет Божественной Милости в теории и практике суфийского братства Чиштийа. Minbar. Islamic Studies. 2018;11(1):65-98. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2018-11-1-65-98

For citation:


Taneeva-Salomatshaeva L.Z. The all-Embracing Light of Divine Grace in the Theory and Practice of the Sufi Brotherhood of Chishti. Minbar. Islamic Studies. 2018;11(1):65-98. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2018-11-1-65-98

Просмотров: 99


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2618-9569 (Print)